Автор Тема: Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.  (Прочитано 4339 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #22 : 15 Октябрь 2017, 20:35:20 »
Но, тем не менее, в дальнейшем наши корабли стали носить и носят имена Главнокомандующих Ракетными войсками стратегического назначения.

Верное замечание!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1617
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #21 : 15 Октябрь 2017, 20:18:09 »
      - Да, - сообщает капитан второго ранга в отставке Сергей Гамулин, - странно, но ни в просто СМИ, ни в специальных изданиях, посвященных становлению ракетных войск стратегического назначения, ни разу не упоминалось о ТОГЭ-4. А ведь наши экипажи постоянно работали на грани риска, фиксируя конечные результаты испытаний советских ракетоносителей в удаленных точках Мирового океана. Не упоминают нас и в научных работах, в мемуарах об освоении человеком космического пространства, хотя именно наш отряд сыграл главную роль в приеме информации с первых космических кораблей и передаче ее космонавтам - связь руководителей полетов с ними осуществлялась через нас в то время, когда космические орбиты проходили над океанами. И дело тут не в былой секретности - мы просто оказались забытыми. Бывшие флотские начальники считали нас обслугой ракетчиков, ракетчики считали нас в своем ведомстве чужаками.
     

 Но, тем не менее, в дальнейшем наши корабли стали носить и носят имена Главнокомандующих Ракетными войсками стратегического назначения.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #20 : 04 Октябрь 2017, 13:48:24 »
      - Да, - сообщает капитан второго ранга в отставке Сергей Гамулин, - странно, но ни в просто СМИ, ни в специальных изданиях, посвященных становлению ракетных войск стратегического назначения, ни разу не упоминалось о ТОГЭ-4. А ведь наши экипажи постоянно работали на грани риска, фиксируя конечные результаты испытаний советских ракетоносителей в удаленных точках Мирового океана. Не упоминают нас и в научных работах, в мемуарах об освоении человеком космического пространства, хотя именно наш отряд сыграл главную роль в приеме информации с первых космических кораблей и передаче ее космонавтам - связь руководителей полетов с ними осуществлялась через нас в то время, когда космические орбиты проходили над океанами. И дело тут не в былой секретности - мы просто оказались забытыми. Бывшие флотские начальники считали нас обслугой ракетчиков, ракетчики считали нас в своем ведомстве чужаками.

Тут Сергей Фёдорович прав!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3020
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
.. Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #19 : 04 Октябрь 2017, 07:25:31 »
Газета "Звезда" 02 июля 2005 года.

Чисто журналистское любопытство подвигло меня на поиск дополнительных сведений о ТОГЭ-4. Удалось выяснить, что в отряде служили около сотни моряков, призванных из нашей области. Но годы-годы. Троих я нашел, а разговора как-то не получилось. И вот ведь везение. Пришел в редакцию пермяк Юрий Александрович Нелюбин. Бывший флотский офицер. Он и поведал мне о своем друге Сергее Федоровиче Гамулине, с которым в 50-е годы вместе заканчивал Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище имени Дзержинского, служившем на «Сахалине» с первого дня создания ТОГЭ-4. С помощью Юрия Александровича удалось передать свои вопросы Сергею Федоровичу. Он на них ответил. Так что благодаря ему «С» сегодня заполняет одну из неизвестных страниц послевоенной истории советского флота.
      - Да, - сообщает капитан второго ранга в отставке Сергей Гамулин, - странно, но ни в просто СМИ, ни в специальных изданиях, посвященных становлению ракетных войск стратегического назначения, ни разу не упоминалось о ТОГЭ-4. А ведь наши экипажи постоянно работали на грани риска, фиксируя конечные результаты испытаний советских ракетоносителей в удаленных точках Мирового океана. Не упоминают нас и в научных работах, в мемуарах об освоении человеком космического пространства, хотя именно наш отряд сыграл главную роль в приеме информации с первых космических кораблей и передаче ее космонавтам - связь руководителей полетов с ними осуществлялась через нас в то время, когда космические орбиты проходили над океанами. И дело тут не в былой секретности - мы просто оказались забытыми. Бывшие флотские начальники считали нас обслугой ракетчиков, ракетчики считали нас в своем ведомстве чужаками.
      Итак, вы спрашиваете - как все начиналось? В конце 1958 года СССР закупил в Польше четыре морских корабля-рудовоза, которые тут же были приведены на Адмиралтейский завод в Ленинграде. Сегодня можно только подивиться той скорости, с которой было проведено переоборудование этих судов. Благодаря установленным мощным дальномерам, радиолокационным полусферам, антеннам дальней связи (заказ, кстати, выполнял пермский завод АДС, называемый ныне «Морионом»), вертолетному ангару и кормовой вертолетной площадке рудовозы приобрели совершенно иной вид кораблей, каких в военно-морском флоте еще не было.
      Каждому судну был присвоен статус корабля первого ранга, точно такой же, какой присваивается тяжелым крейсерам. Командиром отряда был назначен кап-раз Юрий Иванович Максюта. Только он да командиры кораблей знали о том, какая работа нас ждет. И только по взятым от нас представителями определенного ведомства подпискам о строжайшем соблюдении военной и государственной тайны можно было предположить, что мы будем заниматься какой-то очень важной деятельностью.
      В начале июля 1959 года мы двинулись Северным морским путем на Камчатку. Между прочим, наш переход Севморпутем по скорости продвижения многие годы можно было считать рекордным. Не знаю, сколько тогда было ледоколов в Мурманском морском пароходстве, но все они, наверное, были заняты на проводке нашего отряда. В море Лаптевых, в Восточно-Сибирском и Чукотском морях очень сложной была ледовая обстановка несмотря на август. И в начале сентября мы уже отшвартовались в Авачинской бухте Петропавловска-Камчатского.
      О цели нашей экспедиции мы по-прежнему не были оповещены, но о ее секретном характере говорило и то, что на корабли никто не допускался, даже командующий Камчатской флотилией не имел права вступить на палубу флагмана отряда «Сибирь».
      В конце ноября 1959 года уходим в плавание. Двигаемся на юго-восток. Вышли в зимние шторма, но постепенно становится все теплее и теплее. Куда идем, узнаем только в пути. Замполиты знакомят экипажи с информацией ТАСС: на широте такой-то и долготе такой-то в одном из квадратов Тихого океана будут приводняться учебные боеголовки советских межконтинентальных ракет. Всем судам и самолетам всех стран заход в данный район запрещается на такие-то сроки. На это время здесь будут работать специальные суда советского Военно-морского флота. Поняли, наконец, куда идем. Район, до которого дошли, от нашей базы в четырех тысячах миль. Он находился южнее Гавайских островов, почти на экваторе. Основное назначение ТОГЭ-4: определение точности приводнения головной части ракеты.
      В расчетной точке устанавливаем плавучий буй. И тут же возле нас появляется американский разведывательный корвет. Идет день за днем. Жара, испепеляющее солнце. Многие получили ожоги. Морской тропической формы тогда еще не существовало, поэтому матросы и офицеры выглядят весьма экзотично - кто в трусах, кто в плавках, кто в чалмах из маек и тельняшек, кто перевязал обожженные места какими-то тряпками. Почти у всех на ногах деревянные колодки - иначе по палубе не пройдешь. В каютах, кубриках, на боевых постах духотища. Все холодильные установки работают только на продуктовые камеры и на охлаждение аппаратуры и приборов. Каким-то образом американцы сумели снять хроникальный фильм об этом нашем первом стоянии в заданной точке и особый упор сделали на показ экипажей почти что в виде оборванцев. Собственно говоря, мы так и выглядели (тропическая форма у советских моряков начала появляться только с 1962 года). Акцент в этом фильме был такой - так русские покоряют космос. Копию хроники смогли добыть наши спецслужбы в том же 1959 году.
      И вот прозвучала долгожданная команда - «Старт1». Про себя мы ее перекрестили в «привет с Байконура». Запускаются с палуб радиозонды, ловят цель радиолокаторы, включается кинофотоаппаратура, поднимаются с фиксирующей аппаратурой в воздух вертолеты. И - вот оно! Мы видим даже невооруженным глазом летящую прямо на нас боеголовку. Запомнился ее цвет - ярко-малиновый. Поднимается вверх невиданный нами прежде и оттого ужасающе красивый столб воды. По отснятым фотокиноматериалам его высота составила сто пятьдесят метров.
      Проведенные измерения показали, что отклонение от точки приводнения составило плюс-минус один километр. По заключению специалистов попадание было в «яблочко». Каждый наш корабль (стояли мы квадратом) находится от эпицентра примерно в двух с половиной километрах - такая определена нам была дистанция. И шансов на то, что головка могла вмазать в одно из судов, было немало. Поэтому работа наша считалась боевой.
      Ну а потом походы пошли один за другим - по три примерно в год. Как правило, к Гавайям. И если учесть, что каждый из них продолжался примерно по три месяца, можно представить, сколько времени нам выделялось на семейную жизнь. Но это говорит и о том, с какой интенсивностью шли испытания и учебные пуски новых видов ракет, поступавших на вооружение РВСН. Между прочим, стреляла потом в наш район и Бершеть. Стреляла отлично. Была и еще одна важнейшая задача, которая ставилась перед нашим отрядом (другого подобного оснащенного специальной техникой, в начале шестидесятых просто не существовало). Накануне полета первого человека в космос корабли ТОГЭ-4 были направлены в океан. Мы выстроились в одну линию на расстоянии тысяча миль друг от друга. Но цель похода была вновь окутана плотной завесой тайны, знали об этом только командиры. Нам же об этом стало известно лишь накануне полета Юрия Гагарина. И вот над нами летит «Восток-1». Тут же с ним устанавливается надежная связь: мы слышим голос космонавта, передаем ему поступающие на наш борт команды из ЦУПа и вопросы главного конструктора. Но фамилию Гагарина узнаем опять же только из принятого сообщения ТАСС. Работали потом с космонавтами Титовым, Николаевым, Быковским, Терешковой и другими.
      Офицеры и мичманы жили в крайне сложных бытовых условиях. На противоположном от Петропавловска берегу Авачинской бухты с приходом нашего сверхсекретного отряда началось возведение поселка Советский. Офицерские и мичманские семьи в спешном порядке вселяли в недостроенные трехэтажные дома. Причем в двухкомнатные квартиры приходилось въезжать трем семьям. Водопровода не было - пользовались привозной водой. Да и та поступала в неделю хорошо если два раза. Не было и канализации - удобства только на улице. И можно только представить, с каким сердцем мы оставляли, уходя в плавание, своих жен и детей. Возвращаемся в родной порт в зимнее время. Швартуемся у стенки для подводных лодок - такое нам было определено место. До поселка восемь километров. Никаких машин не предоставляли, поэтому каждый вечер идем домой на лыжах. Утром же на лыжах обратно.
      Но роптать тогда не было принято.
      Довольно скромным было и денежное содержание. После хрущевской реформы 1961 года командир группы получал 350 рублей, начальник службы 450-500. Простые рыбаки в то время зарабатывали больше нас в три-четыре раза.
      Наши семьи узнавали о времени возвращения своих мужей и отцов в основном из сообщений ТАСС. Открыт район испытаний для посещения кораблей и самолетов, значит, прибудем примерно через две недели. В начале 60-х во время ожидания боевой работы нас оповестили, что в 21 час местного времени в нескольких сотнях миль от нашего расположения американцы проведут испытание водородной бомбы. Тропики, абсолютно темная ночь, полный штиль. На палубе идет просмотр фильма. И вдруг - именно в указанное время на востоке появляется светящийся гриб, быстро разрастающийся в объемах и поднимающийся вверх. Вскоре он начинает походить на гигантский клубок из свивающихся змей багрового, желтого, черного, ало-красного цветов. Во все стороны от него начинают исходить слепящего света лучи. Ночь превращается в день, ярко светится небо... Жуткое зрелище. Соответствующим стало и настроение. Киносеанс прервали и не возобновляли. Небо полыхало долго, светился даже воздух. Для нас вроде все обошлось. По крайней мере медики успокаивали.
      Сколько бы раз мы ни приходили для выполнения боевой задачи в отведенные для этого районы океана, возле нас обязательно появлялся разведывательный корабль ВМФ США. В отличие от нас американские моряки всегда были одеты в красивую и удобную тропическую форму. По отношению к нам штатовские экипажи были очень дружелюбны, выражая свое отношение приветственными жестами, улыбками, криками - хэлло, рус фрэнд! Нам реагировать на все это запрещалось строжайше. Контроль со стороны замполита и флотских чекистов (их на кораблях отряда насчитывалось немало) был жестким.
      Всегда было сложно с пресной водой. Она требовалась для питания котлов, поэтому команда получала ее в ограниченном количестве. Умывались и банились в основном забортной водой. Не хватало порой даже мыла. И наши химики научились варить какую-то жуткую смесь жуткого же цвета. Запах у нее был отвратительный. Но кожными болезнями не заболевали.
      ...Вообще походы должны были продолжаться в среднем три месяца. На этот срок и были рассчитаны получаемые нами продукты. Можно, конечно, было брать их и с запасом, но емкость холодильных камер и приспособленных под хранилище подсобок была недостаточна. И вот только один из случаев. Вместо трех месяцев пришлось как-то пробыть в автономном плавании четыре с половиной. Кончились абсолютно все основные продукты.
      Осталось только небольшое количество пораженной клещом муки, сухой и заплесневевший картофель, консервы «Треска в масле», но тоже здорово подпорченные. Закончилось полностью курево. По отчаянным радиограммам командования к нам был направлен транспорт, обеспечивавший «автономку» черноморцев. Доставил он нам то, что оставалось - соленую рыбу в бочках, «свежую» капусту и на каждый корабль по одному живому поросенку. Начали вскрывать бочки с рыбой - из каждой ударил фонтан жидкости мерзкого запаха. Рыба, как оказалось, полностью протухла и превратилась в желеобразный рассол, в котором растворились даже кости. Ну а одного поросенка пришлось делить на сто человек экипажа каждого корабля. Подобное происходило не раз.
      Живу сейчас я в Питере, поскольку родом оттуда. Все реже и реже собираемся вместе. Болезни, бесквартирье - все как везде. Но вспоминается одна из общих встреч «максютинцев». Побывали на ней космонавт-2 Герман Титов и дочь Сергея Павловича Королева. Адмиралов и генералов на ней не было...
      Нам говорили - Родина вас не забудет. Так нам было сказано после первого боевого похода.
      Но ТОГЭ-4 забыт. Неужели у всех, кто идет первыми, такая судьба?..

http://zwezda.perm.ru/local/zvezda/page.php/zvezda/2005-07-02/2
Свистать всех наверх!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #18 : 27 Октябрь 2015, 14:07:38 »
Разговаривал с Сергеем Фёдоровичем.
Вот что он ещё рассказал (в моём изложении).

- Плохо, что мы, ветераны первых экипажей, плохо искали своих матросов. Они часто помнят гораздо больше офицеров.
- Ю.И.Максюта умел ругать здорово! Офицеры "Сучана" написали письмо в ЦК КПСС о том, что у офицеров соединения нет нормальных отпусков, им не платят камчатскую надбавку. О том, что экипажи не имеют адекватной формы одежды для тропиков. По иронии судьбы, офицер, кторый вёз письмо в Москву, оказался в самолёте соседнем кресле от Ю.И.Максюты. Они всю дорогу разговаривали и даже выпивали по чуть-чуть. А письмо писали втайне от адмирала: надо понимать, что ни один командир соединения никогда бы не дал добро на такое послание в ЦК КПСС.

Письмо дошло. Причём результат был совершенно положительным: оформили положенные надбавки, отпуска. На соединении стали внедрять тропическую форму одежды. Но после этого многих "участников заговора" перевели на другие корабли.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Палий Владимир Иванович

  • Чумикан 84-87
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1251
  • Рождённый в СССР.
.. Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #17 : 14 Сентябрь 2011, 22:54:37 »
Я думаю, будет гриб по любому. Просто форма гриба зависит от высоты взрыва. Ведь эпицентре атомного взрыва температура поднимается до невероятно высокой отметки, раскаленный воздух стремительно поднимается вверх, увлекая за собой дым и обломки. Из-за более высоких температур, воздух в центре поднимается быстрее, таким образом, облако приобретает грибовидную форму.
http://rutube.ru/search.html?page=index&search=%F7%CF%DA%C4%D5%DB%CE%D9%CA+%D1%C4%C5%D2%CE%D9%CA+%D7%DA%D2%D9%D7&search_type=track
Наши корабли помогли человеку выйти в космос. Помогли создать ядерный щит страны. Они ушли в свой дальний и последний поход. "Форум ТОГЭ" - наша бухта.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #16 : 14 Сентябрь 2011, 22:25:01 »
Говорят, что да, будет гриб. Надо распросить у Зеленова Бориса Андреевича, он точно знает.

Прошу учесть, что эти версии - только мои предположения. Документов открытых нет.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Палий Владимир Иванович

  • Чумикан 84-87
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1251
  • Рождённый в СССР.
.. Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #15 : 14 Сентябрь 2011, 22:20:46 »
Цитировать
В воспоминаниях "гриб". А при высотном взрыве он разве будет?
http://prikol.i.ua/view/684768/
 ..307
Наши корабли помогли человеку выйти в космос. Помогли создать ядерный щит страны. Они ушли в свой дальний и последний поход. "Форум ТОГЭ" - наша бухта.

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1578
.. Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #14 : 30 Май 2011, 10:20:27 »
http://www.nuclearweaponarchive.org/Usa/Tests/Dominic.html
Тут данные по воздушным ядерным взрывам США в 1962 году. Подавляющее большинство из них в районе двух островов в Тихом океане.
Johnston Island и Christmas Island.
От первого до Фиджи более 4000 км, от второго более 3500 км. Неужели с Фиджи было что то видно. Гаваи гораздо ближе, там вообще тогда должен быть армагедон.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #13 : 29 Май 2011, 17:02:06 »
Это воспоминания Э.Э.Мантая.

Цитировать
Впервые об участии нашего соединения я услышал от С.Ф.Гамулина: ходил "Сахалин" на разведку.
Но то, чо рассказал сегодня Э.Э.Мантай просто сногсшибательно.

Весной 1962 года группу военнослужащих ТОГЭ-4 переодели в гражданские костюмы, посадили на переоборудованный сейнер под названием "Воейков" и отправили в командировку на архипелаг Фиджи. Второй пароход "Шокальский" остался, вроде как, в резерве. Вот такие наши "господа" в костюмах, в галстуках и гуляли на Фиджи. Офицерам выдали по 20 фунтов, а матросам по 10.

Цель командировки: наблюдение за американским космическим ядерным взрывом.
Зрелище, которе лучше никому не видеть: чёрное море и "второе Солнце" на небе...

http://www.toge.ru/smf/index.php?topic=2492.0
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1578
.. Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #12 : 29 Май 2011, 16:58:43 »
В воспоминаниях "гриб". А при высотном взрыве он разве будет?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #11 : 28 Май 2011, 19:22:08 »
Надо бы покопать, не об этих ли испытаниях американской ядерной бомбы вспоминают наши ветераны? Вот у Гамулина:
Цитировать
В начале 60-х во время очередного ожидания боевой работы нас оповестили, что в 21 час местного времени к Востоку от нас в нескольких сотнях, а может, и более миль, американцы произведут взрыв водородной бомбы. Тропики, темная ночь, звезды. Делается перерыв в просмотре кинофильма на верхней палубе. В указанное время на Востоке появляется гриб, он быстро растет. Гриб похож на гигантский клубок перемещающихся змей багрового, красного, черного и др. цветов. От него во все стороны быстро разбегаются лучи яркого света. Вскоре они были и над нами. Картина жутковатая. Настроение соответствующее.

В 1962 году в 3:00 UTC с космодрома Капустин Яр, стартовый комплекс "Маяк-2", осуществлен пуск ракеты-носителя "Космос 63С1" которая вывела на околоземную орбиту советский спутник "Космос-5" (00297 / 1962 Эпсилон 1). КА типа "2МС", сер. № 2 выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 49,07 градуса; период обращения - 102,75 минуты; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 203 километра; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 1600 километров. Запуск искусственного спутника Земли «Космос-5» осуществлён для изучения радиационной обстановки в околоземном пространстве после проведенного Соединенными Штатами высотного ядерного взрыва по программе «Морская звезда».
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Бухтояров Николай Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1251
  • Старшина первой статьи
.. Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #10 : 01 Февраль 2010, 08:23:46 »
Андрей Васильевич! На этой фотке Юхно нет, хотя в дивизионе такой служил. Все, кто от Вали Богомаза справа (так, как мы смотрим на фотку) - это все мои годки, призыв весны 79-го. Стоят слева -направо Данилов Игорь (откуда-то из Казахстана, по-моему), Ухов Игорь (Москва), Семисалов Сергей (Совгавань, сейчас С.Петербург), Абрамов Володя (С.Петербург), сидим - Сергей Левков (Оренбург, сейчас временно - Англия) и я (Воронеж). Юхно был моложе нас.
Бывших моряков не бывает

Оффлайн Алексеев Андрей Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 551
  • ЧУМИКАН 1984-87
.. Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #9 : 28 Январь 2010, 16:52:09 »
Николай Иванович, седьмой слева и первый справа от В. Богомаз не Юхно Александр?

Оффлайн Бухтояров Николай Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1251
  • Старшина первой статьи
.. Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #8 : 27 Январь 2010, 19:12:21 »
Выкладываю фотографию первого дивизиона "Чумикана", встречаем Новый 1982 год. На фото слева от Вали Богомаза как раз Толя Дробышев!
Бывших моряков не бывает

Оффлайн Бухтояров Николай Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1251
  • Старшина первой статьи
.. Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #7 : 25 Январь 2010, 11:49:34 »
Не знаю, из этой "оперы" или другой такой случай. "Чумикан", суббота, после большой приборки проворачивание механизмов. Толя Дробышев, наш сослуживец из первого дивизиона РТС в это время красил что-то около антенны БРС, которая свисала над верхней палубой выше ГКП (за точность расположения "чужой" антены не ручаюсь). В целях страховки взял да и пристегнулся к самой антене. По команде антена стала вращаться по всоей траектории и потащила Толю с площадки. Толя был крепыш - что поставить, что положить, качёк ещё тот. Поняв, что через несколько секунд он будет болтаться над верхней палубой, он мёртвой хваткой вцепился в леера огрждения! Перспектива   планирования на палубу с высоты нескольких этажей мало его привлекала и он стал бороться за своё будущее. Крик его с высоты мог бы привлечь внимание окружающих, но Толя как на грех был очень неразговорчив, просто до крайности, и в этой ситуации не изменил себе. То ли был уверен в своих силах, то ли не был уверен в надёжности техники... В конце концов из поста БРС заметили неладное и вышли посмотреть  - в чём дело? Когда увидели в чём, мгновенно отключили привод антены. На тот раз в противоборстве техника - человек победителем вышел Толя. Правдивость моего рассказа могут подтвердить Сргей Левков, оренбуржец, в списках зарегистрирован (он как раз и включал антену), и весь л/с первого дивизиона "Чумикана" образца 81-82 года. Думаю при всём Толином спокойствии, ему можно смело праздновать второй день рождения.
Бывших моряков не бывает

Оффлайн Пресняков Михаил Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1358
  • "Чумикан" 1976-1979
.. Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #6 : 25 Январь 2010, 09:21:19 »
А я помню историю в конце 70х на Чукотке во время  каких-то работ в трюмах уронили ломик и он с высоты пролетел вниз и пробил дно. Или что-то в этом плане, но вода стала поступать в трюма. Может кто-то поправит или сделает опровержение!?

Оффлайн Горовой Андрей Анатольевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 730
  • "Сахалин"
.. Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #5 : 23 Январь 2010, 22:28:19 »
Владимир Семёнович. Я имел ввиду что "Сахалин" единственный который не ушёл на "иголки",а продолжал трудится! Хотя и не на Родине :(  .
Но это мелочи! А вот то что я прочитал из записок-потрясло! Да все наши корабли по поколениям-близнеци (почти). ТОГЭ-4,ТОГЭ-5,"Маршалы". Но ведь посмотрите-ведь как у людей,у каждого своя сутьба!!!!!
Кто теперь скажет, что Они не живой организм!? Ведь каждому кораблю передаётся характер и командира,и личного состава!
А сколько за всё время через них прошло народу! И каждый что то после себя оставил!
Так что если бы "железо" могло говорить,мы бы многое узнали ! Про сильных и слабых,про храбрых и ответственных,и про трусов ,и про лодырей!
А вообще хреново что у нас не принято из кораблей-делать корабли! Там скорее всего само железо особенное! А мы его - за бугор,на "иголки "   :(  .111
После нас на этой планете, кроме перегноя,
должно остаться что-то ещё...

Оффлайн Горлов Константин Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1867
  • первый экипаж
.. Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #4 : 22 Январь 2010, 02:14:00 »
Владимир Семенович, в утиль своим ходом ушли все корабли, кроме "Сибири". "М. Неделин" до Владивостока тоже своим ходом, а уж в п.Аланг (Индия) на буксире ледокола "Магадан". В Индию проданы и ушли своим ходом "Чажма", "Спасск", "Чумикан". "Сахалин" в Китай. Там его переоборудовали под каботаж. И он еще работал. Гарновский может рассказать подробнее. Про "Чукотку" затрудняюсь сказать.

Оффлайн Марчук Владимир Семёныч

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2966
  • 66-69 - КИК "Сахалин"
.. Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #3 : 21 Январь 2010, 20:24:15 »
Читая эти  строчки воспоминания Гамулина, в голове крутилась мысль, что наверное и на других кораблях были какие-то похожие случаи. Не может же быть что такая судьба выпала только «Сахалину». Остальные три корабля также и в тех же условиях переоборудовались для  выполнения уготованных им задач.
Так же вспомнил вчерашний тел. разговор с Андреем Горовым, он сказал, что «Сахалин» единственный корабль из соединения, отправленный на утилизацию или куда там его отправляли, ушел своим ходом
Есть ли похожие случаи и воспоминания служителей БЧ-5 других колаблей?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #2 : 21 Январь 2010, 19:24:07 »
Воспоминания Сергея Фёдоровича (он был у нас на встрече), командира моторно-котельной группы. Это то, что у него не брали газеты.

Я не знал об этом: "Сахалин" чуть ен погиб у стенки. Читайте!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
Воспоминания С.Ф.Гамулина 1959 г.
« Ответ #1 : 19 Август 2008, 21:45:13 »
Сергей Фёдорович живёт нынче в Питере, он часто пишет, хорошо пишет. Я с ним знаком, соединил его с его командиром В.В.Зоновым. Замечательные люди. Вот его рассказ в "Морской газете". Мне интересны воспоминания механиков, а Гамулин - механик.
http://gazetam.ru/14-dekabrya/tihookeanskaya-gidrograficheskaya-ekspeditsiya-toge-4.htm

Тихоокеанская гидрографическая экспедиция ТОГЭ-4 
Автор: 2 ранга в отставке С. ГАМУЛИН, бывший командир МКН БЧ-5 ЭОС «Сахалин»     
В конце 1958 года министр обороны СССР Маршал Советского Союза Родион Малиновский издал приказ о создании и включении в состав Тихоокеанского флота суперсекретного отряда кораблей особого назначения. В 1998 году в одной из передач 1-го телеканала о становлении ракетного щита страны мелькнул примерно трехминутный сюжет о тихоокеанской гидрографической экспедиции ТОГЭ-4. Этим наименованием Министерство обороны СССР зашифровало отряд из четырех кораблей: «Сибирь», «Сахалин», «Сучан» и «Чукотка», - выполнявших более десяти лет особое задание ЦК КПСС, Министерства обороны и Генштаба.
 
Конец июля 1959 г. Рейд Кронштадта. Подняли якоря и вышли в дальний поход четыре судна экспедиции: «Сибирь», «Сахалин», «Сучан» и «Чукотка» (на ЭОС «Сахалине» командиром машинно-котельной группы - автор этих строк). Внешний вид, некоторые надстройки и антенны заметно отличали их от существующих кораблей и судов.
Вначале это были обычные рудовозы водоизмещением порядка 6 тысяч тонн, построенные в Польше. На Адмиралтейском заводе в Ленинграде в кратчайшие сроки они переоборудуются в суда специального назначения. Перед ходовой рубкой расположились башни, похожие на орудийные. 1-я башня с боковыми трубами дальномеров - пост оптики и стабилизации, 2-я, расположенная позади и чуть выше первой, - радиолокационная. За ходовой рубкой и выше нее громоздилась радиолокационная антенна - величественная полусфера. На мачтах - антенны телеметрии. Вдоль судна, за ходовой рубкой - антенны дальней связи. За шлюпочной палубой - ангар для вертолета. На юте - вертолетная площадка. Внутренность судна напичкана самой современной по тому времени техникой. В носовом трюме - четыре «КУНГа» (выездные наземные лаборатории со снятыми колесами). В них - посты управления телеметрии и радиолокации. Здесь же по левому борту - пост гидроакустики.
В кормовом трюме - главный распределительный щит, дизельгенераторы, преобразователи (переменный ток на постоянный и обратно), холодильные установки, в специальной выгородке, вдоль левого борта, - около сотни лодочных аккумуляторных батарей.
На каждом судне пост СЕВ (служба единого времени) со своим эталоном частоты, служба ГМС (гидрометеорологическая), авиационная служба (вертолет, ангар, пост управления, бензохранилище, секретная аппаратура «С.К.»).
Неизменными остались: паросиловая установка (паровые котлы «Бобкон-Вильконс» - 2, паровая 4-цилиндровая машина с турбиной отработавшего пара), рулевая машина, один валопровод с винтом диаметром более 2 метров, палубные шпили и брашпили. Скорость хода - 12 узлов.
Каждое судно имеет статус корабля 1 ранга и две должности 1 ранга - командир корабля и заместитель командира по науке.
Командир ТОГЭ-4 капитан 1 ранга Юрий Иванович Максюта  со своим штабом на флагманском судне «Сибирь».
Вид необычных судов, проходящих проливную зону на выходе из Балтики, был впечатляющим. Справа и слева снуют катера. Десятки, а может, и более фото- и кинообъективов направлены на наши суда.
Позже в одном из английских справочников появилось сообщение, что на каждом из наших судов установлено несколько орудий (вымысел, конечно).
В первых числах августа 1959 г. вошли в Кольский залив и пришвартовались у причалов г. Североморска. Цель - подготовка кораблей к переходу Северным морским путем. На случай чрезвычайной ситуации во время перехода загружается специмущество и продовольствие, в основном, высококачественные консервы мясные, рыбные, овощные и др. Экипажи кораблей пополняются недостающим личным составом. Вспоминается такой случай. Офицеры кораблей, получившие «добро» на сход, дружно ринулись в г. Мурманск (25-30 км от Североморска). Вечером, не сговариваясь, почти все оказались в ресторане «Арктика». В конце 50-х - это одноэтажное здание у железнодорожного вокзала. В вестибюле ресторана - пальмы и медведь. Публика, в основном, мужская. Большинство офицеров - молодежь. Настроение приподнятое. Более тесное знакомство экипажей кораблей друг с другом. Подошло время возвращаться. А как? Автобусы уже не ходят. Показалась грузовая машина, в кузове которой один из наших, призывно размахивающий руками. Набился полный кузов. Машина привозит всех прямёхонько в комендатуру… Большинство «максютинцев» (так нас и в дальнейшем называли) отметил 1-й сход на берег ночлегом в камерах комендатуры г. Мурманска.
Через несколько дней - начало продвижения Сев. Мор. путем. Погода хорошая. Карское море спокойное. Следующая остановка - бухта Диксон.
На ЭОС «Сахалин» во время пробных оборотов обнаружена серьезная неисправность главного двигателя: подплавили подшипник коленчатого вала. Завод ской дефект (мое заведование, сам и обнаружил). При демонтаже поршня (диаметром около метра) повредили гайку (диаметром 150-200 мм). Запасной не было. Всю работу по ремонту, в том числе и изготовление новой гайки (это оказалось самым трудным в тех условиях), выполняют рабочие Адмиралтейского завода, сопровождающие нас на переходе. Фактически от этой гайки зависели сроки продвижения экспедиции, поэтому интересен момент доставки вновь изготовленной гайки на борт ЭОС «Сахалин». Впереди по трапу поднимается командир экспедиции капитан 1 ранга Максюта Ю.И., за ним с гайкой на руках, которую, как младенца, прижимая к груди, несет флагманский механик капитан 2 ранга Тихонов И.И., следом - командир корабля капитан 2 ранга Зонов В.М. и др. офицеры штаба. Картина была впечатляющей.
После устранения неисправности судна караван в сопровождении ледоколов следует дальше на Восток. Перед каждым кораблем ледокол (почти весь ледокольный флот на Севере). Другие корабли и суда, которым предстоял проход в 1959 году, отстаиваются в бухтах, ожидая своей очереди.
Остальной путь, в том числе и пролив Вилькицкого, прошли без происшествий. Скорость движения - 12-13 узлов.
Конец августа, бухта «Провидения». Заправка водой. 1 сентября, Авачинская бухта, г. Петропавловск-Камчатский. Еще долгие годы скорость прохода Сев. Мор пути кораблями экспедиции не была перекрыта другими судами.
Весь ход событий - быстрое переоборудование, всестороннее обеспечение для прохождения Сев. Мор пути в самые сжатые сроки - говорили о том, что наши корабли очень нужны для решения каких-то важных, неотложных задач, возможно, связанных с обороной государства. Впоследствии так и оказалось.
Назначение экспедиции для большинства окутано туманом сверхсекретности. Никто из посторонних в Петропавловске-Камчатском не мог ступить на палубу наших судов, в том числе и командующий Камчатской флотилией, встречающий на пирсе нашу экспедицию.
В поселке «Советский» на противоположном от Петропавловска берегу срочно возводятся четыре 3-этажных дома для семей офицеров и мичманов экспедиции. Это первые жилые дома в так называемом поселке (две казармы и небольшая котельная). Появилась и первая улица - ул. Мира. В дом № 1 вселяются первые семьи. Дом не достроен. В двухкомнатной квартире на третьем этаже - три семьи. В большой комнате две семьи: капитанов 3 ранга Петрова и Голедаева. Комната проходная. В маленькой комнате моя семья - жена была еще беременной. Вода в доме отсутствует. Канализация тоже. Туалет на улице. Вода привозная. Один раз за несколько дней приезжает водовозка.
В конце ноября - начале декабря 1959 г. выход - первый дальний поход. С тяжким сердцем покидаем семьи. Но…
Океан встречает не очень любезно. Особенно сороковые широты. Двигаемся на юго-восток. Становится все теплее. Зимнюю одежду сменяет летняя. В пути наконец узнали, куда конкретно мы идем. Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) сообщило, что в центральной точке Тихого океана на широте и долготе такой-то и такой-то будут произведены испытания советских ракетоносителей, что всем судам и самолетам в указанный район с такого-то числа заход запрещен, что в данном «квадрате» будут работать специальные суда Советского флота, (т.е. МЫ).
Этот район находился южнее Гавайских островов, примерно на 4-6 градусов Северной широты, т.е. почти на экваторе.
От Петропавловска до указанного района мы шли около двух недель, покрыв расстояние приблизительно в 4 тыс. миль.
В заранее определенной точке, куда мы пришли, устанавливается буй, внутри которого вмонтирован баллон с ацетиленом с закрепленным наверху фонарем.
Основное назначение ТОГЭ - определение точности приводнения головной части ракеты в заданном районе. Сложность установки буя в том, что глубина океана в данном, самом «мелком» месте, составляла около 4000 м. Соответственно и длина специального тросса - более 5000 м. Якорь буя - набор связанных между собой обычных балластин.
Американский корабль-разведчик (корвет), который и вначале, и впоследствии - около нас, делал неоднократные попытки узнать «секрет» буя. Постоянные ветры и течения в данном районе обеспечивают стабильность положения буя. Его координаты были определены с достаточно большой (по тому времени) точностью, т.к. явились усредненным результатом навигационных измерений всех наших кораблей вблизи буя. Во время этой работы, как и всех дальнейших, точность места положения буя стала определяющей при обработке результатов измерений всех служб корабля, т.е. буй являлся основной точкой отсчета.
После установки буя - ожидание боевой работы. Один из кораблей остается около буя, кружит вокруг него. Остальные дрейфуют по течению и по ветру.
Великолепная погода. Температура наружного воздуха около 30 градусов, воды - чуть ниже. Многие из экипажа получили солнечные ожоги. Во внутренних помещениях судна, в каютах и на боевых постах жарко, особенно в машинно-котельном отделении. Вся вахта в трусах (плавках). Самое «прохладное» место в маш. отделении (около вентилятора) - плюс 45 градусов. Холодильные машины только для холодильных камер (продукты) и охлаждения аппаратуры телеметрии, р\локации и др.
В иллюминаторы кают и кубриков вставлены куски фанеры. Одежда л\состава: трусы, разнообразные шапочки, береты, майки, тряпки, на ногах чаще всего самодельные деревянные колодки. Офицера не отличить от матроса. Вся эта разношерстная картина попала в ТВ-хронику американцев. Съемка велась через открытые двери грузопассажирских винтовых самолетов. Потом стало известно, что одна из кинокартинок сопровождалась надписью: «Так русские покоряют космос». Специальная тропическая форма: летняя рубашка, шорты, панама, тапочки появляется только в 1962 году.
Через два-три дня после дрейфа суда возвращаются. Одно из них остается у буя, остальные снова ложатся в дрейф. Американский корвет все время у буя, кроме отрезка времени в период непосредственной боевой работы, старается убежать от греха подальше.
Начиная примерно с 1960 г. в боевой работе участвуют три судна: «Сибирь», «Сахалин» и «Сучан».
Поступает команда из центра управления (Байконур) обычно перед рассветом. Все три судна расходятся от буя, каждый в свою определенную точку. Главное при этом - обеспечение постоянной скорости при определенных оборотах машины и строго выдержанный курс корабля.
Через некоторый промежуток времени - команда из центра управления: «Старт-1» (на Байконуре стартовала ракета). На всех судах машины - на «Стоп», прекращается горение в котлах, перекрываются все клапаны продувания за борт. Останавливается дизель-генератор. Объявляется «режим тишины». Энергоснабжение - от преобразователей, получающих эл. энергию от лодочных аккумуляторов. Всякое перемещение по кораблю запрещается. На юте готовится к взлету и взлетает вертолет. Служба ГМС запускает радиозонд. Первыми начинают работать телеметристы: принимают сигналы с борта ракеты. Поступает команда из Центра «Старт-2». Срабатывает и отделяется последняя ступень  ракеты носителя. На экранах радиолокатора появляется ракета (головная часть). Вступает в работу служба оптики и стабилизации (1-я башня), фотографируется (снимается на пленку) траектория падающей ракеты. Башня этого поста тоже во время качки находится в горизонтальном положении. Вертолеты с аппаратурой «СК» со всех судов устремляются к предполагаемому месту приводнения ракеты. Столб воды при ее падении в воду составлял около 150 м, если не больше. Последними работают гидроакустики (именно для них и «режим тишины»). Весь цикл работы, всех боевых постов сопровождается точным отсчетом времени службы СЕВ (сл. единого времени).
Место нахождения нашего судна «Сахалин» было таким, что мы первыми обнаруживали падающую «болванку», которая летела над «Сахалином» и не долетела до «Сибири» и «Сучана». Саму «болванку» можно было видеть даже невооруженным глазом. Цвет ее был ярко-малиновый. На последующих ракетах цвет уже темнее. Очевидно, изменялся состав верхнего термоизолирующего слоя.
Вид падающей и догорающей многотонной ступени - не для слабонервных. Возникало ощущение, что она летит прямо на «Сахалин» и вот-вот врежется в судно.
После приводнения ракеты отменяется «режим тишины». Все службы приступают к обработке полученных результатов измерений, цель которых - определение фактической точки падения ракеты.
Вводятся котлы и вспомогательные механизмы (в условиях сильнейшей жары, температуры в отсеке 60-70 градусов и более). Запускаются дизель-генераторы. Начинается зарядка аккумуляторных батарей. Возвращаются вертолеты. Производится их посадка на юте. Суда начинают движение к бую. Обработка измерений продолжается несколько часов.
Точка падения, полученная в результате измерений всех трех судов, естественно, отличается от расчетной, но немного. Если учесть, что расстояние от нас до Байконура тысячи миль, то вышеуказанная точность - это попадание в «яблочко» (по отзывам специалистов).
Но это было началом испытаний, и если учесть, что место приводнения ракеты находилось в центре треугольника, образованного кораблями, то в случае даже небольшого отклонения ракеты, последствия могли быть печальными.
Работа для этих судов была действительно боевой, таковой ее в то время и считали, что, к сожалению, не было отражено впоследствии. Фактически, тогда мы были мишенью…
19 февраля 1960 года экспедиция вернулась в Петропавловск. Корабли ошвартовались у стенки топливной базы. Закончился мазут.
По корабельной трансляции передали сообщение: «ст. лейтенанту Гамулину убыть в городской роддом». Потому и запомнилась точная дата возвращения из 1-го дальнего похода - на следующий день 20 февраля у меня родилась дочка Марина - «морская».
После трехмесячного плавания офицерам и мичманам предоставили 3 суток отпуска. Механикам и этого не досталось. Началась энергичная подготовка к следующему походу: осмотр и ремонт аппаратуры, механизмов и систем, погрузка горюче-смазочных материалов, продовольствия.
В то время суда экспедиции швартовались у стенки базы подводных лодок (п/о Крашенинников), напротив судоремонтного завода «Горняк». До своих семей в пос. «Советский» мы добирались на лыжах: вначале по льду, затем вдоль берега. Расстояние 7-8 км. Вечером - туда, утром - обратно.
В скором времени - новый поход. И так каждый год - по 2-3 выхода. В основном, все в тот же район, за Гаваи.
Была и еще одна важнейшая задача, в решении которой участвовали все суда экспедиции, т.к. других кораблей, судов, вооруженных подобной техникой, в начале 60-х в СССР просто не существовало (несколько позже появились еще два корабля ТОГЭ-5 «Чемикан» и «Чажма»).
Накануне полета первого человека в космос в океан вышли «Сибирь», «Сахалин» и «Сучан», «выстроились» в одну линию. Расстояние между ними было довольно значительным - около 1000 миль, а может быть, и более. «Чукотка» осталась в Авачинской бухте. Наступило 12 апреля. Над нами космический корабль «Восток-1». В работе телеметрия, радиолокация, службы связи: прием сигналов с борта ракеты, фиксируется траектория полета, устанавливается телефонно-телеграфная связь с бортом космического корабля. Поставлена кассета, следуют вопросы космонавту. Слышны его ответы, которые записываются на кассету. Это повторяется при прохождении «Востока» над каждым кораблем экспедиции. Из сообщения ТАСС узнаем, что в космосе гражданин СССР летчик-испытатель майор Юрий Гагарин.

 
Из последующих полетов («Востока-2» - Титов, «Востока-3» - Николаев, «Востока 4 и 5» - Быковский и Терешкова и др.) запомнился полет В. Терешковой. При прохождении над нами на первом витке вокруг Земли слышался ее восторженный голос. Валентина пространно отвечала на каждый вопрос, чувствовалось её приподнятое настроение. Зато на следующих витках голос её звучал все реже, ответы были замедленными - устала, все же это была первая женщина-космонавт. Из передач телеграфного агентства мы узнали, что сам президент США Кеннеди якобы сказал, что он предложил бы Валентине Терешковой руку и сердце, если бы не был женат.
Правительство СССР и «Главный» соответственно оценили нашу работу по обеспечению испытаний первых баллистических ракет и полетов первых космонавтов. Все командиры кораблей и командир экспедиции получили ордена Ленина, замы командиров, флагманские специалисты и замполиты - ордена Трудового Красного Знамени, начальники служб телеметрии, радиолокации и связи - ордена Красной Звезды и только главные механики - медали «За трудовую доблесть». Остальные - в основном младшие офицеры - денежные премии.
Мы знали о существовании «Главного конструктора», его неограниченных возможностях и о том, что выполняем его волю, но не знали ни его имени, ни фамилии. Ходили легенды, как его охраняют. Узнали, что Сергей Павлович Королев, только после его кончины.
И все же, несмотря на все торжества и восторги по поводу полетов человека в космос, основной заботой Сергея Павловича в те годы было испытание баллистических ракет.
Вспоминаются некоторые эпизоды тех лет.
Одно из первых выходов в океан. Все было, как сказано выше: постановка буя. Ожидание. По команде «ринулись» каждый корабль в свою точку. «Старт-1»., режим «тишины» и всё. Проходит полчаса, час, никаких команд. Промежуток времени между
командами «Старт-1» и «Старт-2» составлял около получаса, т.е. это было время полета ракеты от Байконура до нас.
Ресурс аккумуляторных батарей кончался. Запустили дизеля. Ввели машинно-котельную установку. Ждали долго. Каждый в своей точке. Наконец, короткая команда: «Следуйте в базу». В пути узнали, что якобы в результате авиационной катастрофы погиб маршал Неделин (сообщение ТАСС), хотя нетрудно было догадаться, что впоследствии и подтвердилось: на старте в Байконуре взорвалась та ракета, которую мы ждали.
В начале 60-х во время очередного ожидания боевой работы нас оповестили, что в 21 час местного времени к Востоку от нас в нескольких сотнях, а может, и более миль, американцы произведут взрыв водородной бомбы. Тропики, темная ночь, звезды. Делается перерыв в просмотре кинофильма на верхней палубе. В указанное время на Востоке появляется гриб, он быстро растет. Гриб похож на гигантский клубок перемещающихся змей багрового, красного, черного и др. цветов. От него во все стороны быстро разбегаются лучи яркого света. Вскоре они были и над нами. Картина жутковатая. Настроение соответствующее.
- Американский корвет постоянно находился рядом с нами. Ровно через месяц его сменял другой. Это был небольшой корабль ВМФ США водоизмещением около 1 тыс. тонн. Вооружение - орудия и пулеметы. В отличие от наших, на нем не было и следа ржавчины. Большинство команды - чернокожие. На всех красивая тропическая форма. По отношению к нам американцы вели себя очень дружелюбно, выражая это улыбками, возгласами и жестами, отвечать на которые нам настрого запрещалось. За этим зорко следили замполиты.
В 1963 году, через несколько дней после нашего прихода в точку, на американском корабле наполовину приспустили флаг США. Мы узнали, что в результате покушения был убит президент США Кеннеди. Через некоторое время пришло распоряжение и нам. На наших судах тоже приспустили флаги.
Однажды в океане разразился сильный шторм. Больше всего досталось американскому кораблю, сравнительно небольшого водоизмещения. После шторма командир корвета обратился к нашему командиру экспедиции капитану 1 ранга Максюте с просьбой о помощи. Во время шторма у них смыло одного матроса. После соответствующего разрешения из Центра все три наших корабля и корвет почти целый день бороздили океан. К сожалению, поиски оказались безрезультатными. Однако возникло какое-то чувство солидарности и взаимного уважения, чувства редкие для того времени.
Естественно, командир корвета сердечно поблагодарил командира экспедиции.
- Наши суда были рассчитаны на трехмесячное автономное плавание. Но случилось так, что, вместо трех, мы пробыли в океане четыре с половиной месяца. Кончились основные продукты питания. Остались только мука. Пораженная клещом, сухая картошка и треска в масле, пренеприятнейшая на вкус. Закончились сигареты и табак. На четвертом месяце к нам подошел российский транспорт. Доставил соленую рыбу в бочках, подгнившую свежую капусту и по одному живому поросенку на корабль, единственное, что было встречено с восторгом, но слишком мало для экипажа около 100 чел. При вскрытии бочек с рыбой ударил фонтан жидкости с мерзким запахом.
За тот поход каждый похудел в среднем на 10 кг.
- На каждом из кораблей был вертолет - небольшой 2-местный (если не ошибаюсь, Ка-2). Перед вылетом к месту падения ракеты к вертолету подвешивалась спец. аппаратура с таинственным названием «СК», вес которой очевидно превышал допустимый для данного типа вертолета. Поэтому делалось все для снижения его суммарного веса: половинный запас топлива (если не меньше), выбрасываются парашюты, одежда летчиков - шлем и плавки. И все равно вертолет взлетает после нескольких попыток («подпрыгиваний»). Наконец, поднявшись над палубой на несколько метров, он уходит в сторону и снова снижается почти до водной поверхности. Затем на максимальных оборотах медленно поднимается и летит к точке приводнения ракеты, т.е. каждый взлет вертолета превращается как бы в подвиг, особенно во время качки корабля. Когда пришли первые награды, о которых говорилось выше, о летчиках, видно, забыли. Но однажды во время очередной боевой работы вертолет с флагманского корабля «Сибирь», оказавшись над водной поверхностью, не «вытянул» и рухнул в воду. К счастью, оба летчика сумели покинуть вертолет и выплыли. Вскоре из центра пришел указ о награждении всех пилотов экспедиции орденом Красной Звезды.

 
- Пересекая океан, мы почти всегда попадали в шторма, особенно сильные в 50-х широтах. В штормовых условиях было важно поддерживать такую скорость, чтобы не развернуло корабль лагом к волне, а это было непросто сделать при двух котлах и маломощной паровой машине. Однажды получили сообщение, что примерно через 2 суток мы попадем в сильный шторм. И в это же время выходит из строя один из паровых котлов - потекли нижние трубки огневого ряда (80 мм - диаметр трубок). На устранение подобной неисправности в обычных условиях требовалось не менее 2 суток: спустить воду, остудить котел, произвести гидравлику, выявить неисправные трубки, заглушить их и пр. Решил, что в создавшихся условиях единственный выход - приступить к выявлению неисправных трубок немедленно, не спуская воду и не остужая котел, для чего требовалось проникнуть в топку, в которой было светло от раскаленных кирпичей. О своем предложении доложил по команде. В котельное отделение спустился сам командир корабля капитан 2 ранга Марухин и, ознакомившись с предложением, запретил кому-либо влезать в топку. Затем он покинул котельное отделение, естественно, сняв с себя всякую ответственность за возможные последствия. Конечно, мы могли представить, что может случиться с кораблем, если до начала шторма не устраним неисправность.
Приготовили ТСК - термостойкий костюм, пригодный лишь для работы в задымленном помещении с небольшими очагами пожара. Облачившись в костюм, через специальный лаз проник в топку. Первая попытка не увенчалась успехом - нестерпимый жар от раскаленных кирпичей, струи перегретого пара из отверстий повреждения трубок, к тому же плохо закрепленный воздушный шланг. Но тянуть было нельзя. Давление в котле падало. Немного отдохнув, пошел во 2-й раз. Перечислил поврежденные трубки и с помощью товарищей в почти полусознательном состоянии выбрался из топки. Остальное было «делом техники»: спустили воду из котла, вскрыли лючки, заглушили перечисленные трубки. На всю работу ушло менее 20 часов. Корабли экспедиции дали полный ход. Через несколько часов начался сильнейший шторм. От командира корабля получил замечание за самовольные действия.
- В начале 60-х нас удостоил своим посещением Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота С.Г. Горшков. После 3-месячного плавания и очередной боевой работы экспедиция только что вернулась в порт. Естественно, суда имели далеко не парадный вид. Надстройки и особенно борта были покрыты ржавчиной и облезлой краской. Буквально за сутки покрасили борта (черный цвет) и основные надстройки (белый). Красили прямо по ржавчине. В назначенный день катер с Главкомом пришвартовался у одного из наших пирсов. Матросы и офицеры, одетые по-парадному, ждали команды «на построение». И вдруг непонятная команда, передаваемая, в основном, жестами дежурной службы: всем покинуть верхнюю палубу и надстройки.
Личный состав немедленно разбежался по каютам и кубрикам. Машина с Главкомом проследовала мимо судов и остановилась у борта «Сибири», где его ждал командир экспедиции капитан 1 ранга Максюта Ю.И. После непродолжительного пребывания С.Г. Горшков спустился к машине и без остановки проследовал к катеру. Конечно, офицеры и матросы ждали, что Главнокомандующий поприветствует личный состав, как-то поблагодарит его за проделанную работу, но, увы… Кстати, весь рейд Авачинской бухты диаметром около 20 км был закрыт на 6 часов в связи с проходом катера Горшкова и обеспечением его личной безопасности.
Некоторые картинки из быта моряков.
- Новый год. Температура воздуха около 30о ниже нуля. На юте, на кормовом шпиле сосенка, хранившаяся в холодильнике и чем только не украшенная. Дед Мороз (Егоров В.) в докторском халате, подвязанным красной тряпицей, такая же шапочка, борода, валенки, голые коленки. На поясе - кортик. Снегурочка - очень похожая на настоящую. Миловидное подкрашенное личико и губы (матрос - электрик). Когда включили танцевальную музыку, от кавалеров, желающих потанцевать со Снегурочкой, не было отбоя.
- Во время дрейфа корабля любители рыбной ловли получали истинное удовольствие. На спиннинг ловили золотую макрель. Рыбина с руку и более длиной. Водится в экваториальной зоне океана. Питается летучими рыбками. Рыбаки умудрились ловить рыбок оригинальным способом. Ночью за борт опускался сачок около метра в диаметре. Сверху опускался фонарь. Рыбки летели на свет, ударялись о борт и падали в сачок. Не меньшим увлечением была ловля акул длиной 1-1,5 м. В качестве крючка служил крюк для подвески мясных туш. На него насаживали кусок подпорченного мяса. Вместо лески - сигнальный фал (веревка), конец которой прихватывался за кнехт. Эта «удочка» забрасывалась с кормы корабля. Одна из акул хватала наживу, перед «поклевкой» переворачиваясь на спину. «Клевок» бывал настолько сильным, что рыбак, если бы не кнехт, рисковал оказаться за бортом.
К рыбаку подбегали 2-3 человека и быстро вытаскивали хищника на палубу. Вокруг распространялся тошнотворный запах. Рыбина билась, открывая и закрывая пасть. Толстая палка, засунутая в пасть, вмиг перекусывалась, как спичка. Находились любители изготовления разных поделок из хребта и головы, но чаще рыбину выбрасывали за борт, еще живую. Одну из хищниц на «Сибири» одели в тельняшку, к хвосту привязали ящик и сбросили в воду. Акула стала кружить вокруг корабля. Ее заметил командир экспедиции, и эта картина ему «почему-то» не понравилась.
Каждая суббота - банный день. В душевых по одной системе в смесители подавалась забортная вода (пресной не хватало), по другой - насыщенный пар. Вместо мыла использовалась какая-то масса ядовитого цвета с неприятным запахом, которая неплохо отмывала грязь. Любители могли и попариться, поддав побольше пара. После баньки для свободных от вахт офицеров была возможность, конечно, не в открытую, принять чарку-другую. Снимали стресс, накопленный за неделю с помощью «коктейля» - разведенный спирт со льдом, куда добавлялись несколько капель особого экстракта очень кислого на вкус красного цвета, который между нами имел не очень деликатное наименование. Помнится, за ужином в кают-компании один из вертолётчиков (кажется, Зубков), лицо которого имело ярко-розовый цвет, не только от баньки, через весь стол обратился к старшему помощнику с вопросом, почему не выполняется приказ командира № такой-то, который обязывал остатки спирта после профилактики техники сливать каждую субботу за борт, указывалось и время, и место слива - ют, левый борт. Я, говорит Зубков, простоял все указанное в приказе время на юте и ни один из представителей служб не вынес остатки спирта для слива за борт.
Ют, вертолетная площадка. На буртике вокруг площадки десятка два старшин и матросов. В середине - крохотная, величиной с воробья пичужка, на длинных лапках. Видно, отбилась от стаи и опустилась отдохнуть она палубу. Никто не разговаривает (боятся спугнуть), все только смотрят. На лицах умиление. Как же все соскучились по берегу, деревьям, птицам!
В одно из первых лет на корабле жила собака. Менее чем через год самочувствие ее ухудшилось. Несмотря на заботу со стороны моряков, быстро стала слабнуть и вскоре подохла. И еще, на кораблях не было крыс. Множество их появлялось на борту во время ремонта во Владивостоке. Но после первых же швартовых испытаний радиоэлектронного вооружения крысы немедленно покидали корабль. Тогда еще мало знали о вредном воздействии на живое СВЧ-излучений.
Были и такие, кто помимо своих обязанностей занимались и другим (иногда в силу сложившихся обстоятельств). Например, врач корабля Новожилов Г.Н. придумывал разные нестандартные приборы, приспособления и методы для изучения поведения человеческого организма в условиях тропиков и длительного пребывания в океане. Впоследствии на основании собранного материала защитил кандидатскую диссертацию. В настоящее время полковник в отставке Геннадий Николаевич Новожилов - профессор, доктор медицинских наук.
Выпускник кораблестроительного факультета ВВМИУ им. Дзержинского Гальчук В.Я. и его трюмная группа постоянно что-то демонтировали, заменяли, перекачивали. Но основной его заботой был испаритель, который постоянно или работал, или чистился. Опресненной водой питались котлы, она же использовалась для других нужд, в том числе и как питьевая. «В народе» на нашем корабле ее называли «Гальчуковочкой». Года через 2-3 службы на корабле Гальчук подготовился и поступил в Военно-морскую академию. В настоящее время капитан 1 ранга в отставке Виктор Яковлевич - профессор, доктор технических наук членкор Академии наук.
Однажды во время очередного плавания закончились реактивы для определения основных параметров котловой воды, т.е. мы не знали какое количество присадок надо вводить в котлы. Пришлось восстановить полученные в училище знания и произвести расчет циркуляции воды в трубках котла. В процессе расчёта вскрылся интересный факт: в определенной точке трубок 1-го огневого ряда происходит опрокидывание циркуляции (застой воды). Именно в этой точке с небольшой разницей плюс-минус в котлах всех кораблей экспедиции и прогорают трубки. И виноваты не кочегары, которые «плохо чистят» трубки, недоработанная инструкция по продуванию котлов. С большим трудом удалось убедить господ командиров в необходимости изменения инструкции. Аварии котлов по вышеуказанной причине прекратились.
Нелегко понять, наверное, нынешнему поколению, как можно   было выдерживать такие длительные плавания; в среднем суммарно 7-8 месяцев в году мы находились в океане, не получая ни писем, ни телеграмм, ни других сообщений о близких. Денежное содержание довольно скромное: командир группы - около 350 руб. (после хрущевской реформы), начальники служб - 450-500 руб. (В 3-4 раза меньше, чем простой рыбак на Камчатке). Уезжали в отпуск - занимали, возвращались - почти в течение года отдавали.
Наши семьи узнавали о возвращении кораблей, в основном, из сообщений ТАСС. Сообщили о закрытии района испытаний ракетоносителей - через 2 недели ждите!
Впоследствии многие из офицеров служб телеметрии, радиолокации, связи, штурмана переводились на хорошие должности в Москву и Ленинград, дослуживали до звания капитанов 1 ранга.
Командир ТОГЭ-4 Максюта Ю.И. возглавил институт в Ленинграде, получил звание контр-адмирала.
P.S.
Как ни странно, но ни в телепередачах, ни в др. СМИ, посвященных становлению наших ракетных войск, никогда не упоминаются те суда, экспедиции, которые с определенным риском, а порой и на грани возможного выдавали конечные результаты испытаний советских ракетоносителей в удаленных точках Мирового океана. Именно тех ракетоносителей, позволивших организовать первый ракетный щит нашей Родины. И почему-то не упоминаются эти суда, хотя были главным связующим звеном центра управления с первыми космонавтами, пролетающими над Тихим океаном.
В 1978 году я побывал (во время очередного отпуска, служа в Североморске) на Камчатке. Поселок Советский превратился в довольно крупный городок Петропавловск-Камчатский-2 с благоустроенными улицами и той самой первой улочкой Мира. К сожалению, корабли «те самые» были снова в океане. Хотелось ступить на палубу ЭОС «Сахалин», а это значит, что испытания ракетоносителей продолжались, и в них продолжали участвовать суда экспедиции.
В последующие годы в адрес юбилейных встреч «максютинцев» приходили поздравления от Второго космонавта генерала Г. Титова и др., а на одной из встреч присутствовала дочь С.П. Королева.

 
Никто пути пройденного у нас не отберёт