Уважаемые союзники! Получил от В.С. Литвинова материал для предисловия к формируемому сборнику воспоминаний наших сослуживцев. С согласия автора выкладываю его на форум (хоть курочка ещё в гнезде, а яичко ещё глубже).
Уважаемый читатель!
В твоих руках книга – сборник воспоминаний офицеров, мичманов, старшин и матросов срочной службы – ветеранов Плавучего измерительного комплекса Министерства обороны СССР, России (ПИК МО), о годах и некоторых эпизодах их службы на кораблях соединения. Это было эксклюзивное соединение кораблей Военно-морского флота межвидового предназначения. Соединение выполняло работы в интересах Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) и Военно-морского флота (ВМФ).
Корабли ПИК МО выполняли задачи боевой службы по обеспечению испытаний межконтинентальных баллистических ракет (МБР) при их пусках на предельные дистанции (12 – 14 тыс. км) в различные районы Тихого океана, называемые «Акватория», а также при запусках космических аппаратов (КА) различного назначения, включая пилотируемые. При этом обеспечение запусков КА осуществлялось не только в отдалённых районах Тихого океана (вплоть до южных 40-х «ревущих» широт), но и в Индийском океане.
Пуски МБР на предельные дистанции по районам «Акватория» производились не только с полигонов РВСН, но и с атомных подводных лодок Северного флота. Выполнение кораблями ПИК МО боевых работ по пускам МБР в районах «Акватория» находилось под наблюдением и контактным воздействием сил и средств морской и воздушной разведок ВМС США.
Соединение было создано по личной инициативе и настоянию Генерального конструктора С.П. Королёва в 1959 году сначала на базе кораблей («Сибирь», «Спасск», «Сахалин», «Чукотка»), переоборудованных из польских сухогрузов . Затем в 1963 г. соединение пополнилось кораблями «Чажма» и «Чумикан», созданных на базе переоборудованных немецких рудовозов. В 1980-х на соединение пришли специального проекта «Маршал Неделин» и «Маршал Крылов».
ПИК МО действовал под легендным наименованием «Тихоокеанская океанографическая экспедиция» (ТОГЭ). Первым командиром экспедиции, её организатором и основателем был контр-адмирал Юрий Иванович Максюта, который обладая выдающимися личностными качествами, высоко-квалифицированного морского офицера, командира, организатора, воспита-теля и учёного и просто с большой буквы Человека навечно останется в па-мяти всех поколений личного состава кораблей соединения. Вот почему всех офицеров, мичманов, старшин и матросов соединения называли и называют «максютовцами».
С 2008 года ветераны ПИК МО объединились в Межрегиональную общественную организацию (МОО) «Союз ветеранов кораблей измерительного комплекса имени адмирала Ю.И. Максюты». Организация имеет свой сайт www.toge.ru. В 2014 году наш Союз, все ветераны соединения будут отмечать торжественную дату – 55 лет со дня образования Плавучего измерительного комплекса Министерства обороны СССР, России, и, увы, траурную дату 20-летия со дня его расформирования в 1994 году.
Создание МОО, а его региональные отделения действуют от Камчатки и Владивостока до Калининграда, позволило собрать в единый «союз» тысячи офицеров, мичманов старшин и матросов, прослуживших на кораблях в период с 1959 по 1994 год, а ныне проживающих не только в России, но и за её пределами. Своими воспоминаниями, флотскими байками о годах службы, когда «…ходили мы походами в далёкие края» сослуживцы делятся на страницах форума сайта Союза. По инициативе совета Союза часть этих воспоминаний, баек и зарисовок публикуется в этой книге, издание которой приурочено к предстоящему юбилею соединения.
Основную многотрудную работу по подготовке и изданию этой книги возложил на себя Н.И. Бухтояров, в прошлом старшина срочной службы, прослуживший на кораблях соединения с 1979 по 1982 год, а ныне проректор Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I, председатель регионального отделения «Союза».
Авторы рассказов и баек, которые вам предстоит прочитать, не писатели и не сочинители. Они, прежде всего, непосредственные участники и очевидцы тех времён и событий, о которых они рассказывают. Самое главное состоит в том, что они просто МОРЯКИ в самом сущностном смысле этого термина. Судите сами. Они, выполняя задачи бое-вой службы, участвовали в длительных океанских походах по два – четыре месяца каждый, а в сумме за один год службы набегало таких походных месяцев от шести до девяти. В годы интенсивных пусков МБР старшины и матросы – срочники половину и более срока службы проводили в океане, а у некоторых офицеров за время длительной службы на кораблях соединения (от 20 лет и более) суммарный стаж непрерывного пребывания в океане доходила до десяти лет. Вот почему всех «максютовцев» до сих пор объединяет добрая память о тех людях, событиях и годах, когда они в составе экипажей кораблей жили и действовали в трудных, а подчас и опасных условиях длительных океанских походов. Вот почему в публикуемых рассказах сильно звучит духовно – душевные ностальгические нотки. Уверен, что лю-бой «максютовец» прочтёт эту книгу, как говорится, на одном дыхании.
Читателя же не из числа «тогэвцев», которого я назову условно – «внешним», особенно из числа тех, кто видел море только с пляжного берега, прошу быть снисходительным как к описываемым событиям нашей боевой деятельности, так и к форме и литературности авторского изложения. Хотя не сомневаюсь, что даже придирчивый «внешний» читатель отметит, что некоторые авторы сборника обладают явным, если уж не писательским, то литературным талантом. Не буду навязывать читателям собственное мнение о прочитанном, но хотел бы обратить особое внимание на следующее.
Во-первых, на календарные сроки службы авторов на кораблях соединения, указанные рядом именами авторов. Если эти сроки сложить в хронологическом порядке, то получится, что они охватывают почти всю ис-торию соединения с 1959 по 1994 год.
Во-вторых, на воспоминания старшин и матросов срочной службы. В их рассказах – воспоминаниях нет ни одной нотки «скуляжа» о трудностях вахт по четыре часа через восемь (а подчас и четыре через четыре) в течение долгих походных месяцев, о тяжелейших бытовых условиях (особенно на ко-раблях проектов 1128, 1129 типа «Сибири», «Чукотки»). Мало того, что в кубриках койки располагались в три яруса, так в них даже в условиях тропиков и экватора далеко не во все подавался охлаждённый воздух. Да и других неудобств, неустроенности в условиях стеснённости, ограниченности корабельного пространства и корабельной неприспособленности к нормаль-ной жизнихватало. А смена широт, а постоянное поддержание корабля в над-лежащем виде, а дикие шторма и качка? А ведь никто не отменял и выполне-ние боевых работ. И всё это непрерывно на протяжении трёх – четырёх лет службы. Срочникам кораблей «Маршал Неделин» и «Маршал Крылов» такой «быт» трудно себе даже представить.
Согласитесь, что нынешние сердобольные комитеты солдатских мате-рей, публично рыдающие над своими «несчастными» сыночками, служащи-ми всего один год срочной службы, читая воспоминания наших «тоговских» срочников, могут отдыхать.
Помню, как на юбилейной встрече ветеранов соединения в 2009 году один из сослуживцев в разговоре со мной и Л.Е. Демидовым сказал, что его сыну подошёл срок идти на воинскую службу, и он подумывает, как бы его от неё «отмазать. Но если бы были «живы» наши корабли, сказал он далее, то он приложил бы все усилия, в том числе материальные, чтобы сын попал служить на наши корабли на ту же полную «катушку».
Разве это не свидетельство тому, что подавляющее большинство наших срочников понимали, что все тяготы и лишения морской службы, которые им приходилось испытывать, в равной мере ложились на всех членов экипажей, включая их командиров. Даже на форуме сайта Союза ветеранов КИК, где так называемая «свобода слова» зашкаливает, благодаря «демократичности» наших модераторов иногда зашкаливает, очень редко возникают «герои», которые вспоминают только о том, сколько раз они сидели на гауптвахте, или как им удавалось украсть 0,5 «шила» и «весело» отметить Новый год, наплевав на то, что за «шиловое» веселье потом «расплачивались» его командиры, а то и всё подразделение.
Отмечу установленную мной закономерность, касающуюся всех кате-горий личного состава. Все наши сослуживцы, которые служили, не «спотыкаясь» о «шило», личную безответственность и недисциплинирован-ность, как правило, достигли хороших, а некоторые - блестящих результатов в последующей «гражданской» жизни. И это не случайность их судьбы, а закономерность жизни.
Все, кто тянул тяжёлую «лямку» кадровой или срочной службы не за страх перед Уставом, а за совесть, воспитанную родителями, и присягу, принесённую советскому (российскому) народу, в ходе службы научились отвечать за свои поступки, за порученное дело. Ну а те, кому «шиловое» море было «по колено», которые привыкли, что за их великовозрастные «шалости» отвечали их командиры, попав на «гражданку», где каждый отве-чает за себя, а в ряде случаев и «умирает в одиночку», оказались один на один со своей расхлябанностью и безалаберностью. В результате их жизнь сложилась по известной поговорке: «По Сеньке и шапка».
Кстати, один из таких "героев", излагая воспоминания о своих "подвигах", невольно проговорился, рассказав, что он попал на наши корабли на Камчатку только потому, что его родители хлопотали перед военкомом, чтобы их драгоценную сынулю отправили служить куда-нибудь подальше от дома и как можно подольше по сроку. Да, в те времена родители, нахлебавшись по горло от результатов своего воспитания подрастающего сына, надеялись, что военная служба за 3 года его исправит. У многих такие надежды сбывались. Но в отдельных клинических случаях положительного результата не получалось. Именно такие "герои" и создавали на наших кораблях очаги "дедовщины".
Естественно, что составитель сборника Н.И. Бухтояров, сам отслуживший не за страх, а за совесть, воспоминания таких «героев» в сборник не пропустил. Впрочем, в проектом варианте сборника есть рассказ одного из наших срочников, который повествует, как он организовал коллективную пьянку, но, не украв «шило», а «честно» взяв его, пользуясь доверием начальника. Я специально не называю фамилии рассказчика и его начальника, полагая, что составитель сборника не пропустит и этот рассказ, тем более, что по смыслу текста, автор и сейчас не стыдится своего давнего поступка. А ведь он, в отличие от предыдущего «героя» совершил двойное воровство: украл казённый спирт (и «укатал» своих сослуживцев) и доверие своего начальника. Может я невнимательно прочёл этот рассказ, но я не нашёл в нем даже запоздалого раскаяния автора за свой проступок.
И последнее критическое замечание к проекту сборника. В некоторых рассказах, как и на нашем «демократичном» форуме, цитируется откровенный мат. Неужели авторы не понимают, что среди читателей их «произведений» и пользователей сайта могут оказаться не просто женщины, но и дочери, и внучки наших сослуживцев. В закрытых мужских коллективах допускаю ненормативной лексики - морская мужская работа тоже не делается в лайковых перчатках. Иногда на кобабле возникают такие ситуации, когда не успеваешь надеть и брезентовые рукавицы, когда приходится действовать через «не могу» и «не хочу», а иногда и через «страшно» и «опасно». Здесь уже не до любезностей. В ряде случаев русский мат действительно становится единственным движителем, или как сейчас говорят, креативом, способным разрулить трудную, а подчас опасную ситуацию.
Я и сам не безгрешен. Как-то в конце 70-х на гололёдной дороге между Паратункой и Приморским в наш УАЗик на приличной скорости врезался ЗИЛ бензовоз. Я и водитель вылетели из деформированной кабины в снеж-ный кювет. Придя в себя от удара и стресса, я вылез из кювета, вытащил из кабины ошалевшего от испуга водителя бензовоза, и, взяв его за грудки, стал трясти, бить его о бочку бензовоза и так материть, что, как рассказывал
потом мичман Самойлович, мой шофёр казал ему: «Я никогда не думал, что Литвинов умеет так материться…» Но ведь я на флоте с 15 лет! А вот что побуждает наших форумчан и рассказчиков пускать на форум или книжные страницы откровенный мат… Думаю, ответ один – языковая распущенность.
Кстати, в сборнике есть прекрасный пример, как можно рассказать о круто матерящемся офицере. Хотелось бы, чтобы Бухтояров, как составитель сборника, сохранил рассказ Э. Мантая, в котором он без всяких многоточий художественно описывает витиеватость мата старпома «Чукотки». Советую всем любителям «многоточий» прочитать этот рассказ и прочувствовать разницу хотя бы в уровне словесной культуры.
С интересом читая черновик сборника, с грустью отметил, что многих героев рассказов и баек уже нет в живых. Мы о них скорбим, вспоминаем в на ветке сайта «Режим тишины». Но давайте все вместе порадуемся такому необыкновенно чудесному факту, что в г. Екатеринбурге в возрасте 91 года проживает и общается с нами ПЕРВЫЙ командир КИК «Сахалин» Виктор Васильевич Зонов. Дай Бог ему ещё многие лета бодрости и жизненных сил! Будем надеяться, что наши ветераны, его земляки, поддерживающие с ним связь и навещающие его, подарят ему долгожданный сборник.
Позволю себе выразить уверенность, что после серьёзной редакторской правки книга будет интересной «максютовцам» всех времён и кораблей, нашим потомкам, особенно детям и внукам. А если на неё не придётся ставить знак «50+», то её с интересом прочтут те «внешние» читатели, которые до выхода книги А.М. Курочкина В.Е. Шардина «Район, закрытый для плавания» и этого сборника ничего не слышали о наших кораблях и их экипажах.
Ваш – В.С. Литвинов.
Январь 2013 года. Спасибо Владимиру Сергеевичу за оперативное выполнение просьбы. Не оспаривая его права на высказывания, позволю себе некоторые коммента-рии к им написанному.
1. Мат. Для меня личная больная тема. Обещаю Владимиру Сергеевичу больше ни в одной публикации, посте, ином публичном выражении своих мыслей не прибегать к ненормативной лексике ни с прямым тек-стом, ни многоточием.
2. В максимальной степени уберу из текста воспоминаний и баек «ма-тершинные» места.
3. Реализуя право автора-составителя сборника, я не включу в текст предисловия высказывание В.С. в адрес комитета солдатских матерей: позиция спорная, неоднозначная. Думаю, что В.С. Литвинов со мной согласится.
4. Всё-таки думаю, что «увлечение» шилом срочников, да и офицеров, скорее – эпизоды в продолжительной службе на кораблях. Я не помню ни одного офицера или матроса – алкоголика.
5. Нам грех жаловаться на тяжёлые условия быта. Вспомните: в 1979-м СССР ввел войска в Афганистан. Какие «условия» там были? А на подлодках? Все наши трудности мы с лихвой компенсировали морской романтикой, безудержным оптимизмом, энергией, гордостью за прича-стность к выполнению государственных задач.
6. Объясняю, почему работа над сборником длится месяцы и займёт еще много времени:
• Материал получен «сырой». С ним приходится работать, вруч-ную удаляя пробелы, меняя тире на дефис и т.д.
• В ряде случаев приходится в значительной степени прибегать к литературной обработке. Сравните два фрагмента:
Первый: «…Для старпома это был сюрприз - всем показалось, что у него даже глаза стали такими же как плавки - красными. А был Николай Ва-сильевич отменным матершинником. Матерился он семиэтажными матами, причём, каждый следующий был естественным продолжением предыдущего. Его мат воспринимался как песня, из которой слов не выкинешь.
Речь Николая Васильевича длилась долго. Во вступлении он упомянул всех предков тов. Захарова до седьмого колена, не пропуская ни одного сучка и ни одной веточки гениалогического древа старшины, делая акцент на мате-рях всех без исключения родственников. Затем старпом напомнил содержа-ние пионерско-комсомольской и социалистическо-коммунистической морали и нравственности, также вдохновенно пересыпая основные идеологические постулаты перлами ненормативной лексики. Когда Николай Васильевич ин-формировал собравшихся о том, что «эти галстуки гордо носят на своих ху-деньких шейках наши дети, будущие строители нашего светлого, счастливо-го будущего», собравшиеся смогли насладиться искусным сочетанием «мо-гучего и великого» литературного с профессиональным военно-морским языком. Видно было, что и самому Николаю Васильевичу нравилась его речь, и то, какое впечатление она производит на матросов. Старпом вошёл в раж: со стороны могло показаться, что он читает Нагорную проповедь, или, как минимум, речь Кутузова перед русскими войсками накануне Бородин-ского сражения. Апофеозом выступления и елеем на матросские уши стало сообщение о том, что «..а этот разп...й натянул один галстук на свой военно-морской болт, а второй красуется на его вонючей жопе…»
В строю все готовы лопнуть со смеху, но лопнуть окончательно не могли себе позволить. Во-первых, нельзя было пропустить ничего важного и поучительного из речи Николая Васильевича (а такой была вся его речь), а во-вторых, для устрашения и наведения порядка со строительством коммунизма и использованием пионерских галстуков по прямому назначению Захарову было объявлено «месяц без берега…»
Второй: «…Для старпома это был сюрприз - всем показалось что у него даже глаза стали такими-же как плавки - красными. А был Николай Васильевич отменным матершинником. Матерился он семиэтажными матами, причём, каждый следующий был естественным продолжением предыдущего. Его мат воспринимался как песня, из которой слов не выкинешь. Ну, а здесь был вообще особый случай, чтобы выразить своё негодование. В его мате упоминались не только все предки тов. Захарова, но и мораль о том, что эти галстуки гордо носят на своих худеньких шейках наши дети, строители нашего светлого, счастливого будущего, а этот разп..... натянул его на свой военно-морской болт, а второй красуется на его вонючей жопе. Продолжение речи было таким-же красочным. Все лопались в строю со смеху, но лопнуть окончательно не могли себе позволить - для устрашения и наведения порядка со строительством коммунизма Захарову было объявлено "месяц без берега". На этом экзекуция кончилась и мы пошли купаться…»
• Очень много времени уходит на корректуру.
• Работа с фотографиями – отдельная «песня».
• Работа ответственная, тяжелая, и вряд ли у меня достанет духа переделать её когда-либо.
• Всё перечисленное и несказанное делается в перерывах между работой, в ущерб семье и личному времени.