Автор Тема: О терминах. ПИК, КИК...  (Прочитано 4183 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15566
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. О терминах. ПИК, КИК...
« Ответ #22 : 20 Августа 2016, 21:15:50 »
На "Неделине" было уже проще, мы называли себя кораблём измерительного комплекса, иногда, при посторонних - ОИС, а соединение - 35 бригада.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Абдулов Исхак Сабирзянович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1561
  • Спасск, БЧ-4, передающий, 1979 -1982, Казахстан
    • Email
.. О терминах. ПИК, КИК...
« Ответ #21 : 20 Августа 2016, 16:52:47 »
Прошу разрешения вставить свои пять копеек.
Простому матросу было абсолютно не ведомо то, как в различных официальных документах, что называлось.
Вернемся к первой букве К в КИК. По моей памяти в устной речи К - корабль вообще не употреблялся в сокращении КИК, т.к. нам было и так понятно, что мы не на подводной лодке.
Корабли...оправдано сейчас употреблять для идентификации, что мы были не наземный, не подводный, не космический, не диванный))) в устной речи, при общении с теми, кто не совсем в теме, а точнее совсем не в теме.
В устной речи, среди своих, было достаточно одного наименования корабля. Среди своих, кто и когда говорил я с корабля Спасск?, а вот стороннему собеседнику надобно конкретизировать, что бы не спутали с танком))).
На моей памяти в КИК Спасск было - Контрольно-измерительный комплекс иногда Командно-измерительный комплекс, где употребляя командно кап.2 Григорьев, видимо, переусердствовал, т.к. не Спасске тогда был штаб и этот штаб командовал))). Не спорю про официальную часть, т.к. совсем не знаю, как нас обзывали в различных бумагах, а вот, как мы сами "рязанские колхозники" себя три года называли еще малёха помню. В разные годы, на разных кораблях, наверно, могли быть вариации, при такой то секретности, в те годы..., да и кто тогда копал в эту сторону? Бурундук - птичка, повторите!... Исполняйте, какие могут быть мнения при этом?)))

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15566
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. О терминах. ПИК, КИК...
« Ответ #20 : 19 Августа 2016, 13:52:52 »
К слову. У меня сложилось стойкое убеждение, что перед РВСН и НИИ-4 в 1957-58 гг. была поставлена относительно узкая задача - обеспечить приёмо-сдаточные испытания Р-7 Министерству обороны. Точка. Фраза А.В.Лимановского "слепили из того, что было" довольно красноречива. Отсутствие части финансирования соединения и даже денежного довольствия тоже показательно. Но когда пошло конкретное использование, то стали быстро нарастать новые задачи. В том числе и чисто космические в лице 9 ОМИК.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15566
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. О терминах. ПИК, КИК...
« Ответ #19 : 19 Августа 2016, 13:27:47 »
Очень много вариантов возникновения термина "плавучий". Но хочу обратить внимание на следующее.
Моряк никогда не применит подобный термин к кораблю, он может его назвать "плавающим" или "маневрирующий" - именно маневрирующим однажды охарактеризовал его В.С.Литвинов. "Плавучий" - это объект, имеющий плавучесть, даже бревно имеет плавучесть, плавкран имеет плавучесть и называется плавучим. А корабль, соединении довольно странно называть плавучим, на мой взгляд.
В.К.Гаранин, классический мореман, в своих "Записках деда" применяет термин "Корабельный измерительный комплекс". Насколько я знаю, Ю.И.Максюта применял только термин ТОГЭ или "Экспедиция". А сокращение ПИК моряки-первопроходцы не знали совсем, может быть меня поправит Б.А.Зеленов. Термин ПИК впервые упомянут в секретном Постановлении о создании ПИК-2, то есть "Чажмы", "Чумикана", "Чукотки". До сих пор нет сведений о том, было ли постановление о создании ПИК-1. Думаю, что вряд ли.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1121
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. О терминах. ПИК, КИК...
« Ответ #18 : 19 Августа 2016, 11:54:05 »
Давно мучает термин "Плавучий". ...  Кто может объяснить историю, или это массовые казусы памяти ветеранов?
Корни уходят, видимо, к концу 50-х, к НИИ-4 МО.
Например, в книжке Белоглазова "Космические моряки Юбилейного" ( http://niskgd.ru/mix/p42/index2.htm ) для первых кораблей ТОГЭ употребляется ПИК (плавучий изм. комплекс), а для "атлантов" - ПТК (плавучий телеметрический комплекс). Название ПТК перестало, кажется, применяться после передачи судов НИИ-4 в в/ч 26179 (9-й ОМКИК) 
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Желтов Михаил Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 519
  • Отслужил не хуже других!
    • Email
.. О терминах. ПИК, КИК...
« Ответ #17 : 19 Августа 2016, 10:35:37 »
У кого-нибудь из наших есть такие жетоны?

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
    • Email
"Прикрытие" наших кораблей.
« Ответ #16 : 19 Августа 2016, 05:40:30 »
В интернете обзор - Нагрудные знаки гидрографам Российского флота http://izhig.ru/znaki-i-zhetony/pamyatnyye-i-yubileynyye-znaki-gidrografam-flota.php
 Упоминаются юбилейные знаки нашей экспедиции:

Участники 4-й Тихоокеанской океанографической гидрографической экспедиции 1959 г. заказали два знака: один в память о самой экспедиции, а другой — в честь ветеранов к 25-летию со дня ее образования.
3. Нагрудный знак участника 4-й Тихоокеанской гидрографической экспедиции. 1959 г.; 4. Ветерана 4-й Тихоокеанской гидрографической экспедиции — 25 лет;

В память 20-летия спуска на воду экспедиционных океанографических судов «Сахалин» и «Сибирь» были изготовлены два абсолютно похожих друг на друга знака. Они выполнены в форме земного шара, обрамленного лавровым венком, лентой и картушкой. На фоне темно-синего земного шара имеется золотистое изображение силуэта судна, ниже которого выбито «20 лет». На красной ленте — название судна.
1. Экспедиционного океанографического судна «Сахалин» — 20 лет; 2. Экспедиционного океанографического судна «Сибирь» — 20 лет;

Интересно все таки прикрытие было, судно назывались наши военные.

А здесь http://izhig.ru/znaki-i-zhetony/pamyatnyye-i-yubileynyye-znaki-korabley-otechestvennogo-flota.php -  Нагрудные знаки кораблей отечественного флота:
5. Корабля обеспечения космической связи «Чажма»; 6. Корабля обеспечения космической связи «Маршал Крылов»; 7. Корабля наблюдения и поиска космонавтов «Маршал Неделин»;

Здесь http://izhig.ru/znaki-i-zhetony/nagrudnyye-pamyatnyye-znaki-za-perekhod-ekvatora.php Памятные знаки «За переход экватора»:

1. Соединения кораблей обеспечения космической связи;
Исковеркали название корабля - 7. На гидрографическом корабле «Чалма»;
Свистать всех наверх!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15566
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. О терминах. ПИК, КИК...
« Ответ #15 : 26 Марта 2016, 17:26:40 »
Уважаемые ветераны! Есть такая фраза: " Давайте сначала разберемся с терминами и определениями....". Давно мучает термин "Плавучий". В мою бытность на Спасске слышал постоянно "Контрольный...". Был удивлен, когда старпом кап.2 Григорьев, докладывая Пустухову Л.В. произносил неоднократно - "Командно - измерительный комплекс Спасск к походу готов". На встрече ветеранов по месту стоянки Завадский В.С. высказался, что было "Корабельный...". На баннере Острикова А.И. в Юрге было написано "Корабли...". Короче, как ни крути "КИК", а не ПИК - так все помнят по факту.
Откуда и когда взялся ПИК, т.е. "плавучий..."? Кто может объяснить историю, или это массовые казусы памяти ветеранов?

Обратите внимание, что у В.К.Гаранина везде написано "Корабельный измерительный комплекс".
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • ВМФ СССР
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4595
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4 ПРЦ
    • Email
.. О терминах. ПИК, КИК...
« Ответ #14 : 15 Августа 2014, 08:56:42 »
Спасибо Анатолий Михайлович, все  доходчиво и понятно... __0_09 0__355
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15566
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. О терминах. ПИК, КИК...
« Ответ #13 : 15 Августа 2014, 07:09:37 »
Спасибо, Владимир Николаевич!
Вы совершенно правы!

Александр Павлович, на мой взгляд, дело совсем не в названиях. Названия придумывают люди, а у них куча всяких доводов и ограничений. Гораздо интереснее оргструктура и зависимости наших соединений.
Я полагаю очень важным следующие пункты:
1. ВМФ СССР смог вобрать и переработать в себе совершенно разные, независимые структуры в виде нащего соединения: ГУКОС, Флот, РВСН.  Ведь при всём уважении, РВСН относились к нам просто как к готовому ресурсу: ВМФ, типа, всё сделает, как надо.
2. ВМФ пошёл даже на "нарушение" Корабельного устава, введя должность заместителя командира по специзмерениям. Это уникальное достижение. Мы обсуждали эту тему с В.Д.Благовым, начальником полётов в космос, он прекрасно осведомлён об этом. Как мучительно сложно вырабатывалась структура управления ракетно-космической отраслью.

Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Капранов Владимир Николаевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 249
  • НИС "Космонавт Юрий Гагарин" c 13-го рейса по 20-й
.. О терминах. ПИК, КИК...
« Ответ #12 : 14 Августа 2014, 23:25:09 »

И кстати, история названия соединений "атлантов" ещё круче. Они были то ОМЭР СКИ АН СССР (отдел морских экспедиционных работ Службы космических исследований Академии наук СССР),то ОМИК - отдельный морской измерительный комплекс.


 Немного поправлю Анатолия Михайловича. "СКИ ОМЭР АН СССР" или "Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР" - это легенда, по которой техники значились младшими научными сотрудниками, инженеры, ст. инженеры - научными сотрудниками, начальники отделений и выше - старшими научными сотрудниками.
 Фактическое наше наименование - "9 отдельный морской командно - измерительный комплекс" с управлением из Голицыно-2, впоследствии переименованным в Краснознаменск.
 

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3665
  • "Спасск" 75-78
    • Email
.. О терминах. ПИК, КИК...
« Ответ #11 : 14 Августа 2014, 21:38:46 »
 Понятно Анатолий Михайлович. Т.е соединение это плавучий комплекс,а корабль одна единица этого комплекса. Вы  сказали,цитирую:"...и плавучих измерительных комплексов (ПИКов)." Кто еще кроме нас?  НИС тоже ПИК считались?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15566
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. О терминах. ПИК, КИК...
« Ответ #10 : 14 Августа 2014, 19:11:28 »
Исхак, перенёс твоё сообщение в отдельную тему, так как этот вопрос возникает постоянно и является очень важным.

Советский Союз имел очень важную и сложную структуру под названием командно-измерительный комплекс СССР (КИК СССР). Он, в свою очередь состоял из наземных измерительных пунктов (НИПов) и плавучих измерительных комплексов (ПИКов). Каждый из Плавучих ИКов состоял из кораблей измерительного комплекса (КИК). Всё это было совершенно секретно и имело всякие легенды для шпионов. Штаб КИК СССР находился в Краснознаменске Московской области.

Так НИПы называли научно-измерительными пунктами. А наше соединение - Тихоокеанской океанографической экспедицией. Сами понимаете, к океанографии мы не имели никакого отношения. Ну а корабли по-разному: то ЭОС, то ЭОК, то БПИК. Повторюсь- это открытые легендированные названия. На штате Военно-морского флота они значились до распада кораблями измерительного комплекса.
Небольшое уточнение. До 1964 года флот старался не встревать в эти тайны, штат был смешанным. Поэтому нашим первопроходцам "ТОГЭ-4" не известно название КИК, как корабль измерительного комплекса. Да и название ПИК-1 вряд ли было, документов нет, был просто ПИК. А вот соединение "ТОГЭ-5", то есть "Чажма", "Чумикан" и "Чукотка" в Постановлении Совета Министров имело чёткую аббревиатуру "ПИК-2".

Так и смешались закрытые и открытые названия. Есть "ветераны КИК", то есть ветераны командно-измерительного комплекса. Это ветераны Байконура и других НИПов. Печально, но они мало интересуются нашими делами, не знают флотских деталей, да и своих проблем хватает.
И есть ветераны кораблей измерительного комплекса, то есть мы, то есть "ветераны ПИК".

И кстати, история названия соединений "атлантов" ещё круче. Они были то ОМЭР СКИ АН СССР (отдел морских экспедиционных работ Службы космических исследований Академии наук СССР),то ОМИК - отдельный морской измерительный комплекс.

Отдельные авторы научных книг делят подобные корабли на собственно корабли измерительного комплекса или Missile Range Instrumentation Ship и корабли телеметрического контроля - ПТК.
Увы, чёткости в классификации не будет никогда.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Абдулов Исхак Сабирзянович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1561
  • Спасск, БЧ-4, передающий, 1979 -1982, Казахстан
    • Email
.. О терминах. ПИК, КИК...
« Ответ #9 : 14 Августа 2014, 19:08:11 »
Мужики , Ребята, не буду утверждать на 100 % , но в моё время были КИК, в какие-то времена назывались ПИК, ЭОС и т.д. Но суть-то одна. Не уже-ли будем ругаться из-за этого? В любом случае, мы были Измерительным Комплексом, не зависимо от того , кто в какой службе был! Ребята, Давайте Жить Дружно !!! 0__355 __0_09
Виктор, да не кто и не собирается ругаться или хамить. Есть желание понять историю переименования КИК в ПИК. Есть еще часть личной вредности - меня как тока не пытались назвать по другому, начиная с 1 класса. Да и критика и самокритика была движущей силой в мою бытность. Перед праздниками и в праздники было принято не только освещать победные моменты, но и анализировать недостатки - без этого глубокий застой гарантирован.
Видимо мало было позитивной критики и самокритики в наше время.
Многое в нашей жизни уже нельзя исправить, это и так понятно.
Да просто напросто, как мне кажется, КИК более достоверно (по памяти) и звучит лучше.

Оффлайн Жуков Виктор Петрович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1371
  • СПАССК 84-(V)86, ЧУКОТКА 86(V-X), БРС-4
    • Email
.. О терминах. ПИК, КИК...
« Ответ #8 : 14 Августа 2014, 18:21:31 »
Мужики , Ребята, не буду утверждать на 100 % , но в моё время были КИК, в какие-то времена назывались ПИК, ЭОС и т.д. Но суть-то одна. Не уже-ли будем ругаться из-за этого? В любом случае, мы были Измерительным Комплексом, не зависимо от того , кто в какой службе был! Ребята, Давайте Жить Дружно !!! 0__355 __0_09

Оффлайн Абдулов Исхак Сабирзянович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1561
  • Спасск, БЧ-4, передающий, 1979 -1982, Казахстан
    • Email
О терминах. ПИК, КИК...
« Ответ #7 : 14 Августа 2014, 17:20:30 »
Уважаемые ветераны! Есть такая фраза: " Давайте сначала разберемся с терминами и определениями....". Давно мучает термин "Плавучий". В мою бытность на Спасске слышал постоянно "Контрольный...". Был удивлен, когда старпом кап.2 Григорьев, докладывая Пустухову Л.В. произносил неоднократно - "Командно - измерительный комплекс Спасск к походу готов". На встрече ветеранов по месту стоянки Завадский В.С. высказался, что было "Корабельный...". На баннере Острикова А.И. в Юрге было написано "Корабли...". Короче, как ни крути "КИК", а не ПИК - так все помнят по факту.
Откуда и когда взялся ПИК, т.е. "плавучий..."? Кто может объяснить историю, или это массовые казусы памяти ветеранов?

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1121
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. "Прикрытие" наших кораблей.
« Ответ #6 : 18 Марта 2014, 09:21:45 »
Поправка:
6-я Атлантическая океанографическая экспедиция, в\ч 42842, г. Ломоносов, база - Кронштадт - в чистом виде океано- или гидрографы, не КИК (Википедия и Викимапия)
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
    • Email
.. "Прикрытие" наших кораблей.
« Ответ #5 : 18 Марта 2014, 05:56:00 »
Это по ходу 1-я тихоокеанская экспедиция
Л. А. Барканова ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ТИХОГО ОКЕАНА (1934–1945 гг.)
http://library.iks.ru/resourses/barkanova_30.htm

"По окончанию Второй мировой войны перед гидрографами ТОФ была поставлена задача проведение гидрографических работ у побережья Ляодунского полуострова, Северной Кореи, южной части острова Сахалин и Курильских островов. Во всех этих районах осуществлялось весьма интенсивное плавание кораблей и судов. Для обеспечения их навигационной безопасности требовалось в короткий срок создать новые карты. С 1946 г. Гидрографическая экспедиция Тихого океана была преобразована в Тихоокеанскую гидрографическую экспедицию (ТОГЭ), которая и приступила к новым масштабным исследованиям."

а вот подборка экспедиций за достоверность не ручаюсь но походу не просто так составили:
Тихоокеанская гидрографическая экспедиция

1-я Тихоокеанская гидрографическая экспедиция
2-я Тихоокеанская гидрографическая экспедиция
1-я Тихоокеанская океанографическая экспедиция
30-я Северная гидрографическая экспедиция

6-я Атлантическая океанографическая экспедиция* 42842 Ломоносов
4-я Тихоокеанская объединенная гигдрографическая экспедиция*
5-я Тихоокеанская объединенная гигдрографическая экспедиция*
Объединенная гидрографическая экспедиция ОГЭ-5*
* прикрытие, на самом деле плавучий командно-измерительный комплекс
http://off-topic-off.livejournal.com/321474.html
Свистать всех наверх!

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
    • Email
.. "Прикрытие" наших кораблей.
« Ответ #4 : 04 Апреля 2013, 10:26:57 »
Какое-то слабенькое прикрытие было у наших кораблей, если о 2 экспедиции есть кое-какие достоверные сведения, то по другим упоминаний не нашел, а ведь должны быть какие-то документы, приказы, распоряжения. Как говорится слабенькая была "Легенда" для наших кораблей.
Свистать всех наверх!

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
    • Email
.. "Прикрытие" наших кораблей.
« Ответ #3 : 23 Марта 2013, 16:32:11 »
ХРОНИКА ОСВОЕНИЯ РОССИЕЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ТИХОГО ОКЕАНА (1639-1989) http://shturman-tof.ru/Bibl/Bibl_2/Bibl_3.htm
Свистать всех наверх!

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
    • Email
.. "Прикрытие" наших кораблей.
« Ответ #2 : 23 Марта 2013, 15:50:59 »
Значек "Тихоокеанская гидрографическая экспедиция 125 лет"  ссылка: http://forum.faleristika.info/viewtopic.php?f=687&t=106486&start=0
Свистать всех наверх!

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
    • Email
О терминах. ПИК, КИК...
« Ответ #1 : 23 Марта 2013, 15:46:55 »
Как известно наши корабли работали под прикрытием 4 и 5 ТОГЭ, а какие были еще экспедиции, и все что с ними связано.

Вот нашел по 2-й:
2-я Тихоокеанская гидрографическая экспедиция
(1947-1959 гг.).
Исследование Берингова и Охотского морей
Л. А. Барканова

Велико оборонное и народнохозяйственное значение морей северной части Тихого океана для нашей страны. В послевоенные годы значительно расширился круг задач навигационно-гидрографического обеспечения флота, повысились требования к полноте изученности морей, поэтому гидрографическое изучение этого района явилось одной из важнейших задач Гидрографической службы Военно-морского флота.

Для обеспечения деятельности растущего Тихоокеанского флота, развивающегося транспортного мореплавания и морского промысла постоянно требовались новые, более точные морские карты, руководства и пособия для плавания.

В этих условиях и было принято решение о создании 2-й Тихоокеанской гидрографической экспедиции (2 ТОГЭ), которая стала формироваться в 1947 г. в г. Петропавловске-Камчатском. Первая группа экспедиции прибыла на базу 30 августа 1947 г. Эта дата и принята за начало ее деятельности (1, с. 1).

Это была уникальная послевоенная экспедиция. В ее задачи входило в короткий строк исследовать и картировать в крупном масштабе побережье Чукотки и Камчатки с прилегающими Беринговым и Охотским морями.

Первым начальником экспедиции был назначен опытный и энергичный гидрограф капитан 3 ранга (впоследствии капитан 1 ранга) Иван Петрович Кучеров.

Сразу же стали заниматься комплектованием личного состава. Костяк экспедиции составили офицеры-гидрографы, выпускники Высшего военно-морского училища им. М. В. Фрунзе 1947 г.

Благодаря организаторским способностям командования экспедиции, молодости и энергии ее участников в течение полугода появились гидрографические суда (ГИСУ), катера и техника.

В состав отряда гидрографических судов входили: ГИСУ "Лейтенант Шмидт" (сухогруз водоизмещением 4 800 т, скоростью 7 уз, дальностью плавания 5 000 миль), ГИСУ "Горизонт" и "Гироскоп" (бывшие американские тральщики водоизмещением 900 т, экономической скоростью 12 уз, автономностью по топливу 30 сут., а по запасу воды 12 сут., дальностью плавания 9 000 миль), два малых ГИСУ - "Гидрофон" и "Гигрометр" (бывшие американские базовые деревянные тральщики водоизмещением 300 т, скоростью 12 уз, дальностью плавания 4 000 миль) (11, с. 37).

Кроме того, на летний период к экспедиции прикомандировывались 1-2 корабля и матросы из береговых подразделений.

Большие организаторские способности, профессионализм, умение работать с личным составом позволили И. П. Кучерову в сжатые сроки сформировать коллектив, который успешно справился с производством всех видов гидрографических работ.

К навигации 1948 г. были сформированы, но не полностью укомплектованы три отряда: гидрографический, геодезический и топографический, и экспедиция вышла в район Чукотского полуострова для производства работ, которые велись в сложных климатических и географических условиях, при практическом отсутствии надежных оборудованных мест для базирования кораблей и катеров и при недостаточной оснащенности подразделений.

За навигацию 1948 г. были выполнены морской и прибрежный промеры, топографическая съемка и гидрологические наблюдения в северной части Берингова моря.

В навигацию 1949 г. экспедиция развернула гидрографические работы в Анадырском заливе. В работе приняли участие, кроме перечисленных ранее судов, прикомандированный от Камчатской военной флотилии тральщик "ТЩ-521" и одиннадцать гидрографических промерных ботов (ГПБ).

В 1949 г. для координирования морского промера впервые в истории гидрографических работ на дальневосточных морях использовалась радионавигационная система "Координатор", что значительно уменьшило затраты труда, ускорило выполнение работ, повысило их качество. В последующие годы весь судовой промер производился с помощью этой системы.

За 1949-1952 гг. экспедиция выполнила гидрографические работы в западной части Берингова моря от м. Чукотский до Командорских островов включительно и вдоль восточных берегов Камчатки.

3-4 ноября 1952 г. корабли экспедиции после почти 6-месячного плавания вернулись в Петропавловск, а 5 ноября два корабля во главе с начальником экспедиции И. П. Кучеровым вышли в море для оказания помощи жителям о-вов Шумшу и Парамушир, пострадавших от цунами. Кроме оказания помощи, личный состав экспедиции произвел инструментальные съемки границ разрушений и определил высоты волн цунами. По результатам произведенных работ составлен отчет, который до сих пор считается уникальным трудом о цунами 1952 г.

В 1953 г. были начаты комплексные гидрографические исследования в Охотском море. Эта задача стала для экспедиции основной на последующее пятилетие. Работы в этом году велись у Шантарских островов и западного берега Охотского моря от м. Борисова до м. Врангеля в районе, где гидрографам пришлось выполнять промер при значительных приливных течениях, обусловленных большой амплитудой прилива и своеобразным характером рельефа дна.

В 1953 г. изучением грунтов дна в Охотском море руководила Мария Васильевна Кленова (1898-1976), российский геолог, доктор геолого-минералогических наук, одна из основателей морской геологии в СССР.

Из отчета экспедиции за 1953 г.: "полевые гидрографические работы были выполнены в объеме 159 %: геодезические работы - 366 пунктов (282 %); топосъемка - 1 050 км (210 %); морской промер - 28 800 км (262 %); прибрежный промер - 13 600 км (113 %).

В этом году штат экспедиции был почти полностью укомплектован. При выполнении гидрографических работ принимало участие 705 человек: офицерский состав и приданных радиодальномерных партий и кораблей - 90 человек; инженерно-технический состав - 9 человек; старшины, матросы, рабочие - 606 человек" (2, с. 4-5).

В сентябре 1954 г. экспедиция перебазировалась в город Магадан, откуда было значительно ближе к районам работ. В октябре 1954 г. начальником экспедиции был назначен капитан 2 ранга (впоследствии капитан 1 ранга) Василий Николаевич Хоробрых. Вместе с ним из Кронштадта приехала жена - Екатерина Владимировна Гамалей, выпускница географического факультета Ленинградского государственного университета 1940 г., картограф с большим стажем работы. Ее знания и опыт очень пригодились при проведении гидрографических работ. В 1954-1955 гг. 2 ТОГЭ осуществила подробную съемку в открытой части Охотского моря западнее меридиана о. Ионы, план работ был выполнен на 112 % (3, с. 4). В 1956-1957 гг. продолжила детальную съемку рельефа дна у западного побережья до Охотска (7, с. 336). В 1958-1959 гг. произвела комплексные работы в северо-западной части Охотского моря. Был выполнен прибрежный и морской промеры от м. Евреинова до м. Островного и морской промер на подходах к Тауйской губе (4, с. 3). 2 ТОГЭ, кроме работ в Беринговом и Охотском морях, производила систематические гидрографические исследования на восточном побережье Камчатки (от м. Камчатского до м. Лопатка). Работы были начаты в 1950 г. с выполнением детальной съемки рельефа дна в северной части Авачинской губы, а в 1953-1955 гг. была произведена топографическая съемка и съемка рельефа дна у берегов и в ряде бухт Камчатского, Кроноцкого, Авачинского заливов и Авачинской губы (7, с. 341). Гидрографические исследования во все годы деятельности экспедиции включали, кроме промера и топографической съемки береговой черты, большой объем гидрологических работ, в которые входили наблюдения за приливами, колебанием уровня моря, измерение температуры воды, элементов течений, определение солености воды на якорных и дрейфовых гидрологических станциях. Для руководства гидрологическими работами к экспедиции был прикомандирован доктор географических наук Александр Иванович Дуванин. Собранный им в экспедиции материал вошел в фундаментальный труд "Приливы в море", изданный в 1960 г., до сих пор являющийся настольной книгой инженеров-гидрометеорологов. 2-я Тихоокеанская гидрографическая экспедиция явилась хорошей школой подготовки кадров офицеров-гидрографов, продолживших службу на различных флотах. Заместитель начальника экспедиции (1947-1950 гг.) Михаил Петрович Серегин - участник Великой Отечественной войны, опытный гидрограф и не менее опытный военный моряк, умело возглавлял гидрографические работы подразделений экспедиции в Беринговом проливе и Анадырском заливе. Глубокой осенью 1949 г. в тяжелейшей ледовой обстановке он блестяще провел операцию по снятию группы гидрографов с о. Ратманова на ГИСУ "Горизонт". Заместитель начальника экспедиции (1951-1954 гг.) Евгений Леонидович Филиппов провел большую работу по изучению устьевых участков рек на западном берегу Камчатки, успешно руководил работой подразделений экспедиции в Охотском море, много работал в области укрепления организации службы в экспедиции, провел большую работу по изучению Командорских островов и составил их навигационное описание. Помощник начальника экспедиции (1950-1955 гг.) Роман Михайлович Книжник производил гидрографические работы в Беринговом и Охотском морях, руководил работами подразделения экспедиции на Командорских островах, произвел радиогеодезическую привязку Командорских островов, добившись высоких результатов. Он успешно руководил подразделениями экспедиции при камеральной обработке материалов, вложил много энергии и труда в повышение научно-технического уровня отчетных материалов.

Командир отряда кораблей (1947-1954 гг.) Анатолий Евстафьевич Абаев - отличный военный моряк, активный участник Великой Отечественной войны на Черном море. Возглавлял наиболее трудные походы кораблей экспедиции, произвел промер в Анадырском заливе, руководил производством гидрографических работ в открытой части Берингова моря. Как наиболее опытный гидрограф, возглавлял комплексный отряд, выходивший в район Курильских островов для оказания помощи пострадавшим от цунами и изучения разрушений, произведенных сейсмической волной, вышедшей на побережье Курильских островов и южную оконечность п-ва Камчатка (9, с. 180-181). Участник экспедиции (1947-1951 гг.) Александр Иванович Майстренко в своих воспоминаниях отмечал, что гидрографы 2 ТОГЭ с гордостью говорили: "Служба в экспедиции - наша академия". Начальник экспедиции И. П. Кучеров старался пропустить каждого гидрографа через все виды работ. Мастерство гидрографов росло с каждым годом. Асами катерного промера стали В. Закопайло, Л. Лоборджгенидзе, С. Еремкин. Самому опытному геодезисту М. Вальтеру поручалось выполнение наиболее сложных видов работ, а самым аккуратным топографом слыл В. Ушкалов (10, с. 74).

В процессе гидрографического изучения Берингова и Охотского морей подробным прибрежным и морским промером произведено обследование рельефа дна открытых районов морей, заливов, бухт, устьевых участков рек, рейдов, банок и других навигационных опасностей.

На побережьях морей проложены ряды триангуляции и развиты геодезические сети, произведена топографическая и магнитная съемка, выполнены фотографирование и зарисовки приметных объектов; по всему району работ произведены наблюдения над колебанием уровня моря, глубоководные гидрологические наблюдения и наблюдения течений; собраны сведения по лоции.

Объем гидрографических исследований, выполненных экспедицией, наглядно виден из анализа роста коллекции морских карт и пособий для плавания. Так, если в 1927 г. на район работ экспедиции имелось около 40 карт и планов, одна лоция, то по результатам произведенных работ было составлено 220 карт, 4 лоции и ряд специальных пособий, уточнены гидрологические характеристики вод и параметры магнитного поля.

Материалы по обследованию банок, отличительных глубин и подводных препятствий дали основание снять с навигационных карт несуществующие банки и навигационные опасности, которые многие годы осложняли плавание судов в Беринговом и Охотском морях.

В конце 50-х гг. перед Военно-морским флотом страны были поставлены новые задачи, флот начинал готовиться к выходу на океанские просторы, а Гидрографическая служба ВМФ должна была обеспечить его данными о среде. Поэтому в мае 1959 г. 2-я Тихоокеанская гидрографическая экспедиция была переформирована во 2-ю океанографическую экспедицию, которая начала проводить комплексные океанографические работы в северо-западной части Тихого океана и прилегающих морях. В 1964 г. эта экспедиция была объединена с 1-й Тихоокеанской гидрографической экспедицией в 1-ю Тихоокеанскую океанографическую экспедицию (1, с. 2-3).

Работы 2-й Тихоокеанской гидрографической экспедиции, в которых приняли участие сотни людей, получили высокую оценку Гидрографической службы Военно-морского флота: "Гидрографы этой самой удаленной экспедиции проявили исключительное мужество, умение и изобретательность при изучении Анадырского залива, побережья Камчатки, Командорских островов и побережья Охотского моря. Благодаря усилиям экспедиции, теперь мы имеем впервые за всю историю России хорошие карты на эти весьма важные для мореплавателей районы" (6, с. 38).


1. ЦВМА. Ф. 3247. Оп. 8. Д. 1 .
2. Там же. Инв. № 4982.
3. Там же. Инв. № 5560.
4. Там же. Инв. № 6189.
5. Там же. Послужные карты офицеров.
6. Гидрографическое изучение морей и океанов // Записки по гидрографии. Л. : ГУНиО МО, 1967. № 4. С. 34-41.
7. История гидрографической службы Российского флота. Т. 2. СПб. : ГУНиО МО РФ, 1997. 482 с.
8. Кобылинский Л. В. Гидрографические и гидрометеорологические исследования Тихого океана. СПб., 2006. 525 с.
9. Кучеров И. П., Хоробрых В. Н. Гидрографическое изучение Берингова и Охотского морей // Записки по гидрографии. Л. : ГУНиО МО, 1977. № 198-199. С. 176-183.
10. Майстренко А. И. Наша академия // Записки по гидрографии. СПб. : ГУНиО МО РФ, 2010. № 279. С. 73-74.
11. Экспедиционные океанографические и гидрографические суда // Записки по гидрографии. Л. : ГУНиО МО, 1977. № 198-199. С. 32-38.

Барканова Л. А. 2-я Тихоокеанская гидрографическая экспедиция (1947-1959 гг.). Исследование Берингова и Охотского морей // Пятые Международные исторические и Свято-Иннокентьевские чтения "К 270-летию выхода России к берегам Америки и начала освоения Тихого океана (1741-2011)" : материалы : 19-20 окт. 2011 г. - Петропавловск-Камчатский, 2012. - С. 82-85. - Библиогр. : с. 85.

Взято из источника: http://www.kamlib.ru/resourses/barkanova5.htm

Дело всей жизни
(гидрограф-исследователь Иван Петрович Кучеров)
Л. А. Барканова

Почти сорок лет прослужил в Военно-морском флоте Иван Петрович Кучеров - военный гидрограф, исследователь Белого, Баренцева, Охотского, Берингова и антарктических морей.

Капитан 1 ранга Кучеров Иван Петрович родился 19 января (1.02) 1912 г. в с. Щербаки Калининской области. В 1931-1934 гг. учился в Военно-морском училище им. М. В. Фрунзе. Затем шесть лет служил в Северной гидрографической экспедиции в должности начальника геодезической партии, которая проводила гидрографические работы за Полярным кругом и в других районах Белого и Баренцева морей.

В 1940 г. поступил на гидрографический факультет Военно-морской академии им. Ворошилова, окончил ее с отличием в 1944 г. и был назначен начальником гидрографического отряда Тихоокеанской гидрографической экспедиции.

Отрядом Кучерова в трудных условиях производилось исследование Амурского лимана. До осени геодезические работы выполнялись вдоль всего побережья лимана, остался неизученным лишь южный участок восточно-сахалинского фарватера (9, с. 115).

Для исследования этого участка в зиму 1944/1945 гг. был сформирован отряд зимнего промера в количестве 90 человек. Работы возглавил Иван Петрович. Под его руководством отряд измерил 20 100 глубин. По материалам всех работ, произведенных гидрографическим отрядом в 1944-1945 гг., были составлены и изданы подробные карты и планы Амурского лимана (8, с. 363-364).

По возвращении с зимовки И. П. Кучеров возглавил работу своего отряда по специальному навигационно-гидрографическому обследованию корейского побережья. Как гидрограф, имеющий "академическую" подготовку, он занимался организацией постановки систематических гидрографических работ на научную основу и внес много нового и ориги-нального во все выполняемые отрядом работы.

Было произведено гидрографическое обследование бухт, рейдов и портов восточного побережья Кореи, осуществлены контрольный промер прибрежной зоны и наблюдения над течениями, выполнены аэрофотосъемка побережья и крупномасштабная съемка отдельных районов, создана местная геодезическая сеть, сделаны фотоснимки отдельных объектов и фотопанорама побережья, собраны материалы для лоции и навигационно-гидрографического описания на весь район работ.

Эти работы производились с корабля в условиях постоянной минной опасности в плотно минированных районах. Надежных мест для базирования на берегу было мало, отсутствовала геодезическая опора, необходимая для координирования съемочных работ на побережье и в море, но экспедиция имела главное для успешного выполнения задания - сплоченный коллектив квалифицированных специалистов в области всего комплекса гидрографических исследований, имевших теоретическую подготовку и большой опыт работы в дальневосточных морях.

Материалы комплексных исследований, полный объем полученных данных были использованы при составлении новых навигационных морских карт и планов, а также руководств и пособий для плавания (13, с. 80).

За успешное выполнение заданий командования Иван Петрович был награжден в ноябре 1944 г. медалью "За боевые заслуги", в мае 1945 г. медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне", в октябре 1945 г. орденом Отечественной войны 2-й степени, в июне 1946 г. медалью "За победу над Японией" (6).

Из наградного листа к ордену Отечественной войны 2-й степени: "В период военных действий против японских захватчиков руководил работой гидрографического отряда, самоотверженным трудом обеспечил выполнение заданий командования, в том числе по гидрографическому обеспечению проводок кораблей через Амурский лиман. В сложных условиях не допустил ни одной аварии и происшествия и обеспечил переброску всего отряда без потерь на обеспечение военно-гидро-графического обследования Корейского побережья" (1, л. 927).

В соответствии с постановлением правительства СССР в 1946 г. начались гидрографические работы Тихоокеанской гидрографической экспедиции по изучению Курильских островов (работы продолжались до 1950 г.). Для выполнения работ было сформировано три отряда: Южный, Средний и Северный. Начальником Южного отряда был назначен И. П. Кучеров. Работы производились на южных островах Курильской гряды: Уруп, Итуруп, Кунашир, Шикотан. Совместно с военными гидрографами на островах работала и комплексная экспедиция Приморского филиала Географического общества, она изучала вулканы, находящиеся на островах.

Отрядом были осуществлены наблюдения над течениями, произведены морские и прибрежные промеры. Это позволило внести изменения в карты, лоцию и способствовало безопасному кораблевождению в этом районе (9, с. 131).

За безупречную службу в Военно-морском флоте и достигнутые успехи в гидрографических исследованиях капитан 3 ранга И. П. Кучеров был награжден в ноябре 1946 г. орденом Красной Звезды (6).

В июле 1947 г. Иван Петрович получил новое назначение - начальником 2-й Тихоокеанской гидрографической экспедиции.

Для обеспечения деятельности растущего Тихоокеанского флота, развивающегося транспортного мореплавания и морского промысла постоянно требовались новые, более точные морские карты и пособия для плавания. Действовавшая к концу 40-х гг. ХХ в. коллекция карт и руко-водств для плавания по Берингову и Охотскому морям не удовлетворяла этим требованиям.

2-я Тихоокеанская гидрографическая экспедиция приступила к работам 30 августа 1947 г. До 1954 г. базировалась в г. Петропавловске-Камчатском, затем перебазировалась в г. Магадан, в 1959 г. была преобразована во 2-ю Тихоокеанскую океанографическую экспедицию.

Большие организаторские способности, профессионализм, умение работать с личным составом позволили И. П. Кучерову в сжатые сроки сформировать коллектив, который успешно справился с производством всех видов гидрографических работ.

За время существования 2-я Тихоокеанская гидрографическая экспедиция выполнила большой объем гидрографических исследований у побережья Берингова, Охотского морей и северной части Тихого океана общей протяженностью 15 тыс. км в сложных климатических и географических условиях, при практическом отсутствии надежных оборудованных мест для базирования кораблей и катеров и при недостаточной оснащенности подразделений.

Объем гидрографических исследований, выполненных экспедицией, наглядно виден из анализа роста коллекции морских карт и пособий для плавания. Так, если в 1927 г. на район работ экспедиции имелось около 40 карт и планов, одна лоция, то по результатам произведенных работ было составлено 220 карт, 4 лоции и ряд специальных пособий, уточнены гидрологические характеристики вод и параметры магнитного поля.

Материалы по обследованию банок, отличительных глубин и подводных препятствий дали основание снять с навигационных карт навигационные опасности и несуществующие банки, которые многие годы осложняли плавание судов в Беринговом и Охотском морях.

5 ноября 1952 г. на Дальнем Востоке нашей страны произошло сильное цунами. Гигантская волна, вызванная землетрясением, почти полностью уничтожила город Северо-Курильск и множество посёлков тихоокеанского побережья Камчатки и Курильских островов.

По решению командования Иван Петрович Кучеров создал комплексный отряд (командир отряда - капитан-лейтенант А. Е. Абаев), который вышел в район Курильских островов для оказания помощи пострадавшим от цунами и изучения разрушений, произведенных сейсмической волной, вышедшей на побережье Курильских островов и южную оконечность п-ва Камчатка. С этими задачами отряд справился успешно, работа гидрографов и общий отчет экспедиции получили высокую оценку командования (11, с.180-181).

Начальником 2-й Тихоокеанской гидрографической экспедиции Иван Петрович был семь лет, до октября 1954 г. Из аттестации командования: "В решении вопросов по организации экспедиционных работ, расстановке сил (отрядов, партий, кораблей), организации материально-технического обеспечения проявляет большую работу, вопросы решает энергично, принципиально, правильно. Обладает хорошими организаторскими способностями. Требователен к себе и подчиненным. Свое дело любит и ревниво прививает любовь к гидрографическим работам всему личному составу экспедиции" (5 , л. 40).

За безупречную службу и успешное руководство 2-й Тихоокеанской гидрографической экспедицией капитан 2 ранга И. П. Кучеров был награжден в декабре 1951 г. первым орденом Трудового Красного Знамени, в феврале 1953 г. орденом Ленина (3, л. 23), а в ноябре 1954 г. - вторым орденом Трудового Красного Знамени (6).

В ноябре 1954 г. Иван Петрович переезжает в Ленинград. Инициатива и настойчивость в решении фундаментальных задач морской картографии, всесторонняя эрудиция позволили ему возглавить Центральное картографическое производство ВМФ (начальником ЦКП ВМФ он будет с 1954 по 1971 г.). Здесь пригодятся его исключительные организаторские способности, умение руководить большим коллективом.

А в 1955-1956 гг. И. П. Кучерову предстоит одиннадцатимесячная командировка. Учитывая огромный опыт исследовательских работ, организаторские способности, его назначают командиром гидрографического отряда Советской антарктической экспедиции.

Под его руководством отрядом был накоплен первый опыт экспедиционных работ в Антарктике, получены необходимые представления о навигационно-гидрографических и ледовых особенностях этого района, установлена возможность использования авиации для получения картографического материала, отработана методика выполнения отдельных видов астрономо-геодезических, топографических и гидрографических работ применительно к местным условиям.

Добытый в первом рейсе материал съемок дал возможность составить 7 новых карт, исправить положение островов, уточнить границы ледников и оазиса, расположенного в северо-западной части берега Нокса (12, с. 68-69).

После возвращения из командировки Иван Петрович приступает к обработке материалов экспедиции.

"Лично И. П. Кучеровым были составлены уточнения к программам гидрографических исследований для последующих рейсов, в результате которых под его руководством была составлена целая коллекция новых навигационных карт Антарктики и подготовлено к изданию первое советское руководство для плавания в водах Антарктики. Составленные карты и пособия помогли успешной деятельности в этом районе советским китобойным флотилиям и развитию научной деятельности" (5, л. 52).

В 1961 г. Центральным картографическим производством ВМФ была издана лоция Антарктики в двух томах.

За достигнутые успехи в освоении побережья Антарктиды, в изучении Антарктических вод и проявленное при этом мужество капитан 1 ранга И. П. Кучеров был награжден в июне 1961 г. орденом Трудового Красного Знамени (2, л. 51).

Учитывая профессионализм, опыт в исследовательских работах, прекрасные знания картографического производства, И. П. Кучерову неоднократно поручались представлять советскую морскую картографию на конференциях, в международных организациях.

В 1965 г. в Ленинграде проходила научно-техническая конференция по картографии, где Иван Петрович блестяще выступил с докладом "Морская картография на службе народного хозяйства" (10).

В мае 1966 г. И. П. Кучеров за безупречную службу, достигнутые успехи в картографическом производстве, умелое руководство коллективом ЦКП ВМФ был награжден третьим орденом Красной Звезды (4, л. 96).

Большой опыт И. П. Кучерова как ученого исследователя, гидрографа-практика и прекрасного знатока картографического производства не остался незамеченным. В июне 1969 г. его назначают главным редактором Атласа океанов.

С большой энергией работал Иван Петрович над этим фундаментальным изданием (с 1974 по 1996 г. вышло в свет 5 томов). В 1980 г. создателям томов атласа "Тихий океан", "Атлантический и Индийский океаны" была присуждена Государственная премия СССР (7, с. 256).

И. П. Кучеров оставался в то же время и начальником ЦКП ВМФ до марта 1971 г., когда был уволен с военной службы в запас. Будучи уже гражданским человеком, он продолжал работать в ЦКП ВМФ старшим редактором карт.

В 60-80-е гг. ХХ в. были предприняты масштабные гидрографические и океанографические исследования не только в прилегающих морях СССР, но и во всем Мировом океане. Этот период стал "золо-тым веком" отечественной гидрографии, в течение которого резко возрос объем поступлений в ЦКП ВМФ.

Под руководством И. П. Кучерова и при его непосредственном участии в 1966 г. было закончено составление советских лоций на все моря и океаны земного шара, а к середине 70-х гг. впервые в истории отечественного ВМФ была создана коллекция морских навигационных карт на весь Мировой океан. Завершился важный этап в обеспечении безопасности плавания советских транспортных, промысловых судов и военных кораблей (13, с. 3).

Иван Петрович щедро делился с коллегами своими глубокими познаниями в деле гидрографии, картографии и до конца своей жизни (он умер 9 сентября 1993 г.) оказывал помощь в редактировании карт и пособий.

Выполнявшиеся под руководством И. П. Кучерова работы отличаются не только строгостью применявшихся методов и высоким качеством полученных результатов, но и той исключительной любовью к своей профессии гидрографа, которая заставляла Ивана Петровича, не щадя сил, не считаясь со временем, целиком отдаваться работе - своим исследованиям, ставшим для него делом всей жизни.

1. ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1562.
2. Там же. Оп. 26 . Д. 20.
3. Там же. Оп. 47. Д. 390.
4. Там же. Оп. 68. Д. 1.
5. Там же. Ф. 4742. Д. 43040.
6. Там же. Послужная карта офицера.
7. Антошкевич А. В.[и др.] История картографического производства в России. СПб. : ЦКП ВМФ, 2003. С. 312.
8. Гидрографы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). Л. : ГУНиО МО, 1975. 441 с.
9. Кобылинский Л. В. Гидрографические и гидрометеорологические исследования Тихого океана. СПб., 2006. 525 с.
10. Кучеров И. П. Морская картография на службе народного хозяйства // Доклады научно-технической конференции по картографии. Л. : Географическое общество, 1965. С. 40-48.
11. Кучеров И. П., Хоробрых В. Н. Гидрографическое изучение Берингова и Охотского морей // Записки по гидрографии. Л. : ГУНиО МО, 1977. №№ 198-199. С. 176-183.
12. Кучеров И. П. Советские гидрографические исследования в Антарктике // Записки по гидрографии. Л. : ГУНиО МО, 1981. № 205. С. 67-74.
13. Кучеров И. П. Тихоокеанская гидрографическая экспедиция в навигационно-гидрографическом обеспечении Тихоокеанского флота в войне против милитаристской Японии // Записки по гидрографии. Л. : ГУНиО МО, 1986. № 215. С. 79-81.
14. Седов Н. Е. Советская коллекция лоций Мирового океана // Записки по гидрографии. Л. : ГУНиО МО, 1968. № 2. С. 3-14.

Барканова Л. А. Дело всей жизни (гидрограф-исследователь Иван Петрович Кучеров) // "О Камчатке и странах, которые в соседстве с нею находятся..." : материалы XXVIII Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2011. - С. 7-10.

http://www.kamlib.ru/resourses/barkanova_28.htm
Свистать всех наверх!