Автор Тема: "Маршал Неделин". 1984 год  (Прочитано 26863 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #67 : 15 августа 2024, 22:21:28 »
  И, в связи с первым вопросом, у меня к Вам другой вопрос.

  Три года назад Вы вместе с Анатолием Михайловичем смогли выпустить книгу В.К.Гаранина "Записки деда".  Получилось у вас просто замечательно.
Может быть, пришло время выпустить ещё одну книгу, в которой будут воспоминания ветеранов о переходах всех кораблей нашего соединения на Камчатку?  Как Северным Морским Путём, так и южным.

  Мой второй вопрос оказался за бортом.  Но этот вопрос, скорее всего, к Анатолию Михайловичу.
  Три года назад я предлагал выпустить книгу воспоминаний, полностью посвящённую переходам наших кораблей из Ленинграда на Камчатку.  Тема переходов - это отдельная страница в истории нашего соединения.  И я думаю, что книга об этих переходах всё равно когда-нибудь появится.

Бог даст, Серёжа, всё сделаем!
Очень благодарен Владимиру Алексеевичу за такую работу с материалами О.М.Павленко.
Очень узнаваемое описание. Как снова вернулся. Есть совершенно незначительные замечания, но это не портит общее впечатление.
Например, Олег Максимович пишет, что капитаны самостоятельно принимают решение по погоде, а командиры ждут разрешения Москвы. Не совсем так. Командир, если принимает решение не ходить через ураган, запрашивает разрешение на стоянку. А общая морская практика одинакова на всех флотах во всем мире.

Палуба военного корабля является неприкосновенной территорией государства, поэтом он не может встать там, где захотел.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2342
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #66 : 15 августа 2024, 18:07:02 »
  И, в связи с первым вопросом, у меня к Вам другой вопрос.

  Три года назад Вы вместе с Анатолием Михайловичем смогли выпустить книгу В.К.Гаранина "Записки деда".  Получилось у вас просто замечательно.
Может быть, пришло время выпустить ещё одну книгу, в которой будут воспоминания ветеранов о переходах всех кораблей нашего соединения на Камчатку?  Как Северным Морским Путём, так и южным.

  Мой второй вопрос оказался за бортом.  Но этот вопрос, скорее всего, к Анатолию Михайловичу.
  Три года назад я предлагал выпустить книгу воспоминаний, полностью посвящённую переходам наших кораблей из Ленинграда на Камчатку.  Тема переходов - это отдельная страница в истории нашего соединения.  И я думаю, что книга об этих переходах всё равно когда-нибудь появится.

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2342
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #65 : 15 августа 2024, 17:49:07 »
Книга О.М.Павленко по объёму большая.  А Вы сможете сами собрать все дневниковые записи из этой книги о переходе "Маршала Неделина" в Петропавловск-Камчатский и опубликовать их в этой теме?
Принято. Там не так уж и много материала. Но постараюсь.


Собрал. Кажется ничего не пропустил. См. файл.

  Спасибо, Владимир Алексеевич.  Дневник О.М.Павленко о переходе "Маршала Неделина" прочитаю.
  И постараюсь прочитать полностью всю книгу.  Пойду в отпуск и почитаю.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #64 : 15 августа 2024, 16:09:02 »
Книга О.М.Павленко по объёму большая.  А Вы сможете сами собрать все дневниковые записи из этой книги о переходе "Маршала Неделина" в Петропавловск-Камчатский и опубликовать их в этой теме?

Три года назад Вы вместе с Анатолием Михайловичем смогли выпустить книгу В.К.Гаранина "Записки деда".
Вот тут я совершенно ни при чём. Это целиком заслуга Анатолия Михайловича. Я лишь воспроизвёл "Записки" у себя на сайте.

Нет, Алексеич, ты поддержал, это важно, а обложка - целиком твоя.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1891
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #63 : 15 августа 2024, 15:52:52 »
Книга О.М.Павленко по объёму большая.  А Вы сможете сами собрать все дневниковые записи из этой книги о переходе "Маршала Неделина" в Петропавловск-Камчатский и опубликовать их в этой теме?

Собрал. Кажется ничего не пропустил. См. файл.

Олег Максимович многое знал и о флоте космической службы, и о кораблях измерительного комплекса, и о том, как развивалась ракетно-космическая техника. Что знал и запомнил - описал в книге. Он - общительный человек, умел понимать людей и людям было с ним легко общаться. О них он тоже написал. 

Книга объёмная. Рекомендую почитать полностью - http://niskgd.ru/book/v1.htm
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1891
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #62 : 15 августа 2024, 13:43:45 »
Книга О.М.Павленко по объёму большая.  А Вы сможете сами собрать все дневниковые записи из этой книги о переходе "Маршала Неделина" в Петропавловск-Камчатский и опубликовать их в этой теме?
Принято. Там не так уж и много материала. Но постараюсь.


Три года назад Вы вместе с Анатолием Михайловичем смогли выпустить книгу В.К.Гаранина "Записки деда".
Вот тут я совершенно ни при чём. Это целиком заслуга Анатолия Михайловича. Я лишь воспроизвёл "Записки" у себя на сайте.
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2342
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #61 : 12 августа 2024, 20:50:45 »

Надо сказать, в своей книге Олег Максимович многое вспомнил и о переходе на "Неделине", и о других кораблях измерительного комплекса. Если пройтись по книге поиском по слову "Неделин", можно собрать вместе все его дневниковые записи о переходе в Петропавловск-Камчатский и опубликовать тут.

  Владимир Алексеевич, у меня к Вам вопрос.  Может быть, не совсем корректный.

  Книга О.М.Павленко по объёму большая.  А Вы сможете сами собрать все дневниковые записи из этой книги о переходе "Маршала Неделина" в Петропавловск-Камчатский и опубликовать их в этой теме?

  И, в связи с первым вопросом, у меня к Вам другой вопрос.

  Три года назад Вы вместе с Анатолием Михайловичем смогли выпустить книгу В.К.Гаранина "Записки деда".  Получилось у вас просто замечательно.
Может быть, пришло время выпустить ещё одну книгу, в которой будут воспоминания ветеранов о переходах всех кораблей нашего соединения на Камчатку?  Как Северным Морским Путём, так и южным.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #60 : 12 августа 2024, 15:56:28 »
Спасибо, Володя! Как вчера всё! А Олег Максимович был запоминающейся фигурой на корабле.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1891
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #59 : 12 августа 2024, 14:53:30 »
Продолжение

"29.09.1984 г. КИК «Маршал Неделин». Командир – Волков. ЗКИ – Колпащиков. Балтийское море. Идём к проливу Большой Бельт мимо острова Бронхольм.

«Подтвердили выход. В 10.00 снимаемся. В 09.50 слышу команду «Баковым, на бак». Прибыли Таланов – главный строитель и Смагин – главный конструктор по спецтехнике ЦКБ «Балтсудопроект». Наконец-то начнём движение! Только бы ничего не случилось. Новости привёз Таланов. Филимонов будет главным инженером. Хорошо это или плохо, выяснится после окончания перехода. Думаю, что новому главному инженеру придётся туго, как зам. по производству он справлялся, по мнению военных приёмок, слабовато.

В 10.25 подняли якорь и дали ход. Все ожили. Вот и идём по Балтике. До проливов около 9 ч хода. Оборвана последняя связь с берегом. Теперь нет никакой возможности узнать, как там на берегу. Тревожно. Уходим надолго.

Погода тихая. Облака застыли сплошной сине-чёрной массой. Кое-где солнце пытается прорваться, поджигая кромки разрывов. Вода, соответственно, свинцового цвета, колышется без барашков. Где-то далеко, у горизонта, она совсем чёрная. Тучи, проливающие дождь, периодически набегают на нас, омывают палубу, делают её ярко-зелёной. Птахи, прижившиеся в надстройках, прячутся. Они улетят, как только почувствуют близость океана. В проливах они любят путешествовать на кораблях. Яркая зелень мокрых палуб напоминает полянки Пушкинских парков и побуждают их скорее увидеть. Ничего нет прекраснее влажных полян в лесах.

Туча проходит, и палуба через пять минут сухая. Цвет её становится казённым. На иллюминаторах высыхают слезы, они опять чистые. Птахи порхают над палубой, ищут лакомства, оставленные им людьми. Кое-где серый водный покров нарушают рыбацкие шхуны, выкрашенные в различные цвета.

Перевели стрелки на час назад. По правилам, должны это сделать в полночь, но наш главный штурман ТОФ решил облегчить адаптацию личного состава.

На корабле был митинг. Всех собрали по большому сбору. Гремел наш гимн. Всё-таки начался первый межфлотский переход. Прибывший замполит проводил работу. Моряки, уставшие от ожидания выхода, с удовольствием слушали, к чему им надо быть готовыми и как надо поступать настоящим морякам-тихоокеанцам. Думал ли, что через 10 лет после начала разработки проекта «Зодиак» я на головном корабле «Маршал Неделин» пойду через 3 океана. Впервые иду в рейс в форме. У военных совершенно все не так, как было на НИСах СКИ ОМЭР Академии наук СССР.

Подготовка к походу заняла много времени, почти год. По плану хотели уйти 05.09.1984 г., а вышли только 29.09. Прислали работника политотдела с ТОФ. Нужный человек. Идёт новый корабль с экипажем 500 человек через 3 океана. Очень разных людей, собранных и объединённых территорией корабля, маленьким железным кусочком родной земли. Что нас ждёт?

..."



Надо сказать, в своей книге Олег Максимович многое вспомнил и о переходе на "Неделине", и о других кораблях измерительного комплекса. Если пройтись по книге поиском по слову "Неделин", можно собрать вместе все его дневниковые записи о переходе в Петропавловск-Камчатский и опубликовать тут.
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1891
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #58 : 12 августа 2024, 14:42:01 »
Продолжение

"28.09.1984 г. КИК «Маршал Неделин». Командир – кап. II ранга В.Ф. Волков. Зам. командира по измерениям (ЗКИ) – кап. III ранга А.А. Колпашиков. Балтийское море. Рейд Балтийска.

Корабль принят Государственной комиссией и введён в состав ТОФа. Готовится к переходу южным путём в Петропавловск- Камчатский.

«Стоим на рейде Балтийска уже почти месяц. Справа по борту буровая вышка, в тумане, через сетку дождя, она вырисовывается как памятник, поставленный в чью-то честь. Ночью, обрамлённая светом лампочек, она напоминает кусочек города. Недалеко от вышки кончаются территориальные воды и там, на самой границе, стоит корабль ВМФ ФРГ. Он бессменно здесь стоит и несёт разведывательную службу. Берега почти не видно из-за постоянной дымки. Синоптик даёт на сегодня погоду тихую, но по Северному морю уже ползёт циклонище, в центре которого давление 720 мм рт. ст. Так что 29.09 ожидаем погодные заморочки.

27 число прошло в ожидании выхода. В таком же режиме проходило и 28 сентября. Уже 23-й день ждём решения. Новый начальник перехода, капитан первого ранга К.С. Трунин, только вчера прибыл с Камчатки. Он начал по новой подготовку корабля. Разрешение на переход даёт командующий Балтийским флотом адмирал с интересной фамилией Капитанец. Но ему не до нас. 26 сентября комсомольская конференция Балтийского флота. 27.09 в Балтийск прибыл маршал Огарков, он стал Главкомом западного направления. Сегодня Трунин и новый командир корабля Волков в 11.00 должны быть у оперативного дежурного базы, а в 15.00 докладывать Командующему флотом. И ещё должен присутствовать при выходе председатель Государственной комиссии вице-адмирал Волобуев. Где он на сегодняшний день, неизвестно. Так что вопрос, уйдём ли мы завтра в 12.00 – самый актуальный.

Тут есть ещё одна заноза – ПД ИТР (противодействие иностранным техническим разведкам). Это новая задача для корабля. Поэтому много проблем как в документации, так и в организации. Профессионалов мало. Большинство новички. Среди них есть экземпляры, одуревшие от свалившейся на них власти. Требования у них покруче секретности.

Имеем надежду на благополучный исход путём использования личных связей. Командующий и начальник штаба Балтийского флота – однокашники Трунина и Куражова.

У Роберта Алексеевича Проскурякова настроение изменилось к лучшему. Он теперь просто заместитель председателя Государственной комиссии, а все хлопоты по переходу передал Трунину. Сначала он переживал. Видно было, что ему не очень хорошо без постоянной нагрузки. Вообще, он человек дела. Травим о прошлом. Пока откладывается выход, нас опутала какая-то вялость.

Делаю попытки работать. Хожу в спортзал таскать штангу. Взял баскетбольный мяч и затащил в спортзал Куражова и Головнева. У Миши от бега кружится голова и появляется звон в ушах.

Попов принял от Каплина обязанности начальника штаба похода. Этого ему только и не хватало. Он с такими рвением и пунктуальностью бдит программу Государственных испытаний навигационного комплекса «Андромеда», что иногда вызывает удивление. Некоторые вопросы программы – просто, ошибки разработчиков. Куражов убедительно объясняет это, но Виктор Михайлович настаивает на их выполнении.

Живём вне работы замкнуто. Салон, каюта, койка и телевизор, спортзал. Людей видим мало. Развлекает своими байками Литвинов. Рассказывает очень интересно, но часто повторяется. Память электронная. Биография его интересная. Даже то, что он женат 3 раза, говорит о многом. Жизнь свою он делит на две части, холостяцкую и после третьего брака. Третий брак уже 20 лет. Результат — две дочери и сын.

За вечерним чаем в салоне командира, надеюсь, Владимир Сергеевич нам подарит очередную байку».

О. Павленко."
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1891
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #57 : 12 августа 2024, 14:35:31 »
Из книги О.М.Павленко "Океанские опоры..."
Об отходе "Неделина" из Балтийска.

15.09.1984 г. Балтийск. Внешний рейд. КИК «Маршал Неделин». Командир – Волков. Заместитель командира по измерениям (ЗКИ) – Колпащиков.

«Наконец-то 12.09.1984 г. поднялся на борт «Маршала». Вернулся из Ленинграда. 3 дня жил на берегу в гостинице «Золотой якорь». Из-за плохой погоды пришлось испробовать русский сервис в бывшей немецкой гостинице. До 1946 г. город назывался Пилава. Здесь была военно-морская база Германии. Строили её в основном пленные, захваченные в первой и второй мировых войнах. Старые дома двух-трёх этажные из кирпича бордового цвета, с красными черепичными крышами. Много деревьев, кустов и лужаек с цветами. Мостовые ещё сохранили булыжник. Главная улица носит, конечно, имя Ленина. На ней все основные магазины, почта и вокзал. Дом офицеров, штаб Военно-морской базы, музыкальная школа разместились в оставшихся после войны немецких строениях. Есть район новых построек. Дома от пяти этажей и выше. Архитектуры никакой. Окна, балконы, панели между ними и плоские крыши с рогульками телевизионных антенн. Они напоминают огромные теплицы, поставленные друг на друга. Это подтверждают озеленённые балконы.

Номера в гостинице – на одного, двух и более человек. Стены покрыты масляной краской желтоватого оттенка. Набор стандартный: стол, стулья по количеству мест, шкаф, графин со стаканами и светильник в центре потолка из голых лампочек, койка с провалившимся матрасом и тумбочка с дверцей без ручки. В углу – раковина в ржавых подтёках и капающим краном. Туалет и душ в конце коридора. Там обрывки центральной и местной прессы. Мусор равномерно распределён повсюду. Буфета нет, но рядом ресторан. Утром и днём – стандартное питание командированных и приезжих, а вечером гарнизонная «элита» – морская пехота в сапогах и при портупее, морские офицеры в кителях и береговые разночинцы из штабных и тыловиков, как правило, в тужурках или в цивильном. О дамах можно сказать, что это осенний букет – ещё яркий, но уже увядающий.

Нас было трое: я, Николай Иванович Головнёв из Ленинграда и Владимир Назарович Гасанов из Москвы. Я представляю заказчика на ЛАО, Головнёв — главный наблюдающий от ВМФ, а Гасанов — ведущий специалист от ГУКОС МО. Плавсредства на внешний рейд не ходили из-за штормовой погоды. Наши попытки выбить буксир были безрезультатны. Мы болтались з дня по городу, ходили играть в бильярд в Дом офицеров, ужинали в ресторане. От убогости гостиницы, от неуютности города и мерзости погоды нам хотелось скорее на корабль. Мы знали, что полтора месяца будем без берега, но расставанием с ним не опечаливались.

И вот мы на корабле. Каюты «Маршала» под стать современному пассажирскому лайнеру. Здесь тепло и уютно, да и кормили хорошо. Проще сказать – мы дома!

У военных моряков отход ещё сложнее, чем в Морфлоте. Ждём команды Командующего Балтийским флотом. У нас межфлотский переход. До Индийского океана корабль ведёт Балтийский флот, а там его передают Тихоокеанскому. В поход идут:
- командир 35-й бригады КИКов капитан I ранга К.Н.Трунин, его заместитель по измерениям капитан I ранга В.С.Литвинов;
- заместитель председателя Государственной комиссии капитан I ранга Р.А.Проскуряков – он же командир перехода;
- Главный штурман ТОФ капитан первого I В.И.Попов;
- начальник управления НИИ-9 ВМФ капитан I ранга М.А.Куражов;
- Главный наблюдающий от ВМФ капитан I ранга Н.И.Головнёв.

На отход должны прибыть командующий Балтийским флотом и Председатель Государственной комиссии вице-адмирал Е.И.Волобуев. Ещё с нами шла большая группа от промышленности и военных институтов. На переходе мы должны были закончить Государственные ходовые испытания корабля.

Встретил нас Литвинов. Как оказалось, с датой выхода пока не ясно. Нет Трунина. Он назначен командиром перехода вместо Проскурякова. Последний этому очень рад. Прибытие Волобуева не определено. Моисеева – первого командира «Маршала», Главком снял. Назначили капитана I ранга А.Ф.Волкова. Командующий флотом будет на корабле после проверки Штабом Флота. В общем, как сказал Литвинов, всё идёт по отработанной программе.

Прошло 10 лет, как я стал работать в Военной приёмке. «Маршал Неделин» – корабль, в рождении которого я принимал участие от разработки технического задания до вот этого заключительного аккорда – Государственных испытаний и передачи корабля ВМФ. Теперь я иду в море на военном корабле. Он предназначен для обеспечения испытаний МБР и космических объектов. Космические задачи те же, что у НИСов 9-о ОМ КИК, на которых я работал 7 лет.

По морю соскучился. Береговая тягомотина на отходе очень изматывает. Трунин потерялся, Волобуев не торопится, Главком не решает вопрос об оплате валютой. В ВМФ платят валютой в море только при наличии боевой задачи. Нам её придумать не могут или не хотят. Сдаточная команда ЛАО ждёт этого решения и сидит на берегу».

О. Павленко
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #56 : 27 января 2017, 20:45:17 »
Так описывает этот случай мичман Василий Сосновских.

Василий Сосновских

Бочка на юте, а ют - моё заведование. Была суббота и соответственно большая приборка. Я был дежурным по камбузу и руководил приборкой Фидоринов. С утра бумаги жёг секретчик. Остальное всё так - заставили вытряхнуть золу за борт. Годки только сошли на берег, а молодёжь ещё не очень знала заведование. Насколько я знаю, при перекачке из одной цистерну в другую ответственный проспал, дистопливо переполнило объём, через патрубок для стравливания воздуха пошло на левый шкафут, дальше через шпигат и за борт - одиннадцать тонн. Пожарная система была поморожена. Жуть, огненный смерчь выше бизани. Парни из ГМС сидели под палубой, вода кипела на переборках, а рядом ведь две спиртовые цистерны, помните. И фреоновые баллоны. И мы после похода, ватерлиния над водой высоко - всё греется. А снегопадище был знатный, но с Питера всё видно было. Насколько я помню, подходил с Рыбачьего ледокольный буксир (забыл имя), он тушил остатки.

Андрей Кривов
Да было дело а я как раз в помещении аварийного привода рулем охлаждали переборки и борт  в добавок пожарный шланг лопнул полностью в ледяной воде зуб на зуб не попадает такое не забудешь !
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #55 : 26 января 2017, 09:41:31 »
В кают-компании http://www.toge.ru/kk4.html А.Г.Карпов это описывает так:

...       И вот в экспедицию прибыло пополнение. Белоснежный от клотика до ватерлинии, специально спроектированный для поставленных задач, избалованный вниманием всех разведок мира, "Неделин" занял свое место на бочке в бухте Крашенинникова в точке 58.

       Главных ценителей еще не было. Штаб бригады во главе с комбригом к.1.р. Ю. А, Каплиным и всеми кораблями еще не вернулись с очередной боевой службы. Их ждали со дня на день. Настроение ожидающих было разным.

       Личному составу и большинству молодых офицеров, на соединении ранее не служивших, до штаба бригады было, как до командования ТОФа - т.е. их наличие со своим существованием они никак не ассоциировали.

       Командование корабля (командир, старпом, замполит) тоже на соединении ранее не служили, однако командование бригады являлось их непосредственным начальством, т.е. ассоциации были самыми прямыми. В меру сил командиры пытались привести опьяневшую от завершения полукругосветки и зимней Камчатки молодежь "в меридиан", что-бы встретить штаб на пике флотской организации и порядка на заведованиях.

       Комдивы измерительного комплекса все были выходцами из ТОГЭ, хорошо знали своих флагманских специалистов и что от них ожидать, но особого волнения не испытывали. Комплексы у них были новые, "флажками" еще не виданные и не изученные, так что ближайшие перспективы общения сводились к показам и объяснениям. Так что неожиданностей не прогнозировалось.

       Механикам было не так спокойно. И командир БЧ-5 Н. Н. Новиков и его комдивы Вова Любенков и Серега Петрухин пришли с ТОГЭ и хорошо знали флагмеха "деда" Некрасова и его помощников.

       Требовательность флагмеха на соединении была легендарна и имела объективные причины. Одним из поводов к постройке "Неделина" было то, что корабли соединения выработали свой ресурс задолго до его прихода. Для примера: когда "Спасск" выходил из ремонта в Дальзаводе в 1980 году, зазор между стенкой цилиндра и поршнем его паровой машины составлял 12(!) мм. Корабли не списывались, поскольку их нечем было заменить, и активно (и безаварийно) эксплуатировались во многом исключительно высокому профессионализму специалистов БЧ-5. Коего профессионализма и добивался флагманский механик.

       В ночь перед приходом кораблей бригады в базу механики "Неделина" еще наводили лоск на своем заведовании. Кому пришла в голову мысль тайком осушить трюмные воды ночью в бухту, неизвестно. Факт остается фактом, грязную воду со значительным количеством солярки качнули за борт. В принципе, ничего страшного, про "Гринпис" и Митволя тогда не слышали. Однако был декабрь, в бухте был лед, и солярка в силу своего удельного веса всплыла в полынье между бортом и льдом.

       Утренняя приборка. Дежурный по кораблю замполит ИК к.3.р. В. А. Проневич, полный сознания своей ответственности за подготовку корабля к приходу штаба, обходит корабль, проверяя приборку. Когда у тебя на рукаве повязка "рцы", нелепо просто пройти мимо шуршащих швабрами матросов. Надо чего-нибудь углядеть, куда-нибудь ткнуть пальцем, вызвать старшину команды или командира группы. А будут возражать - всех заложить старпому на утреннем докладе.

       На юте "Неделина" стоит печка-буржуйка. Сделали ее из бочки, покрасили в цвет палубы, смотрится нормально. Нужна она, чтобы сжигать бумагу. Как любая организованная система, корабль 1 ранга требует для своего функционирования определенное количества бумаг. А куда их девать? За борт на радость ребятам из ЦРУ - нельзя. На кораблях типа "Спасска" проще - там паровой котел "Бабкок Вилькокс" (шведский, музеи от-дыхают, документацию в ремонте пытались достать через МИД - нет даже в Швеции) - топка размером с каюту. А на "Неделине" пришлось поставить печку; в заведовании у боцманов, но использовать могут все по необходимости.

       И вот какая-то сволочь этим утром там что-то жгла! А корабль к смотру!! А там пепел!!! Что говорил боцманам Антоныч - неизвестно. Но впечатление произвел. Впечатленные боцмана быстро вытряхнули содержимое печки за борт.

       И это случилось. Солярка на воде вспыхнула весело и энергично. Столб огня в районе кормы быстро вырос до вертолетной палубы. Сгорел кормовой флаг. Появившиеся из-за Трех Братьев корабли бригады с изумлением наблюдали столб дыма над родной ба-зой.

       В районе объятой пламенем кормы цистерна с 70 тоннами авиационного бензина для вертолетов. Корабль ход дать не может, дизель не запущен. На якоре не подтянуться, стоим на бочке, кругом лед. В этой ледяной кастрюле с соляркой кипятим цистерну с авиационным бензином. Пытаюсь лихорадочно соображать, что мы можем предпринять в этой ситуации. Кажется, только ждать, что произойдет быстрее - механики запустят двигатели или рванет цистерна.

       Командир находит другой выход. Волков спокойно, как всегда, приказывает в ПЭЖ запустить выдвижную движительно-рулевую колонку ВДРК(черт возьми, я про неё даже не вспомнил!). Была на "Неделине" такая новинка по тем временам: из шахты под кормой выдвигается что-то вроде подвесного лодочного мотора, и подталкивает корму в нужном направлении. Устройство запущено из холодного состояния и пытается сдвинуть корабль в ле-дяном поле. Из ПЭЖа доклад (кажется, это был Игорь Ляндин):
       - Товарищ командир, из шахты подруливающего идет дым. Подруливающее сейчас сгорит!
       Волков (спокойно):
       - Пусть сгорит. Вы мне сдвиньте корму на 10 метров.
       Сдвинули. К этому моменту подошли корабли соединения. Комбриг, штаб и все высыпавшие на палубы любопытствующие видят своего долгожданного собрата: с остатками девственной белизны в носовой части, закопченной кормой, сгоревшим флагом и ошарашено ползающим по заведованиям экипажем. Перекраска корпуса в шаровый цвет "как у всех" прошла быстро и безболезненно для самых радикальных патриотов "белого парохода".   
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Плюхов Сергей Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 2232
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #54 : 26 января 2017, 04:10:22 »
Хорошо помню, мы возвращались из похода..

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #53 : 25 января 2017, 23:09:48 »
Знаменитое возгорание топлива после прихода на Камчатку. Из коллекции С.В.Дышканта.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #52 : 02 февраля 2016, 18:04:03 »
Фото экипажа после подъёма флага.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 5678
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4 ПРЦ
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #51 : 15 января 2016, 11:02:28 »
Да ,послужить бы на Неделине, хоть месяца 3 бы.. .111
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #50 : 14 января 2016, 23:55:37 »
Снято с борта ТАРКР "Фрунзе".
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #49 : 29 декабря 2015, 11:29:23 »
А.М. не  "МН" ли?

Похоже, что "Неделин" и помню моряка - крайнего слева. А третий слева очень похож на Дудоладова.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4204
  • "Спасск" 75-78
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #48 : 29 декабря 2015, 10:35:29 »
Нам бы на "Спасск" такой дизель,а? Мы бы всех этих  Арнольдов с Ванденбергом,как два пальца...

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4204
  • "Спасск" 75-78
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #47 : 29 декабря 2015, 09:06:00 »
А.М. не  "МН" ли?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #46 : 28 декабря 2015, 19:56:56 »
Редкий ракурс. Это лежит у нас в фотошхере.
Чётко вино место от якоря левого борта. На "Крылове" этого клюза не было изначально.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #45 : 23 декабря 2015, 17:58:37 »
Просто красивейшая фотография "Неделина".
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #44 : 12 ноября 2015, 12:34:36 »
Переход экватора в 1984 году.
Атлантика.

Слева направо:
Бухарин А.А.,
старший разработчик СУА (системы управления антеннами) с "Альтаира", прекрасный человек Мартынов Вячеслав Андреевич,
Балашов В.В.,
Курочкин А.М.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 5678
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4 ПРЦ
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #43 : 27 февраля 2015, 19:14:56 »
Интересные фото... .118 .111 0__16
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #42 : 26 февраля 2015, 14:58:42 »
Ленинградская Обл в командировке по засолке капусты для ЛенВМБ
ходили на какую то гору к такому памятнику: Вандышев, Я, Савва, Колосан Паша.............Шульга...последние Мельниченко О , Северинов Юра         
Камчатка  Юстировка Л-т Тявкин(если не ошибаюсь) и Обухов.       
Под правым винтом  Вадышев, Я.......
плохая видимость  Кр-т  ДОК     
На Юте: Варокосов К ...... Демидов, Кузнецов Саня, Мельниченко А   Матрос Ершов Ковтун В ......         
Я. Буквы КТОФ накорябаны на глиняном обрыве (Засолка капусты)         
Мы с Саней Кузнецовым на левой надстройке.
БЧ1 у катера призыв весны 82
Тумашевский женя драит Ют с ведром Вова Ковтун.
Работа на Юте       
Призыв весны 82года МН.....       
Саша Кузнецов и Алексей Бовтун.                         
На левом Шкафуте.     
Саша Плескач БЧ5  Юстировка     
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #41 : 25 февраля 2015, 20:58:13 »
К К Офицеров Сопинский Саша и Я Гарсон №2 .   
Алиев и Демидов в Кронштадте .   
Геранин Дудоладов и Я Канакри.   
В культ походе у музея религии и атеизма Кронштадте В Вандышев,
Я с ведром с пирогами,Ершов Дедяев Ковтун.   
Алиев Дима На Соседнем Боевике     
БЧ1 первое место
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #40 : 25 февраля 2015, 20:55:02 »
Экватор: Дедяев и Я, слева Мичман Сосновский...     
Командировка  Лен обл Засолка капусты для Лен ВМБ
Я и Сергей Иванников.,   
Ленинград Тумашевский Вандышев и Я.     
Конакри Славка Обухов НА Шпиле.   
Я и Матрос Ершов  Ют1984     
Коваль Кузнецов Прохоров надстройка л. борта
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #39 : 25 февраля 2015, 20:51:44 »
Катилевский Саша при заправке,
Андрей Мельниченко (самый большой матросМН на фоне самого большого ледокола), 
"Лося" (Мельниченко Андрея) заломали :Ворокосов  Ковтун  Ершов, аккомпанирует Олег Мельниченко.,
Савва и Олег Мельниченко на левом шкафуте, 
Тумашевский, Ковтун Вова,.............на Юте
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #38 : 25 февраля 2015, 20:47:12 »
Культпоход,
Тумашевский Женя
Саша Кузнецов и Я,
Праздник по моему Кронштадт,
Я на Юстировке, на сопке.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #37 : 25 февраля 2015, 20:18:18 »
Поразительная фотография от Виктора Тимохина.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #36 : 05 января 2015, 21:18:41 »
Очень хорошая фотография.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #35 : 01 ноября 2014, 13:56:58 »
Неделинец Арифанов Валерий Николаевич из Орла прислал кучу фотографий, смотрите в фотошхере: http://www.toge.ru/21_input.php

Например, эта:

. Вертолёт, скорее всего Балтийского флота.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #34 : 16 октября 2014, 20:45:39 »
Первый переход экватора. Исторический факт: помощника по снабжению черти загнали на барбет "Ромашки".

В этом году Фарит Файзуллович был на встрече. Я очень рад его видеть, он практически не изменился, поседел малость.

И фотографии от вдовы Артура Сулейманова.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #33 : 31 марта 2011, 16:52:10 »
Расих, это и есть этот фильм. Всё. Его снимали для КВНа. Автор Константин Пирогов.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #32 : 30 марта 2011, 21:48:18 »
Про наш с тобой корабль там только одно видео:
"Неделин", 1984 г.

<a href="http://www.youtube.com/v/2gz-Gklz5jE" target="_blank" class="new_win">http://www.youtube.com/v/2gz-Gklz5jE</a>
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Галимов Расих Радифович

  • Третий галс
  • ***
  • Сообщений: 11
  • "Маршал Неделин"
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #31 : 30 марта 2011, 20:52:12 »
Цитировать
Здесь: http://www.toge.ru/smf/index.php?topic=2169.0
там три страницы, подскажите что искать, сразу ролик или ссылку на него? хоть название нужно ))
http://www.toge.ru/foto/nedelin83_84/index.html; http://www.toge.ru/foto/nedelin_82_85/index.htm - ФОТОГАЛЕРЕИ ГАЛИМОВА РАСИХА (РАДИКА) 1982-1985 гг.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #30 : 30 марта 2011, 20:21:25 »
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Галимов Расих Радифович

  • Третий галс
  • ***
  • Сообщений: 11
  • "Маршал Неделин"
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #29 : 30 марта 2011, 19:49:05 »
Цитировать
Неделинцы, мы оцифровали знаменитый фильм-комедию, который мы снимали на переходе.
Где можно его скачать?
http://www.toge.ru/foto/nedelin83_84/index.html; http://www.toge.ru/foto/nedelin_82_85/index.htm - ФОТОГАЛЕРЕИ ГАЛИМОВА РАСИХА (РАДИКА) 1982-1985 гг.

Оффлайн Сысоев Николай Петрович

  • Третий галс
  • ***
  • Сообщений: 25
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #28 : 30 марта 2011, 17:21:00 »
Рад что и я на что то сгодился.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #27 : 29 марта 2011, 17:50:12 »
Курительный салон, в котором никто и никогда не курил.

Мисман Илдар Гилязов и Маршал Неделин.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #26 : 29 марта 2011, 17:46:26 »
Да, Коля, классную ты вещь откопал. Вот мой дивизион и фотография комдива
Степанова Виталия Петровича.


http://fotki.yandex.ru/users/kaev305/view/336603/
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #25 : 29 марта 2011, 17:24:38 »
Лучше так: щёлкайте на этой фотографии и она вас выведет на коллекцию Саши Киселёва.


http://fotki.yandex.ru/users/kaev305/view/154287/
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Сысоев Николай Петрович

  • Третий галс
  • ***
  • Сообщений: 25
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #24 : 29 марта 2011, 16:54:39 »
На ЯНДЕКС ФОТО  набираешь ЧУМИКАН - появляются 3 фото одно из которых и есть ЧУМИКАН и автор Киселёв Александр -нажимаешь на него и наслаждаешся просмотром.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #23 : 28 марта 2011, 20:31:40 »
Тогда проще ссылку дать, Коля.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Марчук Владимир Семёныч

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3249
  • 66-69 - КИК "Сахалин"
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #22 : 28 марта 2011, 20:30:19 »
РЕбята спасибо! Фоты классные!

Оффлайн Сысоев Николай Петрович

  • Третий галс
  • ***
  • Сообщений: 25
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #21 : 28 марта 2011, 19:05:20 »
попробую ещё

[Мичмана Саша Пахомов и Валера Бабий. Дивизион ВТ]

Оффлайн Сысоев Николай Петрович

  • Третий галс
  • ***
  • Сообщений: 25
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #20 : 28 марта 2011, 19:01:43 »
попробую ещё

[мичамана слева: Алёшин БЧ-1, Слукин БЧ-4, Курилкин с ГМС]

Оффлайн Сысоев Николай Петрович

  • Третий галс
  • ***
  • Сообщений: 25
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #19 : 28 марта 2011, 18:57:45 »
Отправлял много фоток но отправилась только одна , а вовще у него их под сотню.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23235
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин". 1984 год
« Ответ #18 : 28 марта 2011, 18:43:51 »
Да, здорово! Саша Киселёв - мичман дивизиона выч. техники, мы вместе служили. Жаль, что он сюда не размещает фотки. Они просто классные! Перенесу эту в раздел "Неделина".
Никто пути пройденного у нас не отберёт