* Карта сайта

МИЛИ:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Капитан придвинул кресло к камину, раскурил трубку и, задумчиво глядя на огонь, начал свой рассказ:

Мичман
Галимарзанов Фанис Магафурович
"Спасск", "Чажма"
76-79, 88-92 гг

=========================================
      Ураган в Охотском море
      В 1974 году трое курсантов Уфимского речного училища, среди которых был и я, употребили поллитровку "Имбирной" на пустой желудок, вследствие чего пришли в непотребный вид, обрыгавшись и падая немерянное количество раз в придорожные канавы. Это был мой первый опыт рыгания - но длилось это пять-десять минут. Сейчас же я рыгаю третьи сутки, уткнувшись в проем осушительной системы гиропоста. Мама дорогая, сейчас сдохну. Блевать уже нечем, осталась желчь, желтая, текучая…
      "Гиропост - штурманской…"
      "Есть гиропост. Вахтенный штурманский электрик…."
      "Ну что там с ним?"
      "Блюет…"
      "Тащи наверх…"
      "Есть тащить"
      Сергей Алейников, усатый старшина 1 статьи, трясет меня за плечо: "Давай вставай, командир БЧ вызывает" Собрав волю в кулак, тащусь по трапам наверх. По коридорам гуляет вода с блевотиной - броняги не держат, подтекает значительно, гальюны далеко и народ, старательно выпучив глаза и зажав пятерней рот, не успевает таки добежать и травит где попало. Убрать-подтереть за собой невозможно - между комингсами гуляет метровая волна.
      В штурманской рубке каптри Григорьев, старлей Коленко.
      "Ну-с, молодой человек, как самочувствие?"
      Сейчас точно сдохну. Здесь качает так, что стоять невозможно
      "Плохо мне. Есть не могу, тошнит постоянно."
      "Выйди на мостик. Подыши, может поможет"
      На мостике, ухватившись за планширь, подставил лицо под рвущий ветер вперемешку с соленой, водяной пылью. Горизонт не виден - кругом бешеная вода, горы и впадины, все пляшет. Пароход погружается носовой частью по самый спардек в кипящую воду, начинает трястись, скрипя и постанывая, медленно выползает из нее, задирая нос, чтобы снова и снова повторять этот танец.
      А ведь неделю назад я даже представить себе не мог, что окажусь в середине Охотского моря с вывернутым наизнанку пищеводом.
      Осенью 76 года "Спасск" завершил ремонт и забрал с собой в Питер порядка 100 молодых матросов. Собирали со всех учебок Русского и экипажа - пополнение соединения №60111. Помню темный вечер, мы поднимаемся по трапу, затем спускаемся в клуб. Постепенно вокруг собирается народ - поспрошать земляков, но как-то мигом, при появлении офицера в канадке, мгновенно исчезает. Так мы познакомились с Пастухом - командиром "Спасска" капитаном 1 ранка Пастуховым Леонидом Васильевичем.
      "Старпом, где, бля, старпом"
      "Здесь, командир"
      "Я что-то не понял, почему народ не пристроен, не накормлен? Ты посмотри на них, они жрать хотят"
      Что было правдой - учебки острова Русского славились отвратительным питанием (все со складов НЗ, масло с зеленью, протухшее мясо, помпажная тушенка) - в 90 годы там с голоду умерло 4 матроса. Твою мать, доэкономились, собаки! А в тот вечер мы оторвались по полной - лагун кофе с молоком, лагун булочек, блок сливочного масла. Когда кончили - принесли еще.
      Ночью "Спасск" вышел в залив и взял курс на Питер. Спали в клубе, наутро нас раскидали по кубрикам. А потом начался этот кошмар. Большинство рядового состава основную часть службы провела в ремонте - лишь годки могли достойно держаться, но и они, и офицеры, и мичманы в самый пик урагана ходили зеленые. Во время ремонта забыли про клапана носовых гальюнов - они просто заржавели и во время погружения в волну из очка вырывался фонтан - успевай только уворачиваться. Сижу рядом с годком-старшиной, справляем нужду, время от времени матерясь и уворачивая задницы. Забегает матрос с зажатым ртом - успел таки добежать, и пристроился к очку рядом с годком. Бе-ее-е. Годок заикал, но крепился, а мне уже было пофиг - травить нечем. Матрос блевал долго и с шумом и годок сломался - понесло из всех дыр. Надо же, и у меня что-то нашлось. Сидим, блюем, какаем и вертим задницами.
       Через полгода я во время штормов ходил с противогазной сумкой на боку - в ней сухари, помидоры - все, что можно было жевать. Таких проглотов было несколько - и жевали постоянно, сметая во время завтраков, обедов, ужинов, вечерних чаев все, что оставалось на столах.
=========================================
      Химическая тревога
      При входе в Авачинскую бухту сыграли обычную боевую тревогу. Прошли Трех братьев, вышли на створ, осталось подвернуть и -
      "Твою мать, охренели что-ли, с какого … химическую сыграли?!!"
      Мы в штурманской, на всех резиновые морды. Ждем отмены. Странно, машину стопанули, всех офицеров вызвали на ГКП. Ждем. Послышался скрип трапа, ведущего на ГКП - похоже вестовой тащит командиру кофе. Решил поспрошать, снял противогаз и открыл дверь - а там Пастух.
      "Твою мать…!!!!!!!"
      Это произнес Пастух и понесся наверх. Через пару секунд по всем линиям -
      "Говорит командир. Даю добро открыть броняги и иллюминаторы по левому борту. Видите белое облако над водой - это пары ракетного топлива. На пирсе произошла утечка"
      Секундой позже на всем пароходе захлопали броняги и заскрипели барашки иллюминаторов. Кто-то с тоской "Бля, а у меня в противогазе дырка". "Не ссы, от этой дряни не спасет"
      Белое облако прошло мимо нас, потянулось на Питер, там разбегался народ. Долго стояли на рейде, затем узнали, что во время заправки изделия потравилось немало народу.
      Лет через десять мне довелось разговаривать с двумя участниками тех событий - с одним встретился в таежной глухомани, где я после навигации подрабатывал дизелистом-помбуром на буровой у геологов, а он, будучи геодезистом, делал привязку и забрел на ночевку в мой вагончик. Второй был штурманом на речном буксире. Оба были в той команде. Им повезло, выжили, а всего в их команде потравилось более 20 человек.
=========================================
      "Пастух"
      "Кого ты хочешь нае…? Меня?!!!"
      Да, обмануть Пастуха было почти невозможно. Ходили слухи, что он отслужил семь лет срочной, окончил училище и с лейтенантов-артиллеристов дошел до капитана 1 ранга. Знаменитое проворачивание шкер - Пастух с длинным металлическим дрюком проходит по пароходу и находит все зашкеренное. Он не рисковал разве что залезть в гирокомпас - там я хранил заветное и это меня спасало всякий раз.
      Слышал, что после увольнения Пастух работал капитан-наставником в ДВМП. Сам я бывший гражданский капитан и могу представить себе, каково было коллегам под началом у такого волчары.

=========================================
      Ваня-якут
      Мой земляк, из Башкирии. Тормоз от природы, но добродушный. Попал в ХС-ГМС "Спасска" в 77 под начало Осипенко (Сипа). Как-то раз в штурманскую вбегает Сипа - уже почти синий от спазмов, а в гидрометеорологической слышен хохот.
      "Тут я дал Ваньше задание сделать опись поста. Гы, гы, не могу больше, почитайте сами:"
      "На-жав-ка, плас-кас-тижи… Га-га-гы-гы"

=========================================
      Пожар на "Чажме"
      Перед тем походом мой сосед по каюте Серега Гузанов, заведующий мастерской РЛС, сдал мне дела и ушел в отпуск. До того его достали замечания проверяющих по поводу бочки с Б-70 - та, которой положено быть на выстреле в районе кормы. За ночь по ней писалось всеми и все, что угодно. Короче, этот гимор Серегу достал и он спрятал бочку в мастерской. Братья-близнецы Игошины были постоянно голодными. Жратвы навалом, но в назначенное время, а им требовалось сейчас. После обеда затеяли они блинчики. Достали запасную электроплиту, спустились в кладовую лампочек (5 отсек), включили плиту и замесили тесто. В этот момент старпом сыграл тревогу и пару часов на вертолетке насиловал народ, затем дали ужин и обычный просмотр фильма. Затем вечерний чай и опять фильм. Короче, забыли братья про плиту.
      Обычно я засыпал в два-три часа ночи. В половине второго потопал в гальюн и в районе люка 5 отсека унюхал вонь от тлеющей бумаги. Звоню дозорным - те сонно "Да все в порядке, пять минут назад прошлись". Позвонил вахтенному офицеру - тот прибежал сам. "Горим, твою мать"
      Вася Сорока, Микола Головащук, Андрей Фесенко - почти двухметровые мичмана в термокостюмах спустились в отсек. Тушили до утра. От плиты затлели картонные оболочки лампочек, затем загорелась краска и пошло-поехало. Я сидел в мастерской в обнимку с бочкой - Коля Задорожный, командир аварийной партии, когда узнал о ней, …. Он был в шоке. "Да ее хрен вытащишь. Сиди там, обороняй". Сижу.
      Доклад на ГКП "Осмотрена кладовая труб. Замечаний нет". Замполит услышал "труп" и помчался вниз к Задорожному.
      "Где труп?"
      "Какой такой нах труп! Вам делать нех?"
      "Да как Вы со мной разговариваете!"
      "Да пошел ты нах и тарарах…"
      Вася Сорока сорвался в открытый люк и сломал ребра, но тушил до конца. Залили все. Борис Иваныч Выборов, начальник РТС, был в ужасе - немалое оборудования вылетело к черту.
      Во время стоянки на рейде, братья Игошины февральской ночью доплыли до берега. С ума сойти, почти миля в ледяной воде. Добрались до садовых участков, блукали пару дней, объедаясь солеными помидорами и огурцами.

=========================================
      Пропали блоки
      В какой-то момент Чажма застряла на рейде. Тоска несусветная, семьи нет, Уют надоел. Услышал про скорый выход "Крылова" и понесся к Каплину - отпусти, барин, мочи нет, хочу в море! Каплин дал добро, флагманский РТС четко прописал задание разобраться в неисправности одного из постов. Бегом собрал чемодан, авоську с заваркой и сигаретами и через час был оформлен в крыловскую каюту. Подняли якоря, вышли в океан и побежали, кажись, на 53 южный. 20 дней туда, пара дней на задании, и 20 дней обратно.
      Неделю лежал в каюте, вчитываясь в техописание станции - в полметра толщиной. Когда понял принцип работы, поперся в пост - искать причину. Командир поста, старлей, поначалу не принял меня всерьез и не давал врубать питание, но флагманские надавили и я получил доступ к оборудованию размером 100 кв.м. Погнал тест - лампочки горят, все в норме, а потока данных нет. Полежал в каюте, почитал. Все упиралось в ящик, который ясно показывал исправность. Решил визуально осмотреть блоки - для этого надо открыть заднюю стенку. Старлей уперся - "Там же пломбы, низзя". Вмешался флагманский, окрыли. Каково было изумление всех, когда обнаружилось, что яшик был пустой. К патрону лампочки подведено питание, посему это всех обманывало.
      "Пилядь, где блоки?"
      "Не знаю…."
      "Погоди, помнишь в Балтийске…"
      "Стоп. Ты имеешь ввиду те пять компьютеров…"
      "Точно"
      Оказалось, что акт приема в Балтийске подписали в обмен на пять 286 компьютеров. А потом про это забыли. Задание выполнено и я завалился спать. Через месяц отросла приличная борода, рыжая с густой сединой. В проходе столкнулся с командиром:
      "Вот нихера себе. Ты откуда, мужик?"
      "Прикомандированный, тащ.."
      "Почему ни разу не видел. Бороду сбрить, доложить"
=========================================
      "Чукотка"
      В 1983 году, спускаясь по Агану (приток Оби), заметил, что на встречном буксире машут руками. Посмотрел в бинокль - "Еп, Вовка Частоступов". С Володей мы учились на одном курсе в Уфимском речном училище. На службу его забрали полгодом позже, и попал он в рулевые Чукотки.
      В 1978 году, кажется, на 10-15 северном затеяли учения по буксировке. "Спасск" должен был взять на буксир "Чукотку". Помощник прицелился и бабахнул. Ракета пошла выше антенного хозяйства, линь натянулся, и пошло мотать вокруг. На последнем издыхании ракета дернула - на "Чукотке" охнули и пошел мат в три этажа. Оборвали антенные канатики. Ну да ладно, буксир таки подали и учения завершились в общем и целом.
      Неделей позже, после окончания стрельб, взяли курс на Питер. В районе 20-х на "Чукотке" спалили котел. Вертолетом переправили старого флагманского мичмана-механика и молодого сварного - переваривать трубки. Затем взяли "Чукотку" на буксир - пригодилось учение, без проблем, хотя уже качало изрядно, и потащили домой. В районе тридцатых буксир удлинили до 300 метров - иначе порвали бы.
      На сороковых репитер лага почти не шевелился - лишь когда мы скатывались с волны, набирал 2-3 узла и тут же падал в ноль. Ночью командир вызвал на ГКП - перегорела лампочка подсветки пелоруса (репитер компаса на стойке с пеленгатором) на мостике. Заменил, доложил. В этот момент меняли курс - и началось. "Спасск" стоял на месте, машина работала на всех оборотах, выгребая против ветра, но движения вперед почти не было. "Чукотка" же прошла чуток по инерции и встала бортом к волне. Володя Частоступов рассказал, что там было:
      "Я тогда был на вахте. Командир по Ландышу переговорил с Пастухом - меняем курс. Мимо меня пробрался вестовой - нес кофе, масло, булочки. Смотрю на репитер - мы покатились под волну. Когда первый раз положило на борт - народ попадал с коек, внизу был кошмар, но никто еше ничего не понял. Встаем на киль, начинает ложить на другой борт. Я уперся в стойки, держусь за штурвал, а на меня летят вахтенный, командир, вестовой, масло, булки, мат-перемат. Камандир успел зацепиться и добрался до Ландыша - "Леша, блядь, тащи, тащи скорее, иначе нам писец". "Спасск" дернул, но нас еще раз положило. Потом спали в спасательных жилетах. Да ну тебя, наливай еще, не люблю я это вспоминать" Сам я помню крик Пастуха механику - "Давай все, что есть, на полную мощность, ребята утонут", затем "На юте. Приготовить топор"
      Котлы, кстати, чудом отремонтировали где-то на подходе к Авачинской бухте - тот пацан-сварной оказался мастером. Запустили, пошел пар - флагманский мичман решил принять душ. Пока он мылился, маслопупы умудрились тут же спалить трубки. В Питере "Чукотку" поставили в ремонт. Заменили трубки. Осенью "Спасск" и "Чукотка" шли в плановый ремонт в Дальзавод. У Лопатки "чукчи" спалили в очередной раз котел, опять буксировали до самого Владика. Что такое невезенье, нам может рассказать дед-механик с "Чукотки".
      Володя Частоступов жил и работал в Нижневартовске. В 1988 году я уехал с северов и вернулся на Камчатку - связи потеряны, и не знаю, где он.
=========================================
      Мыс Африка
      Это самый восточный мыс Камчатки. Глубина 30 метров, стоим в ожидании работ. Кто-то закинул удочку - тут же клюнуло, вытащил камбалу. Вторая, третья - народ не выдержал и пошел доставать снасти. Через полчаса наловили пару лагунов и торжественно передали коку на жареху. Тот через пять минут вышел и
      "Выкиньте все это за борт"
      "???????!!!!!!"
      "В ней черви. Первый раз вижу таких"
      В мясе видно, как нечто шевелится, пытаясь выбраться наружу. Тьфу, гадость. Выкинули, смотали удочки. Ждем. Проиграли учения. Через неделю прилетел вертолет. Мужики с Куры отбили колышки и натянули красные полотнища в виде креста - ага, это цель. Ждем. Объявили тревогу и пошел отсчет. Два, часа, час, а вот и полчаса. Вскоре зажужжала Кама - народ на верхней палубе привычно прикрыл ладошками причиндалы. Мое место на левом мостике ГКП. Впереди виднеется голова матроса в танковом шлеме - он вооружен фотопулеметом. Все смотрят строго по азимуту - и антенны, и люди. И вдруг:
      "Мессер справа!!!"
      И тук-тук-тук - это фотопулемет. Секундой позже - бум. Попала точно. Только вот результатов ноль - лишь снимки того матроса да еще немного информации с поста, антенна которой имела лепесток чуть шире, чем все остальные. Как же так, все вроде нацелили…
      Оказалось, что при старте изделие завалилось и прилетела со стороны Китая. Наш матрос любил считать ворон, посмотрел в сторону - увидел, пострелял. Пастух объявил десять суток - "Ну сукин сын, ну надо же - мессер справа".
=========================================