Подготовка к выполнению функциональных задач. Первый поход.
Вечер последнего дня лета 1959 года. Прямо на деревянном причале пристроили на растяжках экран. До полуночи смотрели два фильма: «Жестокость» и «Испытательный срок».
Сменили стальные винты на штатные латунные.
Прибыли новые офицеры, командиры минных групп и инженеры телеметрической службы. Для «Сучана» это старший лейтенант Ершов Игорь Васильевич и старший инженер-лейтенант Сигал Анатолий.
Теперь можно остановиться на наших кораблях, их назначении, оснащении, штатах.
Внешний вид кораблей необычен. Фок- и грот-мачты в виде мостов, на которых установлены достаточно громоздкие антенны радиолокационных и телеметрических станций. Впереди фок-мачты – три стабилизированных поста оптических средств и радиодальномеров. На юте – взлётно-посадочная площадка и ангар для вертолёта.
Название соединения – 4-я Тихоокеанская океанографическая экспедиция, и самих кораблей – экспедиционные океанографические суда – это промежуточная ширма. Такие названия употребляются в секретной переписке с довольствующими органами и другими Военно-морскими организациями. В простой переписке все корабли – войсковые части. Сама ТОГЭ-4 – войсковая часть 10573.
Соединение предназначено для продления сети наземных командно-измерительных пунктов, находящихся на территории СССР, в акваторию Тихого океана.
В документах скрытой связи и управления ТОГЭ-4 называется Корабельный командно-измерительный комплекс (ККИК). Корабли называются «Сибирь» - КИК-1, «Сахалин» - КИК-2, «Сучан» -КИК-3. «Чукотка» вместо измерительной аппаратуры оснащена самыми совершенными средствами радиосвязи и называется корабль-ретранслятор.
На каждом корабле есть служба специзмерений, в свою очередь состоящая из Служб радиотехнической, телеметрической, оптики и стабилизации, единого времени, группы обработки.
Штатная категория Командира Комплекса – контр-адмирал. У Максюты есть Заместитель по политической части с категорией капитана 1 ранга. Эту должность занимает капитан 2 ранга Чинёнов. На должности Заместителя Командира соединения и кораблей по специзмерениям в начальный период назначены офицеры Научно-исследовательского института НИИ-4 МО. После первого года плавания их места заняли моряки. Заместителем у Юрия Ивановича Максюты стал капитан 3 ранга Кефала Валерий Николаевич.
ККИК должен обеспечивать два основных вида боевых работ:
1. Замеры конечных участков траектории межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и определение координат точек их приводнения.
2. Замеры основных параметров космических аппаратов (КА) с передачей, при необходимости, команд на них.
Я в дальнейшем буду называть Юрия Ивановича Максюту Командиром ТОГЭ-4.
И вообще речь будет идти о 4-й Тихоокеанской океанографической экспедиции. В том числе мы занимались и делами океанографии: исследовали свойства воды и грунта, измеряли глубины, закрывали острова.
Следует отметить, что в то время не было глобальных радионавигационных систем. В большинстве районов Тихого океана единственным способом определения места был астрономический.
Юрий Иванович прекрасно понимал это. Он поставил перед командирами и штурманами кораблей задачу в кратчайший срок подготовить астрономические расчёты из штурманов, гидрографов и наиболее способных вахтенных офицеров. Включить в расчёты командиров кораблей, их старших помощников и помощников. Каждый из наблюдателей должен уметь качественно измерять высоты светил, исправлять их, рассчитывать обсервованные координаты и оценивать их точность. Задача важная, без её решения бессмысленны самые точные траекторные измерения.
С 11 по 17 сентября три корабля-измерителя находились в океане к востоку от мыса Поворотный и отрабатывали астрономические расчёты.
В течение недели корабли удерживались в заданных точках, удалённых от берега за пределы дальностей РЛС, но в видимости друг друга. Только «Сибирь» имела контакт с мысом Поворотный. Облачность всю неделю была не выше 4-х баллов. Учением руководил лично командир ТОГЭ. Места определялись в утренние сумерки, на 10, 13 и 16 часов Камчатского времени и в вечерние сумерки. На кораблях под руководством командиров проводился анализ обсерваций и расчёт вероятнейших, которые отправлялись флагману.
Юрий Иванович остался довольным результатами и поблагодарил всех командиров, штурманов и других участников астрономических расчётов.
18 сентября перешли в Кроноцкий залив. На рассвете 19 сентября работали с целью тренировки расчётов измерительных средств по конечному участку головной части ракеты (ГЧ), пущенной в последний наземный полигон.
Впервые наблюдали падение ГЧ баллистической ракеты. Зрелище величественное! Но всё же она падала от нас далеко.
В этот же день вернулись на свои якорные места и начали подготовку к первому походу на боевые работы.
Первый поход на боевые работы
И вот настало время заняться тем, для чего нас строили, комплектовали, кормили, поили, перебазировали, учили и тренировали.
3 октября 1959 года в 8 утра снялись с якорей, вышли из Авачинской губы и пошли на юг. На траверзе мыса Поворотный в точке с координатами Ш=52 градуса 5 минут Северная, Д=158 градусов 45 минут Восточная «Сибирь», «Сучан» и «Сахалин» повернули влево и пошли на юго-восток, в просторы Тихого океана. «Чукотка» пошла отдельно в свою точку.
Исчезли за кормой сопки Камчатки, пропали чайки.
Утром 4 октября обнаружили низколетящий самолёт. Он заходил с кормы идущего концевым «Сахалина». Самолёт вышел на курс соединения и пролетел в обгон кораблей вдоль их левого борта на высоте 10 – 12 метров. Это «Нептун», базовый патрульный самолёт ВМС США. Затем самолёт пролетел справа от строя кораблей в 20 – 30 метрах от них на той же высоте. Полетав таким образом 20 минут, самолёт удалился.
Погода не балует. Северо-западный ветер 6 – 8 баллов. Длинная океанская волна, сбивающая с курса, очень длиннопериодная килевая качка, вызванная обгоняющей волной. Но не это для штурмана плохо. Плохо то, что нет ни неба, ни горизонта. Звёзд не было в вечерние сумерки 3 октября. Полностью не было в видимости небесных тел 4 октября. Только в 1 час 30 минут 5 октября появились звёзды. Пришлось использовать авиационный интегрирующий секстан ИАС-1. Руку на нём я набил ещё на Севере.
8 октября в 16 часов после облёта кораблей патрульным «Нептуном» Максюта изменил курс соединения на 50 градусов влево. Сместившись на 100 миль от своего прежнего курса, мы вновь легли курсом в назначенный район. Утром 9 октября облёта не было. Но к обеду «Нептун» нас всё же нашёл. Не будет практически ни одного дня, проведенного в океане, без облёта «Нептуном», а позже «Орионом». В любой точке океана, в любую погоду, над гребнями волн, с открытой дверью фюзеляжа и съёмочной аппаратурой в проёме этой двери.
Поэтому больше мы никогда после облёта курс не изменяли, если в этом не было необходимости.
12 октября мы пришли в район, расположенный примерно в 180 милях к северу от назначенного и начали тренировки всех расчётов совместно с полигоном Тюратам.
10 суток мы тренировались, эфир был заполнен нашими переговорами с Центром Управления (ЦУП) и полигоном. Они, конечно, велись по закрытой связи (ЗАС), но их интенсивность была большой и должна была насторожить американцев. Однако район пусков ТАСС не объявлялся, и американских кораблей около нас не было, только облёты самолётами дважды за сутки.
Проводя тренировки, мы постепенно приближались к району работ и к утренним сумеркам 23 октября по Камчатскому времени заняли свои места относительно точки прицеливания. В 5 часов 34 минуты корабли ТОГЭ-4 выполнили первую боевую работу. По Московскому времени это было в 20 часов 34 минуты 22 октября.
«Сучан» в момент приводнения ГЧ находился в точке Ш=38 градусов 12.5 минуты Северная, Д=178 градусов 45.6 минуты восточная.
«Сибирь» в это время была к северо-северо-западу от нас параллельно траектории на конечном участке.
«Сахалин» дополнял треугольник боевого порядка. Он и «Сибирь» составляют малый катет этого треугольника. Конечный участок трассы ракеты делит этот катет пополам. Точка прицеливания находится на гипотенузе, образованной «Сучаном» и «Сахалином», и делит эту гипотенузу пополам.
За 90 секунд до планового момента падения на севере, чуть правее «Сибири», угол места около 20 градусов, засветилась конечная ступень ракеты. Яркость свечения очень большая. Через 15 секунд выше и правее засветилась головная часть, менее интенсивно, чем последняя ступень ракеты. Примерно за 25 секунд до падения свечение ГЧ прекратилось, её скорость упала до дозвуковой, о чём свидетельствовал громовой раскат.
Время и место падения соответствовали прогнозу.
Достаточно хорошо отработанные наблюдатели астрономического расчёта произвели измерение высот звёзд на момент падения.
Все данные переданы на борт флагманского корабля.
Командир ТОГЭ-4 капитан 1 ранга Максюта по ЗАС поблагодарил весь личный состав экспедиции за успешно выполненную боевую работу.
Продолжаем находиться в районе. Павел Евгеньевич Васильков сказал, что в ЦУПе анализируют результаты пуска и возможен повтор.
Повтора не было. Утром 27 октября корабли пошли домой.
До Камчатки 1250 миль. На этом пуске ракета пролетела последний НИП на Камчатке и упала в Тихий океан ещё на 2000 км дальше. В хорошую погоду нам до дома 5 суток хода. Но всё тот же северо-западный ветер дует теперь не в корму, а в нос. По мере приближения к дому ветер крепчает, а ход кораблей падает. Начали движение при ветре 6 баллов, океанском волнении 4 балла. Ход 9 узлов. По мере усиления ветра на каждый балл скорость падает на узел и более.
1 ноября. До дома 300 миль. Жестокий шторм перешёл в ураган. Скорость ветра более 30 метров в секунду. Когда ветер достиг ураганной силы и повернул влево, идти курсом в базу стало невозможно, могло опрокинуть. По команде Графита (позывной Максюты) строй распался. Корабли повернули носом на волну и слегка сбавили обороты, чтобы удерживаться на курсе и не уходить далеко.
Ночь с 1 на 2 ноября. Ветер бушует и усиливается. Дали полные обороты, иначе сбивает с курса.
День 2 ноября. «Сучан» сваливает с курса даже на полных оборотах. Развернуло лагом к волне, высота которой 20 и более метров. Крен достигает критического. Корабль успел набрать ход , и вновь удалось привести его носом на ветер и волну.
Надо отдать должное механикам – кочегарам, машинистам, трюмным. Они понимали критичность ситуации. Если машина остановится – мы все погибнем. Другие корабли нам помощь оказать не смогут.
Шедший у нас по корме «Сахалин» в процессе борьбы с ураганом оказался слева от нас в 5 – 7 кабельтовых, а «Сибирь» справа по носу в 1 миле. «Сибирь» мы визуально не видели, а «Сахалин» то скрывался за гребнями волн, то поднимался высоко вверх.
К вечеру 2 ноября тайфун ушёл на северо-восток, к Алеутским островам. Ветер постепенно стих. Графит приказал исполнить единицу, т.е. построиться в строй кильватера. Легли курсом на мыс Маячный.
3 ноября. Вошли в Авачинскую губу. Стали на якоря в северо-западной части бухты Крашенинникова.
Закончился первый поход на боевые работы.