Рассказ прислал Евгений Иванович Степанов.
Предоставленные самим себе,
события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему.
Следствие из 1-го закона Мэрфи
Для меня эти события, о которых ниже пойдет речь, начались после возвращения с очередного отпуска. Прибыв в Приморский за пару недель до его окончания, удивлением обнаружил, что из окна моей квартиры "Чукотка" у пирса не наблюдается. Убывая на теплый юг, я знал, что корабль ушел на работу по запуску автоматической станции в сторону Венеры, а эти походы укладывались в две-три недели, которые уже истекли. Информация о местоположении и ближайших планах "шариков" была для посторонних секретом Полишинеля. Все новости нашей работе можно было узнать в трёх действующих в поселке магазинах. В очереди за сосисками или польской клубникой узнавали не только кто с кем и когда и не только про корабли. Как-то довелось даже услышать какое количество чернокожих и белых клиенток заказывали моряки нашего визави T-AGM "Дженерал Х.Х. Арнольд" перед возвращением в базу.
Сосед со "Спасска" мне сообщил, что "Чукотка" задерживается, причем там у них какие-то неполадки, а так же, что все корабли на днях выходят на боевую работу. Вот это подарок! Мой официальный отпуск ещё не закончился. Ещё месяц как минимум кораблей соединения вместе со штабом в базе не будет. Гуляем!
Я уже строил планы на неожиданно продлеваемый отпуск, и надо же, именно в магазине встречаю капитана 2 ранга Панича. Кто бы мог подумать что офицер штаба в рабочее время окажется в таком месте. На приказ о командировании меня на "Спасск" для дальнейшей пересадки на "Чукотку" мои возражения конечно в расчет приняты небыли.
Вот так в одно мгновение из торжествующего обладателя счастливого билета я превратился в отставшего от поезда пассажира, с эмоциями соответствующими обстоятельствам.
Через пару дней отбыл на "Спасске" на рандеву с родной "Чукоткой". Всей картины реального состояния на моем корабле ещё не было , но кое-что прояснялось. У же сам факт того, что со мной должен был пересесть туда заместитель флагманского механика свидетельствовал, что авария на борту нешуточная. Обычно "на верх"доклады о неисправностях и поломках на корабле старались не делать, справлялись своими силами. Раз подключилась "тяжелая артиллерия"- дело серьёзно!.
На подробностях перехода останавливаться не буду. Что пассажиру важно - установить добрые отношения с соседями, не пропустить очередную трапезу в кают-компании, и лежи себе отдыхай. С соседями итак отношения были приятельскими, налаженые в ходе боевого и повседневного взаимодействия. "Спасск" с "Чукоткой", как в поговорке "Мы с Тамарой ходим парой"- вместе в океане, у пирса и в очередном ремонте в Дальзаводе. Но вот дружеские подначки коллег офицеров запомнились. Ввиду дефицита воды на моем корабле, предлагали заранее впрок помыться в бане на" Спасске" и даже набрать с собой толику питьевой - дабы было чем шило разбавлять.
Через неделю произошла встреча. На вельботе меня , капитана 2 ранга Саенко Сергея Николаевича и мичмана Василия Оськина со "Спасска" доставили на судно. Первым поздравил или, как принято по окончании отпуска, выразил соболезнования мой друг Володя Маринен. Затем последовали извинения за то, что чистый комплект моего постельного белья он использовал по назначению, однако обо мне позаботился . Постилал на койку только одну сторону простыни, другую по дружески оставил для меня нетронутой. Стирка белья на корабле была отложена до лучших времён, так же как и баня по субботам из-за катастрофического дефицита пресной воды. В условиях высокой температуры и влажности, без кондиционеров альтернативой стал морской душ, организованный на баке трюмной командой. Забортная вода лишь ненадолго охлаждала тело. Мыло сворачивалось, и оставалось на коже вместе с морской солью и потом. Никто не роптал, воспринимали эти неудобства стойко. Офицеров с курсантских времён готовили к трудностям морской службы, а мы воспитывали подчиненных в таком духе.
Завершив формальности по прибытии на службу, собрались в каюте за рюмкой чая, где с юморком товарищи поведали о выпавших в походе злоключениях. Вспомнили недобрым словом и последний полугодовой ремонт в Дальзаводе.
Окончание заводского ремонта -это как обычно сплошная штурмовщина. Расхожее мнение, что ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить, как раз об этом. Перед заводскими испытаниями на борту столпотворение. Гегемон, начинает наконец шевелиться и "впаривать" экипажу якобы выполненную работу. Мол механизм полностью перебран, все детали "совновьё", -подписывай акты. Если же командир поопытней, знает цену таким заверениям, в ход идут посулы специально припасённых материалов, ЗИПа, от которых трудно отказаться. В паровых котлах, как потом выяснилось, установили некондиционные водяные трубы. Молодой командир МКГ Коля Бусарнов, ещё зелёный как корабельная переборка, опыта ремонта только набирался. Во главе БЧ-5, кап. 2 ранга Назаров, уже "приготовил три конверта", уходя на пенсию, осталось передать их приемнику. Он, вероятно, тоже упустил контроль над действиями заводских спцов и своего подчинённого. Наконец, военная приемка все этапы процесса ремонта котлов не отследила и "подмахнула"акты. Корабль планировался на новые испытания МБР, сроки окончания контролировала столица. Так и вышли, впопыхах закончив ремонт.
Перед этими событиями получилось, что в МКГ больше половины состава закончили срочную службу. На их место встали бойцы прошедшие школу полуэкипажа и имеющие большой опыт эксплуатации голяка и половой швабры. Сами понимаете, обслуживание парового котла несколько отличается от предыдущего рода деятельности. Времени на полноценную подготовку этого пополнения не хватило, поход следовал за походом. Результаты этого разгильдяйства не замедлили сказаться. За давностью лет, точно не припомню, кажется уже на переходе домой началась эпопея с гашением котлов и заглушкой прогоревших труб. К моменту описываемых событий эта операция уже стала обыденной. Достигли высочайшего мастерства! И правда , оцените, для того чтобы залезть в топку котла и добраться до протекающей трубы регламентировалось 6 часов остывания (может больше, поправьте кто помнит) К тому моменту Бусарнов и его подчиненные вползали в котел для очередного ремонта уже через пару часов. Комплекция командира МКГ Бусарного - почти двухметрового богатыря, только чуть высохшего от жары и бессонницы. Недаром же в училище носил кличку Коля-шкаф. Включайте воображение. Жара. Стесненное пространство. Габариты. Сама работа - не щи ложкой черпать! До конца похода котельное отделение было его скитом и обителью. Там спал на промасленном и пропитанном сажей матрасе, там принимал корабельные харчи. На подначки по поводу внешнего вида рудокопа реагировал не по -офицерски, мог и по переборке размазать, рука у него была тяжелая.
Вот и еще одно подтверждение, что героические поступки - отложенное следствие разгильдяйства.
Да, ещё про дефицит воды. Запасов питьевой и котельной воды на "Чукотке" обычно хватало на 3 месяца плавания. Для пополнения цистерн имелось два испарителя. К моменту описываемых событий оба оказались засоленными, полуисправнымии, пополнить запасы они были не в состоянии, а вода катастрофически быстро убывала через последовательно прогоравшие трубы котлов. Выполнив задание по запускам станций Венера -11, 8 сентября и Венера-12 14 сентября, получили новое, следовать в район испытания МБР, который находился в Западном полушарии. Сроки на переход были приемлемыми, если идти крейсерской для "Чукотки" скоростью 10 узлов, но с момента выхода из Петропавловска передвигались попеременно при работе то на одном , то на втором котле, при этом выжать из паровой машины можно было не более 6-7 узлов. Впрочем и при такой скорости на прибытие в указанный район времени хватало- легкая задача для штурмана проложить на карте кратчайшее расстояние.
Но... корабль находился за 30-й параллелью, где полагалась существенная прибавка к жалованию в виде так называемых чеков Торгмортранса, на которые можно было отовариться в спецмагазинах. Если выйдешь за эту черту к норду выплата прекращалась. В указанный район, который тоже имел такие же привилегии за 180-м меридианом, можно было дойти по параллели без потери льгот, но тогда корабль не успевал к назначенному сроку. Дурацкие ограничения! Вот бы вышел корабль на боевую службу, пересек установленную линию выплаты и плати чеками до возвращения в базу. Так нет же, а в результате пришлось выкручиваться!
Проблему решили так. Командир БЧ-1 проложил две прокладки не карте. По кратчайшему курсу Чукотка двигалась к цели, а по другому, назовём его валютному, в штаб флота делали ежедневный доклад о своём местоположении и, как в отчетный документ, в Журнал вахтенного офицера записывались координаты якобы нашего местоположения. Всё бы ничего, но Слава Москалёв почему-то решил в Штурманский журнал заносить фактические координаты. Когда это вскрылось, оба штурманёнка Егоров и Павлов схватились за головы. Для выплаты чеков в финансовый орган Флота предоставлялись выписки из обоих журналов. Пришлось бедолагам переписывать пол журнала. Но упростив себе задачу, Слава вырвал листы с записями за соответствующий период и вставил чистые, а типографскую нумерацию нарушил. Секретчик у нас был бдительным товарищем, при сдаче журнала имеющего по заполнению гриф "Секретно", обнаружил это безобразие. В итоге, пришлось снова переписывать, теперь уже весь журнал с начала до конца похода. Странности за командиром БЧ-1 начли замечать ещё в ремонте во Владивостоке. То как современные безбашеные паркурщики проскочил под движущимся по территории Дальзавода ж\д составом на глазах у изумлённой вахты на юте, то назначил сам себя в гарнизонный патруль. Нормальные люди старались всеми силами избегать этого дежурства по гарнизону Владивостока. Сколько офицеров поплатились при осмотре патрульных в комендатуре. За неуставной внешний вид и на "губу" попадали. Итак, получив пистолет у растяпы дежурного по кораблю, снарядил двух своих подчинённых матросиков и отправился наводить порядок в городе на назначенном им же маршруте - Океанском проспекте. Старпом Коля Уманцев, вернувшись со схода в воскресенье и приняв от дежурного доклад-"Патруль убыл, оружие выдано... " схватился за валидол. По графику никакого дежурства в этот день не было.
Я полагаю, что Славе надоела Военно-морская служба и это был один из способов "закосить" без партийного и служебного разбирательства. В подтверждении этого предположения, после увольнения он устроился старпомом на судно, кажется на ледокол, в Петропавловске. Среди флотской братии ходили анекдоты про офицеров пытавшихся досрочно уйти с флота. Один из них -"Во поймал!" запомнился. Лейтенант доводил замполита жалобами, что не может поймать на руке большой палец. В конце концов командованию это надоело, уволили "по дурке". Однажды замполит получает посылку, в которой оказалась фотография. На ней заснята кисть с пойманным наконец большим пальцем и подписью - "Во поймал!" Но, это скользкий путь. Один мой инженер группы дурковал, пока Анатолий Абрамович Усанович, наш замполит не объяснил ему как он поможет психиатрам определить симулянта на долгие годы в психушку. А он умел убеждать.
Венцом деятельности ТОГЭ были боевые работы по испытанию МБР в акватории. После подготовки боевого поля, ежедневных тренировок, учений, в которых принимал участие весь экипаж КИК наступал момент 30-ти минутного ожидания падения ГЧ. "Чукотка" на ТОФ была объявлена "Отличным кораблём" и не только потому, что не имела происшествий и вовремя сдавала курсовые задачи. За мою бытность все такие боевые работы были выполнены без серьёзных ошибок. В этот раз, не смотря на проблемы с котлами , подготовка к работе была такой же ответственной и интенсивной. Но когда пришло время "Ч", на регистраторах основной станции фиксирующей падение ГЧ следов падения не оказалось. Причем наблюдатели и записаторы ( могуч русский язык) зафиксировали пролёт боевого блока, а всплеска от падения не техническими средствами ни визуально не наблюдали. Конечно же после первого тревожного запроса по связи с полигона мы начали проверять, чтобы удостовериться в исправной работе аппаратуры, опрашивать с пристрастием визуальных наблюдателей. Всё так и было! Следующий запрос был в уже в другом тоне. Мол ребята посмотрите ещё раз, а то здесь с генералом инфаркт случился. Ещё бы рядом американские Гавайи. Потом как оказалось, этот пуск был неудачным. При испытаниях новой техники всё бывает.
Итак подошли к основному событию. Чувствуете приближение грозы? Ещё раз взгляните на эпиграф. О том, что приближается тропический шторм знали и готовились. Постарались спецы ГМС, анализируя синоптические карты и наблюдая классические признаки его приближения. Большинство тихоокеанских тайфунов сформировавшихся в тропической зоне двигаются на север вдоль азиатского побережья и только один из десятков выбирает себе маршрут посреди океана, где-то вдоль 180 меридиана, освежая Гавайи. К несчастью, уклонится от его траектории на которой мы оказались возможности не было. Течи были в обоих котлах. Старались закончить ремонт хотя бы в одном. В котельном отделении рядом с Бусарновым работами руководил кап 2 ранга Саенко С.Н. Рядом с нашими котельными машинистами оказывал квалифицированную помощь мичман Оськин, сварочные работы выполнял Юрий Рудаков, впрочем в котёл отряжали и из других боевых частей. Ко всем сопутствующим тяжелым условия работы добавилась качка. Зыбь, вестник приближения шторма, усиливалась. Рассчитывали, что к 4-5 утра котёл введут в действие. В 3 часа 30 минут подкрался первый удар стихии. Ощущение было такое, будто Чукотка налетела на бетонный пирс. Без четверти четыре я должен был сменить вахтенного офицера Володю Маринен, но оказавшись выброшенным из койки, пробуждение наступило мгновенно . Обычно на ночную вахту медленно встанешь, как сомнамбула напялишь установленную форму, поднимешься в кают-компанию испить горячего чая, вот тогда и наступает полное пробуждение. Это оказался не тот случай! Володя традиционно пожелал спокойной вахты при этом как-то невесело пошутил.
Вахту принял! Волна уже отличалось от вечерней, шла с разных направлений, создавая толчею. Чтобы не ухудшать положение, курс держали против ветра, удерживаясь на килевой качке. Нос иной раз зарывался в волну, да так что Чукотка дрожала всем корпусом, а носовой надстройки не было видно за стеной воды на неё обрушивающейся. Потом корабль медленно вползал на очередной вал. В центре такого шторма не подставить борт волне трудная задача. Таки одна нас поймала. Судно накренилось и вода захлестнула вельбот на шлюпбалках бака. Причем, достигнув казалось предела крена, замерло, но вместо того чтобы начать обратное движение, продолжило крениться. Думаю этот момент запомнился всему экипажу. И тут из темноты ходового мостика прозвучал чей-то голос. -" угол заката по бортовой качке 48 градусов." Но пронесло! Передвигаться по по линолиуму ходовой рубки без захвата за попадающиеся по пути приборы и конструкции было невозможно. Я зафиксировался у иллюминатора, просунув пальцы в его барашки. Командир Валентин Аркадьевич пробрался к пульту ГГС "Каштана" и вызвал на связь котельное отделение. Ответил Саенко, можно сказать трагическим голосом." Котел ввели, течёт." Тогда командир вызвал по УКВ на связь командира "Спасска" Пастухова. На всю жизнь запомнил его фразу- "Лёня подойди поближе к борту у меня ж..а!" После этого на корабле сыграли тревогу, с одеванием спасательных жилетов. На левом крыле мостика командир ЭНГ Витя Егоров охрипшим голосом подавал команды на руль. Он отслеживал положение вертушки ветроуказателя, чтобы удержать Чукотку против ветра. Таких команд рулевому -"Право 2 градуса, лево 2 градуса" не предусмотрено, да и выполнять трудно, но старались. Минут через 15 после тревоги командир заметил, что по расписанию нет на ГКП замполита. После команды по трансляции Усанович появился удивленно вопрошая, что это за паника на корабле. Это взорвало Валентина Аркадиевича. Пропускаю выражения и эпитеты командира в его адрес. Недавно, вероятно, открылась эта задержка по тревоге замполита. Рассказал мне о ней Андрей Шипов. Вот его рассказ:
"Я как помните организовал ансамбль"Пилигрим"! И только мы с помощью Пети Загнойко наладили более менее усилители и колонки, случилось это самое событие. Тревогу сыграли в 4 часа! Плохо соображая что происходит, мы с матюками повыскакивали с коек и давай натягивать на себя спасательные жилеты, как и было приказано. До меня вдруг доходит, что в музыкалке-шхере на вертолётной палубе, плохо всё наше хозяйство приштертовано. Я через бронягу по правому шкафуту, вылез на палубу. Меня ветром подхватило и потащило к леерам под шлюпками. Я едва успел обхватить боковой кнехт. Весь мокрый, я всё таки полез на верх. С большим трудом, мне удалось добраться до музыкалки. Я там ещё с полчаса приштертовывал всё наше хозяйство. При выходе от туда, меня заметили с мостика и тут же доложили заму. Я также с трудом, весь мокрый до трусов, тем же путём вернулся во внутрь. и тут же напоролся на Усановича! Иваныч, я думал он меня убьёт! Таким я его ещё не видел. В общем я услышал от него много о себе того, что я и сам не знал!"
Всё проходит! Ночь миновала. С рассветом буйство стихии представилась в новом виде. Океан до горизонта был покрыт сплошной пеной Иногда, ещё неуспокоившись, волны забрасывали на палубу бака клоки этой пены толщиной до метра. Они так и лежали медленно лопаясь. Ветер концу моей вахты немного стих. Я вышел посмотреть на крыло мостика и задохнулся от напора воздуха. Дышать, стоя против ветра было трудно. Егоров мне тогда сказал что порывы ветра в критический момент доходили до 40 м в сек.
Сменившись после изнурительной вахты я пошел отдохнуть и не видел как с пятой попытки завели буксир на "Спасск" с помощью линемёта. Мимо моего внимания прошел и случай обрыва буксира, поэтому не помню когда это произошло. Скорее всего позже при буксировке, после чего запустили главную машину, чтобы "Спасску" легче было нас тащить. Лопнувший конец едва не достал главного боцмана мичмана Куваева и других ребят. Можно только удивляться, что обошлось без жертв, но небольшие потери были. Травмированным оказался наш сварщик Рудаков, другому матросу в котельном отделении на ногу с марсов упала незакреплённая кувалда. Начальнику медицинской службы Талалаеву наконец случилась работа.
Наконец последнее, почти анекдотическая ситуация. 29 октября в районе Камчатки потерпел катастрофу американский самолет базовой патрульной авиации ВМС "Орион" Двенадцать человек экипажа оказались в ледяных океанских водах. К спасению подключился ТОФ. Ну а мы, двигаясь в спарке 6-ти узловым ходом, получили указание следовать на спасение янки. Предполагаю, что о наших проблемах в штабе флота не ведали, к счастью по близости оказался наш рыбак траулер. Он и подобрал оставшихся в живых лётчиков.
В заключении хотелось бы обратить внимание на название нашего спасителя.
"Спасск" оправдал свое переименование из "Сучана"- спасал "Чукотку" дважды. Первый раз у берегов Камчатки, когда сорвались стопора и мы вытравили 300 метров якорь-цепи до жвака-галса. Потом эта эпопея со спасением. Вот и получается как в мультике-"Как судно назовёшь, так оно и поплывет"
Я не ставил целью перемывать кости коллегам, но если и зацепил кого-то грубоватой оценкой, рассчитываю, что обиду на меня держать не будите. К сожалению многих участников этого похода уже нет среди нас. Светлая им память и уважение за ратные дела.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ: КИК "Чукотка" - Корабль измерительного комплекса или ЭОС "Чукотка"- экспедиционное океанографическое судно. Та же абривиатура при упоминании "Спасск"; Всё вместе -"шарики" из-за белоснежных сфер прикрывающих антенны;
МКГ- подразделение на корабле - машинно-котельная группа; Из-за них всю БЧ-5 на флоте называли -"маслопупами"
БЧ-5 - подразделение на кораблях ВМФ. Электро-механическая боевая часть;
ШИЛО- С5 Н5ОН, (кто забыл химию- этиловый спирт) употреблялось в разбавленном виде, выдавался на кораблях ВМФ для протирки главных оптических осей ... аппаратуры;
МБР - межконтинентальная баллистическая ракета- головная боль США;
ГЧ- головная часть такой ракеты; Это суть головной боли;
ТРИ КОНВЕРТА- атрибуты известного в ВМФ анекдота. В первом-"Вали всё на меня". Во втором-" Кайся, ссылайся на неопытность" Третий- "Готовь три конверта"
ГМС - подразделение на корабле. Гидрометеорологическая служба. В шутку- Где Можно Служить
ГГС "Каштан"- аппаратура громкоговорящей связи; В матросском лексиконе -матюгальник. Аппаратура от ненормативной лексики имела защиту, выдерживала перегрузки.
УКВ - ультра-короткие волны
ЭНГ - подразделение на корабле в штурманской боевой части БЧ-1. Электронавигационная группа. Офицеры БЧ-1 - Белая кость флота.
ГКП -главнокомандный пункт, на "Чукотке" он же ходовая рубка;
Чеки Торгмортранса они же боны- что-то вроде сегодняшних "баксов" Имели свой курс отличный от курса Банка СССР. В спец магазинах Торгмортранса можно было приобрести товары, которых сегодня валом на наших прилавках.