Автор Тема: 50 лет спутниковой навигации!  (Прочитано 3636 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #28 : 22 октября 2023, 11:42:21 »
Неизвестная статья неизвестного автора:

История развития отечественной спутниковой радионавигации
Автор Skylark, 07 января 2013, 16:17:53

« Предыдущая - Следующая »
0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

ПЕЧАТЬВНИЗ Страницы1
 Skylark

****
Гуру
Сообщений: 674
Записан
07 января 2013, 16:17:53
Рождение идеи

Современная отечественная спутниковая радионавигация создавалась усилиями многих научных учреждений и производственных предприятий нашей страны. А идея зародилась в Научно-исследовательском гидрографическо-штурманском институте - НИИ-9 ВМФ (НИГШИ ВМФ, ныне - Гос. научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт - НИНГИ МО РФ - С-Пб, Большой пр. ВО, д. 104 / Кожевенная линия 41) В недрах именно этого учреждения родилась идея и усилиями горячих сторонников этой идеи в НИИ-9 прокладывалась трудная дорога к созданию низкоорбитных и среднеорбитных спутниковых радионавигационных систем.

В середине 50-х годов незадолго до запуска первого ИСЗ (1956 г.) трудно было представить, какое значение он сможет оказать на развитие навигации. Даже многие крупные ученые, получив просьбу Президиума АН СССР высказаться о том, как можно использовать космос, не смогли ничего предложить. В то же время развитие ВМФ требовало создания глобальной высокоточной системы определения координат места и курса корабля для коррекции корабельных автономных навигационных систем.

Летом 1956 г. только что окончивший ВМА старший научный сотрудник НИГШИ  Вадим Алексеевич Фуфаев высказал идею использования для этой цели ИСЗ. Эту идею поддержали начальник отдела Леонид Иванович Гордеев и заместитель начальника Института известный штурман Бруно Иванович Цезаревич.

На первенство идеи есть и другие претенденты - может быть, что  первое обоснованное предложение об использовании спутников для навигации родилось в Ленинграде также еще до запуска первого спутника в коллективе, возглавляемом проф. В.С. Шебшаевичем, в Ленинградской военно-воздушной инженерной академии им. А.Ф. Можайского в 1957г. при исследовании возможностей применения радиоастрономических методов для самолетовождения.

Научные основы низкоорбитальных навигационных спутниковых систем были существенно развиты в процессе выполнения исследований по теме "Спутник" (1958-1959 гг.), которые осуществляли ЛВВИА им. А.Ф. Можайского, Институт теоретической астрономии АН СССР, Институт электромеханики АН СССР,  НИИ-9 ВМФ и Горьковский НИРФИ.

Идея использования ИСЗ, снабженных радиопередатчиком (необходимой мощности), для навигации казалась фантастической, но после запуска в Советском Союзе 4 октября 1957 г. первого ИСЗ появилась реальная основа для ее осуществления. Первые попытки НИГШИ привлечь к научным исследованиям этого вопроса ВМА и Пулковскую обсерваторию оказались неудачными. Оставалось рассчитывать, в первую очередь, на собственные силы НИГШИ .

В Институте была создана инициативная группа, которая проводила исследования по трем направлениям:
- разработка дальномерного метода определения координат корабля (В.А. Фуфаев);
- разработка доплеровского метода определения координат (В.П. Заколодяжный);
- разработка угломерных методов определения координат и поправки курсоуказания (с 1961 г. Е.Ф. Суворов).

В.А. Фуфаев и Е.Ф. Суворов кроме научных исследований много времени уделяли решению различных организационных вопросов. Идея постепенно пробивала себе дорогу и в других научных организациях. Позже капитан 1 ранга Суворов Евгений Фёдорович возглавил 17 отдел НИИ-9.

В результате выполненных проработок и после серии полезных совещаний в Подмосковном НИИ-4 (январь-март 1958 г.) с участием И.А. Артельщикова, А.А. Большого, Г.И. Левина, Ю.А. Мозжорина, П.Е. Эльясберга, В.Д. Ястребова в НИИ-4 МО началась разработка аванпроекта системы. В 1959 г. в Институте в течение года была проведена научно-исследовательская работа по разработке методов определения координат места по навигационным ИСЗ. На эту пионерскую научно-исследовательскую работу Комитетом по делам изобретений и открытий при СМ СССР впоследствии было выдано удостоверение о регистрации. Выводы, сделанные в отчете о работе, свидетельствуют о том, что на тот период не учитывалась возможность использования всего видимого участка орбиты ни в доплеровском, ни в дальномерном методах, реализованных в системе в последующем. Это прежде всего связано с тем, что тогда еще не представляли огромных возможностей вычислительной техники.

Таким образом, благодаря исследованиям, проводимым в 1958-1959 гг. в  НИГШИ , институтах и вузах МО, АН СССР и промышленности в стране был заложен самостоятельный научно-исследовательский фундамент спутниковой радионавигации и подготовлен этап практического создания низкоорбитной спутниковой радионавигационной системы (СРНС). В первой половине 1960 г. был разработан аванпроект первой отечественной низкоорбитной СРНС. Однако, по ряду причин работы по созданию системы были отложены.

Период 1961-1963 гг. был весьма трудным для инициаторов создания СРНС. В 1961 г. произошла реорганизация НИГШИ  и он утратил самостоятельность, войдя в состав объединенного Института ВМФ. Руководство объединенным Институтом пыталось переподчинить инициативную группу, а разрабатываемую систему включить в многофункциональную космическую систему ВМФ. В промышленности среди разработчиков навигационных комплексов появились противники создания СРНС. Они пытались доказать, что использование радиоастрономических методов определения места имеет большие перспективы для глобальной всепогодной помехоустойчивой навигации.

Несмотря на все эти неприятности, которые отнимали у руководителей инициативной группы массу времени, работы над созданием методов спутниковой радионавигации продолжались. С помощью ЭВМ "Урал", а позднее "М-20", были кординально решены вопросы математического моделирования, что позволило "проигрывать" различные варианты задачи определения координат при большой избыточности измеренных значений навигационных параметров и получить более ясное представление о степени необходимой детализации алгоритма решения навигационной задачи для ее реализации в корабельной аппаратуре.

Так была решена задача оценки точности определения поправки курсоуказания по ИСЗ, связанная с перебором значений с секундными шагами аргументов в пределах нескольких угловых минут и выбором минимальных значений.

В.П. Заколодяжным был наиболее полно исследован алгоритм доплеровского метода (1958-1964), что позволило в дальнейшем положить его в основу создания приемной аппаратуры "Штырь-Б".

В этот период много внимания уделялось разработке концепции организации вычислений и концепции эфемеридного обеспечения.

Вопросы использования вычислительных устройств, в первую очередь, решались применительно к корабельной приемной аппаратуре. Первые же попытки моделирования задач показали необходимость выполнения большого объема вычислений в ходе обсервации. Поэтому Институту приходилось искать разработчиков малогабаритных вычислительных устройств для этих целей. В 1961 г. была предпринята попытка привлечь организацию, возглавляемую главным конструктором Ф.Г. Старосом, но она оказалась неудачной. Надо отметить, что в то время головными институтами ВМФ, НТК ВМФ был взят курс на использование на корабле единой ЭВМ - боевой информационно-управляющей системы (БИУС), разработка специализированных ЭВМ для решения отдельных задач категорически запрещалась.

Ошибочность этого требования сотрудникам Института пришлось испытать при разработке корабельных приемоиндикаторов, предполагаемых к широкому распространению, вплоть до малых кораблей и судов любых ведомств, когда требовалось для вычислений использовать элемент БИУСа по весам и габаритам в десятки раз превосходящим возможности размещения этой аппаратуры на корабле.

Поэтому при разработке доплеровской комплектации корабельной аппаратуры "Штырь-М" в ее состав был включен блок вторичной обработки информации (фактически - специализированная ЭВМ).

Впоследствии была принята новая стратегия - "иерархическая система", которая допускала создание специализированных ЭВМ, но на это ушли годы.

В 1964 г. НИГШИ снова стал самостоятельным НИИ-9 ВМФ и была создана лаборатория по спутниковой тематике, которую возглавил Е.Ф. Суворов. К руководству возрожденным НИИ-9 пришел контр-адмирал Юрий Иванович Максюта. В его лице направление спутниковых навигационных систем получило компетентное и целенаправленное руководство.

Многократные сообщения о состоянии работ по системе США "Транзит", которая с 1963 г. уже функционировала, привели к тому, что 15.01.64 г. на правительственном уровне было принято решение о создании отечественной спутниковой системы.

С этого решения на основе разработанной в Институте методологической базы начались практические шаги по созданию отечественных СРНС. В декабре 1966 г. в Институте был сформирован отдел "Методов и средств использования искусственных спутников Земли в навигации", из трех лабораторий.

Коллектив отдела существенно усилился с прибытием в него И.Р. Берестенко, Г.А. Букина, В.И. Лапшиной из Красноярского ОКБ, ветерана разработки корабельных радиоастрономических средств Э.А. Жижемского, выпускников ВМА В.А.  Панкевича, Ю.С. Тюрина, выпускника академии им.Дзержинского В.А. Пыленкова, выпускников академии им.А.Ф. Можайского Л.А. Кобякова, Е.А. Малыгина и В.Н. Челищева.
     
Циклон - первая спутниковая система навигации в СССР. 


Создание такой системы на практике должно было ликвидировать разрыв между потенциальными боевыми возможностями появившихся в конце 1950-х - начале 1960-х годов ракетных подводных лодок и характеристиками автономных средств управления их движением и подготовки данных для стрельбы ракетным оружием. Точность определения местоположения лодки во время пуска баллистических ракет, находящихся на борту, напрямую определяла точность стрельбы ими.

Разработанное ЦУКОС МО совместно с ВМФ тактико-техническое задание предусматривало создание системы с четырьмя спутниками на низкой круговой орбите, обеспечивающей с помощью корабельной и лодочной навигационной аппаратуры обработку навигационных сигналов спутников и определение местоположения. Наличие канала служебной связи позволяло повысить оперативность управления силами флота.

В 1962 г. НИИ-695 (п/я 241, с 1966 г. - Московский НИИ радиосвязи, с 1993 г. - ОАО "МНИИРС") разработал эскизный проект на экспериментальную навигационно-связную систему «Циклон» с двумя режимами работы: режим с переносом информации, который мог быть использован подводными лодками (ПЛ) и надводными кораблями при их нахождении в любом районе Мирового океана, и режим непосредственной ретрансляции, используемый при одновременном нахождении объектов ВМФ в зоне видимости КА. Высота орбиты КА была порядка 800 км.

Разработку системы «Циклон» и космических аппаратов для нее осуществляло КБ прикладной механики МОМ (г.Красноярск-26, главный конструктор - М.Ф. Решетнев. Сегодня это - ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» - одно из ведущих предприятий российской космической отрасли, выросшее из филиала Королевского  ОКБ-1 в  г. Железногорске Красноярского края),

Разработку навигационного и командно-измерительного комплексов осуществляло НИИ «Радиоприбор» МОМ (главный конструктор - Н.Е. Иванов, директор - Л.И. Гусев. Это бывший НИИ-885 и будущий НИИП, РНИИ КП, ныне - ОАО РКС), связного комплекса и системы в целом - МНИИРС МПСС (главный конструктор связной части системы - Н.Н. Несвит, корабельного комплекса - И.Х. Голдштейн).

Спутник выводился ракетой-носителем «Космос-3М» (кстати, разработки того же Решетневского КБ прикладной механики). Летные испытания были начаты в 1967 г. и проводились государственной комиссией под руководством вице-адмирала Г.Г. Толстолуцкого - начальника связи ВМФ.

Система «Циклон», как и разработанная еще в 1958 г. аналогичная американская система Транзит, использовала допплеровский метод определения местоположения. Эта методика основана на том, что по изменению допплеровского сдвига частоты радиосигнала от спутника, движущегося по орбите с известными параметрами, можно рассчитать географические координаты точки наблюдения.

По своим информационным характеристикам комплекс «Циклон» существенно отличался от американского аналога, который обеспечивал определение только плановых координат местоположения. А радионавигационный спутник системы "Циклон" был оснащён ретранслятором для радиотелеграфной связи подводных лодок и кораблей ВМФ с береговыми пунктами управления и между собой, дополнительно излучал радиосигнал на частоте 10 ГГц.

Как уже отмечалось выше, связь могла осуществляться как при нахождении абонентов в зонах совместной радиовидимости, так и глобально, с задержкой на время переноса спутником информации. Дополнительный радиосигнал предназначался для коррекции корабельной системы указания курса. Такое увеличение функциональной нагрузки на спутник делало его не только навигационным, но и связным, а создаваемую на его основе спутниковую систему - навигационно-связной.

Оригинальная система ориентации для КА «Циклона», выполненная специалистами КБ прикладной механики, стала значительным достижением в отечественном спутникостроении, что было подтверждено более чем сорока авторскими свидетельствами.

Для управления космическим аппаратом «Циклон» в 1966 году НИИ «Радиоприбор» завершило разработку командно-программной траекторно-измерительной радиолинии (КПТРЛ) «База». Для размещения аппаратурного комплекса в 1966-1967 годах на НИП-14 было построено техническое здание № 202. К концу 1967 года аппаратура радиолинии «База» была установлена, смонтирована, состыкована и проверена в автономном режиме. Начальник отделения КПТРЛ "База" на НИП-14 - майор Колчин А.Г.

В 1967-1969 гг. были запущены первые три спутника 11Ф617 системы «Циклон» и в период до 1970 г. проведены летно-конструкторские испытания экспериментальной системы, которые позволили проверить и уточнить принципы построения аппаратурных комплексов и системы в целом.

Испытания корабельной аппаратуры были начаты в Балтийском море и на НИП-15  в Щелково-7. Были предъявлены: доплеровская аппаратуры "Штырь-Б" (гл.конструктор Н.Е. Иванов), дальномерная аппаратура "Импульс-Б" (гл.конструктор А.Ф. Смирновский), угломерная аппаратура "Цезий" (гл. конструктор М.К. Петушков), аппаратура синхронизации "Карбид-Б" (гл.конструктор Е.Ю. Сентянин) и ЭВМ "Амулет" (гл.конструктор В.В. Стрыгин).

Первый сигнал был принят от КА «Циклон» № 1 («Космос-192») КПТРЛ "База" 27 ноября 1967 года, на третий день  после запуска спутника "Космос-192".

Для испытаний корабельной навигационной аппаратуры в Балтийском море был переоборудован ЭОС "Николай Зубов". В организации работ по переоборудованию деятельное участие приняли офицеры Гидрографического управления ВМФ В.И. Губанов, Е.А. Конеченков и Ю.Н.Косков, а от НИГШИ В.Н. Агафонов и Ю.Н. Семаков.

Гаранин В.К., НИИ-9 ВМФ: "В марте (речь о 1969 г.) начинаются ЛКИ по теме "Циклон". Летают на круговых орбитах высотой 800 км два спутника по тонне весом каждый. 80% веса занимает связная аппаратура, она же съедает 90% электроснабжения от бортовых источников тока. У прагматиков-американцев уже близка к завершению работа по созданию спутниковой системы навигации "Транзит". Их спутники в 10 раз легче, но в них нет другой аппаратуры, кроме навигационной. Навигационным параметром в "Транзите" служит доплеровский сдвиг частот навигационного сигнала. Я на ТОГЭ возможности такого параметра не предполагал.

В нашем "Циклоне" также используется доплеровский эффект, для надёжности он идёт на двух радиочастотах. Этот сигнал принимается ненаправленной антенной типа "Штырь". И ещё в нашей системе имеется и угломерно-дальномерный канал, о возможности использования которого я докладывал командованию в 1960 году. Вместо РЛС "Кама" в "Циклоне" используется радиосекстан "Цезий", замеряющий углы и дальности до спутника.

Для испытаний корабельной аппаратуры по части навигации специально переоборудовано Экспедиционное океанографическое судно 335 ОД ЭОС "Николай Зубов". Работы по установке на "Зубов" навигационного комплекса "Сигма-850" начались ещё при мне. Теперь я назначен Командиром отряда координирования (КОК). Мой заместитель - Волосов Павел Семёнович, старший научный сотрудник 17 отдела, кандидат военно-морских наук, лейтенант флота в отставке. Он закончил ВВМУ, но по состоянию здоровья сразу был уволен в отставку. В отряд входит штурманская боевая часть ЭОС "Николай Зубов" со всем личным составом и техникой, а также прикомандированная Радиодальномерная гидрографическая партия с аппаратурой "Рым", радионавигационным и теодолитным планшетами.

Март и апрель 1969 года я провёл в районе Балтийска. Большая часть из этих двух месяцев прошла в полигоне к северо-востоку от мыса Таран (Брюстерорт). Я поставлял на каждый сеанс связи со спутником эталонные координаты, а Павел Семёнович Волосов - поправки курсоуказания. Работа очень муторная, изматывающая. Но я был доволен: через 9 лет мои мысли начали воплощаться в реальность..."            Первоисточник

Первые испытания на Черном море показали, что система не обеспечивает заданную точность определения местоположения. Ошибка составляла 3 км, что было абсолютно неприемлемо. Весной 1969 г. ответственность за баллистико-навигационное обеспечение навигационных КА взял на себя Центр командно-измерительных комплексов. Разрабатывавшееся в это время в ВЦ Центра КИК в Голицыно-2 под руководством его начальника В.Д. Ястребова новое программно-математическое обеспечение (ПМО) позволило повысить точность расчета эфемерид навигационных КА в 10-30 раз.

В ноябре 1969 г. была проведена обработка полного набора измерений одного КА в течение 5 суток на новом ПМО и достигнута точность определения местоположения 100 метров! Вскоре выяснилось, что в использовавшемся ранее ПМО разработки КБ прикладной механики были ошибки, обусловленные неаккуратным учетом аномалий гравитационного поля... Таким образом, после доработки алгоритма измерений и обработки навигационной информации удалось достичь требуемой точности.

Для накопления полноценных экспериментальных данных и подготовки предложений по созданию боевой системы спутниковой связи, система «Циклон» в 1971 г. была сдана в опытную эксплуатацию под названием «Залив» (приказ министра обороны №0033 об этом вышел только в 1972 г.). При этом оконечные комплексы «Цунами-М» были дополнительно установлены на средних дизель-электрических подводных лодках проекта 613 и больших дизель-электрических лодках проекта 611, на крейсере «Адмирал Сенявин» и на плавбазе «Тобол». Позднее к испытаниям были привлечены ПЛ "Б-36", "Б-78" КСФ и "Б-88" КТОФ.

Источник ( и продолжение статьи с красочными фотографиями)
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Плюхов Сергей Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 2218
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #27 : 24 августа 2022, 19:19:06 »
Получил ответ из Роскосмоса.

Не до нас им сейчас...но напоминать им о нашем славном соединении нужно...

Оффлайн Марчук Владимир Семёныч

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3207
  • 66-69 - КИК "Сахалин"
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #26 : 24 августа 2022, 12:43:05 »
Про первый спутник они просто забыли. Ладно хоть сквозь зубы но отреагировали.
Срасибо Анатолий Михайллович!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #25 : 24 августа 2022, 11:05:13 »
Получил ответ из Роскосмоса.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #24 : 23 июля 2022, 19:56:45 »
В этом году 55 лет
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Плюхов Сергей Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 2218
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #23 : 23 ноября 2017, 10:34:49 »
Поделился твоей публикацией в ФБ...

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
Поздравляю
« Ответ #22 : 23 ноября 2017, 10:18:00 »
Показываю пример:
Продублировал поздравление в
- фейсбуке
- одноклассниках
- твиттере
- в контакте
- ливджорнале
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Плюхов Сергей Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 2218
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #21 : 23 ноября 2017, 09:43:33 »
Присоединяюсь! Анатолий Михайлович!  Размести пожалуйста в ФБ...

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
Поздравляю!
« Ответ #20 : 23 ноября 2017, 09:19:45 »
Товарищи адмиралы! Товарищи офицеры, мичманы, старшины и матросы! Товарищи учёные и научные работники!
Я поздравляю вас с 50-ти летием спутниковой навигации СССР! 23 ноября 1967 года был запущен первый в нашей стране навигационный спутник Космос-192 системы "Циклон". Председателем госкомиссии, организатором и вдохновителем стал контр-адмирал Ю.И.Максюта. В прошлом - командир ТОГЭ-4. Реально, он смог сдвинуть нашу спутниковую навигацию с мертвой точки, в которой она находилась с 1957 года. Нашел людей, сподвижников, сторонников. Именно Максюта подписал первый аванпроект по созданию будущей ГЛОНАСС, вопреки мнению многочисленного руководства.
Желаю вам крепкого здоровья!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #19 : 20 ноября 2017, 16:18:52 »
Может быть не все знают.
Если кликнуть мышкой на слове Youtube? то видео откроется в отдельном окне.

Для чего это нужно?
Во-первых, вы сможете смотреть его в полном экране.
Во-вторых, любой автор ждёт от вас нажатия на кнопку "Нравится".
У многих наших видео сотни просмоторов, а "лайков" - единицы.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #18 : 20 ноября 2017, 15:29:39 »
Замечательный ролик В.С.Чесноковой.

<a href="https://www.youtube.com/v/-FSx3WOuvnw" target="_blank" class="new_win">https://www.youtube.com/v/-FSx3WOuvnw</a>
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #17 : 14 ноября 2017, 12:15:51 »
Да просто в письме от 30.10. упоминается майское письмо в котором перечислялись торжественные мероприятия. Видимо оно и имеется в виду.
Запятые?, не не слыхали.
"Какие будут торжественные мероприятия я написал буквально недавно и это хорошо что ты по своим каналам информируешь  а я по своим но меня смутило что ты письмо  получил в мае а сообщил в ноябре а мог бы на встрече..."
Куда уж тут до ясности изложения мыслей. ;D

 

Оффлайн Попов Александр Сергеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 591
  • "Сахалин" 1976-1979 РТС
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #16 : 14 ноября 2017, 12:15:11 »
получил в мае а сообщил в ноябре
30.10.2017 подписано, две недели курьер из Питера в Пушкино пешком шёл...  Какие претензии?
.  Сказано в мае, значит в мае - этот индивидуум всегда прав.

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1870
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #15 : 14 ноября 2017, 11:44:42 »
получил в мае а сообщил в ноябре
30.10.2017 подписано, две недели курьер из Питера в Пушкино пешком шёл...  Какие претензии?
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Серков Анатолий Васильевич

  • Активный участник
  • *****
  • Сообщений: 1411
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #14 : 14 ноября 2017, 00:24:53 »
Получил ответ от гендиректора НИИ-9 Зенькова А.Ф.

     Какие будут торжественные мероприятия я написал буквально недавно и это хорошо что ты по своим каналам информируешь  а я по своим но меня смутило что ты письмо  получил в мае а сообщил в ноябре а мог бы на встрече, в Абрамцево, зачитать вслух или устно сказать. И ещё.  У Зенькова есть и дата отправления в письме, и  С уважением, с росписью у тебя почему-то нет ничего из выше перечисленного? Считаю, что надо такие вещи писать в обязательном порядке.
   Матрос БЧ-5

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 4044
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #13 : 13 ноября 2017, 23:17:10 »
Надеюсь, отметим 50-летие достойно. Анатолий Михалыч, тебе особый респект.
Если б молодость знала, если б старость могла

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #12 : 13 ноября 2017, 20:35:34 »
Получил ответ от гендиректора НИИ-9 Зенькова А.Ф.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 4044
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #11 : 28 октября 2017, 02:48:04 »
Россия начала испытания новой системы локальной радионавигации, которая по точности превосходит ГЛОНАСС и GPS.
Об этом сообщили представители «Росэлектроники», передает пресс-служба «Ростеха».   
Новая система способна передавать данные с точностью до 10 см. На данный момент «спутниковые радионавигаторы» обеспечивают работу в диапазоне погрешности от 1 до 2 метров. Отличительной особенностью российской разработки является низкая стоимость базовой версии системы – 60 тысяч рублей. Представители «Радиоэлектроники» уверены, что новая разработка найдет применение в ГИБДД и страховых компаниях для наиболее четкой фиксации любого правонарушения или ДТП.
Однако потенциал у новой системы выходит за рамки гражданской версии. Ведь разработчики уверяют, что новую локальную систему невозможно взломать извне. Другими словами, в нее никаким образом не могут быть внесены ложные сведения, а достоверная информация и данные не могут быть похищены. В надежности разработки прослеживается явный военный потенциал. Защиту обеспечивает особый алгоритм работы системы. У известных спутниковых навигационных систем он давно рассекречен, поэтому является уязвимым.
На данный момент производится тестирование системы, которая состоит из четырех устройств для передачи данных. Следующим этапом испытаний станет использование в работе вышек операторов сотовой связи. Преимуществом локальной навигационной системы является использование мобильного оборудования на Земле. Ведь спутники, которые находятся на расстоянии 20 тысяч км от поверхности, не могут обладать столь точным «зрением»....

Источник: https://politexpert.net/72876-effektivnee-glonass-i-gps-v-rossii-proveryayut-sverkhtochnuyu-sistemu-navigacii
Если б молодость знала, если б старость могла

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #10 : 27 октября 2017, 15:14:22 »
Дополнил:
Понял. Речь - о фильме о Ю.Максюте.
Вопрос снят.

Да, задумка именно такая.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1870
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #9 : 27 октября 2017, 13:35:13 »
Анатолий Михайлович, а в чём идея? Фильм о спутниковой навигации? Или о флоте? Если о флоте, то на каком материале? Его ведь не так уж и много.

О флоте СКИ ОМЭР - чуть-чуть кинохроники, фильмы Балтсудопроекта, любительские съёмки. Плюс фотоматериалы. Плюс кое-какие документы о судьбе флота. Из нынешнего - история "Пацаева".

О флоте ТОГЭ - на ум приходит история флота, переход Северным морским путём, испытания МБР, "Буран", БОР-4, операции Дженифер и Колумб-500. Из нынешнего - модернизация Маршала Крылова", стоящие перед ним задачи.

С текстом - всегда поможем (Капитанов, Курочкин, Павленко).

Поучаствовать - тоже можно. С.Монаков, А.Курочкин - уже снимались в документальных фильмах, опыт есть. Г.Мовчан, С.Пацаева - умеют общаться с телевизионщиками. И всем есть что сказать-рассказать на камеру Барабанову.
 
Если бы документалисты выдали фильм о флоте космической службы - ТОГЭ и СКИ ОМЭР - было бы здорово! И помогло бы "Пацаеву": на данный момент - выжить, а в будущем - в раскрутке музея.


Дополнил:
Понял. Речь - о фильме о Ю.Максюте.
Вопрос снят.
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #8 : 27 октября 2017, 10:29:30 »
Позвонил Сергею Григорьевичу Барабанову, известному документалисту и предложил ему эту идею.
Я прекрасно понимаю, что патриотизм пока очень сложно проходит. Проще снимать фильмы о трудной судьбе фотомодели. Или "Судьбу челоека" про Соловьева. Тем не менее, Сергей Григорьевич проявил интерес. Конечно, надо искать деньги, а искать их мало кто хочет и умеет. Это я тоже понимаю. В Минкульте у нас нет связей.
Но тем не менее - когда-то я смог помочь Сергею Григорьевичу.

http://vysotarb.ru/news/100/
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #7 : 26 октября 2017, 23:17:05 »
Из "Летописи Суворова". Легендарные личности: Заколодяжный, Максюта, Дубинко, Чуров, Толстолуцкий, Решетнев, Суворов, Мордвинов.

Нельзя не отметить походы "Николая Зубова" в 1971 - 72 годах под руководством Б.Г.Мордвинова. А затем ледокола "Арктика".
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #6 : 26 октября 2017, 22:56:07 »
Книга Суворова. Знаменитая "Летопись". Её издали его друзья, после гибели Евгения Фёдоровича.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #5 : 26 октября 2017, 19:37:49 »
Зарождение в нашей стране спутниковой навигации имеет множество камней, преград и темных закоулков. Можно уверенно утверждать следующее. В 1957 году молодой учёный Научно-исследовательского гидрографического штурманского института НИГШИ В.А.Фуфаев по личной инициативе «пробил» тему своей диссертации разработку методов определения координат по спутниковым параметрам. Тему утвердил и поддержал Л.А.Гордеев, начальник его отдела. Довольно быстро В.А.Фуфавев нашёл сторонников в академии Можайского (Е.П.Чуров), в Военно-морской академии (Ю.С.Дубинко), в НИИ-4 (Ю.А.Мозжорин). Но удивительно, многие известные люди и организации совершенно не опнимали и принимали доводы в пользу спутниковой навигации. Это сейчас все просто и ясно и каждый автомобилист ежедневно пользуется этим изобретением, а тогда каждый шаг давался с великим трудом. Тем не менее, Военно-морской флот стал прародиной спутниковой навигации. Позднее, американцы признали, что спутниковой навигации они обязаны русским.

Важным событием стал приход к руководству НИИ-9 НИГШИ (позднее и теперь ГНИНГИ) Ю.И.Максюты. Именно его авторите, его целеустремлённость и даже научное чутьё создали базис, на котором стали работать военно-морские ученый в области спутниковой навигации. Тогда в 19654 году была образована лаборатория, а затем отдел под руководством Е.Ф.Суворова. Концентрация руководством спутниковой навигации позволила совместить интересы ВМФ, РВСН, Минморфлота в одних руках. Пока был жив С.П.Королев, он, как мог, помогал в этом. И именно Королёвы предложил совместить навигационный и связные функции с советском аппарате.

23 ноября 1967 года произошло историческое событие – запуск «Космоса-192», председателем государственной комиссии стал Ю.И.Максюта. Таким образом, Военно-морской флот дал стране инструмент будущего. Ю.И.Максюта получил Ленинскую премию. В.А.Фуфаев получил госпремию уже посмертно.
В этом году мы будем отмечать 50 лет спутниковой навигации в стране. На год позже Ю.И.Максюта подписал аванпроект на разработку спутниковой системы навигации второго поколения, нынешней ГЛОНАСС.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #4 : 25 октября 2017, 13:17:49 »
Обсудили с Генедиректором Федерации космонавтики Кузнецовым В.И., как мы можем отметить это событие. Связался с ФКР северо-Запада (Питер).
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #3 : 22 октября 2017, 18:41:06 »
Позвонил участникам внедрения спутниковой навигации В.К.Гаранину, Р.Н.Беркутову, В.П.Заколодяжному.

Они передают привет нашему сообществу.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. 50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #2 : 05 октября 2017, 16:59:32 »
Космос-192 («Циклон») — первый советский навигационный спутник системы «Циклон». Был запущен 23 ноября 1967 года с космодрома «Плесецк», стартовый комплекс № 132, ракетой-носителем «Космос-3М 11К65М». Спутник предназначался для обеспечения навигационными данными и связью ВМФ СССР. Председателем государственной комиссии по запуску спутника был назначен контр-адмирал Ю.И.Максюта - начальник НИИ-9 ВМФ СССР.

Первоначальные орбитальные данные спутника

Перигей — 760 км
Апогей — 760 км
Период обращения вокруг Земли — 99,9 минуты
Угол наклона плоскости орбиты к плоскости экватора Земли — 74°

Аппаратура, установленная на спутнике
Циклон (навигационная система)

Ссылки:
Суворов Е.Ф. Летопись зарождения, развития и первых шагов реализации идеи отечественной спутниковой системы М.: Кучково поле, 2014. — 232 с, ил. — ISBN 978-5-9950-0389-2.
Навигационная система «Циклон»
Максюта, Юрий Иванович
А.Железняков. Энциклопедия «Космонавтика». Хроника освоения космоса. 1967 год.
40 лет со дня запуска спутника «Циклон», созданного в НПО ПМ
Первая отечественная спутниковая радионавигационная система
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
50 лет спутниковой навигации!
« Ответ #1 : 04 октября 2017, 21:45:57 »
23 ноября исполниться 50 лет запуску нашего первого навигационного спутника "Циклон", председателем госкомиссии был Ю.И.Максюта.

Написал и отправил письма:

В Роскосмос И.А.Комарову.
в НИИ-9 Зенькову А.Ф.
в ИСС имени академика Решетнева.
Никто пути пройденного у нас не отберёт