Автор Тема: Пресса о нас  (Прочитано 65770 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
.. Пресса о нас
« Ответ #191 : 02 октября 2017, 11:45:30 »
Д.М.Ульянов "Этапы пути испытателя ядерного оружия" http://elib.biblioatom.ru/text/na-ostrie-atomnogo-proekta_2015/go,104/ стр 106.

Жаль не написал время когда это было, и ошибочку допустил ТОГЭ-3.

Продолжает Воробьев М.Н. на стр 114-115. Действие происходит до 70 года.
Свистать всех наверх!

Оффлайн Плюхов Сергей Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 2217
.. Пресса о нас
« Ответ #190 : 17 апреля 2017, 14:17:57 »
Ляхов Владимир Афанасьевич –Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.. был у нас на встрече вместе с А.Н. Баландиным..

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22872
  • "Неделин" 1982-92
.. Пресса о нас
« Ответ #189 : 17 апреля 2017, 13:28:45 »
Еще одна статья. Стыковка грузового корабля "Прогресс-5" с орбитальным комплексом "Салют-6" - "Союз-32".

Владимир Афанасьевич Рюмин был на нашей встрече.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
.. Пресса о нас
« Ответ #188 : 17 апреля 2017, 07:19:37 »
Еще одна статья. Стыковка грузового корабля "Прогресс-5" с орбитальным комплексом "Салют-6" - "Союз-32".
Свистать всех наверх!

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22872
  • "Неделин" 1982-92
.. Пресса о нас
« Ответ #187 : 26 октября 2016, 18:57:09 »
Раскопал В.А.Прощенко. http://www.colloquium-publishing.ru/library/index.php/NU_TECH/article/download/1920/1891&usg=AFQjCNGLLuiXSgLmCdLhvnIMtV2GcLqu5A&sig2=xxTuBIYVH8Mx3cpWb5PJxA

Автор скомпилировал книгу "Район, закрытый для плавания", "добавил" 2-3 мелких ошибки.
Но, спасибо, упомянул книгу в сносках.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22872
  • "Неделин" 1982-92
.. Пресса о нас
« Ответ #186 : 18 октября 2016, 18:58:45 »
Автор: Пивоваров Юрий Германович http://memoclub.ru/2014/11/tskb-i-dalzavod/

Здесь следует сделать небольшое отступление от описываемой темы и рассказать о довольно часто встречающейся в жизни удивительной взаимосвязи событий и фактов.

Издательство «Судостроение» в 1987 году издало «Справочник по малотоннажному судостроения» под редакцией Б.Г. Мордвинова. Справочник оказался очень востребованным в моей повседневной работе проектировщика и конструктора-судостроителя.

Баррикада Георгиевич Мордвинов несколько лет служил на корабле КИК «Чажма» в качестве заместителя командира. Участник Великой Отечественной войны. Свое необычное, популярное в революцию имя получил от отца Георгия Ивановича Мордвинова, вступившего в Красную армию в 1917 году и ставшим в последствие знаменитым разведчиком, полковником службы внешней разведки, который во время Великой Отечественной войны участвовал в операции «Березино», затем заброшен в немецкий тыл, откуда возвратился в мае 1945 года.

А Баррикада Георгиевич стал военным моряком, ученым, одним из создателей космической системы навигации «ГЛОНАС». Из «Интернета» можно узнать, что кандидат технических наук Б.Г Мордвинов еще совсем недавно, в 2011 году в возрасте 85 лет работал старшим научным сотрудником лаборатории Института океанологии РАН имени П.П. Ширшова.

В течение многих лет Б.Г. Мордвинов занимался парусным спортом в Ленинграде  и однажды, приехав во Владивосток, выходил в море на парусной яхте «Вега», на которой в течение последних 48 лет я занимаюсь парусным спортом.

Дорогой Анатолий, спасибо за присланную мне информацию  Германа Пивоварова, с которым я не раз встречался во Владивостоке на Дальзаводе и не раз выходил с ним и его командой в море  на яхте "Вега" класса Л-4  и была встреча в Питере, когда Герман прилетал в Питер..

Прости, что не сразу тебе ответил. Обнимаю.Твой  Б.Г.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Белый Виктор Петрович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 123
  • "Сибирь" 1972-1975
.. Пресса о нас
« Ответ #185 : 10 октября 2016, 20:43:13 »
 00_8
    Палуба вставала на дыбы...Как матросы не повываливались за борт да и вся посуда на корабле ...ну и т.д.
  Не такое это сложное кренование и я за свою службу этого не припомню хотя, как пишут, головные корабли должны проходить через два года. Усё правильно у нас был "Сахалин" всегда впереди.
  Матрос с "Сибири."
Васильич, за время моей службы у нас на "Сибири" кренование проходило в 73 году, когда построили вертолетную палубу, тоже бегали от борта к борту, никто за борт не свалился.

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
.. Пресса о нас
« Ответ #184 : 10 октября 2016, 05:27:44 »
  Много не стыковок в креновании особенно в той части где ...матросы ходили по Дальзаводу в поисках металла и таскали его на корабль а потом  складывали ...на площадках, в шахте, маш. отделения и помещении гребного вала? 
Васильевич, такого конечно не было, чтоб матросы ходили просто так по дальзаводу и тащили все что попадется под руку. Просто обрезки метала, которые оставались от ремонта, скорее всего пришкеривали на всякий случай, запасные двигателя и прочее скобы договаривались с другими гражданскими судами, тоже меняли на спирт и тащили на корабль.
Свистать всех наверх!

Оффлайн Серков Анатолий Васильевич

  • Активный участник
  • *****
  • Сообщений: 1411
.. Пресса о нас
« Ответ #183 : 08 октября 2016, 21:31:31 »
    Интересная личность Юрий Германович!
  Возраст под 80(!) а он продолжает заниматься спортом и общественной деятельностью. Я всегда приветствую неугомонных людей с нии интересно общаться.
  Смушают меня некоторые неточности в его воспоминаниях что не характерно у таких людей. Написано с лёгким юморцом     а потому читается легко.
  ...корабли проекта 1128 "Сибирь" в качестве гл. двигателя имели пар.машину.(?) пишет автор, тогда как я в своих ..Становлениях...описал подробно о том что паровая машина нужна была для манёврах по бухте а основным была пар.турбина.
  Много не стыковок в креновании особенно в той части где ...матросы ходили по Дальзаводу в поисках металла и таскали его на корабль а потом  складывали ...на площадках, в шахте, маш. отделения и помещении гребного вала?  Писал я о тоннели гребого вала и кроме запасных крышек подшипников гребного вала ничего не было.  а зачем ненужный метал-не понятно. Площадки шахты маш. отделения были из решётчетого металлического паёла и всё просматривалось, и малейшая жалезка могла упасть на голову внизу находящихся матросов будь то на вахте или в работе. Бывало что упадёт из кармана то летит вниз Да и ничего не положишь по причине что там уйма вентилей и оборудования к которым должен быть свободный подход. Была токарка и. естейственно, должен быть метал, он и был, и всякие трубы на момент замены в паровом котле, что и делалось часто в походах но что бы собирать  ...гору металла с человеческий рост(?) надо читать как юмор да и Даль завод как  полгорода и если сошёл с  корабля то считай ушёл в самоволку да и караульный, на трапе, не выпустит.
  Командир корабля кричал истошным криком... тогда как ранее писал что кэп. осведомлён. Грузы на корабле что не закрепляли? Палуба вставала на дыбы...Как матросы не повываливались за борт да и вся посуда на корабле ...ну и т.д.
  Не такое это сложное кренование и я за свою службу этого не припомню хотя, как пишут, головные корабли должны проходить через два года. Усё правильно у нас был "Сахалин" всегда впереди.
  Матрос с "Сибири."

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
.. Пресса о нас
« Ответ #182 : 07 октября 2016, 12:28:14 »
Автор: Пивоваров Юрий Германович http://memoclub.ru/2014/11/tskb-i-dalzavod/

4.7. Корабли космического флота

Испытания в СССР баллистических ракет стратегического назначения и запуски космических объектов не обошлись без участия специальных кораблей.

При испытательных пусках баллистических ракет, запусках космических ракет с них передается телеметрическая информация о работе систем, блоков автоматики, уточняются параметры траектории полет, определяется величина отклонения боевой части от цели. Для этого на земле на протяжении траектории полета размещены специальные станции командно-измерительного комплекса (КИК).

Если траектории полета ракет или космических объектов проходят над морской или океанский акваторией, то эти задачи решаются специальными кораблями КИК.

Идея использовать корабли для траекторных измерений принадлежит С.П. Королеву, для чего был создан специальный космический флот.

В пятидесятых годах на Балтийском и на Кронштадском заводах по проекту Невского ПКБ были переоборудованы четыре рудовоза проекта В-31 польской постройки  в корабли измерительного комплекса (КИК), предназначенные для контроля параметров полета ракет на различных отрезках траектории, как продолжение наземных измерительных пунктов при испытании межконтинентальных баллистических ракет на предельную дальность.

Корабль проекта 1128 "Сибирь"

Корабли «Сибирь», «Сучан», «Сахалин» были переоборудованы по проекту 1128, «Чукотка» — по проекту 1129. Вошли в строй в 1959 г.

Водоизмещение кораблей — около 7400 тонн, длина – 108,75 м.

На каждом из четырех кораблей установили радиолокационные станции  траекторных измерений «Кама-4», телеметрические станции БРС-1 и «Трал К-2Н»,  также фоторегистрирующие станции ФРС, станции контроля автоматики боевого заряда РТС-СК, систему единого времени (СЭВ) «Бамбук», гидроакустические станции ГИУ-3Д.

Корабли имели оборудование для обеспечения приводнения и подъема спускаемых аппаратов космических станций

В 1963 году вошли в строй корабли подобного назначения проекта 1130 «Чажма» и «Чумикан», переоборудованные из германских углерудовозов по проекту ЦКБ «Балтсудопроект». Исходя из важности выполняемых задач,  они были отнесены к кораблям первого ранга и несли флаг  Военно-Морского флота СССР с размерами, соответствующими их статусу.

После того, как все эти корабли  поступили на ТОФ и стали на нем базироваться,  их ремонт и многочисленные дооборудования обеспечивало наше ЦКБ. Водоизмещение этих кораблей было значительно больше, чем у кораблей проектов 1128 и 1129Б и составляло  около 14000 тонн.

Архитектура кораблей проекта 1130 «Чажма» и «Чумикан» была необычна и узнаваема. На каждом из них над антенной радиолокационной станции «Арбат» были установлены огромные шары белого цвета изготовленные, из радиопрозрачного материала. Шары придавали кораблям экзотический вид и вызывали различные суждения о них у любопытной части населения Владивостока, когда корабли стояли в бухте Золотой Рог.

Все перечисленные корабли несли свою службу на Тихоокеанском флоте,  обеспечивая запуски баллистических ракет и космических объектов.

При их создании, из-за быстрого развития работ, связанных с пусками космических и баллистических ракет не успевали изготовить  соответствующую аппаратуру, адаптированную для морских условий. Поэтому на корабли были установлены наземные её варианты, смонтированные на КУНГ с демонтированной  ходовой частью, доработанные узлами крепления на корабле.

Корабли перегнали на Камчатку, положив основу космическому флоту.

В целях легендирования эта группа кораблей стала называться 4-я Тихоокеанская гидрографическая Экспедиция (ТОГЭ-4).

В последующие годы к упомянутым кораблям командно-измерительного комплекса добавились «Маршал Неделин» и «Маршал Крылов», проекта 1914, разработанные в ЦКБ «Балтсудопроект». Водоизмещение этих кораблей составляло 24300 т, длина-211,2 м. Соединение кораблей КИК получило наименование «35 бригада кораблей измерительного комплекса».

На всем протяжении существования кораблей КИК наше ЦКБ ежегодно  выполняло значительный объем проектных и конструкторских работ по их переоборудованию. Устанавливалась новые технические комплексы, новая аппаратура, оборудовались новые посты. Возрастали в значительной мере мощности электростанций.. Устанавливались новые дизель-генераторы и электрораспределительные устройства.  Заменялось радиотехническое вооружение. Изменялся состав существующего измерительного комплекса, средства связи. Устанавливались вертолетные комплексы. Монтировались опускаемые мачты, необходимые для юстировки антенн.

По проектам нашего ЦКБ корабли переоборудовались неоднократно на протяжении многих лет. Из года в год развитие ракетных и космических технологий осуществлялось быстрыми темпами, поэтому специалистам нашего ЦКБ работы хватало.

С каждым годом возрастало число испытательных пусков ракет. Сроки выхода  кораблей в определенное место акватории Тихого океана должны были неукоснительно соблюдаться. Поэтому работа проектировщиков, конструкторов, работников Дальзавода, согласно которой по проектам нашего ЦКБ эти корабли регулярно дооборудовали, была очень напряженной.

Ежегодно ракетными  и космическими предприятиями разрабатывалась новая аппаратура и оборудование, которые должны быть установлены на корабли КИК ко вполне определенному сроку. Требовалось увеличение мощности судовой электростанции и запасов топлива. Каждый испытательный пуск ракет обеспечивался огромным количеством предприятий и стоимость его была весьма высока. Поэтому должна быть обеспечена полная надежность работы аппаратуры кораблей, обеспечивающих запуски космических объектов.

Для этого на судах КИК для электроснабжения  испытательной аппаратуры предусматривался вращающийся резерв мощности корабельной электростанции, что требовало иметь на кораблях практически двукратный резерв мощности, по электроэнергии.

Для обеспечения работы специальной аппаратуры требовалось обеспечить микроклимат в постах, где она находилась. Для установки  кондиционеров оборудовались дополнительные помещения и устанавливались дополнительные циркуляционные насосы забортной воды, увеличивалась мощность судовой электростанции.

После переоборудования по проектам нашего ЦКБ, архитектурный вид кораблей  периодически настолько изменялся, что можно было подумать, что это не переоборудованный, а вновь построенный корабль.

На каждом корабле КИК были установлены специальные устройства для подъема с поверхности воды приводнившихся спускаемых аппаратов (СА). Устройства эти подобны тем, что были созданы в Приморском ЦКБ в обеспечение выполнения советской лунной программы.

Корабли ТОГЭ обеспечивали полет Юрия Гагарина. В восьмидесятые годы, переоборудованные в нашем ЦКБ корабли, обеспечивали испытания по программе многоразовых космических кораблей БОР-4 и «Буран».

В 1973 году «Чумикан» был задействован в спасении американского космического корабля «Апполон-13».

Корабли КИК можно было узнать по внешнему виду не только из-за специфического вида внешних антенн, но и по хранящемуся на палубе одной из надстроек макету космического спускаемого аппарата, используемого для тренировок личного состава корабля при его подъеме с поверхности воды.

Удивительно, но насыщенные суперсовременной космической техникой корабли проекта 1128 и 1129 имели в качестве главного двигателя паровые машины шведского производства. И скорость их была невелика – около 12 узлов. Больше и не требовалось.

При работе с этими кораблями приходилось неоднократно бывать в котельном и машинном отделениях, где стойко удерживался запах машинного масла и пара, чем-то напоминающий запах паровоза. Ушли в небытие эти пароходы, а с ними и запах эпохи парового флота.

В океане корабли либо выстаивались в цепочку, как это было при запуске космического корабля с первым космонавтом Юрием Гагариным, либо выходили в расчетную точку приводнения баллистических ракет или космических объектов, где использовали по назначению установленное на них по проектам нашего ЦКБ оборудование, устройства, системы.

В заводе по окончании переоборудования каждый корабль подвергался опыту кренования. Так называется процедура практического определения водоизмещения корабля и положения центра тяжести, от которых в значительной степени зависит его остойчивость.

Для проведения опыта кренования создается специальная группа во главе с начальником опыта, а с корабля к началу кренования должно быть удалено все лишнее.

Вспоминается, как мне однажды пришлось креновать один из кораблей КИК  имевший название «Сахалин».

По моей просьбе командир корабля Сергей Яковлевич Кролик собрал командный состав корабля, чтобы проинструктировать, что должен сделать каждый офицер по своему заведованию в порядке подготовки корабля к кренованию.

Командир корабля, имевший несколько необычную фамилию, обладал представительной внешностью, рослый, широкоплечий, с солидной «шкиперской» бородой ярко-рыжего цвета. У командира трюмной группы в звании капитан-лейтенанта была фамилия Волк. Интересно было наблюдать, как Волк отчитывался перед Кроликом.

Я поинтересовался у одного из офицеров, какая была фамилия у предыдущего командира. «Заяц» — ответил тот.

Конечно же, свои фамилии мы не выбираем, но кто-то из флотских начальников при формировании экипажа корабля, видимо, учел  сочетание таких фамилий.

Перед кренованием руководитель опыта передает командиру корабля  инструкцию по подготовке корабля  и устно разъясняет её положения личному составу.

Корабль проекта 1128 «Сахалин» имел водоизмещение более 7000 тонн, поэтому подготовка такого большого корабля к кренованию после переоборудования и длительного нахождении у причальной стенки завода является непростой задачей. Пока корабль находится на заводе в ремонте, экипаж с хозяйственной заботой собирает на его огромной территории многочисленные обрезки металла листы, угольники, трубы и прочее. А также электродвигатели, такелажные скобы и многое чего еще. Все это может пригодиться в будущем многомесячном плавании в Тихом океане.

После инструктажа личного состава я обошёл корабль «от киля до клотика», составил перечень замечаний по  каждому помещению, по каждому посту, по каждой цистерне и т.п. и передал командиру.

Через сутки командир доложил, что замечания устранены, все лишние предметы с него удалены. Корабль к проведению опыта готов.

Это было не первое мое кренование. Прихожу на корабль и молча спускаюсь в туннель гребного вала, в конце которого находится рецесс – расширение помещения туннеля. Там, подальше от глаз начальства, и лежит все то, что на языке инженеров называется «лишним грузом». Такая же картина открылась и на площадках в шахте машинного отделения.

После посещения рецесса докладываю командиру, руководству ЦКБ и ответственному сдатчику корабля о неготовности к проведению опыта кренования, и передаю им длинных список замечаний, которые необходимо срочно устранить. Если не соблюсти эту процедуру, то крайним окажется наше ЦКБ, якобы срывающее сроки выхода корабля в море. В период перед сдачей корабля в Москву ежедневно идет доклад о состоянии работ на корабле и степени его готовности.

Когда на следующий день утром подошел к кораблю, чтобы подняться по сходне на его высокий ют, то увидел рядом с ним на берегу огромную, выше человеческого роста, гору «лишних грузов».

Опыт кренования заключается в том, чтобы, создав судну определенной крен с помощью груза известной величины, рассчитать положение центра тяжести корабля. Водоизмещение определяют путем замера его осадок в разных частях корпуса и вычислении подводного объема.

Для накренения такого большого корабля потребовалось около 16 тонн балласта, который руками матросов многократно переносили в течение всего опыта.

При этом дело происходило ночью, когда нет ветра и нет волны от проходящих судов, искажающей результаты замеров.

В конце опыта, уже к утру, определяют период качки судна. Для этого на полетной палубе, предназначенной для вертолета, выстраиваются шеренги матросов, которые перебегают с борта на борт по команде руководителя опыта.

Я предупредил командира о том, что раскачаем корабль для замера периода его качки, на что он сказал: «Водоизмещение корабля более 7000 тонн. Вы его не раскачаете». Видимо он забыл из курса физики про явление резонанса.

После нескольких пробежек матросов, корабль получил настолько большую амплитуду колебаний, что полетная палуба становилась дыбом. В этот момент в ночной тишине раздался истошный крик: «Что происходит?». Это, спросонья, не совсем одетый командир корабля выскочил из двери настройки и пришел в ужас от происходящего.

Наконец, корабль был успешно откренован, выполнены соответствующие расчеты и составлены инструкции по остойчивости и непотопляемости. Разработана «Доска непотопляемости». Корабль в назначенный срок вышел на боевую службу.

Здесь следует сделать небольшое отступление от описываемой темы и рассказать о довольно часто встречающейся в жизни удивительной взаимосвязи событий и фактов.

Издательство «Судостроение» в 1987 году издало «Справочник по малотоннажному судостроения» под редакцией Б.Г. Мордвинова. Справочник оказался очень востребованным в моей повседневной работе проектировщика и конструктора-судостроителя.

Баррикада Георгиевич Мордвинов несколько лет служил на корабле КИК «Чажма» в качестве заместителя командира. Участник Великой Отечественной войны. Свое необычное, популярное в революцию имя получил от отца Георгия Ивановича Мордвинова, вступившего в Красную армию в 1917 году и ставшим в последствие знаменитым разведчиком, полковником службы внешней разведки, который во время Великой Отечественной войны участвовал в операции «Березино», затем заброшен в немецкий тыл, откуда возвратился в мае 1945 года.

А Баррикада Георгиевич стал военным моряком, ученым, одним из создателей космической системы навигации «ГЛОНАС». Из «Интернета» можно узнать, что кандидат технических наук Б.Г Мордвинов еще совсем недавно, в 2011 году в возрасте 85 лет работал старшим научным сотрудником лаборатории Института океанологии РАН имени П.П. Ширшова.

В течение многих лет Б.Г. Мордвинов занимался парусным спортом в Ленинграде  и однажды, приехав во Владивосток, выходил в море на парусной яхте «Вега», на которой в течение последних 48 лет я занимаюсь парусным спортом.

В стране наступили перестроечные девяностые годы всеобщего кризиса, коснулись они кораблей КИК, выведенных из состава флота и проданных на металлолом. К нашему времени сохранился только один из них– «Маршал Крылов» проекта 1914.1.

Свистать всех наверх!

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22872
  • "Неделин" 1982-92
.. Пресса о нас
« Ответ #181 : 09 августа 2016, 20:06:43 »
Наш старинный друг Виталий Владимирович Шепель из Днепропетровска написал http://vpk-news.ru/articles/31777

Встречный курс

Наши и американцы вместе выходили встречать в океан советские боеголовки
Виталий Шепель
Еще лишь примериваясь к созданию первой советской межконтинентальной баллистической ракеты, Сергей Королев держал в уме и все задачи, которые придется решать помимо разработки собственно «изделия». В том числе и испытания.

Для запусков всех предыдущих ракет вполне хватало территорий, расположенных на восток от первого полигона, Капустиного Яра. Но уже одновременно с созданием Байконура началось строительство площадки, удаленной от него на максимально возможную дальность, – для приема боевых блоков межконтинентальных ракет.

Всего Союза мало

При летно-конструкторских испытаниях необходимо фиксировать множество параметров – работоспособность всех ступеней, их узлов и систем, включая ступени разведения боевых блоков (ББ), маршевые и рулевые двигательные установки, твердотопливные двигатели всех типов. Ведь все компоненты должны не просто работать, а четко соответствовать программе, заложенной в систему управления. Большую часть информации могут получить телеметристы, работающие на измерительных пунктах в районе старта и по трассе. Но поведение ББ на нисходящем атмосферном участке траектории, унос их теплозащитного покрытия, работоспособность спецаппаратуры и, наконец, точность попадания и рассеивание можно изучить только на основании данных, полученных непосредственно на месте, где расположены точки прицеливания. Полигон для приема боевых блоков испытываемых межконтинентальных ракет создали на Камчатке, в 180 километрах севернее поселка Ключи, и назвали его Кура. Но уже легендарная «семерка», МБР Р-7, она же 8К71, имела дальность больше, нежели расстояние от Байконура до Камчатки, и пуски на максимальную прицельную дальность также необходимо было проводить. Оставалась одна возможность, которая была предусмотрена Королевым, – метить в удаленный район Тихого океана.

Гидрологи в погонах

Для принятия телеметрической информации, поступающей с ББ на конечном нисходящем участке траектории, а также для получения траекторных данных и определения координат точек падения этих блоков снаряжалась экспедиция кораблей ТОГЭ – Тихоокеанской гидрологической экспедиции. Фактически она являлась морской войсковой частью. В задачи ТОГЭ также входило спасение космонавтов в случае их приводнения в океане.

Встречный курс
Фото: fleetphoto.ru
Вот гражданские названия этих кораблей: «Чажма», «Чумикан», «Чукотка», «Сибирь», «Сучан» (переименован в «Спасск»), «Сахалин». Впоследствии флотилию пополнили «Маршал Неделин» и «Маршал Крылов».

Корабли базировались в заливе Крашенинникова, являющемся частью Авачинской бухты. Для сведения: здесь же оснащались боевыми ракетами разработки КБ Макеева атомные подводные лодки. Естественно, район был режимным, строго охранялся, вход и въезд – только по специальным пропускам.

Местное население – офицеры с семьями и гражданские служащие – жили в расположенном рядом поселке, ранее называвшемся Советский, затем – Приморский и Петропавловск-Камчатский-50. Сейчас это город Вилючинск – по названию сопки Вилюй, которая отсюда хорошо видна.

Мне посчастливилось стать первым и постоянным представителем разработчика ракет – КБ «Южное» – на кораблях флотилии. Был я тогда в должности ведущего инженера. На каждый цикл испытательных запусков меня командировали на Камчатку из Днепропетровска – для обработки результатов измерений телеметрической и траекторной информации и передачи их по специальным каналам связи на Большую землю.

По зову ТАСС

Для обеспечения безопасности плавания судов и полета самолетов в районе падения ББ все государства уведомлялись сообщением ТАСС. Например: «В период с 17 по 31 марта 1975 года в Советском Союзе будут проведены пуски ракет-носителей с падением последних ступеней в район Тихого океана, ограниченный окружностью с радиусом 40 морских миль с центром, имеющим координаты 6 градусов 30 минут южной широты и 153 градуса 15 минут западной долготы. ТАСС уполномочен заявить, что для обеспечения безопасности правительство Советского Союза просит правительства других стран, пользующихся морскими и воздушными путями в Тихом океане, дать указания соответствующим органам, чтобы суда и самолеты не заходили в этот район и воздушное пространство над ним с 6 до 18 часов по местному времени».

Вполне естественно, что после такого уведомления военное ведомство США снаряжало в указанный район свою экспедицию. Путь от пункта базирования судов ТОГЭ до места падения занимал 7–10 суток. И уже примерно на четвертый день хода к нам пристраивался СКР США, вооруженное сторожевое судно. По приходу в заданный район через день-два появлялся хорошо оснащенный измерительными средствами (значительно лучше наших) корабль США – или USS General Arnold, или USS General Hoyt Vandenberg, а в последнее время (1985–1991 годы) суперсовременный для того времени и оснащенный всеми средствами контроля Observation Island. Они нас всегда приветствовали большими транспарантами на борту: «ЗДРАВСТВУЙТЕ, КАК ТАМ ВСЕ В МОСКВА», «ЗДРАВСТВУЙТЕ, БУДЬТЕ КАК ДОМА» и подобными. Ребята они были веселые.

Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Белокопытов Александр Павлович

  • ВМФ СССР
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1594
  • "Спасск"-"Чумикан" 74-77
.. Пресса о нас
« Ответ #180 : 19 июля 2016, 18:49:48 »
Вот нашел у Стаса Аплетина
FULY

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22872
  • "Неделин" 1982-92
.. Пресса о нас
« Ответ #179 : 13 января 2016, 23:39:44 »
Прислал Владимир Николаевич Капранов.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22872
  • "Неделин" 1982-92
.. Пресса о нас
« Ответ #178 : 27 декабря 2015, 17:40:25 »
Неплохая статья об истории наших кораблей. Жаль, что автор не обозначил себя.

http://rosmilcon.com/kosmicheskii-flot-sovetskogo-souza/

«Космический» флот Советского Союза
Военное обозрениеНоя 25, 2015 1 5

21 августа 1957 года был произведен успешный пуск первой советской (и первой в мире) баллистической ракеты, знаменитой «королёвской семерки», которая после незначительной доработки стала базовой ракетой-носителем для наших спутников и пилотируемых кораблей. Пролетев около 8 тыс. км, головная ее часть упала в дальневосточном районе страны. Там измерительные пункты «приняли» объект и выдали поисковым службам координаты его приземления. Стало ясно, что при пусках более мощных систем или модификаций последние ступени ракет завершат полет за границами страны, в Тихом океане. А значит, для наблюдения за ними потребуется создать специальные «плавучие лаборатории», установить на них соответствующее оборудование.

То, что космическим кораблям будет необходима помощь морских судов, специалисты поняли в 1955 году, еще до запуска в космос первого спутника, когда создавался наземный командно-измерительный комплекс (КИК). Эта работа была неплановой и велась по инициативе небольшой группы сотрудников во главе с Н. Устиновым.

После полета «семерки» создание морского измерительного комплекса стало одной из первоочередных задач. «Акватория» — так ученые назвали научно-исследовательскую работу, результаты которой должны были воплотиться в суда с измерительной техникой. «И не в будущем, — сообщил исполнителям темы ее руководитель Г. Тюлин. — Сергей Павлович Королев испытания новейшей ракеты-носителя намечает на середину октября 1959 года. Так что раскачиваться времени у нас нет: через 12 месяцев суда должны быть в Тихом океане…»

Создание методик измерений с применением уже существовавших сухопутных радиотехнических средств продвигалось успешно. Однако стационарные пункты неподвижны относительно поверхности Земли, антенны, программы наведения обеспечивают непрерывное наблюдение за космическим аппаратом. Другое дело на море: здесь незначительная качка судна вызовет потерю антенной контролируемого объекта. А при шторме уже никакие приборы программного наведения не смогут помочь. Тут требовалось разработать новые методы и средства, с помощью которых основания антенн (платформы) можно было бы стабилизировать, несмотря на качку.

Чтобы точно определить время и координаты приводняющихся объектов, пришлось дополнить радиолокационные и оптические средства гидроакустическими. Для «привязки» всей измерительной информации к общей шкале решили использовать аппаратуру единого времени «Бамбук», которая хорошо показала себя в работе с первыми космическими спутниками. Чтобы предохранить сложные измерительные средства от воздействия влаги и колебаний температуры, необходимо было найти эффективные способы и материалы. Основным требованием к ним было отсутствие влияния на точность измерений.

Непростой оказалась задача размещения на судне разнотипных радиотехнических станций, которые, чтобы не вызвать взаимных помех, на суше располагают друг от друга на достаточно большом расстоянии, порой до нескольких километров. При необходимости экранирования «несовместимых» средств на суше экраны тщательно заземляются. На морских судах, естественно, нет таких условий. К тому же судовая электростанция не может обеспечить питания новой техники как по мощности, рассчитанной лишь на «свои» нужды, так и по параметрам тока, к которым измерительные средства предъявляли особые повышенные требования.

К этим и многим другим инженерным и научным проблемам добавились сугубо организационные: у Министерства Морфлота СССР каждое судно в те годы было на счету, а для создания плавучего комплекса изначально их требовалось как минимум четыре (три измерительных и одно связное). Последнее обеспечивало прием с космодрома и дальнейшую ретрансляцию на остальные суда информации о подготовке и запуске ракеты, расчетном времени и координатах завершения ее полета, а также для передачи результатов измерений на космодром. Спутников связи, которые сейчас выполняют эти обязанности, в те годы не существовало.

Кроме того, в ряде инстанций, мягко говоря, не находила поддержки сама идея создания плавучего измерительного комплекса, особые сомнения вызывали сроки ее реализации и возможность выделения для этих целей судов, которых не хватало «для нархозперевозок». Но все-таки после упорной борьбы руководителя «Акватории» четыре скромных сухогруза пришвартовались к причалам ленинградского судостроительного завода. Там была сосредоточена вся техника, разумеется, в сухопутном исполнении, так как на разработку специального морского варианта времени не оставалось. Разместить всю технику в неприспособленных для этого тесных кубриках и трюмах возможности не было, и конструкторами было принято смелое и радикальное решение: оставить от сухогрузных судов лишь корпус и элементы ходовой части, ликвидировать все переборки, а компоновку для новой техники спроектировать заново.

Суда успели подготовить в срок. Тем временем завершились подбор и назначение специалистов в состав экспедиций. После швартовых испытаний приступили к ходовым. Чтобы сэкономить время, с ними совместили проверки измерительных средств по самолетам.

Наконец, предстояло решить вопрос, каким путем идти к месту работы — в Тихий океан. Существовало три варианта: один, протяженностью около 23 тыс. км, проходил через Суэцкий канал, второй, 29,4 тыс. км, огибал Африку и третий, самый короткий, но и самый трудный, — Северный морской путь.

Н.С. Хрущев распорядился направить экспедицию северным путем — дома и стены помогают. В результате пришлось в спешном порядке усилить ледовыми подкреплениями корпуса судов. Были подготовлены ледоколы для проводки «звездной флотилии» и самолеты для упреждающей разведки наиболее сложных участков трассы. Маршрут преодолели менее чем за месяц. Непростые ледовые и погодные условия, другие сложности перехода не помешали выполнить задачу.

В пути испытатели осваивали новую технику, проводили частные и комплексные тренировки. В расчетный район акватории суда пришли точно в назначенное время. Несмотря на шторм, первая работа прошла весьма успешно, как, впрочем, и все последующие. Спустя несколько лет тихоокеанская экспедиция, как стали называть первую группу плавучих измерительных средств, пополнилась новыми судами, в том числе наиболее совершенным из них — «Маршалом Неделиным».


Подготовка к пилотируемым космическим полетам и запускам автоматических межпланетных станций (АМС) потребовала расширения сферы действия тихоокеанской экспедиции. Расчеты показали, что для приземления спускаемых аппаратов в намеченном равнинном районе страны торможение космических кораблей нужно осуществлять над акваторий Атлантического океана. Примерно здесь же намечались старты АМС с орбиты искусственных спутников Земли (ИСЗ) на трассы перелета, например к Венере и Марсу. Для обеспечения контроля за этими наиболее ответственными этапами космических полетов — завершающими для пилотируемых кораблей и начальным для АМС, измерительные средства необходимо было направить в воды Атлантического океана и Средиземного моря.

Казалось бы, какие сложности для перебазирования с Тихого океана уже существовавших судов? Расчеты баллистиков и моряков отвергли такую постановку вопроса. Для обеспечения надежного управления полетами все увеличивающегося количества космических аппаратов измерительные средства нужны одновременно и в Тихом, и в Атлантическом океане, а переход судов «туда и обратно» экономически был нецелесообразен. Поэтому, используя «тихоокеанский» опыт, уже упоминавшийся НИИ организовал создание еще одной группы, подобной тихоокеанской, на базе трех теплоходов — «Ильичевск», «Краснодар» и «Долинск». Телеметрические станции, аппаратуру единого времени и автономные источники электроснабжения на судах обслуживали малочисленные, по 8-10 человек, экспедиции из специалистов того же НИИ и измерительных пунктов сухопутного КИКа.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22872
  • "Неделин" 1982-92
.. Пресса о нас
« Ответ #177 : 26 декабря 2015, 11:38:47 »
А не перебазируют ли наш "Крылов"в свете всей инфы во Владик на ПМЖ?

Такие точки зрения не возникают. Да и зачем - перекрывать нужно северную часть Тихого океана.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2482
.. Пресса о нас
« Ответ #176 : 26 декабря 2015, 09:59:27 »
А не перебазируют ли наш "Крылов"в свете всей инфы во Владик на ПМЖ?

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22872
  • "Неделин" 1982-92
.. Пресса о нас
« Ответ #175 : 25 декабря 2015, 23:50:24 »
Измерительную технику для космодрома "Восточный" создали в России
12:1303.03.201573661
По словам директора департамента инновационного развития корпорации Александра Калинина, создается целый комплекс средств измерений, сбора и оперативной обработки информации, получаемой с космических ракет. Он предназначен для обеспечения запусков пилотируемых и автоматических космических аппаратов на космодроме "Восточный".
Вид на строительную площадку стартового стола космодрома Восточный. Архивное фото
© РИА Новости. Игорь Агеенко | Купить иллюстрацию

МОСКВА, 3 мар — РИА Новости. Техника Объединенной приборостроительной корпорации (входит в "Ростех") обеспечит необходимые измерения в ходе запусков ракет с нового российского космодрома "Восточный".

В настоящий момент ОПК ведет разработку приемо-передающих комплексов, окончание опытно-конструкторских работ по которым намечено на вторую половину 2015 года, сообщил РИА Новости во вторник директор департамента инновационного развития корпорации Александр Калинин.

"Прием-передача сведений о работе всех систем космического корабля позволяет контролировать его полет и следить за ситуацией в районах падения отделяющихся частей ракеты. Станции принимают информацию с борта космического аппарата и передают ее в Центр управления полетами, наземные мобильные пункты, базирующиеся в районах падения, на космодром и на морское судно, также входящее в состав измерительного комплекса", — сказал Калинин.

По его словам, создается целый комплекс средств измерений, сбора и оперативной обработки информации, получаемой с космических ракет. Он предназначен для обеспечения запусков пилотируемых и автоматических космических аппаратов на космодроме "Восточный".

Станции обеспечивают не только прием и передачу телеметрической информации, но и служат для организации связи персонала мобильных измерительных пунктов с Центром управления полетами и космодромом, обеспечивают телефонную связь, передачу данных, видеосвязь.

"В данный момент станции проходят испытания. Окончание опытно-конструкторских работ намечено на вторую половину 2015 года", — пояснил собеседник агентства.

Над созданием приемо-передающих комплексов работает научно-производственный центр "Вигстар". Он разрабатывает четыре вида станций спутниковой связи: стационарную для крупных наземных пунктов, две мобильные — для размещения на суше и на кораблях, и корабельную станцию для судна измерительного комплекса "Маршал Крылов" (единственное судно подобного класса в составе ВМФ России).

"При создании космодрома определяются районы падения отделяющихся частей ракеты. После запуска ракеты эти районы находятся под особым контролем, в них должны быть развернуты мобильные измерительные пункты, которые по каналу спутниковой связи получают информацию о полете ракеты и работе ее систем. Если район падения находится в море, мобильные пункты размещаются на кораблях. Отдельная станция разрабатывается для уникального для российского флота судна измерительного комплекса "Маршал Крылов", — пояснил заместитель генерального директора НПЦ "Вигстар" Василий Приходько.

Космодром "Восточный" строится вблизи поселка Углегорск в Приамурье; первый пуск ракеты-носителя планируется в 2015 году, первый запуск пилотируемого космического корабля — в 2018

РИА Новости http://ria.ru/space/20150303/1050605544.html#ixzz3vMroDnGo
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2482
.. Пресса о нас
« Ответ #174 : 29 декабря 2014, 17:13:19 »
    В канун всеми нами любимого с детства новогоднего праздника в газете "Ветеран Омского Прииртышья" вышел вот такой материал со слов Вашего покорного слуги. А рядом, кстати, интереснейшие воспоминания ещё одного омича - космонавта-испытателя Ю.Исаулова "Снежинки тихо падали..." о том, как отмечали в былые времена Новый Год в Звёздном...
    С Наступающим Новым Годом, мои дорогие сослуживцы! Всем вам, Вашим родным и близким - ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ!  ОБНИМАЮ ВСЕХ!!!   0__17 0__355 0__12

Оффлайн Жуков Виктор Петрович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2162
  • СПАССК 84-(V)86, ЧУКОТКА 86(V-X), БРС-4
.. Пресса о нас
« Ответ #173 : 06 ноября 2014, 18:26:12 »
Ошибка редакции.
Ну , я думаю, редакцию надо поставить на место !...

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22872
  • "Неделин" 1982-92
.. Пресса о нас
« Ответ #172 : 05 ноября 2014, 14:52:25 »
Ошибка редакции. Хотя я писал раньше - используйте.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Зеленов Борис Андреевич

  • Почётный ветеран
  • **
  • Сообщений: 600
  • "Сибирь" 1958-1961
.. Пресса о нас
« Ответ #171 : 05 ноября 2014, 14:36:55 »
Анатолий Михайлович, я что-то не понимаю: статью-то написали Вы, а почему она вышла под авторством Рубашки В.В.? Объясните пожста!

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22872
  • "Неделин" 1982-92
.. Пресса о нас
« Ответ #170 : 05 ноября 2014, 13:06:43 »
В "Морском сборнике" № 10-2014г. на стр. 89 - 92 замечательная статья о нас. Автор - Рубашка Виктор Васильевич: "Первый стратегический бой холодной войны" с фото Максюты Ю.И. и "МК в Сиэтле".  КЛАССС!!!  0__355 .118 0_202

Взял сегодня журнал.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1869
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. Пресса о нас
« Ответ #169 : 22 октября 2014, 11:57:35 »
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22872
  • "Неделин" 1982-92
.. Пресса о нас
« Ответ #168 : 22 октября 2014, 10:55:47 »
Цитировать
Не знал,что П. Чакин подполковник, или это не тот с кем служил на САХАЛИНЕ ?
Это тот самый. Он потом служил в военной приёмке.

Получил два сдвоенных номера журнала "Синева" Красноярского машиностроительного завода "Красмаш" Федерального космического агентства со статьёй Б.А.Зеленова "Сообщения ТАСС - это про нас". На работе отсканирую. Написано превосходно, читается легко, отличная вёрстка, фотографии!

Вот эти журналы.

Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Федоров Владимир Петрович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1300
.. Пресса о нас
« Ответ #167 : 21 октября 2014, 05:47:27 »
Не знал,что П. Чакин подполковник, или это не тот с кем служил на САХАЛИНЕ ?

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22872
  • "Неделин" 1982-92
.. Пресса о нас
« Ответ #166 : 20 октября 2014, 20:47:51 »
Получил два сдвоенных номера журнала "Синева" Красноярского машиностроительного завода "Красмаш" Федерального космического агентства со статьёй Б.А.Зеленова "Сообщения ТАСС - это про нас". На работе отсканирую. Написано превосходно, читается легко, отличная вёрстка, фотографии!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2482
.. Пресса о нас
« Ответ #165 : 17 октября 2014, 11:32:40 »
В "Морском сборнике" № 10-2014г. на стр. 89 - 92 замечательная статья о нас. Автор - Рубашка Виктор Васильевич: "Первый стратегический бой холодной войны" с фото Максюты Ю.И. и "МК в Сиэтле".  КЛАССС!!!  0__355 .118 0_202

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1869
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. Пресса о нас
« Ответ #164 : 23 мая 2014, 17:49:44 »
НЖ 2007 №4
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2482
.. Пресса о нас
« Ответ #163 : 23 мая 2014, 17:40:15 »
Точно, Леонидыч! Виноват - старею 00_старик. Чакин Пётр Гаврилович, ст. л-нт ТМД "Сахалина". Посыпаю голову пеплом. ..308

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 4042
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
.. Пресса о нас
« Ответ #162 : 23 мая 2014, 17:30:16 »
Алексеевич, статья Петра Чакина(В покорабельном списке он есть), а не П.Чадова.
Если б молодость знала, если б старость могла

Оффлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2482
.. Пресса о нас
« Ответ #161 : 23 мая 2014, 15:06:14 »
    Сегодня случайно обнаружил вот это: письмо в "Науку и жизнь" телеметриста - подполковника в отставке из Нижнего Новгорода П.Чадова (в покорабельных списках отсутствует). Письмо опубликовано на стр. 107 № 4 за 2007 год.
    Сердечко ёкнуло, когда в разделе "Из писем читателей" увидел заголовок "КОРАБЛИ ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ФЛОТА".  1___1_1

 http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/''Nauka_i_jizn'''/_''Nauka_i_jizn'''_2007_.html

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22872
  • "Неделин" 1982-92
.. Пресса о нас
« Ответ #160 : 06 мая 2014, 21:36:22 »
Ещё подарок. Газета "Неделя в Подлипках" разместила первую часть моей статьи.

Окончание статьи.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22872
  • "Неделин" 1982-92
.. Пресса о нас
« Ответ #159 : 23 апреля 2014, 08:27:44 »
В.Ю.Усов прислал совершенно случайно найденную статью!

Саша Лёвушкин - скромняга, ничего не написал, а ведь статья необычная! Вот так бы все писали про своих земляков!

Район, закрытый для плавания.
В пятидесятые годы прошлого века в СССР начались испытания баллистических ракет – грозного нашего оружия
Газета - Омск → Социум → Район, закрытый для плавания. В пятидесятые годы прошлого века в СССР начались испытания баллистических ракет – грозного нашего оружия


И поскольку падали они где-то далеко в Тихом океане, к месту их приводнения заранее выходили три специальных корабля, располагавшихся в нужной точке треугольником. Если всё правильно рассчитано, ракета должна прилететь точно или почти точно в центр этого треугольника. А корабли обязаны всё зафиксировать.

Тогда для таких походов по настоянию Сергея Павловича Королева был создан специальный корабль – плавучий измерительный комплекс (ПИК). На одном из таких с 1985 по 1995 годы служил Александр Левушкин.

Те, кто постарше, помнят эти бесконечные заявления ТАСС: «В период с такого-то по такое-то в СССР будет произведен испытательный пуск ракет-носителей с точкой приводнения в таких-то координатах, в связи с чем правительство Советского Союза обращается к руководству стран ограничить заход судов и пролет самолетов в заданном районе». Вот что-то в таком духе.

К этим заявлениям народ скоро привык и особо уже не обращал на них внимания. Но там, на Камчатке, когда корабли ПИК уходили в море, люди знали: через три дня жди заявления ТАСС о пуске ракет или дней через семь-десять – о запуске космонавтов. Потому что ПИК страховал и космонавтов…

Сашу Левушкина на море сагитировал ведущий «Клуба путешественников» Юрий Сенкевич. Это в его передачах подросток услышал об океанологии и заболел ею. Да так, что когда подошло время, рванул в Ленинград и с первой попытки поступил в Гидрометеорологический институт на факультет «Океанология», где конкурс, между прочим, был 14 человек на место.

Еще перед отъездом из родного москаленского Звездино Саша предложил своей однокласснице Гале выйти за него замуж. Галя сказала: рано. И он уехал один.

А на первом курсе он чуть было не разочаровался в выбранном вузе: об океанологии, представляете, ни слова. Хотел даже бросать. Но тут подоспела морская практика: хождение под парусом, вязание морских узлов, весла. Это успокоило парня, вернуло интерес к учебе. Потом была практика на Балтике, а после третьего курса – на научно-исследовательском судне «Профессор Визе». Это был восторг – четыре захода в порты Африки: в Дакар, в Монровию, а также на Тенерифе. И это в девятнадцать лет для парня, который о загранице тогда, в начале 70-х, и мечтать не мог! Четыре месяца сказки.


Далее: Вечерний Омск. Неделя
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4204
  • "Спасск" 75-78
.. Пресса о нас
« Ответ #158 : 14 апреля 2014, 22:37:59 »
Еще раз прочитал статью. Увидел ,что Сергеев на "Спасске" служил. Интересно,очень интересно. У меня в отделении был Сергеев Сергей. Если мне память не изменяет он пришел на  "Спасск" в 77-м. Если меня не помнит,то Сергея Филимонова уж точно.Голубоглазый такой. Он ли это?  Сергея Филимонова(Алтай) я оставил  ком.отд радиотелеграфистов после себя.

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4204
  • "Спасск" 75-78
.. Пресса о нас
« Ответ #157 : 14 апреля 2014, 22:20:03 »
Мне вчера Сергей Сергеев звонил и обрадовал этим известим. А Виктор, пока я собирался найти, уже нашёл статью. Очень здорово!

Сергей прекрасно меня понял и поддержал!
Обалдеть,какая замечательная статья! Молодец Витя. Скажите пож-та ,автор картины тоже наш сослуживец? И еще. Михалыч, Сергей Сергеев  не Спасский случайно?

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22872
  • "Неделин" 1982-92
.. Пресса о нас
« Ответ #156 : 14 апреля 2014, 12:55:57 »
Мне вчера Сергей Сергеев звонил и обрадовал этим известим. А Виктор, пока я собирался найти, уже нашёл статью. Очень здорово!

Сергей прекрасно меня понял и поддержал!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
.. Пресса о нас
« Ответ #155 : 14 апреля 2014, 11:28:10 »
Статья на сайте http://www.ozersk74.ru/news/school/160909.php

Инженерный подвиг Королёва
С. Сергеев
(«Союз ветеранов кораблей измерительного комплекса
имени адмирала Ю. И. Максюты»)
Свистать всех наверх!

Оффлайн Марчук Владимир Семёныч

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3204
  • 66-69 - КИК "Сахалин"
.. Пресса о нас
« Ответ #154 : 11 апреля 2014, 19:42:59 »
А фото...! Обалденное!

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22872
  • "Неделин" 1982-92
.. Пресса о нас
« Ответ #153 : 11 апреля 2014, 12:17:59 »
У газеты тиржа 60 000, распространяется по Московской области.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
.. Пресса о нас
« Ответ #152 : 11 апреля 2014, 11:52:57 »
Михалыч, а какой у газеты тираж и район распространения?
Свистать всех наверх!

Оффлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2482
.. Пресса о нас
« Ответ #151 : 11 апреля 2014, 11:18:51 »
Спасибо, Михалыч! Ждём продолжений! И с Наступающим!!!   0_202

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22872
  • "Неделин" 1982-92
.. Пресса о нас
« Ответ #150 : 11 апреля 2014, 10:43:33 »
Ещё подарок. Газета "Неделя в Подлипках" разместила первую часть моей статьи.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Горлов Константин Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1878
  • первый экипаж
.. Пресса о нас
« Ответ #149 : 11 апреля 2014, 02:38:58 »
Здорово! Подарок к празднику. Ждем продолжения.

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22872
  • "Неделин" 1982-92
.. Пресса о нас
« Ответ #148 : 10 апреля 2014, 20:47:14 »
Вышла долгожданная статья Бориса Андреевича Зеленова в "Вестнике Федерации космонавтики"!

Я очень рад! Статья просто восхитительная! Но это только первая часть!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22872
  • "Неделин" 1982-92
.. Пресса о нас
« Ответ #147 : 03 апреля 2014, 20:50:45 »
Выписка из Ежегодника БСЭ за 1960 г. Взял на сайте А.Немы http://www.kik-sssr.ru/Year-book_1960.htm

Запуски мощной советской баллистической ракеты.
 
20 января 1960 г., в соответствии с намеченной программой, в Советском Союзе был произведен пуск мощной баллистической ракеты, предназначенной для запусков тяжелых спутников Земли и осуществления космических полетов к планетам Солнечной системы.
 
Предпоследняя ступень этой ракеты вместе с макетом последней ступени, двигаясь точно по расчетной траектории, 20 января в 20 час. 5 мин. московского времени достигла в акватории Тихого океана заданного района, удаленного от точки старта на расстояние ок. 12,5 тыс. км по земной поверхности.
 
Указанный район находится в центральной части Тихого океана, удален от путей интенсивного судоходства, воздушных трасс и мест рыбного промысла и ограничен линиями, соединяющими пункты с географическими координатами: 9°06' с. ш.; 170°47' з. д.;
10°22' с. ш.; 168°22' з. д.; 6°16' с. ш.; 166°16' з. д.; 5°03' с. ш.; 168°40' з. д.
 
Макет последней ступени ракеты, приспособленный для прохождения через плотные слои атмосферы, достиг водной поверхности вблизи расчетной точки падения. По данным измерений установлено, что отклонения точки падения ракеты от расчетной составили менее двух километров, что подтвердила высокую точность системы управления ракетой.
 
31 января 1960 г. произведен второй запуск аналогичной ракеты. Предпоследняя ступень ракеты с макетом последней ступени 31-го января в 19 час. 58 мин. московского времени достигла заданного района в акватории Тихого океана. По данным измерений вновь подтверждена высокая точность управления полетом ракеты.
 
Успешные запуски мощной советской баллистической многоступенчатой ракеты обеспечивают дальнейшее продвижение советской науки по пути изучения космического пространства и планет Солнечной системы.
 
Лит.: Газета «Правда», 1960, № 8 от 8 янв., № 22 от 22 янв., № 33 от 2 февраля.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22872
  • "Неделин" 1982-92
.. Пресса о нас
« Ответ #146 : 18 марта 2014, 19:56:37 »
Александр Павлович Белокопытов! Получил газету с замечательной статьёй! Постараюсь отсканировать и выложу!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Горлов Константин Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1878
  • первый экипаж
.. Пресса о нас
« Ответ #145 : 03 сентября 2013, 14:01:07 »
Статья в газете Тихоокеанского флота "Боевая вахта" за 31 августа 2013 года о посещении ветеранами ТОФ корабля "Маршал Крылов".

Оффлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2482
.. Пресса о нас
« Ответ #144 : 31 июля 2013, 10:42:54 »
Волнующий для обеих сторон звонок прошёл у меня пару часов назад. Поднимаю трубку: "А.А. Здравия желаю! Мичман "Чумикана" Ионов Леонид Иванович. 47 лет живу в Омске, сколько раз выходил на встречи ветеранов на День ВМФ с плакатом "Чумикан, Чажма, Чукотка..." и никто не откликнулся! А тут открываю "Вечёрку", и статья про Вас снова вернула меня в молодость, снова на "Чумикане" я оказался в океане!..." Голос дрожит от волнения. Я тоже разволновался, ведь тоже сколько раз предпринимал попытки найти и собрать наших и - безрезультатно! Леонид Иваныч говорит: сразу по прочтении статьи позвонил в редакцию, там помогли найти мои координаты, но так как я уезжал в Юргу, встретиться нам не удалось, зато Серёга - корреспондент - пригласил его в Морское Собрание, чему он тоже был несказанно рад. Договорились встретиться и обстоятельно обо всём поговорить в понедельник 5-го августа. Отчёт обещаю.  1___1_1

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22872
  • "Неделин" 1982-92
.. Пресса о нас
« Ответ #143 : 26 июля 2013, 21:36:13 »
Алексеич, блеск! Омск дал много классных моряков, но тебе - особое почтение!

А истроию про дальномер и самолёт я тоже слышал.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
.. Пресса о нас
« Ответ #142 : 26 июля 2013, 19:21:45 »
Ну, вот!  Что знал – рассказал.  1___1_1
Вадимович, интересный аватар у тебя вижу, а где бы посмотреть в полном разрешении?
Свистать всех наверх!