Автор Тема: Программа "БОР".  (Прочитано 21973 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15826
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #169 : 31 Января 2017, 21:09:50 »
В феврале 1957 года, 60 лет назад, авиаконструктор Павел Цыбин, возглавлявший ОКБ-256, получил задание разработать планирующий космический аппарат «ПКА». Он выводился на высоту 300 километров ракетой-носителем «Восток». После орбитального полета «ПКА» должен был возвратиться на Землю, планируя в плотных слоях атмосферы. При спуске, в зоне интенсивного теплового нагрева «ПКА» использовал бы подъемную силу корпуса оригинальной формы. Этому проекту Сергей Королев дал неофициальное название - «Лапоток».

<a href="https://www.youtube.com/v/qqXLDTV04-4" target="_blank" class="new_win">https://www.youtube.com/v/qqXLDTV04-4</a>
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1128
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #168 : 11 Мая 2016, 11:05:49 »
В гостевой сайта НИС КГД оставил сообщение Сергей Писарев, служивший на 3-й бригаде ПСК с 1980 по 1993 гг.
В 1982 и 1983 - командир штурманской БЧ ПСК "Ямал". Оба раза в Индийском, и 2 раза в Чёрном море непосредственно участвовал в поиске и подъёме БОРа на борт ПСК.
Вот часть переписки с ним:
Цитата: Владимир Прощенко
Для НИС "Космонавт Георгий Добровольский" рейс 82 года был особенный - только по БОРу
Тема БОРа наверняка интересует также ветеранов ТОГЭ, с "Чумикана"
Вы, очевидно, служили на одном из ПСК? На каком?
Можете ли рассказать что-то из запомнившегося?
Цитата: Сергей Писарев
Во всех трех успешных подъемах снимал первым противогаз ПРВ, т.к. не мог в нем управлять катером... Так и работали в нескольких метрах от паров амила и гептила....:-)))
Помнится из описываемых событий многое... Кое-что опишу в своей книге (пока набраны первые 50 стр.), когда завершу не знаю.
На форумах "тусить" не люблю, читал много писанины людей, которые что-то знали об описываемых событиях, выдают себя за первоучастников - ну, не ругаться же с ними. Кое-кто из них даже награждался. У нас, из непосредственных участников - никто не был награжден.
Справка: БОР-4 запускали 4 раза. 2 - с приводнением в Индийский океан, 2 - в Чёрное море. 4-й не нашли
Цитата: Владимир Прощенко
В сети есть видео, снятое в 82-м и 83-м в Индийском, где, возможно, и Вы есть в кадре. (на форуме ТОГЭ - http://www.toge.ru/smf/index.php?topic=431.msg61518#msg61518 )
Всё, что связано с работой "Добровольского" по БОРу меня интересуес особо, т.к. самому в том рейсе не довелось быть. Вот и собираю материал: воспоминания, фото, видео.
Немного из собранного попало в книжку - http://niskgd.ru/mix/p73/index.htm
Есть о БОРах у Лукашевича на сайте "Буран" и в книге: https://yadi.sk/i/a-wyaI0mdszaK (не без ошибок).
То, что Вы собрались книгу сделать - это здорово! Один экземляр для себя, считайте, заказал.
Цитата: Сергей Писарев
Владимир, на тех видео которые только могут существовать по фактической работе по БОР-4, там где катер, то у румпеля на корме - только я, другие командиры ЭвакГр находились на своих кораблях.
...
Действительно, у Лукашевича очень много неточностей и откровенных ляпов:
- не ПСС, а ПСК
- подбор фото явно с путаницей подъемов 82 и 83 годов (82 - КБПУ, крановое бортовое подъемное устройство, 83 - тросовая проводка)
- катер работал всегда ТОЛЬКО с Ямала (не с Чумикана), первый раз у меня было 15 чел
- погода оба раза (как специально выбирали) была хреновая
- 82 г. работали более 4 часов, в 83-м точно не помню, но не 1 час (врет)
- разбили графитовый носок изделия о левый борт Ямала (слишком большая парусность была). Потом геройски (не преувеличиваю) отталкивал "птичку" от борта Ямала водолаз-инструктор ст. мичман Кушнир Иван (есть в Одноклассниках), ему за 60-65 лет уже.
- в 82-м долго буксировал изделие....даже случайно нашли плававшую крышку ОСП (основной системы парашютной) и подобрали в катер
- неправда насчет того что спецы от промышленности не допускались к изделию пока не дожгли топливо члены ЭГ. ЭГ работала только в катере и я был ее командиром. На борту сразу работали спецы, а экипаж их только обеспечивал.
- меры безопасности нарушались только мной и тему, кто был в катере, т.к. невозможно было работать иначе - не видно ни черта!!! На борту за ТБ следили сами спецы и делали все по инструкции.
- за 82 г. мне вручили транзисторный приемник от ГК ВМФ и года 3-4 получал премию от ГУКОС по 10 руб, но раз в год:-)))
- в 83 г. сразу после замеров намотал на винт катера строп парашюта. Освободились случайно....закрепили свободный конец стропа на утку и дал полный ход - порвал строп и он слетел спиралью с вала.
- члены моей команды видели снайпера на вертолете Кайова с австралийского гису Moresby
Цитата: Владимир Прощенко
Сергей, спасибо!
Вроде бы мелкие подробности, но интересно. "Добровольцы" и моряки с "Чумикана" наблюдали всё со стороны, издалека. А Вы - непосредственно участвовали.
Вот Вы пишите, что служили в штурманской БЧ. Можете ли описать, как собиралась группа перед посадкой БОРа, насколько точно он попал в заданный район? Как вели поиск? Почему именно "Ямал" поднимал БОР?
Свои или друзей фотографии с того похода у Вас есть?
Цитата: Сергей Писарев
В районе поиска с учетом эллипса рассеивания был построен поисковый ордер из кораблей и судов принимавших участие. Первое приводнение было не очень точным, вылетел макет немного за эллипс рассеивания.....шли туда полным ходом. Поиск на ПСК велся техническими средствами пеленгования на КВ и УКВ, РЛС МР-500У (Донбасс), навигационные РЛС, визуальный поиск, наблюдатели с секстанами для замера вертикального угла инверсионного следа (появление и исчезновение его).....Подготовленные ЭГ были на трех кораблях (каждый раз), но головной была моя ЭГ  (скажем так - Родина доверила, так "карты" легли). Этому предшествовали многочисленные тренировки и учения и в базе и в море. К моменту начала поиска все (кому положено) были в химкомплектах КР-1, КР-2, но без противогазов. Все исполняли свои штатные обязанности по поиску....первые пеленга были ошибочными (т.е. обратными, такое в КВ пеленгации случается), но помог анализ телеметрии и данных РЛС воздушного наблюдения. К моменту подхода за 30 мин ЭГ уже сидела в катере, катер был вывешен у спардека. Точно когда надели противогазы не помню....а вот снял его сразу как подошли к птице...не мог управлять катером иначе. Большинство членов ЭГ тоже сняли их, за исключением одного спеца от промышленности (очевидно он знал больше других), но выбора не было, повторюсь - иначе работать не получалось в ПРВ (противогаз ракетных войск)...было очень жарко, под химкомплектом на нас были надеты власяницы (как у средневековых рыцарей), говорили, что помогает от перегрева...не заметил этого. В отношении нарушения ТБ могу сказать одно - молодые были, безбашенные...сейчас вспоминаю, читаю про возможные последствия, ищу у себя признаки ...:-)
Приводнение в 83 г. было более удачным. Зима 83 г. - не помню, но в пределах эллипса в западной части Черного моря.
Где то есть фото (скачал у своих моряков бывших)....мне было не до фотографирования....да, и соответствующие "ребята" были рядом:-) не дремали.
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15826
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #167 : 14 Апреля 2016, 20:02:51 »
Юрий Васильевич Коренов, вертолётчик "Чумикана" написал:
Да, работали по Бору-4 в Индийском на 16гр.ю.ш, переходили с Тихого около о.Бали . Ждали Борю  и дождались. Чумикан -1983г к-р корабля Фёдор Павлович Попов, ком-ра вертолёта в данный момент не помню, а штурманом работал Виктор Князев. Мы долго ждали, когда дадут команду на вылет(борт был в минутной готовности) .Прилетели америкосы на в-те с одного из судов  к нам и  рядом с вертолётной палубой  Чумикана  нас снимали с  разных видео и фото техники.Мы были в шортах, но без рубашек. Дали команду на вылет-он улетел, мы взлетели( я ,,зайцем" по молчаливому согласию ком-ра в-та, в запасе у меня тоже была фото техника). Кружили над Борей мин.30-40 не давая Ореону быть точно над Борькой (снимал чёрт)Я был сзади экипажа и подсказывал, когда Ореон с задней полусферы идёт  в нашу сторону и  Виктор нажимал кнопки сигнальных ракет , давая знать Орену , что мы не дадим пройти над Борькой пока мы в воздухе и он , конечно отваливал в сторону.Потом команда - и мы пошли на посадку на единственную, родную , вертолётную площадку Чумикана в Индийском Океане
Командиром вертолёта был П-пк Шарыкин В.И. наш комэска.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15826
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #166 : 02 Февраля 2016, 18:33:23 »
Ух ты, конечно!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2183
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #165 : 02 Февраля 2016, 18:23:00 »
Михалыч, попраь описку: А.К.Никольченко на "Чумикане" был ПК и СПК. Командовал он "Чажмой".

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1128
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #164 : 02 Февраля 2016, 16:15:51 »
Ух ты! Здорово!
Это 1982-й год, "Космос-1374"

ПСК:
201 - "Ямал" (он поднимал БОР-4),
204 - "Апшерон"
В кадре с КГД и "Горделивым", скорее всего, "Донбасс". Только у него такая антенна РЛС стояла. На маленьком кадре это не было заметно
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15826
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #163 : 02 Февраля 2016, 15:34:47 »
Некоторое время назад С.А.Гордиенко передал мне архив старпома "Чумикана" А.К.Никольченко. Там  такие вот уникальные фотографии.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1128
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #162 : 20 Сентября 2015, 15:48:55 »
Почему-то не сразу увидел, что на сайте Лукашевича (Буран) есть видео подъёма с воды БОРа-4.

<a href="https://www.youtube.com/v/XR87_a1X_38" target="_blank" class="new_win">https://www.youtube.com/v/XR87_a1X_38</a>

Это монтаж двух съёмок - 1982 и 1983 годов:
- до 12-й минуты, там, где нос БОРа разбит а поднимают его на сетке, судя по воспоминаниям Дмитриева и книге Лукашевича - "Космос-1374" (1982 г).
- там, где нос цел и поднимают краном - "Космос-1445" (1983 г)

На 15-й минуте мелькнул "Чумикан", а на 21-й минуте виден "Космонавт Павел Беляев".
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • ВМФ СССР
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4665
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #161 : 05 Февраля 2015, 14:27:44 »
А вот фото Бурана.. 0__16
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • ВМФ СССР
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4665
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #160 : 02 Февраля 2015, 17:08:13 »
Немного ,на ВЯЗ, антенны похоже... .111
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1128
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #159 : 02 Февраля 2015, 14:15:10 »
Александр Павлович, не в тему, конечно, но спасибо!
"Комаров" снят в 1974 г., когда обеспечивал связью перелёт Л.Брежнева в США и на Кубу.
Снято с маленького ССВ-469 "Семен Челюскин". На нём, как говорят, офицер с ума сошёл
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3698
  • "Спасск" 75-78
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #158 : 02 Февраля 2015, 14:02:37 »
 ну и еще пару

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3698
  • "Спасск" 75-78
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #157 : 02 Февраля 2015, 13:52:58 »
Некоторые снимки я  вроде бы у вас  уже  видел ...

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3698
  • "Спасск" 75-78
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #156 : 02 Февраля 2015, 13:39:04 »
Владимир Алексеевич,мне тут понаприсылали всякой всячины ,по теме и нет. Я выложу все,может,что и пригодится.

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1128
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #155 : 02 Февраля 2015, 13:28:50 »
Цитата: В.Лукашевич на сайте buran.ru
Советский проект авиационно-космической системы "Спираль" был ответом на заокеанский вызов - программу создания космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20 "Dyna Soar"
- "Спираль"
- X-20 "Dyna Soar"
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3698
  • "Спасск" 75-78
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #154 : 02 Февраля 2015, 12:50:41 »
Вот оказывается как,не макет "Бурана". Тогда я не понимаю этих писак со своими статейками -"Услышал звон,да не знает,где он" Теперь понятно Если так разобраться,то БОР ,это обалденная разработка. Этож надо,более 30 лет тому назад такое придумать! Жаль,что заглохло все это. А было ли у американцев ,что-либо подобное?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15826
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #153 : 02 Февраля 2015, 10:55:01 »
Этот материал тут уже приводили. К сожалению, и тут ошибка: БОР не был макетом "Бурана"

Да, эта ошибка стала "притчей во языцех". Он не был не просто макетом, он был свего рода конкурентом Бурану.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1128
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #152 : 02 Февраля 2015, 10:45:07 »
Интересный дополнительный материал к теме
Этот материал тут уже приводили. К сожалению, и тут ошибка: БОР не был макетом "Бурана"
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1128
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #151 : 02 Февраля 2015, 10:38:08 »
Володя, а откуда взялся "Донбасс"? У Дмитриева вроде - "Баскунчак", да и моей памяти "Баскунчак" больше нравится
В подборке видео http://niskgd.ru/video/index.htm есть оцифровки от Г.П.Спирина ("Чумикан") - №27 и 38, снятые в 1982 г. в Индийском. На них видно несколько ПСК. Один из них выделяется чем-то массивным на гроте. Это антенна РЛС МР-500 "Кливер" (?). Такая РЛС стояла только на "Донбассе". На одном из кадров даже бортовой номер угадывается - 206.





Кроме того, есть сообщение в твиттере от моряка, служившего на "Апшероне". Он прислал фото "Донбасса", снятое в 83-м в Индийском. Бортовой номер к тому времени он сменил


 
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Горлов Константин Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1628
  • первый экипаж
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #150 : 02 Февраля 2015, 05:23:38 »
Интересный дополнительный материал к теме. Как это выглядело при решении вопросов обеспечения связью. А без связи нет управления.

http://flot.com/blog/historyofNVMU/kosmicheskiy-start-vvdmitriev-chast-1.php

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3698
  • "Спасск" 75-78
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #149 : 02 Февраля 2015, 00:47:22 »
Ребятам с "Горделивого" тоже написал.Этот снимок у них взял.

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3698
  • "Спасск" 75-78
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #148 : 02 Февраля 2015, 00:45:04 »
Подождем моряков с этих кораблей,тех кто по БОРу  ходил.

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3698
  • "Спасск" 75-78
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #147 : 02 Февраля 2015, 00:39:21 »
Пару фото прислали

Первое фото "Ямала" - без вертолётной площадки - обычный лесовоз. Скорее всего построенный в 67-м. Он и сейчас бегает где-то под чужим флагом.
Тот "Ямал", что по БОРу работал, переделан в ПСК в 68-м из "Тоснолеса". Сейчас - в составе Балтфлота, как транспортный корабль. 

На втором фото - нет уверенности, что "Ямал". Известно, что 214-й номер был однажды ( в 79-м) у "Севана"

Цитировать
Снимок с КА-25. Из альбома  Мубариз Фалиева. Азербайджан
Отличное фото! И ПСК тут, и БПК с СКР. И тип танкера уже можно определить


Не могу ни да ,ни  нет сказать. Я просматривал снимки ребят с этих судов,так там не поймешь,вроде бы "Донбасс"- 212,потом этот бортовой у "Ямала". Но бортовой 214 видел только на  "Апшероне".

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3698
  • "Спасск" 75-78
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #146 : 01 Февраля 2015, 22:01:39 »
Я понял Владимир Сергеевич,теперь все ясно. Вы наверное заметили,что в этой статье под фотографиями,фио космонавтов перепутаны. Ну да ладно.  А вот в ваших воспоминаниях,вы говорите о повреждениях на "Ямале" при подъеме БОРа, не правый ли фальшборт поврежден был т.е. оторвало его? Сейчас у ребят с "Ямала" спрошу,как это было или лучше сюда приглашу.
Владимир Алексеевич извиняюсь.Я о отчестве.

Оффлайн Сычев Александр Егорович

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 89
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский", 1978-89 гг.
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #145 : 01 Февраля 2015, 21:36:55 »
 
Цитировать
В операции 1982 года в точке посадки участвовали:
- КИК "Чумикан"
- НИС "Космонавт Георгий Добровольский"
- ПСК "Ямал", "Апшерон", "Донбасс"
- СКР "Горделивый"
- танкер "Алатырь"
Володя, а откуда взялся "Донбасс"? У Дмитриева вроде - "Баскунчак", да и моей памяти "Баскунчак" больше нравится.

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1128
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #144 : 01 Февраля 2015, 13:40:59 »
Пару фото прислали

Первое фото "Ямала" - без вертолётной площадки - обычный лесовоз. Скорее всего построенный в 67-м. Он и сейчас бегает где-то под чужим флагом.
Тот "Ямал", что по БОРу работал, переделан в ПСК в 68-м из "Тоснолеса". Сейчас - в составе Балтфлота, как транспортный корабль. 

На втором фото - нет уверенности, что "Ямал". Известно, что 214-й номер был однажды ( в 79-м) у "Севана"

Цитировать
Снимок с КА-25. Из альбома  Мубариз Фалиева. Азербайджан
Отличное фото! И ПСК тут, и БПК с СКР. И тип танкера уже можно определить

Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3698
  • "Спасск" 75-78
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #143 : 01 Февраля 2015, 13:21:05 »
А вот тот же поход,те снимки которые мы обсуждаем.Снимок с КА-25. Из альбома  Мубариз Фалиева. Азербайджан.  Он еще обещал.

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3698
  • "Спасск" 75-78
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #142 : 01 Февраля 2015, 13:16:17 »
Владимир Алексеевич,а это по вашей части. Не знаю ,может уже где и есть такой снимок. Из альбома   Николая Москаленко.Украина.

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3698
  • "Спасск" 75-78
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #141 : 01 Февраля 2015, 13:13:39 »
Приподъёме на Ямал у БОРа был повреждён нос

Замечательный кадр.  Ребята говорят,что борт самого "Ямала" тоже повредили. Я им ссылку скинул,надеюсь подойдут. Пару фото прислали ,а один сказал,что и по БОРу  есть,он посмотрит.

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1128
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #140 : 01 Февраля 2015, 12:56:47 »
Я давно туда писал по поводу путаницы с фактами. Безрезультатно
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Зеленов Борис Андреевич

  • Почётный ветеран
  • **
  • Сообщений: 484
  • "Сибирь" 1958-1961
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #139 : 01 Февраля 2015, 12:42:32 »
Я тоже обратил внимание на допущенную путаницу с Ф.И.О. космонавтов под представленными фото. Надо бы подсказать автору на ошибку.

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1128
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #138 : 01 Февраля 2015, 12:34:05 »
Приподъёме на Ямал у БОРа был повреждён нос
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3698
  • "Спасск" 75-78
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #137 : 01 Февраля 2015, 12:13:13 »
Я понял Владимир Сергеевич,теперь все ясно. Вы наверное заметили,что в этой статье под фотографиями,фио космонавтов перепутаны. Ну да ладно.  А вот в ваших воспоминаниях,вы говорите о повреждениях на "Ямале" при подъеме БОРа, не правый ли фальшборт поврежден был т.е. оторвало его? Сейчас у ребят с "Ямала" спрошу,как это было или лучше сюда приглашу.

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • ВМФ СССР
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4665
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #136 : 01 Февраля 2015, 11:54:36 »
Владимир Алексеевич ,спасибо, все точно и понятно и правельно ... .118 0__16 :D
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1128
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #135 : 01 Февраля 2015, 10:53:58 »
Я совсем запутался. По БОРу-4 кто ходил
Это точно, Александр Павлович!
Этот текст из 8opesk уже приводил тут 3 года назад Валера Шардт. И путаницы этот текст добавит ещё больше.
Ну почему никто не смотрит тему полностью?

Повторю:
1. БОР-4 не прототип Бурана и не МКК. Это беспилотный орбитальный ракетоплан (БОР), уменьшенная копия орбитального самолёта "Спираль", предназначенная для испытания теплозащитных плиток.
2. В операции 1982 года в точке посадки участвовали:
- КИК "Чумикан"
- НИС "Космонавт Георгий Добровольский"
- ПСК "Ямал", "Апшерон", "Донбасс"
- СКР "Горделивый"
- танкер "Алатырь"
3. В операции 1983 года в точке посадки участвовали (то, что известно):
- КИК "Чумикан"
- НИС "Космонавт Павел Беляев"
- ПСК "Ямал", "Апшерон", "Донбасс"
- БПК "Ташкент" и "Способный"

Читайте:
- В.Лукашевич - https://yadi.sk/i/a-wyaI0mdszaK
- В.Прощенко - https://yadi.sk/i/EXVd7Kg2dxgqm

Более точных или опровергающих данных пока нет.


В дополнение:

Этот снимок в ветке про Аполлон-Союз, где ПСК идёт за танкером в сопровождении БПК и СКР, не имеет отношения в операциям по БОРу в Индийском, т.к.
- снят в 1984 году
- в составе охранения ни в 82-м, ни в 83-м БПК в паре с СКР не работал

Пусть этот снимок не вводит никого в заблуждение. ПСК часто выходили в океан и по другим поводам.

Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3698
  • "Спасск" 75-78
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #134 : 01 Февраля 2015, 02:29:07 »
 

Для проведения поисковой операции были выделены от Черноморского флота – ПСК «Ямал», «Апшерон», «Донбасс», от Тихоокеанского флота – БПК «Василий Чапаев» с вертолетом Ка-25пн на борту; корабль измерительного комплекса «Чумикан» и от АН СССР научно-исследовательское судно «Космонавт Беляев».

Выполнение работ по техническому обслуживанию осуществляла группа технического обслуживания от конструкторского бюро и представителей промышленности.
 

НИС «Космонавт Беляев» и КИК «Чумикан» в назначенное время получили телеметрическую информацию. Посты пеленгования в назначенное время обнаружили радиосигналы космического объекта, приводнившегося восточнее назначенного эллипса района посадки. Действия кораблей и судoв затрудняла свежая погода, размах качки был более 25 градусов, волнение моря соответствовало 4 баллам. Использовать плавсредства для буксировки МКК было рисковано. В воздух по приказанию командира сил поиска были подняты вертолеты с превышением допуска по бортовой и килевой качке кораблей. Маневр захвата космического аппарата производился несколько раз, так как, нельзя было повредить теплозащитную плитку.

 

Несмотря нa такие условия, экипаж ПСК «Ямал» с поставленной задачей справился успешно, и после   технического обслуживания КК «Бор-4» корабль начал движение в Севастополь.     

Второй запуск произведен 16 марта 1983 года. КК «Бор-4» приводнился в точке Ш = 17005/Ю, Д = 97005/В. В поисковых действиях участвовали КИК «Чумикан», НИС «Космонавт Беляев», ПСК «Ямал», «Апшерон», «Донбасс» с вертолетами Ка-25пн на борту. Руководил поисковыми действиями капитан 1 ранга Гоман Ю. В.



Руководство поисковыми действиями было возложено на командира Черноморской бригады капитана 1 ранга Гомана Ю. В.

Непосредственная подготовка кораблей производилась в море.

Первый запуск макета МКК «Буран» был осуществлен в мае 1982 года. Космический корабль «Бор-4» №401, совершив виток вокруг Земли, начал управляемый спуск.

 http://8opesk.ru/4.%203.%20%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%82%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%81.htm

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3698
  • "Спасск" 75-78
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #133 : 01 Февраля 2015, 01:07:42 »
Мать моя,чем дальше в лес ,тем больше дров! Я совсем запутался. По БОРу-4 кто ходил, "Павел Беляев"?

Оффлайн Палий Владимир Иванович

  • Чумикан 84-87
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1172
  • Рождённый в СССР.
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #132 : 24 Января 2015, 15:51:00 »
Цитировать
Володя, по "Спирали" на сайте довольно много инфы
Конечно, Алексеевич, я читал ее. Я хотел подчеркнуть, что "спираль" вошла в пятерку великих проектов,как к стати и "Буран". К сожалению не увидевших свет :-[
Наши корабли помогли человеку выйти в космос. Помогли создать ядерный щит страны. Они ушли в свой дальний и последний поход. "Форум ТОГЭ" - наша бухта.

Онлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2183
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #131 : 24 Января 2015, 13:59:58 »
Володя, по "Спирали" на сайте довольно много инфы, начиная с 2008 года. Дай задание поисковику... А, вообще, программа, действительно, была чрезвычайно интересной. А её создатель - тоже человек-легенда, как и С.П. Королёв.

Оффлайн Палий Владимир Иванович

  • Чумикан 84-87
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1172
  • Рождённый в СССР.
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #130 : 24 Января 2015, 12:50:52 »
КОСМИЧЕСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ «СПИРАЛЬ»

Шли 60-е годы — самый разгар космической гонки и холодной войны. СССР решает создать собственную авиационно-космическую систему. Проект получил название «Спираль». Он должен был стать главным аргументом СССР в возможной войне в космосе.
Проект «Спираль» состоял из трех основных частей: гиперзвуковой самолет-разгонщик (ГСР), двухступенчатый ракетный ускоритель и орбитальный самолет (ОС). По задумке самолет-разгонщик с орбитальным самолетом на спине должен был взлетать с аэродрома базирования и разгоняться до скорости около 7500 км/ч. По достижении высоты в 30 км орбитальный самолет должен был отделиться от ГСР и при помощи двухступенчатого ракетного ускорителя разогнаться до первой космической скорости (около 7,9 км/с).

После этого орбитальный самолет выходил на околоземную орбиту и выполнял одну из своих боевых задач: разведка, перехват космических целей ракетами «космос — космос» и бомбардировка ракетами класса «космос — земля» с ядерной боеголовкой. По своей сути орбитальный самолет представлял собой настоящий космический истребитель.

Разработка проекта «Спираль» шла полным ходом, и уже во второй половине 1970-х годов ученые планировали начать полеты полностью укомплектованной авиационно-космической системы «Спираль». Но министр обороны Советского Союза Андрей Гречко в начале 70-х годов вместо того, чтобы утвердить проект «Спираль», выкинул всю документацию по нему в мусорное ведро и заявил: «Фантазиями мы заниматься не будем». Проект СССР «Спираль» был закрыт.

http://fishki.net/1378370-pjat-velikih-proektov-sssr-ne-uvidevshih-svet.html?mode=best
Наши корабли помогли человеку выйти в космос. Помогли создать ядерный щит страны. Они ушли в свой дальний и последний поход. "Форум ТОГЭ" - наша бухта.

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1128
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #129 : 14 Января 2015, 13:08:38 »
Разумный, я службу начинал на нём, Летопись СКР Разумный http://www.stihi.ru/2013/12/09/8587
Валера, не сбивай с толку. "Разумного" по БОРу не было
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3083
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #128 : 14 Января 2015, 13:06:41 »
В 82-м в охранении работал СКР "Горделивый", в 83-м - БПК "Ташкент" и "Способный"
Разумный, я службу начинал на нём, Летопись СКР Разумный http://www.stihi.ru/2013/12/09/8587
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1128
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #127 : 14 Января 2015, 12:59:43 »
Страницы из книги о КГД: о работах по БОРу и Бурану

https://yadi.sk/i/EXVd7Kg2dxgqm

Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1128
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #126 : 14 Января 2015, 12:45:06 »
В 82-м в охранении работал СКР "Горделивый", в 83-м - БПК "Ташкент" и "Способный"
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3698
  • "Спасск" 75-78
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #125 : 14 Января 2015, 12:31:56 »
А кто помнит, из наших СКР-ов  с вами "Разящий" или "Разумный" по  БОРу ходил?

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1128
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #124 : 11 Января 2015, 19:07:46 »
В друзьях есть  моряки с "Ямала" и "Апшерона", один написал ,что снимки  с "Добровольского" сделаны.
Очень интересно! Будем копать...
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3698
  • "Спасск" 75-78
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #123 : 11 Января 2015, 18:47:44 »
В друзьях есть  моряки с "Ямала" и "Апшерона", один написал ,что снимки  с "Добровольского" сделаны.

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1128
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #122 : 11 Января 2015, 18:36:35 »
Владимир Алексеевич,на снимках "Ямал" ?
Сходу определить трудно. Ни бортового номера, ни даты-места съёмки.
Откуда эти фото? Автор известен?
Попробую перебросить эти фото на форум аэробазы, там есть ветка про ПСК - http://www.balancer.ru/g/p3705678
Лишь у "Донбасса" была характерная деталь - большая антенна РЛС на гроте ( https://twitter.com/navigatorTSV/status/338009846173536256 )
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • ВМФ СССР
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4665
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #121 : 11 Января 2015, 17:50:00 »
Саша, наверно Ямал ...  .111
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • ВМФ СССР
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4665
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4
    • Email
.. Программа "БОР".
« Ответ #120 : 11 Января 2015, 17:44:00 »
Владимр Алексеевич ,спасибо за нашу историю,мы вместе всегда были и будем все флота России  и  СССР ... ..119 .118 0__12 0__16 0__355
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!