Автор Тема: Луч счастья  (Прочитано 1352 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Граждан Валерий Аркадьевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 180
Луч счастья
« Ответ #1 : 07 февраля 2009, 16:57:34 »


                                            -35- (продолжение «Горячего похода)
                               
                                З Е Л Ё Н Ы Й   Л У Ч   С Ч А С Т Ь Я
       
       
           Повидавшие немало морей и океанов моряки свято верят в свои, чисто флотские древние поверья. Одно из них- притча о Зелёном луче. Увидевший его будто бы будет счастлив в жизни.
        Наверное, сие вполне приемлемо и к кораблям, им озарёнными к команде, кораблём  управляющей. Ибо они, скорее всего, наделены объединяющей их ДУШОЙ. А коли кто держит на этот счёт сомнение, могу даже некую научную базу подвести. Ведь, по сути, судно со всем сущим на нём на  палубе и внутри  судна слиты воедино с той же аурой команды, живущей на нём. То есть с ДУШОЙ экипажа. Жаль, но они, как и люди, отжив свой век, уходят в небытиё. А вот душа- то продолжает жить. Но это тема для других рассказов.
          Довелось в 1967 году один такой новорожденный в Николаеве корабль перегонять на Камчатку. Заметим лишь, что это была первая в истории ВМФ плавбаза для атомных подводных лодок (АПЛ) «Иван Кучеренко». Походу этому уже минуло достаточно лет, но ярчайшие события будоражат память поныне. Многое повидали десятки раз сменявшиеся на ней за всё существование команды. Один из эпизодов поведаем вам.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             
       Оговоримся, что поверье, даже в виде предания не уточняло долевое участие в распределении СЧАСТЬЯ между командой, отдельными её членами и кораблём. Счастье и всё тут. И, что немаловажно, счастье полагалось безвозмездно и пожизненно. Так- то.
         Теперь уже, за давностью лет скажу, как мне лично, как и в равной степени, всем, стоявшим в тот тропический вечер лицом к закату солнца на палубе океанского корабля, высветился этот самый лучик. А корабль же поименовали «Иван Кучеренко», в честь героя- подводника Великой Отечественной войны, капитана 3 ранга Ивана Кучеренко.                 
              Вторично «Луч счастья» озарил меня и лица всех свободных от вахты моряков океанографа «Чумикан». Лично у меня, по сути, большая часть жизни оказалась во власти океана или вблизи его стихий. Может это и есть то самое счастье? А ежели счастье в детях, то тоже всё сходится: их у нас с женой их двое- сын и дочка. Жаль лишь, что они по разные стороны Земного шара от нас живут… Зато какое счастье общаться! А сколько друзей приобретено за все годы! Это ли не счастье! Стоит лишь снять трубку телефона или войти в Интернет, и вот они- снова рядом! Но, ближе к теме.
             На южной оконечности Африки приютился Мыс Доброй Надежды, но, как ведомо из истории мореплавания его первичное имя было Мыс Бурь. И лишь из суеверного страха перед стихиями мыс переименовали, как бы задабривая морские божества, в Добрую Надежду. Но не помогло. Как видно ещё и потому, что за ним, по курсу к Индийскому океану, на южной же оконечности Африки следовал Мыс Игольный. Последний уже возымел дурную славу одного из самых неистовых мест на Земном шаре наряду с проливом Дрейка, Бискаем и исконно нашими камчатскими «Сороковыми ревущими». Здесь сталкивались лбами два океана, две ипостаси морских стихий, туда же врывались силы властителя воздушного- Эола.       
        Именно между мысом Игольный и Мадагаскаром зарождаются коварные «волны- убийцы». Достигая непомерной высоты и, становясь горбами по корме и носу ,они переламывали запросто океанские корабли солидной тоннажности. Именно так переломило первый в мире супертанкер «Уорлд глории». Конкретно имя «Игольный» мыс заполучил , от моряков, ибо минуя его, они замечали пакостную манеру влияния этой оконечности суши на ИГЛУ компаса: вертеть несчастную куда вздумается всем чертям сразу!
                                                                 -36- 
                 
            Зная все описанные «прелести», команда плавбазы «Иван Кучеренко» крепила всё и вся намертво. В довершении к вечеру «по ГС(громкоговорящая связь) старпом дал команду: «Штормовая готовность номер один! Оружие и движущиеся механизмы крепить по штормовому!»
- Вот те раз! А как же мой день рождения?!, подумал я вослед команде.
- Да врут  «гомосеки» (гидрометеорологии на корабельном жаргоне). Ты поглянь на небо: звёзды, что твоё блюдце! До утра вёдро будет, как два пальца…- приободрил меня Санька Вахнин. Но уже минут через пять мы крепили брезент на шлюпках нашего заведования на верхней палубе. Другие тоже копошились поодаль в свете прожекторов. Дело знакомое и десятки раз деланное фактически. Но, как говорится, «и на старуху бывает проруха».
      Так оно и вышло: Индийский океан остался верен своим принципам: «Не пущать
Воды Атлантического безданно и беспошлинно!» То есть просто так, не чиня препонов беспрестанно ломящемуся в теплые воды соседу. «Накось,- выкуси!» Как бы гневясь зело, Индийский властелин немедля выдворял за пределы владений своих воды Атлантики.
      Для кораблей скидок не было: «Коли вы из Атлантики, то вот я вам!!»
И провёл- таки над нашим кораблём адский эксперимент на прочность.
       Уже после отбоя мы свершили корабельное святотатство: отпраздновали мой 23-ий день рождения в одной из многочисленных лабораторий радиационного (!!) ведомства. Втихаря, конечно. Потом долго стояли под сенью южного неба на юте: вертолётка была для нас табу, а уж после отбоя и, чего уж греха таить- небольшого, но всё же возлияния.
             Бурун за кормой фосфоресцировал так, будто по корме был виден не водный поток от винта, а выхлоп из сопла космического корабля при запуске. Всполохи, огненные вихри, серебристые струи пересекались, слагались и разлетались одновременно. Так возбуждаются миллиарды светящихся микроорганизмов в южных широтах.  Купол ночного неба до отказа заполнили мириады звёзд, от огромных и близких до малюсеньких и чуть ли не дымкообразных. Всё это было невообразимо восхитительно, феерия прямо- таки распирала душу, казалось, что эйфории не будет конца. Океан сладостно баюкал нашу плавбазу со всем её десятитысячным водоизмещением. Иллюзорное ощущение: мы и океан- едины. Но всё,- пора в кубрик.
- Ну что, мореманы: на горшочек и баинькать? А то ведь утро ненароком грядёт!, подзадорил именинник, то бишь я. Спустились в кубрик в обьятия наших коечек.
            А поутру, вернее глубоко за полночь, страшный грохот, вой шторма заставил всех не только проснуться, но и перекреститься: кого мысленно, а кого и по факту верования. Всё корёжило, дробило, корабль то заваливало на борт, то вздыбливало на волну.
      - Подвахтенной смене вставать! Аварийной партии приготовиться к построению!- известила ГС в кубрике. Вихрем слетаем с коечек: старпом и шторм шутить не
любят!
       Треск каблуков матросских прогар по трапам сливается в сплошной грохот.
.Десятитысячетонную махину нашего «судёнышка» швыряло нещадно, да так, что ходили мы, по- сути, по переборкам, сиречь стнкам коридоров. А по ходу, то есть килевой качкой вжимало в палубу до полного присядания. После чего швыряло вдоль по проходу. Но так, что не то чтобы зацепиться за поручень, а заметить ничего не успеваешь, как лоб втемяшится в пожарную корзину, а то и сразу во встречную переборку.
         О выходе на верхнюю палубу и речи не могло быть, но ситуация вынудила: сорвалась шлюп- балка и крушила во вращении над верхней палубой всё, что ни попадя. От окрестных шлюпок только щепки летели.
      - Аварийной партии прибыть на шлюпочную палубу. Крепить шлюп- балку! –Неслось из ГС по верхнее палубе,перекрывая грохот волн и бандитский посвист ветра. Но как остановить эту дубовую, то ли буковую махину центнера на 2-3 весом, вряд ли кто соображал. Ясно было лишь одно: не останови мы её, будут сметены оставшиеся здесь

                                                              -37-

 шлюпки. В этой ситуации позарез нужен был герой, а то и несколько.. Вазвался Леша Мерзляков. Это был человек- квадрат: ширина его плеч едва не равнялась его, по сути среднему росту. В увольнении патруль отдавал ему честь первым

        А волны даже не перекатывались через борт, а уже нависали над палубой, грозя смыть аварийную партию целиком или по частям. Сотни, тысячи тонн воды били в борта, скулу, да и в корму вдогонку.
           -И- Ии  раз!!! ,- разом на выдохе проорал старшина Решетников. И мы тут же, разом набросились на балку в момент её останова у борта. Здесь уже главное- не дать ей обратный маятниковый ход! Получилось!!
      -Навались, братушки!! Не потрафь ей! Крепи! Крепи, мать твою!!- подал голос Алексей, перекрывая рёв бури.
        Принайтовали, то бишь прикрепили вначале просто к лееру, а уж потом к ближайшей тумбе. Спать не довелось практически никому трое суток, пока нас мотал циклон по просторам Индийского океана. Какое уж тут счастье! Живыми бы выйти!
    . Из- за сильнейшей бури шли галсами, почти удваивая этим путь к Андаманским островам. Привидением с пальмами лишь издали едва проглядывался Мадагаскар. Остров- легенда, где не раз перекрещивались судьбы русских моряков в разные столетия. Где- то в рваном тумане прорезались вершины острова Реюньон по правому борту. Господи, когда же кончится это «омовение»!
             Знать бы нам, что Нептун уже приготовил всем достойный подарок в знак компенсации вынесенных мук. Пока же им не видно конца: ветер лишь усиливается, а волны становятся яростней. В баллах шкалы Бофорта это выглядит не столь романтично.
Знать бы старику Бофорту, адмиралу бывшей владычице морей Великобритании, что и в 20- ом веке он будет востребован в равной степени, как и мореходами 18- го века.
            И всё окончилось так внезапно, будто ничего не было, как по заказу. В канун пятых, суток, утром, все свободные от вахты мертвецки спали, некоторые, даже не сняв спасжилетов. Не до того. Проснулись от просто- таки райской, умиротворяющей тишины. Высыпали на верхнюю палубу и не верили своим глазам: перед нами в мираже морской дымки открывалась сказка! Умиротворённый океан слегка покачивал наш корабль на своей бескрайней глади. Тут же, как из небытия возник американский самолёт_ разведчик «Орион», как бы удивляясь нашей живучести: «Что, «раша», как вам эта каша?»
         -Да мы и не в обиде. В Тихом не такое повидали. И у Бофорта шкала зашкалит! А уж по высоте волны явно выше, едва не вдвое. Вот только тепло там бывает разве что летом и то севернее 23- го градуса по широте. А здесь нам и оскомину не сбило, хотя…
       Мы всецело входили в сказку. Ничуть не меньше, но именно она вознесла неведомые острова на горизонте в зыбкий эфир поднебесья! На мини- островках, открывшихся во множестве, кучерявились пальмы… Островов становилось всё больше: какие побольше, средние и совсем мизерные, но все в зарослях пальм и ещё чего- то. Пожалуй, что это те самые тропические джунгли, где резвятся обезьяны, наевшись дармовых бананов и напившись кокосового молочка. И где уж тут до сна! Даже после обеда почти никто не «давил физиономию» о жёсткую корабельную подушку. И это в «адмиральский час». Все высыпали поглазеть на чудеса. Тем временем клочки тверди по мере приближения к ним, приводнялись, превращаясь хотя и в экзотические, но вполне обычные, осязаемые острова. острова.
             По небу плыли очень даже райского вида облачка, медленно удаляясь за горизонт. Временами казалось, что они становятся  «на якорь», прежде, чем исчезнуть от нас навсегда. Вечерело. Ну вот, дождались:«Очередной смене приготовиться на вахту!». Лишь эта команда по верхней палубе вывела многих из оцепенения и то, в основном тех, кого
                                                            -38-

это касалось. А солнце, будто промытое в тех самых водах, что нещадно накрывали нас едва не с головой, уходило на покой в полной истоме в воды Индийского океана. И тут началось! Весь горизонт на западе озарился светилом переливающимися лучами всеми цветов радуги. Океан вкупе с небесами заиграл неимоверную, буйную феерию красок.   
  -Эй, старина Нептун, неужто это всё нам на утеху?! Не слишком ли щедро? ,- так и просилось высказать Богу морей. Но, как видно, он решил одарить нас, российских моряков именно по- царски! То есть по- нашенски и сполна! Ну, спасибо, царь за эдакую невидаль! Красота просто заворожила всех: все тона цветов, их полутона и даже четвертинки и осьмушки вместе и порознь расцветили облака. Синий, лазурный, пурпурный, голубой, бирюзовый, яхонтовый, ярко лиловый, грозно багровый, нежно розовый, бриллиантовый…Были тут и такие цвета, коим и не придумал названия человек,- все они разом отобразились на этой божественной картине заката!
        Мы при жизни побывали в раю. Иначе и не скажешь! Блаженство наполнило наши души. Наполнило сейчас и навеки!
             Солнце заканчивало таинство ухода на покой. Вот уже лишь долька его передаёт совсем махонький, прощальный лучик. Всё замерло над гладью океана. Словно ждали какого- то завершающего аккорда природы. Тем временем сиротливое, чичевицеобразное, чуть ли не микроскопическое светящееся тельце исчезало. Но нет!! Над океаном, пронзая пространство, наши души, ауру, всю планету без остатка проносится светоч исключительно божественного цвета и необычайной силы… Он проник к нам через глаза и душу прямо в сердце! За доли секунды его жизни он преодолел перевоплощение во все цвета радуги. Но почему- то нам запомнился лазурно- зелёным с чуть ли не фиолетовым переливом. Нас оглушило, сразило наповал. И даже когда все померкло и ушло в небытиё, все продолжали стоять на палубе и смотреть заворожено вдаль. В эти минуты мы наверняка были мыслями если не дома, то где- то там, далеко, далеко в неведомом.
           Вторично «Луч счастья» довелось повидать уже ровно через десять лет. Но совру, если скажу, что всё было аналогично. Такое НИКОГДА одинаковым не может быть. Как огонь, как океан, как люди. Так устроен мир.
             Тем временем , на сколько хватает глаз- окрест и до горизонта заполонили острова, островки и вовсе островочки. Это гряда Андаманских островов. Входим в море с одноимённым названием. Судя по очередной навигационной карте, нам предстоит пройти Малаккский пролив и достичь порт с мировым именем Сингапур. В переводе с тайского Город- Лев. Он располагается на одноимённом острове. Курсанты рассказывают, что после Сингапура будем пересекать экватор дважды: в раоне острова Линге и Суматра. А пока идём вдоль побережья Суматры. Эти места земного шара имениты зарождением тайфунов. Но нам не терпится увидеть Сингапур, на рейде которого должны встать на якорь. А это здорово: для фотографий лучше не придумаешь. И будет что вспомнить.
                                             
                                    -               Валерий Граждан, 1967- 2007 год.