Автор Тема: Условия жизни на корабле  (Прочитано 1202 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2219
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #46 : 25 декабря 2021, 18:49:53 »
А потом был 79. Стоматолог:
"Галимарзанов, а давай санацию на увольнение.."
"Так у меня с зубами проблем не было и нет"
"А давай посмотрим..."
Он подготовил 4 зуба под пломбы - рассверлил и положил мышьяк, залив все это стекловидной массой.
"Завтра с утра ко мне - все закончим"
Ночью он ушел на Камрань - началась вьетнамо- китайская.
А я, тупой татарин, ни разу не болевший зубами, ушел домой. На сегодня осталась половина зубов. Впереди дыра 2 зуба сверху, снизу 1.

  Что касается моих посещений нашего корабельного стоматолога, то к нему во время службы я обращался раз, или два.
Но перед тем, как "Спасск" ушёл в ремонт во Владивосток, поступил приказ - проверить зубы у всех матросов.  И зубы у тех моряков, кому это было необходимо, подготовить к зубопротезированию.

  А уже во Владивостоке небольшими группами, по 5-6 человек с сопровождением, мы ездили в военно-морской госпиталь.  И там врачи уже капитально занимались нашими больными зубами.
  Мы посещали госпиталь, как это и было необходимо, по несколько раз.  Сначала приезжали для обточки зубов и снятия слепков.  А потом - на примерку и установку коронок.
  Помню, что Сергею Филимонову первому в нашей БЧ поставили коронки.  За обедом, или ужином мы просили Сергея показать свои коронки.  Он нам показывал и при этом всегда щёлкал зубами.

  Поставили коронки и мне.  Так что через три месяца после этого я улетел домой с пятью железными зубами.  И прослужили они мне почти десять лет, пока не поистёрлись.
  В общем, очень хорошо полечили зубы в этом морском госпитале.

  Ну, а наши доктора на "Спасске" тоже были очень хорошие.  Вот только имён их, к своему сожалению, я не помню. 

Оффлайн Галимарзанов Фанис Магафурович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 297
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #45 : 25 декабря 2021, 08:33:48 »
Так что, Фанис, ребята тебя разыскивают.
У меня особая память - назовем ее профессиональной. Помню реки, обстановку вплоть до буев и створов - как фильм смотрю. Помню журналы "Радио" за 86 год - даже некоторые схемы. Помню зазоры дизеля - их было порядка 2500 (от 1 до 6 ремонта + нормальные) - сегодня  половина стерлась, но помню руководство 1943 года инженера Сойфертиса по ремонту танкового дизеля Т-34. Плохо с людьми. Не помню имен, лицо любого как белое пятно. Но помню фотографии - надо только вспомнить...
Потому нелюдим. Человек подходит, здоровается - а я  его не помню. Ужас! Потом выясняется, что мы вместе работали 20 лет назад в одной конторе...

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2219
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #44 : 25 декабря 2021, 05:37:45 »
На "Спасске" было два доктора. Также было ещё и два медбрата, оба моряки-срочники.
Про двух медбратьев не помню. Помню одного - он был из малочисленного кавказского народа - весь род, по его словам, 3500 чел, фамилия рядом - на "Т", но уплывает.

  Фанис, один медбрат - это Сергей Крохин.  Он старше нас на год (1975-1978, весна).

  Кстати, на форуме, в разделе "Спасск", есть тема "Фото из альбома Сергея Крохина, Спасск 1975-78".  И там, на первой фотографии стоят рядом Сергей Крохин и второй медбрат.  Как ты пишешь - "из малочисленного кавказского народа".  Он старше нас на полгода (1975-1978, осень).  Фамилию его я тоже не помню.

  Но его должен помнить твой земляк, Фаргат Фасхутдинов.  Медбрат с Кавказа и Фаргат - одногодки.  Они оба есть на общей ДМБ-фотографии на странице Фаргата в "ОК".

  И, кстати, Фанис, тебя уже давно разыскивает твой коллега, штурманский электрик Рауф Хабибрахманов, который остался на "Спасске" после тебя.  У него также есть страница в "ОК".
  Да и Фаргат тоже про тебя спрашивает в "ОК".  А ты - вот он, здесь, живой и здоровый.  Правда, с половиной зубов  ;D
Так что, Фанис, ребята тебя разыскивают.

 

Оффлайн Галимарзанов Фанис Магафурович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 297
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #43 : 24 декабря 2021, 21:25:14 »
На "Спасске" было два доктора. Также было ещё и два медбрата, оба моряки-срочники.
Про двух медбратьев не помню. Помню одного - он был из малочисленного кавказского народа - весь род, по его словам, 3500 чел, фамилия рядом - на "Т", но уплывает.
Гулял я как-то от кинорубки в кубрик. Прошел клуб, вентиляшку с ПДРЦ - отрывается дверь санчасти, выдвинулась  голова - однако Герасименко, если память не изменяет.
"Галимарзанов, а ты кстати, зайди"
"Есть, тащ..."
В медицинском кресле сидит "молодой" матрос с вздувшимся синим указательным пальцем.
"Так, медбрат держит за туловище, Галимарзанов - держи за ноги"
Присел, обнял матроса за ноги, перед носом подлокотник в форме хирургического столика, на нем ... скальпели, зонды... и рука матроса.
Док пристегнул ремнем руку.
"Готовы?"
"Угу..."
Скальпель резанул опухоль... как сейчас помню... пошел гной...
Матрос замычал, поднял ноги вместе со мной... запахло мочой.. появилось пятно...
Док взял зонд и начал чистить...
А потом был 79. Стоматолог:
"Галимарзанов, а давай санацию на увольнение.."
"Так у меня с зубами проблем не было и нет"
"А давай посмотрим..."
Он подготовил 4 зуба под пломбы - рассверлил и положил мышьяк, залив все это стекловидной массой.
"Завтра с утра ко мне - все закончим"
Ночью он ушел на Камрань - началась вьетнамо- китайская.
А я, тупой татарин, ни разу не болевший зубами, ушел домой. На сегодня осталась половина зубов. Впереди дыра 2 зуба сверху, снизу 1.




 
 
 

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2219
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #42 : 24 декабря 2021, 19:11:34 »
Профилактика и лечение.

  На "Спасске" было два доктора.  Оба с армейскими званиями - капитан и старший лейтенант.  Капитан - начальник медицинской службы, а старший лейтенант - стоматолог.
  Также было ещё и два медбрата, оба моряки-срочники.

  За время своей службы на "Спасске" я обращался к доктору за экстренной помощью только один раз.  И то - по причине своей глупости.  Расскажу об этом.
  В декабре 1978 года, когда "Спасск" находился в Дальзаводе, пошли мы в город на почту.  Для того, чтобы помочь нашему корабельному почтальону Анатолию Шокореву принести на корабль посылки и письма.  На Камчатке за посылками ездили в посёлок на машине.  А во Владивостоке приходилось ходить пешком.
  В тот день был морозец и дул сильный ветер.  Конечно же, нужно было опустить уши на шапке-ушанке.  Но я ведь был уже годок и поэтому идти по городу с опущенными ушами для меня было никак не возможно.
  Пока дошли до почты мои уши совершенно окоченели.  А когда вернулись обратно на корабль, то уши были полностью отвердевшими и вполне могли сломаться, если их задеть.
  Я тут же пошёл к доктору.  Он намазал мои уши какой-то мазью и сделал повязку вокруг головы и подбородка.  И в таком виде я ходил целую неделю.  Потом доктор делал ещё одну перевязку.  Кожа с моих ушей полностью облезла.  А окончательно они зажили, наверное, только недели через три.

  Помню я ещё один случай оказания медицинской помощи двум нашим матросам.  Один из них был из БЧ-4.
Каким-то образом достали эти ребята спиртного и отведали его.  Ну и, конечно же, были застуканы дежурным по кораблю.  Это происшествие стало известно командиру.  На утреннем построении на вертолётной палубе Пастухов Л.В. спросил у начальника медслужбы, как себя чувствуют "больные".  Доктор ответил, что сделал обоим тщательное промывание желудков и сейчас "больным" ничего не угрожает, с ними всё в порядке.
  Но, всё-таки, для самих матросов это происшествие не прошло безнаказанно.  И вскоре они оба были переведены со "Спасска" в другую часть на Камчатке.  И остаток своей службы дослуживали уже там.


Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 5658
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4 ПРЦ
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #41 : 24 декабря 2021, 13:19:56 »
У нас  Михалыч, тоже было помню, у кого не помню ,случилось что то с сердцем у матроса ,ну естественно не спасли ,хотя врачи тоже отличные были,в походе опендецит без проблем,делали ... Мне зубы рвали , хотя мала осталось, все еще дорываю ... На пенсию пойду буду вставлять помалеху ... .111 ;D
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Федоров Владимир Петрович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1301
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #40 : 22 декабря 2021, 12:52:22 »
У нас был отменный стоматолог, Шубаев Шура, л-т, служил срочную, за всю его службу с 1969 весна по 1972 года, я его не разу не видел трезвого, занимал у матросов, правда отдавал в базе, а в походах только шило, его было много на всех постах.

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #39 : 22 декабря 2021, 09:08:34 »
Профилактика и лечение.

У нас на Неделине были прекрасные доктора. Стоматолог, терапевт, 2 медбрата и начальник медслужбы - хирург. Бормашина была, конечно, не как сейчас, но зубы лечили прекрасно. Как-то и лекарств хватало. Как-то в море у мичмана случился инфаркт, то они его просто спасли, хотя корабль в базу шёл полным ходом.

Тоже самое на Чукотке. Володя Литвиненко, царствие ему небесное, мне так зуб сделал, что он служит до сих пор, но я забыл, где пломба! 40 лет!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Федоров Владимир Петрович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1301
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #38 : 21 декабря 2021, 18:02:04 »
На САХАЛИНЕ и личный состав и офицеры питались с одного котла. Офицеры сбрасывались и покупали масло, сахар, варенье и.т.д. Это было как бы доп. каек.

Оффлайн Федоров Владимир Петрович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1301
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #37 : 21 декабря 2021, 15:34:11 »
Мы ловили чавычу и кижуч прямо в бухте под командованием к-п. л-та Чеверда, весь улов делили поровну и икру и рыбу. Ставили сети с вельбота, а СКР, который постоянно крутился в бухте, нас охранял от рыбнадзора.

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #36 : 21 декабря 2021, 13:27:02 »

Ещё оттуда же:
В 22:00 на вахту на мостике заступила очередная смена из 6 (!) человек.

У нас на ходовом:
- командирская вахта, командир или старпом
- вахтенный офицер
- вахтенный офицер БИПа
- вахтенный штурман
- рулевой
- сигнальщик

Надеюсь никого не забыл. У механика своя команда, у связистов - своя. в РЭР - своя. Ещё вечно бдящий специалист СПС. Плюс дежурная служба - деж. по кораблю, по низам, дежурные по БЧ, по камбузу.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 1870
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #35 : 21 декабря 2021, 12:19:21 »
Крепко у вас, максютовцев, сидит в памяти флотская служба! Уважение!

Между делом на topwar.ru обнаружилась статья с разбором столкновения ам.эсминца "Fitzgerald" с контейнеровозом в 2017 г. (#1 #2)

Оттуда:
Размер кубрика 8,9х12х3 метра и обитает в нем 42 человека. Трёхъярусные койки, шкафчики, 4 толчка, душ, зона отдыха.


Ещё оттуда же:
В 22:00 на вахту на мостике заступила очередная смена из 6 (!) человек.
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Попов Александр Сергеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 591
  • "Сахалин" 1976-1979 РТС
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #34 : 21 декабря 2021, 12:13:00 »
Ещё про нашу медслужбу. На офицерском камбузе коками служили два годка, откуда то с Каспия. По русски конечно говорили, но не в совершенстве. Я в то время рабочий по камбузу, какая то проверка, проверяющие спрашивают этих коков, что они делают, что бы было вкусно. Ответ один: сол, пэрэц надо.  И вот получают эти ребята посылку со своей малой Родины, помимо всего прочего  там две литровые банки с чёрной икрой. Медицина проводит проверку качества продуктов, вскрываются банки и... вердикт удивляет коков - икра с плесенью, за борт. Не смогли они обьяснить что это  не плесень, а специально залитый с верху жир, для сохранности продукта.

Оффлайн Попов Александр Сергеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 591
  • "Сахалин" 1976-1979 РТС
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #33 : 21 декабря 2021, 11:51:55 »
А вот вам в подарок. Q!!2234
.                      Случился у нас выход в поход, и не на юга, а на север. Встали где то в районе Усть Камчатского. Время от времени камбала клевала, удивили чайки размером с жирного гуся, с соответствующим размером помета. Звучит необычная команда "шкафутовым и ютовый на шкафут". Я в ютовой группе, выбегаем на шкафут, к нам подходит МРТ и у него то ли деревянная баржа, то ли плот с дарами моря. Со шкафута спускаются две 20л. канистры, все уже поняли, что это "наживка" для рыбки, и у нас пошёл такой "клёв" в основном чавыча и кета. Тут же началась сортировка и разделка рыбы, икра собиралась отдельно. Пришлось не слабо поработать в этот день, запас фосфора обеспечен был надолго. А вот с красной икрой особо ответственно занялись наши медики. Закрылись в продкладовых и колдовали над деликатесом. Позже выяснилось, что вся икра была испорчена. Q!!2234

Оффлайн Федоров Владимир Петрович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1301
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #32 : 21 декабря 2021, 09:23:27 »
Да, Михалыч, красиво жить не запретишь.

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #31 : 21 декабря 2021, 08:58:52 »
А вот вам в подарок. Q!!2234
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Осипов Вячеслав Александрович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 417
  • Сибирь 1979-1982
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #30 : 20 декабря 2021, 03:02:59 »
  Приём пищи у матросов и старшин "Спасска" проходил в кубриках, по причине отсутствия матросской столовой на корабле.

  В кубрике БЧ-4 между рядами коек расставлялись два стола.  За каждым столом кушало по шесть человек, по три человека с каждой стороны.  При рассаживании за столами соблюдалась субординация.  С краёв столов, возле среднего прохода в кубрике, сидели годки.  Далее, ближе к борту корабля, сидели те, кто помоложе.  Если годок первый сел за стол, то остальные пролезали за его спиной по рундукам на своё место.

  Питание на корабле было трёхразовое - завтрак, обед и ужин.  А ещё был вечерний чай.
В бачковые по графику назначались ежедневно два человека.  На камбуз они ходили с бачками и чайником.  В один глубокий бачок наливался суп.  В мелкий бачок, который устанавливался сверху в глубокий, накладывалось второе блюдо.  А в чайник наливался чай, или компот.  Во второй глубокий бачок наливалась вода для мытья посуды.  Также выдавали хлеб.

  В базе наш завтрак состоял из каши, хлеба с маслом и чая со сгущёнкой.  Обед - из супа, второго и компота.  А ужин - из второго и компота.  Ну и, конечно, хлеба.  К вечернему чаю давали хлеб и по три кусочка сахара.
В походе рацион питания был побольше.  На ужин, кроме второго блюда, давали ещё и суп.

  По воскресеньям для всей команды корабля выпекали булочки.  Их давали к завтраку.
Тут я сделаю небольшое сравнение.  По первому году я два с половиной месяца служил на "Чажме".  Там тоже по воскресеньям давали к завтраку булочки.  Но булочки на "Чажме" и на "Спасске" очень отличались.  На "Чажме" они были пышные и размером побольше.  Такими их выпекал хлебопёк, уроженец одной из среднеазиатских республик.  Он был мастером своего дела!  А на "Спасске" булочки были поменьше размером и не такие пышные.  Но, всё равно, очень вкусные.

  Было ещё такое отличие в приёме пищи на этих двух кораблях.
На "Спасске" столовой для матросов не было, а на "Чажме" она была, служившая одновременно и корабельным клубом.  На "Спасске" масло к завтраку выдавали уже разрезанное на кусочки, по количеству едоков в кубрике.  А на "Чажме" масло, уложенное на тарелках большими кусками, бачковые расставляли на столах и матросы мазали его на хлеб столько, сколько хотели.  Я даже запомнил, как на "Чажме" дежурный по столовой после окончания завтрака объявлял бачковым, чтобы они несъеденное масло не выбрасывали, а относили его обратно в хлеборезку.

  Также в походах был и, так называемый, ночной завтрак.  Матросы, отстояв свою ночную вахту, в 04:00 шли в клуб корабля и там подкрепляли свои силы.  А после этого уходили в кубрик и заваливались на боковую до самого обеда.

  Был на "Спасске" и корабельный ларёк.  Из еды в нём продавалось печенье, пряники, вафли и конфеты.  Продавцом в ларьке был мичман.  Если у матросов не было денег, то такая вкусная продукция отпускалась под запись в журнале.  До следующего денежного довольствия.

 
Приветствую всех, и всем крепкого предновогоднего здоровья!
 Сергей так приятно читать и вспоминать! А вот опиши про,, ДБ,, на боковых?

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2219
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #29 : 19 декабря 2021, 13:18:18 »
  Банно-прачечный день на "Спасске" был по субботам.

  После обеда команда начинала помывку, а назначенные для стирки постельных принадлежностей и робы матросы несли тюки с бельём в прачечную.  Обычно, это были моряки по первому и второму году службы.  Годки бельё не стирали.  На "Спасске" в прачечной было две стиральные машины.  А сама прачечная находилась на главной палубе, ближе к корме корабля.

  Стирка проходила согласно очереди.  Кто из матросов раньше приносил бельё, тот раньше и начинал стирать.  Роба и постельное бельё стирались по отдельности.  Перед началом стирки матросы мелко настругивали ножами хозяйственное мыло.  После этого забрасывали мыло и бельё в стиральную машину, наливали в неё воды и начинали стирать.
  В ожидании своей очереди матросы успевали прикемарить на тюках с бельём.
 
  Выстиранное и просушенное постельное бельё и роба развешивались в кубрике на койках для окончательной просушки.
Кстати, во время стирки робы вся команда надевала форму №3.  Потому что у матросов был всего один комплект рабочей одежды, который выдавался на год.

  Баня, или душ, на "Спасске" находилась также ближе к корме корабля.  В душе было четыре, или пять леек.  Помывка моряков проходила тоже с соблюдением субординации.  Первогодки и второгодки мылись втроём-вчетвером под одной лейкой.  Ну, а годки занимали место под душем единолично.  Мылись, конечно же, все по очереди.  И годки, и молодёжь.  Но помыться успевали все.

  Отдельный душ был в каюте у командира корабля.
  Помню, был даже такой случай.  Во время помывки в командирском душе пропала горячая вода.  Пастухов Л.В. тут же вызвал к себе командира БЧ-5.  Атрашкевич Д.И. мигом примчался к командиру корабля.  И тот сделал ему надлежащее внушение.  Горячая вода в командирском душе вскоре опять пошла.  Но для пущей надёжности командир БЧ-5 назначил дневального и тот стоял у дверей командирской каюты, поддерживая связь с трюмными, до того времени, пока командир "Спасска" не помылся.
 

Оффлайн Галимарзанов Фанис Магафурович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 297
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #28 : 19 декабря 2021, 09:33:50 »
Больше всего на корабле лично меня напрягало отсутствие горячей воды!
Это проблема всех флотов. Даже речных. На Спасске, помнится, мы, в строю на вертолетке, почесывали после купания в бассейне некие места. По третьему году проблем помыться не было - в кочегарке был работающий душ.
Чажма - воды хватало. Ночью - "Очередной смене приготовиться... В душевые подана вода".
 

Оффлайн Попов Андрей Сергеевич

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 11
  • Какой корабль и годы службы?
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #27 : 19 декабря 2021, 00:09:14 »
Больше всего на корабле лично меня напрягало отсутствие горячей воды! Пришел с вахты хочется сполоснуться, бельишко простирнуть. А не тут то было. И главное и на новых сейчас то же самое. Дают вечером воду на 20 минут и все бегом мыться! Через десять минут уже холодная! 00_7  И вечно не хватка пресной воды - ореснительные фильтры каждый день промывают, варят котлами, а всеравно она на вес золота! Вот все думаю как на американских авианосцах всегда люди могут спокойно помыться и проблем с этим не возникает! Загадка! matr0001os

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #26 : 18 декабря 2021, 19:14:10 »
  Офицерский гальюн находился в коридоре, недалеко от офицерской кают-компании.  Одного такого гальюна было недостаточно для офицерского состава.  Смешно сказать - одно очко.

У нас на "Неделине" гальюны были в хорошем состоянии. Как говорится: гальюн - лицо старпома. А старпомы у нас были все жёсткие. Самый большой гальюн был у входа в машинное отделении. Там, кстати, был всегда порядочек.

Пришло к нам молодое пополнение, меня назначили командиром роты. И был матросик с Грузии. Распределил их по местам приборки. Прибегает старшина, весь красный, возбуждённый - [ФИО этого матросика] не хочет гальюн драить! Пошли с ним. Он стоит, матросы с БЧ-5, он весь в истерике, но готов глотку перегрызть. Хоть стреляй. Хоть сто человек на него нападай!
Ну уговорил кое-как. Сам взял машку, показал, объяснил, что на корабле все едины, все гадим, все убираем. Иначе нельзя.
Он кстати, хорошо потом служил.
Где вы все - наши бывшие матросы-соотечественники?
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2219
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #25 : 18 декабря 2021, 19:03:05 »
 
Вахтенный офицер U 129 Зигфрид Люддeн использует специальное устройство для справления нужды на верхней палубе лодки, 1942 год.

  Вот, если бы и на "Спасске" офицеры так нужду справляли, то это было бы просто прекрасно.  ;D

  Офицерский гальюн находился в коридоре, недалеко от офицерской кают-компании.  Одного такого гальюна было недостаточно для офицерского состава.  Смешно сказать - одно очко.
  По первому году службы я был приборщиком в офицерском коридоре.  И мне приходилось делать приборку в этом гальюне.
Бывало, как навалят там кучи от всей широкой военно-морской души...  Прямо с горой!  Да ещё и не смывают...
  Но, по правде говоря, в этом гальюне и смыв плохо работал.  Приходилось прилагать усилия, чтобы привести гальюн в надлежащий порядок.  И швабра была незаменимой помощницей в этом деле.

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #24 : 18 декабря 2021, 17:57:22 »
Вахтенный офицер U 129 Зигфрид Люддeн использует специальное устройство для справления нужды на верхней палубе лодки, 1942 год.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2219
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #23 : 18 декабря 2021, 16:30:09 »
... хлеб всегда просто супер!

  Кстати, о хлебе.  На "Спасске" не пекли ни белого, ни чёрного хлеба (не считая булочек).  Только серый хлеб.  Но вкусный.

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #22 : 18 декабря 2021, 16:04:45 »
  Было ещё такое отличие в приёме пищи на этих двух кораблях.

Я служил на "Чукотке" и на "Неделине". Питание на Чукотке мне очень нравилось, просто никаких замечаний - и вкусно, и достаточно. Булочки, хлеб, котлеты, биточки, рыба - всё просто очень хорошо приготовленное. "Неделин", не в обиду, не успел создать такую вот традицию качественной пищи. Хотя хлеб всегда просто супер!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2219
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #21 : 18 декабря 2021, 15:17:53 »
  Приём пищи у матросов и старшин "Спасска" проходил в кубриках, по причине отсутствия матросской столовой на корабле.

  В кубрике БЧ-4 между рядами коек расставлялись два стола.  За каждым столом кушало по шесть человек, по три человека с каждой стороны.  При рассаживании за столами соблюдалась субординация.  С краёв столов, возле среднего прохода в кубрике, сидели годки.  Далее, ближе к борту корабля, сидели те, кто помоложе.  Если годок первый сел за стол, то остальные пролезали за его спиной по рундукам на своё место.

  Питание на корабле было трёхразовое - завтрак, обед и ужин.  А ещё был вечерний чай.
В бачковые по графику назначались ежедневно два человека.  На камбуз они ходили с бачками и чайником.  В один глубокий бачок наливался суп.  В мелкий бачок, который устанавливался сверху в глубокий, накладывалось второе блюдо.  А в чайник наливался чай, или компот.  Во второй глубокий бачок наливалась вода для мытья посуды.  Также выдавали хлеб.

  В базе наш завтрак состоял из каши, хлеба с маслом и чая со сгущёнкой.  Обед - из супа, второго и компота.  А ужин - из второго и компота.  Ну и, конечно, хлеба.  К вечернему чаю давали хлеб и по три кусочка сахара.
В походе рацион питания был побольше.  На ужин, кроме второго блюда, давали ещё и суп.

  По воскресеньям для всей команды корабля выпекали булочки.  Их давали к завтраку.
Тут я сделаю небольшое сравнение.  По первому году я два с половиной месяца служил на "Чажме".  Там тоже по воскресеньям давали к завтраку булочки.  Но булочки на "Чажме" и на "Спасске" очень отличались.  На "Чажме" они были пышные и размером побольше.  Такими их выпекал хлебопёк, уроженец одной из среднеазиатских республик.  Он был мастером своего дела!  А на "Спасске" булочки были поменьше размером и не такие пышные.  Но, всё равно, очень вкусные.

  Было ещё такое отличие в приёме пищи на этих двух кораблях.
На "Спасске" столовой для матросов не было, а на "Чажме" она была, служившая одновременно и корабельным клубом.  На "Спасске" масло к завтраку выдавали уже разрезанное на кусочки, по количеству едоков в кубрике.  А на "Чажме" масло, уложенное на тарелках большими кусками, бачковые расставляли на столах и матросы мазали его на хлеб столько, сколько хотели.  Я даже запомнил, как на "Чажме" дежурный по столовой после окончания завтрака объявлял бачковым, чтобы они несъеденное масло не выбрасывали, а относили его обратно в хлеборезку.

  Также в походах был и, так называемый, ночной завтрак.  Матросы, отстояв свою ночную вахту, в 04:00 шли в клуб корабля и там подкрепляли свои силы.  А после этого уходили в кубрик и заваливались на боковую до самого обеда.

  Был на "Спасске" и корабельный ларёк.  Из еды в нём продавалось печенье, пряники, вафли и конфеты.  Продавцом в ларьке был мичман.  Если у матросов не было денег, то такая вкусная продукция отпускалась под запись в журнале.  До следующего денежного довольствия.

   

Оффлайн Плюхов Сергей Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 2218
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #20 : 18 декабря 2021, 04:35:48 »
Думаю это он о себе. Я когда на "Сибирь" прибыл Олег Минкин дежурным был. Ему и представлялся под руководством Сушко и Марченко.
Как сейчас помню " О, 63-год на флот пошел".

А Володя Марченко, Владимир Владимирович, начинал служить на "Неделине". в нашей группе АСУ. Он прошёл хорошую школу, надеюсь под наши нетрезвым руководством. Стал капитаном 1-го ранга. Он и Володя Сластихин у нас были. Они единственные выпускники Ленинградского училища ПВО у нас на соединении.

Володя Марченко вместо С.И.Гудцева прибыл к нам на "СИБИРЬ"...

Оффлайн Плюхов Сергей Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 2218
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #19 : 18 декабря 2021, 04:34:29 »
 
Анатолий Михайлович, не возьму в толк, о каком старшем лейтенанте идёт речь?

  Сергей Иванович, рассказ  "Попал я служить на флагманский корабль" написал Тужик С.А. (сейчас капитан 1 ранга).

  Обошёл Сергей Аркадьевич по скорости сдачи зачётов Сергея Викторовича.  За один день против пары месяцев.  ;D


Не помню я старшего лейтенанта Тужик С.А....

Оффлайн Попов Александр Сергеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 591
  • "Сахалин" 1976-1979 РТС
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #18 : 17 декабря 2021, 21:06:07 »
В кубрике 1го дивизиона рядом, с питьевым бачком, находился старенький телевизор (телеметристы как ни как). В базе, не смотря на мягкие запреты, что то мы по нему смотрели. В целях "безопасности" к тумбочке дневального был установлен тумблер, которым дневальный выключал телевизор при посещении дежурного по кораблю (ранее в "обязанности" дневального входила задача так орать доклад дежурному, что бы можно услышать в кубрике и благополучно выключить запретный электро прибор. После этого из кубрика выбегали моряки не проживающие в нем, хозяева делали вид, что спим мертветским сном. Кстати,  на смотрах постоянно заявлялись только две жалобы, это не выдача по норме второй ленточки на бескозырку и отсутствие организации просмотра личным составом программы Время. Со слов знающих моряков, программа Время в Армии была организована, а чем мы хуже солдат? Телевизор был старый, приходилось постоянно корректировать антенну, ну и было принято решение купить новый, собрали деньги и ...  получили от зам.полита запрет. Оказывается, по его мнению, коллективно запрещено что либо покупать, если бы кто то один, то можно. Понятно, что один срочник не мог потянуть материально такую покупку( видимо на это и был расчёт). Выход нашёлся мгновенно, я заявил зам политу, что телевизор нам покупает ком. дивизиона Щербина В.К. (он об этом ещё не знал). Как же было приятно видеть позже благоухающее лицо ком. дива, с присущим ему румянцем. Ещё бы, вот это поступок!

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #17 : 17 декабря 2021, 21:04:27 »
 
Анатолий Михайлович, не возьму в толк, о каком старшем лейтенанте идёт речь?

  Сергей Иванович, рассказ  "Попал я служить на флагманский корабль" написал Тужик С.А. (сейчас капитан 1 ранга).

  Обошёл Сергей Аркадьевич по скорости сдачи зачётов Сергея Викторовича.  За один день против пары месяцев.  ;D

Да, это 84 год, старпом Сибири В.Б.Гарновский
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2219
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #16 : 17 декабря 2021, 20:49:53 »
 
Анатолий Михайлович, не возьму в толк, о каком старшем лейтенанте идёт речь?

  Сергей Иванович, рассказ  "Попал я служить на флагманский корабль" написал Тужик С.А. (сейчас капитан 1 ранга).

  Обошёл Сергей Аркадьевич по скорости сдачи зачётов Сергея Викторовича.  За один день против пары месяцев.  ;D

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #15 : 17 декабря 2021, 16:44:07 »
Думаю это он о себе. Я когда на "Сибирь" прибыл Олег Минкин дежурным был. Ему и представлялся под руководством Сушко и Марченко.
Как сейчас помню " О, 63-год на флот пошел".

А Володя Марченко, Владимир Владимирович, начинал служить на "Неделине". в нашей группе АСУ. Он прошёл хорошую школу, надеюсь под наши нетрезвым руководством. Стал капитаном 1-го ранга. Он и Володя Сластихин у нас были. Они единственные выпускники Ленинградского училища ПВО у нас на соединении.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Плюхов Сергей Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 2218
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #14 : 17 декабря 2021, 16:21:00 »
Владивосток, зима, "СИБИРЬ" в заводе стояла, в доке, я вечером из отпуска приезжаю на корабль, с парнями в каюте отметили, Винник вызывает, завтра в патруль маршрут - Морвокзал - 33-й причал. Утром с бодуна, в трамвае еду с моряками на развод, от меня амбре на весь трамвай, гражданские с удивлением поглядываю, едет начальник патруля , с пистолетом и не трезвый. Приехали на развод, комендант Владивостока (не помню, вроде майор), строгий говорили очень, но пронесло, мимо проходит, на учуял запаха у меня. В общем до вечера продержался, а утром сдал дежурство в патруле... Народу точно не хватало, га юте стояли по 12 часов, бывало.

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #13 : 17 декабря 2021, 16:15:08 »
Думаю это он о себе. Я когда на "Сибирь" прибыл Олег Минкин дежурным был. Ему и представлялся под руководством Сушко и Марченко.
Как сейчас помню " О, 63-год на флот пошел".

Оффлайн Плюхов Сергей Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 2218
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #12 : 17 декабря 2021, 16:05:35 »
Ой Вахтенный не сочиняй сказки. Зачеты и т.д. Я в 1985 году придя из сухопутной Можайки через пару месяцев стоял вахтенным офицером на ходу на Сибири. А некому просто. В декабре 1985 во Владивосток заходили ночью. Я как раз вахтенным офицером стоял. Как сейчас помню.

Я не про Сибирь я про Неделин.
У нас с этим было просто очень строго. Когда я пришёл на Чукотку, то меня поставили на вахту (у стенки правда) через два дня. И очень хороший рассказ есть про это:

Попал я служить на флагманский корабль .

     После перехода "Неделина" на Камчатку попал я служить на флагманский корабль "Сибирь". Служу первый вечер, точнее, пытаюсь надеть на лицо осмысленное выражение, умное. Всё-таки флагманский корабль, новый экипаж, мозг соединения. Сижу в каюте командира БЧ, думаю и планирую своё дальнейшее служебное рвение: изучить личный состав, заведование, устройство корабля, организацию боевой подготовки...
     Заходит помощник командира Винник. Я, как положено, представился. Все трое сели на диванчик.
- "Ну, ради знакомства, по сто грамм" – сказал помощник командира и мы выпили. Помолчали.
- "О …мать, забыл – завтра же дежурить по кораблю некому!"
     Помощник командира по привычке стал быстро просчитывать в голове варианты решения. В каюте повисла тяжёлая тишина...Решение пришло быстро, я понял, что мне надо готовится к мгновенному взлёту карьеры.
- "Ты же, как я помню, "лучший офицер соединения?...ёпть" (Кто не знает нынче: любили тогда наши замполиты устраивать всякие такие конкурсы - Слава решил воспользоваться шансом).
- "Но, товарищ капитан 3 ранга, у меня же ни одного зачёта нет на вашем корабле!"
- "Не "вашем", а "нашем"" – дружелюбно поправил меня Винник. – "Напомни мне завтра про зачёты…"
     Прошла тихая камчатская ночь. Экипаж стал разбегаться после подъёма флага, Вячеслав Иваныч Винник окинул взглядом вертолётку: "Пошли со мной".
     Вообще, честно говоря, мне стала нравиться обстановка на "малыше", так мы звали корабли этих проектов. В отличие от громадных "Чажмы", "Чумикана" и тем более "Неделина": офицеры друг друга знают, общаются не только по боевым частям, матросы как-то ближе… Тот же Винник: "В каюте называй меня просто Слава, в коридоре "товарищ капитан 3 ранга".
     Мы не спеша, пошли к старпому Гарновскому. Постучали в дверь:
- "Вот, товарищ старпом, старший лейтенант – "Лучший офицер соединения", между прочим. Причём, убедительно говорит, что научит нас тут нормальной службе, покажет пример, как надо дежурить по кораблю".
     Гарновский почти без слов открыл стол, достал оттуда длинный зачётный лист, медленно и аккуратно вписал моё звание и фамилию, расписался, где положено старпому в приёме зачётов и по телефону: "Володя, зайди ко мне…".
     Прибыл механик.
     Гарновский: "Вот, Володя, прибыл к нам старший лейтенант, лучший офицер соединения, между прочим…Говорит, что покажет и нас научит".
     Механик: "А что: "Неделин" гораздо больше, чем "Сибирь" и подписал свою часть зачётного листа.
     "Неделин" гораздо больше, чем "Сибирь"" – эхом повторил Винник, потом: "Всё-таки лучший офицер соединения, епть" и подписал остатки зачётов. Я молчал - за один день стараниями Вячеслава Ивановича я из вечно виноватого связиста превратился в "Лучшего".
     Гарновский встал из-за стола, поправил китель, нахмурил брови:
- "Товарищ старший лейтенант, поздравляю Вас с досрочной сдачей зачётов на дежурство по кораблю!". И пожал руку.
     Так я заступил на своё первое дежурство по флагманскому кораблю: встречи - проводы, разгрузки - погрузки, швартовки, тренировки. Сделать приказ – дело техники, пять секунд. Старый дежурный лишних вопросов не задаёт – за сутки он просто перестал соображать от обилия вводных. А я надел повязку "рцы", взял в свою компанию рассыльного и в текущем порядке стал изучать устройство корабля первого ранга водоизмещением 8 тысяч тонн и знакомится с экипажем. Хорошим, кстати, экипажем.


http://www.toge.ru/kk18.html



Анатолий Михайлович, не возьму в толк, о каком старшем лейтенанте идёт речь?

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #11 : 17 декабря 2021, 16:03:45 »
В 20-00 зуб вырвали (Юра Голько) вместо наркоза 100 гр. шила. По вертолетке побегал, а в 24-00 на вахту на ГКП, менять некем.
Вот такой футбол. Это на Маршалах 100 чел в ДВТ на подхвате.

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #10 : 17 декабря 2021, 15:44:12 »
Лейтенантами мы сдавали зачёты капитан-лейтенанту  Ю.М.Пирняку, очень требовательному, крыловцы знают. Зачёты сдавали вместо схода. Это в Питере. Потом командиром стал В.Ф.Волков - мужик из стали. Кроме личной сдачи зачётов командиру (МППСС наизусть две главы, перечень Курильских островов наизусть, расположение отсеков по шпангоутам - наизусть и пр и др). Перед переходом на Камчатку зачёты сдали 3 или 4 человека  - В.Е.Шардин, В.В.Шилов и В.А.Горбатов и кто-то из "старых". Они и крутились 4 через 8 или 12. Я встал на вахту уже после м.Доброй Надежды. Так кроме этого Владимир Фёдорович выдавал каждому офицеру промежуточный зачётный лист (это был ужас, но я до сих пор благодарен командиру за науку!) и 20 астрономических задач. Не сдавшему эти "простыни", как мы их называли сход по приходу в базу запрещён.

А ты говоришь "не сочиняй сказки". Эх, молодёжь!  000_1_0
"Что ты можешь знать о футболе".
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #9 : 17 декабря 2021, 15:37:05 »
Ой Вахтенный не сочиняй сказки. Зачеты и т.д. Я в 1985 году придя из сухопутной Можайки через пару месяцев стоял вахтенным офицером на ходу на Сибири. А некому просто. В декабре 1985 во Владивосток заходили ночью. Я как раз вахтенным офицером стоял. Как сейчас помню.

Я не про Сибирь я про Неделин.
У нас с этим было просто очень строго. Когда я пришёл на Чукотку, то меня поставили на вахту (у стенки правда) через два дня. И очень хороший рассказ есть про это:

Попал я служить на флагманский корабль .

     После перехода "Неделина" на Камчатку попал я служить на флагманский корабль "Сибирь". Служу первый вечер, точнее, пытаюсь надеть на лицо осмысленное выражение, умное. Всё-таки флагманский корабль, новый экипаж, мозг соединения. Сижу в каюте командира БЧ, думаю и планирую своё дальнейшее служебное рвение: изучить личный состав, заведование, устройство корабля, организацию боевой подготовки...
     Заходит помощник командира Винник. Я, как положено, представился. Все трое сели на диванчик.
- "Ну, ради знакомства, по сто грамм" – сказал помощник командира и мы выпили. Помолчали.
- "О …мать, забыл – завтра же дежурить по кораблю некому!"
     Помощник командира по привычке стал быстро просчитывать в голове варианты решения. В каюте повисла тяжёлая тишина...Решение пришло быстро, я понял, что мне надо готовится к мгновенному взлёту карьеры.
- "Ты же, как я помню, "лучший офицер соединения?...ёпть" (Кто не знает нынче: любили тогда наши замполиты устраивать всякие такие конкурсы - Слава решил воспользоваться шансом).
- "Но, товарищ капитан 3 ранга, у меня же ни одного зачёта нет на вашем корабле!"
- "Не "вашем", а "нашем"" – дружелюбно поправил меня Винник. – "Напомни мне завтра про зачёты…"
     Прошла тихая камчатская ночь. Экипаж стал разбегаться после подъёма флага, Вячеслав Иваныч Винник окинул взглядом вертолётку: "Пошли со мной".
     Вообще, честно говоря, мне стала нравиться обстановка на "малыше", так мы звали корабли этих проектов. В отличие от громадных "Чажмы", "Чумикана" и тем более "Неделина": офицеры друг друга знают, общаются не только по боевым частям, матросы как-то ближе… Тот же Винник: "В каюте называй меня просто Слава, в коридоре "товарищ капитан 3 ранга".
     Мы не спеша, пошли к старпому Гарновскому. Постучали в дверь:
- "Вот, товарищ старпом, старший лейтенант – "Лучший офицер соединения", между прочим. Причём, убедительно говорит, что научит нас тут нормальной службе, покажет пример, как надо дежурить по кораблю".
     Гарновский почти без слов открыл стол, достал оттуда длинный зачётный лист, медленно и аккуратно вписал моё звание и фамилию, расписался, где положено старпому в приёме зачётов и по телефону: "Володя, зайди ко мне…".
     Прибыл механик.
     Гарновский: "Вот, Володя, прибыл к нам старший лейтенант, лучший офицер соединения, между прочим…Говорит, что покажет и нас научит".
     Механик: "А что: "Неделин" гораздо больше, чем "Сибирь" и подписал свою часть зачётного листа.
     "Неделин" гораздо больше, чем "Сибирь"" – эхом повторил Винник, потом: "Всё-таки лучший офицер соединения, епть" и подписал остатки зачётов. Я молчал - за один день стараниями Вячеслава Ивановича я из вечно виноватого связиста превратился в "Лучшего".
     Гарновский встал из-за стола, поправил китель, нахмурил брови:
- "Товарищ старший лейтенант, поздравляю Вас с досрочной сдачей зачётов на дежурство по кораблю!". И пожал руку.
     Так я заступил на своё первое дежурство по флагманскому кораблю: встречи - проводы, разгрузки - погрузки, швартовки, тренировки. Сделать приказ – дело техники, пять секунд. Старый дежурный лишних вопросов не задаёт – за сутки он просто перестал соображать от обилия вводных. А я надел повязку "рцы", взял в свою компанию рассыльного и в текущем порядке стал изучать устройство корабля первого ранга водоизмещением 8 тысяч тонн и знакомится с экипажем. Хорошим, кстати, экипажем.


http://www.toge.ru/kk18.html
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #8 : 17 декабря 2021, 15:22:04 »
Ой Вахтенный не сочиняй сказки. Зачеты и т.д. Я в 1985 году придя из сухопутной Можайки через пару месяцев стоял вахтенным офицером на ходу на Сибири. А некому просто. В декабре 1985 во Владивосток заходили ночью. Я как раз вахтенным офицером стоял. Как сейчас помню.

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #7 : 17 декабря 2021, 13:31:11 »

А поконкретнее?
Как вахты стояли? Как свободное время проводили?


По вахтам. Жизнь в море и в базе очень отличаются. В море те, кто сдал зачёты на вахтенного офицера стояли вахтенным офицером. Это включает управление всеми ходовыми вахтами - ПЭЖ, штурмана, БИП, сигнальщики, рулевой. Но, конечно, командир корабля назначает курс и скорость. Вахтенный офицер непосредственно головой отвечает за безопасность стоянки и плавания, в том числе и в соответствии с МППСС (международными правилами предупреждения столкновений судов - учили наизусть). У него в подчинении - вахтенный механик, вахтенный офицер БИПа, дежурный по связи. Когда я уходил в штаб Камчатской флотилии, то опыт вахтенного офицера был просто необходим, был одним из условий.

В базе командиры боевых частей и начальники служб и старшие офицеры становились дежурными по кораблю, а младшие офицеры - вахтенными офицерами на якоре. Но вахтенные офицеры менялись по расписанию - то на ГКП, то в тулупе на шкафуте. Когда расписания только отрабатывались, то пытались вводить всякого рода вахтенных - вахтенный офицер Вычислительного центра, вахтенный офицер АСУ. Но потом это ушло.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Осипов Вячеслав Александрович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 417
  • Сибирь 1979-1982
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #6 : 17 декабря 2021, 08:49:47 »
 На Сибири в кубрике  БЧ-4 ещё была вентиляторная... Постоянно вкл. выкл. Поначалу доставала, ну со временем привыкаешь, как и ко всему другому на корабле. Насчёт сигнальщиков, да им не позавидуешь в жару и холод,герои мужики..

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #5 : 16 декабря 2021, 22:10:49 »
  И только нашим сигнальщикам приходилось бежать по трапам на самый верх.

Сигнальщики. Чтоб залезть к сигнальщикам надо быть не ленивым ))). Я, будучи дежурным по кораблю, залезал к сигнальщикам. У них там своя рубка была. Ну чуток по цыгански, то есть всё, что смогли найти в заводе или так, в быту туда стаскивалось и украшалось. Чайники, шхеры всякие. Ковры. Ну они молодцы, пока я лез туда, их, конечно, предупредили и встретили меня без нарушений электробезопасности.   000_1_0
Ну посмотрел. Чего уж там. Нормально. Как вспомнишь, как они сгорали на солнце в тропиках - смотреть страшно, или вместе с нами на вахтах в пургу стояли. Пусть украшают свою избушку. )))
Да и было принято так - старпом требовал писать замечания. Ну и писали всякую фигню. А вот если бы увидел что-то серьёзное, или пьянку, то обязательно рассказал бы командиру БЧ нарушителя. А уж как он будет разбираться, его дело. "Наверх" не вытаскивали такие дела. Командир ведь шашкой махнёт и никому мало не покажется  и тебе в том числе.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2219
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #4 : 16 декабря 2021, 18:56:25 »
  На "Спасске" кубрик БЧ-4 находился под главной палубой корабля, по левому борту.

  В кубрике было 24 койки в два яруса, 12х2.  Под ними размещались 12 спальных мест на рундуках.  Одно такое спальное  место состояло из трёх рундуков.  Рундуки на замки не закрывались.  На нижних койках спали годки, на втором ярусе те, кто помоложе.  А на рундуках спали первогодки.  Каждые полгода, после очередного ДМБ, в кубрике происходили перемещения.  Освободившиеся коечки годков занимали новые годочки.  А их койки - молодые.  Но, почти всегда, мест на койках хватало всем и рундуки были свободными.

  Как спальные места рундуки использовались и тогда, когда на "Спасск" переходил штаб, а вместе с ним и многие связисты с "Сибири".  При размещении в нашем кубрике моряков с "Сибири" места на койках и рундуках распределялись между ними соответственно годам службы.  Так что бывало, что молодёжь "Спасска" освобождала свои койки для годков с "Сибири", а сама перебиралась на рундуки.  Но всё это происходило спокойно, без обид.

  Чем хорош был кубрик БЧ-4, так это тем, что основные боевые посты находились от него, как сейчас говорят, в шаговой доступности.  Это приёмный радиоцентр, телеграф и ЗАС "Ключ".  Очень здорово - слез с койки, обул тапки, три шага и ты уже в боевом посту, на вахте.
  Подальше от кубрика находился передающий радиоцентр.  Посты УКВ "Ландыш" и КТП находились на главной палубе.  И только нашим сигнальщикам приходилось бежать по трапам на самый верх.

  Кубрик наш был светлым, в нём находилось четыре иллюминатора.  Примыкала к кубрику небольшая гладильня, где наши моряки гладили свою робу и парадную форму.  Также в кубрике находился  и бачок с питьевой водой.  Кружка для питья была общая.  Общей была и электробритва, которой все брились по очереди.

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #3 : 16 декабря 2021, 16:22:23 »
На "Неделине" условия были, конечно, лучше. Отдельные гальюны только в блок каютах. В каютах офицеров везде был душ.
Но!!
Вода в этот душ практически поступала очень редко. Во-первых, в море берегли пресную воду и жалели опреснители. В базе по каким-то документам, было запрещено их использовать. Но когда надо было, идёшь к трюмному или к командиру трюмной группы и они подавали воду минут на 10. Кремовые рубашки - крайне непрактичные, пачкались мгновенно, а ткать такая, что её ничем не отстираешь. Копили и относили жёнам. Или стирали в раковине в каюте, когда подавалась вода. Утюги набрали в заводе, там же не 220 вольт. Но брали повышающий трансформатор и приносили утюги из дома. Но если старпом найдёт, то выбросит за борт. Телевизоры в каютах были редкостью, уж больно неустойчивый приём даже в базе. Была телевизионная общекорабельная трансляция, но последний раз её использовали при переходе, потом эти ВВУ все повыковыривали и поставили обычные телевизоры - кают-компании, клуб, библиотека, столовая. Но в кают-компании любили собираться, как-то при народе, на людях веселее. Воду в каюты подавал три раза в сутки на 10 минут. Беда была в том, что накопительных бачков в каютах не было, в отличие от проектов тех же БПК, крейсеров, эсминцев и это было проблемой.

В каютах по миделю была очень сильная вибрация, особенно под 2-мя дизелями, очень часто уходили спать в посты, там тихо.

С баней проблем не было. Мылись раз в неделю, баня совершенно нормальная. Ну а потом для офицеров сделали отдельную баню в медблоке. Но она запускалась по разрешению командира - как-то не очень удачно там помылись представительницы прекрасного пола от промышленности и случился небольшой пожар. Иногда мылись тайком в пустых блок-каютах - там душ был всегда.

Хотя "Чукотка" была старше по возрасту, но мне даже больше нравился её уют. Да и организация была за многие годы отработанная до мелочей. Замечательная душевая для всей команды - пароход всё-таки. Типичный флотский гальюн, а на "Неделине" это была самодельная сварная конструкция, потому что кто-то додумался туда поставит унитазы.

Корабль чем хорошо? Кто-то из наших писал об этом - со временем ты его весь знаешь, налаживаются отношения, как в деревне. У тебя образуется свой отдельный мир, друзья. Всё это очень помогает в быту.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Условия жизни на корабле
« Ответ #2 : 16 декабря 2021, 15:55:29 »
Интересная тема!
Первую морскую практику мы проходили на крейсере 68бис "Комсомолец". Кубрик находился под кормовой башней главного калибра, кубрик проходной. Рядом с нами за сетчатой переборкой находился Пост энергетики и живучести. В кубрике был дневальный, но новые хромовые гады надо было прятать - если не утащат чужие, то крысы сожрут.

Питание по кубрикам, очередь из бачковых выстраивалась метров на 100. Иногда приходили годки и одним движением отодвигали очередь на пару метров и брали что-то вне очереди. Ну с ними дрались. ))) Всё-таки я считал и считаю это исключением, экипаж огромный. Очень запомнились старшины в башне ГК, я там был расписан. Им нравилась их специальность, они нас всему очень с удовольствием обучали.

Два яруса коек, а внизу рундук для спанья. Питьевой бачок - прошляпит дневальный подачу воды - худо. На 4-5 кубриков был титан с горячей водой, там бачковые мыли посуду. Возле него конфликтов я не видел, но занимали очередь. Один кубрик был наш, а в остальных жила команда крейсера. В конце не очень большой гальюн, примерно, как и у нас на "Чукотке". В кубрике тепло, система воздухообмена работала очень хорошо. Во время стрельб находится в кубрике невозможно, с подволока падает все, что есть - тараканы, пыль...

Баня раз в неделю. Где-то 5 сосков. Подавали холодную воду и пар - ну надо быть очень ловким, чтоб успеть намылится, не попасть под холодную воду или под струю пара, да ещё и постирать кое-что.
Отдельный гальюн только у командира корабля. Стирались под пожарной системой, как-то трудностей не возникало, а вот сушились у системы вентиляции от трубы - тут главное не прое...ть робу, сидишь и ждёшь, это минут 20.
Вспоминаешь всё это и на душе, поразительно, очень тепло становится.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 1870
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
Условия жизни на корабле
« Ответ #1 : 15 декабря 2021, 20:17:29 »
На днях слегка обновил страницы об отце и о линкоре "Октябрьская Революция", на котором отец служил с 1939 по 1946 г. Старшина 1-й статьи, комендор орудия главного калибра.

О своей службе на линкоре отец не часто, но рассказывал. Даже статью в книжку написал. Вот о чём он не рассказывал и не писал вообще, так это об условиях жизни на линкоре.

Заглянул я в книгу А.Васильева "Линкоры красного флота", читаю:
"На 1 июня 1951 г численность офицеров -74, мичманы и главстаршины - 307, старшин и рядовых - 1434. Спальных мест для старшин и рядовых в 30 кубриках - 869 (462 на откидных койках, 271 - на рундуках, 126 - на подвесных койках). Два гальюна по 13 очков (более, чем в 2 раза меньше нормы). В офицерской душевой - 4 душа, в бане старшин - 2 душа и два крана, в бане команды - 12 душей и 4 крана (не считая для машинной команды). Каюты с санузлами - только у комбрига, нач. политотдела бригады и командира корабля".
О как!

Подумал: каково им было в то время? Воевали, не ныли, били врага и побеждали.
Сравнил с теми условиями, в которых сам жил и работал на "Добровольском"  .118

А как жилось-служилось вам, морякам-максютовцам?
Из записок В.Гаранина и из книги "Жили-были корабли" некоторое представление получить можно.
А поконкретнее?
Как, в каких каютах-кубриках обитали? Как и где мылись? Как питались? Как вахты стояли? Как свободное время проводили?
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?