Автор Тема: Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.  (Прочитано 1524 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 5500
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4 ПРЦ
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #30 : 13 Июль 2017, 09:29:25 »
Действительно, чего только не было ,так вроде ,мы как связисты, слышали кое что, видели, а вот так, как было на самом деле, это очень интересно и ценно ..  Спасибо Евгений Иванович ..  0__16 матроскурит
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #29 : 12 Июль 2017, 23:07:41 »
А представьте теперь себе каково было В.А. Прокофьеву без смены сутки и ответственность!

Немного я прослужил под командованием Валентина Аркадьевича, но ни разу при мне он не кричал, не психовал. Очень ценю его отношение ко мне!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Степанов Евгений Иванович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 199
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #28 : 12 Июль 2017, 22:44:44 »
я всё-таки постараюсь уточнить порядок событий. Вельбот с "пассажирами" со Спасска, в котором находились зам флагмеха Саенко, мичман Оськин, я и материалы для ремонта доставил на Чукотку за несколько суток до тайфуна. ( "одноклассниках" есть свидетельство старшины вельбота Пети Загнйко - старшины команды группы СЕВ.) Все это время пытались восстановить котлы. Но ход Чукотка имела - один котел хоть и протекал, но был в действии и он  работал на хода, другой ремонтировали. Поэтому утверждаю, что место корабль имел на БР назначенное. Наконец, даже при самом малом ходе, пусть 3 узла, за 8 часов готовности занять, учитывая дрейф от ветра и течения,  упрежденное место на Чукотке могли спецы были не хуже  других! В этом районе мы работали в паре со Спасском, а Сибирь с Сахалином в паре в другом. Я не знаю, попали ли Сибирь и Сахалин в тайфун, скорее всего нет, так как диаметр тромба в океане имеет небольшие размеры, пока не превратится в тропический циклон. Хотя и им видимо досталось поштормовать.
Это были испытания ракет с MIRV (см. классификацию НАТО). Одна из головок к нам не прилетела. Я об этом упоминал. Так что с ремонтом котлов, действия Чукотки по выполнению  БР, связывать не корректно. А уклониться от траектории движения тайфуна  мы потому и не смогли, выполняя БР - не хватило времени. И последнее. Информацию о том, что после запуска отремонтированного котла он "течет" в  промежутке 04- 05 часов из котельного отделения дал Саенко, после чего была объявлена тревога с одеванием спасательных жилетов и Валентин Аркадиевич вышел на связь с Пастуховым и попросил помощи, так как я сейчас понимаю, положение было критическим. На счет валерианки, я понимаю, что это матросская шутка, ее запах хуже перегара от шила, на главной палубе был бы унюхали. На мосту я этого не было. И по поводу замечания в одной из реплик, что не упомянул о заведении буксира со Спасска. После смены с вахты упал на койку "замертво" и пропустил эту действительно, сложную, опасную операцию. А представьте теперь себе каково было В.А. Прокофьеву без смены сутки и ответственность!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #27 : 12 Июль 2017, 20:51:21 »
Впечатляет!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Степанов Евгений Иванович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 199
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #26 : 12 Июль 2017, 20:40:12 »
Ещё одно фото

Оффлайн Степанов Евгений Иванович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 199
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #25 : 12 Июль 2017, 20:32:42 »
Я постарался снимки, которые опубликовали в "одноклассниках",слегка "облагородить" с помощью фотошопа. Они к сожалению были очень низкого качества и мои способности на этом поприще весьма ограниченны. Предполагаю, что эти же снимки есть в лучшем качестве. При публиковании ухудшили их качество. 

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #24 : 11 Июль 2017, 23:01:23 »
Виктор Слепов

Весной 1978 года с "Чукотки" демобилизовались более 50-ти человек. В основном из БЧ-5. Котлы спалили у стенки в начале лета. В августе ушли на "Большую программу". Сразу на выходе из Авачи котлы "сдулись". До района плелись ремонтируясь "на ходу". При выполнении работы пару раз (на час или полтора - уже не помню), откладывали пуск, ввиду "плотной облачности". На самом деле "Чукотка" продрейфовала через точку падения. Когда "Чукотка" прошла точку падения, тогда и пустили, и отработали. Даже данные какие-то смогли наши ИКовцы получить. Потом "Сибирь" и "Сахалин" рванули в Приморье искать упавший "ТУ-95", а "Спасск" пошел рядом с "Чукоткой", пока их не настиг тайфун. Это было в октябре 1978 года.

"Чукотка" совсем потеряла ход. Наш командир, Прокофьев Валентин Аркадьевич, всё время был на ГКП при пистолете и, как шумели по кораблю, пил валерианку стаканами. После того, как нас пару раз положило, практически плашмя, на борт, кэп, по УКВ, попросил командира "Спасска" Пастухова Леонида Васильевича: "Лёня, спасай!". При страшенной качке, с первого захода, при помощи линемёта, с левого борта "Спасска" на правый борт "Чукотки" забросили проводник, а за проводник вытянули три толстенных капроновых троса. Боцмана на обоих кораблях в штормягу следили, чтобы они не оборвались. Чуть позже, где-то на следующие сутки после взятия "Чукотки" на буксир, со "Спасска", на вельботе прислали Оськина Василия Федоровича  и много-много труб для котлов, баллонов с ацетиленом и кислородом. Оськин почти до самой базы из котла не вылезал. Старые трубы вырезали, а новые вваривали. Бусарнов Николай Михайлович, черный от сажи, спал на палубе в вентиляшке шестого отсека (правый борт) в районе трапа выхода на шкафут (кто помнит).

Перед самой базой один котел всё-таки ввели, чалки отдали и "Чукотка" гордо, своим ходом, вошла в базу. Тогда, как-то шутя всё это пережили, хотя была реальная возможность пойти ко дну (если бы не "Спасск"-). Ведь когда под утро, во время шторма, сыграли боевую тревогу, многие в жилетах, рванули на шлюпочную палубу. К сожалению нет фотографий "Спасска" со стороны "Чукотки". Весьма забавные были виды. Я лично, несколько раз видел винт "Спасска". Когда он сходил с волны - винт вращался в воздухе. Мой приёмный радиоцентр на "Чукотке" был прям под ГКП и в иллюминатор всё хорошо просматривалось. Один раз, из-за сутолоки волн, "Спасск" вообще пропал - только антенна радиопеленгатора на клотике была вида из-за волны. Тогда я подумал: "ВСЁ". Но "Спасск" вынырнул. Давно это было.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Жуков Виктор Петрович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1998
  • СПАССК 84-(V)86, ЧУКОТКА 86(V-X), БРС-4
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #23 : 25 Июнь 2017, 19:51:52 »
Супер! Воспоминания механиков всегда очень ценны!
Михалыч , Ты прав !
Я , конечно , слышал от годков об этом случае , но без подробностей ! Мне приходилось чистить котёл в походе , после 8-и часов остывания (на Спасске) , и я имею представление устройства котла . Я понимаю о чём пишет Евгений Иванович , и , представляю , какие усилия нужно было приложить для устранения данной неисправности - нечеловеческие !!! Они Герои !!!
 0__355 __0_09 Вооот!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #22 : 24 Июнь 2017, 21:49:00 »
Супер! Воспоминания механиков всегда очень ценны!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Степанов Евгений Иванович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 199
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #21 : 24 Июнь 2017, 10:00:39 »
На мою просьбу поделиться воспоминании о событиях в рассказе откликнулся мичман Василий Оськин старшина команды МКГ Спасска. Он разрешил мне разместить их на нашем сайте. Они существенно дополняют картину тех событий. Думаю будет интересно с ними ознакомиться.
" Евгению Степанову от Оськина. О событиях в море в 1978 году. Я получил команду перейти на Чукотку со Спасска. Взял с собой сварщика (хотя это было лишнее, на Чукотке был свой хороший сварщик). В вельбот загрузили два комплекта котельных труб 102х5 мм. 36 штук. С нами был капитан к.2р. Соенко С.Н. По прибытию осмотрели главные паровые котлы. Состояние их было удручающее. Хода Чукотка не имела. Котлы были в аварийном состоянии. В трубах нижнего ряда 102х5 свищи, отдулины. Течи по вальцовке. Соленость котловой воды превышала в десятки раз. Водоподготовка на корабле практически не велась. Трубы погорели из-за того, что были забиты накипью, маслом и грязью. Соенко принял решение менять в первом котле трубы до пароперегревателя. Это восемнадцать штук диаметром 102х5 и более сотни труб диаметром 44 мм. Такие же работы предстояло провести и во втором котле. Ремонт был организован хорошо, работали круглосуточно в две смены. Людей выделяли со всех боевых частей в помощь. Большую работу проводил мичман Слава Ейсмонт.-На токарном станке резал трубы в размер. Но всё сделать не успели, перед началом шторма первый котел мы сделали. А второй стол без труб нижнего ряда. Когда объявили тревогу и команду "Надеть желеты", то часть матросов убежала из МКО. В котельном отделении со мной остались два человека, а в машинном отделении Бусарнов Н.М. Он сам стоял на маневровом колесе.Команда командира прошла-нужно продержаться не много, Спасск идет на помощь. Котел работал с огромной перегрузкой. Мы поставили распылители диаметром диаметром 2,2 мм. То есть, начали форсировку котла, т.е. перегрузку. Хотя я знал, что этого хватит минут на 30 и трубы будут лететь. Главная машина давала примерно 70 оборотов в минуту. Из машинного отделения Н.М. Бусарнов кричал: "Держитесь, ребята!" А потом мы узнали, что Спасск успел зацепить Чукотку. Причиной этих событий, по моему мнению, послужило следующее, хотя я знаю, что многие будут со мной не согласны и т.д. но их не было в машинном котельном отделении и они не стояли по колено в воде и не бегали вокруг котлов и насосов. Причина: в одном из котлов еще в базе была упущена вода, и он был подожжен. Это скрывали. Командование знало. Организация бч5 была не на высоком уровне в вопросе эксплуатации главных котлов. Как я уже говорил, водоподготовка отсутствовала. Котлы всегда работали с перегрузом, т.к. турбина отработавшего пара была неисправна, а это дополнительно 650 л.с. Чукотка ходила на одной паровой машине. Постоянные перегрузки главных котлов, нарушение правил водоподготовки и очистки котельной воды привели к событиям, когда Чукотка едва не погибла. И только благодаря действиям командира Спасска Л.В. Пастухова все закончилось благополучно. Вечная ему память. С уважением Василий.

Оффлайн Карпов Александр Георгиевич

  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 814
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #20 : 13 Февраль 2017, 14:03:51 »
Странно, но автор забыл упомянуть об учениях по заводке буксира - когда Калафати удачным выстрелом линемета порвал антенные канатики Чукчей...
Я пришел на "Спасск" в 1979 году и хорошо помню воспоминания на офицерских посиделках об этом случае.
"...Притащили линемет. Ни разу им не пользовались, в арсенале с оружием лежал, боцмана его в руках не держали. Взял Леандр (к.3.р. Леандр Анатольевич Калафати - ПК), стреляет - мимо, еще раз - мимо. Тут Пастухов и говорит негромко: "Еще раз промажешь - пристрелю". И ты понимаешь, у всех присутствующих сомненья нет - пристрелит. Попал..."
Все вышесказанное усугублялось отвратительной организацией...(с)

Оффлайн Жуков Виктор Петрович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1998
  • СПАССК 84-(V)86, ЧУКОТКА 86(V-X), БРС-4
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #19 : 12 Февраль 2017, 17:31:56 »
    Эти чеки в народе называли бонами.
Да уж, об этом знали не только Офицеры! Нам то же было интересно  - получу я 9руб. или 42 морские?! Ну это , есстессно , при выходе в Океан , и при достижении 30-х° ! Так что , Мы солидарны с Нашими офицерами и мичманами !

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #18 : 11 Февраль 2017, 20:57:03 »
Да, рассказ хорош!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2430
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #17 : 11 Февраль 2017, 20:52:21 »
Евгений Иванович! Спасибо тебе за рассказ! Блеск!
Удачи! 0__355

Оффлайн Степанов Евгений Иванович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 199
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #16 : 11 Февраль 2017, 19:17:06 »
В следующем году будет 40 лет этому событию. Я долго не брался описать их. С опытом работы на море оценка действий несколько изменилась. Тогда, стоя на вахте мне представлялось,  что с нами ничего не может произойти, только зашкаливало восхищение от буйства природы. Позже, 10 лет назад  на малом гидрографическом судне попал в шторм. Для моего малыша БГК ветер 20 м в сек и волна 4 метра подстать тем условиям. Вот тогда я понял меру ответственности,  которую ощущал за людей мой командир Валентин Аркадиевич Прокофьев. Все те события предстали в ином свете. Когда появились фотографии на сайте ОК "Чукотки" буксируемой "Спасском" решился описать . предварительно пообщавщись с еще здравствующими участниками тех событий.  Поэтому благодарю Леонида Владимировича Куликова, Владимира Маринен, Юру Пластинина, Валерия Тимченко, Андрея Шипова, Петю Загнойко, которые в разные годы поделились своими воспоминаниями.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #15 : 11 Февраль 2017, 17:04:52 »
А в 91 году во Владике "Альбатрос" уже стал устраивать выездную тоговлю - прямо на кораблях, понимали, что их монополизму приходит конец. Я купил себе обалденный неизнашиваемый пуховик (кажется рублей за 7) и настоящие японские настенные часы, до сих пор ходят.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2430
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #14 : 11 Февраль 2017, 16:40:46 »
    Эти чеки в народе называли бонами. А магазины, где их принимали, как правило, назывались "Альбатрос". На Камчатке их не было. Во Владике "Альбатрос" был на мысе Эгершельд, в Ленинграде - в районе порта.
    Помню, заработанные на "Чумикане" боны мы вместе с Новиковым Владимиром Петровичем отоварили в 1988-м в Ленинграде и Таллине. В Питере я купил за 60 рублей однокассетный "Panasonic". Причём у перекупщика, на улице за стеной "Альбатроса", с переплатой в 15 бонов - уж очень он упал мне на душу: компактный, красивый, с наворотами. На первом фото я записываю им церемонию перехода экватора на "Чажме" - видеокамер тогда ещё не было (может, кстати, кто-то и себя узнает на фото). В магазине же купили жене туфли, детям - чипсов и "Баунти" (в те времена невидаль).
     А потом поехали ночным поездом в Таллин, где были у дверей "Альбатроса" утром к открытию и за 90 бонов купили шикарный по тем временам двухкассетник с разделяющимися колонками "Fischer" (на втором фото он возле нас со старшим сыном в зале нашей квартиры на Приморской, 15).
     Владимир Петрович одобрил покупки, и мы их неплохо обмыли у моих родственников, которые приютили всех нас. Оба аппарата до сих пор работают исправно!
      А Миша Плотников - наш старший инженер ИК - привёз видик. По-моему, первый на корабле. Миша был холостяк и жил на корабле. Так что видеосалон в его "хате" процветал и в базе, и в океане!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #13 : 11 Февраль 2017, 16:18:03 »
У меня тоже есть.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1578
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #12 : 11 Февраль 2017, 14:22:35 »
Чек Банка для внешней торговли СССР для расчета в магазинах Торгмортранса.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #11 : 10 Февраль 2017, 17:54:48 »
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ:
КИК  "Чукотка" - Корабль измерительного комплекса  или  ЭОС "Чукотка"- экспедиционное океанографическое судно. Та же абривиатура при упоминании "Спасск";    Всё вместе -"шарики" из-за белоснежных сфер прикрывающих антенны;
МКГ- подразделение на корабле - машинно-котельная группа; Из-за них всю БЧ-5 на флоте называли -"маслопупами"
БЧ-5 - подразделение на кораблях ВМФ. Электро-механическая боевая часть;
ШИЛО- С5 Н5ОН, (кто забыл химию- этиловый спирт) употреблялось в разбавленном виде, выдавался  на кораблях ВМФ для протирки главных оптических осей ... аппаратуры;
МБР - межконтинентальная баллистическая ракета- головная боль США;
ГЧ- головная часть  такой ракеты; Это суть головной боли;
ТРИ КОНВЕРТА- атрибуты известного в  ВМФ анекдота. В первом-"Вали всё на меня". Во втором-" Кайся, ссылайся на неопытность" Третий- "Готовь три конверта"
ГМС - подразделение на корабле. Гидрометеорологическая служба. В шутку- Где Можно Служить
ГГС "Каштан"- аппаратура громкоговорящей связи; В матросском лексиконе -матюгальник. Аппаратура от ненормативной лексики имела защиту, выдерживала  перегрузки.
УКВ - ультра-короткие волны
ЭНГ - подразделение на корабле в штурманской боевой части  БЧ-1. Электронавигационная группа. Офицеры БЧ-1 -  Белая кость флота.
ГКП -главнокомандный пункт,  на "Чукотке" он же ходовая рубка;
Чеки Торгмортранса они же боны- что-то вроде сегодняшних "баксов" Имели свой курс отличный от курса Банка СССР. В спец магазинах Торгмортранса можно было приобрести товары, которых сегодня валом на наших прилавках.


Я про ГМС. На самом деле - очень уважаемая служба. Впрочем, как и все другие. Все функции на кораблях выверены. Но почему-то вспомнился очень колоритный контр-адмирал М.Г.Кулак (начштаба, а потом командующий КамФл), начальнику ГМС флотилии:
"Юра, и что ж твоя Гидра такую обстановку нам устроила?"
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #10 : 09 Февраль 2017, 19:16:18 »
Представьтесь, пожалуйста!

Фамилия сварщика Рудаков, она есть в рассказе.
А Вы опишите эти учения. Когда они были?

Автор описывает не случай, а своё видение случая и даже в тексте есть то, что после вахты он пошёл отдыхать и не видел, как работали с выброской.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Жена татарина

  • Первый галс
  • **
  • Сообщений: 1
  • Какой корабль и годы службы?
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #9 : 09 Февраль 2017, 19:11:57 »
Странно, но автор забыл упомянуть об учениях по заводке буксира - когда Калафати удачным выстрелом линемета порвал антенные канатики Чукчей...
Наш матросское радио сообщило о том, что что основной ремонт котлов делал дед-мичман от паровых котлов Оськин и матрос-сварщик 8(!) заводского разряда - фамилия, увы, утеряна.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #8 : 09 Февраль 2017, 14:11:39 »
Вот ещё от Сан Саныча:
Вспоминаю, как мы где-то в 1964 или в 1965 году помогали искать смытого ночью с палубы СКР США бортовой номер 322 матроса. Была суббота, проходила большая уборка, но с СКРа был принят семафор с просьбой оказать содействие в поиске матроса. Эта просьба была обоснована еще и тем, что у нас были вертолеты. Летчики поднялись в воздух, а по крайней мере у нас на "Сибири" было объявлено по трансляции, что первый увидевший матроса член экипажа получит отпуск в 10 дней с выездом на родину. Так что были задействованы все бинокуляры и бинокли, сигнальный мостик в площадки грот и фок мачты были облеплены матросами, но увы! Мы уже стали забывать об этом, когда в очередной поход при встрече в американским СКРом получили от него семафор с просьбой принять груз бананов в знак благодарности от жителей штата, в котором проживал погибший, за проявленные солидарность и участие в поиске. Естественно, что бананы так и остались на американском корабле.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Зеленов Борис Андреевич

  • Почётный ветеран
  • **
  • Сообщений: 568
  • "Сибирь" 1958-1961
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #7 : 09 Февраль 2017, 14:03:17 »
Спасибо! Здорово!
Адрес сайта по спасению Ориона нашими моряками..
 http://kik-sssr.ru/Shemya_5-4.htm
Сергей Иванович, спасибо за ссылку. Прочитал на одном дыхании, с глубочайшим интересом! Такие материалы волнуют душу!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #6 : 09 Февраль 2017, 13:30:43 »
Спасибо! Здорово!
Адрес сайта по спасению Ориона нашими моряками..
 http://kik-sssr.ru/Shemya_5-4.htm

Спасибо за ссылку, Сергей Иваныч!
Очень интересно: огромный океан, а как он всех поставил на грань жизни и смерти. Особенно вот это понравилось:

Комментарии Кухтина Валерия Николаевича, 3-го механика БМРТ «Мыс Сенявина» в 1978 г.,  к некоторым статьям, тут приведенным (из переписки с автором сайта).
 
... Героизм был проявлен капитаном Арбузовым А.А . - он, получив "СОС", сразу взял курс к месту падения "Ориона", и спасательной бригадой мотобота: Сторчак, Кухтин, Трофимов, Килебаев, Муртазин и ещё один матрос. Бот пошёл на воду около 23 часов, подняли на борт в 4 часу утра. Почти 5 часов при 7-8 бальном шторме кувыркались на море плюс вели спасение людей - вот это и героизм и патриотизм. Даже космонавты такое вряд ли испытывали.
 
... Роль военных была в этой ситуации не спасение, а обеспечение безопасности и сопровождение в Питер нашего траулера "Мыс Сенявина".  Военные моряки были на службе и выполняли свои прямые обязанности, а спасением американских летунов занимались мы - и мы же добровольно, без всяких приказов, смайнали - даже не смайнали, а сбросили бот в такой шторм на воду. А  военные корабли подошли только к утру.
 
Спасённые ребята были у нас уже в тепле, накормленные и обогретые. Я сам был в нашем спасательном боте. Вот в нём мы
действительно покувыркались: 7-8 баллов волна. Это не хухры-мухры. Я давно на море и давно стармех но не слышал ни от кого, чтобы в такую погоду кто-то рискнул сбросить бот на воду, да ещё с людьми. Да и людей не встречал таких, кто бы полез в 7-8 бальный шторм в море. Если-бы у нас на боте заглох двигатель - всем нам и спасенным американцам была бы амба... Помпа охлаждения срывала из-за оголения кингстона, система охлаждения постоянно завоздушивалась, всему причина -  сильная качка.
 
Настоящий мужской героизм проявили те, кто находился в спасательном боте и добровольно пошли для спасения ребят с "Ориона" и непосредственно наш капитан Арбузов А.А. Нас в боте было шесть добровольцев - Простых Сахалинских ребят: 
ст. пом. Сторчак А.Н., 3 мех-к Кухтин В.Н., 4 мех-к Трофимов Женя, матрос Килебаев Николай, матрос Муртазин Николай и ещё один матрос, фамилию которого, к сожалению, запамятовал. Вот кто конкретно рисковал своими жизнями ради других жизней
 
Но мы лавров не просим. Мы выполнили свой мужской долг.
 
С уважением, Кухтин Валерий, в то время был 3 мех-к БМРТ «Мыс Сенявина».
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #5 : 09 Февраль 2017, 12:36:33 »
Творчество » Степанов Е.И.

Забыл уточнить, это ветка Степанова Евгения Ивановича. Ну и рассказ его.
На "Чукотке" служило много Степановых. Виталий Степанов, мой будущий комдив, два родных брата - Евгений и Владимир.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2430
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #4 : 09 Февраль 2017, 09:07:19 »
Замечательно! Это сентябрь 1978 года. А кто автор, Михалыч?

Оффлайн Плюхов Сергей Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 2124
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #3 : 09 Февраль 2017, 08:55:51 »
Спасибо! Здорово!
Адрес сайта по спасению Ориона нашими моряками..
 http://kik-sssr.ru/Shemya_5-4.htm

Оффлайн Федоров Владимир Петрович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1219
.. Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #2 : 09 Февраль 2017, 07:41:31 »
Михалыч, пять баллов.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20592
  • "Неделин" 1982-92
Поход в тайфун. Спасск спас Чукотку.
« Ответ #1 : 08 Февраль 2017, 20:19:17 »
Рассказ прислал Евгений Иванович Степанов.

Предоставленные самим себе,
события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему.

                                                                                                         Следствие из 1-го закона Мэрфи

Для меня эти события, о которых ниже пойдет речь, начались после возвращения с очередного отпуска. Прибыв в Приморский за пару недель до его окончания, удивлением обнаружил, что из окна моей квартиры  "Чукотка" у пирса не наблюдается.  Убывая на теплый юг, я знал, что корабль ушел на работу по запуску  автоматической станции в сторону Венеры, а эти походы укладывались в две-три недели, которые уже истекли. Информация о  местоположении и ближайших планах "шариков" была  для посторонних секретом Полишинеля. Все новости нашей работе можно было узнать в трёх действующих в поселке магазинах. В очереди за сосисками или польской клубникой узнавали не только кто с кем и когда и не только про корабли. Как-то  довелось даже услышать  какое количество чернокожих и белых клиенток заказывали моряки  нашего визави T-AGM "Дженерал Х.Х. Арнольд"   перед возвращением в базу.

Сосед со "Спасска" мне сообщил, что "Чукотка" задерживается, причем там у них какие-то неполадки, а так же, что все корабли на днях выходят на боевую работу. Вот это подарок! Мой официальный отпуск ещё не закончился.  Ещё месяц как минимум кораблей соединения  вместе со штабом в базе не будет. Гуляем!

Я уже строил планы на неожиданно продлеваемый отпуск, и надо же, именно  в магазине встречаю капитана 2 ранга Панича. Кто бы мог подумать что офицер штаба в рабочее время окажется в таком месте. На приказ о командировании меня на "Спасск" для дальнейшей пересадки на "Чукотку" мои возражения  конечно  в расчет приняты небыли.

Вот  так в одно мгновение из торжествующего обладателя счастливого билета я превратился в отставшего от поезда пассажира, с эмоциями соответствующими обстоятельствам.

Через пару дней отбыл на "Спасске" на рандеву с родной "Чукоткой". Всей картины реального состояния на моем корабле ещё не было , но кое-что прояснялось. У же сам факт того, что со мной  должен был пересесть туда заместитель  флагманского механика свидетельствовал, что авария на борту нешуточная. Обычно "на верх"доклады о неисправностях и поломках на корабле старались не делать, справлялись своими силами. Раз подключилась "тяжелая артиллерия"- дело серьёзно!.

На подробностях перехода останавливаться не буду. Что пассажиру важно - установить добрые отношения с соседями, не пропустить очередную трапезу в кают-компании, и  лежи себе отдыхай. С соседями итак отношения были приятельскими, налаженые в ходе боевого и повседневного взаимодействия. "Спасск" с "Чукоткой", как в поговорке "Мы с Тамарой ходим  парой"-  вместе в океане, у пирса и в очередном ремонте в Дальзаводе.  Но вот дружеские подначки коллег офицеров запомнились.  Ввиду дефицита воды на моем корабле, предлагали заранее впрок помыться в бане на" Спасске" и даже набрать   с собой толику питьевой - дабы было чем шило разбавлять.
Через неделю произошла встреча. На вельботе меня , капитана 2 ранга Саенко Сергея Николаевича и мичмана Василия Оськина со "Спасска" доставили на судно. Первым поздравил или, как принято по окончании отпуска,  выразил соболезнования мой друг Володя Маринен. Затем последовали извинения за то, что чистый комплект моего постельного белья он использовал по назначению, однако обо мне позаботился . Постилал на койку только одну сторону  простыни, другую по дружески оставил для меня нетронутой. Стирка белья на корабле была отложена до лучших времён, так же как и баня по субботам из-за катастрофического дефицита пресной воды. В условиях высокой температуры и влажности, без  кондиционеров   альтернативой стал  морской душ, организованный на баке трюмной командой.  Забортная вода лишь ненадолго охлаждала тело. Мыло сворачивалось, и оставалось на коже вместе с морской солью и потом. Никто не роптал, воспринимали эти неудобства стойко. Офицеров с курсантских времён готовили к трудностям морской службы, а мы воспитывали подчиненных в таком духе.

Завершив формальности по прибытии на службу, собрались в каюте за рюмкой чая, где с юморком товарищи поведали о выпавших в походе злоключениях. Вспомнили  недобрым словом  и последний полугодовой ремонт в Дальзаводе.
Окончание заводского ремонта -это как обычно сплошная штурмовщина. Расхожее  мнение,  что ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить,  как раз об этом.  Перед заводскими испытаниями на борту столпотворение. Гегемон, начинает наконец  шевелиться и  "впаривать"  экипажу  якобы выполненную работу. Мол  механизм полностью перебран, все детали "совновьё", -подписывай акты. Если же командир поопытней, знает цену таким заверениям, в ход идут  посулы специально припасённых материалов, ЗИПа, от которых трудно отказаться. В паровых котлах, как потом выяснилось, установили некондиционные водяные трубы. Молодой командир МКГ  Коля Бусарнов, ещё зелёный как корабельная переборка, опыта ремонта  только набирался.  Во главе БЧ-5, кап. 2 ранга Назаров, уже "приготовил три конверта", уходя на пенсию, осталось передать их приемнику.  Он, вероятно, тоже   упустил контроль над  действиями заводских спцов и своего подчинённого. Наконец, военная приемка все этапы процесса ремонта котлов не отследила и "подмахнула"акты.  Корабль планировался  на новые испытания МБР, сроки окончания контролировала столица. Так и вышли, впопыхах закончив ремонт.

Перед этими событиями  получилось, что в МКГ больше половины состава закончили срочную службу. На их место встали бойцы прошедшие школу полуэкипажа и имеющие большой опыт эксплуатации голяка и половой швабры. Сами понимаете, обслуживание  парового котла несколько отличается от предыдущего рода деятельности.  Времени на полноценную  подготовку этого пополнения не хватило, поход следовал за походом. Результаты этого разгильдяйства не замедлили сказаться.  За давностью лет, точно не припомню, кажется уже на переходе домой началась эпопея с  гашением котлов и заглушкой прогоревших труб. К  моменту описываемых событий эта операция уже стала обыденной. Достигли высочайшего мастерства! И правда , оцените, для того чтобы залезть в топку котла и добраться до протекающей трубы регламентировалось 6 часов остывания (может больше, поправьте кто помнит) К тому моменту Бусарнов и его подчиненные вползали  в котел для очередного ремонта уже через пару часов. Комплекция командира МКГ  Бусарного - почти двухметрового богатыря, только чуть высохшего от жары и бессонницы.  Недаром же в училище носил кличку Коля-шкаф. Включайте воображение. Жара. Стесненное пространство. Габариты. Сама работа - не щи  ложкой черпать! До конца похода котельное отделение было его скитом и обителью. Там спал на промасленном и пропитанном сажей матрасе, там принимал корабельные харчи. На подначки по поводу внешнего вида рудокопа реагировал не по -офицерски, мог и по переборке размазать, рука у него была тяжелая.
 Вот и еще одно подтверждение, что героические поступки - отложенное следствие разгильдяйства. 

Да, ещё про дефицит воды. Запасов питьевой и котельной воды на "Чукотке" обычно хватало на 3 месяца плавания. Для пополнения цистерн имелось два испарителя. К моменту описываемых событий оба оказались засоленными, полуисправнымии, пополнить запасы они были не в состоянии, а вода катастрофически быстро убывала через последовательно прогоравшие трубы котлов.  Выполнив задание по запускам  станций Венера -11, 8 сентября и Венера-12   14 сентября, получили новое,  следовать в район испытания МБР, который находился в Западном полушарии.  Сроки на переход были приемлемыми, если идти крейсерской для "Чукотки" скоростью 10 узлов, но с момента выхода из Петропавловска передвигались попеременно при работе то на одном , то на втором котле, при этом выжать из паровой машины можно было не более 6-7 узлов. Впрочем и при такой скорости на прибытие в указанный район времени хватало- легкая задача для штурмана проложить на карте кратчайшее расстояние.

Но...  корабль находился за 30-й параллелью, где полагалась существенная прибавка к жалованию  в виде так называемых чеков Торгмортранса, на которые можно было отовариться в спецмагазинах.  Если выйдешь за эту черту к норду выплата прекращалась. В указанный район, который тоже имел такие же привилегии за 180-м  меридианом,  можно было дойти по параллели без потери льгот, но тогда корабль не успевал к назначенному сроку. Дурацкие ограничения! Вот бы  вышел корабль на боевую службу, пересек установленную  линию выплаты и плати чеками до возвращения в базу. Так нет же, а в результате пришлось выкручиваться!

Проблему решили так. Командир БЧ-1 проложил две прокладки не карте. По кратчайшему курсу Чукотка двигалась к цели, а по другому, назовём его валютному, в штаб флота делали ежедневный доклад о своём местоположении и, как в отчетный документ,  в Журнал вахтенного офицера записывались координаты  якобы нашего местоположения. Всё бы ничего, но Слава Москалёв почему-то решил в Штурманский журнал заносить фактические координаты. Когда это вскрылось, оба штурманёнка Егоров и Павлов схватились за головы. Для выплаты чеков в финансовый орган Флота предоставлялись выписки из обоих журналов. Пришлось бедолагам переписывать пол журнала. Но упростив себе задачу, Слава вырвал листы с записями за соответствующий период и вставил чистые, а типографскую нумерацию нарушил.  Секретчик у нас был бдительным товарищем, при сдаче  журнала имеющего по заполнению гриф "Секретно", обнаружил это безобразие. В  итоге, пришлось снова переписывать, теперь уже  весь журнал с начала до конца похода. Странности за командиром БЧ-1 начли замечать ещё в ремонте во Владивостоке. То как современные безбашеные паркурщики  проскочил под  движущимся по территории Дальзавода ж\д  составом на глазах у изумлённой вахты на юте, то назначил сам себя в гарнизонный патруль. Нормальные люди старались всеми силами избегать этого дежурства по гарнизону  Владивостока. Сколько офицеров поплатились при осмотре патрульных в комендатуре. За неуставной внешний вид и на "губу" попадали. Итак, получив пистолет у растяпы дежурного по кораблю, снарядил двух своих подчинённых матросиков и отправился наводить порядок в городе на назначенном им же маршруте - Океанском проспекте. Старпом Коля Уманцев, вернувшись со схода  в воскресенье и приняв от дежурного доклад-"Патруль убыл, оружие выдано... " схватился за валидол. По графику никакого дежурства в этот день не было.

Я полагаю, что Славе надоела Военно-морская служба и это был один из способов "закосить" без партийного и служебного разбирательства. В подтверждении этого предположения, после увольнения он устроился старпомом на судно, кажется на ледокол, в Петропавловске.  Среди флотской братии ходили анекдоты про офицеров пытавшихся досрочно уйти с флота. Один из них -"Во поймал!" запомнился. Лейтенант доводил замполита жалобами, что не может поймать на руке большой палец. В конце концов командованию это надоело, уволили "по дурке".  Однажды замполит получает посылку,  в которой оказалась фотография. На ней заснята кисть с пойманным наконец большим пальцем и подписью - "Во поймал!" Но, это скользкий путь.  Один мой инженер группы дурковал, пока   Анатолий Абрамович Усанович, наш замполит не объяснил ему как он поможет психиатрам определить симулянта на долгие годы в психушку. А он умел убеждать.

Венцом деятельности ТОГЭ были боевые работы по испытанию МБР в акватории. После подготовки боевого поля, ежедневных тренировок, учений, в которых принимал участие весь экипаж КИК наступал момент 30-ти минутного ожидания падения ГЧ. "Чукотка" на ТОФ была объявлена "Отличным кораблём" и не только потому, что не имела происшествий и вовремя сдавала курсовые задачи. За мою бытность все такие боевые работы были выполнены без серьёзных ошибок. В этот раз,  не смотря на проблемы с котлами , подготовка к работе была такой же ответственной и интенсивной.  Но когда пришло время "Ч", на регистраторах основной станции фиксирующей падение ГЧ следов падения не оказалось. Причем наблюдатели и записаторы (   могуч русский язык) зафиксировали пролёт боевого блока, а всплеска от падения не техническими средствами ни визуально не наблюдали. Конечно же после первого тревожного запроса по связи с полигона мы начали проверять, чтобы удостовериться в исправной работе аппаратуры, опрашивать с пристрастием визуальных наблюдателей. Всё так и было!  Следующий запрос был в уже в другом тоне. Мол ребята посмотрите ещё раз, а то здесь с генералом инфаркт случился. Ещё бы рядом американские Гавайи. Потом как оказалось, этот пуск был неудачным. При испытаниях новой техники всё бывает.

 Итак подошли к основному событию. Чувствуете приближение грозы? Ещё раз взгляните на эпиграф. О том, что приближается тропический шторм знали и готовились. Постарались спецы ГМС, анализируя синоптические карты и наблюдая классические признаки его приближения. Большинство тихоокеанских тайфунов сформировавшихся в тропической зоне двигаются на север вдоль азиатского побережья и только один из десятков выбирает себе маршрут посреди океана, где-то вдоль 180 меридиана, освежая Гавайи. К несчастью, уклонится от его траектории на которой мы оказались возможности не было. Течи были в обоих котлах. Старались закончить ремонт хотя бы в одном. В котельном отделении рядом с Бусарновым работами руководил кап 2 ранга Саенко С.Н.  Рядом с нашими котельными машинистами оказывал квалифицированную помощь  мичман Оськин, сварочные работы выполнял Юрий Рудаков, впрочем в котёл отряжали и из других боевых частей.  Ко всем сопутствующим тяжелым условия работы добавилась качка. Зыбь, вестник приближения шторма, усиливалась. Рассчитывали, что к 4-5 утра котёл введут в действие. В 3 часа 30 минут  подкрался первый удар стихии. Ощущение было такое, будто Чукотка налетела на  бетонный пирс.   Без четверти четыре я должен был сменить вахтенного офицера Володю  Маринен, но оказавшись выброшенным из койки, пробуждение наступило мгновенно . Обычно на ночную вахту медленно встанешь, как сомнамбула напялишь установленную форму, поднимешься в кают-компанию испить горячего чая, вот тогда и наступает полное пробуждение. Это оказался не тот случай! Володя традиционно пожелал спокойной вахты при этом как-то невесело пошутил.

Вахту принял! Волна уже отличалось от вечерней, шла с разных направлений, создавая толчею. Чтобы не ухудшать положение, курс держали против ветра, удерживаясь на килевой качке. Нос иной раз зарывался в волну, да так что Чукотка дрожала всем корпусом, а носовой надстройки не было видно за  стеной воды на неё обрушивающейся. Потом корабль медленно вползал на очередной вал. В центре такого шторма не подставить борт волне трудная задача. Таки одна нас поймала. Судно накренилось  и  вода захлестнула вельбот  на шлюпбалках бака. Причем, достигнув казалось предела крена, замерло, но вместо того чтобы начать обратное движение, продолжило крениться. Думаю этот момент запомнился всему экипажу. И тут из темноты ходового мостика прозвучал чей-то голос. -" угол заката по бортовой качке 48 градусов."  Но пронесло! Передвигаться по по линолиуму ходовой рубки без захвата за попадающиеся по пути приборы и конструкции было невозможно. Я зафиксировался у иллюминатора, просунув пальцы в его барашки. Командир Валентин Аркадьевич пробрался к пульту  ГГС "Каштана" и вызвал на связь котельное отделение. Ответил Саенко, можно сказать трагическим голосом." Котел ввели, течёт." Тогда командир вызвал по УКВ на связь командира "Спасска" Пастухова. На всю жизнь запомнил его фразу- "Лёня подойди поближе к борту у меня ж..а!" После этого на корабле сыграли тревогу,  с одеванием спасательных жилетов. На левом крыле мостика командир ЭНГ Витя Егоров охрипшим голосом подавал команды на руль.  Он отслеживал положение вертушки ветроуказателя, чтобы удержать Чукотку против ветра. Таких команд  рулевому -"Право 2 градуса, лево 2 градуса" не предусмотрено, да и выполнять трудно, но старались. Минут через 15 после тревоги командир заметил, что по расписанию нет на ГКП замполита. После команды по трансляции Усанович появился удивленно вопрошая, что это за паника на корабле. Это взорвало Валентина Аркадиевича. Пропускаю выражения и эпитеты командира  в его адрес.  Недавно, вероятно, открылась эта задержка по тревоге замполита. Рассказал мне о ней Андрей Шипов. Вот его рассказ:

"Я как помните организовал ансамбль"Пилигрим"! И только мы с помощью Пети Загнойко наладили более менее усилители и колонки, случилось это самое событие. Тревогу сыграли в 4 часа! Плохо соображая что происходит, мы с матюками повыскакивали с коек и давай натягивать на себя спасательные жилеты, как и было приказано. До меня вдруг доходит, что в музыкалке-шхере на вертолётной палубе, плохо всё наше хозяйство приштертовано. Я через бронягу по правому шкафуту, вылез на палубу. Меня ветром подхватило и потащило к леерам под шлюпками. Я едва успел обхватить боковой кнехт. Весь мокрый, я всё таки полез на верх. С большим трудом, мне удалось добраться до музыкалки. Я там ещё с полчаса приштертовывал всё наше хозяйство. При выходе от туда, меня заметили с мостика и тут же доложили заму. Я также с трудом, весь мокрый до трусов, тем же путём вернулся во внутрь. и тут же напоролся на Усановича! Иваныч, я думал он меня убьёт! Таким я его ещё не видел. В общем я услышал от него много о себе того, что я и сам не знал!"
Всё проходит! Ночь миновала. С рассветом буйство стихии представилась в новом виде. Океан до горизонта был покрыт сплошной пеной  Иногда, ещё неуспокоившись, волны забрасывали на палубу бака клоки этой пены толщиной до метра. Они так и лежали медленно лопаясь. Ветер концу моей вахты немного стих. Я вышел посмотреть на крыло мостика и задохнулся от напора воздуха. Дышать, стоя против ветра было трудно. Егоров мне тогда сказал что порывы ветра в критический момент доходили до 40 м в сек.

Сменившись после изнурительной вахты я пошел отдохнуть и не видел как  с пятой попытки завели буксир на "Спасск" с помощью линемёта. Мимо моего внимания прошел и случай обрыва буксира, поэтому не помню когда это произошло. Скорее всего  позже при буксировке, после чего запустили главную машину, чтобы "Спасску" легче было нас тащить. Лопнувший конец едва не достал главного боцмана мичмана Куваева и других ребят.  Можно только удивляться, что обошлось без жертв, но небольшие потери были. Травмированным оказался наш сварщик Рудаков, другому матросу в котельном отделении на ногу  с марсов упала незакреплённая кувалда. Начальнику медицинской службы  Талалаеву наконец случилась работа.

Наконец последнее, почти анекдотическая ситуация. 29 октября в районе Камчатки потерпел катастрофу  американский самолет базовой патрульной авиации ВМС "Орион" Двенадцать человек экипажа оказались в ледяных океанских водах. К спасению подключился ТОФ. Ну а мы, двигаясь в спарке 6-ти узловым ходом, получили указание следовать на спасение янки. Предполагаю, что о наших проблемах в штабе флота не ведали, к счастью по близости оказался наш рыбак траулер. Он и подобрал оставшихся в живых лётчиков.
В заключении хотелось бы обратить внимание на название нашего спасителя.

 "Спасск" оправдал свое переименование из "Сучана"- спасал "Чукотку" дважды. Первый раз у берегов Камчатки, когда сорвались стопора и мы вытравили 300 метров якорь-цепи до жвака-галса. Потом эта эпопея со спасением. Вот и получается как в мультике-"Как судно назовёшь, так оно и поплывет"

Я не ставил целью перемывать кости коллегам, но если и зацепил кого-то грубоватой оценкой, рассчитываю, что обиду на меня держать не будите. К сожалению многих участников этого похода уже нет среди нас. Светлая им память и уважение за ратные дела.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ:
КИК  "Чукотка" - Корабль измерительного комплекса  или  ЭОС "Чукотка"- экспедиционное океанографическое судно. Та же абривиатура при упоминании "Спасск";    Всё вместе -"шарики" из-за белоснежных сфер прикрывающих антенны;
МКГ- подразделение на корабле - машинно-котельная группа; Из-за них всю БЧ-5 на флоте называли -"маслопупами"
БЧ-5 - подразделение на кораблях ВМФ. Электро-механическая боевая часть;
ШИЛО- С5 Н5ОН, (кто забыл химию- этиловый спирт) употреблялось в разбавленном виде, выдавался  на кораблях ВМФ для протирки главных оптических осей ... аппаратуры;
МБР - межконтинентальная баллистическая ракета- головная боль США;
ГЧ- головная часть  такой ракеты; Это суть головной боли;
ТРИ КОНВЕРТА- атрибуты известного в  ВМФ анекдота. В первом-"Вали всё на меня". Во втором-" Кайся, ссылайся на неопытность" Третий- "Готовь три конверта"
ГМС - подразделение на корабле. Гидрометеорологическая служба. В шутку- Где Можно Служить
ГГС "Каштан"- аппаратура громкоговорящей связи; В матросском лексиконе -матюгальник. Аппаратура от ненормативной лексики имела защиту, выдерживала  перегрузки.
УКВ - ультра-короткие волны
ЭНГ - подразделение на корабле в штурманской боевой части  БЧ-1. Электронавигационная группа. Офицеры БЧ-1 -  Белая кость флота.
ГКП -главнокомандный пункт,  на "Чукотке" он же ходовая рубка;
Чеки Торгмортранса они же боны- что-то вроде сегодняшних "баксов" Имели свой курс отличный от курса Банка СССР. В спец магазинах Торгмортранса можно было приобрести товары, которых сегодня валом на наших прилавках.
Никто пути пройденного у нас не отберёт