Автор Тема: Петр I и Российский Флот  (Прочитано 544 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Петр I и Российский Флот
« Ответ #2 : 10 ноября 2019, 21:05:00 »
https://zen.yandex.ru/media/amico/kvartirmeister-djon-silver-ne-zanimalsia-jilem-5a945b95dcaf8ede35ccfa45

Квартирмейстер Джон Сильвер не занимался жильём,


кондукто́ры не продавали билетики, а гальванёры не занимались гальваникой. На то и флот, где тяжесть называют лёгкостью, как я рассказывал раньше, чтобы привычные вроде слова имели другой смысл.

Встречая эти таинственные морские термины, надо прежде всего помнить - воинских званий как таковых в те времена не было. А были лишь названия должностей. Это я узнал, перелопатив немало текстов при подготовке данной заметки. Но одни из них продолжили свою жизнь уже в новом качестве, а другие постепенно сгинули под вечный шум волн.

Вот например, купор. Или ундер-купор. Слыхали о таких? Оказывается, на судах в те ещё, петровские времена, были специально обученные люди, обязанностью которых было следить за состоянием бочек на корабле. Для воды или пороха, или продуктов, помните, в "Острове сокровищ" даже яблоки были в бочках? Эти купоры и ремонтировали бочки, пустые сдавали на склады, полные проверяли на герметичность. Исчезли из употребления все эти бочки - исчезли и купоры с ундер-купорами:)


Но раз уж мы упомянули "Остров сокровищ" вспомним и о долговязом Джоне Сильвере по прозвищу "Окорок", притворявшемся на "Испаньоле" коком. А вот на пиратском корабле "Морж" он был квартирмейстером и его побаивался даже капитан Флинт.

Сам Джон говорил о себе так: Flint was cap'n; I was quartermaster, along of my timber leg. Тут запутанная история. Во-первых, quartermaster звучит уж никак не "квартирмейстер". Это-то словечко явно немецкое ( Quartiermeister ) и отвечали квартирмейстеры на военном флоте за личный состав конкретного кубрика, квартиры, так сказать. Контролировали состояние здоровья матросов, живущих в нём, чистоту и исправность платья, вопросы, связанные с питанием, порядком в помещении и т.д.

Quartermaster же на пиратском корабле был вторым лицом после капитана и обладал правом отменять его приказы в интересах команды, если это было не в бою или во время погони за жертвой. Должность была выборная, и занимающий её должен был обладать непоколебимым авторитетом у команды, ибо он ведал и разбором всевозможных конфликтов, и наложением наказаний за косяки, а главное, справедливым дележом добычи.

Авторитет этот завоёвывался в том числе и тем, что он был начальником абордажной команды, самых отчаянных головорезов на корабле и лично вёл их в бой. Такого будешь опасаться:)

Но тут маленькая шероховатость - Джон говорит, что был квартирмейстером из-за своей деревянной ноги. Как-то странно звучит - а пока обе ноги были в порядке, он квартирмейстером не был? Хотя протез ему совсем не мешал расправляться с непокорными.

Как бы то ни было, в более поздние времена на российском флоте слово квартирмейстер стало обозначать воинское звание, самый младший унтер-офицерский чин, а специальности у него могли быть самые разные.

Кондукторов я видел только в лице тётушек в трамвае с кожаной сумкой на груди и рулончиками разноцветных билетиков, поскольку за разное расстояние оплата была разной. Застали такие времена? :) Что интересно, с латинского это переводится как «наниматель, предприниматель, подрядчик» . Какая тут связь, непонятно. Неисповедимы пути некоторых слов!

Кондукто́р , уже по расположению ударения, как и в слове компа́с , говорит о его флотской природе. В отличие от квартирмейстера, это был старший унтер-офицерский чин, дальше уже шли обер-офицеры, со звёздочками на погонах.

При слове "гальванёр" мне сразу вспоминается рисунок из учебника, изображающий распятую лягушку на лабораторном столе, утыканную проводочками, над которой итальянец Гальвани проводит опыты. Он внёс свою долю в исследования явлений, связанных с электричеством. На корабли электричество пришло ещё в позапрошлом веке, одно из первых его применений было в артиллерийском деле. Вот именно электриков артиллерийских и называли гальванёрами. Это словечко так и осталось устаревшим названием одной из флотских специальностей.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 4044
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
Петр I и Российский Флот
« Ответ #1 : 10 ноября 2019, 12:27:05 »
Когда Пётр I взялся за строительство флота, были введены строгие правила:
все породы деревьев, пригодные для судостроения, в частном порядке рубить было запрещено.
"А буде кто сему указу станет чинить противно, - читаем в указе 1703 года, - на них за всякое срубленное дерево, кроме дуба, доправлено будет пени по 10 рублев, за дуб, буде кто хоть одно дерево срубит, также за многую заповедных лесов посечку учинена будет смертная казнь..." а "кто рубить прикажет, помещик или приказчик и тех самих, вырезав ноздри и учинив наказание, посылать в каторжную работу...".

Для справки:
Сроки службы судов, построенных из дуба различных стран:
•   Американский дуб — 10 лет.
•   Русский казанский дуб — 10 лет.
•   Французский дуб — 15 лет.
•   Польский дуб — 15 лет.
•   Немецкий дуб — 15 лет.
•   Датский дуб — 20 лет.
•   Шведский дуб — 20 лет.
•   Английский дуб — 25 лет.
•   Самый лучший английский дуб — 40–50 лет.
Если б молодость знала, если б старость могла