Как хорошо быть русским
... рано или поздно русские проломят мир. А кроме того, каждый настоящий русский знает, что мир принадлежит ему по праву - осталось просто этот мир забрать. И рано или поздно русский мир себе заберет.
http://nomina-obscura.livejournal.com/993334.html
Экстремально, как-то этот "nomina-obscura" написал. Однако думаю, что так о своём народе пишут в большинстве стран, ибо все, как правило, гордятся своей особенной особенностью.
Русские, конечно, отличаются... и выделяются... но корни этого отличия несколько в ином (как мне кажется)
Эта тема очень объёмная. Я бы даже сказал гигантская! И вот так с "кондочка" её не обскажешь. Я чуть-чуть только задену... а кому интересно могут додумать или даже дописать. Специфика России в том, что мы не «Запад и не «Восток», мы не принадлежим ни к одной из цивилизационных ветвей на большом древе всего человечества.
Россия, сама по себе, одна из таких цивилизационных ветвей – вполне самостоятельная и самодостаточная. И отличаемся мы от всех прочих лишь тем, что
в любой цивилизационной группе находится несколько государств, а на нашей ветви находится одна лишь Россия. Все эти группы государств
объединены некой наднациональной общностью – культурой. Восток с трудом понимает и принимает культуру Запада. Запад, в свою очередь, считает восточную культуру экзотикой. Ближневосточная культура не приемлет не только Западную, но также и Восточноазиатскую культуру и т.д. и т.п.
Мы в этом деле стоим особняком. Большинство стран объединены в группы, а мы одни - одинёшеньки и, в итоге, к России во все времена было неоднозначное отношение. Именно поэтому в мире считается, что, Россия это – выскочка, что она "не от мира сего", что она себя всем противопоставляет, а значит её природа агрессивна и т.п. То, что Россия не принадлежит ни к одной группе, а существует, как бы отдельно, это всех раздражает на протяжении последних 7 - 8 веков.
Да, мы имеем особый культурный, ментальный склад, при этом мы не хуже и не лучше их всех, мы просто другие.
Однако во все времена часть людей в России исповедовала «западничество», как элемент зависти и самобичевания, а ныне ситуация и стала ещё более тревожной. В конце 80-х годов мы, позавидовав обильному столу западного обывателя, получили вместе «с колбасой и прочей снедью» ростки иной культуры, той культуры, которая не свойственна русскому духу, а правильнее сказать, и вовсе противоречит ему.
Чем же мы, русские отличаемся от остальных? В чём "изюм" нашей особенности?
Например, особенностью русских является
характерная для нас «общинность». Для русского человека «общинное» в большинстве случаев важнее «индивидуального» и это существенная черта, из которой вытекает ещё одно отличие, –
русские чаще настроены на жертвенность во имя «общего», «общинного».
Наша русская психология отличается тем, что мы, в общении с другими людьми, ставим сопереживание, участие в судьбе другого человека, выше личных проблем. Именно отсюда проистекает наша «
любовь поплакаться о трудностях».
Русский человек на вопрос: «Как дела» почти всегда ответит: «Так себе… не очень-то… могло быть и лучше…» и потом с удовольствием расскажет о личных проблемах. Делается это не потому, что мы, русские унылые жалобщики, а потому, что сопереживание для нас является важнейшим элементом общинного сосуществования и, жалуясь, мы
проверяем собеседника на способность сопереживать. «Если ты мне сопереживаешь, значит, я могу тебе доверять!» По сути, это элемент проверки на дружественность, это такая ментальная (культурная) традиция, которую мы повсеместно используем. Мы стремимся к общинности, и хотим, чтобы в нашей общине были только те на кого можно положиться и кому можно доверять. А доверять можно только тому, кто умеет сопереживать. Если вы «западник», если вы индивидуалист, не умеющий сопереживать и сочувствовать… то у нас в России вас будут считать чужаком, у вас будет мало друзей, и вы будете порицаемы.
Нашей существенной русской особенностью является и то, что
мы значительно лучше работаем сообща (общинно), но только при условии, что внутри такого объединения нет конкуренции. Для нас конкуренция внутри общины всегда неприемлема, т.к. русский в первую очередь настроен на успех общего, нежели на свой индивидуальный успех внутри группы. При этом, защищая свою общину, мы с удовольствием будем соревноваться с другой общиной, а выиграв пожалеем их и с готовностью «поделимся победой», проявляя сочувствие и сопереживая.
Именно поэтому у нас в России так тяжело «прорастает» бизнес, основанный на индивидуализме, и именно поэтому в России сравнительно легко прижился социализм, когда ставка делалась на «коллективное», на подчинение меньшинства большинству… т.е. когда за основу брались общинные способы сосуществования людей.
Ментальная особенность русских – самобичевание. Мы с удовольствием критикуем собственную страну, Правительство… но ещё чаще – самих себя. Причём исследования психологов показали, что в случае неудачи, русский начинает самокопание, принимает вину на себя, кается и готов просить прощения, даже если его вина не так очевидна. ОДНАКО! В отличие, например, от американца, мы делаем это как бы не от себя лично, а от третьего лица.
Т.е. критикуя сами себя, мы, русские рассматриваем свои промахи немного со стороны, психологически делая это с позиции стороннего наблюдателя. И именно такая особенность в мышлении делает нас психологически более устойчивыми к промахам и ошибкам, из-за которых любой американец, если начнёт критиковать себя в том же объёме, повесится на вторые сутки.
Наша русская приверженность к общинности формирует у нас
любовь к более масштабному восприятию мира, к философствованию, а не брюзжанию по поводу «мелких» частностей.
Например, там, где немец, видя проблему в грязном тротуаре, начнёт его мыть, русский, видя тот же грязный тротуар будет мыслить значительно шире, рассуждая и философствуя о проблеме в масштабе всей страны.
Нам, русским присущ более широкий философский взгляд на мир нежели иным народам и когда мы сталкиваемся с конкретной, частной проблемой, мы как бы отстраняемся от неё, размышляя о том, что всё это малозначимо, глядя на проблему в большем масштабе и, следовательно, не стоит волноваться. Как часто мы говорим - «могло бы быть и хуже»… и действительно, могло бы быть и хуже, если посмотреть на проблему с философской точки зрения и в большем масштабе.
Именно поэтому, «Русский долго запрягает…», ведь
пока проблема не приобрела масштабные очертания, с нашей точки зрения, не стоит начинать суетиться и впадать в отчаянье. Мы долго раздумываем, мы медлительно рассуждаем и сомневаемся… пытаясь определить масштаб проблемы, но когда мы всё же начинаем действовать, то это всегда сопровождается бешенной энергией и напористостью, которые соответствуют масштабу проблемы.
Наша любовь покритиковать родную нам Россию проистекает именно из нашей любви к философствованию во всемирном масштабе…
У нас много особенностей, каждая из которых уникальна и не свойственная большинству других народов, все эти наши качества произросли из двух составляющих –
языка и Православной веры.
Русский язык обладая исключительной сложностью, способен выразить тончайшие нюансы передаваемых им образов. Мы можем описывать образы, придавая им не только новый смысл, но и новые оттенки этого смысла, заменяя в словах лишь приставки, суффиксы и окончания. Многогранность души русского человека базируется именно на многогранности его языковой культуры. Наша речь, очень и очень образна, что
делает русских тонкими философскими натурами, способными мыслить, глубоко проникая в многообразие оттенков бытия.
Россия взращена на Православии. Именно следование нравственным принципам Православия, на протяжении последнего тысячелетия, сделало Православие, по истине, философией русского народа, воплотившись в культурный уклад его жизни. По сути, Православие стало стержнем русской души, и даже теперь, когда большинство россиян исповедует атеизм, базисом их духовной культуры остаются всё те же православные ценности, которые они впитали, живя в России - в месте существования Православных нравственных, культурных идеалов.
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Заповеди Блаженства. Нагорная проповедь Христа)
Русский человек, это прежде всего – человек, нищий духом! Многие не понимая смысла этого «нищенства», объявляют о своём духовном богатстве, сами того не подозревая, что окружающая нас с детства духовная, Православная культура всегда доминировала в русском человеке и он, ныне живущий, всё же выстраивает свою жизнь следуя исключительно заповеди духовного нищенства, а вовсе не духовного богатства (сам того не подозревая)
В древности слово «нищий», не обозначало человека бедного, напротив, оно обозначало того, кто открыто просит о том, чего ему не хватает: одежды, еды… И в данном случае, слово «нищий» обозначает человека, который просит и стремится не к материальным, а духовным ценностям. «Нищий духом» – это тот, кто желает (и просит) более высокой духовности, что и отмечал Серафим Саровский, что «
в стяжании Духа Божиего и состоит истинная цель нашей жизни… Стяжание все равно, что приобретение».
Русский человек отличается от «западного» человека, именно своей духовностью, философией кротости и смирения, и всё это отличие, прежде всего основано на Православных ценностях, доставшихся нам от предков. Русская культура это философия… это философия доверия к людям и сопереживания им, это культура критичного отношения к себе, проявляющаяся в любви к самобичеванию, это культура общинности…