Степанову Евгению Ивановичу.
Вот только сейчас я обнаружил следующее Ваше сообщение на форуме в мае 2009 г.:
"Наш" сформировался севернее и двинулся по довольно редкому маршруту на север по 170-й долготе. Видимо поэтому мы в него и вляпались.
Информация собрана с НЕТа. Хочется рассказать о тех событиях, поэтому собираю материал. У кого есть что вспомнить о том походе,очень прошу мне написать. "
Ураган очень и очень по параметрам совпадающий с оговариваемым Вами был в годы 1969 -70 г.(точно год не помню). Тогда наши корабли действительно в него вляпались и имели не малый шанс не вернуться в базу. Я хорошо помню пик этого вляпывания, а это по часам была ночь. Я с 0 до 4час. утра был вахтенным на связи на ГКП.
Как мы в него вляпались ?. Возвращаясь в базу с тропиков, была естественно информация ГМС о ждущем нас впереди серьезном шторме, который пересекал наш путь. Тогда произвели расчет и определили, что если идти максимально крейсерской скоростью, то центр этого циклона окажется у нас за кормой, хотя потрепает прилично. Отсиживаться же в тропиках не хотели, т.к. понятно - офицеров ждут семьи. А походы в те наши годы были часты и к штормам мы привыкли. В общем пошли на пролом. И все было бы в соответствии с расчетом, если бы ветер не начал менять направление, ложась нам вдогонку. Вот так мы вляпались.
Это был запоминающийся случай, хотя еще раз оговорю, что штормы и серьезные для нас были не редкостью. Но в тот шторм я прикладывал усилия чтобы устоять на ногах на ГКП , а для этого мне пришлось правой рукой держаться за левую, левой за правую задрайку иллюминатора. Так скрестив руки и упираясь локтями у выступ (прямоугольного на ГКП) иллюминатора, я держался и смотрел вперед по курсу корабля, как предписывала инструкция. И хотя была ночь, но огромнейшие волны были видны. Было видно как нередко бак оказывался под водой и в это время корму закидывало в сторону, сбивая корабль с курса. При этом ходовой винт оказывался вне воды и корабль от оборотов винта в воздухе дрожал . На ГКП, если вдруг открывалась боковая дверь, то врывался рев, который сильно сжимал ушные перепонки.
На ГКП в те часы были командир корабля Максимов и командир экспедиции Онищенко. Все совещались. Я услышал от них, что ветер доходит до 50м/сек и, если ветер превысит это значение, то придется корабль ложить курсом по ходу ветра, т.к. наш корабль по прочностным характеристикам рассчитан на ветер до 50 м/сек.
В 4 часа я сменился с вахты. Докантовался в свой кубрик. Ребята в полудреме удерживались в своих койках. Подумал, что может сказать ребятам, чтобы были готовы к неизбежному, да просмотрели свои спасательные жилеты. Но следующая мысль – жилеты часто проверяются и исправны. Да и не помогут жилеты при такой волне. Подумал, что может просто разбудить их да попрощаться, что ли. Но следующая мысль – а вдруг не утонем, тогда же черти смеяться с меня будут после окончания шторма.
Лег в койку и подумал, что вода же за бортом страшно холодная. Потом себя утешил мыслью, что при такой волне долго не придется ощущать холод воды…
И последняя запомнившаяся перед сном мысль, что будет очень тяжело моей маме, когда узнает о моей гибели.
Страха никакого не было.
С подъемом проснулся , а качка значительно уменьшилась. Позже узнал, что ветер только на несколько часов незначительно сменил направление, преследуя нас. Потом ветер снова лег на свой курс. Это было какое-то не значительное для него завихрение.
Более точную информацию об этом шторме наверное можно получить у командира корабля Максимова, т.к. он в этот шторм был на ГКП. Может еще кто вспомнит.