Автор Тема: Юность. Спецшкола ВВС  (Прочитано 451 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22941
  • "Неделин" 1982-92
Юность. Спецшкола ВВС
« Ответ #1 : 08 июля 2020, 13:02:10 »
В 1953 году, по окончанию семи классов, я со своим другом Славкой Ивановым решил поступать в Первую Московскую спецшколу ВВС. В то время многие мальчишки мечтали стать летчиками, ведь за время Великой Отечественной войны авиация нашей страны сделала колоссальный рывок в своем развитии, а летчики пользовались заслуженным авторитетом в обществе. Надо сказать, что эту школу в свое время закончили Василий Сталин, Тимур Фрунзе, в 1945 году ее выпускниками были летчики-космонавты В.М. Комаров и Л.С.Демин – это было элитное учебное заведение. Естественно, при поступлении был значительный, более 20 человек на место, конкурс. Принимались ученики, закончившие 7 классов средней школы «на отлично» или с 3-4 «четверками». Поступлению, предшествовала строгая медицинская комиссия, а поступившим предстояло пройти еще и мандатную комиссию.

     Учеба мне давалась легко, семилетку я окончил с похвальной грамотой, т.е. отлично и поэтому был принят без вступительных экзаменов, а, после прохождения медицинской и мандатной комиссий был зачислен курсантом.

     Учащиеся школы носили военную форму ВВС, установленного образца, обеспечивались бесплатным питанием и в процессе 3-х летнего обучения проходили курс общеобразовательной школы 8-10 классов, а также военную подготовку. Во время летних каникул, школа в составе двух рот выезжала на двухмесячные сборы в летний лагерь.

     Преподавание в спецшколе было более качественным и разнообразным, нежели в обычных школах, да и преподавательский состав имел высокую квалификацию. Физику, например, преподавал один из авторов задачника по физике, по которому мы учились, полковник Щербаков; он же преподавал и в академии ВВС им.Жуковского. Много внимания уделялось занятиям физической подготовки. В хорошо оснащенном спортзале мы освоили занятия на перекладине, брусьях, кольцах, коне.

     В летнем лагере, располагавшемся в Солнечногорском районе Подмосковья, на берегу реки Истра, мы жили в палаточном городке, в живописном месте, на опушке леса. Рядом был стадион с волейбольными и баскетбольными площадками, с футбольным полем и площадкой для спецснарядов. Рассказывали, что эти тренировочные снаряды для подготовки летчиков «Люфтваффе», вывезенные из поверженной Германии, подарил школе В.И.Сталин, осуществлявший  над ней шефство. Это были лопинги, рейнские колеса и еще один занятный снаряд (мы его называли триплинг), представлявший совой сооружение из трех концентрических колец из труб. Помещавшийся в малое кольцо курсант вначале ложился горизонтально, но при попытке принять вертикальное положение все кольца приходили в движение и его начинало крутить во всех плоскостях – это конечно кайф, зато хорошо тренировался вестибуляр.

     В лагере занимались военной подготовкой – изучением оружия, гранат, топографией, почти каждый день упражнялись в стрельбе из мелкокалиберных винтовок на специально оборудованном стрельбище. По выходным получали увольнение на два дня в Москву.
 
На снимке слева направо: Э.Никольский, О.Соколов, Б.Зеленов


     С теплотой вспоминаю этот период обучения. Но, увы, школу нам не суждено было закончить. Согласно указанию Н.С.Хрущева в 1955 году спецшколы были расформированы. Проучившись два года, получив образование 9 классов мы остались не у дел. Кто-то пошел доучиваться в средние общеобразовательные школы, а я, учитывая тяжелое материальное положение в семье, пошел работать и заканчивать школу рабочей молодежи.

     Работать я поступил в механический цех опытного производства Радиотехнической лаборатории Академии Наук СССР учеником фрезеровщика. Прошел индивидуальное шестимесячное обучение у опытного мастера и сдал экзамен на фрезеровщика 4 разряда, а через год получил 5 разряд. Работать мне довелось на универсальном высокоточном трофейном станке из Германии «Тиль-Дуплекс».Лабораторией ( теперь – это Радиотехнический Институт АН ) в то время руководил известнейший ученый-радиотехник академик Минц Александр Львович. Умница, весьма интеллигентный человек. Не важно, с кем он встречался на территории предприятия, будь то ведущий конструктор, или рабочий в замасленной спецовке, он непременно приветствовал встречного, снимая шляпу. В общей сложности я проработал фрезеровщиком два года. С уверенностью могу сказать, я нисколько не сожалею, что мне довелось поработать станочником. Знакомство с режущими, мерительными инструментами, умение читать чертежи деталей не раз пригодились мне в дальнейшей жизни.
 


     И вот пришла пора призыва. Определили в ВМФ. Призывались мы в ноябре м-це в возрасте 19 лет. Стоит сказать о том, как мы добирались к месту службы. Погрузили нас в «вагоны-телятники» — это товарные вагоны с раздвижными дверями с обеих бортов с нарами в два яруса, застеленными соломой, с печкой-буржуйкой посередине, а на дворе уже холодно – ноябрь. Сказали повезут на Север, топливо для «буржуйки» приказано было добывать, проявляя смекалку. За двое суток пути много заборов поломали во время кратких остановок, но добрались. Прибыли на станцию с названием Молотовск. Удивились! В то время В.М.Молотова уже развенчали, город Молотов опять переименовали в Пермь, а здесь все еще Молотовск красуется. Потом город стал называться Северодвинском, строили его в основном зеки. Нас, целый эшелон, по прибытию расселили в бывшие их бараки. Бараки стояли на топком болоте, подход к ним  по мосткам на сваях, на входе в два ряда колючая проволока. В бараке в четыре ряда голые нары, ветер гуляет. Прожили мы там пять дней, пока проходили медицинские, мандатные комиссии, распределения по в/частям.
     Потом прибыли в русский город Архангельск, вернее в его пригород Соломбалу. До 1957 года в старинном здании петровских времен существовало Североморское Высшее Военно-Морское училище. В 1957 году его закрыли, а в здании разместился 21Радиотехнический  учебный отряд Северного флота, куда мы и прибыли на обучение.
 
В уч. отряде, в первом ряду-слева направо: Е.Быков, Б.Зеленов, Д.Рядчиков
     В отряде было две школы- Связи и Радиотехническая. Первая готовила р/телеграфистов, вторая – р/метристов и акустиков. В каждой школе по 3 роты. Надо сказать, учили в то время довольно фундаментально, обучение занимало без малого 8 месяцев.
     От СВВМУ осталась неплохая шлюпочная база – шестивесельные ялы и 12-весельные баркасы, а поскольку здание отряда располагалось на берегу Северной Двины, в устье, все уроки физкультуры занимала гребля. В итоге мы неплохо научились грести.
     По окончанию учебы нас направили в экипаж Северного Флота в Североморск, где нас и расписали: на крейсера, на эсминцы, на посты НиС, в бригады ОВР. Мне «посчастливилось», в числе еще восьми сослуживцев попасть в бригаду ОВР на Новую Землю. Через 8 месяцев я и еще шесть «коллег» - радистов были откомандированы в Ленинград в 22 ДИСРК.
     Далее началась служба в экипаже «Сибири», о чем я уже ранее писал в своих воспоминаниях «От Ленинграда до Петропавловска» и «Сообщения ТАСС – это про нас.»   

Никто пути пройденного у нас не отберёт