Автор Тема: Заметки по истории создания ПИК  (Прочитано 5528 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Заметки по истории создания ПИК
« Ответ #15 : 14 декабря 2022, 13:50:20 »
Интересный факт. 5 января 1959 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №22-10СС «О медицинском отборе кандидатов в космонавты». То есть постановления о создании ПИК и об отборе космонавтов подписано в один и тот же день.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 5658
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4 ПРЦ
.. Заметки по истории создания ПИК
« Ответ #14 : 28 февраля 2014, 19:57:36 »
Все как бы так, молодцы что сказали верно , и как говрится вточку, я с вашими  мыслями.. 0__16 00_10 00_9 00_12 __0_09 1___1_1 0__355
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
.. Заметки по истории создания ПИК
« Ответ #13 : 28 февраля 2014, 06:43:47 »
Были еще и СИП(точно не знаю, может и сейчас есть). Самолетный измерительный пункт.

Оффлайн Пресняков Михаил Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1359
  • "Чумикан" 1976-1979
.. Заметки по истории создания ПИК
« Ответ #12 : 27 февраля 2014, 20:50:42 »
Оказывается что ПИК это не только (плавучий измерительный комплекс), но  ПОЛИГОННО измерительный комплекс. А еще был и ПИП (плавучий измерительный пункт).  И как только нас не обзывали, а мы все равно были - есть и останемся моряками. 0__355 1___1_1

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 5658
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4 ПРЦ
.. Заметки по истории создания ПИК
« Ответ #11 : 27 февраля 2014, 16:43:17 »
Если что я смогу ... :D 0__16 __0_09
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 5658
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4 ПРЦ
.. Заметки по истории создания ПИК
« Ответ #10 : 27 февраля 2014, 16:41:03 »
Анатолий Михайлович, размести это в однокласниках , пусть народ знает историю...Если можно конечно... .111 0__16
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 4044
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
.. Заметки по истории создания ПИК
« Ответ #9 : 27 февраля 2014, 12:36:34 »
Завеса тайны постепенно приоткрывается.
Если б молодость знала, если б старость могла

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Заметки по истории создания ПИК
« Ответ #8 : 27 февраля 2014, 10:13:03 »
Информацию предоставил Андрей Герогиевич Масюк. Значит мы начинали свою историю аж с 1954 года.

СОЗДАНИЕ ПЛАВУЧИХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПУНКТОВ В СОСТАВЕ ПОЛИГОНА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МБР

В начале 1954 года ИО начальника НИИ-4 Тюлин Георгий Александрович обратился к Главному конструктору ракетной техники Королеву С.П. с предложением принять возглавляемому им институту участие в создании полигонного измерительного комплекса (ПИК).Предложение было одобрено и вскорости вышло постановление ЦККПСС и СМ СССР от 20 мая 1954 года №956-408,опредилившее сроки создания,как межконтинентальной баллистической ракеты (МБР)Р7,так и полигонного измерительного комплекса для её испытания.

В процессе проектных и рекогносцировочных работ выяснилось, что разместить на требуемом расстоянии полигонные объекты(стартовые и точки падения головной части)при испытании МБР Р7, используя территорию страны не представляется возможным. В связи с этим возникла необходимость проведения исследований по поиску возможности засечки точки и момента падения головной части(ГЧ) ракеты за пределами территории страны. Рассматривались острова в Тихом океане, а именно в этом направлении предполагался пуск ракеты Р7. Но кроме банок, российской принадлежности, других мест точки падения не нашлось.

Рассматривалась и возможность использования других, известных способов фиксации падения ГЧ, таких как звукометрический или сейсмический, а также гидролокации.
Но и использование названных способов для засечки падения ГЧ ракеты, из- за удаленности расчетной точки падения от береговой черты, не дал требуемого результата.
Оставался лишь один способ, использовать для размещения средств засечки факта падения ГЧ-корабль.

Исследования, приведенные выше , были выполнены сотрудниками НИИ-4 Устиновым Н.Г.и Губаревичем А.В. В дальнейшем, вышло Распоряжение СМ СССР от 3 февраля 1955 года №645, согласно которому были выбраны трассы стрельбы и состав средств на пунктах ПИК. В соответствии с этим определился и состав средств плавучего измерительного пункта. Исследования по этим вопросам выполнены группой сотрудников НИИ-4 под руководством Катаргина А.П.,а реализацией предложенных решений занялась группа Устинова Н.Г.

Создание плавучих измерительных пунктов (ПИП) осуществлялось по Постановлению ЦККПСС и СМ СССР от 5 января 1959 года №18-6,которым были определены их заказчик, проектант и изготовитель. Заказчиком ПИП от Министерства обороны был назначен, НИИ-4 МО.
В процессе проектирования был уточнен как состав средств ПИП так и трасс стрельбы. Учитывая особенности стрельбы в акваторию, которые обусловлены приводнением ГЧ ракеты, в НИИ-4, группой Зингера С.Б.,были разработаны меры по фиксации падения ГЧ.
Таковы факты появления в составе ПИК плавучих измерительных пунктов положивших начало созданию целого их флота.
В заключении следует заметить, что создание первых плавучих пунктов, получивших название ТОГЭ-4, стало возможным благодаря усилиям большого числа сотрудников НИИ-4 разных специальностей возглавляемых руководством института.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Заметки по истории создания ПИК
« Ответ #7 : 10 июня 2009, 10:40:57 »
Цитировать
Вот здесь не совсем понятно 
"Сучан" и есть "Спасск". Так какого он проекта, 1128 или 1129?
Может быть имелась в виду "Чукотка"?
Она как раз проекта 1129, судя по главной странице нашего сайта.

...
Цитировать
"Маршал Крылов" вступил в состав ВМФ СССР 23.02.1990

Просто ошибка. Андрей Георгиевич пишет много, так что ошибки возможны. Спасибо вам, мужики за внимательность!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Горлов Константин Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1878
  • первый экипаж
.. Заметки по истории создания ПИК
« Ответ #6 : 10 июня 2009, 09:13:34 »
(Пополнение получила и Тихоокеанская флотилия плавучих измерительных пунктов. Для нее был разработан проект 1914, корабля с составом средств, который позволял решать не только задачи испытаний межконтинентальных ракет и обеспечение запусков космических аппаратов, но и выполнять функции слежения за подобными работами других стран (США, Японии). По этому проекту были созданы два корабля: «Маршал Неделин» в 1983 году и [font=Verdana]«Маршал Крылов» в 2000 году[/font].)

"Маршал Крылов" вступил в состав ВМФ СССР 23.02.1990

Оффлайн Лыков Станислав Викторович

  • Дежурный по низам. Совет ветеранов
  • ***
  • Сообщений: 904
.. Заметки по истории создания ПИК
« Ответ #5 : 10 июня 2009, 03:01:34 »
Цитировать
Первой реализацией наработок «морского отдела» стало участие в создании трех кораблей проекта 1128 («Сибирь», «Сахалин», «Сучан») и одного проекта 1129 («Спасск») в 1959 году.
Вот здесь не совсем понятно  .111
"Сучан" и есть "Спасск". Так какого он проекта, 1128 или 1129?
Может быть имелась в виду "Чукотка"?
Она как раз проекта 1129, судя по главной странице нашего сайта.
И повзрослели мы, и закурили мы совсем не где нибудь ещё, а за Курилами...

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Заметки по истории создания ПИК
« Ответ #4 : 09 июня 2009, 20:34:38 »
«МОРСКОЙ ОТДЕЛ». Записано А.Г.Масюком
История возникновения и почти тридцатилетняя деятельность так называемого "морского отдела" в НИИ-4 МО и 50 ЦНИИ КС довольно необычна. Этот отдел, не имевший в своем составе специалистов области морского дела, сумел освоить специфику его и принять участие в создании двадцати четырех плавучих измерительных пунктов. используемых при испытаниях и обеспечении запуска межконтинентальных баллистических ракет и космических аппаратов.

Появление морской тематики в НИИ-4 МО было обусловлено необходимостью пусков межконтинентальных ракет на полную дальность с точкой падения головной части в акваторию океана.

Предложения по использованию и составу измерений с плавучих пунктов при испытании межконтинентальных ракет были вначале разработаны группой сотрудников института под руководством А.П.Катаргина. Однако практическая реализация этих предложений поручается другому коллективу сотрудников, руководителем которой назначается Н.Г.Устинов.

Группа Н.Г.Устинова входила в состав оптического отдела. Поводом для поручения этой группе возглавить работу по созданию плавучих измерительных пунктов послужило очевидно то, что отдел проводил исследования по возможности использования звукометрических и сейсмических методов засечки падения головных частей ракет в акваторию, в том числе и с кораблей.
В начале группа Н.Г.Устинова не имела в своем составе не только корабельных специалистов, но и имеющих опыт работы с измерительными средствами, используемыми при испытаниях ракетной техники. Освоение такой техники и опыт ее применения в корабельных условиях исполнители приобретали в процессе работы.

Основная нагрузка по подготовке материалов, необходимых для начала работ (проекты Постановления правительства, технических заданий и плановых документов) по созданию плавучих измерительных пунктов пришлась на сотрудников, входящих в группу Н.Г.Устинова: Ю.Г.Дежникова, С.И.Крашко, А.Г.Масюка, А.П.Мохова, Г.А.Смирнова, Н.Г.Фадева, С.В.Яковлева, Р.Я.Гойхман.

В работах по плавучим пунктам принимали участие сотрудники и других подразделений института.
Общую организацию работ осуществляли руководители института и его подразделений: начальник А.И.Соколов, его заместитель Г.А.Тюлин, начальники управлений и отделов: П.А.Агаджанов, И.И.Гребенщиков, В.Т.Долгов, Ю.А.Мозжорин, И.В.Мещеряков, И.А.Артельщиков.
В начальный период группа Н.Г.Устинова, входящая в штат оптического отдела не была самостоятельным подразделением. В таком положении группа просуществовала с 1956 по 1962 годы, когда и была выделена в отдельную лабораторию прямого подчинения, ставшую в последствии основой "морского отдела".

Лаборатория непосредственно подчинялась заместителю начальника института Г.А.Тюлину, которому было поручено вести работу по созданию плавучих измерительных пунктов, возложенную на НИИ-4МО Постановлением правительства, как головной организации. Назначение головным исполнителем по созданию плавучих пунктов института и привело к необходимости образования в августе 1962 года «морского отдела».
По мере разворачивания работ «морской отдел» непрерывно пополнялся новыми сотрудниками. В основном это были сотрудники гражданских ВУЗ (А.Арянов, В.М.Лымарь, А.М.Тарновский, В.П.Силенов, Л.А.Поповнина, а также С.В.Галочкин, Б.И.Колесник, Д.М.Коновалов, Н.Г.Мурашов, В.Н.Перепелов – ставшие впоследствии военными). Пополнялся отдел и выпускниками военных академий и училищ (В.П.Костриков, В.П.Кузьмин, Э.В.Воскобойников, А.И.Тангаев). Позже, в отдел стали приходить и кадровые военные, специалисты, имеющие опыт работы в ракетных частях и на флоте (В.А.Авраменко, Ю.В.Гичкин, А.А.Балан, А.В.Лимановский, А.С.Прокофьев, Е.А.Задорин, В.Н.Стеценко, Г.Сомов, В.А.Пятенко, А.Б.Филюшкин, Г.В.Черняев, М.С.Дроздов, С.П.Лештаев).

Первой реализацией наработок «морского отдела» стало участие в создании трех кораблей проекта 1128 («Сибирь», «Сахалин», «Сучан») и одного проекта 1129 («Спаск») в 1959 году, Позднее их дополнят еще два корабля проекта 1130 («Чажма», «Чумикан»), сданные в 1964 году. Эти корабли, объединенные в Тихоокеанскую гидрографическую экспедицию 5 (ТОГЭ-5), предназначались для испытаний межконтинентальных ракет при стрельбах на максимальную дальность в акваторию Тихого океана. В это же время, группой сотрудников института под руководством Е.В.Яковлева, разрабатываются предложения по переоборудованию кораблей для обеспечения полетов искусственных спутников Земли и пилотируемых космических аппаратов. Было переоборудовано три корабля («Краснодар», «Ворошилов», «Долинск»») в 1960 году, которые были заменены тремя другими кораблями («Аксай», «Бежица», «Ристна») в 1962-1966 годы. Эти корабли также были объединены в плавучий телеметрический комплекс (ПТК).

В дальнейшем, по мере развития ракетно-космической техники, были разработаны проекты не только более совершенных кораблей, но и универсальных по своим возможностям. Эти корабли позволяли решать задачи, как в интересах ракетного вооружения, так и космических аппаратов.

Наиболее значимым результатом проводимых «морским отделом» работ следует считать участие в создании таких кораблей, как проект 1917 («Космонавт Владимир Комаров»), 1967 год и проектов: 1908 («Академик Сергей Королев»), 1970 год, - 1909 («Космонавт Юрий Гагарин») 1971 год. Уникальность этих кораблей была признана в мире и вызывала восхищение даже своим видом, не говоря о возможностях установленных на них средств, позволяющих обеспечивать полеты межпланетных космических аппаратов.

Продолжились работы и по обновлению состава кораблей ПТК, хорошо зарекомендовавших себя при использовании по нарастающему количеству запускаемых космических аппаратов различного назначения, на участках срабатывания доразгонных блоков и для связи с космонавтами. Соответственно были использованы более совершенные телеметрические средства и спутниковой связи. В результате были созданы четыре корабля проекта 1918 («Невель», «Боровичи», «Кегостров», «Моржовец») в 1967 году, на смену которым пришли еще четыре корабля пр.1929 («Космонавт В.Волков, «Космонавт Г.Добровольский», «Космонавт В.Пацаев, «Космонавт П.Беляев») в 1977-79 годы.
Пополнение получила и Тихоокеанская флотилия плавучих измерительных пунктов. Для нее был разработан проект 1914, корабля с составом средств, который позволял решать не только задачи испытаний межконтинентальных ракет и обеспечение запусков космических аппаратов, но и выполнять функции слежения за подобными работами других стран (США, Японии). По этому проекту были созданы два корабля: «Маршал Неделин» в 1983 году и «Маршал Крылов» в 2000 году.

Помимо участия в разработке и создании плавучих пунктов в отделе проводилась большая научно-исследовательская работа по обобщению практических результатов и поиска перспективных направлений развития плавучих измерительных пунктов. К таким работам относилась:
разработка «Методологии сокращенных испытаний плавучих измерительных пунктов»;
«Исследования по использованию судов катамаранного типа повышенной устойчивости для плавучих пунктов»;
«Обоснование многоцелевого плавучего пункта для решения широкого круга задач по ракетно-космической технике».
На базе результатов проведения исследований было подготовлено восемь диссертаций (Н.Г.Устинов, А.А.Балан, А.Г.Масюк, Ю.В.Гичкин, Ю.Е.Дежников, Б.И.Колесник, В.П.Силенов, Н.Г.Мурашов).

В восьмидесятых годах полигонный и командно-измерительный комплексы имели в своем составе достаточное количество плавучих измерительных пунктов, позволяющих успешно решать задачи испытаний ракет и обеспечения полета космических аппаратов за пределами территории страны в акваториях всех океанов Земли.

При таком положении, для «морского отдела», возникла необходимость поиска новых направлений работы, исходя из своих возможностей и наличия высококвалифицированного состава сотрудников.
Таким направлением работы стало сначала участие в создании самолетных измерительных пунктов (ИЛ-20 рт), а затем и подвижных наземных командно-измерительных пунктов (типа «Фазан») и пунктов управления, и связи («Варан» и «Бруствер»). Переход к этой тематике, хотя и имеющей свою специфику, был легко преодолен сотрудниками «морского отдела», благодаря опыту сотрудников, полученному по предыдущей работе с плавучими пунктами.

Отдел не только имел высококвалифицированный состав сотрудников, умеющих решать самые сложные задачи комплексной направленности, но и работать с большой кооперацией промышленных организаций, в том числе конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов различных министерств.

Сотрудники отдела были сплоченным и дисциплинированным коллективом, умеющим как работать, так и отдыхать семьями. Почти все сотрудники, включая и руководство отдела, были в хорошей физической форме, занимались спортом. Многие из них входили в состав сборных команд управления и части, выступая на различных соревнованиях, Все эти качества, приведенные выше, и послужили причиной того, что отдел в институтских кругах именовался как «легендарный морской отдел». При этом, несмотря на успехи, отдел не часто попадал в призеры институтского соревнования. Причиной тому было отношение к тематике отдела командования. В институте больше приветствовалась тематика научно-исследовательского плана, а «Морской отдел» проводил работы практической направленности, сопровождения разработок, присущей военпредской категории. Кроме того, «морская» проблематика была не свойственна ,вообще, направлению исследований института, занимающегося ракетно-космической техникой и имела прикладное значение. В то же время работа отдела получала признательность заказывающего управления и промышленных организаций, как и главных конструкторов ракетно-космических комплексов и измерительных средств. Это проявлялось при оценке деятельности института, сотрудники которого неоднократно поощрялись и награждались за работы по тематике «морского отдела».

Двое сотрудников «морского отдела» стали лауреатами Государственной премии (Н.Г.Устинов и А.А.Балан).
Дальнейшая судьба «морского отдела» явилась отражением происходящих изменений в стране, связанных с развалом СССР. На смену воинственной политике пришла пацифистская политика. Резко упал интерес к ракетно-космической проблематике и производству, а с этим и к использованию плавучих и самолетных пунктов. Подошел срок завершения службы в Вооруженных силах руководства отдела и его опытных сотрудников. Все это и послужило причиной ликвидации в 1991 году «морского отдела».

Не лучше обстояли дела и с участью кораблей. Из 24х созданных, в строю остались два, это «Маршал Крылов» и «Космонавт В.Пацаев». Первый используется при испытаниях баллистических ракет подводных лодок и межконтинентальных ракет в акватории Охотского моря и Тихом океане. Второй – при работах по космическим аппаратам из района Балтийского моря (причала г.Калинграда).

Говоря о перспективе, необходимости в плавучих пунктах и с учетом альтернативы использования космических ретрансляционных систем, надо отметить, что есть отдельные задачи, особенно по ракетному вооружению, которые нельзя в принципе решить никаким другим способом, кроме как привлекая для этого плавучие измерительные пункты с телеметрическими и оптико-электронными средствами для фиксации сохранности головных частей ракет и точности попадания в заданную точку.

В заключение надо сказать, что из состава «морского отдела» в институте работают несколько сотрудников. Это Д.М.Коновалов, А.Г.Масюк и А.Б.Филюшкин, которые продолжают трудиться, нередко решая вопросы по морской тематике. Трудятся в институте и такие сотрудники, которые ранее привлекались к работам при создании плавучих и подвижных командно-измерительных пунктов. Это Э.В.Алексеев, В.П.Кузнецов, П.Ф.Лебедев, А.Д.Максимов, А.М.Тярасов, В.С.Чаплинский и др., которые, встречаясь, вспоминают былые дела и работу, связанную с деятельностью «морского отдела».
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Заметки по истории создания ПИК
« Ответ #3 : 24 мая 2009, 12:59:42 »
Да, именно так - ТОГЭ-5!
ПИК-1 ТОГЭ-4 образован в соответствии с таким же постановлением от 5 января 1959 года.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Горлов Константин Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1878
  • первый экипаж
.. Заметки по истории создания ПИК
« Ответ #2 : 24 мая 2009, 04:15:44 »
Михалыч, поясни. Второй измерительный комплекс - это ТОГЭ-5?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
Заметки по истории создания ПИК
« Ответ #1 : 23 мая 2009, 20:09:04 »
Отыскал такой документ А.А.Капитанов. Опубликовано в книге под ред.Ю.М.Батурина "Советская космическая инициатива в государственных документах" 1946-1964гг. Изд. "РТСофт" Москва 2008, (стр.117-я).
Никто пути пройденного у нас не отберёт