Автор Тема: Воспоминания штурмана "Чажмы".  (Прочитано 8368 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2299
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Воспоминания штурмана "Чажмы".
« Ответ #8 : 27 декабря 2022, 18:12:34 »
Вагентов Сергей Иванович - флагманский штурман ТОГЭ-5 с 1962 по 1966 гг.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23120
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания штурмана "Чажмы".
« Ответ #7 : 16 сентября 2022, 19:26:14 »
Спасибо, Сергей Владимирович!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2299
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Воспоминания штурмана "Чажмы".
« Ответ #6 : 16 сентября 2022, 19:18:22 »
Газета Черноморского флота "Флаг Родины" за 2011 год.
 
Некролог с последней страницы этой газеты.

https://sc.mil.ru/files/morf/military/archive/30чт.pdf

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23120
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания штурмана "Чажмы".
« Ответ #5 : 09 декабря 2010, 09:30:29 »
Отлично! Дай Бог каждому!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Шаулко Сергей Иванович

  • Четвёртый галс
  • ****
  • Сообщений: 90
.. Воспоминания штурмана "Чажмы".
« Ответ #4 : 08 декабря 2010, 22:55:07 »
Как он себя чувствует?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23120
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания штурмана "Чажмы".
« Ответ #3 : 08 декабря 2010, 12:08:52 »
Меня поразили вот эти слова:

Задачи: Выполнение работ по программе «Эллипс М» - программа полета человека на Луну. Отработка посадки спускаемого космического аппарата в океане.
Перед Эскадрой кораблей специального назначения ставилась задача – в течении 2 – х часов найти и поднять на борт корабля спускаемый космический аппарат.
Суть программы полета заключалась в том, что запуск космического аппарата производилась в сторону Луны из Байконура. Облетев Луну космический корабль выводился на околоземную орбиту и совершал полет по меридиану через южный полюс к северному и приводнялся в Индийском океане. Задача была сложной.
По расчету для выполнения этой задачи в срок, требовалось 36 кораблей. Фактически в помощь выделялось до 12 кораблей. Мне приходилось рационально расставлять имеющиеся в наличии корабли относительно точки приводнения, учитывая подводные течения, направление и скорость ветра, другие метеоусловия.
Для определения места нахождения корабля, штурмана эскадры имели возможность использовать только астрономические методы измерений по звездам и солнцу.

Вертолетчики вертолетов К -25 Черноморского Военно – Морского Флота обеспечивали поиск спускаемого космического аппарата в водах Индийского океана

Корабль «Баскунчак». Индийский океан. Офицеры, занимавшиеся разработкой документации по обнаружению и поиску спускаемого космического аппарата в океане


Я слышал о программе "Эллипс". Но я никогда не слышал об испытаниях возвращаемого аппарата на Землю в 1967-71 годах!! Позвонил Сергею Ивановичу и познакомился.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Пресняков Михаил Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1359
  • "Чумикан" 1976-1979
.. Воспоминания штурмана "Чажмы".
« Ответ #2 : 08 декабря 2010, 11:55:58 »
Дивная история жизни одного человека.  Как космонавт всю планету вдоль и поперек пересек 1___1_1

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23120
  • "Неделин" 1982-92
Воспоминания штурмана "Чажмы".
« Ответ #1 : 08 декабря 2010, 11:42:58 »
Появилась запись в нашей ещё той, древней, гостевой книге. Там никто не пишет, но иногда появляются какие-то сообщения.

ШТУРМАН ОТ БОГА

Капитан 2 ранга ВАГЕНТОВ Сергей Иванович

Флагманский штурман 8 – ой Эскадры Курсант Военно- Морского
Специального назначения авиационного технического
Индийский океан, 1970г. училища г. Пермь, 1940г.

Родился 12 января 1923г, г. Вязьма, Смоленской области, Российская Федерация
Служба в ВМФ СССР с июля 1940г. – по 1972г.
-сентябрь 1940г – курсант Военно - Морского авиационного технического училища, г. Пермь;
октябрь 1941г. – июль 1944г – сержант, авиамеханик , 34 – ого авиаполка, 10 авиадивизии, Тихоокеанского флота, г Сучан, село Николаевка
- июль 1944г. – сентябрь 1948г – старшина 1 – ой статьи, курсант Тихоокеанского Высшего Военно – Морского училища им. С.О.Макарова г.Владивосток
- сентябрь 1948г.- июнь 1966г. - Тихоокеанский флот – младший штурман, дивизионный штурман, флагманский штурман бригады десантных кораблей, флагманский штурман 5 – ой ТОГЭ.
- июнь 1967г – ноябрь 1972г. - Черноморский флот – флагманский штурман 8 – ой Эскадры Специального назначения
- декабрь 1972г – апрель 1989г. - Гидрография Черноморского флота, инженер - консультант по изучению морского театра Гидрометеоцентра

Участник Великой Отечественной войны, Ветеран Краснознаменного Тихоокеанского флота, Ветеран Краснознаменного Черноморского флота, Ветеран Вооруженных сил СССР, член Военно – Морского научного общества Черноморского Флота(г.Севастополь).
Награды – «Орден Отечественной войны II степени», два ордена «Красной звезды», медали «За Победу над Японией», «За Боевые заслуги», 20 медалей

Морские походы: Тихий океан, Северный Ледовитый океан (переход Северным морским путем из г. Ленинграда в г Петропавловск – Камчатский), Индийский океан, Атлантический океан

Курсант ТОВМУ им. С.О. Макарова День Победы 09 мая 2010г, с женой Верой, г. Владивосток, 1946г. Площадь Победы, г. Минск.

Из воспоминаний: В сентябре 1940 года, после окончания 10 класса школы № 3 г.Вязьма, я сдал экзамены и был зачислен курсантом Военно- Морского авиационного технического училища на 1–ый курс, г. Пермь. В октябре 1941 года наша учеба была прервана в связи с нападением Германии на Советский Союз. Курсантам присвоили воинское звание сержант и приказом отправили на флоты Военно – Морского флота СССР для прохождения службы.
09 мая 1945 года я думал, что война закончилась.
После окончания 1-ого курса ТОВМУ им. С.О. Макарова, курсантов отправляли на летнюю практику на корабли Краснознаменной Амурской флотилии.
06 августа 1945 года 12 курсантов нашей 1 – ой роты прибыли для прохождения практики на монитор «Ленин».
Ночью 08 августа 1945 года нас подняли по сигналу «Боевая тревога». Я был расписан на боевой пост вертикальным наводчиком 70мм зенитного орудия. Корабли Амурской флотилии выдвинулись по реке Амур в сторону Японской границы для поддержки высадки десанта и наступления сухопутных войск.

ТИХИЙ ОКЕАН
5 – ая Тихоокеанская океанографическая экспедиция

Флагманский штурман 5 – ой Тихоокеанской океанографической экспедиции. (04.1962 – 02.1966г.) место базирования г. Петропавловск - Камчатский
Соединение корабельного измерительного комплекса - корабли «Чажма», «Чумикан».
Из воспоминаний: В июне 1962 года меня командировали из г. Владивостока в г. Ленинград для выполнения специального задания. Найти войсковую часть было трудно, так как военная комендатура указать место нахождения войсковой части, куда меня направили, не знала. Дали координаты - «Поцелуев мост». Там находился учебный отряд.
В должности флагманского штурмана ТОГЭ – 5 я начал заниматься подготовкой перехода кораблей «Чажма» и «Чумикан» Северным морским путем в порт приписки Петропавловск - Камчатский. Сухогрузы были построены в Германии, а на судостроительных заводах Ленинграда переоборудовались под корабли измерительного комплекса 5 – ой ТОГЭ.
В 1963 году мне было поручено проложить курс кораблей измерительного комплекса из порта Ленинград в порт Петропавловск – Камчатский и осуществить переход Северным морским путем. На переходе Северным Морским путем корабли прошли Баренцево, Карское моря, Море Лаптевых, Восточно – Сибирское, Чукотское моря, пролив Беринга, Берингово море – Тихий океан.
В январе 1964 году корабли «Чажма» и «Чумикан» вышли на работу в Тихий океан.

Корабль измерительного комплекса «Чажма». 5 – ТОГЭ, Тихий океан, 1964г, Экватор.
Нас постоянно сопровождали корабли ВМФ США, которые вели наблюдение за нашими действиями. Самолеты типа «Нептун» кружили в воздухе и часто пролетали на низкой высоте над палубой корабля.

Командир «ТОГЭ – 5» капитан 1 ранга Онищеко Евгений Яковлевич – справа, Флагманский штурман «ТОГЭ – 5» капитан 2 ранга Вагентов Сергей Иванович – слева.
Тихий океан, экватор.

Задачи ТОГЭ-5 : Обеспечение безопасности полетов Космонавтов над Тихим океаном.
Замер параметров траектории полета Межконтинентальных ракет при боевых стрельбах на конечном участке. Определение точности попадания ракеты в заданную точку прицеливания

Из воспоминаний: На кораблях измерительного комплекса я участвовал в испытаниях запуска межконтинентальных ракет. Стрельбы производились с Байконура на Восток в западное полушарие, район экватора.
Поставить корабли в заданную точку с максимальной точностью в океане – главная задача штурмана. Определять место корабля приходилось астрономическими способами по звездам в утренние и вечерние сумерки. Других способов определения места корабля в океане в то время не имелось.

Атлантический океан и Индийский океан
8 – ая Эскадра Специального назначения

Флагманский штурман 8 – ой Эскадры кораблей специального назначения
(июнь 1967г. – ноябрь 1972г.) место базирования г. Севастополь
«Челюскин» - корабль управления и связи, корабли «Апшерон», «Баскунчак»,
«Ямал», «Севан», «Даурия», «Донбасс», «Диксон» и танкер «Ахтуба».
Первый командир – Контр- адмирал Леонеков Владимир Матвеевич

Из воспоминаний: В1967году я проходил службу Флагманским штурманом Потийской Военно – Морской базы ( г. Поти, Грузинская ССР). В июле месяце, в воскресенье, домой прибыл вестовой и сообщил, что мне приказано срочно явится в штаб к командиру базы. Мне выдали командировочное удостоверение и проездные документы. Командир базы сказал, что получен приказ прибыть флагманскому штурману Вагентову С.И. в течении 3 – х дней в Либаву. Никто не знал, с каким заданием я еду в командировку и на какой срок.
Так я приступил к службе на 8 – ой Эскадре специального назначения.

Офицеры штаба Индийской эскадры кораблей специального назначения, которые участвовали в подъеме 3 – х беспилотных космических аппаратов на борт военных морских кораблей. Первый ряд, самый правый – флагманский штурман капитан 2 ранга Вагентов С.И.. Корабль «Баскунчак», Индийский океан, 1971г. 8 – я Эскадра специального назначения

Из воспоминаний:
Задачи: Выполнение работ по программе «Эллипс М» - программа полета человека на Луну. Отработка посадки спускаемого космического аппарата в океане.
Перед Эскадрой кораблей специального назначения ставилась задача – в течении 2 – х часов найти и поднять на борт корабля спускаемый космический аппарат.
Суть программы полета заключалась в том, что запуск космического аппарата производилась в сторону Луны из Байконура. Облетев Луну космический корабль выводился на околоземную орбиту и совершал полет по меридиану через южный полюс к северному и приводнялся в Индийском океане. Задача была сложной.
По расчету для выполнения этой задачи в срок, требовалось 36 кораблей. Фактически в помощь выделялось до 12 кораблей. Мне приходилось рационально расставлять имеющиеся в наличии корабли относительно точки приводнения, учитывая подводные течения, направление и скорость ветра, другие метеоусловия.
Для определения места нахождения корабля, штурмана эскадры имели возможность использовать только астрономические методы измерений по звездам и солнцу.

Вертолетчики вертолетов К -25 Черноморского Военно – Морского Флота обеспечивали поиск спускаемого космического аппарата в водах Индийского океана

Корабль «Баскунчак». Индийский океан. Офицеры, занимавшиеся разработкой документации по обнаружению и поиску спускаемого космического аппарата в океане

Из воспоминаний: Осваивать Атлантический и Индийский океан Военно – Морскому флоту приходилось впервые. Штаб эскадры усиленно занимался разработкой документации по поиску подъему спускаемого космического аппарата в океане. Отрабатывалась астрономическая практика определения места корабля в океане.
Определялись места укрытий от штормов, места якорных стоянок в территориальных водах иностранных государств. Изучались Международное право по обеспечению безопасного плавания и возможность приема прогноза погоды, факсимильных карт погоды от иностранных радиометрологических центров.
Поставленную Центральным управлением Военно Морского флота СССР задачу офицеры и матросы 5 – ТОГЭ и 8 – ой Эскадры Специального назначения успешно выполняли.

Республика Беларусь, 220026 г. Минск, ул. Жилуновича дом 10, кВ. 37 тел. 295 38 33
ВАГЕНТОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ
Электронный адрес – vagentov@open.by

Никто пути пройденного у нас не отберёт