Автор Тема: Краткая история космической связи на ТОГЭ.  (Прочитано 2042 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1667
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. Краткая история космической связи на ТОГЭ.
« Ответ #5 : 04 Ноябрь 2015, 15:14:34 »
Отрывок из статьи, предоставленной О.М.Павленко. Автор неизвестен

Цитировать
В эти годы [70-е] шли интенсивные полеты на ДОС "Салют" и резко участились случаи отказов  бортовой аппаратуры автоматического сближения и стыковки "Игла". А стыковки, выполняемые космонавтами вручную, часто были безуспешными и даже влекли аварии, грозящие катастрофой. В Интернете есть информация по таким стыковкам, в том числе когда "Союз" совершал удары по корпусу и стыковочному узлу "Салюта", но все равно не попадал в стыковочный узел.

Аварийные комиссии тогда пришли к выводу, что нужно существенно увеличить зону централизованной связи с космонавтами для того, чтобы специалисты ЦУП по каналам связи имели возможность давать рекомендации космонавтам, особенно при выполнении сложных динамических операций на орбите. В частности, крайне необходима такая связь была на 2-м суточном витке, на котором проводилась и стыковка КА и спуск "Союзов" с орбиты.

... в Тихом океане в районе о. Гуам поставили "Чукотку", на которую в течение 2-х недель прямо у пирса установили аппаратуру связи с космонавтами "Аврора", подключив ее приемник к антенне станции "Трал", а передатчик - к дискоконусной антенне, которую установили на мачте. На "Чукотке" станция спутниковой связи не устанавливалась. Все перечисленное было выполнено в первой половине 1978 года.

Далее - о станциях спутниковой связи, которые ставили на суда СКИ ОМЭР и корабли ТОГЭ

Полностью тут: http://niskgd.ru/mix/p50/index.htm
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1667
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. Краткая история космической связи на ТОГЭ.
« Ответ #4 : 27 Октябрь 2015, 17:43:10 »
Из записи радиопереговоров тоже видно, что УКВ была только на старте и над Елизово http://niskgd.ru/mix/p12/index.htm

На карте: VHF = УКВ, HF = КВ
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
.. Краткая история космической связи на ТОГЭ.
« Ответ #3 : 27 Октябрь 2015, 17:25:40 »
Космическая связь на ТОГЭ начиналась с установки станции «Заря» на КИК «Чукотка» к первому полету человека в космос, которая позволяла слушать первого космонавта.

Петрович, откуда такие сведения про "Зарю"? По моим сведениям "Заря" стояла только в Мирном/Вулканном/НИП-6. Именно через "Зарю" Блондин говорил с Гагариным. На "Чукотке" Заря не могла быть установлена раньше флагманской "Сибири".

Наши вели только слежение в КВ диапазоне. Или я не прав?

Воспоминания начальника УКВ-связи "Заря", участника выполнения программы полета в космос Ю.Гагарина
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1667
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
.. Краткая история космической связи на ТОГЭ.
« Ответ #2 : 27 Октябрь 2015, 16:49:09 »
Спасибо Валентину Петровичу за интересный рассказ. Он хорошо дополняет то, что рассказывал Саша Сычёв, который работал с "Сургутом" на "Добровольском".

... работа при запуске МКС Буран в 1988 году. ... Корабельный комплекс Шторм через спутник ретранслятор работал со станцией космической связи, которая находилась в Уссурийске, далее сигнал через вторую станцию спутниковой связи и другой спутник ретранслятор передавался уже в центр управления полетом.

Уточнение (по данным сайтов "Буран" и КИК-СССР)
Схема ретрансляции по Бурану: "Маршал Неделин" - "Грань" (она же - "Радуга") - НИП-6 Елизово - Молния-1 - Щёлково. Уссурийск (НИП-15) выполнял роль дублирующего центра дальней космической связи.

"Добровольский" работал через "Горизонт", который около месяца перетаскивали с точки над Атлантикой в точку работы с Бураном
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
Краткая история космической связи на ТОГЭ.
« Ответ #1 : 25 Октябрь 2015, 19:07:14 »
Космическая связь на ТОГЭ начиналась с установки станции «Заря» на КИК «Чукотка» к первому полету человека в космос, которая позволяла слушать первого космонавта. В связи с возрастанием интенсивности пилотируемых полетов в период 1977-1978 годов на корабли «Чумикан» и «Чажма» были установлены комплекс спутниковой связи «Сургут» и станция космической связи «Аврора», которая обеспечивала связь с космонавтами в дуплексном режиме. Комплекс с «Сургут» обеспечивал связь корабля с центром управления полетами. Такие же комплекты были установлены на судах 9 ОМ КИК   «Космонавт  П.Беляев», «Космонавт В.Волков», «Космонавт В.Пацаев», «Космонавт  Г.Добровольский»       Это позволило руководителю полетов иметь голосовую связь с космонавтами, когда они находились над Тихим и Атлантическим океанами.

В августе 1981 года молодым лейтенантом я прибыл на КИК «Чумикан» для дальнейшего прохождения службы. В тот период групп космической связи на кораблях ТОГЭ не было. Аппаратура находилась на ответственном хранении. Эксплуатацией этой техники занимались представители промышленности. С 1 января 1982 года были открыты штаты групп космической связи на КИК «Чумикан» и КИК «Чажма». К весне 1982 эта техника личным составом кораблей была принята от представителей промышленности. НА «Чумикане» принимал ее я. «Чажма» в это время находилась в Дальзаводе на ремонте. Мне пришлось в короткий период разработать всю документацию, как боевые инструкции, контрольный таблицы действий по боевым готовностям. И в мае 1982 года боевыми расчетами КИК «Чумикан» была выполнена первая боевая работа по обеспечению централизованной связью космонавтов Лебедева и Березового. Обычно наши корабли в этом режиме использовались на этапе запуска космонавтов  и стыковки с орбитальной станцией, это витки 1,2,16,17,33,34 и иногда 26,27.  А также при всех выходах космонавтов в открытый космос.

«Аврора» довольно простая станция, которая могла работать в метровом диапазоне в дуплексном режиме.
Комплекс «Сургут» был разработан в Зеленограде и производился в Солнечногорске. Количество выпущенных комплектов было ограничено. Насколько я помню, эти комплексы были установлены на самолете и поезде генерального секретаря ЦК КПСС,  двух кораблях ТОГЭ,  и на четырех судах 9 ОМ КИК. Для того времени это было передовое средство связи с активной фазированной решеткой, в посту стояла одна цифровая стойка и пульт управления, панели с приемопередающими модулями на переходах лежали в посту, а с приходом в точку выполнения боевой работы монтировались на сваренную в Дальзаводе опору над ходовым мостиком. Комплекс обеспечивал связь по двум стандартным телефонным каналам полосой 3.1 кгц и одному служебному каналу полосой 1.3 кгц, качество связи было отменное.

В 1982 году при подготовке к выполнении боевой работы по программе БОР-4 с этой опорой возникли серьезные проблемы. Дело в том, что корабль стоял в Индийском океане 16 градусов южной широты, в районе кокосовых островов. Комплекс Сургут работал по спутнику ретранслятору Молния-1. У этого спутника была эллиптическая орбита, вытянутая в северном полушарии с апогеем 40 тысяч км и перигеем в южном полушарии 400 км.  Спутник работал 6 часов вблизи апогея, так 4 аппарата, меняя друг друга, обеспечивали круглосуточную связь, но видны они были хорошо только с северного полушария. Придя в точку, мы определили, что видеть молнию-1 мы будем под углом места 3 градуса. Но опора, сваренная в Дальзаводе при установке комплекса, позволяла выставить АФАР  только под углом места 30 градусов и только на траверс левого борта без возможности поворота по пеленгу. АФАР позволяла сканировать лучом, но при таком угле места спутника ретранслятора сигнал был неустойчивым. Все осложняло еще то, что кроме Сургута должны были еще работать телеметрическая станция МА9МКТ, РЛС Ангара, СТИ Арбат (Подснежник). Выбирать курс корабля приходилось с учетом траектории приводнения аппарата Бор. Совместить все это ни как не получалось. И тогда я предложил командиру сварить новое опорное устройство для АФАР, выслушав мои объяснения Ф.П. Попов дал команду командиру БЧ-5 выделить в мое распоряжение газосварщика. За сутки по моим чертежам это устройство было сварено и в дальнейшем использовалось только оно. Запрещенным сектором для комплекса Сургут остался сектор 30 градусов по корме.

С 1985 года задачи по обеспечению централизованной связью стал выполнять КИК Маршал Недели, на котором была установлена модернизированная станция Аврора и комплекс спутниковой связи Шторм, который мог работать по спутнику ретранслятору Молния-3, орбита аналогичная Молнии-1. Но он мог работать и через аппараты находящиеся на геостационарной орбите. Что позволяло использовать корабль в любой точке мирового океана вплоть до Антарктиды. Качество связи, конечно, было значительно хуже, чем через комплекс Сургут, дело в том, что здесь были цифровые каналы, а скорость передачи основного канала была 2.4 кбит служебного  1.2 кбит.
Первой боевой задачей по обеспечению централизованной связью для корабля Маршал Неделин стал запуск космического корабля с космонавтом Джанибековым и стыковка его со станцией Салют -7.

В  этот раз нам пришлось поработать значительно больше, кроме штатных витков по которым мы работали обычно, были еще дополнительные витки. Это было связано со сложностью задач, которые выполнял на орбите космонавт Джанибеков.

Что хотелось бы еще отметить это работа при запуске МКС Буран в 1988 году. Точка для работы была назначена в южном полушарии. И из этой точки комплекс шторм не мог работать по Молнии-3,она была не видна. Работать можно было только через спутник ретранслятор на стационарной орбите. Но этот аппарат с центральной России был не виден. Корабельный комплекс Шторм через спутник ретранслятор работал со станцией космической связи, которая находилась в Уссурийске, далее сигнал через вторую станцию спутниковой связи и другой спутник ретранслятор передавался уже в центр управления полетом.
           
Богомаз Валентин Петрович.
Никто пути пройденного у нас не отберёт