Автор Тема: Программа "БОР".  (Прочитано 23134 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16721
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #88 : 20 Августа 2013, 15:12:27 »
Очень интересно! Это подтверждал мне раньше К.А.Горлов
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1238
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #87 : 20 Августа 2013, 14:47:59 »
На сайте БПК "Способный" говорилось, что в 83-м он участвовал в работе по БОРу-4 Космос-1445. Там и карта похода есть.

Но вот посмотрел я книжку Лукашевича "Космические крылья" (пиратку), а там - такое фото:



Выходит, в точке были и "Способный" (см фото из предыдущего поста), и "Петропавловск".

(То, что - БПК проекта 1134Б "Петропавловск" имел в 83-м б/н 556 подтверждается)
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1238
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #86 : 16 Августа 2013, 13:11:17 »
Вот это фото. Вопрос снят. Спасибо!

Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Сычев Александр Егорович

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 90
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский", 1978-89 гг.
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #85 : 15 Августа 2013, 20:22:29 »
Володя, я почти уверен, что там был "Беляев". В подтверждение этого - выложенная Капитановым на сайте СКИ ОМЭР фотография "Чумикана" и СКР, сделанная А. Судариковым, а он ходил только на "Беляеве".

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1238
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #84 : 15 Августа 2013, 17:05:16 »
Снова к теме про БОР-4.

Ищу информацию об экспедиции судов СКИ ОМЭР в Индийский океан в 1983 году на работу по БОРу-4 "Космос-1445".
В сети упоминаются "Космонавт Владислав Волков" и "Космонавт Павел Беляев".
Но в точке-то был только кто-то один из них. Кто?

Уважаемые Чумиканцы, кто был в Индийском в 1983-м!
Вспомните, пожалуйста, название "белого парохода", что там был. На статью на сайте "Бурана" по поводу участия кораблей СКИ ОМЭР и ТОФ можно не ссылаться - в ней ошибки.

Про участие "Добровольского" и "Чумикана" в такой же операции 1982 года - вопросов нет

Спасибо!

Тот же вопрос я уже задал и Клубу МКФ
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3084
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #83 : 23 Ноября 2012, 22:38:54 »
видео запуска Бурана http://www.spaceistheplace.ca/start1.mpg
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3084
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #82 : 23 Ноября 2012, 10:26:12 »
Я немного другое искал, а статья  показалась интересной.
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16721
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #81 : 23 Ноября 2012, 10:07:23 »
А ведь точно - в шезлонге Владимир Алексеевич!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1238
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #80 : 23 Ноября 2012, 10:04:24 »
Валера, это сообщение - повтор поста http://www.toge.ru/smf/index.php?topic=431.msg15019#msg15019,
ссылка на одну и ту же статью.

Сама же статья - повтор статьи капитана 1 ранга В.Дмитриева, опубликованной в "Морском сборнике". Причём, без ссылки на автора и с тремя фото, не относящимися к делу (например, ну, сижу я там в шезлонге на фоне "Ромашки". И что?  :-\).

Ссылка на оригинал в этой ветке форума есть.
У себя на сайте я его воспроизвёл с примечаниями по поводу неточностей


Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3084
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #79 : 22 Ноября 2012, 21:10:20 »
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16721
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #78 : 12 Ноября 2012, 12:56:34 »
Неожиданные бывают встречи. К нам на работу устроился охранник. Пару дней служил, а потом говорит: "Вы на флоте служили?". Оказалось, что услышал от меня пару фраз, типа "волна выше сельсовета", хоть я и не часто всякие такие слова вставляю.

И вдруг оказалось, что этот Юрий Иванович служил 72-75 гг на ЧФ на БПК проекта 61М "Сдержанный", старшина 1-й статьи.
Но и не это главное. Командиром БПК бы Юрий Владимирович Гоман. В начале 80-х он от Черноморского флота, от 3-й бригады ПСК он руководил операцией спасения БОРа вместе с Чумиканом.

Мой новый знакомый принёс фотографии.
На второй Ю.Гомон и чемпион мира в супертяжёлом весе штангист Леонид Жаботинский.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3084
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #77 : 01 Июля 2012, 14:24:49 »
как говорится вдогонку, Ударная сила. Космический Буран<a href="http://www.youtube.com/v/6wBqC-uW1Mc&amp;feature=related" target="_blank" class="new_win">http://www.youtube.com/v/6wBqC-uW1Mc&amp;feature=related</a>
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3084
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #76 : 01 Июля 2012, 04:04:50 »
Спираль. Несостоявшийся полёт. <a href="http://www.youtube.com/v/Y42ez6fi_xg&amp;feature=related" target="_blank" class="new_win">http://www.youtube.com/v/Y42ez6fi_xg&amp;feature=related</a>
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3084
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #75 : 08 Января 2012, 23:01:44 »
Главное, чтобы смысл был понятен ..114
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16721
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #74 : 08 Января 2012, 22:01:35 »
Особенно нравится «Добровольский астронавт Джордж".
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3084
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #73 : 08 Января 2012, 19:55:52 »
Это перевод компьютера
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1238
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #72 : 08 Января 2012, 18:03:07 »
Да, читать это...
Кому трудно - лучше обратиться к первоисточникам:
- сайт "Буран" http://www.buran.ru/htm/homepage.htm
- и известная вам всем книга АМ
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3084
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #71 : 08 Января 2012, 16:00:52 »
Цитировать
Надо сказать, что, по количеству единиц и связанных с ними объектов, обеспечение программы диаграммы полета связь очень сложна. Например, "Маршал Неделин" передаче информации для геостационарных спутников ретрансляции «Радуга», «Добровольский астронавт Джордж" - орбитальная станция "Орбита" и спутник связи "Молния-1". Как всегда, момент перед "Пуск - 2" начинается, идет крайне несчастным, времена, когда объекты появляются в видимой области нашей. Минут измерения взгляд, что никто не заметил. Карта обмен информацией между водителями на космическом корабле и опорных комбинаций "Буран". запланированного полета корабля "Буран", когда вернулся с орбиты, как ожидается, ограничивая перемещение сторону идти в аэродинамических район приземления, координация круглых до посадки маневр, судно необходимо принять для посадки ВПП, достичь орбиты шасси и посадки. Таким образом, при одновременном снижении и мобильности, мгновенная скорость корабля под контролем и контролем, так что скорости достаточно, чтобы привести его в аэропорт. Бортовой компьютер, основанный на радио сигнал управления, рассчитать отклонение фактического от проектируемой орбиты, и их собственный контроль и управления движением корабля "Буран". траектории карте из "Буран": 1 - старт; 2 - разделить блоки готовятся первом этаже, 3 - этажных блоков раскол готовится понедельник с "Буран", 4 - точка для работы двигателя системы орбиту, 5 - орбита работы; 6. - посадка траектории . Посадка результаты, полученные после первого летного испытания «Буран» больше чем на 3 часа в пространстве и в атмосфере, превзошел все ожидания: отклонение программы на время остановки поезда на взлетно-посадочной полосы посадки секунду, а отклонение судна от оси ВПП - всего 1,5 м . запустить импульс карта "Буран" в аэропорту взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек "Юбилейный". ХГС показывать только бетонная дорога. В отличие от линии, проведенной на рисунке, фактически орбитального движения на ХГС является кривой, как синусоида соответствии с "рецессия" диапазон, в связи с логикой системы управления беговой дорожкой на корпусе ( больше, прежде чем очень прочный.) судна лидеры поздравили экипаж программы, командующий Тихоокеанским флотом, Министр обороны послал электронной спасибо. "Маршал Неделин" и "Космонавт Георгий Добровольский", чтобы быстро - очень плохая погода. С запада, востока и северо-востоке, волна шторма. Держитесь подальше или "снизу" не является: это происхождение айсбергов, циклоны и другие "мусора" с другой. Капитан Волков В.Ф. указывает решение, пожалуй, единственное - время проскальзывать между циклоном. Как старших матросов сказал правильно: Капитан ничего не может сделать в течение многих лет, но ни одного случая, когда он нуждается, чтобы принять правильное решение! посадку траектории "Бурана" проекция вниз земли описан внутри трубы расчета вероятной траектории происходит. Маркер позиции по маршруту полета отметил в этой точке (знак привести конвенцию в разговоре о посадке алгоритмов.) график перед посадкой маневра. 1 - потребление цилиндрической энергии на запад, 2 - официальный сектор ведет на высоте Н = 20 км при наведении на цилиндрической потребление энергии на запад, 3 - и выше, но с цилиндрическим потребление энергии на восток, 4 - цилиндровый потребление энергии на восток, 5 - цилиндрическая коррекция к востоку, 6 - взять взлетно-посадочная полоса - посадка, 7 - цилиндрическая коррекция на запад, 8 - полет орбитального космического корабля на орбиту Земли земли, AH - спиральная края сложить; HE - спиральная края сложить; ЕС - цилиндр настройки экспозиции; CG - также включая цилиндрические корректировки; К. - прямой конечный пункт назначения; KT - Конечно, красная линия . планера производительность приближается орбиты до посадки в правой линии в первом полете ситуация очень напряженная морской бури закрученного на ходовом мостике, полномасштабной горизонтально она сканирования, все, что не является фиксированным были привязаны уничтожить или выбросить. Волны сломал фок-мачты. Все на лодке едва движется в любом месте. Не преувеличены, судно казалось, висели на концах смерти. Небольшой инцидент во флоте кораблей (как это произошло через год после острова Фиджи), и весь корабль не будет в живых. Хотя Есть, конечно, дизель резервного копирования, резервные блоки питания, как VFVolkov ожидали. И люди: опытный моряк и мужества. Иногда суда повесили вместо мяча на темной ночи в го! айсберг (айсберг A22A в южной части Атлантического океана) в Южной Атлантике, опасности экспедиции корабля. расчету верфь в стране очень надежны: через три дня со мной, потому островов - честь и гордость флота победитель! министр Владимир Evghenevitch Гудилин, который руководил подготовкой и журналистам ускорители "Energyia", в "Буран", 18 лет, было 1200 тысяч участников. И я там был ... 12 мая 2002 года, примерно в 9 часов 40 минут утра, комбинаторной части крыши - тестирование МИК - 112, где сборка компонентов системы "Энергия-Буран "рухнула. Департамент бедствия погибли восемь рабочих и хоронить "Буран". подробное описание фактических орбитального движения космического аппарата орбиту "Буран" 11/15/1988 измерениями системы орбиту "Вымпел". .......



это оттуда, перевод
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4913
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #70 : 08 Января 2012, 15:36:07 »
Интересные фото .... .118
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16721
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #69 : 08 Января 2012, 15:04:59 »
Поразительная ссылка от Володи Прощенко:
http://www.vnmilitaryhistory.net/index.php?PHPSESSID=29d69a7c8eae151f9f00c53f6112765c&topic=19157.520

Это вьетнамский форум. Я так понял, что это Камрань сохраняет память Советского ВМФ.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2271
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #68 : 19 Декабря 2011, 15:35:55 »
 Странно, но в последней статье перепутаны подписи под фото космонавтов. Должно: 1-Рукавишниколов, 2-Береговой, 3-Николаев.

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3084
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #67 : 19 Декабря 2011, 12:53:41 »
не знаю надо это или нет


ФЛОТ И КОСМОС
Капитан 1 ранга А. А. КОНКИН,
В середине 60-х годов советские ученые приступили к новому. этапу изучения космического пространства –  исследо¬ванию Луны. В 1965 году был разработан новый космичес¬кий аппарат «7К-Л1» серии «Зонд», предназначенный для отработки техники полетов к Луне с возвращением на Землю. Для их посадки были выбраны основной и запасные рай¬оны, один из которых располагался на акватории Индий¬ского океана.
Для обеспечения выполнения программы космических ис¬следований Луны в апреле 1967 года в соответствии с приказом ГК ВМФ было сформировано нештатное управление эскадры и определен корабельный состав сил nля поиска и подъема космических объектов, приводнившихся в Индийс¬ком океане. В состав выделенных сил вошли: от ТОФ – ¬крейсер «Дмитрий Пожарскйй», экспедиционно-океанографи¬ческие суда «Федор Литке», «Алексей Чириков», от БФ – ¬плавбаза «Виктор Котельников», от ЛенВМБ – экспедици¬онно-океанографические суда «Василий Головнин». «Андрей Вилькицкий», «Семен Дежнев», от ЧФ – экспедиционно-океанографическое судно «Семен Челюскин». Постановлением Совета Министров СССР в состав сил эскадры были вы¬делены от Балтийского морского пароходства 6 лесовозов проекта 596, от Министерства Морского флота – танкер «Ханой». Выделенные суда и корабли в период с марта по май 1967 года прошли переоборудование на судоремонтных заводах страны. В результате выполненных работ плавбаза «Виктор Котельников» и суда проекта 596 были оснащены радиотехнической аппаратурой поиска космических объектов, средствами для их подъема, а также вертолетными площадками и комплексами для базирования вертолетов Ка-¬25пн.
1 сентября того же года управление эскадры было подчинено командиру Ленинградской военно-морской базы. Выделенные корабли и суда размещались на своих флотах, а в специальном отношении подчинялись эскадре. Через год постоянньiм местом базирования эскадры cтaл Севастополь, с подчинением командующему Черноморским флотом.
В сентябре 1968 года специально созданному соединению была поставлена первая задача по обеспечению запуска и посадки космического корабля «7К-Л1» № 9; который в открытой печати именовался «Зонд-5». К решению этой задачи были привлечены из состава эскадры: ЭОС «Ф. Литке», «В. Головнин», «С. Дежнев», «А. Вилькицкий», а также лесовозы: «Восток-3», «Тоснолес», «Выборглес», танкep «Ха¬ной». Дополнительно эскадре придавалось судно «Боровичи» под флагом АН СССР, организовывалось взаимодействие с самолетом ТУ-95РЦ Северного флота. Руководство силами было возложено, на командира Черноморской эскадры контр¬-адмирала Леоненкова В.М. Запуск «Зонда-5» был осущест¬влен с территории СССР 15 сентября 1968 года. Ввиду от-клонения траектории полета государственной комиссией было принято решение о посадке «Зонда-5» В районе Индийского океана 21 сентября.   
В 19 час. 30 минут корабли обнаружили плазменный след космического, аппарата. Обстановка складывалась небла¬гоприятная, так как произведенные расчеты показывали, что «Зонд-5» приводнялся южнее, на значительном удалении от назначенного района посадки. В связи с эттим поиск и подъем объекта силами эскадры пришлось осуществлять в темное время суток.
Первыми обнаружили работу радиоэлектронных средств космического корабля на ЭОС «В. Головнин» В 2 часа 40 мин. 22 сентября, но из-за, большой дальности его нахожде¬ния определить направление было невозможно. И только в 04:00 научно-исследовательское судно «Боровичи» запелен¬говало работу «Зонда-5», подошло к объекту и, не имея средств подъема, легло в дрейф, осуществляя наведение сил эскадры.
В 7 часов 41 минуту 22 сентября 1968 года ЭОС «Василий Головнин» в точке Ш=32038/Ю, Д=65033/В впервые в мире осуществил подъем космического аппарата с воды и 3 октября доставил автоматическую станцию «Зонд-5» в п. Бомбей для отправки военным самолетом в ССCP.
Так было положено начало практической деятельности флота по поисково-спасательному обеспечению космичес-ких аппаратов. Интересен факт, что на этой станции были первые живые существа Земли, совершившие межпланетный космический полет, - черепахи.
С 1 ноября 1968 года управление Черноморской эскад¬ры начало прием лесовозов в состав Военно-Морского. Фло¬та, которые были оборудованы и переведены в класс экспе¬диционно-океанографических судов и получили названия: «Апшерон», «Диксон», «Донбасс», «Даурия», «Баскунчак», «Севан», «Тамань», «Ямал». Танкер «Ханой» был переимено¬ван в танкер «Ахтуба». Комплектование экипажей возлага¬лось на Черноморский, Северный, Балтийский и Тихоокеан¬ский флоты. Таким образом, к концу 1968 года было завершено формирование постоянного состава Черноморской эс¬кадры специального назначения.
В сентябре 1970 года черноморской эскадре была поставлена задача силами КУ «С. Челюскин», ЭОС «Диксон», «Бас¬кунчак», «С. Дежнев», «Донбасс», «Тамань», ЭМ «Возбуждeнный», БДК-13, ТН «Гродно» во взаимодействии с ТУ-95РЦ авиации Северного флота обнаружить и поднять в Индийском океане космический корабль «7К-11» №14 «Зонд¬-8», в кратчайший, срок, но не позднее чем через 6 часов пос¬ле приводнения доставить в п. Бомбей.
Задолго до начала 20 октября 1970 года в 12 часов ко¬рабли заняли исходные точки. В 15 часов 35 минут 27 октября с ЦКП ВМФ было получено приказание о смещении сил к северу вдоль посадочной трассы в новые точки поиска. Выполняя приказание суда на переходе начали поиск и в период с 16 часов 31 мин. до 16 часов 41 мин. визуальные посты поиска судов обнаружили плазменный след баллис¬тического спуска космической станции. В 16 часов 55 минут«Зонд-8» приводнился. Все корабли прослушивали и пелен¬говали радиосигналы.
В 17 часов 02 минуты оператор радиолокационной стан¬ции ЭОС «Тамань» обнаружил «Зонд-8» на воде, и, через час с небольшим он был поднят на борт. Вся операция по поис¬ку и подъему космического объекта заняла 1 час 26 минут. Руководил операцией командир Черноморской эскадры контр-адмирал Трофимов А. А.
Этап полетов «Зондов» завершился, однако корабли эс¬кадры продолжали успешно выполнять другие задачи в Индийском океане, проводили тренировки космонавтов и испы¬тания новой космической и спасательной техники в Черном море.
В 1974 году штаб эскадры был переведен в подчинение Ти¬хоокеанскому флоту в г. Владивосток, а из судов эскадры была сформирована Черноморская бригада кораблей поиско¬во-спасательного обеспечения полетов космических объектов. Одной из задач этой бригады было обеспечение безопаснос¬ти полетов пилотируемых космических кораблей типа «Союз» С возможной их посадкой в северо-западной части Чер¬ного моря, а также проведение морской части испытаний новой космической техники и морской подготовки экипажей космических кораблей. Только в период с 1972 по 1981 год силами черноморцев была обеспечена подготовка более 30 экипажей космонавтов. Руководили тренировками летчики космонавты СССР Николаев А. Г., Леонов А. А., Волынов Б. В., Рукавишников Н. Н., Горбатко В. В., Филипченко А В., Попович Л. Р., Береговой Г. Т.. Экипажи кораблей бригады всегда получали высокие оценки и благодарности за обеспечение от исследователей космоса. К началу 80-х годов советская космонавтика вплотную подошла к созда¬нию космического корабля многоразового использования. Необходимы были космические испытания с целью опреде¬ления температурного режима управляемого спуска и качества теплозащиты. Созданный макет ввиду малых размеров не имел шасси и для уменьшения динамического воздействия на теплозащитную плитку при приземлении после парашютного спуска было решено спускать его на воду. Район посадки был выбран в южной части Индийского океана, западнее Какосовых островов. Для проведения поисковой опе¬рации были выделены от Черноморского флота – ПСК «Ямал», «Апшерон». «Донбасс», БПК «Василий Чапаев» с вертоле¬том Ка-25пн на борту; от Тихоокеанского флота – ко¬рабль измерительного комплекса «Чумикан» и от АН СССР научно-исследовательское судно «Космонавт Беляев».
Выполнение работ по техническому обслуживанию осу¬ществляла группа технического обслуживания от конструкторского бюро и представителей промышленности.
Руководство поисковыми действиями было возложено на командира Черноморской бригады капитана 1 ранга Гомана Ю. В.
Непосредственная подготовка кораблей производилась в море.
Первый запуск макета МКК «Буран» был осуществлен в мае 1982 года. Космический корабль «Бор-4» №401, совершив виток вокруг Земли, начал управляемый спуск.
НИС «Космонавт Беляев» и КИК «Чум~икан» в назначенное время получили телеметрическую информацию. Посты пе¬ленгования в назначенное время обнаружили радиосигналы космического объекта, приводнившегося восточнее назначен¬ного эллипса района посадки. Действия кораблей и судoв за¬трудняла свежая погода, размах качки был более 25 граду¬сов, волнение моря соответствовало 4 баллам. Использовать плавсредства для буксировки МКК было рисковано. В воз¬дух по приказанию командира сил поиска были подняты вертолеты с превышением допуска по бортовой и килевой качке кораблей. Маневр захвата космического аппарата производился несколько раз, так как, нельзя было повредить те¬плозащитную плитку. Несмотря нa такие условия, экипаж ПСК «Ямал» с поставленной задачей справился успешно, и после ее технического обслуживания КК «Бор-4» корабль начал движение в Севастополь.   
Второй запуск произведен 16 марта 1983 года. КК «Бор-4» приводнился в точке Ш = 17005/Ю, Д = 97005/В. В поисковых действиях участвовали КИК «Чумикан», НИС «Космонавт Беляев», ПСК «Ямал», «Апшерон», «Донбасс» с вертолетами Ка-25пн на борту. Руководил поисковыми действиями капи¬тан 1 ранга Гоман Ю. В. Поиск космического аппарата прошел успешно, и уже через 30 минут над объектом дежурил вертолет. А подъем на борт ПСК «Ямал» космического аппарата был произведен с помощью подъемно-буксирного тро¬са методом, разработанным группой офицеров бригады: заме¬стителем командира бригады капитаном 1 ранга Детенощевым Б. В., заместителем командира бригады по ЭМЧ капитаном 2 ранга Куницыньiм B. А., флагманским специалистом АСС капитаном 3 ранга Солодухиным В. А.. и командиром ПСК «Ямал» капитаном 2 ранга Чупаковым В. П.. Разработанный метод полностью исключал повреждение теплозащитных пли¬ток макета МКК «Буран».
Несмотря на штормовую погоду, был спущен спасатель¬ныи катер с группой водолазов и химиком. Были произведены замер уровня радиации и заводка буксирного троса, который представлял собой стальной трос, сплетенный с капроновым, общей длиной около 300 м. По команде с корабля катер на¬чал движение на ветер, а корабль в cтopону катера и аппарата в намеченную точку встречи. Буксировался «Бор-4» пло¬хо, в назначенный момент катер подошел к кораблю за счет вытравливания подъемно-буксирного троса по корме. С по¬мощью бросательного конца подъемно-буксировочный трос передавался на борт корабля, где группой подъема заводил-ся через стрелу и блоки на барабан подъема гака крана. По¬сле передачи подъемно-буксировочного троса катер удерживал макет от навала посредством заводки второго буксировоч¬ного конца.
Время всех работ по подъему не превышало 60 минут. Данный способ обеспечивал полную безопасность теплоза¬щитного покрытия и не превышал допустимые нормы испо¬льзования защитных средств, в условиях тропического кли¬мата, для защиты личного состава от компонентов ракетного топлива.
Третий запуск макета МКК «Буран», «Бор-4» № 405 был произведен 27 декабря 1983 года с планируемой посадкой в районе северо-западной части Черного моря. В поисковых действиях участвовали ПСК «Ямал», «Севан», «Донбасс» и ПКР «Ленинград», подъем космического аппара на борт осуществил по традиции ПСК «Ямал» и так же успешно.
Четвертый запуск макета МКК «Буран» состоялся осе¬нью 1984 года, Однако аппарат был уничтожен в воздухе, поисково-спасательные корабли «Донбасс», «Севан», «Та¬мань», «Апшерон» в течение недели «пахали акваторию» paйoнa вероятного приводнения, но так и не нашли даже ку¬сочка пенопластовой обшивки макета.
Родина по достоинству оценила деятельность офицеров и мичманов соединения. Свыше 120 человек были награждены орденами и медалями. Среди них: Богданов И. Н., Храм¬цов В. И., Яровой П. М., Решетов С. Н., Резцов В. В., Бурикин А. А., Детенышев Б.. В., Владимиров А. А., Закурдаев Г.A., Самусенко Е. М., Куницын В. А., Гоман Ю. В., Буторов В. С, Потапов А. А., Малинка И. И., Потапов Ю. В., Каплунов А. Н., Червяков В.Н., Доценко С Г., Чернохлебов Г. Е., Мурзенков Ю. Г., Стручков В. А., Коробейник В. А., Евланов Л. Т., Шапошников Ю. В., Пче¬лин В. И., Хоржий Н. М., Влад А. Ю., Пилипчук А. Е., Васи¬ленко Ю, Б., Суханов Г. Л., Гражевич Л. И., Кулещов И. В., Ковалюк А. К, Ананьев А. Н., Кочан А. А., Фесенко Н. Д., Егоров В. Г., Малахов Ю. Д., Пилипенко П. Н., Качура Н. Д., Толстиков П. С., Галкин В. П., Догонов Н. И., Фоя В. М., Зирка В. Ф., Солодухин В. А.
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1238
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #66 : 19 Декабря 2011, 10:44:20 »
Статья хорошая. Но вот с запуском БОРа в 82-м слегка напутано.
В июне я писал об этом автору, но без ответа.



Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16721
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #65 : 18 Декабря 2011, 21:23:24 »
Валера, молодец! Новая находка. Кстати, долгое время не было известно о деталях пуска БОРа в Чёрное море.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3084
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #64 : 18 Декабря 2011, 20:21:31 »
Никак не могу определить к какой теме отнети эту статью
8opesk.su/index4.html

Капитан 1 ранга А. А. КОНКИН,

В середине 60-х годов советские ученые приступили к новому  этапу изучения космического пространства –  исследованию Луны. В 1965 году был разработан новый космический аппарат «7К-Л1» серии «Зонд», предназначенный для отработки техники полетов к Луне с возвращением на Землю. Для их посадки были выбраны основной и запасные районы, один из которых располагался на акватории Индийского океана.
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1238
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #63 : 24 Ноября 2011, 22:48:01 »
Да, нелепых статей, действительно, в сети много. Чего не скажешь про статьи Железнякова. Ну, а Цандер был всё же умница
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3084
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #62 : 24 Ноября 2011, 21:36:17 »
про БОР  информации много в сети, часто нелепая, но всё же это было и с этим не поспоришь
Цитировать
Проект «Спираль» В статье «Описание межпланетного корабля системы Ф.А.Цандера», опубликованной в 1924 году, Фридрих Артурович предложил использовать для космических полетов крылатые аппараты и показал преимущество крыльев перед парашютными системами при возвращении на Землю.[/quotе] astronaut.ru/bookcase/article/ar53.htm
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2271
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #61 : 10 Ноября 2011, 14:44:36 »
См. ветку "Пресса о нас...":
Цитировать
« Ответ #22 : 21 Ноября 2008, 23:22:03 »

    Цитировать

Это известная статья о "Чумикане"
, а далее 2 фото и перевод статьи из австралийского журнала.

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1201
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #60 : 20 Октября 2011, 13:06:38 »
Моя дилетантская  версия "индийской истории". Обеспечение запуска индийского спутника Чумиканом в ноябре 1981г.-генеральная репетиция  (или образно говоря знакомство с театром будущих военных действий) перед запуском БОРа в июне 1982г. Оба запуска с Кап-яра, орбиты имеют сходные параметры, БОР совершил один виток, если Чумикан работал по "Бхаскара-2", то явно не на этапе выведения (иначе быть ему в Тихом океане), а на последующих витках. Правда баллистик из меня никакой. ;D

Оффлайн Алексеев Андрей Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 495
  • ЧУМИКАН 1984-87
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #59 : 20 Октября 2011, 11:28:06 »
Хронология Чумикана за второе полугодие 1984 года: июль -август -первый поход, август-сентябрь второй. По какой программе работале не помню, был молодым матросом. Сентябрь/октябрь- преход во Владивосток, преприятнейшее мероприятие: чистка цистерн из-под мазута и т.п. Что было до июня 1984 года, естественно не знаю, прибыли мы с Володей Палием на корабль в начале июня 1984 года.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16721
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #58 : 20 Октября 2011, 09:14:26 »
Сергей, спасибо за ссылку - трудно найти в инете что-то новое по узким темам, но тебе это удаётся. В США тоже много секретов про космические разработки, часто по причине их коммерческой тупиковости. Их линия "X-" так и покрыта тайной.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1201
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #57 : 20 Октября 2011, 06:44:27 »
Еще один клон БОР-4. Правда с ним все ясно. На основе фотоматериалов полученных  в 1982 году после первого пуска БОР-4 в акваторию Индийского океана, в NASA
была создана модель БОР-4. Результат продувки в аэродинамической трубе показал, что аппарат имеет хорошие аэродинамические характеристики в широком диапазоне скоростей от сверхзвуковых до орбитальных. Кроме того модель обладала отличным "тепловым профилем", позволяющим выдерживать высокие температурные нагрузки при входе в атмосферу.
Поэтому такая конструкция и была принята за основу при разработке " спасательного модуля" как на фотке.
Подробнее об этом Crew Return Vehicle тут http://en.wikipedia.org/wiki/Crew_Return_Vehicle

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3084
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #56 : 19 Октября 2011, 20:18:52 »
Прорамма БОР-4
Цитировать
1) Космос-1374 Дата и время старта 3 июня 1982 года 21:36 UTC, дата и время  посадки 3 июня 1982 года 23:16 UTC. 2)  Космос-1445 дата и время старта 15 марта 1983 года 22:33 UTC, дата и время посадки 16 марта 00:25 UTC. 3) Космос-1517 дата и время старта 27 декабря 1983 года 10:04 UTC, дата и время посадки 27 декабря 1983 года 11:46 UTC. 4) Космос-1614 дата и время старта 19 декабря 1984 04:04 UTC, дата и время посадки 19 декабря 1984 года 05:26 UTC.
это из второй ссылки, что я давал выше.
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Бухарин Александр Альбертович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 289
.. Программа "БОР".
« Ответ #55 : 19 Октября 2011, 19:37:48 »
Михалыч, "Чумикан" с декабря 1982 по февраль 83 стоял в ремонте в Горняке.
Камчадалы не в море выходят,
камчадалы идут в океан.

Оффлайн Ивин Сергей Мастер-токарь

  • _ян. 1981 дек 1983_ БЧ5
  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 78
  • YVSIK так-же и скайп!
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #54 : 19 Октября 2011, 17:00:29 »
Анатолич ну как ты угадал?-то  00_5 все мои походы воедино собрал и выложил я даже и немог сколько их было только помню что за три года на винетке было написано что за три года службы  в похода побывал 428 суток в общей сложности
Эт надо-же теперь есть точная возможность посчитать   полное их количество !!!!
не знаю как вы а я доволен по полной!!  00_2
Скучаю по индийскому!
О))!!! как же я по нему СКУЧАЮ!!
но нос держать по-ветру и не ныть))
и полный ВПЕРЁД !! на 115-оборотов Маньки!!!
а то и на все 121-оборот чтоб не скучалась и ей!!

Оффлайн Сычев Александр Егорович

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 90
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский", 1978-89 гг.
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #53 : 19 Октября 2011, 16:41:51 »
А был и вот такой эпизод в нашей совместной с "Чумиканом" работе по "БОРу" в июне 82-го.
Однажды то ли в период подготовки, то ли на саму работу к нам на "Добровольский" прислали с "Чумикана" матроса-связиста, а точнее телеграфиста. Для нас это было событие, а для него, наверное, тем более. Когда он появился в нашей столовой, буфетчицы вокруг него так и порхали, стараясь накормить его на всю оставшуюся жизнь. Видимо, ему у нас понравилось. Правда, когда он уезжал, то почему-то сожалел о случившемся, говорил "лучше бы не видел я этого всего, как я теперь дослуживать буду". ..112
Может кто-то вспомнит фамилию этого матроса, глядишь, и он объявится на форуме и сам что-нибудь расскажет.

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4913
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #52 : 19 Октября 2011, 15:17:04 »
Возможно и так Коля , ..307 0__16но я уже не помню название столько лет....
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Бухтояров Николай Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1123
  • Старшина первой статьи
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #51 : 19 Октября 2011, 15:12:58 »
Тогда это был или "Сириус" или "Вега", оба разведчики.
Бывших моряков не бывает

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4913
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #50 : 19 Октября 2011, 14:59:03 »
Извинился Коля. да нет не плавбаза, я же помню небольшой корабль ,палуба деревянная ,собака них еще бегала по палубе ,похож на гедрограф, еще курево последний ящик отдали и у нас закончилось оно....не Байкал ли ?
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Бухтояров Николай Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1123
  • Старшина первой статьи
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #49 : 19 Октября 2011, 14:33:05 »
Это была известная всему соединению плавбаза "Борис Бутома". И там было всё, что ты описываешь, Сергей. Ты перед Суворовым не извинился? Некрасиво вышло, Серёж. Держи себя в руках.
Бывших моряков не бывает

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4913
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #48 : 19 Октября 2011, 14:29:33 »
Да наверно мы балестическую ждали,  помню не давали Американцам даже пробы воды взять, в точке приводнения....
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4913
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #47 : 19 Октября 2011, 14:26:15 »
Убедил Коля, а вот тогда какой мы корабль заправляли в океане , не помню в Тихом или Индийском.
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1201
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #46 : 19 Октября 2011, 12:32:14 »
Михалыч. Из нескольких источников: в 1981 3 запуска индийских КА
31.05-собственный космодром
19.06-космодром Куру
20.11-Кап-Яр "Bhaskara-2"
Этот вписывается, в  29.10-27.12 если указанные даты начало конец похода, а не даты боевых работ, как я первоначально предположил.
Николай Иванович, я все понял, ну неправильно истолковал сообщение. Можно больше не приводить аргументов.

Оффлайн Бухтояров Николай Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1123
  • Старшина первой статьи
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #45 : 19 Октября 2011, 12:31:50 »
Цитировать
Район работы по БОР-4.
4 июня 1982 г.
(карта предоставлена
А.Сычёвым. НИС КГД)
Серёжа Руденко, я и все наши годки с "Чумикана" уже ели мамкины пирожки на родине, отслужив положенное. 
Бывших моряков не бывает

Оффлайн Бухтояров Николай Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1123
  • Старшина первой статьи
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #44 : 19 Октября 2011, 11:58:00 »
Цитировать
Ну и кадр из фильма чуть выше я же не в фотошопе рисовал. Странно оспаривать участие Чумикана.
Кто спорит об участии!? Я о времени - в 1981 и для меня, и для Руденко был последний поход на "Чумикане", в этом походе даже слово "БОР"не произносилось. Серёга, очнись и слушай старших!  0__13
Бывших моряков не бывает

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1238
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #43 : 19 Октября 2011, 11:49:43 »
Валерий, статьи по этим ссылкам я читал. Спасибо.

А статья из Buran.ru, где описываются события в Индийском и где есть ошибки - не знаю, откуда она у Лукашевича. Тем более, что в его книге "Космические крылья" - там вроде бы порядок. Промашка вышла. В целом - сайт заслуживает уважения
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3084
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #42 : 19 Октября 2011, 10:57:39 »
Владимир Алексеевич, нашёл вчера статью о которой вы говорили выше (о том, что КГД и КВП вышли из П.-Камчатского), в этой статье описывается случай, рассказанный Владимиром Гавриловым, как помои за борт выливали на Чумикане, мужики кто-нибудь помнит этот случай и самого рассказчика, вообще статья сляпана из фактов, но надо как-то написать опровержение, и также, ребята, я привёл две ссылки, а ваши рассуждения говорят о том, что вы их не открывали, а там по всем БОРам информация.   
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16721
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #41 : 19 Октября 2011, 10:49:44 »
Владимир Алексеич, я не читал окончательный вариант статьи http://vpro24.narod.ru/mix/p10/index.htm - твоя работа может быть оценена только на 5+!

Ребята, читайте внимательно форум, не надо по десять раз печатать одно и тоже. Об участии Чумикана в БОРе спорить не серьёзно. Повторяю вопрос: что делал Чумикан в Индийском океане в 1981 году? Запуск индийского аппарата?

А БР - это "боевая работа" по Акватории.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1238
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #40 : 19 Октября 2011, 09:31:10 »
Статья кап.1 р. В.В.Дмитриева на тему работы флота по БОРу-4: хорошая и главное - заслуживающая доверия. Вы наверняка её встречали.
Тут я её полностью скопировал, добавил фото и видео >> http://vpro24.narod.ru/mix/p10/index.htm

Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1201
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #39 : 19 Октября 2011, 09:26:53 »
Удивляет отсутствие спажилетов у "гражданских" в вельботе.