Автор Тема: Воспоминания Коровкина Анатолия Ивановича. "Чукотка" 62-65  (Прочитано 8269 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
Интересный снимок бассейна на Чукотке.
Свистать всех наверх!

Оффлайн Коровкин Анатолий Иванович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 380
 Огромное спасибо, Николай Иванович, думал тебя завтра
озадачить по поводу Бориса Ковалёва. Какая жалость, он
есть в моих воспоминаниях, был самым толковым в телеметрии.
А Володю ждём на сайте, он мне дембельский альбом привёз,
я ведь по семейным немного раньше ушёл, так вот он на
перроне с проходящего поезда мне передал его. Там и
адреса наших ребят 1965г "выпуска"
 Год рождения Володи 1941.

Оффлайн Бухтояров Николай Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1251
  • Старшина первой статьи
Все данные Огурцова В.Д. в корабельных списках, кроме дня рождения, забыл спросить.
Бывших моряков не бывает

Оффлайн Бухтояров Николай Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1251
  • Старшина первой статьи
Анатолий Иванович! Нашёл я Вашего Огурцова! Владимир Дмитриевич Огурцов, Жив - здоров, живёт, правда, по другому адресу с 1968 года.  С Вами служил ещё Ковалёв Борис. Лет пять назад умер (сердце), и жена его умерла. А чета Огурцовых были у Бориса на свадьбе свидетелями. Сам Огурцов и выглядит "огурцом", моложав, весел, подвижен. Сейчас нигде не работает, инвалид второй группы, перенёс два инфаркта, операцию на сердце. На предложение зарегистрироваться ответил полным согласием. Оставил ему адрес нашего сайта, вечером сын проведёт его. Не получилось у него "догнать" Китай. У Владимира Дмитриевича один сын, есть внук. Очень удивился и обрадовался моему визиту. Ну вот пока и все новости от него.   
Бывших моряков не бывает

Оффлайн Бухтояров Николай Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1251
  • Старшина первой статьи
Анатолий Иванович! Не получил я Вашего послания, продублируйте ещё раз. Как только получу, сяду за переиздание своей книги.  А вы на встречах на Торбеевом озере  бывали?
Бывших моряков не бывает

Оффлайн Коровкин Анатолий Иванович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 380
Анатолий Михайлович (Афёров) , пересекался, да ещё как пересекался!
Мы с ним как-то уже созванивались. Он был на год старше меня и уже
был сержантом. Если Вы с ним в контакте, большой ему от меня привет,
и спросите ненароком, помнит ли он "лимитчиц" из Болшево.
Это по поводу пересечения.
А вот его бы на воспоминания вытянуть, история создания ТОГЭ-5
пополнилась бы значительно.они у него есть, но уж очень скромные.

Оффлайн Аферов Анатолий Михайлович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 90
Анатолий Иванович, Копнов Виктор Иванович с Вами не пересекался. Таже история, только "Чумикан". Сейчас живёт в Н. Новгороде. Да, история всегда интересна.

Оффлайн Горлов Константин Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1878
  • первый экипаж
Прочитал на одном дыхании. Большое спасибо, Анатолий Иванович, за теплые воспоминания. Действительно, нужна новая книга.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
16 марта  знаменательный день в истории освоения космического пространства: пятьдесят лет тому назад был запущен первый спутник из серии "Космос". На первый взгляд это событие не имеет непосредственной связи с историей ТОГЭ. Но это лишь на первый взгляд.  Дело в том, что первые экипажи службы измерений на кораблях ТОГЭ-5 были укомплектованы в основном солдатами срочной службы и офицерами, которые проходили службу
на Наземных Измерительных Пунктах (НИПах), и для большинства из них работа по "Космосу" была боевым крещением, путёвкой на корабли. Об одном из многих НИПов, рассредоточенных по территории Советского Союза, рассказано в  воспоминаниях Коровкина А.И.



            Этот рассказ по логике должен бы быть первым, но уж так получилось, что он заканчивает серию моих рассказов о годах службы.

                                                   НИП-12

            Самолёт местных авиалиний биплан АН-2, именуемый в народе "кукурузник", вот уже полчаса летит на север. Внизу бескрайнее море тайги. Холод внутри самолета жуткий, такой же как и за бортом. Грохот от работы двигателя , разговаривать невозможно. Пассажиры самолёта- группа новобранцев из Кузбасса, которых сопровождают двое сержантов срочной службы. Три дня назад, собранных на призывном пункте в Кемерово, их привезли в соседний Томск в аэропорт. Маршрут следования сержанты упорно отказываются называть. Ещё по прибытии в Томск разыгралась не шуточная метель, как это обычно бывает в наших краях в начале ноября.  Естественно, все полёты отменены, призывники, расположившись кто где сумел, начинают присматриваться друг к другу.

Хмель от проводин ушёл, подавленность сменилась любопытством. В шумной компании рыжий паренёк с видавшей виды гармошкой. Зовут Вася, как потом выяснилось почти мой однофамилец-Коробкин. Нас потом часто путали в строю при перекличке. Так вот он на этой гармошке выделывал такие чудеса, "карусель" на бис для пассажиров
играл несчетное количество раз, Жаль, не попал он на наши корабли, хотя отборочную комиссию мы с ним проходили вместе.

Мой земляк Витя Алин( был на моей свадьбе свидетелем, через год нелепо погиб), глядя на вывеску аэровокзала с надписью ТОМСК изрёк: "Таёжное, Отдалённое, Место, Ссыльных, Каторжан". Как метко, главное - к месту. 

Познакомились с основательным уже взрослым парнем, который рассказывал мне о книге Юнга "Ярче тысячи солнц".,он вез с собой целую библиотечку, успел уже поработать лесничим, был интерснейшим собеседником.

    Тайга, до самого горизонта. Собачий холод, скорей бы уж закончился этот полёт. Спустя полтора часа самолёт начал снижаться, внизу показались строения: частный сектор, дым из труб над домами, заснеженные огороды,
примыкают к строениям. Вот попал! Родился в Сибири, вырос там же, ходил в военкомат, чтобы взяли на службу в надежде повидать "дальние" страны, или хотя бы центр страны и , вот тебе-- из одной части Сибири в другую, ещё более суровую. Самолёт закончил сколжение по взлётному полю, подрулил к деревянному строению, над входом которого было написано " КОЛПАШЕВО".  Мы повыскакивали из железной громыхалки, нас завели в "аэровокзал", немного отогрелись, а потом пришла машина с крытым тентом, дружно погрузились, и где-то минут через 20 остановились перед воротами, на которых красовались большие красные звёзды.

    В/Ч 14174 или НИП-12  была расположена на северной окраине города. Вплотную к забору части скобкой примыкал плотный лесной массив. Территория была поделена на две одинаковые по площади части: после
КПП распологалась жилая и служебная зона, а на возвышенности в сторону леса- непосредственно измерительный комплекс.Он отчётливо просматривался с внешней территории и с проходящей мимо  дороги. Постройки как казарм , так и здания, где размещалась аппаратура, представляли собой деревянные бараки, чувствовалось, что всё строилось в спешном порядке, в бараке находился и штаб части и клуб. Время было суровое, не до роскоши.               

   С первых же дней нам во всей красе показали, что такое армейская жизнь. Нет, никакой дедовщины не было, всё было в пределах устава, просто после гражданки все это переносилось сложно. Занятия весь день: Уставы , строевая, физподготовка, автомат, стрельбище,политзанятия и изучение мат. части станции РТС-8, на которую я был определён.

Поскольку мне есть с чем сравнивать, скажу, что наша корабельная служба, особенно на походе- если не курорт, то уж дом отдыха-точно по сравнению с ниповской. Перед новым 1962 годом мы приняли присягу, после чего нас допустили на станции и определили нести караул.

   Расскажу пару эпизодов, связанных с караулом. Первый раз доверили нам стоять у каких-то старых КУНГов, зто видимо для обкатки нас в качестве часовых. Ночь, хожу вокруг туда-сюда, вижу приближается группа людей. Как учили кричу:  Стой, Кто идёт?  Отвечают по уставу, подпускаю нач.караула, он приглашает остальных.  Подходит дежурный по части капитан Шерстнёв, он был начальником нашей станции. Спрашивает--кто я такой.
Бодро отвечаю:
- Часовой, рядовой такой-то.
- Как самочувствие?
Нормально, отвечаю.
- Автомат у тебя в порядке?
- Так точно, в порядке.
- Ну дай проверю.
 Снимаю с плеча автомат, подаю капитану.
- Так кто теперь ты такой, рядовой Коровкин?
   Всё... Я готов был сквозь землю провалиться от стыда. Ведь инструктировали, ведь устав учил, рабоче-крестьянское воспитание , что старших нужно уважать и откликаться на их просьбы оказалось сильнее устава.
Вот это был урок ! Запомнил на всю жизнь.

   Зато в другой раз я реабилитировался.  Стоял у продовольственного склада. Тоже ночь, вижу идет в мою сторону солдат, окликаю.
- Стой, Кто идёт?
Отвечает, называет свою фамилию(знаменитый писатель 19-го века)
- Чего надо? Стой.
- Да брось ты, салага, у меня на складе форточка осталась открыта, надо закрыть.
- Стой, стрелять буду.   Продолжает идти.
Снимаю автомат, передвигаю предохранитель, передёргиваю затвор.
- Ты чего, салага, не узнаёшь меня что-ли?
Поднимаю автомат. Он, видя что ситуация серьёзная ,поворачивается и уходит с угрозами.
   После смены доложил о происшествии нач. караула.
- Ну попадётся  придурок, доиграется- сказал он.
Вскоре этот носитель знаменитой фамилии попался на краже у своих же дембелей, они его хорошо изметелили, были разборки и потом он куда-то из части исчез.
   
     Наконец нас допустили в техническую зону. РТС-8 располагалась в торце барака. Хотя помещение продувалось во все щели, при работе станции в помещении было жарко. Несколько стоек, напичканных радиолампами обогревали лучше любого колорифера. Рядом учебный класс, плакаты со схемами. Какие-то мудрёные
названия: мультивибратор, блокинг-генератор, триггер... Все мои знания радиокружка оказались детским лепетом.
У старшины нашего подразделения, и ещё у нескольких старослужащих на груди гимнастёрок красовались медали.
За что?- спрашивали мы. "За Гагарина" -был ответ.  Можете представит себе, они обеспечивали полёт Гагарина, вот это да...!

    Несколько дней шли усиленные тренировки. В мои обязанности входило обслуживание фоторегистраторов. Это на боковых стойках станции находились электронно-лучевые трубки, перед которыми помещалась кассета с фотоплёнкой.  На центральной стойке была трубка большого диаметра и на ней визуально можно было
наблюдать телеметрический сигнал с бортовой аппаратуры. Наконец обьявлена готовность. Старт и минут через 10 на экране появляется вначале неустойчивый, а затем чёткий сигнал спутника в виде вертикальных полос с точками на вершинах. Нам каждому отведено несколько"полос", за изменением уровня которых мы должны были следить, фиксировать время срабатывания по секундомеру и быстро докладывать оператору, который заполнял таблицу. Как только пропал сигнал, мы немедленно снимали кассеты и бежали с ними в соседнюю комнату, где лаборанты занимались её проявкой. А оператор, который заполнял таблицу, мчался в соседний барак, где распологался
радиоцентр.  Ну а потом, уже в классе, подсохнувшую плёнку помещали в устройства, типа школьных диапроекторов, и вели расшифровку параметров.

   Питание станций, не только нашей, но и соседних, которые размещались в армейских КУНГах, осществлялось дизель-генераторами, поскольку электроснабжение из городской сети было ненадёжным. (Кстати, кто служил на ТОГЭ-4, у вас кажется эти армейские КУНГи стояли в трюмах?). На следующий день из сообщения ТАСС мы узнали, что в Советском Союзе запущен спутник серии "Космос" под №1
Это было 16 марта 1962года.
Вот это была моя первая работа, Потом ещё были работы, но в памяти они так не отразились , как эта. Ну а в июне этого же года на колёсном теплоходе (как в старинных фильмах ) нас группа в составе пяти человек с командировачными удостоверениями в г Калининград Московской обл. в/ч 25840 (НИИ-4) отправилась до Новосибирска.

Кто служил на "Чажме" в те годы, вы должны знать этих ребят: Сулер Самуил, Яковлев Юрий, Зыков Павел, Ноткин Борис.

Пару замечаний по комплектованию групп. Почему попали именно мы? Что касается нашей группы с НИП-12, то я считаю, что РТС-8 была "кадидатом" на списание, и чтобы не ломать голову куда определять новобранцев подвернулся случай отправить их на корабли.  В других группах много было ребят никак не связанных с электроникой, корабельные годы для некоторых были просто потеряны - это было не их дело.  Были и те от
которых попросту подвернулся случай избавиться. В моём рассказе о прибытии на Дальзавод, упоминается о семи парнях, приехавших из Ленинграда. Внимательный читатель мог обратить внимание, что я перечисляю шесть фамилий. Седьмой за дорогу до Владика так "достал" нас своим нытьём и неадекватным поведением, что вызвал всеобщее отвращение. В итоге через 2 месяца он умудрился каким-то образом комиссоваться.

 Ну и о том, что на корабли брали физически крепких ребят. Скорей всего так и было, когда призывали ребят, родившихся после войны. С призывом наших возрастов были огромные проблемы. В другое время я бы ни при каких обстоятельствах не попал на службу, не говоря уж о корабле. Болячки, приобретённые в детстве (кто тогда за нами следил) исключали это.  Должен сказать, что в период с 1962 по 1965 годы в армию активно приглашали девчонок на различные должности, где не нужно обращаться с оружием. А в 1965 к нам на "Чукотку" привезли
ребят со Средней Азии. Хорошо хоть не в службу измерений. И тем не менее, я доволен, что всё сложилось именно так, несмотря на то, что пришлось служить лишний год. Разве смог я в противном случае познакомиться с таким количеством интересных, думающих , умных людей, с которыми общаюсь до сих пор, в том числе и на сайте..

Летом 1983 года я  по Оби на туристическом теплоходе побывал за Полярным кругом. На обратном пути теплоход зашёл в Колпашево. Пока туристы знакомились с местными музеями, в которых я уже был в культпоходах, я подумал, что там ничего с тех пор не изменилось,  сел на городской автобус и через несколько минут был у ворот части.

 Я ничего не мог узнать кроме проходной и караульного помещения. Из-за забора были видны многоэтажные
корпуса в жилой части, а в технической зоне, кторая хорошо просматривалась с дороги, были видны здания с полушарами на крышах, наподобие тех шаров, что были на "Чажме" и "Чумикане". Множество разнообразных антенн. Никаких КУНГов, в которых при нас находились станции"Трал", никаких бараков. Это был
очень приличный городок .

 Готовя эти воспоминания, я набрал в поисковике "Колпашево, НИП-12". Там очень много информации о НИПе, Сайт ветеранов, подобный нашему и боль за то, что НИП-12 в конце 2009 года прекратил своё существование.  Чего уж тут удивляться, что "Фобосы" теряются? Мозги у некоторых потерялись.
Не хотелось бы заканчивать на такой ноте, но что делать, так вот мы живём.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Коровкин Анатолий Иванович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 380
 Я его долго агитировал, но после встречи с Владимиром
Сергеевичем он насмелился. Проблема нашего возраста,
что немногие освоили компьютер, а детей или внуков
привлекать стесняются. Кстати, звонил В.С. высылает
мне книгу Николая Ивановича (с возвратом)-- чтобы
я по её подобию "причесал" свои записи., а ещё я
ему выслал фото ещё одного его подчинённого.
мой друг живёт в Новороссийске, нач 2-го дивизиона
РТС с "Сахалина" .Дочка обучает его работать на
комп. может быть осмелиться тоже выйти.
Так что я в "штате" твоих помошников.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
Иваныч, вот и Володя Драгун зарегистрировался.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
Чем больше перечитываю наших ветеранов, тем больше понимаю - нужна новая книга.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
Довольно долго у Анатолийя Иваныча рождался большой рассказ о службе на "Чукотке". Я получал его кусками, читал с интересом и не терпелось выложить его вам. И, наконец, всё готово. Такие вещи, уверен, должны быть частью исторических записей. Потомкам помнить!

Здесь предисловие, а во вложении - весь рассказ, а точнее - маленькая повесть: много героев, несколько тем и событий.

...выдумывать себя и других возможно, а
понять себя и других довольно безнадёжное
дело...
В.В.Конецкий.
ПОД   СОЗВЕЗДИЕМ   ЮЖНОГО   КРЕСТА

Удивительная штука - человеческая память. Мысленно возвращаясь  в своё послевоенное босоногое детство, вспоминаю своих дедов, один по отцовской, другой по материнской родословной. В силу своего возраста они не были призваны на Отечественную войну, но наравне с женщинами и ребятишками работали в колхозе. Мне неоднократно приходилось присутствовать на их "дискуссиях", когда они яростно спорили, вспоминая события войны, которую они называли не иначе как "германской" Оба участника той далёкой войны, оба Георгиевские кавалеры, оба получили  ранения. Их" диспуты" изобиловали такими подробностями, что, глядя на них  я думал: - Вот врут деды, как можно по истечении стольких лет помнить о таких мелочах?
 И вот, достигнув возраста своих дедов, я начинаю понимать их. Все, что запечатлелось в молодости - подобно вытесанной на камне надписи, а то, что пытаешься запомнить в преклонном возрасте подобно рисунку на прибрежном песке, который  смывает набежавшая волна. Попробую рассказать о том что "вытесано" на моём камне памяти о четырёх годах службы, три из которых  прошли на океанографическом судне "Чукотка".
Мысль поделиться воспоминаниями о годах службы появилась давно, но последним толчком к её реализации стало новогоднее обращение к ветеранам ТОГЕ Владимира Сергеевича Литвинова. Большой объём фотоснимков, которыми нас щедро снабжал наш сослуживец Валера Ожерельев, нач. фотолаборатории, помогли мне восстановить события и даже в определённой последовательности, т. к. я на фотографиях проставлял дату, когда был сделан снимок.  Прошу взыскательного читателя не судить меня строго за допущенные ошибки или неточности, время неумолимо стирает " файлы " из памяти, я сразу хочу предупредить--- это не документальные записи, а рассказы, в основе которых лежат реальные события.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
Меня просто поразило внутреннее сходство двух фотографий: там, где В.А.Кубаткин, ваш командир и вы и вторая фотография, где Ваш радиокружок.

Уважаемый Анатолий Иванович! Жизнь показала всю Вашу личную мудрость и не нужно казнить себя. Думаю так.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
Анатолий Михайлович, вот  редкий снимок Кубаткина Виктора Александровича, как бы я хотел повиниться перед ним! Мы балбесы так его подставили перед старпомом Куликовым, был у нас один ростовчанин без "тормозов". А у нас ума не хватило его остановить.
Сидят: Иван Морев, Володя Огурцов,
стоят: Коровкин Анатолий, Ионцев Геннадий, Ковалёв Борис, Литвинов Геннадий, Поплавский Сергей,Елькин Женя( хотел бы что-нибудь узнать о нём, славный был парень, остался у сестры на Камчатке)

2 Это в окрестностях посёлка, где жили наши офицеры
3.4 Этих диковинок Вы навернное, тоже видели немало
5 вот таким был я в те далёкие годы
6 наш инструментальный ансамбль( в помещении ПНС_-напротив поста РТС-9)  труба-Юра Воропаев, гитара-Володя Костин, вторая гитара- Володя Круглов,  кларнет-это я, тромбон- Володя, фамилию не помню, барабан- Юхно ,руководитель ансамбля- Зензин Гена.
7 ну с этим всё ясно-крайний слева-Симухин Геннадий-стоматолог, крайний справа помощнник, в центре боцман Мороз П.
9 это мой кружок
10 мой подарок Вам , мы с внучкой на природе,( 4года назад, снимали "мыльницей")
А вот эта собачка была с нами 2 похода , звали  Полёт- в честь спутника с изменяемой орбитой.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Попов Роман Владимирович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 732
  • "Маршал Неделин" 1987-1990 БЧ-4
Анатолий Иванович.,Большущее спасибо за рассказ такой!
29.11.87.,принимал присягу на "Чукотке".Командир в/ч 40170 кап 2 ранга В.Ющенко.(В фотошхере есть фото)

С клуба "Ильича",нас со всего края расспределяли по местам службы.На Дальзаводе я работал в 86-87 годах ,электромонтажником судовым, в школе где учился подшефные были работники этого очень мощного в того время предприятия.

Матроский клуб,где вы бывали в увольнении ,место популярное было  и до конца  80-х,нам молодым и не служившим ещё, было дело конфликтовать из-за девушек...Сам с большой ностальгией вспоминаю это...
С начала 90-х,популяым  местом отдыха стал ресторан "Зеркальный",для офицеров,на площади Луговая..(интересно,а куда Крыловцы срочной службы  ходили?)
Про "кафе"между сопок,это улица Пушкинская,как раз напротив центрального входа на Дальзавод и вверх черех парк..Многие наши сослуживцы побывали на Дальзаводе (за редким исключением)...

Пишите!,Всё интересно...Трудно  представить такую разницу в поколениях и годах  службы!Я родился через 4 года  после вашего ДМБ и принял присягу через 25 лет на вашем корабле "Чукотка"...

Оффлайн Войкин Иван Михайлович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 148
Анатолий Иванович,спасибо огромное вам за историю,  восхищаюсь вашей памятью.Я гораздо позже служил на Чукотке,но столько не помню.Но все названия и традиции сохранились до 80 ых.На Чукотке царила какая то особенная аура,по сравнению с другими кораблями.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
Да, Анатолий Иванович здорово всё описал. И не прекращайте, пожалуйста! Это вам кажется, что мелочи. Конечно, и мы в доках стояли, и мы на вахтах, как снеговики, но вы же первые! Что вам говорили офицеры, старшины. Моряков, кстати, во Владике всегда любили.  Петропавловск (не в обиду) более равнодушный. А Владик - или сосед, или брат, или друг в море.

Мне вот покойный А.В.Лимановский рассказывал, как они, "сапоги", пришли служить на флот офицерами. Изучали всё: сидели с боцманами и взали узлы, с механиками изучали машину, со штурманами свои дела и плюс ко всему свои измеренческие дела, про которые Ю.И.Максюта никогда не забывал!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Горлов Константин Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1878
  • первый экипаж
Эх, разбередил душу, Анатолий Иванович. Да еще фильм перед этим посмотрел об испытателях скафандров для космонавтов (Долгов и Андреев). Фронтовики. Прыгали со стратостата "Волга" с 25-километровой высоты. Долгов погиб. Ударился скафандром о стратостат и разгерметизация. Это испытание было один раз в истории. Американцы не рискнули повторить. У них, на западе, жизнь ценится. Нашим Брежнев вручил Героев Советского Союза. Умер Андреев в полном забвении в маленькой хрущевке на руках сельского фельдшера в 2000 году. Зато какой почет бандитам, да проституткам от попсы, да похороны Япончика чего стоют. Можно много говорить : нет пророка в своем отечестве.... Все ребята не так, все не так ребята (Высоцкий). Кстати, в конце фильма показали отряд первых космонавтов на природе. На первом плане узнал Нелюбова. Удивился, что не вырезали.
Анатолий Иванович, а насчет обилия материалов сайта не беспокойтесь. Сколько не вспомните - все мало и все интресно.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
Добрый день .Анатолий Михайлович. Пожалуйста,разместите ещё страничку воспоминаний она будет последней, по тексту вы поймёте почему. В следующий раз я пришлю снимки, если они будут интересны, Вы их разместите в "шхеру" или куда сочтёте нужным.  А ещё я сейчас обдумываю предложения, как только подготовлю, вышлю Вам длярешения                 
       
                                                  ДАЛЬЗАВОД ч 2

          На сайте, в разделе ,посвящённому "Чукотке" уже достаточно подробно рассказано  о периоде её пребывания в доке. Дополню эту информацию, что назвается изнутри. Отбуксировали судно в док накауне нового 1963 года, откачали воду и корпус стал на мощные опоры. Рядом с нами стояли 2 подводные лодки, прошедшие  подольдами и небольшой буксир. Вид лодок был настолько потрёпан, что на них жалко было смотреть. Док и всё что с ним связано настолько врезался в память, что спустя  уже почти полвека, стоит в памяти, как будто события происходили на прошлой неделе.

Представьте: зима, неотапливаемая железная коробка,под ней хлюпающая на дне дока вода,а самое неприятное это чистка топливных танков- цистерн. Под паёлами междонного пространства высотой 70 см,находятся отсеки , в них вырезаны круглые отверстия, чтобы
топливо плавно перетекало из одного отсека в другой (флоры). В этих цистернах остатки топочного мазута,которые нужно удалить. Крупных ребят туда не отправишь,они застрянут там напрочь, вот таким малогабаритным как я приходилось совочками соскребать мазут в обрезы, а здоровяки тягали их наверх. На верхней палубе стояли ёмкости, куда это всё сливалось, вернее выскребалось. Об этой работенке мы даже, помню, сочинили песню.

   Какими мы оттуда валазили несложно представить.Жаль никто не догадался сделать снимки ( может быть у Валеры Ожерельева в заначке что есть?) Вот бы экспонат в фотогалерею экспедиции был ценный. И всё бы ничего, но приняв душ, поужинав, идёшь на развод,  Потом утеплился как можешь и на трап. Я не знаю, может быть эта вахта кому нибудь  была по душе, но я её не очень уважал. Кто бывал зимой во Владивостоке представляет какой пронизывющий ветер гуляет над бухтой. Казалось бы грех мне сибиряку жаловаться, но эта широта Сочи в дальневосточном исполнении пробирала до костей. Вот случай с Володей Драгуном:  От стенки дока на "Чукотку" был переброшен трап , около него была вахта, Заступил он на вахту, шёл дождь, который перешёл в ледяную крупу, усилился мороз и концу вахты Володя превратился в ледяную сосульку(фашисты генерала Карбышева так пытали).Как на ходулях добрался до ЦЛ ,а это от дока метров 500-600. Ребята обстукивали его подручными средствами, сам он раздеться не мог.

        Много лет спустя в Ульяновске мы встретились с Володей Костиным- оператором СК-4, Как водится вспомнили службу,ребят и конечно, док. Как хотелось попасть в лазарет- признался он, но ведь ничего не брало. Вот что значит молодость и напряжение в экстримальной ситуации.

     Но были и куда более приятные моменты. Рядом огромный красивый город(кстати, в 2012 году ему будет 150 лет, не зря саммит приурочили к этой дате). Были увольнения,были культпоходы и другие мероприятия с выходом в город. этой возможностью мы активно пользовались. Вот, например, как проходила прцедура увольнения: строй увольняющихся на берег стоит на юте, помощник командира(заглаза мы его звали"помоха" забыл напрочь фамилию) проверяет первым делом форму одежды,наличие нижнего белья под брюками. Без оного марш из строя -одеваться. Ну представляете, парням по 20 лет, курс в матросский клуб или клуб Ильича на танцы, к девчонкам,а под брюками ,на которых наутюжены стрелки-обрежешся,какие-то кальсоны. От них на стрелках дуги пузырятся. Выход нашли простой: раздобыли белую ткань, рапустили её на полосы и эти "бинты" накручивали на лодыжки. Фокус проходил,но я подозреваю, что "помоха" знал об этой уловке,но закрывал глаза на это, ведь сам был когда-то курсантом. А ещё(думаю,молодёжь даже не знает этого) с нас требовалось без запинки перечислить все пункты Кодекса строителя коммунизма и знать их содержание, Да, дане смейтесь, так и было. Не знаешь 10 пунктов Кодекса-в увольнение не пойдёшь.

    Позвольте небольшое отступление. Когда моей дочке исполнилось 5 или 6 лет мы с женой решили её покрестить. Были у родственников в Барнауле,пришли в храм. Пока ждали очередь,я ходил по храму, рассматривал росписи на стенах и наткнулся на заповеди Христа. Читаю, дошёл до конца, начал осмысливать старославянский текст.... и в памяти возникает "помоха", Так ведь это наш Кодекс,  в другом изложении.Чему плохому он учил, чтобы всё без разбору оплёвывать? (см. "Суд времени")

           Мне кажется в городе моряков любили(я пишу о своём времени,) Вот эпизод: были с ребятами где-то на Луговой. Увольнение до 24-00, по городу на исходе времени топот ботинок в сторону прходной. Мы чувствуем-опаздываем. Идёт трамвай .машем-останавливается. Водитель женщина средних лет:"Тётенька, пожалуйста ,быстрей"  и "тётенька" проскочив две остановки высаживает нас у проходной.

 Да и во всём чувствовалось доброе отношение. Многократно бывали в областном драмтеатре, в кино, на концертах знаменитостей в матросском клубе. Но всё это в культпоходах. В увольнениях такими "белыми и пушистыми" мы не были. Во Владивостоке на двух сопках стоят антенные мачты,  одна из них телевизионная, другая служила "глушилкой"-когда мощные передатчики забивали "вражьи голоса".
Так вот, между сопками седловина, в которой наши предшественники организовали в каменной шхере мини буфет. Там всегда были кружки, ложки и ножичек, для открывания консервов. У нас посещение этого "кафе" называлось -пойти на горку. Ну а уж только потом на танцы.

      После дока продолжались строительные работы, да они и в доке не прекращались. В начале апреля мы всем расчётом станции под командой нач.станции Терещенко И.Ф. поехали в аэропорт г.Артем, куда прибыла наша РТС. Из фезюляжа грузового самолёта пергрузили её на машины,а это  два комплекта по 7 стоек в каждом плюс ЗИП и перевезли на заводской склад. Так как станция прибыла с опозданием, возникли проблемы с её установкой на место,к тому времени уже было всё смонтировано на верхней палубе, а на главной велась отделка кают, А пост находился на 1-й платформе и добраться до него уже было нельзя. Было принято решение вырезать по правому борту отверстие и через него водворить стойки на место.Что и было сделано. Приехали представители завода,совместно с ними мы проложили кабельные трассы, подключили стойки и запустили станцию в тестовом режиме.

    После окнчания всех работ, судно отбуксировали на середину бухты,обмотали толстыми кабелями и провели размагничивание, а потом проверка на остойчивость. Проходила она так: Весь экипаж выстраивается по одному борту, у каждого в обеих руках по болванке с ручкой ( они в качестве балласта потом между машинным отделением и где вал гребного винта укладывались-забыл как называется, ну и неважно).

Так вот, по команде помощника дружно бежим к противоположному борту,резко разворачиваемся и назад. Креномер фиксирует угол наклона, и так мы бегали где-то не менее часа, Вот зрелище со стороны бы посмотреть. Во время забегов мы едва не столкнулись с каким-то сухогрузом, буксиры успели оттянуть нас от него. Позже мы убедились, насколько высокой была остойчивость "Чукотки". Потом я уехал в отпуск, а когда вернулся уже полным ходом шли ходовые испытания,сдача К-1, К-2,.а потом к мысу Чуркин, заправка топливом, водой и на Камчатку.

        Через 4дня мы ночью вошли в Авачинскую губу. Чудесное солнечное утро 20 августа 1963 года мы встретили среди живописных сопок бухты Крашенинникова. Спустя 2 месяца пришли красавцы "Чажма" и "Чумикан"., которые ещё больше украсили своим присутствием панораму бухты. Экспедиция была в полном составе, а наша "Чукотка" к их приходу успела сдать свой
первый экзамен, отработав по пускам с подводных лодок.

         Буду рад, если мои воспоминания помогли восстановить малоизвестные события, связанные с комплектованием сужбы Наблюдения, о ходе переоборудования судна,  воссоздать обстановку того времени.

         P.S.   Когда начинал эти записи, думал проследить весь путь службы, в том числе и походы в южные широты. Но мало -помалу,  знакомясь с разветвлённой системой сайта,с его участниками, с воспоминаниями членов экипажей , особенно с "Неделина", просмотрев богатейшую коллекцию снимков, понял, что мои записи годятся, в лучшем случае для домашнего чтения. Частные случаи для истории становления экспедиции не  уместны. Любой из нас их может вспомнить великое множество и весёлых и грустных , тревожных.
и радостных случаев периода службы и поделиться по подходящему поводу на форуме.

          У меня также, как у всех тяжёлое чувство утраты, как закончили свой путь наши корабли, да что там корабли-страны на стало. Года 2 тому назад, размышляя о том, что же с нами всеми произошло в "развальные" 90-е годы, я написал вот это.  Вдумайтесь- это о нас. О нашей наивности, о тех, кто стоял на" мостике", о несбывшихся надеждах,об уехавших , о попытках выжить, О тех кто встал на ноги ,но дефолт опрокинул их вновь, ну и, наконец, о тех, кто владея всем и вся , так и не определились- что же дальше, плыть- то куда? Хотя здесь я видимо не прав, они- то как раз определились.
                                                                                                             
              .....и паруса надуты, ветра полны,
              Громада двинулась и рассекает волны.
              Плывёт...  Куда-ж нам плыть?

                                                                                 А. С. Пушкин.                                             

Давно уж паруса сменили на турбины,
Компасы заменили на ГЛОНАСС.
Куда же плыть?- этот вопрос глубинный
Всё так же беспокоит нас.

По глупости мы карты утопили,
А двоечники встали за штурвал
В угаре пьяном такелаж пропили,
Вот тут-то нас накрыл девятый вал.

Спасались кто как мог-поодиночке,
Кто смог-к чужому берегу приплыл.
Кто вплавь,  кто на случайной бочке
До острова- (если хватило сил).

Спаслись... Глядим вокруг, трезвея.
Что-ж мы наделали? Корабль утонул.
Теперь искать придётся Чародея
Чтоб руку помощи несчастным протянул.

Миссии не нашли, но жить то надо,
Одни копать начали огород,
Другие лодки строить (лес то рядом)
А третьи соорудили плот.

Дождались ветра-паруса подняли.
Тут новый шквал и в клочья паруса.
Копателей на плот грести наняли,
Но не закончились на этом "чудеса".

С их корабля волной вельбот прибило,
Умельцы в нём исправили мотор.
Пустились в путь, забравши всё что было.
Куда же плыть? Не ясно до сих пор.

                                              А. И. Коровкин.

В ближайшие дни попробую высказать предложения по теме, затронутой на форуме Шардт Валерием Анатольевичем от 7-8 декабря. Надо самому вначале тщательно обдумать.

 Спаибо за добрые слова , здоровья вам в Новом году, благополучия и интересных общений. Способность общаться это великий дар(не я сказал).
                                                                                                А.И.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Мичман Громов О.С.

  • ЧЕСТЬ ИМЕЮ!
  • Третий галс
  • ***
  • Сообщений: 17
  • СИБИРЬ
Очень здорово окунуться в историю, да с такими подробностями и мелочами. Спасибо! Жду с нетерпением продолжения.

Оффлайн Горлов Константин Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1878
  • первый экипаж
Очень интересно и стиль изложения приятный. Ждем продолжения

Оффлайн Помошников Александр Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 377
  • Честь Военно-Морскому Флагу!
Читаю! Интересно! С нетерпением жду продолжения!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
Спасибо за Вашу оценку моих записей.
Ребятам , что ответили на форуме, благодарность моя за поддержку. Правда, я думал после консультации с Вами оформить записи одним блоком, но раз уж первая страничка увидела свет, давайте поступим так: раз в неделю я отправляю страничку и Вы её размещаете  в сети, Вы не возражаете поработать "ретранслятором" пока внук приедет и научит меня нормально пользоваться современной техникой?
 Тогда следующая страница  воспоминаний:

                                     ДАЛЬЗАВОД. ч.1
 
        Никогда в жизни не видавшие кораблей, причальных стенок, огромных кранов мы растерянно озирались вокруг.Повсюду под ногами
протянуты шланги, кабели, снуют сигналя , автокары, огни электросварки, стук молотков по металлу. Подошли к судну, которое совсем не было похоже на нарисованный в воображении океанский корабль.Металлический корпус без надстроек., к бортам приварены какие-то стойки,на которых закреплены провода, в палубе зияют огромные дыры, через которые видны  глубоко внизу непонятные механизмы. Подьёмные краны перемещают на палубу большие металлические листы, рабочие автогеном вырезают по контуру пластины и приваривют их на место. Женщины с распираторами на лицах разворачивают рулоны с утеплителем и скрываются с ним где-то внизу.Визжат бормашинки, грохот и скрежет металла. Даже мне, не по наслышке знавшему, что такое цеха машиностроительного завода,было от чего растеряться.

      Рядом с нашим будущим домом,по правому борту стоял небольшой видавший виды виды корабль. Вооружения на нём не было, весь его вид говорил о том, что это отслуживший своё ветеран.Если мне не изменяет память, бывший эсминец "Тбилиси" или "Ташкент", превращённый в плавучую цель, а пока служащий жильём для экипажа"Чукотки". Вот на нём нас и разместили. Два тесных кубрика,  никакой вентиляции, крошечные умывальник и туалет, прошу прощения--гальюн, в общем, не пятизвёздночный отель.

      Месяц карантина, зубрёжка уставов, изучение устройства корабля и средств борьбы за живучесть. Выдали нам маленькие книжечки с чертежами отсеков и расположенных в них боевых постов,кубриков, бытовых помещений и тд. Но никаких помещений не было и в помине, в отсеках только начали устанавливать переборки,,велись сварочные работы. Ходим мы по этим отсекам и как молитву бормочем, что это пост такой-то, а это кубрик № такой, ориентируясь по рёбрам шпангоутов.

      На корабле  к новичкам отнеслись неоднозначно.Володя  Драгун, бывший в тот период комсоргом,сразу же установил с нами контакты, привлекая к различным мероприятиям, (сейчас живёт в Питере, но  в основном в деревне на даче, мы с ним в постоянном контакте, 8 марта ему будет 70 лет! ). Но иногда можно было услышать презрительное: "сапог". Ну ладно,если бы это говорили старослужащие, уже побывавшие в морях, но это говорили наши одногодки, у которых весь опыт морских "переходов" это на ПСК  до острова Русский в учебный отряд и на нём же с учебки до причала Дальзавода. А у "сапогов" уже опыт работы по космическим  аппаратам. Правда, когда начали прибывать команды на другие посты службы Наблюдения и тоже с наземных комплексов, а количество "сапогов" достигло не менее трети экипажа, эти прозвища поутихли, тем более, что и офицеры нашей службы тоже  были из "сапогов". Ну а когда мы успешно отработали по запускам с подводных лодок в районе Командор , то даже самые дубовые поняли для чего нужена наша служба и все эти глупости прекратились.

       По прошествии времени понимаю сколь дальновидно поступили организаторы КИК, собрав специалистов с наземных пунктов.  Обстановка не позволяла организовывать обучение телеметристов ,проще было набрать готовых, иначе весь смысл в наличии таких уникальных кораблей был бы потерян. Кстати, на сайте есть замечание о возникших проблемах с увеличением срока службы. По человечески вполне понятно,что восторга мы по этому поводу не испытали. В частности, Жуков Василий даже писал министру обороны, но ответ был очевиден. В первую очередь переживали те, которым оставалось служить всего год, мы спокойнее перенесли эту напасть. Мне нравилось заниматься с аппаратурой , к тому же хотелось повидать мир, море,романтики хватало, а здесь этого было предостаточно, поэтому особых проблем у меня не было. Люди ведь разные, у меня близкий друг  с детства, так тот написал рапорт чтобы его перевели на корабль (во Владивостоке мы с ним встретились в клубе Ильича). Жизнь полна парадоксов.

    Однако вернёмся на Дальзавод. Наступил конец октября 1962 года . В мировую историю это время вошло таким понятием как Карибский кризис. Реально запахло войной. Мы дружно всем экипажем записывались добровольцами на  Кубу, постоянно обьявлялись тревоги, в дополнение ко всему  на противоположной стороне бухты Золотой Рог вспыхнул пожар на красавце теплоходе научно -исследовательском  судне" Юрий Шокальский". Целую ночь полыхало пламя, корабль  выгорел полностью.

Но самое печальное из личных впечатлений тех дней -это когда мне в составе патруля пришлось возвращать с железнодорожного вокзала ребят, уволенных в запас. Надо было видеть их состояние . Сколько проклятий мы услышали в свой адрес,хотя они и мы отлично понимали, что мы здесь не виноваты. И вот эти парни, срок службы которых уже истёк, собравшись на баке ведут свои разговоры поют под гитару или просто молчат. Их никто никуда не привлекал на работу. Боже упаси молодому переступить нарисованную на баке мелом черту. К счастью, ситуация вскоре разрешилась, здравый смысл у политиков возобладал и ребята разьехались по домам. Правда, Славянку им, к сожалению, не играли,хотя они её заслужили как никто.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Мичман Громов О.С.

  • ЧЕСТЬ ИМЕЮ!
  • Третий галс
  • ***
  • Сообщений: 17
  • СИБИРЬ
Здорово и увлекательно изложено. Спасибо! Ждём продолжения.

Оффлайн Пресняков Михаил Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1359
  • "Чумикан" 1976-1979
 .118 Здорово!  Хорошая память у Анатолия Ивановича. С нетерпением буду ждать продолжение

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
Ребята, отыскался ещё один удивительный человек из экипажа "Чукоткин" - Коровкин Анатолий Иванович. Они Служили вместе с Эгоном Эдуардовичем Мантаем. Читайте:

Как обещал-высылаю как пробный вариант, первую страничку своих воспоминаний, немного отредактировал,убрав личные моменты.Если стиль и формат повествования "тянет" на то, чтобы его разместить на сайте, а тем более в новую редакцию книги, я обещаю в течении
1,5--2 месяцев довести его до логического завершения. А эту страничку можно удалить.

К сожалению, я ещё "чайник" в сети и чтобы выслать открытку,нужно ждать внука, а он учится в Кемерово ,приедет только после сессии, буду брать у него уроки. Вот уж поистине :век живи-век учись. Пожалуйста, если будет такая возможность- поздравьте Литвинова и Полигенского от меня с Новым Годом, Не важно, что они не могут нас всех помнить, важно, что мы их вспоминаем с благодарностью.

                                   ПРЕДИСЛОВИЕ

45 лет прошло с тех как  прозвучал для меня марш Агапкина "Прощание славянки". Так сложилось,что прямо перед очередным походом мне пришла печальная телеграмма из дома, и командир корабля Гелий Васильевич Чернов, согласовав своё решение на флагманской "Чажме", вызвал меня в каюту и, с присущей ему нарочитой суровостью сообщил мне о моём досрочном увольнении. Всё смешалось в эту минуту: и радость и боль и тревога...
      Годы службы пришлись на самый разгар холодной войны.Царила атмосфера напряжённости и недоверия между двумя великими странами. Один только Карибский кризис чего стоил,когда мы всем экипажем,находясь на ремонте во Владивостоке, записывались добровольцами на Кубу, когда по флоту обьявлялась готовность №1,когда возвращали с вокзалов и аэропортов военнослужащих,
уволенных в запас. Всё это порождало гонку вооружений.Создавались и отрабатывались новые виды оружия,в том числе межконтинентальные ракеты. По территории Союза была развёрнута сеть наземных измерительных комплексов,в задачу которых входил контроль работы бортовых систем,и не только это.

Помимо этого была создана серия корабельных измерительных комплексов, в задачу которых входило, помимо всего прочего, обеспечивать съём информации на заключительном этапе полёта ракеты и фиксация точки приводнения. Когда в газетах появлялись сообщения ТАСС, что район океана,ограниченный такими-то градусами широты и долготы,  родные знали, что их сыновья сейчас находятся там.                       

    Давно была задумка оставить своим потомкам воспоминания о годах службы. А когда в поисках материала попал на сайт ,посвящённый кораблям измерительного комплекса, эти намерения решил реализовать. Пусть мои воспоминания будут скромным вкладом в общее дело. Старался по возможности, придерживаться хронологической последовательности и максимальной обьективности,насколько позволила память.
                                 ДОЛГИЙ ПУТЬ К ОКЕАНУ

          Поезд, отсчитывая последние километры, Транссибирского пути , подходил к конечной станции своего маршрута городу Владивосток. Группа молодых парней, в мешковато сидящих на них морских форменках,в сопровождении морского офицера с тремя звёздачками на погонах, оживлённо переговариваясь стояли у окон вагона . Перед ними открывалась красивая панорама огромного
залива.Полотно железной дороги проходило у самого берега, очертания противоположного лишь угадывались в дымке. Стояло ясное утро 15 сентября 1962 года. Тепло и сухо, как обычно бывает в это время года в Приморье.

     Прежде чем попасть на этот поезд ребятам пришлось проделать немалый путь из различных войсковых частей. Всего ещё 4 месяца назад они служили кто в Енисейске, кто в Грузии , кто в Колпашево . Но всех их обьединяло одно: они были операторами телеметрических станций наземных измерительных комплексов, обеспечивающих сьём информации с бортовых систем спутников и ракет.
У автора этих строк в активе уже была работа по первому спутнику серии"Космос",запущенному 16 декабря 1961 года. и по трём пускам боевых ракет.

      Собранные с наземных комплексов солдаты прибыли в конце июня в Москву, а точнее в Калининград подмосковный. Расположились в очень приличной 4-х этажной казарме в.ч.  Чистая, ухоженная территория, обилие спортивных снарядов, что особенно поразило- это гражданский персонал в столовой,да ещё и официанты. На каждом шагу молодые офицеры в лётной форме в звании не ниже майора. Мы куда попали? Вначале не успевали вскидывать руку в приветствии, потом поняли, что этот ритуал здесь никого не волнует. Предоставлены
мы были сами себе, лишь утром молоденький лейтенант выдавал нам увольнительные в Москву, а вечером проверял нашу наличность.

       Несколько раз он водил нас с лопатами и граблями на соседнюю территорию, через проходную, где нас тщательно проверяли. Как уже потом выяснилось это было НИИ-4, правда,тогда нам это ни о чём не говорило. Лишь потом мы осознали, что мы строили спортивные площадки в городке космонавтов. Уже есть чем гордиться.

        В середине июля нас отправили поездом в г. Ижевск. В командировочных удостоверениях стояло: "командируется на мотозавод". Мы в недоумении, причём здесь мотоциклы? Приехали, расположились в роте сопровождения воинских грузов. На следующий день сопровождающий нас офицер  привёл к проходной какого-то предприятия. Проверили наши документы и провели в цех  сборки... радиоаппаратуры. Вот тебе и мотоциклы.

О жизни в Ижевске нужно писать отдельную повесть, но цель этого повествования  имеет другую задачу.Скажу лишь, что там был чудесный пруд и отличная лодочная станция. Как сейчас-не знаю.

    В течении 1,5 месяцев мы изучали  телеметрическую станцию РТС9м ,которая принципиально отличалась  от своих предшественниц станций "Трал" и РТС-8.  Во-первых, многократно было увеличено количество контролируемых параметров (до 256), был использован другой принцип преобразования сигнала , совершенно другие регистрирующие устройства: запись на магнитную ленту и на электротермическую бумагу ,что полностью исключало использование фотоплёнки и все неудобства,связанные с её проявкой и обработкой.Ну и, наконец, она была полностью собрана на транзисторах.(что потом вызвало массу проблем).

     В процессе обучения изучили процесс производства и отладки блоков и узлов станции, что мне потом очень пригодилось в дальнейшей работе на гражданке. Познакомились и сдружились с наладчиками и потом уже на Камчатке,когда они приезжали к нам по рекламациям, сходу включались в совместную работу. Кстати, впервые слово "максютовцы" мы услышали в наш адрес от наладчиков,но признаюсь, не придали ему никакого значения. Лишь оказавшись на корабле,услышав рассказы об этом удивительном человеке, в которых уже неозможно было отличить вымысел от реальности, мы поняли какую честь нам незаслуженно оказали наладчики. Какие мы тогда были "максютовцы", но это говорит о том, насколько он был известен ,даже за пределами КИК.
       
В самом конце августа, загрузив вещмешки яблоками с близлежащих садов(пусть простят нас потомки хозяев тех садов) мы выехали в Ленинград. В этот раз нас сопровождал офицер в морской форме, но при первом знакомстве представился- майор Красюков. Судьба иногда приподносит забавные вещи, окончив морские училища, офицеры попали служить на наземные комплексы,на испытательные полигоны и станции. Это и произошло с Юрием Степановичем Красюковым и Иваном Романовичем Денисюк, который и сопровождал нас во Владивосток. Отсюда и странности с воинскими званиями.

    Ленинград встретил туманом и моросью.За нами приехал грузовичок с открытым кузовом. Весёлый водитель-мужчина средних лет поинтересовался были ли мы раньше в Питере и,получив отрицательный ответ пообещал довести нас до полуэкипажа  по самому длинному маршруту, чтобы мы хоть таким образом могли увидеть город. Много позже, бывая в Ленинграде, я с благодарностью вспоминал этого водителя. Разместили нас во флотском  полуэкипаже, наглухо со всех сторон закрытый двор, только из окон казармы на 3-м этаже был виден золочёный купол Исаакиевского собора, да крыши домов. В бесцельном ожидании прошла неделя, наконец нас вызвали
в каптёрку, где  мы в одночасье из солдат были переведены в моряки. Затем нас 21 -го новоиспеченных моряка
разделили на 3 равные части, из них две отправились в Крондштадт, на корабли со странными названиями: "Чажма"и "Чумикан", а нас снова на грузовичок и обратным маршрутом на Московский вокзал-на "Чукотку".

 И вот колёса поезда отстукивают последние километры, Иван Романович проверяет нашу экипировку и мы Денисов Александр, Тараненко Сергей, Поплавский Сергей, Литвинов Геннадий, Соколов Александр, Коровкин Анатолий выходим на перрон конечной станции Транссиба. Добираемся на трамвайчике до проходной Дальзавода, за порогом которой нас ждёт новая жизнь. Какой она будет?

Никто пути пройденного у нас не отберёт