К сожалению на поздравительной ветке осталось практически проигнорированным моё послание с размещением плаката, посвящённого памяти командира "Чажмы" Лира Ефимовича Клёмина. Дублирую ещё раз текст, подготовленный В.С. Литвиновым, с которым они прослужили бездну лет. Думаю, эту серию надо продолжить. На очереди материалы, посвященные памяти замечательного офицера и командира Владимира Петровича Новикова. Кстати, выразил желание помочь в этом Леонид Евгеньевич Демидов, который на снимке с В.П.Новиковым.
Светлой Памяти капитана 1 ранга Клёмина Лира Ефимовича посвящается
Когда нахлынет боль и старость,
Когда и пенсия не всласть,
Когда в Душе щенячья жалость,
И не нужна былая власть,
А память так разбередило,
Так сердце флотское зашлось,
Что ничего Душе не мило...
...И мне понятно вдруг одно:
Друзей по службе вспоминаю,
Каких не видел я давно.
(Н.Н. Гульнев из сборника стихов
«За тех, кто в море», 1974 г.)
Перед вами краткий фотодокументальный очерк о жизненном и служебном пути капитана 1 ранга Клёмина Лира Ефимовича, завершившего свою многолетнюю службу корабельного офицера ВМФ СССР в должности командира корабля измерительного комплекса (КИК) «Чажма», входившего в состав Плавучего измерительного комплекса Министерства обороны СССР (РФ) (ПИК МО). Это эксклюзивное корабельное соединение ВМФ СССР (РФ), являясь по существу маневренным морским испытательным полигоном, обеспечивало государственные испытания межконтинентальных баллистических ракет (МБР) при их пусках на предельные дистанциии (от 10 до 14 тыс. км.) в отдаленные районы Тихого океана. Кроме этого, корабли ПИК МО в различных удаленных точках Тихого и Индийского океанов обеспечивали траекторное и телеметрическое сопровождение космических аппаратов (КА) различного назначения, включая пилотируемые. При запусках пилотируемых КА, на корабли ПИК МО возлагались дополнительные задачи по поиску и спасению экипажей КА в случае их аварийной посадки.
Боевая деятельность кораблей ПИК МО происходила в условиях постоянного контактного воздействия сил и средств морской и воздушной разведки ВМС США, которые, анализируя дальность полета и точность приводнения головных частей МБР, оценивали реальные возможности РВСН и ВМФ СССР (РФ) при нанесении ими ответного или упредительного ракетно-ядерного удара непосредственно по их территории. Таким образом, власти США наглядно убеждались, что в случае их нападения на СССР (РФ), развязанная ими война, может, впервые в их истории, «прокатиться» и по их штатам от Аляски до Вашингтона. Естественно, такие условия боевой деятельности кораблей ПИК МО предъявляли особо высокие требования к уровню профессиональной подготовки командования соединения и командиров кораблей.
За 23 календарных года службы на кораблях ПИК МО (1983-1986) я имел возможность наблюдать, анализировать и оценивать (естественно, в рамках своей должностной ответственности) служебную деятельность и человеческие качества около трёх десятков командиров кораблей нашего соединения, которые в связи с тяжелейшими условиями службы (корабли ежегодно в сумме находились в океане по 6-8 месяцев, а каждый поход длился от двух до трёх месяцев. Все эти месяцы, складывающиеся в годы, они круглосуточно по четыре часа через восемь, а то и через шесть, несли «командирскую вахту» и при этом, как на вахтах, так и при кратком отдыхе между ними, выполняли весь круг своих должностных обязанностей) сменялись с периодичностью от 5 до 6 лет, переводясь на Черноморский либо Балтийский флоты, или увольняясь со службы в званиях капитана первого ранга. Так, непосредственно на КИК «Чажма» за весь период боевой деятельности корабля, с 1963 по 1991 год, сменилось семь командиров. Как бывший заместитель командира соединения по специзмерениям (1968-1986) беру на себя ответственность утверждать, что таких командиров кораблей, как капитан 1 ранга Клёмин Лир Ефимович с присущими ему профессиональными (офицерскими) и человеческими качествами за всю историю соединения были единицы, пересчитать которых хватит пальцев на двух руках. При этом все эти «штучные» командиры кораблей, как и Клёмин Лир Ефимович, обязательно с лейтенантской ступеньки до званий старших офицеров прошли строгую, суровую флотскую службу на боевых кораблях ВМФ (от сторожевика до крейсера) в должностях помощников или командиров кораблей на эскадрах Тихоокеанского, Черноморского и Балтийского флотов. Здесь уместно вместе с Лиром Ефимовичем помянуть всю плеяду первых(!) командиров всех кораблей ТОГЭ-4 и ТОГЭ-5: Седова В.А., Василькова П.Е., Зонова В.В., Пелипенко И.К., Калугина А.М., Матвеева А.И., а также некоторых командиров более поздних лет: Марухина Н.Ф., Морозова Г.К., Трунина К.Н., Волкова В.Ф. А если говорить только о семи командирах «Чажмы», то справедливо будет сказать, что такой командир как Клёмин Лир Ефимович был единственным за всю историю корабля.
Личность Клёмина Л.Е. - это редчайшее сочетание прекрасных профессиональных и человеческих качеств, как-то:
• впечатляющая мужская внешность (рост, черты лица, взгляд, осанка, походка, тембр голоса, манера речи), которая вызывала уважение у начальников и сослуживцев, желание беспрекословного подчинения у всех категорий членов экипажа корабля, а также восхищение у женщин;
• бесспорное присутствие всех профессиональных качеств, которыми обязан обладать корабельный морской офицер, особенно в статусе командира корабля 1 ранга с экипажем более 300 человек (чтобы образно отметить некоторые из этих профессиональных качеств, я ниже воспроизведу поэтические строки из стихотворений известного поэта-мариниста Н.Н. Гульнева);
• харизматичность личности, от которой одновременно с командирской требовательностью и строгостью веяло справедливостью, честностью и жизненной мудростью;
• человечность и доступность в отношении со всеми категориями подчиненных и непререкаемое чувство собственного достоинства при общении с непосредственными и прямыми начальниками.
Вот почему, указывая выше его воинское звание капитан 1 ранга, я не стал добавлять «пенсионную» пометку «в отставке». Такие офицеры, как Лир Ефимович Клёмин в отставке (то есть бывшими офицерами) не бывают, так как они становятся офицерами не по названию, а по призванию.
В завершение этого абзаца приведу одно шутливое стихотворение :
Шторм во флотской походке,
В планках орденских китель.
Ходит в черной пилотке
Мой ангел-хранитель.
А характер не кроткий-
Кроет в мать и в царя
Ангел в черной пилотке -
Командир корабля.
(Борис Орлов. Сборник стихов «Холодная война»)
Уверен, что под этими строками, если их обратить к памяти о Лире Ефимовиче, подпишутся все «чажминцы», служившие под его командованием. Ну, а тех, кто видел просторы Тихого океана только с берега, на фотографиях или по TV, прошу поверить, на слово, что при штормовых ураганах в районах «ревущих сороковых» широт (северных и южных), при скорости ветра более 40 м/сек и при высоте волн выше мачт корабля для всех членов экипажа корабля их командир Лир Ефимович Клёмин «в черной пилотке» был действительно «ангелом-хранителем».
Чтобы не перегружать читателя только своими личными впечатлениями и оценками служебной деятельности и личности Лира Ефимовича и более образно отобразить его личностные качества, как офицера и просто человека, с большой буквы, воспользуюсь строками из стихотворений моего хорошего товарища - известного поэта-мариниста Н.Н. Гульнева, книги которого имеются у многих ветеранов нашего соединения. Гульнев Н.Н. в своем творчестве поэтически образно высказывает свои взгляды на все стороны службы и жизни офицеров флота, стремясь сказать о них доброе слово. Из книг Гульнева Н.Н. «Исповедь офицера флота» и «офицер флота Лёха Мамин» я выбрал те строки, которые, по моему мнению, имеют непосредственное отношение к образу Лира Ефимовича Клёмина. Таким он, как Офицер и Личность, останется в моей памяти «на всю оставшуюся жизнь».
***
«Каюсь я другим размером –
Новый стих веду слегка,
Что являюсь офицером
В наши смутные века!
Есть причина для признаний,
Стал мудрей во много крат,
Но в минуту покаяний
Признаюсь, что грешен, брат!
Грешен тем, что по команде
Всё, что мог, не доложил,
Что в одном едином стаде,
Не ходил, а смертным жил.
Службу правил по уставу,
Помня пламенный наказ,
Но… по совести и праву
Нарушал его не раз.
Отвечал легко и бойко
На приказ жестокий – «Есть!»
Не искал в себе Пророка
Но берег, как душу, честь!
Отстоял штыком на страже.
Пронесло и пронеслось!
Но в суровом каботаже
Шел нередко на авось.
Флотской дури наглотался,
Сам кого-то обижал.
Но зато не унижался
И других не унижал…»
***
«...Признаюсь из интереса,
Верь – не верь моим словам,
Был, как принято, повеса –
Этот грех в награду нам!»
«...Было! Да! Спешил нахрапом,
Это значит службу «рвал»,
Но не гробил и не хапал,
И друзей не предавал.
Грешен! Был и я на грани,
Зло свое срывал порой,
Но в суровом океане
Не позорил флотский строй...»
***
«…Есть поступки и примеры
На размашистом пути!
...Были, были офицеры
С Верой, Правдой и в Чести!
Кто суровые порядки
Принимал своим нутром,
Не играя в игры – прятки
Под отеческим крылом.
Кто у пенного наката
Повидал «девятый» вал,
Кто не ведал зла и блата,
Не сдавался, не сдавал,
И кому достались «дыры»,
Службы груз, а не паркет,
Кто узнал уют квартиры
Через много долгих лет.
Кто служил в слепом аврале
На окраине земли,
И кому не подбирали
Экипажи, корабли.»
***
«...Помни: есть огни и створы,
Мели есть и глубина,
Это главные опоры
Что вместили времена.
И из этого богатства,
Где такой суровый край,
В вековой стихии братства,
То, что нужно выбирай.
Не хитри, не пресмыкайся,
Не ищи в тиши места.
Начинай и начинайся
Гордо с чистого листа.
В трудный час дерзай умело
На служебном этаже,
Проверяет судьбы дело,
Если дело по душе!
Год за годом – вот ступени,
Поднимайся, торопись,
Не сгибай свои колени.
Не сдавайся, не ленись.
Разберись, где есть надежда,
Где простые миражи,
Где заумные невежды,
Где бездарные мужи.
У крутого перевала
Нет случайных величин!
Флоту, знай, не доставало
Не статистов, а мужчин»
Знай, они в слепом аврале,
Под служебною пятой,
На себя всю тяжесть брали
И спешили за мечтой!
В счастье им – родные склянки,
Не лавровые венки,
Марш – «Прощание Славянки»,
Корабельные гудки…»
Уверен, что каждый офицер, мичман, старшина, матрос, кто служил на «Чажме» под командованием Лира Ефимовича Клёмина, в этих поэтических образных строках узнают своего Командира – ангела-хранителя в черной пилотке.
Светлая ему Память!
В.С. Литвинов