Автор Тема: Воспоминания участника первых работ  (Прочитано 12437 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #51 : 18 ноября 2014, 20:12:00 »
Я не очень понял сообщение Виктора.

Вот газета №22

Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Зеленов Борис Андреевич

  • Почётный ветеран
  • **
  • Сообщений: 600
  • "Сибирь" 1958-1961
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #50 : 18 ноября 2014, 19:55:20 »
Виктор, мне что-то не очень понятно, как газета "Правда", 1960, №22, от 22 января могла сообщать о втором успешном запуске, произведенном 31 января 1960 г.? Проверь пожста, ибо мне это очень интересно, потому что я был в этом походе.

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
Газета "Правда", 1960, № 22 от 22 января
« Ответ #49 : 18 ноября 2014, 12:29:11 »

На фотографии - командир корабля измерительного комплекса "Сахалин" капитан 1 ранга В.В. Зонов и старпом капитан 2 ранга Н.Ф. Марухин на ГКП

20 января 1960 года произведен первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты на предельную дальность в район Тихого океана. Измерение призводили корабли Тихоокеанской океанографической экспедиции (в дальнейшем 35 бригада кораблей измерительного комплекса ТОФ).

ТАСС уполномочен заявить

20 января 1960 г., в соответствии с намеченной программой, в Советском Союзе был произведен пуск мощной баллистической ракеты, предназначенной для запусков тяжелых спутников Земли и осуществления космических полетов к планетам Солнечной системы.

Предпоследняя ступень этой ракеты вместе с макетом последней ступени, двигаясь точно по расчетной траектории, 20 января в 20 час. 5 мин. московского времени достигла в акватории Тихого океана заданного района, удаленного от точки старта на расстояние ок. 12,5 тыс. км по земной поверхности.

Указанный район находится в центральной части Тихого океана, удален от путей интенсивного судоходства, воздушных трасс и мест рыбного промысла и ограничен линиями, соединяющими пункты с географическими координатами:

9°06' с. ш.; 170°47' з. д.;
10°22' с. ш.; 168°22' з. д.;
6°16' с. ш.; 166°16' з. д.;
5°03' с. ш.; 168°40' з. д.

Макет последней ступени ракеты, приспособленный для прохождения через плотные слои атмосферы, достиг водной поверхности вблизи расчетной точки падения. По данным измерений установлено, что отклонения точки падения ракеты от расчетной составили менее двух километров, что подтвердила высокую точность системы управления ракетой.

31 января 1960 г. произведен второй запуск аналогичной ракеты. Предпоследняя ступень ракеты с макетом последней ступени 31-го января в 19 час. 58 мин. московского времени достигла заданного района в акватории Тихого океана. По данным измерений вновь подтверждена высокая точность управления полетом ракеты.

Успешные запуски мощной советской баллистической многоступенчатой ракеты обеспечивают дальнейшее продвижение советской науки по пути изучения космического пространства и планет Солнечной системы.
Свистать всех наверх!

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #48 : 23 марта 2013, 16:01:23 »
Вот интересные строки по тралам "В 1957 г., В.С. Денисова и Л.А. Краснова после возвращения с Камчатки, а также И.Н. Сидорова "кинули" из траекторного отдела в отдел телеметрии под руководство С.М. Попова. Они составили первоначальный костяк лаборатории 26, которую впоследствии возглавил Б.М. Мальков.
 
В это время одной из интереснейших и важнейших задач была задача получения информации о работе приборов головной части ракеты »близи точки падения.
 
Простейшим решением преодоления экранирующего действия плазмы при входе головной части ракеты в плотные слои атмосферы было прямое увеличение энергетического потенциала радиолинии. Для этого была применена система "Трал-Д", первоначально разрабатывавшаяся для работы с лунными аппаратами. Ее основным отдичием от стандартного "Трала" было увеличение длительности измерительного импульса в 100 раз и применение дискретной шкалы измерений. Последнее позволило улучшить параметры синхронизации.
 
Бортовой формирователь "Трал-Д" разрабатывался М.Е.Новиковым и В.И. Чихачевой. Разработкой наземной аппаратуры занималась лаборатория 26 (Б.М. Мальков, И.Н. Сидоров, В.С. Денисов, Ю.Д. Смолянников, Л.А. Краснов). Вот с этой аппаратурой мне приходилось работать как на Камчатке, так и на кораблях в Тихом океане.
 
Аппаратура изготавливалась на Московском радиозаводе на улице Землячки, известном своими телевизорами "Темп"."

и еще меня заинтересовало вот это: "В свободное время в походе годились любые развлечения: "На корабле бегает собака. Моряки с ней играют, а она уже освоила флотскую службу - бегает лихо по трапам. А был случай - ее нарядили в морскую форму и она "вышла" к подъему флага в таком виде! Зовут ее Сучок" " интересно правда была такая собака на Сучане?
Свистать всех наверх!

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3066
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #46 : 26 ноября 2011, 20:05:29 »
Мне кажется, что В.К. рассуждает, как штурман. На самом деле корабли часто тогда становились в вытянутый вдоль трассы прямоугольник - для штурмана это два района: пеленг/дистанция до соседа.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #45 : 26 ноября 2011, 19:08:56 »
По моему два пуска ( даже три, один неудачный) два района работ, а стояли кучкой и там и там.

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1870
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #44 : 26 ноября 2011, 15:04:23 »
Вопрос по работе 20 января 1960 г.
Какие корабли по тому пуску работали и где стояли?


Где был Сучан, Гаранин указал, хотя непонятно насчёт "двух районов":
Цитировать
15 января к 21 часу Камчатского времени корабли пришли в районы пусков. Их два. Первый в широте 8 градусов Северная, долготе 166 градусов Западная, второй на 160 миль западнее.
Чукотка, по Гаранину, где-то посередине. А остальные где?
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3066
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #43 : 25 ноября 2011, 18:02:24 »
Начало ЛКИ королёвской ракеты- это примерно 1957 год, а не декабрь 59-го.
  Я так понимаю речь о "семёрке", но не стоит забывать о предыдущих проектах.
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #42 : 25 ноября 2011, 15:29:53 »
Михалыч, позволь не согласиться с данным тезисом "Повторю свою мысль: все пуски 58-59 года проводились в интересах ЛКИ и только январские 1960-го - в интересах приёмки-сдачи Минобороны"
 Первый пуск  Р-7А 23 декабря 1959 только начало ЛКИ , 20 января  1960 второй пуск (никак не приемка-сдача Р7 хотя даты совпадают). Ну и далее.  Всего 8 пусков и закончились испытания только в июле 1960. По моему как то так.

Сергей Викторович, что ты оспариваешь? Начало ЛКИ королёвской ракеты- это примерно 1957 год, а не декабрь 59-го. А именно по результатам января 1960-го ракета была принята на вооружение. Было несколько этапов ЛКИ королёвской ракеты (Р-7 и р-7А и кучи модификаций).
Подробности тут: http://www.toge.ru/smf/index.php?topic=1118.0
Если ты настаиваешь на том, что не по "нашему участию" в январе 1960-го приняли на вооружение, то это я допускаю. Но всё-таки документов не видел, видел только за октябрь 1959-го и описываю со слов участников. Думаю, что по работе в январе закрыли 3-й этап испытаний Р-7 и начали 4-й этап.  Но соль моей мысли, повторюсь - до января 1960-го все работы - это работы в рамках НИОКР НИИ-4, а с января - уже в интересах Минобороны.
Мне кажется, что сознательно смешаны две темы: ракета Р-7, как разработка ОКБ-1 и военного изделия на базе этой ракеты 8К71, 8К74 и т.д., сделанные на Прогрессе (может завод путаю).
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3066
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #41 : 25 ноября 2011, 12:48:11 »
информация о космодроме Плесецк
Цитировать
Краткая информация о космодроме "Плесецк" Космодром "Плесецк" (1-й Государственный
испытательный космодром) расположен в 180 километрах к югу от Архангельска неподалеку от железнодорожной станции "Плесецкая" Северной железной дороги. Распологаясь на платообразной и слегка холмистой равнине, он занимает площадь 1762 квадратных километра, простираясь с севера на юг на 46 километров и с востока на запад на 82 километра с центром, имеющим географические координаты 63 градуса северной широты и 41 градус восточной долготы. Численность персонала и населения г.Мирный - 40...50 тыс. человек (в зависимости от объемов выполняемых задач). Климат - резко континентальный,
неустойчивый, холодный. Основан в 1960 году как первая отечественная ракетная база МБР Р-7 и Р-7А (объект "Ангара"). При выборе местоположения в первую очередь учитывались: 1. досягаемость территорий вероятных противников;
2. возможность проведения и контроля испытательных пусков в район Камчатки;
3. необходимость в особой скрытности и секретности. Как космодром имеет сложное геополитическое положение. Космическую деятельность ведет с запуска КА "Космос-112" 17 марта 1966 года. Имеет стационарные технические и стартовые комплексы всех типов отечественных ракет- носителей легкого и среднего класса.
plesetzk.ru/about
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #40 : 25 ноября 2011, 12:20:56 »
Михалыч, позволь не согласиться с данным тезисом "Повторю свою мысль: все пуски 58-59 года проводились в интересах ЛКИ и только январские 1960-го - в интересах приёмки-сдачи Минобороны"
 Первый пуск  Р-7А 23 декабря 1959 только начало ЛКИ , 20 января  1960 второй пуск (никак не приемка-сдача Р7 хотя даты совпадают). Ну и далее.  Всего 8 пусков и закончились испытания только в июле 1960. По моему как то так.

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1870
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #39 : 25 ноября 2011, 11:44:39 »

Цитировать
Р-7 и Р-7А немного разные вещи, а пуски производились вперемешку
Испытания 1960 года на 14 т.км. проходила Р-7А

С сайта "Энергии":
Цитировать
С 24 декабря 1959 года начались ЛКИ ракеты Р-7А без системы радиоуправления и с головной частью новой конструкции. При стартовой массе 276 т с ГЧ массой 3 т ракета Р-7А стала иметь дальность полета 12 000 км. В ходе ЛКИ испытали восемь ракет, из которых семь свою задачу выполнили

Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 4044
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #38 : 25 ноября 2011, 11:30:40 »
Выдержка из воспоминаний В.К.Гаранина
12 октября мы пришли в район, расположенный примерно в 180 милях севернее назначенного, и начали тренировки всех расчётов совместно с полигоном Тюратам. Это позже его назвали Байконуром, уже когда мы всей семьёй покинули те края.
10 суток мы тренировались, эфир был заполнен нашими переговорами с Центром Управления (ЦУП) и полигоном. Они, конечно, велись по закрытой связи (ЗАС), но их интенсивность была большой и должна была насторожить американцев. Однако район пусков ТАСС ещё не объявлялся, и американских кораблей около нас не было, только облёты самолётами дважды за сутки.

В 20 часов 34 минуты Московского времени 22 октября 1959 года мы (ЦУП, полигон, НИП"ы и мы) выполнили первую боевую работу.
У нас в это время были утренние сумерки 23 октября, 5 часов 34 минуты утра.
Как во всех предыдущих тренировках объявляются готовности и выполняются все необходимые действия.  В обязанности штурманов входит к назначенному сроку вывести корабль в точку измерений, в назначенные моменты измерить визуально и техническими средствами пеленга и расстояния до других кораблей, на момент приводнения головной части МБР замерить всеми средствами пеленг и дальность до точки падения, и с возможной точностью определить место корабля.
"Сучан" в момент падения находился в точке Ш=38 градусов 12.5 минуты Северная, Д= 178 градусов 45.6 минуты Восточная.
"Сибирь" в это время была к северо-северо-западу от нас, параллельно траектории на конечном участке.
"Сахалин" дополнял треугольник боевого порядка.
Он и "Сибирь" составляют малый катет этого треугольника. Конечный участок трассы ракеты делит этот катет пополам. Точка прицеливания находится на гипотенузе, образованной "Сучаном" и "Сахалином", и делит эту гипотенузу пополам.
За 90 секунд до планового времени падения на Севере, чуть правее "Сибири", угол места около 20 градусов, засветилась конечная ступень ракеты. Яркость свечения очень большая. Через 15 секунд выше и правее засветилась головная часть, менее интенсивно, чем последняя ступень ракеты. Примерно за 25 секунд до падения свечение головной части прекратилось, её скорость упала до дозвуковой, о чём свидетельствовал громовой раскат.
Время и место падения соответствуют прогнозу.
Достаточно хорошо отработанные наблюдатели астрономического расчёта произвели измерения высот звёзд на момент падения.
Все данные переданы на борт флагманского корабля.
Продолжаем находиться в районе. Продолжаем тренировки. Командир говорит, что в ЦУП"е анализируют результаты пуска, и возможен повтор.
Повтора не было. Утром 27 октября корабли пошли домой.
До Камчатки 1250 миль. На этом пуске ракета пролетела последний НИП на Камчатке и упала в Тихий океан ещё на 2000 км дальше.
Если б молодость знала, если б старость могла

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #37 : 25 ноября 2011, 10:57:38 »
Я сомневаюсь в ядерной головке в 1959 году.
Но самое гнусное то, что у нас всё засекречено и поныне. Засекречено не из-за супер-фактов, а потому что рассекречивать некому, так и лежат материалы в забытых архивах.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #36 : 25 ноября 2011, 10:50:05 »
Навскидку тут есть про пуск с Плесецка http://nvo.ng.ru/notes/2009-08-21/16_rocket.html
Ну и хотелось уточнить что Р-7 и Р-7А немного разные вещи, а пуски производились вперемешку

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1870
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #35 : 25 ноября 2011, 10:48:36 »
Если не ошибаюсь, в 59-м Плесецк ещё не был готов
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #34 : 25 ноября 2011, 10:39:23 »
http://www.astronautix.com/lvs/r7.htm#chrono
http://www.astronautix.com/lvs/r7a.htm#chrono
Хотя нестыковки тоже есть тут 30 июля запуск с Байконура, а наши
источники говорят с Плесецка.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #33 : 25 ноября 2011, 10:38:00 »
 Сергей, дай ссылку, иначе трудно идентифицировать. Повторю свою мысль: все пуски 58-59 года проводились в интересах ЛКИ и только январские 1960-го - в интересах приёмки-сдачи Минобороны.
Вот хронология испытаний по академику Бармину:
Лётно-конструкторские испытания второго этапа были завершены пусками ракет Р-7 24 мая и 10 июля 1958 г., при этом впервые полностью успешно прошёл пуск ракеты Р-7 29 марта 1958 г.

 Совместные лётные испытания проводились с 24 декабря 1958 г. по 27 ноября 1959 г. Испытаниям подверглись 16 ракет, из которых восемь были изготовлены на серийном заводе "Прогресс". Из 16 запущенных ракет 10 достигли цели с заданной точностью, две ракеты превысили дальность на 1890 км из-за отклонений в работе системы управления, одна ракета не долетела до цели 28 км из-за ненормальной работы системы наддува трубопровода окислителя на конечной ступени, одна ракета перелетела цель на 16,8 км из-за неустойчивой работы системы радиоуправления и две ракеты прекратили полёт из-за отклонений в работе двигательной установки.
 Одновременно с проведением ЛКИ осуществлялись запуски космических ракет-носителей на базе ракет Р-7 третьего этапа (сентябрь 1958 г. - ноябрь 1959 г.). Было проведено семь запусков автоматических станций.
 Постановлением от 20 января 1960 г. межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 (8К71) была принята на вооружение Советской Армии.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #32 : 25 ноября 2011, 09:38:24 »
Еще любопытное совпадение.
"18 сентября состоялось запланированное выступление Хрущева на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, в ходе которого им было предложено начать обсуждение предложений СССР о всеобщем и полном разоружении. Данная инициатива была встречена американской стороной весьма прохладно. Предложения главы советского правительства о прекращении испытаний ядерного оружия были оставлены американцами без комментариев."
Смотрим на таблицу пусков. Ну и сентябрь месяц трактуется как начало летных испытаний Р-7А. Договорись Никита в Нью-Йорке, и кто знает, как бы сложилась история ТОГЭ.

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #31 : 25 ноября 2011, 08:16:03 »
Пуски  c сентября 1959 г.
18 сентября Р-7 Байконур
23 сентября Р-7А Байконур
22 октября Р-7 Байконур
25 октября Р-7 Байконур
31 октября Р-7 Плесецк, отсюда первый пуск
1 ноября  Р-7 Байконур на макс. дальность
20 ноября Р-7 Байконур на макс. дальность
27 ноября Р-7 Байконур последний 16-й пуск
20 января 1960 Р-7А Байконур макс. дальность
24 января 1960 Р-7А неудачный
31 января 1960 Р-7А Байконур макс. дальность.
Данные из энциклопедии Аэронавтики.
 Вот такая каша и в чем участвовали корабли ТОГЭ? С 20 января все естественно ясно.

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #30 : 25 ноября 2011, 07:02:58 »
"19 сентября в утренние сумерки работаем с целью тренировки расчётов измерительных средств по конечному участку головной части ракеты, пущенной в последний наземный полигон на территории Советского Союза. Впервые наблюдаем падение головной части баллистической ракеты. Зрелище величественное! Но всё же она падает от нас далеко"
Вот это мне непонятно. Как из точки базирования на Камчатке увидеть визуально падение ГЧ на Куре? Или выходили на север к Ключам? Но об выходе в море ничего не говорится.

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1870
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #29 : 25 ноября 2011, 00:18:18 »
Из "Записок деда" - Гаранина. Второй поход "Сучана"
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1870
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #28 : 24 ноября 2011, 23:35:55 »

Провёл я тут сверку данных, касающихся первого запуска Р7 на предельную дальность
1.
Википедия, НИИ-4 (АнатолийШ?):
Цитировать
Первая боевая работа по полигону «Акватория» проведена 20-31 января 1960 г.
На фотомонтаже АМ указал дату - 20 января.
Это из "Правды". Но уж больно туманный источник.
2.
Отрывок из Б.Чертока, глава "Тюратам — Гавайские острова — и далее везде"
Цитировать
Первый пуск на предельную дальность был назначен на 19 января. Однако в районе падения, по докладу командира флотилии, такой сильный туман, что нельзя было рисковать вертолетом для поиска пятна на воде.
Пуск состоялся на следующий день — 20 января. Командир ТОГЭ капитан первого ранга Максюта доложил: «Все нормально». Координаты точки падения из соображения секретности не передавались. Если «все нормально», значит, мы попали в заданный квадрат американцы, конечно, произвели точное определение места падения головной части, но они не знали расчетной точки приводнения. Поэтому они могли ориентироваться только по положению пятна относительно наших трех кораблей. По поведению наших кораблей они ожидали пуска 19 января. Пуск не состоялся из-за тумана, но в Америке успели выпустить сообщение о якобы имевшей место неудаче. Получилось, как в фильме: «При каждой неудаче давать умейте сдачи» — мы запустили 20-го, и за этим последовало коммюнике. Теперь уже поднялся шум по поводу удачи.
Следующий пуск состоялся 24 января. Вот здесь, действительно, была неудача...
Вообще, эта глава довольно интересная. Вы её, возможно читали.
Но насчёт дат и прочих цифр у меня есть сомнения, что Борис Евсеевич всё хорошо помнит и всё писал сам.
Например, есть у него серьёзные нестыковки в эпизоде с посадкой "Союза-11".
3.
С.Гамулин:
Цитировать
В конце ноября - начале декабря 1959 г. выход - первый дальний поход
(после перехода с Балтики)
4.
Анатолий Первушин, "108 минут, изменившие мир", стр.195, о ТОГЭ-4:
Цитировать
Испытание оборудования плавучих ИПов было проведено 18 сентября 1959 года, но в тот раз Р-7 №И1-1Т была запущена по полигону Кура.
3 октября экспедиция впервые вышла на просторы Тихого океана и взяла курс на Гавайские острова.
22 октября состоялся первый пробный старт ракеты Р-7 в рамках программы "Акватория". Полученные результаты подтвердили работоспособность плавучих ИПов
Если первая работа в сентябре была, то, очевидно, без выхода в океан, с места базирования.
А вот выход в рейс в октябре, если он был, то получается - на испытания на 14 тыс.км?
5.
В.К.Гаранин, про испытания Р-7 по Куре:
Цитировать
19 сентября в утренние сумерки работаем с целью тренировки расчётов измерительных средств по конечному участку головной части ракеты, пущенной в последний наземный полигон на территории Советского Союза. Впервые наблюдаем падение головной части баллистической ракеты. Зрелище величественное! Но всё же она падает от нас далеко
Далее:
Цитировать
1-й поход на боевую работу, 3 октября - 3 ноября 1959 г.
И вот настало время заняться тем, для чего нас строили, комплектовали, кормили, поили, перебазировали, учили и тренировали. 3 октября в 8 утра снялись с якорей...
...
В 20 часов 34 минуты Московского времени 22 октября 1959 года мы (ЦУП, полигон, НИП"ы и мы) выполнили первую боевую работу.
У нас в это время были утренние сумерки 23 октября, 5 часов 34 минуты утра

Похоже, данные Гаранина и Первушина о первом испытании Р-7 на 14 000 км. достоверны - 22 октября 1959 г. (МСК)
Виноват. Далее Гаранин сообщил, что дело происходило в 2000 км от Камчатки. Замусорил я тему
Цитировать
15 января к 21 часу Камчатского времени корабли пришли в районы пусков. Их два. Первый в широте 8 градусов Северная, долготе 166 градусов Западная, второй на 160 миль западнее.

И для полноты информации: пуски Р-7 по "Акватории" происходили с полигона Тюратам (НИИП-5, Байконур)
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3066
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #27 : 24 ноября 2011, 21:44:59 »
Я не имею в виду конкретно этот случай, а в общем, было такое выражение в ходу? Кстати Фобос нашёлся, одно только не понятно, неужели нельзя при запуске задействовать МК, или уже забыли для чего он?
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #26 : 24 ноября 2011, 21:22:08 »
Ох уж эти журналисты: маршал авиации... 000_1_0
Что значит в то время, Валера? Первый ИСЗ полетел в виде болванки, на мой взгляд, а вот Гагарина уже не решились запускать без нас и "атлантов", слишком велики риски. А "Неделинская катастрофа" не связана с теневой зоной. Просто авария.
Беда в том, что Фобос, частично, пытались запустить, как первый спутник Земли...Как будто не было этих 50 лет.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3066
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #25 : 24 ноября 2011, 20:25:48 »
Может не совсем в тему, но честно говоря не знаю к чему это отнести, скажите, а в то время  была ли возможна в то время авария из-за теневой зоны
Цитировать
Это было одно из серьезнейших
происшествий за всю историю космодрома Байконур, и оно вполне могло обернуться такой же катастрофой, какая случилась здесь же в октябре 1960 года, когда по причине
несанкционированного
запуска двигателей ракеты днепропетровского
производства на стартовой площадке погибло более ста человек, и среди них - маршал авиации Митрофан Неделин.
это цитата из статьи "Совершенно секретный космос" astronaut.ru/bookcase/article/ar133.htm
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 5658
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4 ПРЦ
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #24 : 24 ноября 2011, 14:28:07 »
Красиво, Владимир Алексеевич !!! ..119 0__16 0__355
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1870
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #23 : 24 ноября 2011, 14:02:26 »
Цитировать
я все файлы взял с диска, который мы на встрече рапространяли. Сейчас вышлю файл psd
В таком случае, не надо. Всё есть
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #22 : 24 ноября 2011, 13:56:28 »
Прозвучал вопрос по поводу первой боевой работы, думаю, что пояснения нужны всем. Первые боевые работы ТОГЭ-4 были проведены 20-22 октября 1959 года. Цель этих работ - проверка срабатывания аппаратуры фиксирования подрыва ГЧ и телеметрии. А первая работа на предельную дальность как этап испытаний Р-7 была 20 января 1960 г. То есть в октябре БР руководил НИИ-4, а в январе 1960 - Министр обороны. Да, в тех наименованиях, видимо не НИИ-4, а НИИ-88. Надо у А.Г.Масюка уточнить.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #21 : 24 ноября 2011, 13:51:03 »
 Володя, я все файлы взял с диска, который мы на встрече рапространяли. Сейчас вышлю файл psd, если нужно будет - вышлю весь набор фотографий.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1870
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #20 : 24 ноября 2011, 13:39:13 »
Анатолий Михайлович, вышли мне на почту файлы для монтажа. Попробую между делом...
На сайте "Содружества" я разместил вот такое, попроще:
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #19 : 24 ноября 2011, 11:15:08 »
Вот что получилось у меня. Лучше бы этим занимался дизайнер-художник. Но тем не менее, хочу, чтоб и вы тоже сделали такое. Чем чёрт не шутит, а не создать ли нам музей полигона "Акватория".
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания участника первых работ
« Ответ #18 : 24 ноября 2011, 09:58:49 »
Размещаю карту района первой работы в 1960 году.
У меня есть идея, но хотел бы попросить кого-то о реализации.
Нужно подготовить стенд-файл с краткой презентацией первой БР на предельную дальность: участники, хронология и прочее и всё это на фоне подобной карты.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Попов Роман Владимирович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 732
  • "Маршал Неделин" 1987-1990 БЧ-4
... Воспоминания участника первых работ
« Ответ #17 : 20 октября 2011, 09:58:07 »
М.М.Мешков сам себе сочиняет в образе будучи.Борис Андреевич,согласен тоже на все 100 % с вами.Этот товарищ видимо зарабатывает и хочет всеми средствами быть известным.
Вот об "опресненку"..Воды питьевой на М.Неделин не хватило раз,побаливали кости,такие видно симптомы.

Акул  ловили по традициям(правильно) на сувениры.Крюк с наживкой(а еще и с лампочкой на поплавке).Поднять петлей,внииз головой,что-бы челюсть не повредить на сувенир.1 кг плавников акулы стоит 10000 руб в Индонезии.Кто нить пробовал супик с этим"деликатесом"

8 походов за три года.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
... Воспоминания участника первых работ
« Ответ #16 : 20 октября 2011, 09:55:38 »
Цитировать
Мюнхаузен позавидует!   

Цитировать
Я бы предложил автору извиниться перед ними.

Не, Борис Андреевич, не надо - Вы так итог подвели, что я пять минут "хохотался"! Супер! А вдруг Голивуд про нас снимет: "Штрафники против межконтинентальных ракет".
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Карпов Александр Георгиевич

  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 821
... Воспоминания участника первых работ
« Ответ #15 : 20 октября 2011, 02:02:09 »
Цитировать
А в общем автору спасибо, побывал в одном походе, а сколько впечатлений.Мюнхаузен позавидует!
Борис Андреевич!
+100
Все вышесказанное усугублялось отвратительной организацией...(с)

Оффлайн Зеленов Борис Андреевич

  • Почётный ветеран
  • **
  • Сообщений: 600
  • "Сибирь" 1958-1961
... Воспоминания участника первых работ
« Ответ #14 : 20 октября 2011, 01:01:51 »
Я редко выхожу в "эфир", но прочитав "перлы" М.М.Мешкова не смог сдержать себя. Я полностью солидарен с А.Г.Карповым весьма метко сравнившем его со "столичным ботаником" Может быть он действительно хороший специалист в своей области, как он себя преподносит и безусловно талантливый рассказчик о "морской болезни" но что касается отдельных моментов корабельной службы и нашей работы, то это, пусть простит мне автор, смахивает на дилетантство, а утверждение, что "команда на ВСЕХ КОРАБЛЯХ состояла преимущественно из штрафников" меня просто оскорбило, и ,видимо, не только меня, а всех членов первых экипажей ТОГЭ-4. Я бы предложил автору извиниться перед ними.Это были патриоты, преданные делу люди и хорошие специалисты.Теперь о "неточностях" в изложении М.М.Мешкова.
     1. Да, были увольнения в Петропавловск, да, были загулявшие, но чтобы несколько суток "их искали по всему Петропавловску"- это "крутые"фантазии автора. Если кого и забирали в комендатуру, то их держали в отдельном от других помещении  (в целях неразглашения сведений о кораблях и нашей работе) и тут же передавали на флагман факт задержания с просьбой выслать ПСК за ними.
     2. Петропавловской бухты нет, есть Авачинская.
     3.Пресная вода для умывания подавалась ежедневно примерно на 7-10 минут,помимо этого раз в неделю производилась помывка в душе.
     4.Форма одежды действительно состояла из трусов и белых беретов, а вот насчёт плавников акул автор "загнул"-это сколько же надо было отловить акул, чтобы обуть экипаж? Ходили в "сабо"-подошвы, выпиленные из тарных дощечек с поперечным ремешком.
     5.Размер летающих рыб известен, но не 10 же см.
     6.Никакой "возни" в эфире не затевалось, были тренировки с 8 час.готовностью, причём командование само подчас узнавало, что это тренировка после команды "отбой".
     7.Американские самолёты прилетали в р-н падения ракеты не из-за интенсивного р/обмена (р/обмен во время пуска не отличался от р/обмена во время тренировок) а, видимо из-за фиксирования старта ракеты с американских спутников.
     8. На "Сибири" акул так не ловили, особенно с помощью ручно лебёдки.Брали фал, привязывали крюк для подвески мясных туш, насаживали навагу,а псле подсечки вытаскивали вручную.
     9.Никогда не слышал о танкере с пресной водой из Китая.На кораблях были опреснители. Только в одном из многочисленных походов нам пришлось пить опреснённую воду.Невкусная.
     10.Корабли ТОГЭ-4 были водоизмещением 65оо тн, но не 10000 тн.
     А в общем автору спасибо, побывал в одном походе, а сколько впечатлений.Мюнхаузен позавидует!                   

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
... Воспоминания участника первых работ
« Ответ #13 : 06 октября 2011, 18:36:02 »
А сколько неоцифрованного матерала у офицеров мичманов первого состава Крылова? Трудно представить.А их тут нет и видимо не будет. Почему?

Оффлайн Пресняков Михаил Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1359
  • "Чумикан" 1976-1979
... Воспоминания участника первых работ
« Ответ #12 : 01 июля 2006, 15:29:49 »
Да ладно нам придираться к гражданскому человеку. Вон он как красочно описал "морскую болезнь".  С нами тоже конструкторы Сургута и Авроры ходили на испытания аппаратуры в длительный поход. Тоже всякие казусы были, но к сожалению в подробностях не помню. Зато после похода настоящими морскими волками стали и по трапам научились по леерам на руках спускаться. ;D

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
... Воспоминания участника первых работ
« Ответ #11 : 01 июля 2006, 15:19:41 »
Сам факт воспоминаний просто замечателен, других-то воспоминаний участников первых работ нет, Леонидыч прав, но вот такие перлы улыбают:
Цитировать
корабли шли с потушенными огнями: видимо, не хотели чужого присутствия
- "ботаник в деревне" :)

Но хочу выразить огромнейшую благодарность Александру Нёме с http://kik-sssr.narod.ru, это он отыскал материал. Вы только представьте, сколько неоцифрованного материала лежит в архивах Гатчины, МАИ, НИИ, Подольска, Владивостока и Камчатки.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Пресняков Михаил Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1359
  • "Чумикан" 1976-1979
... Воспоминания участника первых работ
« Ответ #10 : 01 июля 2006, 12:45:12 »
Ну в резюме зато правильно подитожил.  _ Нет кораблей, нет и ракет.
Цитировать
К сожалению, в эпоху перестройки наша экономика не смогла выдержать расходов на эксплуатацию кораблей и от их использования пришлось отказаться. Итог печален: при неудачном запуске ДКА "Марс-96" в ноябре 1996 г "сэкономили" на посылке всего одного корабля и потом долгие месяцы Межведомственная комиссия академика В.Ф. Уткина пыталась установить истинную причину отказа разгонного блока ДМ при втором включении, не имея, как было раньше, непосредственных данных по телеметрии. За последние 2 года произошло три отказа при пусках ракет-носителей "Протон" с разгонными блоками серии ДМ, причем во всех случаях неприятности происходили при втором включении (последней комиссии во главе с В.В. Алавердовым удалось все-таки установить ее причины).
 
Совсем недавно принято решение о передаче экспедиционных кораблей, перебазированных в Санкт-Петербург, Российскому космическому агентству. Будем надеяться, что корабли еще послужат на благо космической науке и технике.

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 4044
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
... Воспоминания участника первых работ
« Ответ #9 : 01 июля 2006, 11:25:55 »
Проходя службу на Сучане(1967-70) не встретился ни с одним "штрафником"-бред автора, считающего отсутствие на корабле оружия признаком ущербности кадрового состава. Сам проходил отбор на 2-й Речке. Как сейчас помню, беседовал со мной кап.-лей Оленев, считавшийся флагманским переводчиком ТОГЭ.  Кроме того, было стрелковое оружие: СКС, АК, ПМ, которое выдавалось личному составу во время принятия присяги, при  несении дежурно-вахтенной службы офицерам и мичманам выдавались ПМ, при сопровождении на земле денежных средств, "закрытой" документации и секретных блоков РТА при доставке на ремонт... Опреснительная установка была, в тропиках мы часто ныряли в БЧ-5 утолить жажду ледяной водичкой. А в целом, прочитав "одиссею" автора, многое всколыхнулось в памяти. Большое спасибо за это.   
Если б молодость знала, если б старость могла

Оффлайн Карпов Александр Георгиевич

  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 821
... Воспоминания участника первых работ
« Ответ #8 : 05 октября 2011, 21:04:56 »
Воспоминания М.М. Мешкова похожи на мемуары столичного ботаника, посетившего деревню в период полевых работ...
Все вышесказанное усугублялось отвратительной организацией...(с)

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
... Воспоминания участника первых работ
« Ответ #7 : 05 октября 2011, 19:37:48 »
Опреснители были изначально. Просто автор считает, что опреснитель даёт возможность тратить воду без ограничений. Ограничения по воде даже на "Маршалах" есть.
Воспоминания А.А.Бевзюкова, "Сибирь":
Цитировать
Ремонт в Дальзаводе весной-летом 1964 г. происходил без модернизации, в основном в БЧ-5 менялись дымогарные трубки в котлах «Бабкок-Вилькокс», ремонтировались паровые машины, менялись подшипники гребного вала, производилась профилактика дизелей, замена кормовой рефрижераторной машины, цементирование танков под пресную воду и ремонт топливных танков, ремонт опреснителя.


Из воспоминаний Э.Э.Мантая, "Чукотка":
Цитировать
После очередного похода, в конце 1961 г. корабль поставили в сухой док во Владивостоке - завод № 202...
под ютом по правому борту были построены каюты для старшинского состава (по 4 человека в каюте). А, напротив, по левому борту, была сделана столовая. В машинном отделении установили новые топливные насосы и новую опреснительную установку,

Цитировать
Пытаюсь вспомнить что за средства измерений в инфракрасном диапазоне были на малышах.

Он имеет в виду, видимо ФРС-МК.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
... Воспоминания участника первых работ
« Ответ #6 : 05 октября 2011, 18:56:44 »
Насчет штрафников сильно. Опреснительные установки на малышах были, но год появления не знаю. Пытаюсь вспомнить что за средства измерений в инфракрасном диапазоне были на малышах.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
... Воспоминания участника первых работ
« Ответ #5 : 05 октября 2011, 14:37:07 »
Сканировано в биб-теке "Радиотехнические тетради" № 17 , 1999
"В КВАДРАТЕ ПАДЕНИЯ" / Головкин А.Г., Дубровин Ю.А., Краснов Л.А., Мешков М.Н.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Пресняков Михаил Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1359
  • "Чумикан" 1976-1979
... Воспоминания участника первых работ
« Ответ #4 : 05 октября 2011, 13:49:41 »
Очень интересные воспоминания .118, но есть пара вопросов.
Цитировать
Надо сказать, что судовая (т.е. мореходная) команда на всех кораблях , несмотря на принадлежность к ВМФ, не имела никакого оружия, т.к. состояла преимущественно из штрафников, которым из-за недисциплинированности не доверяли боевое оружие. Командовать такими экипажами было нелегко, и в связи с этим, вспоминается такой случай. Подошел праздник - День Конституции - 5 декабря 1960 г., команда была отпущена на берег в увольнение, а к вечеру часть матросов не вернулась. Их искали по всему Петропавловску несколько суток.
Впервые слышу о штрафниках в личном составе
Цитировать
Трудно было привыкнуть к отсутствию пресной воды для умывания. Воду стали экономить практически с самого начала похода, сохраняя ее достаточный запас для еды. Мало помогало и специально выдаваемое мыло для морской воды; во всяком случае, волосы не промывались. И можно себе представить, каким подарком для экипажа были, хотя и редкие, тропические дожди. Дождевая вода собиралась, в основном, с помощью брезента, которым были накрыты спасательные шлюпки и катера. Вокруг шлюпок выстраивались очереди, сначала шло умывание и помыв тела, затем стирка и, для особо желающих, грязевые ванны (плавать за бортом было категорически запрещено из-за акул).
А что разве опреснительных установок не было на малышах?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
... Воспоминания участника первых работ
« Ответ #3 : 05 октября 2011, 13:49:25 »
Нет, это не правда. К сожалению, автор что-то не так описал. Наоборот, отбор был особым, личностным, это многие подтверждают. Автор явно не понимал специфику службы ВМФ. Загуляли? Так с кем не бывает, если даже комендатура наших не имела права задерживать.

Некоторые вещи он совершенно неправильно описывает: "Морякам не хотелось спускать на воду катера и, тем более, весельные шлюпки, поэтому всегда пользовались 2-х местными вертолетами..."

Уважаемый участник не понимает, что это является дополнительной тренировкой почти всего экипажа (уж не говорю про лётчиков), а не из нежелания.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Палий Владимир Иванович

  • Чумикан 84-87
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1266
  • Рождённый в СССР.
... Воспоминания участника первых работ
« Ответ #2 : 05 октября 2011, 13:37:20 »
Цитировать
Но вернусь снова к ТОГЭ-4. Надо сказать, что судовая (т.е. мореходная) команда на всех кораблях , несмотря на принадлежность к ВМФ, не имела никакого оружия, т.к. состояла преимущественно из штрафников, которым из-за недисциплинированности не доверяли боевое оружие. Командовать такими экипажами было нелегко
???
Как такое может быть. Разве это правда? Или автор что-то путает. :o
Наши корабли помогли человеку выйти в космос. Помогли создать ядерный щит страны. Они ушли в свой дальний и последний поход. "Форум ТОГЭ" - наша бухта.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
Воспоминания участника первых работ
« Ответ #1 : 05 октября 2011, 13:07:12 »
Ребята, получил чрезвычайно интересную вещь с сайта http://kik-sssr.narod.ru/OKB_MEI_memiris.htm

Л.А. Краснов.      АКВАТОРИЯ ТИХОГО ОКЕАНА (первый поход, 1959 г.)
 
Пуски межконтинентальных баллистических ракет типа Р-7 проводились по двум основным трассам: по укороченной траектории, когда головные части ракет падали в районе поселка Ключи на Камчатке (квадрат падения "Кура"), и на предельную дальность, порядка 10000 км Падение головных частей ракет при этом происходило в акватории Тихого океана, чуть севернее экватора, а по долготе, примерно, на линии перемены дат (180°).
 
Для контроля полета головных частей в этом районе была создана тихоокеанская гидрографическая экспедиция (ТОГЭ-4) на базе сухорузов польской постройки. Корабли средних размеров (десять тысяч тонн водоизмещением) были "набиты" обычной наземной аппаратурой. Прямо в трюме были укреплены КУНГи "Трала" и "Камы-М" (модернизированной станции "Бинокль"). Монтаж велся на Балтийском заводе в Ленинграде и ходовые испытания, в которых мы приняли морское крещение, проходили на Балтике. Потом корабли Северным морским путем перегнали на Тихий океан, где они базировались на Камчатке. Вот здесь я оказался вместе с Е,Д. Спичкоым в конце 1959 года. Нас развели по разным кораблям, где каждый отвечал сразу за все системы ОКБ.
 
Всего кораблей в составе ТОГЭ-4 было четыре, из них три: "Сибирь" (флагман), "Сахалин" и "Сучан" были оснащены упоминавшейся уже специальной радиотехнической аппаратурой и аппаратурой инфракрасного наблюдения (в расчете на наблюдение за раскаленной головной частые при прохождении плотных слоев атмосферы на конечном участке траектории). Четвертый корабль "Чукотка" был оборудован средствами дальней связи и размещался, примерно, посредине между расчетной точкой падения и береговыми узлами связи, обеспечивая передачу данных в обоих направлениях.
 
Мне довелось попасть на "Сучан". Начиналась наша морская служба. Мы проникались морским бытом. Чаевничали в кают-компании, слушали четкие морские команды (я и сейчас вспоминаю их торжественную "ритуальность": "По местам стоять!", "Корабль к бою и походу изготовить!", или "Палубы проветрить и прибрать!", или "Команде чай пить!").
 
Несколько раз выходили в тренировочные походы.
 
Строки из старых писем: "Берега Камчатки выглядят очень фантастично: крутые каменистые сбросы и у их подножья плещется вода ... Изредка, прямо из воды торчат острые скалы, как какие-то столбы. А в начале горла Авачинской губы стоят высокие три скалы - называются "Три брата". Вообще здесь все дышит картинками прошлых романтических приключений.
 
Одни названия чего стоят: мыс Опасный, мыс Поворотный... Ведь в бухтах, которые мы видим, бросали якоря многие знаменитые моряки России: Беринг, Крузенштерн, Невельской.
 
Во время плавания издалека видели Кроноцкую сопку. Говорят, что она - самая красивая на Камчатке и соперничает по красоте с Фудзиямой. Она, действительно, красива. У нее правильный конус с постепенно нарастающей крутизной, склоны снежные"
 
В свободное время в походе годились любые развлечения: "На корабле бегает собака. Моряки с ней играют, а она уже освоила флотскую службу - бегает лихо по трапам. А был случай - ее нарядили в морскую форму и она "вышла" к подъему флага в таком виде! Зовут ее Сучок"
 
После нескольких тренировочных выходов мы тронулись на юг, в сторону Гавайских островов. В этом походе мы ощутили все проявления морской стихии: от десятибалльного шторма, когда соседний корабль скрывается за волной, когда в койке надо держаться за поручни - иначе вывалишься; когда тарелки и кружки убегают со стола - до тихого, лазурного океанского простора. Вот в один из таких тихих дней мне "повезло": Женя Спичков "сдал" от морской болезни и меня срочно потребовали на другой корабль. Усадили в маленький двухместный вертолет Камова рядом с пилотом, надели надувной жилет и мы взлетели. Потрясающее ощущение! Прямо под тобой бескрайний океанский простор и где-то внизу, как игрушка, наш корабль...
 
И, наконец, настал день, к которому мы готовились! Наши корабли шли с потушенными огнями: видимо, не хотели чужого присутствия... Пуск был удачным. Вся наша аппаратура оправдала ожидания. Интерес к данным "Трала-Д" был настолько велик, что меня потребовали к командиру на мостик. Вид с мостика на силуэты корабельных надстроек в темноте - потрясающий. Но любоваться не пришлось - в нарушение всех законов связи мне пришлось открытым текстом передать значения принятых параметров за последние 10 секунд полета.
 
После этого дня мы уже не скучали. Наше инкогнито было раскрыто и теперь каждое утро к нам с визитом появлялся американский самолет-разведчик "Нептун". Был проведен еще один удачный пуск, после которого корабли пошли домой.
 
М.М. Мешков.      АКВАТОРИЯ ТИХОГО ОКЕАНА (второй поход, 1960-61 г.г.)
 
Второй поход на кораблях ТОГЭ-4 состоялся в 1960-61 г.г. В нем приняли участие сотрудники ОКБ МЭИ старший инженер Юрий Смолянников, специалист по телеметрической станции "Трал" и я, старший инженер Михаил Мешков, специалист по радиолокационной станции "Кама-М".
 
Командировка началась в конце ноября 1960 г. Как обычно, подгоняемые начальством из-за опасения отстать от выхода кораблей, мы спешно вылетели на ТУ-104 на Камчатку. Пройден пограничный контроль в Елизово и вот мы в Петропавловске. К вечеру добрались до стоянки кораблей, которые разместились в самой глубине Авачинской бухты на базе подводного флота. При виде кораблей живо вспомнился Балтийский завод в Ленинграде и то недавнее время, когда пришлось участвовать в монтаже и наладке аппаратуры с самых первых дней. Память сохранила вид корабля с разрезанной палубой, в проем которой кран осторожно опускает целиком весь фургон станции "Кама-М". Только антенная колонка и шкаф передатчика были вынесены в отдельный пост на стабилизированной платформе.
 
В Петропавловске нам было суждено ожидать около полутора месяцев выхода ТОГЭ-4 в море. За это время удалось побывать на одной из дизельных подводных лодок. Запомнилась невероятная теснота и всяческие механизмы, которые нужно было крутить только вручную. И еще, внутри лодки вдоль бортов размещались многометровые торпеды, а над ними под потолком были спальные места для матросов в виде люлек наподобие гамаков ...
 
Но вернусь снова к ТОГЭ-4. Надо сказать, что судовая (т.е. мореходная) команда на всех кораблях , несмотря на принадлежность к ВМФ, не имела никакого оружия, т.к. состояла преимущественно из штрафников, которым из-за недисциплинированности не доверяли боевое оружие. Командовать такими экипажами было нелегко, и в связи с этим, вспоминается такой случай. Подошел праздник - День Конституции - 5 декабря 1960 г., команда была отпущена на берег в увольнение, а к вечеру часть матросов не вернулась. Их искали по всему Петропавловску несколько суток. Из этого ЧП был сделан соответствующий вывод: корабли вышли в поход за несколько дней до наступления Нового года, хотя сроки пусковых стрельб баллистических ракет позволяли уйти и в начале января.
 
Технические средства специального назначения, в том числе РЛС "Кама-М" и РТС "Трал", обслуживали расчеты, составлявшие так называемую инженерную службу, подчинявшиеся непосредственно заместителю командира экспедиции, капитану 2-го ранга Авраменко, опытному и грамотному специалисту.
 
Командующим экспедиции с самого начала был назначен капитан 1-го ранга Максюта, впоследствии контр-адмирал.
 
Расскажу теперь о подготовке к походу на Юг. С целью тренировки расчетов и проверки готовности технических средств было решено принять участие в пусках МБР по укороченной трассе и с этой целью вывести корабли к восточному побережью Камчатки (со стороны Берингова моря). И здесь уже мне пришлось пройти "ходовые" испытания: оказалось, что я попросту не переношу морскую качку, т.е. страдаю известной "морской" болезнью. А ведь у меня уже были испытания на сей счет. Расскажу поподробнее.
 
Весной 1957 г. на космодроме "Байконур" шла интенсивная подготовка к запуску МБР Р-7, "семерки". От стартовых позиций космодрома на восток вдоль трассы полета МБР Р7 веером расходились измерительные пункты (ИПы), оборудованные системами траекторных и телеметрических измерений. Двум молодым инженерам ОКБ МЭИ (тогда сектора специальных работ ОНИР МЭИ) Михаилу Мешкову и Виктору Гзовскому предстояло работать на ИП-6, разместившемуся в нескольких километрах от степного поселка Амангельды Кустанайской области.
 
Пуски ракет планировались весной. Добраться до Амангельды от Кустаная в эту пору из-за распутицы можно было только самолетом. Весь перелет, занимавший более часа на АН-2, прошел для меня с удовольствием и интересом, ведь летел я на самолете впервые. Но как только наш самолет заложил крутой вираж перед посадкой, я почувствовал себя, мягко говоря, тоскливо, да и гигиенических пакетов пассажирам на местных линиях не предлагали ... Единственным утешением осталось, что не я один такой оказался среди пассажиров АН-2.
 
Обратный путь из Амангельды не запомнился, видимо, еще потому, что я летел в Москву по вызову - в нашей семье должен был появиться второй ребенок. Дополню это краткое упоминание о ИП-9 лишь одной притчей, ставшей впоследствии частицей истории нашей космонавтики.
 
Командиром ИП-6 был полковник Ветласенин, не имевший, насколько помнится, технического образования. Тем не менее, желая показать расчету РЛС, что и он, командир вверенного ИПа, не чужд понимания всей этой техники, как-то раз появился на станции, походил около шкафов с аппаратурой и вопросил: "Если это - ГЕТЕР-один, то где ГЕТЕР-два?!". Ответом ему, после короткого замешательства, был дружный хохот. Впрочем, ходили слухи, что подобная история имела место и не только на ИП-6.
 
При оформлении командировки на корабли я, разумеется, не придавал особого значения неприятному укачиванию в самолете, да и как отказываться, если это твое дело, твоя обязанность.
 
Итак, мы выходим из Петропавловской бухты и при относительно слабом волнении выдвигаемся на требуемую позицию в Беринговом море. Расчет таков: головная часть на нисходящем участке траектории будет нами обнаружена с помощью бортового приемоответчика за 1,5-2 тысячи километров и станция будет ее сопровождать до входа в плотные слои атмосферы, когда с ней прекратится всякая связь из-за экранизации плазмой.
 
Во время работы РЛС мое место в кабине станции рядом с расчетом: помощь советом и делом операторам станции в поиске и захвате сигнала по дальности и угловым координатам. И вот корабль в дрейфе, объявлена часовая готовность, качка усиливается, а у меня круги перед глазами и начинает мутить. Сижу согнувшись и лишь отрывистыми фразами показываю, что еще держусь и еще нужен. А тут еще матрос, заправляя красными чернилами регистратор, нечаянно плеснул на меня из пузырька. Машинально провожу ладонью по шее, на руках появилось что-то мокрое и красное - неужели кровь, но почему на шее?...
 
В общем, сразу после этой тренировки, являюсь я к зам. командира Авраменко и докладываю, что в такой обстановке от меня, как от специалиста, толку мало. Что делать? Лететь в Москву, но где гарантия, что и взамен не прибудет такой же горе-моряк. Да и как-то совестно становилось перед Алексеем Федоровичем Богомоловым, Морозовым, Жерихиным... Кстати у второго специалиста ОКБ МЭИ - телеметриста Юры Смолянникова  никаких проблем с качкой не было.
 
И тут Авраменко меня успокоил: в квадрате падения на экваторе почти наверняка будет штиль и поэтому главное в походе пройти "ревущие" сороковые широты, где всегда штормит (и этот прогноз полностью оправдался). Итак, решение принято - нужно готовиться к походу!
 
Всем достаточно известно, какое значение имеет психологический настрой человека на трудную работу, в данном случае, в дискомфортных условиях. И мне подумалось: тут главное отвлечься, заняться интересным делом и неприятное ощущение от качки сгладится или пройдет совсем.
 
С этой целью я разработал какую-то схему дополнительной синхронизации и измерения задержки телеметрического сигнала (напомню, что система называлась "Трал-ТД" и совмещала телеметрию с дистанциометрией). Между прочим, в конце похода полностью оформил свою идею с рисунками на миллиметровке и кратким описанием.
 
Но ничего не помогло. А ведь продумано было все до мелочей: мы вдвоем с помогавшим мне матросом расположились в радиорубке. Под руками находились немудреные приборы: осциллограф, генератор. Привычный запах канифоли, паяется схема. Вообще места лучше не придумаешь, но! Как только прошли по глади Авачинской бухты, преодолели специальным маневром боны противолодочного заграждения и вышли в открытое море - все! Меня словно пробку вышвырнуло на безлюдную палубу, которую я, извиняюсь, и "разукрасил". Успел только крикнуть матросу, чтобы выдернул паяльник из розетки. Трое суток я не выходил из каюты и, конечно, практически ничего не ел; зато и тошнило уже всухую, ведь "рабочее тело" давно уже кончилось. Понемногу стал приходить в себя. Главной задачей становилось сохранить сначала завтрак, потом и обед. Подошедший Новый Год я уже встречал в кают-компании. Запомнилось, что на новогодний ужин нам дали дополнительную порцию селедки с луком и никакого спиртного. Вот так, "всухую", нас и поздравил командир корабля. Затем все разошлись по каютам, где мы с напарником-офицером распили бутылку шампанского.
 
Кстати, эта бутылка была припасена Юрием Смолянниковым, с которым мы рассчитывали плыть вместе на одном корабле. Но начальство разлучило нас, видимо, желая хоть как-то распределить по разным кораблям весьма немногочисленных специалистов.
 
И в этом был свой резон. Во время плавания на Юг мне пришлось освоить премудрости навигационной системы "Лоран" при неполных сведенных о составе береговых маяков в этой малоосвоенной акватории Тихого океана. Во всяком случае, главный штурман головного корабля экспедиции "Сибирь" остался доволен.
 
Первые 7...8 суток мы шли, задраив иллюминаторы и пригасив топовые огни, - так соблюдался в тайне сам факт выхода экспедиции в море и маршрут ее передвижения. Только когда по радио пришло сообщение ТАСС о предстоящих пусках ракет в обозначенный квадрат и предупреждение кораблям и самолетам не заходить в этот квадрат, маскировка была отменена.
 
Еще на базе в Петропавловске-Камчатском нами делались намеки подводниками на возможную встречу в океане. Очевидцы рассказывали о дежурившей в отдалении подводной лодке, видимо, это была наша охрана, на всякий случай. А случаи такие были. Когда мы находились на подходе квадрату падения головных частей баллистических ракет, наши корабли, по несколько раз в сутки, облетали на низкой высоте самолеты. Это были уж е упоминавшиеся двухмоторные разведывательные самолеты ВМС США "Нептун", приспособленные для посадки на воду. Юре Смолянникову, заядлому фотолюбителю, удалось, как и Л. Краснову, скрытно снять "Нептун" с близкого расстояния (на снимке были отчетливо видны его опознавательные знаки).
 
Вообще фотографировать на кораблях и на базе подводного флота было запрещено. К этому уместно сказать, что весь поход по Тихому океану проходил без захода в какой-либо порт, что, видимо, считалось необходимым для сохранения тайны советского ракетного оружия.
 
Вернемся к нашему походу. Корабли 4-й Тихоокеанской гидрографической экспедиции (ТОГЭ-4) благополучно прошли "ревущие сороковые" широты. Шторм был умеренным, 4-5 баллов, это когда на гребнях волн высотой 1,5-2 метра появляются белые барашки и далее как бы растекаются по склону. Вообще вся 12-ти бальная штормовая икала, начиная с 4-х баллов, ориентируется на поведение пены и ее срыв с волны (это уже 9-10 баллов).
 
После перенесенной акклиматизации "ревущие" широты я перенес без особых трудностей. Но часть экипажа, в особенности расчеты инженерной службы, пытались справиться с морской болезнью испытанным способом, т.е. с помощью спирта. Особенно запойный характер этот способ проявлялся у командира расчета РЛС "Кама-М" капитана Никитина. По правилам внутреннего распорядка выдачей спирта для технических нужд (протирки контактов, разъемов, СВЧ трактов и др.), связанных с высокой насыщенностью воздуха морской солью, распоряжался командир расчета. Однако в расчете Никитина, по специальному приказу зам. командира экспедиции по инженерной службе, этим правом был наделен старшина расчета.
 
Трудно было привыкнуть к отсутствию пресной воды для умывания. Воду стали экономить практически с самого начала похода, сохраняя ее достаточный запас для еды. Мало помогало и специально выдаваемое мыло для морской воды; во всяком случае, волосы не промывались. И можно себе представить, каким подарком для экипажа были, хотя и редкие, тропические дожди. Дождевая вода собиралась, в основном, с помощью брезента, которым были накрыты спасательные шлюпки и катера. Вокруг шлюпок выстраивались очереди, сначала шло умывание и помыв тела, затем стирка и, для особо желающих, грязевые ванны (плавать за бортом было категорически запрещено из-за акул).
 
Военным морякам не было положено какой-то специальной формы одежды для плавания в Южных морях. С утра по кораблю объявлялось: "Форма одежды - трусы, берет". А вот как быть с сапогами, ведь днем палуба накаляется и босиком не побегаешь. Выход нашли, когда вместо подошвы для импровизированных въетнамок стали применять плавники акулы (но об акулах речь пойдет отдельно).
 
В один из дней наш корабль был атакован несметным количеством летающих рыбок. Это были небольшие, около 10 см, рыбки с дополнительными крылышками  плавниками. На корабле объявили аврал, ходить по палубе стало опасно; пришлось пустить в ход пожарные брандспойты.
 
У читателя может сложиться впечатление, что на кораблях все время уходило на борьбу с житейскими трудностями и мало уделялось внимания материальной части специальной аппаратуры. Но это не так. Регулярно проходили тренировки расчетов, проверялась и поддерживалась работоспособность станций и систем; на космодром и в Центр управления регулярно уходили доклады с обязательной оценкой состояния аппаратуры и готовности смен за совместной подписью командиров БЧ (боевых частей) и гражданских специалистов, в том числе специалистов ОКБ МЭИ. Мы не скучали без дела. Вспоминаю, как нам доставляли хлопот ненадежно работающие магнетронные передатчики. Размещались они высоко в антенном посту и неожиданный выход их из строя требовал от нас много сил и времени на восстановление. Пришлось на наших трех кораблях перепроверить весь ЗИП магнетронов, разброс на электрическую прочность у которых был весьма велик. Это было похоже на испытания предохранителей на предельный ток. Постепенно поднимая напряжение, нужно было, по нарастающей короне у выводов накала катода, не загубить хороший экземпляр и забраковать плохой. Эти последние я безжалостно выбрасывал прямо за борт. Работать из-за тесноты в кабине приходилось вопреки технике безопасности одному, да и желающих работать в жару с дополнительным подогревом от аппаратуры не находилось.
 
Дефицит специалистов (двое на три радиотехнических поста на каждом корабле) вынуждал к их перемещениям с корабля на корабль. Морякам не хотелось спускать на воду катера и, тем более, весельные шлюпки, поэтому всегда пользовались 2-х местными вертолетами Камова с двумя соосными винтами. Дверцы с кабин вертолетов были сняты (на всякий случай), и летчик и пассажир были одеты в яркие надувные (спасательные) жилеты. И вот во время одного из перелетов, когда на борту находился Юрий Смолянников (кстати не умевший плавать), вертолет завис на краю палубы и ему под винты засосало тряпку, сушившуюся на леерах. Лопасти вертолета схлестнулись и он рухнул на палубу совсем рядом с бортом. Можно представить, что пережил в этот момент Юра, ведь все могло закончиться трагически. К счастью, он и летчик серьезно не пострадали. А вертолет по возвращении сгрузили в Петропавловске краном, как солидный кусок металлолома.
 
Корабли при стрельбах размещались на расстоянии 40...60 миль друг от друга в виде треугольника. Обычно пуску ракеты предшествовал Интенсивный обмен информацией с помощью средств связи. По этим признакам американские самолеты начинали интенсивно кружить в районе падения, ведь им тоже было интересно узнать, как пройдет пуск и какова точность стрельбы.
 
Чтобы освободиться от американцев, наше командование стало имитировать подготовку к пуску. Расставляли корабли в боевое положение, и затевали "возню" в эфире, а пуска не проводили. Так происходило несколько раз, пока американцы не перестали летать. Притупив бдительность Америки, командование провело пуски ракет без лишних свидетелей.
 
Пуски ракет шли, как правило, серией из 3-4 штук с интервалом в несколько дней. Обычно пускали в сумерки, чтобы надежнее засечь головную часть оптикой и инфракрасной аппаратурой. По громкоговорящей связи идут доклады об окончании работы аппаратуры, причем РЛС с узким лучом в сантиметровом диапазоне далеко не всегда удается войти в радиоконтакт с головной частью ракеты в те несколько секунд, когда восстанавливается прхождение сигналов перед самым падением головной части в океан. Очень хотелось понаблюдать за головной частью на конечном участке спуска, но это же самая главная задача для расчетов. Поэтому каждый раз приходилось оставаться на станции, ведь для выполнения этой главной задачи ты и был послан в экспедицию. Только слышишь по радио команду "Отбой" и поздравление экипажу с успешным выполнением боевой работы; в этой экспедиции неуспешных работ не было.
 
Когда корабли стояли вблизи экватора, любимым развлечением для экипажей была охота на акул, которые плавали вокруг и были хорошо видны в прозрачной воде. Размером они были небольшие, около 1,5-2 метров. Специально для охоты на них был сварен трехлапый крюк наподобие рыбацкого якоря. Мяса на кораблях было предостаточно. Кусок слегка подтухшего мяса весом в несколько килограммов надевали на крюк, кидали за борт и наблюдали, как сразу несколько акул атакуют приманку. Когда наиболее проворная схватит мясо, ее тут же с помощью ручной лебедки вытаскивали на палубу. Начинается танец акулы на палубе, ведь она жива и не собирается сдаваться. Теперь самое простое и надежное - стукнуть кувалдой по носу этой хищной и свирепой рыбины несколько раз, пока она не затихнет. Основная пожива для моряков - это челюсти акулы, иногда печень, в лечебных целях, и ее плавники. Для того, кто не видел зубы акулы, скажу, что это как зубья большой пилы. Расположены они в три ряда, подпирая друг друга. Каждый зуб имеет еще и дополнительную насечку, а все вместе они имеют наклон внутрь, так что жертву акулы, если и вытащить из ее пасти, то только вместе с зубами.
 
Вскоре после окончания испытаний в сообщении ТАСС об успешном пуске ракет был снят запрет на пребывания кораблей и самолетов в заданном квадрате. Ну что, можно отправляться домой? Но проходит день, второй, третий… Выясняется, что через 15-20 дней могут быть очередные стрельбы и уходить кораблям из заданного района нет смысла. Проходит слух, что из Китая должен подойти танкер с пресной водой, ведь именно ее может и не хватить. Все изрядно поднадоело и начинаешь думать, а не смотаться ли отсюда па этом танкере? Но вот ситуация проясняется: пуски нескоро, идем домой!
 
И снова впереди грозные сороковые широты, к которым нужно быть готовыми. Выясняется, что на головном корабле "Сибирь" давно не работает ходовой радиолокатор кругового обзора. Вызывают меня на капитанский мостик, просят починить. После недолгого осмотра становится ясно, что отказала электронная трубка (по современному - дисплей). Пробивает на корпус трансформатор накала кинескопа; ну это просто, поставим его на самодельные изоляторы! Командир корабля выражает мне благодарность. Но основное благодарение оказалось впереди, когда корабли попали в настоящий 12-ти балльный шторм, когда только по экрану судового локатора можно было оценивать всю обстановку с остальными кораблями и принимать единственно правильное решение, (скажу, что при таком шторме водяная пыль не позволяет видеть даже нос корабля из рубки и лишь солнце, как бледное пятно, напоминает тебе, что сейчас день. Хотя мы проходим сороковые в 12-ти балльный шторм и крен на корабле порой превышает 30°, мы себя чувствуем бывалыми моряками, научившимися ходить "с откреном", и от морской болезни у нас остались одни воспоминания ...
 
Ну, а если серьезно, без бахвальства, то опасность была. Представьте себе внушительный корабль водоизмещением 10.000 тонн с загрузкой едва ли на 10 % (воду почти всю выпили, топливо выработали), а значит и с громадной парусностью. На кораблях этого типа установлена только одна паровая машина, работает она на предельных оборотах и нет у нее никакой замены. Что могло быть, если бы на корабле отказала машина или сорвало вал, так как корабль кидает и винты находятся то в воде, то в воздухе, мы узнали позднее, когда в печати появились сообщения об одиссеи отважной четверки во главе с Зиганшиным, которые на своей самоходной барже с отказавшим двигателем, чудом остались живы и стали национальными героями. Кстати, расчеты показали, что они прошли на сутки раньше мимо нас в направлении на юго-восток.
 
Видимо, мы все неплохо потрудились, во всяком случае после нас присутствие специалистов ОКБ МЭИ на кораблях уже не требовалось.
 
Отмечены в Петропавловске командировки, на руках бумага с благодарностью командования, в чемоданах по паре тельняшек на память о походе, в Москве оказались в конце февраля. А в памяти последнее из этой серии воспоминание. Нужно сказать, что в начале 1961 г. от предприятия моей жены, Валентины, (ЯРТИ или по старому НИИ-20) был заложен жилой дом на Ткацкой улице. Дом возводился методом "народной стройки" и, если ты хотел получить в нем квартиру, то должен был отработать по 1000 часов за 1 кв. метр. Шля укладка фундаментных блоков и непременно в не замерзшую землю. Каждое утро наиболее крепкие МУЖЧИНЫ долбили ломами землю, снимали ее промерзший слой и сразу краном клали блоки. Работа жаркая, раздевались до майки. И вдруг среди них появляется один такой загорелый. Откуда он взялся? Ведь тогда не было туристических поездок ни на Канарские, ни на Сейшельские острова. В короткие перерывы твой рассказ воспринимается, как экзотика, хотя и с пониманием, ведь в строительной бригаде  половина инженеры.
 
Чем закончить это затянувшееся повествование? Корабли следующих поколений строились уже по специальным проектам и на них были созданы прекрасные условия для работы и отдыха (с бассейнами, спортзалами, одноместными каютами). На одном из них, "Юрии Гагарине", мне пришлось побывать и даже совершить короткий переход. Для гашения качки на нем применялись специальные успокоительные цистерны. Эти корабли базировались уже в Одессе и, в основном, предназначались для контроля полета пилотируемых аппаратов, а также для приема телеметрии во время разгона и перехода на межпланетную траекторию дальних космических аппаратов (ДКА) типа "Венера", "Фобос", "Марс".
 
К сожалению, в эпоху перестройки наша экономика не смогла выдержать расходов на эксплуатацию кораблей и от их использования пришлось отказаться. Итог печален: при неудачном запуске ДКА "Марс-96" в ноябре 1996 г "сэкономили" на посылке всего одного корабля и потом долгие месяцы Межведомственная комиссия академика В.Ф. Уткина пыталась установить истинную причину отказа разгонного блока ДМ при втором включении, не имея, как было раньше, непосредственных данных по телеметрии. За последние 2 года произошло три отказа при пусках ракет-носителей "Протон" с разгонными блоками серии ДМ, причем во всех случаях неприятности происходили при втором включении (последней комиссии во главе с В.В. Алавердовым удалось все-таки установить ее причины).
 
Совсем недавно принято решение о передаче экспедиционных кораблей, перебазированных в Санкт-Петербург, Российскому космическому агентству. Будем надеяться, что корабли еще послужат на благо космической науке и технике.
Никто пути пройденного у нас не отберёт