Автор Тема: Полеты, которых не было  (Прочитано 2093 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Шардт Валерий Анатольевич

  • Skype valera-shardt
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3066
  • "Маршал Крылов" БЧ-7 ГАГ
.. Полеты, которых не было
« Ответ #3 : 25 ноября 2011, 07:45:34 »
Пессимизм очень заразен, даже очевидные факты могут оказаться под сомнением
Цитировать
Несостоявшийся старт Судьба нашей космонавтики могла быть иной, если бы не был ликвидирован отряд космонавтов Академии наук - Он из пришельцев, я в этом убежден!
- Инопланетянин, что ли? - я не мог сдержать улыбки.
astronaut.ru/bookcase/article/ar121.htm astronaut.ru/bookcase/article/ar61.htm
Прорвёмся, мы такие!

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 4044
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
.. Полеты, которых не было
« Ответ #2 : 04 апреля 2011, 16:47:27 »
Гибель космонавта № 0
За 19 дней до полета Юрия Гагарина в Звездном городке произошла страшная трагедия
23 марта 1961 года погиб член первого отряда космонавтов СССР Валентин Бондаренко. Эта трагедия на десятилетия была засекречена, поэтому и сегодня о ней мало кто знает. В недавно рассекреченных дневниках тогдашнего руководителя Центра подготовки космонавтов генерала Каманина в тот день была сделана такая запись: «Погиб слушатель-космонавт старший лейтенант В.В.Бондаренко. Нелепая первая жертва среди космонавтов. Он погиб от пожара в барокамере на десятые сутки 15-суточного эксперимента, проводившегося в Институте авиационной и космической медицины. Причина возникновения пожара пока неизвестна, вероятнее всего, она кроется в плохой организации дежурства и контроля за ходом испытаний».
Возгорание спирта
Позже было установлено следующее. Валентин Бондаренко проходил испытания на одиночество в сурдокамере. В помещении очень небольшого объема, где можно было только встать с кресла или же полуоткинуться в нём для сна, он провел девять суток. Трагедия произошла на десятые. Как раз когда заканчивался эксперимент. У ног космонавта стояла электрическая плитка, на которой он разогревал пищу. Одновременно Валентин начал снимать с тела медицинские датчики. Протерев кожу ваткой, смоченной в спирте, он, не глядя, бросил ее в корзину для мусора. Но попал на включенную электроплитку. В атмосфере чистого кислорода пожар вспыхнул моментально. Сразу открыть двери оказалось невозможно из-за перепада давления. Когда спасатели все-таки ворвались, было уже поздно. Бондаренко находился еще в сознании. Он бормотал: «Никого не наказывайте. Я сам виноват. Сам...»
В архивных фондах музея Центра подготовки космонавтов имени Гагарина из более чем 20 тысяч документов и экспонатов лишь одна картонная папка хранит в себе память о Валентине Бондаренко. Фото из личного дела, фотография его могилы, автобиография, написанная его рукой, выписка из экзаменационных ведомостей Армавирского военного училища, диплом об окончании училища, орденская книжка, карты Луны с отмеченным кратером, носящим его имя. Не так уж и много. Но и не так мало для 24-летней жизни.
Каким он парнем был
Валентин Бондаренко родился в Харькове 16 февраля 1937 года в рабочей семье. Будущий космонавт грезил небом с детства. В старших классах занимался в Харьковском аэроклубе. В 1954-м он окончил школу, поступил в Ворошиловградское военное авиационное училище. В 1956 году его перевели в Грозненское училище, оттуда - в Армавирское. Окончил его в год запуска первого искусственного спутника Земли. Затем проходил службу в Прибалтике. «Трудолюбив. Летать любит, в полётах не устаёт... Летает смело, грамотно, уверенно...» - написано в аттестационном листке лётчика-истребителя Валентина Бондаренко.
С 31 мая 1960 года Валентин Бондаренко числился за воинской частью № 26266 - это военный городок в подмосковном поселке Чкаловский, где проходили тренировки космонавты из первой двадцатки. Сегодня мы называем их «гагаринским отрядом».
«Валя был очень добродушным, весёлым парнем, - вспоминал космонавт Павел Романович Попович. - Сам любил пошутить и никогда не обижался, когда подшучивали над ним. Он отлично пел, голос и слух - выше всяких похвал. Мы называли его «Звоночек». Каждое утро, а он жил на самом верхнем этаже дома, Валентин сбегал по лестнице и стучал во все квартиры: «На зарядку, на зарядку!»
Космонавты вспоминают такой случай. Однажды на подоконник из квартиры на пятом этаже вылез мальчишка и в страхе застыл. А внизу уже собралась толпа. Стали уговаривать мальчонку вернуться внутрь, но тот боялся даже пошевелиться. Валя Бондаренко отреагировал мгновенно: поднялся по водосточной трубе на пятый этаж и снял ребенка с подоконника. «Меня и теперь трясёт, когда вспоминаю, как Валентин поднимался по водосточной трубе. А ведь каждую секунду он мог свалиться вместе с трубой», - вспоминает лётчик-космонавт СССР Георгий Шонин.
Тогда всё окончилось благополучно. А через несколько недель случилась трагедия в сурдокамере.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за успешное выполнение задания правительства В.В. Бондаренко награждён орденом Красной Звезды (посмертно). Посмертно присвоили ему и звание космонавта. А ещё раньше, 15 апреля 1961 года, появился указ: «Обеспечить семью старшего лейтенанта В.В. Бондаренко всем необходимым как семью космонавта».
Валентин Бондаренко был похоронен в Харькове, где жили родители. На обелиске, установленном на могиле, была высечена стандартная надпись: «Светлой памяти от друзей-лётчиков». Только в 1980-х годах появилась приписка: «космонавтов СССР».
- Мы с мамой после гибели отца прожили в Звёздном ещё несколько лет и уехали к родным в Харьков, - рассказывает Александр Бондаренко, сын космонавта. - Думали, там полегче жить. Отдали здесь двухкомнатную квартиру и получили такую же в Харькове. Помогали ли нам? Матери за отца выплачивали около ста рублей в месяц, - пока мне не стукнуло шестнадцать. Больше никто о нас не вспоминал...
Засекреченность гибели Бондаренко породила много слухов. До сих пор ходит версия, что он был космонавтом № 0, то есть полетел в космос до Гагарина и там получил ожоги, приведшие к смерти.
Американский дубль трагедии
То, что трагедия Валентина Бондаренко была засекречена, косвенно ударило и по американской астронавтике. Некоторые специалисты считают, что если бы американцы вовремя узнали о ЧП с российским космонавтом, то это предотвратило бы гибель экипажа «Аполлон-1», которая произошла спустя шесть лет - 27 января 1967 года при наземных испытаниях лунного корабля. НАСА подготовило инструкцию по безопасности объемом в 213 страниц. Но в ней не было предусмотрено ни одного пункта на случай пожара. По проекту, на старте кабина «Аполлона» заполнялась чистым кислородом под давлением 1,14 кг/ см2. Даже при давлении 0,35 чистый кислород легко поддерживает огонь. При установленном же давлении опасность растет с угрожающей скоростью. Однако никто об этом не подумал. Через несколько минут после начала эксперимента на пульте управления испытаниями раздалось: «У нас пожар!». На стекле телемонитора, транслировавшего изображение экипажа через иллюминатор выходного люка, уже плясали языки пламени. Спасатели бросились к люку корабля и отпрянули назад: «Он слишком горячий». Когда кабину вскрывали, двое из 27 членов стартовой команды получили сильное отравление угарным газом. Люк открыли лишь через пять минут. Трое астронавтов сгорели.
Космические потери
Вторая наша потеря произошла 23 апреля 1967 года. В космическом пространстве находился испытываемый «Союз-1», пилотируемый полковником Владимиром Комаровым. На 18-м витке советский космонавт начал ориентацию для входа в атмосферу. Включил тормозные двигатели. Все операции прошли нормально. После входа космического корабля в атмосферу должны были раскрыться парашюты. Но система отказала. Со скоростью 644 км в час неуправляемый уже космический аппарат врезался в Землю. Полковник Комаров погиб мгновенно.
При испытании орбитальной станции «Салют-1» погибли Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Программа полета была выполнена успешно. 6 июня 1971 года экипаж возвращался на Землю. Когда группа поиска обнаружила спускаемый аппарат, все три космонавта были мертвы. Космонавт Алексей Леонов вспоминал: «Произошла разгерметизация кабины во время отстрела орбитального отсека. При монтаже шариковых клапанов монтажники вместо усилия 90 кг закрутили с усилием 60–65 кг... При отстреле орбитального отсека произошла большая перегрузка, которая заставила сработать эти клапаны, и они рассыпались. Обнаружилась дырка диаметром 20 мм. Через 22 секунды космонавты потеряли сознание».
Всего за 50 лет пилотируемой космонавтики произошло более двадцати катастроф, в десяти из которых космонавты погибли, а в остальных случаях посланцам Земли удалось выжить. Всего за полвека в полетах и на тренировках погибли 22 космонавта и астронавта: 5 советских, 16 американских и 1 израильский.
Вечная память!
Если б молодость знала, если б старость могла

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
Полеты, которых не было
« Ответ #1 : 12 апреля 2009, 15:37:10 »
                                      Полеты, которых не было

  «В соответствии с программой исследования космического пространства в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля «........», пилотируемого экипажем в составе .......» - таким заголовком на протяжении более 30 лет начинались официальные сообщения о запуске очередного пилотируемого корабля.
    С 12 апреля 1961 года по 12 апреля 1992 года нашей страной успешно выведено на орбиту Земли 72 космических корабля, на борту которых в космос стартовало 73 отечественных космонавта и 18 космонавтов других стран.
    В двух случаях космические корабли не вышли на орбиту. Первый раз это случилось 5 апреля 1975 года. Космонавты Василий Григорьевич Лазарев и Олег Григорьевич Макаров стартовали на корабле «Союз», который после выведения на орбиту получил бы обозначение «Союз-18».Но из-за аварии третьей ступени ракеты-носителя полет был прекращен. С помощью системы аварийного спасения (САС) корабль отделился от ракеты и по баллистической траектории совершил посадку на Землю.
    26 сентября 1983 года за 48 секунд до старта возник пожар РН с установленным на нее кораблем «Союз», который в случае успешного выведения на орбиту получил бы обозначение «Союз Т-10». За несколько секунд до взрыва ракеты сработала САС корабля и экипаж в составе Владимира Георгиевича Титова и Геннадия Михайловича Стрекалова был спасен.
    Тогда, в 75 и 83 году, космонавтов, облаченных в скафандры и сидевших за пультами управления кораблей, томительно ожидавших выведения на орбиту, от космического полета отделяли лишь считанные минуты. Аварии ракет-носителей прервали их звездный путь. Их космические полеты не состоялись.
    Долгое время эти неудачные запуски замалчивались в нашей стране. Даже космические корабли, которые должны были вывести космонавтов на орбиту остались безымянными - их номера были присвоены следующим, запущенным после них, кораблям.
    Но как бы там ни было, теперь об этих несостоявшихся космических полетах известно многое. Но до сих пор немногие знают о том, что в истории пилотируемой космонавтики были еще и отмененные полеты. Не так уж редко случалось, что создавались ракеты и космические аппараты, тысячи специалистов разрабатывали программы полетов и необходимую для этого аппаратуру. В Центре подготовки космонавтов (ЦПК), порой годами, изо дня в день тренировались космонавты. Но готовившиеся космические полеты по различным причинам не были доведены до практической реализации. Создававшаяся для этих полетов космическая техника, а также, проходившие подготовку к полетам экипажи оставались не востребованными.
    Мы никогда не видели на первых полосах центральных газет, в сообщениях о запусках космических кораблей, улыбающихся лиц космонавтов Пономаревой, Соловьевой, Колодина, Воронова, Воробьева, Яздовского, Лисуна и многих, многих других, мы не слышали их репортажей с космических орбит. Бесстрастная история распорядилась по-своему. Полеты, к которым они готовились, были отменены...


    Отмененные полеты кораблей «Восход-3» - «Восход-7»

    После полетов первого трехместного корабля «Восход» и корабля «Восход-2», в 1965 году началась подготовка к запуску следующего корабля «Восход-3» с программой научных исследований длительностью 10-15 суток. Часть научной аппаратуры, предназначенная для работы в условиях космического вакуума, размещалась в специальной герметичной, вогнутой в кабину корабля, полусфере с иллюминатором и манипулятором.
    В мае были сформированы и приступили к тренировкам экипажи. Основной: Борис Валентинович Волынов - командир корабля и Георгий Петрович Катыс - научный сотрудник Института автоматики и телемеханики АН СССР. Дублирующий: Георгий Тимофеевич Береговой и Лев Степанович Демин. Резервный: Владимир Александрович Шаталов и Юрий Петрович Артюхин.
      С.П.Королев планировал осуществить запуск корабля «Восход-3» в ноябре 1965 года. Но к концу года наметилось некоторое отставание от графика подготовки корабля к запуску. Медленно поступала и научная аппаратура, которая должна была устанавливаться на «Восходе-3».
    14 января 1966 года внезапно, во время хирургической операции, скончался Сергей Павлович Королев. Сразу же после его смерти научная программа полета КК «Восход-3» была отменена, а экипажи переформированы. Было принято решение, что полет состоится во втором квартале 1966 года по военной программе длительностью до двадцати суток. В основной экипаж были включены Волынов Б.В. и Шонин Г.С., в дублирующий - Береговой Г.Т. и Шаталов В.А. В новых составах экипажи немедленно приступили к предполетным тренировкам.
    После смерти Королева ОКБ-1 возглавил Василий Павлович Мишин. По его мнению корабль «Восход», созданный на основе первого советского космического корабля «Восток», был морально устаревшим и не соответствовал растущим потребностям пилотируемой космонавтики. Поэтому вскоре В.П.Мишин добился у руководства военно-промышленного комплекса страны разрешения на прекращение изготовления кораблей «Восход» и закрытия этой программы в целом в пользу скорейшего создания нового универсального пилотируемого космического корабля «Союз». В момент закрытия программы «Восход» кроме корабля «Восход-3» в ОКБ-1 были изготовлены корпуса еще для нескольких кораблей этой серии.
    До запуска «Восхода-3» оставалось месяц-два, но и он не был выведен на орбиту. Экипажи, готовившиеся к полету, были расформированы, космонавты переведены на другие программы. В связи с прекращением программы «Восход» были отменены и другие планировавшиеся по этой программе полеты. По существовавшим в конце 1965 года планам, предполагалось запустить в общей сложности 7 кораблей «Восход».
    На конец 1966-начало 1967 года планировался запуск корабля «Восход-4» с женским экипажем, программой полета которого предусматривался первый в мире выход женщины в открытый космос. В 1965 году началась подготовка экипажей к этому полету. Предполагалось, что в основной экипаж войдут Валентина Леонидовна Пономарева и Ирина Баяновна Соловьева. Их дублерами должны были быть Жанна Дмитриевна Сергейчик (Еркина) и Татьяна Дмитриевна Пицхелаури (Кузнецова). Ирина Соловьева должна была совершить выход в открытый космос. Если бы этот полет состоялся, то Ирина стала бы первой в мире женщиной, ступившей в космическую бездну. До сих пор ни в нашей стране, ни в США не осуществлен полет в космос женского экипажа.
     В 1967 году должен был быть запущен корабль «Восход-5» с медицинской программой полета длительностью 5 суток. Экипажи для этого полета не были сформированы, но предполагалось, что экипаж будет состоять из командира корабля - космонавта ВВС и врача - представителя Института медико-биологических проблем (ИМБП) Министерства здравоохранения СССР.
    В полете планировалось проведение биомедицинских экспериментов с людьми, а также впервые в условиях космического полета космонавт-врач, должен был провести хирургическую операцию над подопытным животным-кроликом.
    Для полета по этой программе в ИМБП летом 1965 года был организован медицинский отбор сотрудников института. В результате отбора была сформирована группа врачей, в которую вошли Евгений Александрович Ильин, Александр Алексеевич Киселев, Сергей Олегович Николаев и Юрий Александрович Сенкевич, знаменитый путешественник и ведущий телепередачи «Клуб путешественников».
       Группа в ИМБП приступила к тренировкам и отработке научно-медицинской программы полета. Занятия проводились также и в макете корабля «Восход», который был установлен в это время в институте.
    В начале 1966 года группа была направлена на медицинское обследование в Центральный военный научно-исследовательский авиационный госпиталь (ЦВНИАГ) ВВС. В результате обследования к дальнейшей подготовке были допущены Ильин, Киселев и Сенкевич. Для всех троих на машиностроительном заводе «Звезда» были изготовлены ложементы и сшиты полетные костюмы. Вскоре мог последовать вызов в ЦПК, и тогда подготовка к полету началась бы уже в составе экипажей.
    22 февраля 1966 года в рамках подготовки к полету «Восхода-5» был запущен беспилотный корабль «Восход», получивший после выхода на орбиту название «Космос-110».На его борту находились собаки Ветерок и Уголек. Совершив 22-суточный полет, корабль 16 марта возвратился на Землю.
    Вскоре после полета «Космоса-110» в соответствии с решением о прекращении программы «Восход» подготовку врачей в ИМБП прекратили и группу расформировали. Все трое вернулись к своей прежней работе в институте.
    Во время полета следующего корабля, «Восхода-6», впервые должна была испытываться установка для автономного передвижения космонавта в открытом космосе. Такая установка была разработана и изготовлена специалистами машиностроительного завода «Звезда» под руководством Гая Ильича Северина.
     Последним по программе «Восход» планировался полет космического корабля «Восход-7».
    Корабль и третья ступень ракеты-носителя «Союз» должны были быть соединены тросом длиной 50 метров. С помощью двигателей ступени и корабля планировалась закрутка связки вокруг центра масс для проведения эксперимента по созданию искусственной силы тяжести. Проект разрабатывался Куйбышевским Центральным специальным конструкторским бюро (ЦСКБ), являвшимся филиалом N 1 ЦКБЭМ, под руководством Дмитрия Ильича Козлова.
    В момент закрытия программы «Восход» экипажи кораблей «Восход-5,-6,-7» еще не были назначены. Кроме того, если бы программа была полностью реализована, то в очередности запусков кораблей вполне могли произойти изменения. Но все эти полеты в начале 1966 года были отменены.
         
          Отмененный полет корабля «Союз-2»
          Отмененные полеты по программам «УР500К-Л1» и «Н1-Л3»
          Отмененные полеты кораблей «Союз» по программе «Контакт»
          Отмененные полеты кораблей «Союз-12» и «Союз-13» к орбитальной станции «Салют» (ДОС-1)
          Отмененные полеты кораблей «Союз» к орбитальной станции ДОС-2
          Отмененные полеты кораблей «СОЮЗ» к орбитальной станции ДОС-3
          Отмененные полеты кораблей «Союз» к орбитальной станции «Салют-2» (ОПС-1 «Алмаз»)
          Отмененный полет корабля «Союз-16» к орбитальной станции «Салют-3» (ОПС-2 «Алмаз»)
          Отмененный полет корабля «Союз-25» к орбитальной станции «Салют-5» (ОПС-3 «Алмаз»)
          Отмененный полет корабля «Союз-26» с экспедицией посещения к орбитальной станции «Салют-6»
          Отмененный полет корабля «Союз Т-3» с программой медицинских исследований
          Отмененный полет женского экипажа и основной экспедиции на орбитальную станцию «Салют-7»
          Отмененный полет корабля «Союз ТМ-8» в апреле 1989 года
          Отмененный полет корабля «Союз ТМ-14» с участием казахского космонавта
          Отмененные полеты корабля «Союз-спасатель» и многоразового корабля «Буран»

         
 ПОДРОБНО ОБ ЭТИХ ОТМЕНЕННЫХ ПОЛЕТАХ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ ЗДЕСЬ 
   http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article30.htm?reload_coolmenus