Чем отличается речное училище от морского? В изучение реальной гидростатики.
В речном училище после 2 курса я прошел плавательскую практику в 1974 году на СТ-551 - шестисоттонник о двух 150-сильных дизелях.
Рейсы: Уфа-дельта Волги-Москва. Астраханские арбузы. Их потом разгружали грейфером для ПГС. Прямо в ЗИЛ-самосвал.
Москва-Уфа. Трехтонные контейнеры.
Экслюзив ( то, что является исключительным, неповторимым, единственным в своём роде) -рейс колхоз в Башкирии под Дюртюлями - ст. Большая Волга под Ярославлью .
Обычные мослы скота для клееварочного завода.
Грузились сутки - порядка 50 тонн в ящиках по 50 -100 кг. Бригада из местных грузчиков, есть бугор (бригадир), мы - 15 курсантов, подписались на круг.
Круг - это просто, если сошел, денег нет. Справились, получили первые деньги - потом оные пропили в Москве на ВДНХ у пивных автоматов.
Витька Абдурашитов после пива обоссал угол в метро. Ну не было тогда туалетов в Москве.
В 1979 - метро ВДНХ, напротив стройка гостиницы Космос, мужики направо, бабы - налево. Пописать.
Ст. Большая Волга - разгружались двое суток и в тамошней деревушке курсанты познакомились... эх, Галя... прости татарина...
Научился спать в машинном отделении во время вахты моториста 10-15 минут. Надо понимать, что танковый дизель Д6-150 (балалайка в наречии механиков) ревет на все 110. Децибел!!!
Там без шлема никак!!! Спал, сцуко, так хотелось. На Чажме под палубой рычала Манька и пара дизель-генераторов... так это шелест камыша на болоте...
Потом жизнь научила высыпаться два-три дня подряд...
На Северах после "парковки" вахтенный моторист гонял Д6-150 еще полчаса, пока экипаж не уснет, иначе звон в ушах просто не давал уснуть.
Так о чем я... а, гидростатика.
Ее хрен пощупаешь. Как радиация. Где-то давит, где-то выпирает.
А вот закончил 3 курс. На отлично. Если первые два курса я пьянствовал и по девкам... после первой практики стало понятно, что без знаний никак.
Стипендию дают.
Комроты Витя Коняев, :
"Галимарзанов, тут похоже ошибка в сумме. Тут повышенная, а ты пьяница... "
Очередь за мной, нетерпеливо:
"Командир, все правильно. Он просто всех уже задрал этой ошибкой!.."
3 курс закончен. Испытание судьбой - реальная практика в штатной должности рулевого-моториста. И попал под капитана -пьяницу.
В отделе кадров "Волготанкера" женщина-кадровик напутствовала:
"Благовещенск, толкач Речной-32. капитан такой-то".
Это было в начале апреля. В декабре, она, увидев меня в проеме, - "А, Галимарзанов..." - я был потрясен - это какая фотографическая память у нее была!!!!
У нее было более тысячи таких, как я.
Или это мои уши так очевидны... хз.
Теплоход - толкач Речной-32, 450 лошадей на два винта, обычный состав - баржа Бельская 5000 тонн. По большой воде баржа грузилась по самые немогу.
Толкали от Александровского причала Уфы до Дербешки (Кама). Речка Белая - тут единственное отличие от всех остальных рек и речек-
можно расходиться любым бортом, а не только левым.
Вахта - капитанская. Т.е. вместе с капитаном по отчеству Михалыч, кунгурским татарином, с 00 до 04 и 12-16.
Моя служба - мотаться МО, палуба, баржа, рубка, МО... протереть, подлить, смазать...
В час ночи Михалыч отпал от костыля (рычаг электропривода руля) и прилег на палубу... пьяный...
У меня ступор. Мычание. Нарастающий ужас. А состав херачит в ночи по перекату на яр.
"Михалыч, а, Михалыч, б...дь, Михалыч, что, что делать мне..."
Схватил костыль. И тут картинка в мозгах - старпом в первых рейсах показывал мне, что надо делать, когда входишь в яр.
"Тут, братец, не суетись. Смотри, как яр начнет толкать баржу обратно. Видишь, я ничего не делаю, а яр уже оттолкнул нос баржи. Гидростатика, братец..."
Ахренеть!!!! Долбаная теория наяву!!! На речке Белой!!!
Итог. Вахту я отстоял до конца. Потом все встречные капитаны уже узнавали мой голос по рации и ободряли словами, при расхождении
включали в рубке свет, чтобы показать поднятую руку в знак приветствия...
4 курс. Мы стали мужиками. Видно по хребту, говору, взгляду, жесту. Учиться еще три месяца, потом госэкзамены, распределение... и все.
Госэкзамены - один 4, остальные - отлично. 4 - из-за опечатки в издании по судовождению. Да хрен с ней.
Через месяц - остров Русский. Пастух решил весеннее пополнение 1976 отправить в учебку, дабы не пересекались ремонт и учеба. И вот в сентябре - Спасск.
Взирал на все профессионально. Сразу отмечал несуразности - ими пользовался на всю для "поспать".
Был хитер, но проницательный Пастух ловил таки и прощал. Злодей, как Сталин. Кадры решают все.
На Спасске утреннее построение начиналось с доклада Пастуху и обхода оным экипажа. Леонид Васильич здоровался с командирами и ... рядовым составом за руку.
Таковым был Сергей Алейников, мой старшина.
Через несколько месяцев службы на построении я увидел взгляд Пастуха и его протянутую руку:
" Утро доброе, Галимарзанов..."
"Здравия желаю, тащ..."
... на всю оставшуюся службу. Ну как я мог не оправдать его доверия...
Он доверился, я оправдал... вот она, гидростатика человеческих отношений...