Автор Тема: ПОСЛЕДНИЙ КРУИЗ ИНЖЕНЕРА СУГРОБИНА.  (Прочитано 4452 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. ПОСЛЕДНИЙ КРУИЗ ИНЖЕНЕРА СУГРОБИНА.
« Ответ #14 : 27 апреля 2013, 23:12:02 »
Почитайте, что враги нашей матушки-России пишут:
http://www.cfa.su/article914.html?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs0MzMzMTk5Ozc0MjQ4NTEzO25ld3MucmFtYmxlci5ydTpndWFyYW50ZWU
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Марчук Владимир Семёныч

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3207
  • 66-69 - КИК "Сахалин"
.. ПОСЛЕДНИЙ КРУИЗ ИНЖЕНЕРА СУГРОБИНА.
« Ответ #13 : 27 апреля 2013, 22:54:45 »
С большим интересом просмотрел фильм. В течении просмотра с болью думал сколько же мы просто по дури потеряли. А когда в эпилоге услышал про 2008 год, подумалось, что мы к сегодняшнему дню потеряли не только достигнутую материальную часть, но идейную и людскую тоже. Обидно. Утешает только то, что а вдруг всё без нашего ведома, как и тогда продолжает делаться.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. ПОСЛЕДНИЙ КРУИЗ ИНЖЕНЕРА СУГРОБИНА.
« Ответ #12 : 27 апреля 2013, 18:35:17 »
Про Чумикан - очень приятно!
Я горжусь тем, что участвовал в работах с Бураном, что у меня есть среди моих друзей великие люди - Игорь Петрович Волк и Урал Назибович Султанов, пилоты Бурана.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3066
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
.. ПОСЛЕДНИЙ КРУИЗ ИНЖЕНЕРА СУГРОБИНА.
« Ответ #11 : 27 апреля 2013, 12:11:51 »
тогда я думаю интересен будет тот факт, что фильмы из серии Ударная сила шли по тв, Первый канал или Рен-ТВ
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2482
.. ПОСЛЕДНИЙ КРУИЗ ИНЖЕНЕРА СУГРОБИНА.
« Ответ #10 : 27 апреля 2013, 11:59:41 »
Да, Валера, спасибо за фильм. Я его тоже посмотрел впервые. И с удовольствием, тем более в самом начале с экрана прошла инфа о "Чумикане", а фильму уже 6 лет!

Оффлайн Абдулов Исхак Сабирзянович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2136
  • Спасск, БЧ-4, передающий, 1979 -1982, Казахстан
.. ПОСЛЕДНИЙ КРУИЗ ИНЖЕНЕРА СУГРОБИНА.
« Ответ #9 : 26 апреля 2013, 21:04:26 »
я по моему уже давал на форум это видео, повторюсь,

Посмотрел с удовольствием. Спасибо, Валера!

Оффлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2482
.. ПОСЛЕДНИЙ КРУИЗ ИНЖЕНЕРА СУГРОБИНА.
« Ответ #8 : 26 апреля 2013, 19:52:03 »
А мне нравятся "Мемуары" инженера Сугробина". Спасибо, Алексей Иванович!  Воспоминаний из былого у каждого из нас много, а вот изложить их как у Вас это получается - тепло и душевно, с лирическими отступлениями, к сожалению дано далеко не всем. А посему продолжайте начатое дело на сайте, бога ради. На Сергея Викторовича не обижайтесь, его критика обусловлена, как я понимаю, желанием видеть в любом отображении истории ТОГЭ абсолютную достоверность, что тоже похвально, а здесь - роман, не историческая хроника... Ждём продолжений. .118

Оффлайн Абдулов Исхак Сабирзянович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2136
  • Спасск, БЧ-4, передающий, 1979 -1982, Казахстан
.. ПОСЛЕДНИЙ КРУИЗ ИНЖЕНЕРА СУГРОБИНА.
« Ответ #7 : 26 апреля 2013, 18:36:02 »
...................................
...."капитализм-социализм" - на мой взгляд, выдумки политиков и философов: просто названия. У нас с каждым президентом, генсеком, монархом строй меняется совершенно кардинально: отбирают нажитое и заработанное, разгоняют созданное, рушат построенное и придумывают новую идеологию.

Даже добавить нечего, Анатолий Михайлович!

Это на "загнивающем западе" тоталитаризм, коммунизм, да как угодно назови, а главное у них есть преемственность и последовательность, как простое, сермяжное мужицкое понимание, что если свой дом, да и все нажитое не посильным трудом, сожжешь, как мы умеем в творческом или жлобском порыве, то снова все построить может сил и времени не хватить.

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
.. ПОСЛЕДНИЙ КРУИЗ ИНЖЕНЕРА СУГРОБИНА.
« Ответ #6 : 26 апреля 2013, 14:07:46 »
Валера, ты этот фильм смотрел?
Веришь, что советские космонавты могли увидеть в Хьюстоне секретный плакат с "нырком" Шаттла?
Про "нырок" Келдыш писал Брежневу, но уже ПОСЛЕ принятия решения о создании Бурана. Т.е. нырок ни при чем.
Жалко в фильме спецы не рассказали как сбрасывать бомбу из грузового отсека с 80 км в плазме.
 Это частности
Процитирую Лукашевича:
" ... 5 января 1972 года президент США Ричард Никсон утвердил программу создания многоразовой космической системы (МКС) Space Shuttle, разрабатывавшейся с участием Пентагона. Автоматически проснулся интерес к таким системам и в Советском Союзе – уже в марте 1972 года обсуждение МКС состоялось на Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК). В конце апреля этого же года состоялось расширенное обсуждение этой темы с участием главных конструкторов. Общие выводы сводились к следующему:
– МКС для вывода полезных грузов на орбиту не эффективны и существенно уступают по стоимости одноразовым ракетам-носителям;
– серьезных задач, требующих возврата грузов с орбиты, – нет;
– создаваемая американцами МКС не несет военной угрозы.

Стало очевидно, что США создают систему, не представляющую непосредственной угрозы, но могущую угрожать безопасности страны в будущем. Именно неизвестность будущих задач «Шаттла» с одновременным пониманием его потенциала и обусловили в дальнейшем стратегию его копирования для обеспечения аналогичных возможностей для адекватного ответа будущим вызовам вероятного противника.
В чем заключались «будущие вызовы»? Советские ученые дали волю своей фантазии..."

 Т.е. делали по принципу "американцы делают незнамо зачем, и мы сделаем, потом приспособим". Как с Мистралями сейчас.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. ПОСЛЕДНИЙ КРУИЗ ИНЖЕНЕРА СУГРОБИНА.
« Ответ #5 : 26 апреля 2013, 14:06:30 »
Спасск не штабной. Весьма странное утверждение, при условии что название фагманского корабля надо вводить при регистрации на форуме.
 Первый полет Бурана 15 ноября 1988. Буран и изначально создавался неизвестно для чего.
И капитализм здесь ни при чем.

-Обсуждали эту тему 333 раза. При уходе Сибири в море и на завод функции штабного выполнял Спасск.
- На проект "Буран" существуют разные точки зрения: экономические, военные, технологические. Моя личная точка зрения: это был технологический прорыв, который США смогли, с моей точки зрения, достичь только в прошлом году с запуском Кириосити. Но, любой экономист с любого более-менее серьёзного производства в ответ на мою тз скажет, что вся идея многоразовых кораблей экономически несостоятельна, так же как и американский Шаттл. А любой военный будет рад любой возможности сунуть кулак кому-нибудь - и он тоже будет прав.

Автор через всю книгу несёт одну мысль: да, мы ошибались, спотыкались и работали. Но нельзя же всё это уничтожить в один момент в угоду экономической целесообразности. Ну а "капитализм-социализм" - на мой взгляд, выдумки политиков и философов: просто названия. У нас с каждым президентом, генсеком, монархом строй меняется совершенно кардинально: отбирают нажитое и заработанное, разгоняют созданное, рушат построенное и придумывают новую идеологию.

Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3066
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
.. ПОСЛЕДНИЙ КРУИЗ ИНЖЕНЕРА СУГРОБИНА.
« Ответ #4 : 26 апреля 2013, 12:58:07 »
я по моему уже давал на форум это видео, повторюсь, <a href="http://www.youtube.com/v/aJJ8ubVtDKE&amp;list=PLCC8BDAD31448419E&amp;index=112" target="_blank" class="new_win">http://www.youtube.com/v/aJJ8ubVtDKE&amp;list=PLCC8BDAD31448419E&amp;index=112</a>
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
.. ПОСЛЕДНИЙ КРУИЗ ИНЖЕНЕРА СУГРОБИНА.
« Ответ #3 : 26 апреля 2013, 07:22:40 »
Спасск не штабной. Весьма странное утверждение, при условии что название фагманского корабля надо вводить при регистрации на форуме.
 Первый полет Бурана 15 ноября 1988. Буран и изначально создавался неизвестно для чего.
И капитализм здесь ни при чем.

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3066
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
.. ПОСЛЕДНИЙ КРУИЗ ИНЖЕНЕРА СУГРОБИНА.
« Ответ #2 : 26 апреля 2013, 01:21:12 »
Цитировать
а на кой капитализму космические челноки!? Ему нужна тысячепроцентная прибыль!
верно подмечечено!
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Сухих Алексей Иванович

  • Почётный ветеран
  • **
  • Сообщений: 23
  • НИИИС (Г-4598)
ПОСЛЕДНИЙ КРУИЗ ИНЖЕНЕРА СУГРОБИНА.
« Ответ #1 : 25 апреля 2013, 18:53:57 »
Роман «Жизнь ни за что». Глава из «Путешествий в конец социализма».

14 сентября 1986 года.
Лучший научно-исследовательский, океанографический, спасательный и разведывательный корабль Советского Союза «Маршал Неделин». Совершенно новенький, ещё пахнет заводской краской. Послужной список - ходовые и государственные испытания в Балтийском море и переход на Тихий океан по южному пути через Атлантический и Индийский океаны. Стоит в данный момент на рейде в бухте Крашенинникова, и им любуется всё население Приморска – Вилючинска.

Сегодня шестой день, как я прибыл на борт этого корабля с лёгким чемоданчиком. Так на берег и не схожу. Сначала дела, а в выходной оказалось, что не отмечен пропуск в милиции, и выехать мне за пределы военного городка невозможно. Нет так нет. Погулял по всем палубам и шкафутам, полюбовался на Вилюй под белой шапкой вечных снегов и в каюту. На корабле первым, кого встретил из знакомых, был Богородский Геннадий Александрович. При его непосредственном участии мы в 1979 году три месяца ставили на «Чажму» опытный комплекс ПРК-М для проведения государственных испытаний. Мы радостно взмахнули руками и обнялись. Он стал уже капитаном П ранга и начальником всего измерительного комплекса корабля. Повзрослел, развился телом во все стороны, но юмор остался, как и раньше. Конечно, гордился своим кораблём и тем, что он самый главный технический командир. Встретил и бывших молодых лейтенантов, которые также продвинулись по службе и стали капитан – лейтенантами. И, в конечном итоге,  посидели повспоминали.

Каюты на корабле классные. Для советского круизного теплохода - это высший разряд по максимальной оплате. Площадь примерно 2,5 на 3,5 с умывальником и душем. Кровать с занавеской, мягкий диван перпендикулярно к ней под окнами (двумя окнами – не иллюминаторами). Письменный стол, гардероб, вешалка, ящик для обуви, ящики для барахла под кроватью; два кресла, телефон, зеркало во весь рост, кондиционер. Лампа над столом, лампа над подушкой и плафоны на потолке. И, для полного убеждения, четыре пары в каюте могут танцевать!!!

С рейда в ясную погоду виден не только Вилюй, но и Коряк с Авачей. При серебристом блеске воды, сверкающие вечными снегами шапки вулканов создают впечатляюще - пленительную картину необыкновенности. Вижу я её добрых полтора десятка лет, но всегда подолгу стою на палубе, зачарованный красотой необыкновенной земли.

А перед прибытием на «Неделин» был воздушный северный путь на нашем самолёте АН-26. С проверкой наших дел, а проще с желанием лично посмотреть на что мы деньги тратим, на «Куру» летели два полковника Генштаба. Одного я знал – мы с ним подписывали на заводе в Рыбинске решение о поставке спецавтомобилей для спроектированного нами мобильного комплекса спецконтроля. Тогда я имел доверенность от своего директора на право подписи за него. И было это в дни, когда умер Л.Брежнев. А потом я заезжал к нему в Генштаб по продолжению этого же дела. Мужик он был совсем как мы. Второго не знал. Но и он оказался достойным. Возглавил экспедицию Емельяныч и, как всегда, с ним был Сугробин. Ещё из НИИ был начальник аналитической лаборатории и специалисты для обслуживания аппаратуры на полигоне. На «Куре» в то время работала уже наша экспедиция, но требовалась поддержка.

Из самолёта убрали лабораторное оборудование, поставили полтора десятка кресел, столы между креслами, обновили занавесочки над окнами и полетели. Горький провожал тёплой солнечной погодой. Маршрут обычный, экипаж проверенный. Главный пилот Саша Красницкий пришёл в НИИ из северной авиации. И на маршруте имел много знакомых по старой службе.
Полёт на служебном самолёте не совсем такой, как на аэрофлотовских. На столах появились щахматы, нарды. Четверо любителей нарисовали «пульку». Первая остановка в Ухте. Короткая. Заправились керосином. И при социализме на севере могли быть неожиданности с топливом и потому старались заправки не пропускать. Следующая остановка – Норильск. До Норильска сделали первый ужин: по соточке водочки для аппетита и закусили нижегородскими деликатесами из домашних заготовок.
Норильск. Аэропорт «Алыкель» Никогда не знал и не думал, что первыми нас встретят пограничники. По географии знал, что граница у нас проходит по льду Северного ледовитого океана, а никак не в Норильске. Но оказалось, что от Норильска до северного полюса больше никого нет, и всех вражеских диверсантов отлавливают в северных аэропортах. Город не видел. А в аэропорту шумно, неуютно, грязно. Это вам не «Орли» и парижские пригороды. Это заполярье. И снова взлёт. Поужинали ещё раз нижегородскими деликатесами. За окнами полярная ночь. Скоро наступит здесь полная ночь до весны, а пока ещё вспыхивает короткий день. Но сейчас сплошная темнота. На земле ни городов, ни посёлков с яркими огнями. Тысячи километров безмолвия. Где - то осталась Хатанга. А следующая посадка в Тикси.

Тикси – поселение в дельте реки Лена. Аэропорт и снова пограничники. Посадочная полоса на низком берегу бухты с свинцового цвета водой. От одного вида воды тянет холодом. На стоянках аэродрома стоят транспортные самолёты ВВС и пограничные вертолёты. И транспорант на низком здании складского назначения: «Арктический посёлок Тикси приветствует вас». В аэропорту нас встречает знакомый лётчикам океанолог с друзьями. Мне почему – то сразу вспомнилось слова курсанта при поступлении в училище. «Думаешь на коралловых рифах кораллы собирать будешь! Будешь сидеть на голом берегу ледовитого океана и грязную пену в бутылки набирать». И мне стало жаль океанолога. Самолёт наш отогнали на стоянку к пограничникам, а нас радушные хозяева (которым лётчики привезли водку и картошку) на автобусе повезли нас в город, в гостиницу, чтобы можно было поспать и отдохнуть после пятнадцати часов полёта с тремя взлётами и посадками.

По дороге в город проехали мимо военного городка, в котором жили пограничники, лётчики и другие. В бухте стояли десятка два судов разного назначения, разгружающих всё, что потребляет Арктика, чтобы затем загрузится всем, что Арктика может поставить, в том числе лес, поставляемый по реке Лене плотовым сплавам. Там, где у нас продают лес такое безобразие, что безнадёжнее обстановки не бывает. Лучше бы лес запретить для продажи за границу - это было бы обоснованно со всех сторон решения всех проблем. Сохранения богатства страны, сохранения природы, возвращение здорового морального чувства людям. Само побережье совершенно голое. Здесь ни деревья, ни даже стелющиеся кустики не растут. И всё это Тикси без кустика и былинки представляется чем-то незаконченным и случайным, как и люди, живущие здесь. Мне кажется, что люди не получают ни малейшего удовлетворения от своей здешней жизни и работы. И уж если случилась невероятная необходимость в поселении на этом берегу, то можно же на пять тысяч жителей построить что-то удобно спланированное и приятное для глаз даже без кустиков. Покрасить, наконец, каждый дом в разные цвета, и улицы по линейке спланировать. Так нет! И везде так! А всё оттого, что в руководстве везде бездарность и пьянство. Приличные люди в партию не спешат сами, да их и не принимают. Наверное, сейчас кто-то из неглупых отвергнутых руководителей горько сетует на развал 20-миллионной партии в одно мгновенье и жалеет, что зажимал рты всем, кто пытался сказать хотя бы маленькую правду. И попадая в такие места думаешь, что лучше бы и не было здесь никакой индустриализации, а была бы просто полярная станция и фактория для приёма мехов от охотников – аборигенов. То есть как в сказочном кино показывают: все чистые, беленькие и никаких контробандистов и пограничников. (наличие такого количества пограничников в этих местах выше моего осознания). Сейчас же здесь беспорядочные шлакоблочные домишки, связанные друг с другом перепутанными, обмотанными расхлёстнутой теплоизоляцией, трубами, создающими серо-грязно-пыльную материальную обстановку.

В Тикси я пробыл (как и вся экспедиция) весь день. С Георгием Рустайлиным мы большую часть этого дня проспали в люксовом номере гостиницы «Заполярье» и, заплатив по два рубля, уехали снова в аэропорт. Народ наш запасся тем, чего не хватает на большой земле – тушонкой и сгущёнкой. Пароходами её сюда завозят, самолётами вывозят.

Снова взлёт, и через пять часов полёта самолёт, как и положено в заполярье, в темноте, опустился в столице полярной авиации посёлке Черском, стоящем на самом берегу знаменитой реки Колымы. Река всего в полсотне метров от взлётной полосы, которая пролегла между водой и крутым скальным берегом. В Черском нас снова встречают друзья нашего воздушного извозчика. В двухэтажном деревянном доме, в каких живут экипажи, нас разместили на втором этаже, предложили уху и кровати для сновидений. Спать хотелось очень. В Тикси не очень отдохнулось, но северной ухи хотелось ещё больше. Уха из северных деликатесных рыб (чир, корющка и ещё чего-то, и ещё…) была очень хороша. И, естественно, с «наркомовскими». Сны не снились. А заснул я ещё не донеся голову до подушки.

Утром по местному времени, экспедиция, похрустывая сапогами по подмёрзшему снежку, вышла на взлётную полосу. На берегу Колымы, на возвышающемся откосе гордо стоял на вечной стоянке ИЛ-14, добротный и надёжный полярный самолёт. Из Черского отправляются все полярные экспедиции. И здесь растут стройные берёзки и вдоль домов, и по берегу реки, и на видимых недалёких островах. Листья уже были жёлтыми, но так мило и приятно было эти берёзки видеть. От Черского до Аляски и Камчатки одинаково. Где – то чуть на севере лежит остров Врангеля, прямо на восток Чукотка, а направо на юг любимая земля Камчатка. Механики прогревали моторы. Скоро, совсем скоро.

Снова взлёт. Светит солнце, воздух прозрачен. Под крылом безжизненная (сверху, конечно) земля. Только золото в недрах хребтов и самородки в ручьях ждут своих старателей и охотников за приключениями. Незапланированная посадка в Корякском округе. Аэропорт Чайбуха. Недалеко от Теличиков. Постояли у самолёта под солнцем. Никого нет. И никакого интереса мы не вызвали у пребывающих здесь. Запасная точка от непогоды. После получасовой стоянки снова взлетели и через час были в Ключах на полигонном аэродроме. Ключевская сопка сияла ледяной короной и была величественно спокойна.

На Камчатке было грибное лето. Грибы росли везде, красивые, плотные. Подберёзовики чуть ли не сами прыгали в полиэтиленовые авоськи, и пока шли по тропинкам от азродрома в часть, к  прибытию в гостиницу грибная закуска была обеспечена. Высоких гостей из генштаба, и заодно остальных, военные власти разместили в «генеральской» гостинице. Номера с цветными телевизорами, холодильниками, встроенными туалетами, кухнями. Я взялся за приготовление картошки с грибами, Максимыч (Володя Пискунов) отправился за «добычей», и вскоре приволок литровую банку свежей икры. И к ней копчёную и солёную чавычу и свежего кижуча. Свежая рыба также пошла ко мне на сковородки, и ужин удался на славу. Это было 5-го сентября. Комиссия предполагала пробыть до середины месяца и отбыть тем же путём. Меня Рустайлин отправил уже с нашей внутренней инспекцией на корабли в Приморск и Владивосток. 9-го сентября на самолёте аэрофлота ЯК – 40 я перелетел в Елизовою В аэропорту позвонил из комендатуры на корабль и через час был в Вилючинске. За мной к причалу прислали дежурный корабельный катер и без хлопот прибыл на гордость ВМФ океанографичекий корабль «Маршал Неделин».

14.09.86.
Что-то в это путешествие мне нездоровится. В Ключах меня прихватил жестокий насморк. Едва отошёл после переезда, и снова теку изо всех дыр. Ещё светит тёплое солнце, а меня знобит. А в городке, стараниями партии во главе с Горбачёвым и правительством Николая Рыжкова, не купишь и четвертинки. Пришлось идти к Богородскому. Тот позвонил командиру поста и попросил выдать мне бутылку спирта. На корабле работал по техобслуживанию наш сотрудник Толя Николюкин. Я пригласил его на процесс лечения, и мы долго сидели, предаваясь воспоминаниям.

Вечерами огни Петропавловска отражаются в огнях Приморска. Тишина. В сумерках чёрным лебедем скользнёт силуэт подводной лодки, идущей на загрузку (или с разгрузки) ракетного боекомплекта, прожурчит струя от её винтов и снова всё тихо. И только команда вахтенного начальника по громкоговорящей связи всколыхнёт тишину, протопают матросские сапоги и снова безмолвие. Вечерний воздух наполнен жгучими запахами океана. Запахи идут от поднятого на кранцы катера, от высыхающих канатов, и просто от поверхности воды. Круглая луна начинающейся ночи отражается в посеребрённых ею же гребешках мелкой волны и бежит широкой дорожкой к острову. За луной, смещаясь по сфере, быстро скользят мигающие огоньки заходящих на посадку самолётов. Вдали Петропавловск светится гирляндами огней, вбегающих на сопки и опоясывавших всю восточную сторону их, как новогоднюю ёлку. (В Ключах луна висит прямо на юге) Высвеченные сопки темнеют пирамидными профилями и среди них мрачно вырисовывается Вилючинский вулкан. Воздух тёплый. В открытом окне никакого движения воздушных струй. Полное равновесие. Мерно шумит двигатель корабельной электростанции. Изредка хлопнет замком наружная водонепроницаемая дверь и снова никаких звуков. « Под луной голубой тихо плещет волна….»

18.09.86г.
Когда на корабле раздаётся команда «вставать!», то маленькая Диана в Нижнем Новгороде после ТВ – передачи «Спокойной ночи, малыши» укладывается спать. И просит маму – «Расскажи сказку» А мама говорит: «Ну, я же устала, неужели непонятно».
Солнце встаёт от Бермудских островов. А за Берингом – Америка. Совсем рядом. Полтора часа полёта с небольшой скоростью. До Гавайских островов – 3 часа полёта. До Москвы восемь с половиной часов беспрерывного полёта по северным параллелям.
На «Неделине» я должен был подписать документы на перспективу и мне должны были из НИИ прислать телеграмму, разрешающую признать подпись Л.И.Сугробина за директорскую. Но 20-го телеграмма пришла, очень тупая, о невозможности передоверить подпись. Толь директор обеспокоился в начинавашееся смутное время непонятной перестройки, толь ему не объяснили как надо. А Емельяныч до дома ещё не долетел. Но нет, так нет! Деньги казённые… Я тепло попрощался с Геннадием Богородским, и поехал в аэропорт, как у нас принято, без заранее купленного билета.

Я покинул корабль 20 сентября и больше никогда его уже не увидел. Наши предатели при распродаже Советского Союза продали судно за бесценок для страны, но с большим, конечно, приваром на собственный карман, в какое-то зарубежное государство. И оставили Россию без полигона в открытом океане, т.к. и «Чумикан» и «Чажма» и остальные корабли в начале 90-х были списаны из ВМФ по старости.

На автобус экспресс- приморский я опоздал, поехал на перекладных, и подумал, что вслед за несделанным делом и дорожные неприятности меня ожидают. Но в аэропорту всё прошло настолько гладко, что к часу дня я уже был в Хабаровске. В Хабаровске было почти жарко. Самолётом во Владивосток я мог прибыть уже вечером. Но меня никто не ждал. И я решил поехать поездом через уссурийскую тайгу, и провести спокойную ночь. И вот скорый поезд «Океан». В кассе попросили предъявить пропуск при покупке билета. Всякую шваль во Владивосток ещё не пропускали. При ярком вечернем солнце поезд пересёк величественный Амур по мосту, построенному ещё по проекту царских инженеров. Амур настолько могуч, что даже из окна вагона заметен стремительный бег воды с кручением и разворотами. А в городе, в приамурском парке, который в центре выходит на реку, река поворачивает, и у скал не течёт, а свирепо несётся, пытаясь свалить скалу. При каждом появлении в Хабаровске я прихожу на это место и долго смотрю на могущество стихии. И становится неуютно при мысли о падении в этот стремительный поток.

В поезде я прекрасно выспался. С местами в гостиницах города как всегда скверно, и я разместился на корабле «Спасск» в каюте начальника штаба и живу на борту, и одновременно в заводе. Утром, скорее для самоспокойствия, нежели с надеждой на удачу, зашёл в гостиницы «Золотой Рог» и «Челюскин», получил отказ и спокойно поехал обратно на завод, на корабль. В каюте начштаба спальня, салон с рабочим столом для заседаний, душевая, гальюн. Душ без воды, но всё же! Днём идёт ремонт.

Бесконечный перестук молотков разных калибров, визжащие-скребущие электронаждаки, огни и треск электросварки – нагрузка шумовая на все возможные децибеллы. Но большее время дня я проводил в эти дни в ПримЦКБ, согласовывая очередные работы, которые надо было выполнить на «Спасске» при ремонте, а также и на других кораблях. Позвонил по «ИСКРЕ» (специальная линия связи быстрого соединения) вернувшемуся уже домой Рустайлину, сказал, что заканчиваю и возвращаюсь. Получил добро и вечером купил билет на самолёт до Москвы.

22.09.86.
Владивосток. Борт ОЭС «Спасск». «Спасск» флагман старой флотилии. На нём плавал штаб. Он оборудован штабными каютами. А сейчас стоял на последнем ремонте в Дальзаводе. И все суда нашей ОГЭ скоро будут списаны. Все океанские задачи будут решать в ближайшие сорок лет после 90 – го года «Маршал Неделин» и «Маршал Крылов». Капитан–лейтенант, зам. начальника измерительного комплекса, с которым мы сидим у меня в каюте после отбоя, грустно говорит: « Не дождёмся, когда спишут старика. Не ходок он уже по океану. А на него ещё сотню тонн железа навешивают. Утонем в первый приличный шторм». Я слабо улыбаюсь, желаю семь футов и рекомендую ему перевестись на «Крылова».

В заводе как всегда стоят сотни судов разного назначения. Стоят плотно, борт к борту. Некоторые долго не задерживаются, некоторые стоят годами. Корабли нашей флотилии встают на годовой профилактический ремонт через каждые два года, т.е. у них трёхлетний цикл - два года плавают, год стоят. Стоят вместе с командой, которая службу несёт как обычно, только офицеры «морские» не получают. Вода в заливе грязная, без запахов моря. И «Золотой рог» вполне можно переименовать в «Мусорный рог». На другом берегу залива торговый порт. И там также стоят десятки судов под погрузкой-разгрузкой. Уж очень большая нагрузка на небольшое зеркало воды.

24 число.
Борт «Спасска». Примерно через час я покину корабль, завод и двину через трамвай по Ленинской улице, через автобус - экспресс от городского аэровокзала в аэропорт. Вылет по местному времени в 20 часов сегодня, 24-го.
Вчера взгрустнулось. Спросил у вахтенного лейтенанта, где можно купить вино. И поехал по его указанию в горный микрорайон (Ох уж этот Горбачёв! Целый час добирался), и ещё выстоял часовую очередь. Но за то, купил бутылку туркменского белого портвейна «Коран запрещает мусульманам пить вино, но про изготовление ничего не сказано»,-пошутил знакомый туркмен ещё когда я беззаботно жил в Средней Азии. А сегодня утром зашёл в пивной бар за памятником адмиралу Макарову. Этот пивбар был построен и открыт этой весной. И блестел первозданными красками. Размах у него был на уровне бара на Второй речке. Пивные здесь открываются по портовому в 9 утра, несмотря на московские запреты. Зарплаты ещё хватало на мелкое хулиганство, т.е. на покупку варёных крабов. Недавно увидел эти конечности в Нижнем на Мытном рынке, и прикупил целую сетку, вызвав удивление у продавщицы. Что делать? Не баловало коммунистическое правительство заморскими деликатесами, и не понимал простой народ особого вкуса, как и в далёкие пятидесятые, когда на полках магазинов стояли одни банки краба в собственном соку. Бери всё, что можешь сегодня, не откладывая на завтра. Завтра можешь проснуться в другом государстве. В пивной взял варёные крабьи конечности, и поблагоденствовал. В современные дни на Мытном рынке в Нижнем варёные конечности можно купить по две тысячи. Но!?!?….

24.09.86 г.
Вечер. Аэропорт г. Владивостока. Объявляется посадка на прямой рейс до Москвы. Прощай, Приморье! Не думалось, и в дурном сне не представлялось, что через пять лет этот цветущий край превратится в клоаку разрушения святых для русского человека мест, отмеченных трудом и кровью не одного поколения. Я ещё побывал до 1990 года дважды во Владивостоке, но уже совсем по другим делам на острове Русском у моряков особой бригады. А на Камчатке дел в умирающей стране у меня больше не было.

Я тоже вложил свой вклад в укрепление прочности далёких границ, и процветания этого края. И мне очень жаль, что труды мои и многих моих товарищей были растоптаны. А лучшие годы прошли, как оказалось, ни за что. И «спасибо партии родной» говорить не приходится.

И не мне одному, не только морякам ОГЭ было обидно и горько. Всем досталось.

1989 год. 15 декабря. В Советском Союзе был выполнен в автоматическом режиме первый и последний полёт в космос советского космического челнока «Буран». Пилотируемый полёт был назначен на 1991 год. Но в 91-ом СССР скончался, а на кой капитализму космические челноки!? Ему нужна тысячепроцентная прибыль!

«Но на всё воля божья» - как повторял даже перед расстрелом последний русский император, сыгравший в гибели Российской империи не меньшую роль, какую сыграл последний президент Советского Союза.

Нижний Новгород. 2010 год.