В продолжение темы о БАРЗК «УРАЛ».
4. Об экипаже, его навыках и умениях.
Начну с численности, поскольку этот вопрос весьма неоднозначен. Как правило, фигурируют цифры 900 – 1000 чел. – основного состава и от 500 до 1500 специалистов подрядчиков-смежников. Все эти цифры могут быть справедливыми, но неоднозначными, т.к. только самый скрупулезный статистик с использованием вороха различных документальных носителей смог бы прийти к детерминированному количеству штата на тот или иной момент времени. Мне представляется верным следующее - до перехода 700-800 чел. (из них 60% срочники, 40% - офицерско-мичманский состав). Гражданские, что единовременно могли выполнять свою миссию на корабле – от нескольких десятков до 200 - 300 чел. Предположение, что к цифре 1500 приводят данные из общих списков (например, по всем выданным пропускам). Во время расположения ССВ-33 у стенки, гражданские, ежедневно покидали борт (за малым исключением), на рейде – доставлялись «Ракетами», «Метеорами» (с Кронштадтского значительная часть ежедневно), с дальних рейдов – по мере необходимости. Для их расположения свободных кают не хватало, поэтому были периоды, когда расселяли в кубриках (кубрики у нас по 16-ть шконок, это 2 секции, разделенные переборкой. В каждой – по принципу вагонного купе- 4-ре нижних, 4-ре откидывающихся верхних. Нижние за счет раскладной спинки преобразуются в диван, поролоновый матрас и постельное белье при этом остаются за спинкой). Нас на это время размещали по боевым постам – если там не неслась вахта, других – в различных вспомогательных помещениях (ленинская ком-та, спортзал и т.п.). В нашей БЧ-7 таких постов было предостаточно, т.к. (за исключением ГКП) мы отвечали – за пост упр-я полетами, КРМ (кораб-я радиомастерская), телецентр, БП станций управления оружием (2 поста МР 123), БП «Фрегата» в фок-мачте, пост акустиков и др.).
На время перехода численность возросла. Стало в районе 1000 – основной состав и человек 300 гражданских (правда, об этом судить сложно). Так, например, при пересечении экватора в день Нептуна, во время праздника на вертолетной площадке удивила их малочисленность (даже при учете, что половина были на рабочих местах или отдыхали). Но как можно отдыхать в такой момент! Подобного фейерверка жизнерадостных эмоций, искренней радости и восторженного смеха, талантливого доморощенного лицедейства, юмора – не встречал после (разве, что на карнавале в Бразилии, но там не был)!!!
Надо отдельно сказать, что среди младшего офицерского состава было значительное количество офицеров- выпускников высших военных сухопутных училищ, которые были распределены по Спец. Службам. Они совместно с гражданскими обслуживали уникальную аппаратуру ИРК. Узконаправленная квалификация по понятным причинам была выше, чем у морских офицеров, тем более что большинство пришло со свежими училищными знаниями, а вот притирка к флотским нюансам – не всегда. Это не было большой бедой, порой рождало искрометный юмор – из-за незнания лейтенантом устройства корабля, традиций, терминологии... В наряды, кроме патрулей, они не ставились. Особенного авторитета у срочников не имели, но и какого-то отторжения не вызывали, разве что какой-нибудь годок-хохмач «зарядит опус», играя на публику. Еще запомнилось со слов сослуживцев из сп. служб, что они болезненно реагировали на отсутствие сходов или непопадание на сход – говорят, что это моментально определялось по настроению.
Какова была дисциплина на корабле? Квалификация команды…
Много порочащего, выдуманного, порой гадкого приходилось встречать на эту тему в суждениях. Скажу свое мнение, разделяя все на два этапа – время моей службы и после. «После» знаю лишь понаслышке, но из первых-вторых уст, значит «знаю». «УРАЛ» - уставной корабль! Обратного придерживался лишь несколько месяцев по «карасевке», когда пришел после учебки с опозданием в полтора месяца от своих одногодков. Причиной опоздания был тот факт, что командир роты хотел меня оставить на всю службу в учебке (БФ, штурманская под Ораниенбаумом), написал рапорт, пока рассмотрели…то да се. Уже перед Новым Годом приехал мой командир группы и отвез на корабль, там моряк с нашей БЧ не ужился – его перевели в гарцунку. ПОВЕЗЛО, покуда с нашей учебки на ТОФ вовсе не было распределения. Так вот. Эта изначальная притирка с коллективом, понятие требований, море информации, совсем другая динамика и ритм, естественно, приводили с конфликтным ситуациям, которые могли вылиться и в устное оскорбление, и «по фанере» (в пределах допустимого). Может и плохо это, но доходчиво, ускоряет процесс восприятия, заставляет анализировать свои поступки, не идеализировать их. Порой подумать «а чего же я так затупил» - полезно! Очень скоро все встало на свои места, поэтому повторюсь – «удельный вес» Уставных взаимоотношений на корабле на порядок превышал Неуставные». А уставные были тоже специфическими, без вкраплений излишнего солдафонства и пафоса – в большей степени с направленностью на результат. «Знаешь», «Сделал», «Обеспечил» и … - не надо изображать, что – «Учишь», «Тужишься сотворить», «Стремишься выполнить». Субординацию никто не отменял /градации – по сроку службы, по званию, по подчиненности/. Это было и среди офицеров и мичманов.
Выдумки в зарисовках каких-то блогеров (в том числе и бывших граж-х спецов) про пьянство, бунты, какие-то мифические ЧП – это все досужая ЧУШЬ! Ни разу не встретил выпившего офицера или мичмана (про каюты – не знаю); срочники «по случаю» - перед отбоем- максимум могли распить 2-3 бутылки «Ркацители» (вино нам выдавалось по норме довольствия и его было немеряно) - при этом молодые не исключались из компании. Шило пользовалось популярностью среди гражданских, его тоже было в достатке. Тут может и были перегибы (по слухам), но локальные, т.е. никаких «массовых гуляний» не знаю. В мои БП (МР 123, «Вымпел») поскольку станции типовые, в отладке не капризные, настройщики появлялись редко, в Балтику не выходили даже перед стрельбами. Пару раз в ожидании схода («ракеты») с Кр-го рейда угощали их шилом, но это в меру и в большей части для непринужденного разговора, чтобы расспросить их о нюансах оборудования, поговорить об общих принципах радиоэлектроники (в ту пору интересовала не столько волновая теория радиосистем, сколько цифровая схемотехника – сборка компьютеров РК по схемам из жур. «Радио») да и просто «за жизнь»…
Предполагаю, что прочитавший может прийти к мнению, что излишне идеализирую прошлое. Тут могу лишь сказать - неисключено, что какие-то штрихи, детали с негативным оттенком выветрились (память не все держит), а вот ОЩУЩЕНИЯ, оставшиеся в подсознании, они такие! Факт!