Владивостоку посвящается.
Меня в лейтенантах поражало это: выпускники Севастополя, Питера, Калининграда и Баку хором говорили: Вот увидите Владик!
Увидел.
Очень необычный город: молодой, но очень быстро усвоивший множество красивых традиций. Всегда люблю задавать вопрос: какой город старше - Петропавловск или Владивосток? И многие с удивлением узнают, что город-то совсем молодой: веками осваивала Россия эту территорию, а вот ни у японцев, ни у китайцев не получилось взять эту удивительную бухту к себе в хозяйство, не смогли, не нашли общих для всех понятий и слов. Поживёшь здесь и понимаешь, что Владик действительно соединяет несоединимое: японско и славянское, южное и северное, богатое и бедное, правый и левый руль - там приживается всё, это мировой перекрёсток, пуп, мировая гавань, клуб. Как нигде, во Владике создают свою уникальную культурную нишу - этим город явно отличается от всех знакомых мне городов. Поразительные жители: достаточно грубоватые, но готовые помочь любому хорошему человеку, совершенно не злопамятные и очень ловко приспособившие к себе богатую культуру народов Приморья. Практически 80 процентов связаны с морем и моряками, как никто знают стихию и уважают её. Никто так не обижается на любую, совершенно любую, оценку города и его жителей - это право не делегируется никому: или живи тут и оценивай, или полный игнор. При этом дальневосточники (без обид для других) очень самоорганизованы. Могут мгновенно оценить твой потенциал и впряч в общее дело. Может быть это вообще характерно для портовых городов - такое я видел и в Питере, но в Питере припортовом, центр Питера уже не ощущает себя портовым городом. А вот Владик - это корабли, маяки, порт, завод, рыба и...моряки.
Прости меня, Господи: прекрасные женщины Владивостока! Любящие, отчаянные, заботливые, верящие во веки веков и на все времена. Готовые взять на себя все заботы мужиков, но мгоновенно тающие от мужской поддержки. Я не историк, но мне кажется, что судьба загнала сюда в поисках счастья самых динамичных, самых мечтательных, самых смелых и конкурентных женщин всей огромной прироссийской территории, затем перемешала это всё с японками, кореянками, китаянками и создала неповторимый образ Прекрасной Морячки, даже если она никогда не выходила в море! Но и нигде так не бьются мужики из-за женщин, как во Владике: никому не советую лезть в эти разборки. И женщины очень ценят это, мне кажется, более верных подруг мало на этом свете - до гроба. Чёрт бы побрал всю нашу жизнь без таких женщин! Приходишь ли с севера, или с юга, бедный или богатый. Буйного - успокоит, бедного - накормит, богатого - развеселит...
Сейчас во Владике ставят очень много интересных, часто забавных памятников, очень жёстко стараются сохранять старые памятники. Появился прамятник моряку торгового флота, памятник Высоцкому - всё замечательно! Но для меня Владивосток, город с мужским именем, всегда был в образе красивой, смелой, отчаянной женщины, провожающей и ждущей моряка. Как Русалака в Копенгагене, во Владике должен быть памятник морячке, памятник женщине.
Как ловко Дальний Восток (а под ДВ я всегда понимаю огромную прибрежную территорию Тихого океана) приспособил под свои потребности ПР автомобили! Аж Москва заскулила и попробовала наказать вероотступника. Получилось наказать? Хренушки!
А ведь с правым рулём Владик никого, кто его знает, не удивил. Сколько раз красивейшие корабли, лайнеры, и суда приходили сюда с верфей Питера, Николаева, Гданьска и даже Хельсинки и капитаны, прошедшие двумя-тремя океанами просили местного судоремонтника сделать "новый пиджак" своей "коробке". И всегда находились замечательные головастые мужики, которые на коленке, без чертежей и схем переваривали, переколачивали, перепаивали корабль и после этого он становился удобным в море - и домом, и рабочим местом. Моряк - главный заказчик и не было случая, чтоб корабли уходили из Золотого Рога не преукрасившись, не похорошевшими. И не просто гвоздь в стенку забили, а целые новые палубы и отсеки хреначили. Например, мало кто знает, что палубная авиация начиналась не в Николаеве, не в Североморске, не в Москве, а именно во Владивостоке. Вот откуда мог знать тамошний судостроитель, как устроена палуба для вертолёта, а ведь сделал!
А у меня был друг, он работал стекольщиком в Дальзаводе. У него было сильнейшее косоглазие после аварии в море, так он без линеек и транспортиров одним "росчерком" иллюминатороное стекло резал!