Подготовка к юбилею Экспедиции. Информация.

На главную
Гостевая книга
Покорабельные списки
Карта сайта
      Боевые друзья! Сегодня, 15 октября 2007 г. начинаем подготовку к юбилею Экспедиции (35 бригады кораблей измерительного комплекса 35 БрКИК, ТОГЭ-4, ТОГЭ-5). Позже добавлю сюда возможность формировать ваши предложения и мнения по встрече. Не забывайте регистрироваться в покорабельных списках, это очень важно. Постараюсь держать вас в курсе всех событий, но и вы поактивнее щёлкайте на ссылках. Добро?
      А начну страницу с обращения командира "Сибири" капитана 1 ранга Морозова Геннадия Константиновича. Это обращение было записано к нашей встрече на Торбеевом озере.
=======================================================

Обращение командира КИК "Сибирь" Морозова Геннадия Константиновича


=======================================================

Обращение оргкомитета по встрече 50-летия ПИК.
ТОГЭ

Вариант статьи для местных газет в 49 годовщину Ракетных Войск стратегического назначения. Мы не возражаем, если вы, уважаемые ветераны, будете публиковать её под свои именем, но только с указанием своих координат в городе. Ниже - фото для статьи. Автор левой фотографии Евгений Петрович Кузнецов, 1960 г. КИК "Сахалин", правая - из фондов корабельного музея.
Фото можно скачать так: щёлкните на нём левой кнопкой, после увеличения размеров - правой и выбрать "Сохранить рисунок".
=======================================================

Статья из "Морской газеты" (г.Кронштадт). Автор А. А. Ранцев, прислал Р. Н. Беркутов.

=======================================================

Тезисы доклада Р. Н. Беркутова 2. 10.2007 г. на международной конференции: "Об участии военных моряков в испытаниях ракетно-космической техники СССР".

      В 1950-х гг. перед нашей страной встала задача создания стратегического оружия, которое могло бы обеспечить превосходство в дальности его использования, мощности и точности стрельбы перед вероятным противником.
      Работы КБ, возглавлявшегося академиком С.П. Королевым, позволили довести разработку ракет до опытных образцов. В 1959 г. образцы новых МБР были испытаны с дальностью стрельбы в пределах от Казахстана до Камчатки.
      Задача – испытать созданные образцы на полную дальность. Это значило: продумать использование временных испытательных полигонов в Тихом океане – в его Северо-западной части, а также в акватории между Гавайскими островами, экватором и еще несколько южнее вдали от активных морских коммуникаций. Правительством по предложению С.П. Королева, поддержанного Д.Ф. Устиновым и С.Г. Горшковым, было принято решение по переоборудованию 4-х сухогрузных теплоходов польской постройки (рудовозов) в корабельный измерительный комплекс, оснастив его аппаратурой и специалистами ВМФ (водоизмещение корабля 5300 тонн, скорость 10-12 уз, автономность 6 мес.).
      Обоснованием состава измерительных средств и программы измерений занимались видные специалисты НИИ МО, управлений ГУРВО, ГУКОС, ВМФ: Богомолов, Агаджанов, Тюлин, Установ, Горин, Мозжорин, Карчевский, Мрыкин, Авраменко В.А., Крошко С.И., Бачурин А.П., Лимановский, чл. кор. РАН А.И. Сорокин и мн. другие.
      Комплектование личного состава кораблей измерительного комплекса ТОГЭ-4 было поручено органам ВМФ. Командиром соединения был назначен опытнейший командир, известный штурман Максюта Юрий Иванович, впоследствии контр-адмирал, лауреат Ленинской премии, один из создателей спутниковой системы ГЛОНАСС.
      В период 1958-1960 гг. многие корабли ВМФ уничтожались. Наиболее подготовленные специалисты – офицеры со всех флотов были назначены на новое соединение. Была организована дополнительная подготовка офицеров в институтах МО, ВМФ, в гидрографических службах флотов, вузах. Это – штурмана, гидрографы, гидрометеорологи, океанологи, инженеры по радиоэлектронике, оптики, механики, врачи. Личный состав комплектовался специалистами из ленинградского учебного отряда, флотского экипажа, солдаты из 4 НИИМО.
      Хотелось бы перечислить хотя бы некоторые фамилии (далеко не все):
      ЭОС «Сибирь» – флагман – командир Седов В.А., Ковалев Н.Н., Попов И.А., Баранов Ю.Н., Ромашин Е.И., Диденко В., Калмыков Г., Попков Э.Р., Пятенко В.А., Пулин А.И., Васильев В., Кочнев Г.С., Конеченков Е.А., Сироткин В.А., Ермоленко В.И., Нестеров Е.М., Савельев Н.Ф., Рылов А, Суйтс Т.Н., Юлдашев Р.Х., Сорокин В.Н., Сирож В.М., Архипов П.Е., Пасечник В.А., Барышников М.В. и др.
      ЭОС "Сучан"- командир Васильков П.Е., Кефала В.Н., Натальченко Ю.Д., Юдин С.И., Егоров В.Н., Поздняков В.И., Чередниченко А.М., Бушманов А.Ф., Федотов Б.Н., Клименко, Гайдук В.Н., Рязин Э.Н. и др.
      ЭОС «Сахалин» – командиры Зонов В.В., Марухин Н.Ф., Пригарин В.А., Афанасьев, Литвинов В.С., Ершов И.И., Петров А.Е., Кролик С., Чижевский В.И., Цимбал В.Н., Калмыков Э., Купреев П.Н., Мельник, Бухта С.А., Новожилов Г., Антипов Г., Мудров А.В., Айнгорн, Тюрин Ю.С., Кудряшов Б. и др.
      ЭОС «Чукотка» – командир Пилипенко И.К., Гвоздецкий А., Костылев Б.А., Мясников В.Е., Афонский В.А., Байденко Л.Ф., Крюченков А.Ф., Куликов В.С., Соловьев В.С., Шевченко А.И., Иванов Н., Фарафонов, Ичаловский В., Глотко В., Шатов В.А. и др.
      Штаб ТОГЭ-4 Авраменко В.И., Бачурин А.И., Сергеев В.Н., Ранцев, Новиков В.М., Онищенко Е.Я., Гаранин В.К., Сахаров А.Н., Шевченко И.Т., Тихонов А.А., Малинин Г.И., Антонов Е.Е., Обухов В.Н., Крошко С.И., Шатунов В.А., Беркутов Р.Н., Кефала В.Н., Петров А.Е., Прохорович, командир звена вертолетов Ка-15 Федоровский Б. и др.
      По технической подготовленности, готовности к длительным океанским походам – все эти люди обладали высочайшими моральными качествами, не-смотря на сложнейшие условия плавания и базирования в бухте Крашенинникова пос. Советский, теперь - Вилючинск (Петропавловск-Камчатский). Никто не жаловался на трудности – не было жилья для семей. Походная жизнь: 4 месяца в море (в дрейфе в районе ожидания) под строгим режимом связи и снабжения, 10 суток береговая стоянка (корабли на рейде) и снова в поход.
      Каждый корабль по своему оснащению являлся аналогом сухопутных измерительных пунктов. На борту размещалась на стабилизированных от качки платформах измерительная аппаратура: телеметрическая, оптическая, гидроакустическая, радиотеодолиты, специального контроля, радиолокационная аппаратура, вертолеты – ретрансляторы сигналов ГЧ ракет. Каждый корабль имел технические средства для экспресс и полной обработки поступающей информации. Вертолеты (t?=28?, влажность 85-90%), впервые в тропиках океана.
      За время боевой работы корабельным измерительным комплексом вы-полнены десятки испытаний ракет: измерение параметров траектории на ко-нечном участке полета ракеты, определение места и времени приводнения ГЧ, объективный телеметрический контроль за несколькими десятками бортовых параметров ракеты. При испытаниях ракет корабли стояли в вершинах прямоугольника, внутрь которого был вписан эллипс рассеивания ракеты; центр его совпадал с точкой прицеливания, а большие полуоси – с проекцией траектории на заключительном участке полета ГЧ.
      Каждый корабль фиксировал с помощью вертолетов-ретрансляторов радиосигнал в момент приводнения ГЧ. Кроме того, гидроакустические станции кораблей принимали звуковой сигнал от приводнения. Зная среднюю горизонтальную скорость звука в воде и время прохождения звукового сигнала с точностью (относительной погрешностью) порядка 1/1000, мы определяли расстояния от корабля до точки падения. Проблема заключалась в определении географических координат кораблей. В 1960-х годах наиболее надежным считался астрономический метод определения координат из многократных измерений с передачей места на ориентирный буй, установленный на якоре на глубине до 5-6 тыс. м. С появлением в конце 1960-х гг. спутниковой системы навигации для обеспечения непрерывного получения координат корабля стали оборудовать на каждой корабельной позиции боевые поля из триады донных гидроакустических маяков-ответчиков, координаты которых были определены из спутниковых наблюдений. После этого каждый корабль, находясь на заданном боевом поле, получал возможность свои траекторные измерения привязывать практически непрерывно к жестким координатам гидроакустической системы.
      Точность траекторных измерений с абсолютной привязкой в открытом океане достигла 100 м (с помощью морской трилатерации), впервые на кораблях ВМФ. Испытания ракет проводились настолько успешно, что об этом руководители государства заявили с трибуны XXIII съезда КПСС, и эти изделия до сих пор используются при запуске космических объектов.
      Начиная с полета Ю.А. Гагарина, с 1961 г., корабли ТОГЭ постоянно привлекались к обеспечению полетов космонавтов: проводились радиопереговоры на УКВ с космонавтами, фиксировалась телеметрическая информация жизнедеятельности пилотов и о работе систем космических кораблей. Так, корабли вели переговоры с Гагариным, Титовым, Терешковой и всеми другими космонавтами. Корабли при запуске космонавтов занимали позиции вдоль траектории по всей акватории Тихого океана вплоть до экватора.
      Неоднократно космонавты выражали свою благодарность морякам-тихоокеанцам за качественное обеспечение их полета. Вся информация о выполненных измерениях доставлялась нами в г. Ленинск (теперь Байконур), где мы участвовали не только в окончательной обработке информации, но и в научно-теоретических конференциях баллистиков.
      Следует отметить, что все измерения с кораблей выполнялись под пристальным наблюдением кораблей (фрегатов) и самолетов США, а в последующем в присутствии корабля слежения «Генерал Арнольд». Причем все эти корабли и самолеты постоянно опасно маневрировали, угрожали оружием и пытались сорвать наши испытания.
      Нами приведен только небольшой очерк об участии кораблей ВМФ в испытании того оружия, которое страна имеет и сейчас. Пребывание кораблей в океане активно использовалось для выполнения гидрографических работ (промер глубин), океанографических исследований, а также гидроакустических измерений по анализу прохождения взрывных сигналов на расстояния до нескольких тысяч км в звуковом канале.
=======================================================

Статья в газете "Пушкинский вестник" № 49 от 14.12.2007 г.

Пушкино. Статья о ТОГЭ Пушкино. Статья о ТОГЭ Пушкино. Статья о ТОГЭ


=======================================================

Статья в газете "Время" г.Ангарска № 143 от 20.12.2007 г.

Ангарск. Статья о ТОГЭ Ангарск. Статья о ТОГЭ
Ангарск. Статья о ТОГЭ Ангарск. Статья о ТОГЭ


=======================================================

27.12.2007 Поздравление Российскому научно-исследовательскому институту космического приборостроения.


     Из новостей центральных телеканалов с удовольствием узнали о запуске серии спутников системы ГЛОНАС.
     От имени Комитета ветеранов кораблей измерительного комплекса Тихоокеанского флота "Экспедиция" мы поздравляем всех сотрудников института с этим очень важным событием! "Экспедиция" объединяет сотни ветеранов со всех уголков нашей страны, а когда-то мы все служили на ТОГЭ-5 (Тихоокеанская океанографическая экспедиция/Плавучий измерительный комплекс Министерства Обороны СССР/35 бригада КИК на Камчатке) и прекрасно знаем и помним вашу замечательную работу у нас на кораблях.
     С уважением. От имени организационной группы Комитета ветеранов КИК Тихоокеанского флота. www.toge.ru


=======================================================

Знаменитая статья в Севастопольской газете авторов В.Цимбала, В.Сорокина, Г.Антипова.

Севастополь. Статья В.Сорокина


=======================================================

Как военно-морские врачи помогали осваивать космос
Кувшинников А.В., Газета "Военный врач" Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова. Номер за 14 апреля 2006 г.


     У нас в академии по обыкновению праздничный день 12 апреля - День космонавтики - связывают в первую очередь с профессиональными торжествами выпускников факультета подготовки врачей для Военно-Воздушных Сил. И это вполне справедливо. Тех из наших коллег, кто в своё время окончил III факультет, можно повстречать и в городе Звёздном, и в Плесецке, и в Капустином Яре, и на Байконуре, и ещё во многих подобных местах службы, напрямую связанных с обеспечением космических программ России. От всей души мы поздравили в этот день наших коллег-медиков, отмеченных знаками различия ВВС. Это в том числе и их трудами наша страна приобрела и продолжает сохранять престиж космической державы. Пожелаем им и дальнейших творческих успехов в их интересной, нелёгкой работе и службе.
К празднику причастны и выпускники IV факультета
      Но справедливости ради необходимо отметить, что в нашей академии к этому празднику причастны и некоторые из выпускников факультета подготовки врачей для ВМФ. Возможно, данное утверждение покажется читателям “Военного врача” на первый взгляд непривычным и спорным. И поэтому сегодня, накануне празднования очередного Дня космонавтики, хотелось бы рассказать о некоторых малоизвестных фактах, нечасто попадающих в газетные публикации. Автору этих строк хотелось бы приподнять завесу забвения над свидетельствами причастности советских военно-морских врачей к успехам нашей страны в освоении околоземного космического пространства.
      Ни для кого не секрет, что в своё время в СССР к великому делу завоевания космоса были привлечены многие и многие тысячи специалистов из самых разных отраслей. Были среди них и военные моряки: судоводители, штурманы, связисты, механики и, конечно же, медики. Говоря здесь о медиках, хотелось бы, прежде всего, остановиться на врачах, фельдшерах и санитарных инструкторах, проходивших службу на военно-морских кораблях специального предназначения. Однако прежде, чем упомянуть некоторые из их имён, наверное, будет вполне оправданным и уместным совершение хотя бы краткого экскурса в историю жизни и боевой подготовки экипажей этих специальных кораблей. Это необходимо также потому, что без ясного представления о специфике предназначения, решаемых задачах, а также особенностях подготовки к боевой деятельности, свойственной данным кораблям, затруднительно представить во всей полноте роль корабельных медиков, их вклад в обеспечение успешного выполнения работ в океане.
Загадочные корабли
      Теперь, наверное, уже мало кто вспомнит, что в Военно-Морском Флоте Советского Союза имелись целые соединения кораблей, регулярно и на длительные сроки уходивших в океан для наземного (а точнее, “наводного”) обеспечения запусков наших космических кораблей. На некоторых из кораблей одного из таких соединений, входившего в состав Краснознамённого Тихоокеанского Флота (КТОФ), в период с 1985 по 1991 год довелось служить и автору этих заметок. Теперь, когда уже нет ни этого соединения, ни даже большинства составлявших его кораблей (почти все они, за редким исключением, были выведены из состава флота в середине 90-х годов) можно и следует попытаться рассказать хотя бы для медицинской аудитории о некоторых особенностях службы на этих кораблях.
      Соединение кораблей, призванных на постоянной основе решать специальные задачи в интересах Главного управления космических исследований МО СССР (ГУКОС), было создано в составе КТОФа в 50-х годах, теперь уже прошлого, ХХ века. Корабли соединения носили название “кораблей измерительного комплекса” (КИК). Надо сказать, что практически до самого последнего момента жизни и службы этих кораблей даже само их название оставалось секретным. В несекретной документации иногда можно было встретить обозначавшее их словосочетание “экспедиционные корабли”, а чаще просто номера соответствовавших им войсковых частей. В 1985 году к их числу принадлежали семь кораблей со следующими названиями: “Сахалин”, “Сибирь”, “Спасск”, “Чукотка”, “Чажма”, “Чумикан” и “Маршал Неделин”.
      Во второй половине 80-х годов ХХ века к ним добавился ещё и однотипный “Маршалу Неделину” (корабль назван в честь Героя Советского Союза главного маршала артиллерии и первого Главнокомандующего РВСН М.И. Неделина) корабль, получивший своё название в честь дважды Героя Советского Союза Маршала Советского Союза Н.И. Крылова, также бывшего главнокомандующего РВСН. Вместе последние два корабля составляли пару самых больших и современных кораблей измерительного комплекса, не имевших себе аналогов ни в одном из флотов мира. Размеры их поражали воображение, а условия жизнеобеспечения по тем временам были почти невероятными. Достаточно сказать, что даже личный состав срочной службы размещался на них не в традиционных кубриках, а в комфортабельных каютах по четыре человека. В каждой из кают, как и в каждом из помещений боевых постов, имелись видеомониторы, по которым из специального телецентра командир корабля имел возможность непосредственно обратиться к своему экипажу. В прочем, кабельная телевизионная сеть не заменяла, а лишь дополняла обычные для военного корабля линии трансляции. В целом, в тот период эти корабли можно было смело называть “кораблями будущего”; они были этого достойны. Однотипными и похожими друг на друга как близнецы-братья были также и два других корабля соединения КИКов: “Чажма” и “Чумикан”. По своему водоизмещению они значительно уступали описанным выше двум самым новым кораблям соединения, но всё же были настолько велики, что у них на борту имелись все возможности для комфортного размещения не только штатных экипажей, но и штаба соединения, а также значительного количества прикомандированных специалистов. Интересно, что даже долгие годы эксплуатации, ремонтов и всяческих модернизаций так и не смогли придать их облику настолько существенные различия, чтобы можно было легко различать “Чажму” и “Чумикан” по силуэтам или в условиях ограниченной видимости. Это были в полной мере, как говорят и пишут на английском языке, “sisterships”.
      “Сахалин”, “Сибирь”, “Спасск” и “Чукотка” имели меньшие размеры. Это, разумеется, не лучшим образом отражалось на комфортабельности размещения экипажей. Попросту говоря, теснота в их внутренних помещениях была сравнимой разве что с теснотой внутри подводной лодки. За это, да ещё за то, что особенности их конструкции заставляли находившихся на борту моряков в добавление к килевой качке в полной мере испытывать ещё и все прелести качки бортовой, корабли этой серии были прозваны “малышами” и даже, с некоторым оттенком усмешки, “тазиками” (лукавый матросский юмор!). Несмотря на то, что эти четыре корабля также представляли собой серию, ко времени описываемых событий в их внешности уже накопилось немало существенных деталей, позволявших даже не самому искушённому наблюдателю различать их быстро и со значительной долей уверенности.
      За исключением первых двух (типа “Маршал Неделин” и “Маршал Крылов”) все перечисленные корабли уже к 1985 году были заслуженными ветеранами. К их внешнему виду уже давно привыкли как жители Петропавловска-Камчатского, в непосредственной близости от которого собственно и находился пункт постоянного базирования соединения, так и горожане Владивостока, в порт которого корабли приходили с исключительным постоянством для проведения очередного ремонта и перевооружения. Особенно узнаваемыми их делал белоснежный цвет надстроек с обилием антенн самых разнообразных конструкций. Белый цвет надстроек в целом не был характерным для других кораблей Советского ВМФ. Кроме того, более крупные корабли измерительного комплекса имели в середине своих надстроек огромные белые шарообразные контейнеры, со стороны похожие на кругляши мороженого.
      Интересно, что не только сугубо штатские лица, но даже и большинство офицеров флота совершенно не представляли себе, для каких целей выходили в океан эти красивые и “загадочные” корабли. Каждый представлял их себе по-своему. Одни считали их кораблями-шпионами, другие - чем-то вроде больших специальных лабораторий наплаву. Тем более что внешне они напоминали те корабли науки, которые бороздили моря под флагом АН СССР. Но ошибались и те, и другие. На самом деле задачи, решавшиеся КИКами, были совершенно другими. О специфике этих задач в те годы, наверное, редко кто имел возможность даже задуматься, если только по своей работе или службе он не имел прямого отношения к обеспечению космических полётов или испытаниям новых образцов ракетной техники.
Романтическая задача
      Среди основных задач кораблей измерительного комплекса одной из самых интересных и, пожалуй, одной из самых романтических была задача обеспечения надлежащей готовности к проведению поисково-спасательных действий (ПСД) на случай аварийного схода с околоземной орбиты и приводнения в акватории Тихого океана спускаемого модуля с отечественными космонавтами. К счастью, подобных эпизодов в реальной деятельности кораблей КТОФа в период с 1985 по 1991 годы не было - космическая техника не подвела. Но сама возможность развития такого рода событий учитывалась командованием вполне серьёзно, как говорится, со всеми вытекающими последствиями. При этом, что касается экипажей наших КИКов, то, скорее всего, не будет преувеличением считать, что все - от их командиров до любого из матросов-первогодков - были как-то по-особому сосредоточены, когда в учебно-тренировочных целях отрабатывались действия, предусмотренные в случае оказания помощи терпящим бедствие космонавтам. А занятий, тренировок и учений по программе ПСД было немало. При этом самым зрелищным и впечатляющим, пожалуй, было комплексное учение, проводившееся на кораблях как минимум ежегодно.
      В ходе этого учения заранее, незадолго до начала основных действий на воду спускали специальный имитатор спускаемого космического модуля. Вскоре за этим по корабельной трансляции раздавалась команда: “Команде катера "Чажма-3", начальнику медицинской службы, химику-дозиметристу и команде легководолазов - в катер! Катер к спуску!”. Через положенный промежуток времени катер лихо отваливал от левого борта корабля и на полной скорости устремлялся к “спасаемым”. Далее начиналось самое важное и интересное.
      Если уважаемый читатель полагает, что катер сразу подходил вплотную к “объекту”, то он здесь впадает в заблуждение. Всё должно было происходить и происходило гораздо сложнее. Дело в том, что среди прочих возможных опасностей действовавшими тогда инструкциями была предусмотрена ещё и возможность значительного радиоактивного фона вокруг самого спускаемого модуля. Рисковать жизнями и здоровьем космонавтов и моряков было нельзя. Поэтому катер останавливался на некотором расстоянии от плавающего объекта, и с него спускали одноместную надувную резиновую лодку. Первым на ней совершал “обход” аппарата химик-дозиметрист, и только после его сообщения о нормальном уровне радиации катер с врачом подходил ближе. Конечно, в зависимости от конкретной обстановки предусматривались различные сценарии спасения, но основным среди них был описываемый.
      И вот на этом этапе именно корабельному врачу принадлежала, без сомнения, одна из самых ключевых ролей. В этой фразе содержится не всем понятный каламбур. Дело в том, что кроме специальной укладки с медикаментами и врачебным инструментарием доктор нёс на себе ещё два архиважных в тех условиях предмета. Первым из них была планшетка, содержавшая в себе таблицу условных сигналов для вступления в контакт (методом перестукивания) с экипажем космонавтов ещё до открытия люка модуля. А вторым - специальное устройство для отпирания извне вручную наружной крышки люка самого спускаемого аппарата. Не дай бог уронить за борт то или другое! Чтобы исключить даже саму возможность такой утраты, обычно эти драгоценные предметы привязывали прочным шкертом к собственному поясному ремню.
      Итак, по условиям задачи, если космонавты не могли самостоятельно покинуть свой космический модуль, начальник медицинской службы должен был сначала попытаться достучаться до них, используя исключительно кодовые сигналы из таблицы. А затем, действуя по обстановке, он обязан был лично вскрыть люк спускаемого аппарата и руководить эвакуацией экипажа космонавтов на борт корабля, оказывая при необходимости соответствующую медицинскую помощь. Для извлечения пострадавших космонавтов через люк модуля и транспортировки их в катер использовались специальные приспособления. И надо было видеть, с каким энтузиазмом матросы тренировались, осваивая их! Не самое это было лёгкое дело, надо сказать. Руководство подобными тренировками всегда поручалось начальнику медицинской службы корабля.
      Курсантам нашей академии - будущим офицерам флота не мешает задуматься над тем, что для их профессиональной зрелости нужны не только глубокие знания в медицинских дисциплинах, но и такие, казалось бы, простые навыки, как умение извлечь пострадавшего (необязательно космонавта) из труднодоступного места. И не следует в таких вопросах надеяться на других.
Они служили с нами
      К сожалению, размеры настоящей статьи не позволяют подробно остановиться на деятельности каждого из врачей, служивших в соединении КИКов. Тем не менее, хотелось бы упомянуть хотя бы о некоторых военно-морских врачах, служивших в своё время на этих кораблях.
      Кроме автора этих строк, на кораблях измерительного комплекса на завершающем этапе их существования проходили службу как минимум ещё трое выпускников IV факультета Военно-медицинской академии. Это Игорь Андреевич ДУСЬ (род. в 1955 году, окончил ВМедА в 1979 году), Вадим Константинович БАШЛАКОВ (род. в 1958 году, окончил ВМедА в 1981 году), Андрей Викторович ПАРЫГИН (род. в 1961 году, окончил ВМедА в 1984 году). Все указанные офицеры являлись начальниками медицинских служб КИКов, а И.А. Дусь ещё и флагманским врачом соединения.
      В сравнении с выпускниками других медицинских ВУЗов, врачей, окончивших ВМедА, в соединении КИКов было немного. И это понятно: в академии нас в первую очередь готовили для службы в подплаве. Поэтому было бы несправедливо совсем умолчать здесь о коллегах-выпускниках военно-медицинских факультетов и гражданских медицинских институтов. Опираясь на факты из истории соединения кораблей измерительного комплекса, можно с уверенностью утверждать, что в своей служебной и профессиональной деятельности они зачастую ни в чём не уступали выпускникам нашей Alma Mater. В связи с этим хотелось бы особо упомянуть офицеров медицинской службы Кисель И.И., Литвиненко В.А., Лобанова А.Н. Список достойных офицеров медицинской службы, проходивших службу в соединении кораблей измерительного комплекса, можно было бы продолжить.
      Сейчас уже нет соединения кораблей, о которых здесь было рассказано. Но осталось немало свидетелей и участников океанских походов, совершавшихся для обеспечения отечественных космических программ. Хочется верить, что Россия не только была и остаётся космической державой, но и будет ею в будущем. А для осуществления этого потребуются усилия многих и многих специалистов, в том числе, возможно, и военно-морских врачей. С праздником вас, с Днём космонавтики!
     Подполковник медицинской службы Кувшинников А. В.


=======================================================

Статья в газете "Вечерний Омск" № 1 от 2.01.2008 г.

Омск. Статья о ТОГЭ Омск. Статья о ТОГЭ


=======================================================

Статья в газете "Искра" № 7 от 7.02.2008 г. Запорожье

Запорожье. Статья о ТОГЭ Запорожье. Статья о ТОГЭ


=======================================================

Статья в газете "Вперёд" № 27 от 12.04.2008 г. Сергиев Посад

Сергиев Посад. Статья о ТОГЭ