Автор Тема: Замечания Ю.Г.Полегенского  (Прочитано 2018 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
Замечания Ю.Г.Полегенского
« Ответ #1 : 20 апреля 2012, 19:32:09 »
Получено от Юрия Григорьевича Полегенского. "Чукотка" 1959-1963. Поразительный и неизвестный факт!

Добрый день, Анатолий!

    С  интересом прочел Ваши воспоминания о службе на ЗОС  «Чукотка». Понимаю, что некоторые эпизоды дошли до Вас от сослуживцев первого этапа участия ЗОС  «Чукотка» в составе измерительного комплекса, т. е.  в период ноябрь 1960 – июль 1963 гг.
 1.     Поясняю суть вопроса. Первоначально, при создании  измерительного комплекса на Балтийском заводе из четырех судов (рудовозов) польской постройки, «Чукотке» отводилась роль корабля связи (ретранслятора), т. к. не было уверенности в надежности  связи с узлами связи (Владивосток, Петропавловск-Камчатский).  Вероятно, спешка не позволила проверить это до того… Хотя, с позиции сегодняшнего дня, представляется обычной дурью. Это длинное предисловие потребовалось для того, что бы было ясно, почему  «Чукотка»  в одном из первых походов находилась в районе восточнее японских островов, ближе всего к нашему РЗК (корабль радиоразведки) «Академик БАХ»,  попавшему в аварийное  положение (вышло из строя рулевое управление) в жестокий шторм. Бывший небольшой рыбачок необходимо было отбуксировать в Южно-Курильск.
      Опускаю подробности этой операции, кроме эпизода: как наш первый, самый молодой, самый блатной командир пытался «успокоить» штормовой Тихий океан. С трудом заведенный буксир (стальной, не швартов) рвало как нитки. Матросы выбились из сил, вновь и вновь заводя буксир. Отсутствие на корабле механизма, регулирующего натяжение буксира на штормовой волне, превращало буксировку в безумно сложную операцию. Идея «сгладить» волнение за кормой масленой пленкой жидкого мазута пришла в голову нашему командиру, ныне покойному, Ивану Кузьмичу Пилипенко. Вероятно, он тоже где-то читал, как зверобои моржевого промысла «сглаживали» береговой накат, чтобы благополучно причалить к берегу, выливая ворвань (топленый тюлений жир) за борт.
       Приказ – есть приказ! Детали «успокоения»   волнения  опускаю. Командир в своем решении был тверд, но Тихий океан сдаваться не хотел. Отчаянная мольба «Академика Баха» заставила прекратить эту процедуру. Стармеху (командиру БЧ-5) стоила эта идея около 80 тонн мазута, который надо было списать. Океан «успокоить» не удалось, но золотые часы от командующего ТОФ  командир получил и вскоре уехал в академию.
2. Поскольку, один из сюжетов Ваших воспоминаний касается цунами, позволю небольшое краткое  дополнение. Узкий и достаточно длинный вход в большую Авачинскую губу, делал базирование и проживание наших семей безопасным, с точки зрения проникновения волн цунами. Но береговые  чиновники рассудили иначе, по принципу: лучше перебдеть, чем недобдеть. Поэтому, более 2-х лет, по тревоге – «Цунами!», наши жены с малолетними детьми (представьте картинку – для зимы…) бежали на возвышенность (Сигнальная сопка) с баулами необходимых вещей, приготовленных заранее. Наконец, нашелся здравомыслящий, объяснивший «умникам» бессмыслицу этой затеи.
P. S. Спасибо, за добрые слова. Желаю здоровья и успеха!
        Извините, за задержку с ответом.

***

Камчатка – край, суров и величав.
Взметнулись в небо конуса вулканов,
И у земли неукротимый нрав,
Рожденный спором великанов.
Кто там служил, на краешке земли,
И возвращался с дальнего похода;
Тот не забудет эти дни,
Нас согревавшие в любое время года.

                  Ю.Г.

Никто пути пройденного у нас не отберёт