Автор Тема: За кулисами операции "Дженнифер".  (Прочитано 20403 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #56 : 23 ноября 2011, 15:12:23 »
Вот вторая часть фильма, Чажма с 7:37.
Сергей, у нас тоже есть ценные записи, но они, по старинной народной традиции, засекречены. От кого? А чёрт его знает!


<a href="http://www.youtube.com/v/OJ73RVESLcA" target="_blank" class="new_win">http://www.youtube.com/v/OJ73RVESLcA</a>
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #55 : 23 ноября 2011, 14:40:50 »
Интересный фильм. Правда не понял, зачем они Каталину  (погружающийся транспортный док) делали и как потом использовали. Меня наоборот удивляет -при всей секретности операции наличие более менее подробного видео и фотоматериалов приличного качества. Если бы подобный проект осуществлялся в СССР, мы бы и фоток не увидели.
Как пример посмотрите что есть по испытаниям БОР-4 или даже Бурана.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #54 : 23 ноября 2011, 12:36:43 »
"Чажма" начинается во второй части с 7:37 до 9:10.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Пресняков Михаил Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1359
  • "Чумикан" 1976-1979
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #53 : 23 ноября 2011, 12:23:32 »
Посмотрел 1 часть, вторая закачивается. Стиль постановки конечно американский - очень много интервью и мало самих док. кадров. Т.е. очень растянуто. А так в целом конечно же очень интересно. Спасибо Костя за политинформацию

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #52 : 23 ноября 2011, 11:54:53 »
Фильм поразительны! В отличие от российских - очень мало желтизны и глупости.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Горлов Константин Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1878
  • первый экипаж
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #51 : 23 ноября 2011, 04:17:40 »
Уважаемые ветераны.
Предлагаю интересный документальный фильм, снятый операторами США. В нём представлены комментарии основных участников проекта. Попала в кадр и наша "Чажма". Фильм представлен двумя частями. Скачать можно по адресу:
http://files.mail.ru/BU6RGO

Оффлайн Петраш Николай Викторович

  • "Чажма", 1968-71г.г.
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 910
  • Телеметрическая служба, РТС-9, б/н Р-9-11
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #50 : 22 августа 2010, 15:23:51 »
   Николай Иванович, с Г.Н. созвонился сегодня, 22 августа.  Он сейчас в Украине. Секреты его частых поездок в том, что в Луцке у него старенькая мама, а семья в Латвии.
   Его мобильный(сотовый)  0685656621.
К тому, что я пересказал из сказанного ним ранее, кроме мелочей о простынях да прочих постельных принадлежностях и одежде для предполагаемых потерпевших, он сказал, что на постановке задачи , которую вел ДЕД (Онищенко), присутствовали старпом Жигарев, врач Дранишников и он, Фессалийский.
Корабль храни в душе своей.

Оффлайн Бухтояров Николай Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1251
  • Старшина первой статьи
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #49 : 20 августа 2010, 22:34:34 »
Cаша! Лёвушкин! Этот материал мне известен. Со слов А.Т. Штырова, фигурант - один из тех руководителей, кто причастен к "выталкиванию" разношерстного, неподготовленного, малознакомого друг с другом экипажа К-129 в опасный поход, в котором особой нужды и не было.
Бывших моряков не бывает

Оффлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2482
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #48 : 20 августа 2010, 11:31:35 »
Николай Иваныч! Может ссылка на этот сайт http://www.atheismru.narod.ru/humanism/journal/47/dygalo.htm что-то добавит к информации по К-129.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #47 : 18 августа 2010, 11:03:21 »
Поймать Г.Н. очень сложно. Допускаю, что он сейчас уже в Украине. Обычно он, глубоко извиняясь за свой прилив творчества, выходит  на связь сам.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Петраш Николай Викторович

  • "Чажма", 1968-71г.г.
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 910
  • Телеметрическая служба, РТС-9, б/н Р-9-11
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #46 : 17 августа 2010, 22:59:43 »
Николай Иванович, вижу Вы на сайте, а Skype Фесалийского сейчас подключен, дозванивайтесь: nikita7688 , если придется искать, та в Латвии город      liepaja.
Удачи.
Корабль храни в душе своей.

Оффлайн Бухтояров Николай Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1251
  • Старшина первой статьи
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #45 : 17 августа 2010, 22:02:38 »
Николай Викторович! Дорогой! Я прочитал массу воспоминаний и публицистической литературы, но нигде не встречал сведений о подготовке одежды и кают. Это очень важное уточнение. Стало быть командование хоть ухом или рылом да думало спасти приговорённый экипаж. Почему Титоренко взялся за это дело? Дело в том, что Кобзарь - первый его командир подлодки, и он покляся, что докопается до истинных причин  гибели лодки во имя памяти своего командира. Кстати, по словам А.Т. Штырова (а не доверять ему у меня нет никаких оснований), один из воееначальников в силу старческого маразма ("из ума выжил" - А.Т.Ш.) до посленднего был уверен, что отправил в поход АТОМНУЮ подводную лодку и долго потом сокрушался, что угробил атамоход. Всё этио звенья одной цепи, имунуемой в народе - разъ..... Помните у Н.Н. Гульнева: "Нельзя на флоте - как попало, нельзя на флоте  - как-нибудь". Сбросьте мне адрес Г.Г. Фессалийского, я бы хотел с ним поговорить на эту тему.
Бывших моряков не бывает

Оффлайн Петраш Николай Викторович

  • "Чажма", 1968-71г.г.
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 910
  • Телеметрическая служба, РТС-9, б/н Р-9-11
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #44 : 17 августа 2010, 10:04:54 »
  Мой первый походо на "Чажмы" летом 1968 года (месяц не помню), был для нас телеметристов странным или пргулочным как мы его шутя назвали. Корабль пришел в какую-то точку. По приходу в эту точку, по тревоге все по постам. Никакой постановки задачи для нас не было. Мы открыли на посту илюминатор и видели как корабль на полном ходу шел в какую-то точку, потом приостанавливался разворачиваясь и снова набирал полный ход. Мы так ничего не делая просидели на посту, потом кап.лейт. Козлов получил указание с ГКП распустить  с поста л.с. по кубрикам. Так корабль ходил ночь и еще на следующий день. Потом корабль стоял на связи в дрейфе. На этом наш прогулочный поход окончился. Но где-то чрез год, приблизительно(время определяю по годкам, к-рые служили ) на посту один из наших старших офицеров рассказал о том, что тогда пропала наша подлодка, базировавшаяся в нашей бухте. Тогда я впервые услышал фамилию командира подлодк - Кобзарь. Для украинца слово кобзарь весомое, поэтому сказанное мне запомнилось. Так же тогда уже было извесно, что американская подлодка, подозреваемая в совершении тарана, с повреждениями с трудом добралась в японский порт.
    Более подробно смогут рассказать офицеры, служившие в те годы на "Чажме".
    У меня телефонная связь есть только с Фесалийским .  Где то полгода назад я ему задал вопрос по этой теме. Он ответил, что вне сомнений так все было, что перед походом собрали офицеров на ГКП для инструктажа. Ему , как главному по снабжению, было указание подготовить одежду для потерпевших. Одежду надо было бы менять, как радационно загрязненную. Так же было указание подготовить каюты, в которых размещены были сверьхсрочники, для заселения туда потерпевших аварию.
   В списке походов "Чажмы", в нашей книге "В районах ...", этого похода нет. Но там не все походы отмечены, но это другая тема.
Корабль храни в душе своей.

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 4044
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #43 : 17 августа 2010, 07:39:40 »
Относительно К-129. В момент гибели лодки мы находились в океане (КИК "Сучан") и согласно приказу подключились к поисковым работам. Учитывая незначительное время для поисков в связи с предстоящими боевыми работами вскорости ушли из предполагаемого района гибели. На К-129 служили срочную двое ребят из Ангарска, с одним из них я дружил с детства, вместе занимались легкой атлетикой. Это Виталий Савельев, отличный прыгун в длину и тройным. Вечная им всем ПАМЯТЬ. 
Если б молодость знала, если б старость могла

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #42 : 16 августа 2010, 23:07:05 »
Ребята, поддерживаю и призываю вас!!!! Это просто супер!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Бухтояров Николай Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1251
  • Старшина первой статьи
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #41 : 16 августа 2010, 22:51:08 »
Друзья мои! Благодарю всех, кто в своё время откликнулся на просьбу поделиться своими воспоминаниями о патрулировании места гибели К-129. Если помните, я собрал все ваши отклики и отдал Н.Н. Титоренко, моему земляку, кап. 1 ранга, который полжизни посвятил делу расследования тайны гибели К-129. Он очень был тронут. Он в свою очередь поделился нашими материалами с контр-адмиралом А.Т. Штыровым (бывш. командующий контрразведкой ТОФ), который безошибочно указал время и место гибели лодки, свидетель операции Дженифер. Он, кстати, автор книги "За кулисами операции "Дженифер". Так вот сегодня я был удостоен звонка САМОГО Анатолия Тихоновича Штырова. Он скрупулёзно поблагодарил всех нас за представленные материалы, просил поделиться тем, что ещё у нас отыщется. Поделился со мной своими оценками и ролью руководителей -флотоводцев периода гибели лодки и их "вкладом" в её печальную участь. Но это не для огласки. Просил передать самые искренние пожелания успехов нашему Союзу и всем союзникам. Поэтому, если кто-то готов поделиться своими воспоминаниями о трагических событиях, связанные с гибелью К-129, присылайте мне, я всё передам. Просьба - воспоминания из первых уст!
Бывших моряков не бывает

Оффлайн Степанов Евгений Иванович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 199
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #40 : 11 марта 2010, 18:59:09 »
Мне попалась в газете "Сов секретно" №2- 2010 г. статья Александра Мозгового "Тихая смерть К129" На мой взгляд наиболее профессиональная статья из тех что выплеснулись на страницы прессы. Можно не соглашаться с некоторыми его выводами, но откровенных "ляпов" я не заметил. Рекомендую интересующимся этой темой прочитать. Только одно предупреждение- эта газета российский вариант для Украины, так что статья может быть в других номерах.

Оффлайн Петраш Николай Викторович

  • "Чажма", 1968-71г.г.
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 910
  • Телеметрическая служба, РТС-9, б/н Р-9-11
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #39 : 01 марта 2010, 22:39:41 »
На сегодняшний день в продаже в магазинах  еще есть книга "Чрезвычайные происшествия на советском флоте " этого же автора, т.е. Николая Черкашина. Издана в серии "Морская летопись". Москва, "ВЕЧЕ", 2009г. Но бумага плохая, качество печати тоже. А информация ценная.
Корабль храни в душе своей.

Оффлайн Петраш Николай Викторович

  • "Чажма", 1968-71г.г.
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 910
  • Телеметрическая служба, РТС-9, б/н Р-9-11
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #38 : 01 марта 2010, 22:27:22 »
Интересная информация. Я с файла книги скопировал только раздел "Тайна точки К" и загрузил на адрес http://files.mail.ru/8S9OWJ . Всего 21 страница. Почитайте, интересно.
Корабль храни в душе своей.

Оффлайн Аферов Анатолий Михайлович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 90
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #37 : 01 марта 2010, 21:50:55 »
Евгений спасибо, всё нашёл.

Оффлайн Петраш Николай Викторович

  • "Чажма", 1968-71г.г.
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 910
  • Телеметрическая служба, РТС-9, б/н Р-9-11
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #36 : 01 марта 2010, 20:37:15 »
Евгений Иванович, спасибо !
Скачал всю книгу в свой компютер, теперь поработаю с ней.
Корабль храни в душе своей.

Оффлайн Аферов Анатолий Михайлович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 90
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #35 : 01 марта 2010, 20:23:22 »
Евгений, первая ссылка что то не работает, скинь ещё раз.

Оффлайн Степанов Евгений Иванович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 199
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #34 : 01 марта 2010, 20:10:57 »
Николай  Викторович, что-то у меня не захотел открыться  указанный адрес, но я нашел другой  http://lib.rus.es/b/93899/read#t28 - Николай Черкашин " Повседневная жизнь российских подводников", глава "Тайна точки К"

Оффлайн Петраш Николай Викторович

  • "Чажма", 1968-71г.г.
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 910
  • Телеметрическая служба, РТС-9, б/н Р-9-11
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #33 : 01 марта 2010, 19:27:57 »
Евгений Иванович, адрес htt://baraholshik.ru/online/ не открывается.
По htt://baraholshik.ru/ выхожу на соответствующий сайт, но в списке онлайновских книг поиск по фамилии автора. Как найти "Тайна точки К" ?
Корабль храни в душе своей.

Оффлайн Степанов Евгений Иванович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 199
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #32 : 01 марта 2010, 17:44:53 »
Приветствую всех кто сейчас на сайте! Очень рекомендую почитать по этому поводу-htt://baraholshik.ru/online/ "Тайна точки К" это с 15 страницы. Многое из того что сейчас "выплескивается" в прессе стыдно смотреть.  В репортаже К-129 названа атомоходом-полно таких нелепостей диких предположений в других публикациях.
А вот тема, почему все это закрыли надолго и почти не обсуждается сейчас , а ведь через 2 года начали готовить "Соглашение о предотвращении   инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним" которое подписали  25 мая 1972 г., После "Курска"- почитайте htt://www.flb.ru/info/4246.html поведение высшего руководства напоминало тогдашнее с поправкой на времена. Кстати Брежневу тогда тоже небыло резона ссориться с Никсоном

Оффлайн Аферов Анатолий Михайлович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 90
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #31 : 01 марта 2010, 15:38:17 »
О наличии у США хорошо фунционирующей подводной локации, в моё время, вполне серьёзно говорили в развед отряде (даже о том, что энерго снабжение буя осуществляется от атомной энергоустановки)  . В это же время "Чумикан" неудачно поднимал всплывающий передающий буй данной системы, сам буй и антенну подняли, а остальное на глазах "Орионов" оборвали. Были по этому поводу разборки на соединении.

Оффлайн Петраш Николай Викторович

  • "Чажма", 1968-71г.г.
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 910
  • Телеметрическая служба, РТС-9, б/н Р-9-11
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #30 : 01 марта 2010, 14:16:14 »
 У американцев система подводных микрофонов, посредством к-рых они знали уже в конце 60-х местонахождение всех подводных кораблей. Кроме того, они многие годы подслушивали советкую линию подводной проводной связи.
Корабль храни в душе своей.

Оффлайн Пресняков Михаил Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1359
  • "Чумикан" 1976-1979
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #29 : 01 марта 2010, 10:29:27 »
а может американские лодки рядышком шли и поэтому знали точные координаты  (собственно в ссылке от Петран Н.В. так и написано), а наше командование просто не захотело оглашать во всеуслышание - все равно ведь ни помочь ни достать не могли. Немного поверхность осмотрели нашими кораблями (вдруг что-то всплывет..).. :-\

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #28 : 01 марта 2010, 10:09:55 »
У меня так и нет ответа на следующий вопрос. Почему мы не смогли определить ни место гибели, ни причину - вообще ничего, кроме версий, хотя лодка была на сопровождении, на связи, в известном районе. А американцы её нашли наощуп. Винить наш вечный бардак - неправильно, я знаю, как такие лодки уходят на БС. Или вечное наше "авось"?
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Петраш Николай Викторович

  • "Чажма", 1968-71г.г.
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 910
  • Телеметрическая служба, РТС-9, б/н Р-9-11
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #27 : 01 марта 2010, 01:17:57 »
Кинорагмент из американского докфильма по операции  "Дженнифер" я загрузил на адрес http://files.mail.ru/OCJMYL . Объем 35 Мб.
Корабль храни в душе своей.

Оффлайн Палий Владимир Иванович

  • Чумикан 84-87
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1266
  • Рождённый в СССР.
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #26 : 28 февраля 2010, 22:39:06 »
Музею ТОФ передали «секретные материалы»:
http://www.ntv.ru/novosti/116625/video/
Наши корабли помогли человеку выйти в космос. Помогли создать ядерный щит страны. Они ушли в свой дальний и последний поход. "Форум ТОГЭ" - наша бухта.

Оффлайн Аферов Анатолий Михайлович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 90
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #25 : 28 февраля 2010, 15:43:47 »
В августе 1968 года, я на борту "Чукотки" недели две-три, при переходе в точку боевой работы в районе Гавайских островов,  корабль кружил по сходящим и расходящим квадратам в точке предполагаемой гибели нашей подводной лодки. Более подробной информации мы не располагали.
Только где-то в конце 80 годов, мой товарищ  показал большую статью в газете, по моему "Известие" об операции по подъёму нашей затонувшей лодки, со словами:"Это не вы искали?". Там довольно подробно описывалась данная операция. Особенно запомнилась процедура похорон поднятых моряков и то что нами было фактически нечего не предпринято для их захоронения на Родине.   

Оффлайн Новиков Владимир Петрович

  • Почётный ветеран
  • **
  • Сообщений: 15
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #24 : 28 февраля 2010, 12:25:04 »
Александр Лёвушкин абсолютно прав, те, кого он назвал действительно могли бы поведать об участии "Чумикана" в коротком наблюдении за действиями американца над местом гибели К-129. На протяжении нескольких дней я постоянно находился на мостике и по распоряжению командира корабля - кап. 1 ранга Клемина Лира Ефимовича регистрировал все их действия. Тогда это называлось визуальной разведкой. Поражало многое. Особенно работа каких -то механизмов на огромных ажурных сооружениях, напоминающих нефтяные вышки. И ещё - такой большой корабль неподвижно стоял на одном месте, не реагируя на ветер, течение и волну. Работал наш вертолет, хотя погода была весьма скверной. Мало кто знал суть нашей задачи. И сейчас сплошной туман. В.Новиков

Оффлайн Помошников Александр Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 377
  • Честь Военно-Морскому Флагу!
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #23 : 16 февраля 2010, 11:48:56 »
Спустя три с половиной десятилетия молчания Центральное разведывательное управление США призналось в участии американских спецслужб в уникальной по масштабам и стоимости операции по подъему потерянной советской подводной лодки. Несмотря на то что описанию операции по подъему подлодки были посвящены не одна книга и телевизионное расследование, откровения ЦРУ проливают свет на новые обстоятельства тех событий. Секретные документы публикует архив агентства национальной безопасности.

Советская дизель-электрическая подлодка К-129 затонула cо всеми членами команды в Тихом океане в 1968 году к северо-западу от Гавайских островов при невыясненных обстоятельствах. На борту лодки находились три баллистические ракеты Р-21 с ядерными боеголовками. Основных версий гибели подлодки было три. Первая — экипаж не справился с управлением и лодка ушла на запредельную глубину погружения. Вторая — на К-129 произошла техническая авария, приведшая к затоплению. Третьей версии придерживаются многие российские эксперты: лодка погибла в результате столкновения с американской субмариной, которая вела ее преследование. По информации американских исследователей, в 1974 году состоялась операция, целью которой было поднятие с подлодки ракет и секретного оборудования. Впервые информацию о секретной операции дал в феврале 1975 года американский журналист Джек Андерсон, позднее об операции на страницах New York Times писал Сеймур Херш. Долгие годы американская сторона не признавала и не опровергала факт участия в подъеме советской подлодки. Лишь в 1990−х годах президенту России Борису Ельцину была передана видеозапись с церемонией захоронения шести советских моряков, поднятых с борта подлодки.

Известно, что ЦРУ обратилось за помощью к миллиардеру и изобретателю Говарду Хьюзу, который загорелся идеей подъема советского ракетоносца. На выделенные ЦРУ деньги Хьюз разработал и построил специальный судоподъемный комплекс Hughes Glomar Explorer, с помощью которого часть подлодки была поднята с глубины 5 тыс. м и отправлена для исследования на Гавайи. Сейчас ЦРУ обнародовало 50−страничный документ, опубликованный в 1985 году неназванным участником операции в журнале для внутреннего пользования Studies in Intelligence. Опубликованный материал открывает по меньшей мере 12 эпизодов шестилетней подготовки к подъему лодки, которые раньше не предавались огласке.

К примеру, теперь известно, что президент США Ричард Никсон в 1974 году лично одобрил начало операции, которая должна была начаться лишь после его возвращения из Москвы со встречи с советским руководством. Glomar Explorer прибыл к месту аварии подлодки сутки спустя после того, как Никсон вернулся из Москвы. В течение двух недель работа Glomar Explorer была осложнена навязчивым слежением за операцией двух кораблей ВМФ Советского Союза. Несмотря на слежку, работа не прекращалась, американцы заявляли, что в этом месте ведутся глубоководные бурильные работы. Опасаясь проведения высадки советского десанта, руководитель операции приказал завалить вертолетную площадку Glomar Explorer ящиками. Непосредственный подъем частей лодки начался 1 августа 1974 года, через три недели после прибытия судна-транспортировщика к месту. В течение трех дней лодку медленно поднимали лебедками, пока 8 августа она не оказалась закрепленной для транспортировки на Гавайи под днищем Glomar Explorer.

Эксперты отмечают, что до сих пор остаются невыясненными причины аварии советской подлодки и то, как американцы установили ее точное местоположение. По оценкам экспертов, операция обошлась американским налогоплательщикам в полмиллиарда долларов.

Оффлайн Мичман Громов О.С.

  • ЧЕСТЬ ИМЕЮ!
  • Третий галс
  • ***
  • Сообщений: 17
  • СИБИРЬ
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #22 : 20 июня 2009, 20:50:32 »
Подводная лодка К-129. Операция "Дженифер"
http://www.youtube.com/watch?v=9ZFKP627uEQ

Оффлайн Петраш Николай Викторович

  • "Чажма", 1968-71г.г.
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 910
  • Телеметрическая служба, РТС-9, б/н Р-9-11
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #21 : 07 марта 2009, 19:18:21 »
     В день памяти погибших в 1968 году ребят, выкладываю статью, к-рую я нашел в инете лет так 5 назад.
Наверное ничего нового Вам зта статья не скажет, но все же, как память.

                                                Подводная лодка К-129
                                                    8 марта 1968 года
Советская дизельная ракетная подводная лодка с тремя баллистическим ракетами затонула в Тихом океане. Погибли 98 человек.
24 февраля 1968 года из пункта базирования на Камчатке под названием Могила вышла на боевое патрулирование подводная лодка К-129 с бортовым номером 574, дизельная, с тремя баллистическими ракетами подводного старта, с ядерными головными частями большой мощности, а также с двумя ядерными торпедами. Командовал судном капитан 1-го ранга Владимир Кобзарь, опытный, грамотный, волевой подводник. Все офицеры также имели опыт подводного плавания и были специалистами высокого класса. В течение двенадцати дней экипаж выполнял поставленные задачи по скрытному патрулированию (возвращение лодки в пункт базирования намечалось на 5 мая 1968 года), а 8 марта не вышел на связь.
В тот день К-129 должна была дать контрольное радиодонесение - короткий сигнал. Адмирал в отставке В. Дыгало, командовавший в то время соединением, в состав которого входила подлодка, вспоминает:
«В соответствии с боевым распоряжением В. Кобзарь регулярно направлял в штаб донесения о ходе плавания. Но 8 марта мы все были встревожены - лодка не ответила на контрольную радиограмму, переданную штабом Тихоокеанского флота для проверки связи. Правда, это не давало основания предположить трагический исход плавания - мало ли какие причины помешали командиру выйти на связь! Но донесение так и не поступило. Это было серьёзным основанием для тревоги».
В это время, в разгар боевых действий во Вьетнаме, американские ВМС тщательно прослеживали курс любого советского военного корабля в стратегически важной части Тихого океана. Подводный ракетоносец не мог бесследно раствориться в океане. Но точное место гибели корабля и 98 членов экипажа советскому командованию тогда не было известно.
По данным разведки, примерно в эти же дни в японский порт Йокосуко прибыла американская подводная лодка «Суордфиш» («Меч-рыба»), имевшая повреждения. Американцами во время захода этой лодки в порт принимались необычные меры безопасности: к ремонту привлекался только американский персонал. Возникала мысль о столкновении под водой. Срочно начала готовиться поисково-спасательная операция. В океан были направлены самолёты, боевые корабли, вспомогательные суда. Глубина в районе поиска - 5000-6000 метров. Удаление от Камчатки - около 1230 миль.
Первым в точку предполагаемого местонахождения лодки направился морской буксир СБ-43. На его борту находился заместитель командира соединения, в состав которого входила К-129 - капитан 1-го ранга (ныне контрадмирал в отставке) Валентин Бец.
«Не успели мы приблизиться к району, - вспоминает Бец, - где, по нашим расчётам, исчезла К-129, как над нами начали кружить американские патрульные самолёты «Орион». Они буквально висели над мачтами, и это вызывало определённое подозрение: с чего бы такое пристальное внимание к нашему скромному судёнышку? Когда же через несколько дней в район подошли ещё 11 наших кораблей, интенсивность их полётов стала ещё большей... Между тем погода была не из лучших. Волнение моря было в пределах 8-9 баллов, к тому же постоянно висел туман. Мы прочёсывали район на малых скоростях: 2-3 узла - максимум. Вдруг за кормой на экране локатора появилась неизвестная цель. Мы делаем повороты - цель продолжает следовать за нами. Появилось предположение, что это - иностранная ПЛ. Тогда я, подозвав гидрографическое судно «Невельской» на голосовую связь, в мегафон проинструктировал его командира о порядке действий и мерах безопасности, после чего по радио открытым текстом передал: «Обнаружил за кормой в 4 кабельтовых неизвестную малую цель. Выйти на визуальный контакт с ней». Гису повернул к цели, кратковременно увеличил ход, а затем круто отвернул. Грубо говоря, попугал. Но цель сразу же пропала и больше не появлялась. Всё это и тогда, и сейчас заставляет предполагать, что американцы знали и о цели наших действий, и о катастрофе К-129, и более того - знали точное место её гибели. Они наблюдали за нами, дабы уяснить наши дальнейшие намерения».
Однако двухмесячный поиск в районе, где могла затонуть подлодка, закончился неудачей. Анализ обнаруженного масляного пятна показал - оно соляровое, дизельное. Стало быть, лодка погибла.
Погибших моряков в советском Военно-морском флоте (всего 97 человек) официально «признали погибшими», вдовам подводников и их детям дали пенсии. Возможной причиной гибели корабля назывался «провал подводной лодки за предельную глубину вследствие поступления воды при движении под РПД (устройство для работы дизеля под водой) через поплавковый клапан». Считалось, что это устройство придаёт лодке скрытность. Оно уменьшало грохот дизеля и выход выхлопных газов из-под воды. Кстати, после гибели лодки главнокомандующий ВМФ СССР адмирал Советского Союза С. Горшков запретил подводникам использовать РПД.
Американцам удалось точно выяснить координаты лежащих на грунте останков лодки. Вполне возможно, что американская субмарина «Суордфиш» всё-таки столкнулась с К-129 и после аварийного всплытия точно зафиксировала координаты. Видимо, на «Суордфише» знали и то, что дизельной подводной лодке К-129 не суждено больше всплыть на поверхность.
Пока советские корабли систематически патрулировали предполагаемый квадрат гибели К-129, а правительство СССР не проявляло видимого желания заявить о судьбе подводного корабля официально, в ЦРУ решили его поднять.
На борту субмарины находились баллистические ракеты и торпеды с ядерными боеголовками, шифры ВМФ СССР, другая специальная, а потому секретная техника. Подъём К-129 облегчил бы работу многим американским специалистам, занятым в оборонных отраслях, сэкономил бы федеральному правительству и налогоплательщикам большие средства.
Подлодка затонула на глубине 5000 метров, и никогда ещё в мире подобной судоподъёмной операции не проводилось. Нужны были неординарные инженерные решения, и не случайно директор ЦРУ вначале чуть не «выбросил из окна» своего заместителя, выступившего с подобным предложением. Кроме того, помимо технической сложности, операция грозила и политическим скандалом, так как грубо нарушала международный морской обычай, согласно которому военный корабль, затонувший с членами экипажа в нейтральных водах, считается братским воинским захоронением, и без соответствующего разрешения его трогать нельзя...
Осуществить подъём лодки взялась компания, которую возглавлял крупный бизнесмен Говард Хьюз. Это был поистине фантастический проект «Дженифер», стоимость которого оценивали в 500 млн. долларов. В 1970 году представители его компании «Хьюз Тул», преобразованной позже в «Самма корпорейшн», начали переговоры о создании уникальных технологий глубоководных работ с «Глобал Марин Дивелопмент Инк» и «Локхид».
Под руководством Хьюза дело пошло достаточно быстро. Спустя два года на верфи в Пенсильвании было спущено на воду для достройки на плаву судно «Гломар Эксплорер» для глубоководного подъёма затонувших кораблей, замаскированное под шельфовый нефтеразведчик. По завершении строительства судно перешло в Реджвуд-Сити (Калифорния), где к нему была добавлена баржа-понтон для транспортировки подъёмных монтажных конструкций с огромными 50-метровыми клешнями. С их помощью затонувшую советскую подводную лодку предстояло оторвать от океанского дна и поднять на поверхность.
Все работы были строго секретными. Тысячи людей работали над проектом, не зная, чем они занимаются.
В ЦРУ отчётливо понимали, что замаскировать и скрытно провести операцию по подъёму лодки довольно трудно, тем более что о её подготовке стало известно в посольстве СССР в Вашингтоне. Там в октябре 1970 года получили анонимное письмо, автор которого сообщал о планировавшейся акции. Об этом доложили в Москву, но командование ВМФ заверило руководство страны, что после гибели К-129 шифры и документы кодирования на флоте заменены, что поднять лодку с 5-километровой глубины практически невозможно, но на всякий случай в район её гибели время от времени стали направлять разведывательные корабли.
И всё-таки волей случая тайный проект стал достоянием общественности.
В ночь на 5 июня 1974 года лос-анджелесские грабители пробрались в помещение офиса Г. Хьюза на Ромейн-стрит. Там с помощью газовой горелки они вскрыли сейф, где, к своему разочарованию, значительных сумм не обнаружили, а нашли кое-какие документы, которые прихватили с собой. Ознакомившись с бумагами, они узнали, что по заданию и на деньги ЦРУ Хьюз построил специальное судно «Гломар Эксплорер» для подъёма русской подводной лодки, затонувшей на большой глубине. Грабители решили шантажировать ЦРУ, потребовав полмиллиона долларов за возврат совершенно секретных документов. Разведчики торговались, тянули время, надеясь, что ФБР найдёт и обезвредит гангстеров.
В это время судно «Гломар Эксплорер» уже находилось в районе гибели К-129 и готовилось к уникальному подъёму. Когда же операция была завершена, и опасность от разглашения сведений, по мнению разведки, стала не такой уж важной, грабителям поставили новые условия, которые их явно не устраивали. Тогда те сторговались с журналистами, и 8 февраля 1975 года газета «Лос-Анджелес таймс» поместила сенсационную статью о сделке ЦРУ с Хьюзом.
Напрасно директор ЦРУ Уильям Колби призывал журналистов в интересах национальной безопасности забыть об этом деле и не дразнить Москву: с газетных и журнальных страниц сыпались всё новые и новые подробности. Однако Москва ограничилась одним официальным запросом и удовлетворилась уклончивым ответом.
Американцы предприняли меры маскировки. В районе работ постоянно находилось однотипное с «Гломар Эксплорер» исследовательское судно «Гломар Челленджер». Когда в июле 1974 года в предполагаемом квадрате появился «Гломар Эксплорер», советская разведка не придала этому должного значения.
Тем временем «Эксплорер» и доставленная туда же баржа-понтон НМВ-1, предназначенная для транспортировки монтажных конструкций и гигантских захватов, приступили к исключительной по технической сложности работе. НМВ-1 притопили и завели под корпус «Эксплорера». Потом в океанские воды стали уходить девятиметровые трубы, которые автоматически свинчивались на глубине. Контроль осуществлялся подводными телекамерами. Всего было 600 труб, каждая весом в двухэтажный автобус.
Когда до лодки оставались считанные десятки метров, за рычаги управления захватом сел главный конструктор подводной платформы - слишком велико было искушение стать не только теоретиком, но и исполнителем кульминационной части операции. Управляемый неопытной рукой захват ударился о грунт (оператор неверно рассчитал расстояние до лодки, так как не учёл эффекта преломления света в воде). От удара одна из клешней треснула. Тем не менее удалось захватить корпус К-129. Начался подъём.
До поверхности океана оставалось совсем немного, когда повреждённая клешня рассыпалась. Теперь лодку удерживала за носовую часть лишь одна пара клешней. И здесь случилось непредвиденное. Сыграли свою роль скрытые разрушения корпуса лодки. На глазах у американцев субмарина раскололась, и примерно три четверти её корпуса вместе с телами большинства погибших и баллистическими ракетами стали погружаться в чёрную океанскую пучину. И вдруг из этой части выскользнула ракета с ядерным зарядом и медленно пошла ко дну. Все замерли в ужасе, представив себе последствия взрыва. Но взрыва, к счастью, не произошло.
Носовая часть оказалась в «Лунном бассейне» - огромном раскрывающемся с днища отсеке «Гломар Эксплорер». И тут как раз появились русские разведывательные суда и начали фотосъёмку. Американское судно снялось с якоря и двинулось к берегам США. А после откачки воды из огромного внутреннего ангара специалисты устремились к «добыче».
Первое, что поразило американцев, - низкое качество стали, из которой был изготовлен корпус лодки. По утверждению инженеров ВМС США, даже её толщина не была во всех местах одинаковой. Забраться внутрь лодки оказалось практически невозможно: там всё было исковеркано и сдавлено взрывом и циклопическим давлением воды. Матрацы матросских коек были спрессованы до 40 сантиметров в длину. Американцам удалось извлечь ядерные торпеды. Так описывают ход событий американские источники. Но они, по-видимому, специально оставляют без внимания ряд вопросов, имеющих принципиальное значение.
К-129 находилась на дне ровном киле и без видимых повреждений. Почему? Вероятно, лодка, получив сначала какие-то внешние повреждения, заполнялась водой отсек за отсеком, и тонула относительно медленно, и давление внутри субмарины постоянно сравнивалось с внешним. Российские эксперты склонны считать, что именно так и случилось, а при подъёме она переломилась именно в месте пробоины.
Клайд Барлисон считает, что ЦРУ умышленно прибегает к дезинформации, дабы скрыть подлинную картину. По утверждению К. Барлисона, К-129 на глубине развалилась, причём ВМС и ЦРУ США с самого начала знали об этом, и лодку сразу собирались поднимать по частям. Иначе трудно объяснить, почему «Лунный бассейн» на «Гломар Эксплорер» имеет длину чуть более 60 метров, тогда как длина затонувшей субмарины составляет почти 100 метров. Она бы просто не поместилась в бассейне! По словам Барлисона, из-за огласки операции в 1975 году от второго и третьего этапов ЦРУ пришлось отказаться.
Но тогда почему ЦРУ решило поднимать в первую очередь не самую ценную в развединформации среднюю часть лодки, где были ракеты с ядерными боеголовками, шифры, секретные приборы и судовые документы, а сравнительно малоинтересную в этом плане носовую? Нет ответа, если только не принимать во внимание неоднократные сообщения в американских средствах массовой информации о том, что в ходе операции «Дженифер» подняли все части лодки, а сообщили лишь о носовой, где были найдены тела шести советских моряков.
Их перезахоронили почти через два месяца в Тихом океане, в 90 милях к юго-западу от Гавайских островов. После настойчивых просьб США назвали имена троих опознанных моряков. Это - старший гидроакустик матрос Виктор Лохов, старший торпедист матрос Валерий Носачев и торпедист матрос Владимир Костюшко. Трёх их товарищей опознать не удалось. В октябре 1992 года директор ЦРУ Роберт Гейтс, побывавший с визитом в Москве, передал президенту Ельцину видеоплёнку, на которой была запечатлена процедура захоронения матросов. По погибшим отслужили молебен на английском и русском языках, были исполнены гимны двух стран, а затем контейнер с останками подводников по морскому обычаю опустили в океан на глубину около 4000 метров.
Версий гибели К-129 выдвинуто и существует до сих пор несколько. Правительственная комиссия рассматривала многие возможные причины гибели корабля, среди них - взрыв боезапаса или аккумуляторной батареи, большое поступление воды внутрь корпуса из-за неисправности устройства подачи воздуха к дизелям, работающим в перископном положении или через пробоину, образовавшуюся в результате столкновения с другой подлодкой, или кораблём (судном). Могли быть и другие внешние причины, например, малоизученные внутренние волны в океане, но это из области теории.
Но наиболее вероятно, что советскую подводную лодку непреднамеренно протаранила следящая за ней американская атомная подводная лодка. К-129 в момент столкновения следовала на перископной глубине в режиме «работы двигателя под водой», лодка, как говорят специалисты, из-за шума двигателя была «глухой». Американская подводная лодка маневрировала на малых дистанциях и предположительно при повороте К-129 на новый курс ударила её верхней частью боевой рубки.
«В то время командиры американских атомных лодок действовали очень рискованно, - поясняет Валентин Бец, - им предписывалось заходить нашим лодкам в корму - в зону акустической тени - и записывать шумы винтов и механизмов. Тогда американцы набирали банк данных шумов советских подлодок с тем, чтобы при обнаружении определить тип и даже номер наших кораблей. В результате произошла целая серия столкновений в подводном положении».
Правда, американцы утверждают, что по судовым документам ни одна из субмарин ВМС США не находилась ближе 300 миль к месту, где затонула К-129.
Согласно версии, распространённой в Соединённых Штатах, советскую подводную лодку, находившуюся на боевом патрулировании, в феврале-марте 1968 года отслеживала американская стационарная высокочувствительная система дальнего гидроакустического обнаружения «Си спайдер» («Морской паук»). Она же засекла момент и место катастрофы. Действительно, ВМС США предприняли попытку установить «Си спайдер» на глубине 6000 метров у Гавайских островов, но делали это спустя полтора года после гибели К-129 - осенью 1969 года. К тому же попытка оказалась неудачной. Тем не менее автор книги «Проект «Дженифер» Клайд Барлисон, а также другие американские исследователи утверждают, что «паук» услышал в океане «взрыв», за ним второй. По данным гидрофонов был рассчитан район катастрофы, к которой в июне 1968 года направилось исследовательское судно ВМС США «Мизар», оснащённое специальным глубоководным оборудованием. С его помощью и удалось установить точное место затопления русской лодки.
Но «Мизар» в это время работал в Атлантическом океане, где 21 мая затонула американская подводная лодка «Скорпион». «Мизар» побывал на месте гибели К-129 значительно позже, когда уже велась подготовка к проекту операции «Дженифер».
Как сообщила американская печать, первой к лежащей на дне советской подлодке подошла атомная подводная лодка «Хэлибат» (за 10 лет до этого испытавшая пожар), переоборудованная из атомной с крылатыми ракетами в разведывательную - специально для участия в операциях по программе «Хоулистоун», предусматривающей слежение за советскими подводными лодками и кораблями. Летом 1968 года субмарина изучила корпус затонувшего советского корабля: спущенная по кабель-тросу фотокамера сделала тысячи снимков К-129.
К сожалению, Гейтс во время визита в Москву не поведал ничего нового, что могло бы пролить свет на тайну гибели К-129.
В конце 1992 года о погибших подводниках впервые в России было сказано открыто. Главнокомандующий ВМФ России адмирал Феликс Громов приказал подготовить проекты нового приказа министра обороны и постановления правительства относительно К-129.
И. Муромов. Мир Увлечений. Совершенно секретно №3(2)
Корабль храни в душе своей.

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #20 : 07 марта 2009, 17:27:43 »
Цитировать
Столкновение произошло предположительно вечером 7 марта в поворотной точке маршрута Ш=40А00' Д=180А00'; подводная лодка должна была дать короткий сигнал о проходе контрольной точки в 0.00 8 марта, однако сигнала на ЦКП ВМФ не поступило. ПЛ К-129 легла на дно океана в точке Ш=40А06' сев. Д=179А57' на глубине свыше 5200 метров, при этом на ровном киле. Удаление от Камчатки около 1230 миль. В последующем эта точка фигурировала в официальных документах, как "точка К".

 Мы не должны забывать тех кто погиб в мирное время за нашу Родину. Помянем экипаж АПЛ К-129  222
 Реквием (Подводникам, погибшим в водах Океана)
  http://avtonomka.org/submarine/029.mp3

Оффлайн Аферов Анатолий Михайлович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 90
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #19 : 01 марта 2009, 19:27:39 »
Пусть океан им будет "пухом"

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #18 : 01 марта 2009, 18:49:08 »
 Между прочим 7 марта будет 41г. как погибла  П.Л.К-129.

Оффлайн Бухарин Александр Альбертович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 291
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #17 : 28 февраля 2009, 23:12:19 »
Толя, я точно знаю, что участником этих событий был Спирин Гена, он живет в Киеве.
Камчадалы не в море выходят,
камчадалы идут в океан.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #16 : 28 февраля 2009, 22:40:54 »
С диска о Вилючинске
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Аферов Анатолий Михайлович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 90
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #15 : 28 февраля 2009, 20:11:45 »
Осенью 1968 года "Чукотка" следует в точку боевой работы.
Я учавствовал в одном из первых походов и как командир группы "ОСНАЗ" был вызван на ГКП и в течении нескольких часов наблюдал за поверхностью моря. "Чукотка" ходила  в это время галсами. Только, спустя  какое то время,  в штабе разведки флотилии узнал, что исками возможные следы гибели ПЛ.
Эту тайну случайно узнал из печати и очень заинтересовался.
А о костности мышления "московского" командования говорит и другой факт.
1970-1971 годы, война во Вьетнаме.
По данным развед отряда аваносец "Китти Хок" пеленгуется курсом на юг при выходе из района боевых действий.
Но большие штабы в сиё не верят, он должен следовать ЗП США.
На каждой справке оперативный дежурный докладывал, в течении несколький дней, о расхождении пеленга и желания "командиров".
Только после сообщения иностранной прессы, о том что авианосец доставляет солдат Австралии домой, была принята информация отряда.

Оффлайн Воронов Александр Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 80
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #14 : 02 декабря 2008, 23:01:35 »
В 1977 году на "Чажме" воспоминания о поочерёдном дежурстве наших кораблей на месте гибели ПЛ были очень свежи. Я думаю они продолжались вплоть до 1976г.

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #13 : 02 декабря 2008, 12:58:18 »
Высылаю фото "Гломар Челленджер"

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 4044
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #12 : 02 декабря 2008, 03:00:20 »
В марте 1968 года двигаясь на выполнение очередных боевых работ командывание Сучана получило приказ о поиске К-129. Помню как мы ходили галсами над преполагаемым местом исчезновения(теперь уже гибели) лодки. На К-129 служил после срочной ангарчанин, мой приятель Виталий Савельев. В составе экипажа служил срочную ещё один ангарчанин, к сожалению фамилии не знаю. Вечная им память.
Если б молодость знала, если б старость могла

Оффлайн Карпов Александр Георгиевич

  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 821
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #11 : 01 декабря 2008, 23:16:17 »
В 1979 году, приняв группу обработки на "Спасске" и разбирая по должностным обязанностям штабной фотоархив (на время ремонта "Сибири" штаб перешел на "Спасск"), наткнулся на конверт с большим количеством негативов "Эксплоера". Тогда не мог понять, к чему у нас эта "нефтевышка"... Сказали, что это разведка - но с К-129 никак не связывали...
Все вышесказанное усугублялось отвратительной организацией...(с)

Оффлайн Степанов Евгений Иванович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 199
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #10 : 01 декабря 2008, 19:36:40 »
В апреле 1977 года ЭОС Чукотка с прикомандированой группой в течении месяца несла боевую службу в т."К" Помнится инструктаж вахтенным офицерам при обнаружении американских судов работающих в этой точке, вытеснять их вплоть до создания опасной навигационной обстановки (навалов).Приказ Ком КТОФ нам не зачитывался, он касался , видимо, командира, но  фраза из инструктажа, такое редко услышь на службе, запомнилась

Оффлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2482
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #9 : 01 декабря 2008, 18:29:42 »
              Большая статья об этом эпизоде боевого пути "Чажмы" была опубликована  в 1992-93 г.г. (точно не помню) в журнале "Советский воин". Там были и фотографии, и рисунки. Текст во-многом повторяется. Журнал был очень популярен на корабле. Хоть и в затёртом виде, но я сумел его сохранить, однако к сожалению, не додумался скопировать статью.
              Пару лет назад, на открытии Омским Морским Собранием памятной доски на стене Никольского собора в честь всех погибших в морях, было довольно много горожан. Пришли туда и близкие родственники одного из членов экипажа К-129, которым я не удержался и подарил тот журнал - приняли со слезами...
              А подробности 10-суточного слежения за "Гломаром", по-моему, могут изложить всем нам хорошо известные чажминцы тех лет Нефёдов Ю.А., Новиков В,П., Цирков В.П., Чебанов Л.Е., Демидов Л.Е.. 111

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #8 : 01 декабря 2008, 18:00:55 »
Блин, я забыл его-то распросить. Позвоню.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
.. За кулисами операции "Дженнифер".
« Ответ #7 : 01 декабря 2008, 17:57:00 »
Толя! А Цирков Виктор Павлович 1971-1992 может он помнит?