Автор Тема: Шепель Виталий Владимирович.  (Прочитано 7472 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Литвинов Владимир Сергеевич

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 177
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #26 : 22 октября 2016, 16:10:22 »
Эпизодически имею телефонные контакты с Виталием Владимировичем Шепелем, в прошлом представителем телеметрического отдела КБ "Южное" (Днепропетровск).

Мы с ним знакомы по боевым работам с 1964 года, когда я был назначен ЗКС "Сх". В одном из разговоров я попросил его рассказать впечатления о совместной работе с Виталием Николаевичем Пуленец, который, можно сказать, на его глазах вырос от лейтенанта-инженера телеметрической группы до капитана 2 ранга - помощника начальника отдела специзмерений по телеметрическим измерениям, а завершил служу на соединении в должности начальника отдела ПД ИТР, продолжая руководить телеметрией.

В.Н. неоднократно бывал в командировках в КБ "Южное", совершенствуя свои практические знания по телеметрическому оснащению их изделий. Далее следует текст, присланный мне в личный п/я:

Владимир Сергеевич, здравствуйте!

Привожу очередные воспоминания.

Недавно я просмотрел в интернете сайты, посвященные ветеранам плавучего измерительного комплекса (ТОГЭ-4, ТОГЭ-5): "Район, закрытый для плавания", "Девятнадцатый поход ТОГЭ-4", "Союз ветеранов кораблей измерительного комплекса" и другие. И вспомнилось все!
Я, как первый и постоянный представитель промышленности от КБ "ЮЖНОЕ", участвовал почти во всех дальний походах при испытания наших ракет на большую дальность. Первый (для меня) поход состоялся в июне 1965 года. В Петропавловск-Камчатский тогда еще летал ТУ-104. Посадки были в аэропортах Омск, Иркутск, Хабаровск. Затем, через несколько лет, начал летать ИЛ-18М напрямую: Домодедово - Елизово, полетное время - 8 часов 20 минут.
При подлете к Петропавловску, при заходе на посадку, самолет пролетал над заливом Крашенинникова, и можно было при всей его красе видеть этот залив, поселок Приморский, Старую Тарью и наши корабли с шариками, стоящие у пирса или на рейде. У меня нет слов, чтобы описать эти чувства, поэтому и стараться не буду!
В то время связь с Приморским осуществлялась "морем", т.е. курсировали катера ПСК "Рубин" и еще один, названия не помню. Они отходили от 2-го причала Морского вокзала до поселка Приморский (его названия менялись: Советский, Приморский, Петропавловск-Камчатский-50, сейчас город Вилючинск, это все знают). Точнее, не до самого поселка, а до пирса подводных лодок. Это было удобно: корабли рядом, несколько десятков шагов - и наш пирс, наши корабли. Затем, через несколько лет, место причала ПСК перенесли в Приморский, к новому пирсу, и приходилось итти пешком 45 минут или ждать местного автобуса, который подвозил пассажиров прямо к пирсу наших кораблей. Но после одного происшествия подъезд к нашему пирсу запретили, и автобус доходил до поворота к кораблям, т.е до поселка "Старая Тарья" и разворачивался. А затем, не помню с какого года, связь "морем" прекратилась и начали курсировать автобусы Елизово - Приморский и обратно. А жаль!
Тогда (1965 год) мы испытывали первую нашу ракету на высококипящих компонентах топлива 8К64 (Р16)  с моноблочной головной частью. Меня "поселили" на Сибирь.
Помню всех офицеров кораблей, не буду перечислять их имена, они все (или почти все) упоминаются в этих сайтах. замечательных людей; тогда я прочувствовал, понял, что такое настоящая "морская" дружба, взаимная поддержка, выручка, чувство ответственности за выполнение долга.
Вдобавок к моим воспоминаниям, приведенным в одном из предыдущих сайтов, хочу их дополнить некоторыми "подробностями", которые постепенно всплывают в памяти. Это о тех незабываемых дальних походах, в том числе и за Экватор, в южное полушарие, где можно было видеть невиданные ранее созвездия, напр. Южный крест и другие.
Конечно, здесь больше лирики, а если говорить о технической стороне дела, о выполнении функций соединения, то достаточно сказать, что наряду с данными, полученными на активном участке траектории наземными измерительными пунктами (работа двигательных установок, систем управления, элементов конструкции, спецаппаратуры, отстрел ложных целей и др.) на основании анализа обработанных ВАМИ  данных на конечном участке траектории полета боевых блоков принималось решение о проведении следующего пуска или же о доработке элементов конструкции или систем головной части.
Но при пуске одной из ракет с орбитальной головной частью - 8К69 (Р36) вам приходилось также обрабатывать параметры ДУ (тормозная двигательная установка), системы управления и других систем.
Хочу подчеркнуть, что обработанную вами информацию ждали! Ждали на следующий день после пуска, хотя бы (для начала) основные результаты - целостность головной части (по давлению внутри), максимальные перегрузки, угловые скорости, стабилизацию, максимальные уносы теплозащитного покрытия, максимальные температуры, команды и срабатывания спецсистем.
Ну а затем мы приступали к подробной обработке.
При обработке параметров боевых блоков ракеты 15А18М (Р36М) №№ 18 и 19 мы с вами провели такую подробную обработку с шагом 0,1 сек, (сутками не выходили из лаборатории обработки), что на Байконуре приняли решение не обрабатывать параметры этих блоков на нисходящем участке траектории, а поместить в отчет все ваши данные.
В заключение хочу привести свои воспоминания об одном замечательном человеке. Это капитан 3 ранга измерительного комплекса соединения Виталий Николаевич Пуленец. Мне приходилось подолгу с ним работать при обработке параметров боевых блоков. Его отличало особое отношение к каждой предстоящей работе: крайняя какая-то серьезность, неторопливость в задаваемых вопросах, касающихся особенностей ожидаемого поведения параметров блоков, на что обратить первоочередное внимание, на каких участках полетов что ожидается и т.д. Чувствовалась его эрудиция и скрытое беспокойство за быструю и качественную обработку каждого пуска. Очень приятно и легко было с ним работать и общаться.
Виталий Николаевич, примите мои наилучшие и искренние пожелания, успехов и удачи Вам во всем!
Ваш В.В.Шепель




Свое мнение о службе В.Н.П. я как-то размещал на форуме в разделе "Поздравления" в канун его 60-летия.

Кстати, телеметрические дивизионы в соревновании внутри ИК-ов всех кораблей занимали, как правило, первые места из трех возможных, как о специальности, так и по воинской дисциплине.

При личном контакте с В.Н.П., узнав его электронный адрес, скину ему этот текст В.В.Ш. для его личного архива.


Оффлайн Литвинов Владимир Сергеевич

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 177
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #25 : 18 июня 2013, 14:22:32 »
К моему сообщению от 04 апреля 2013 в теме «Шепель Виталий Владимирович»
Разбирая личный архив, обнаружил «Программу» того самого юбилейного вечера КБ «Южное» в честь 20-летия отдела телеметрии, на который я не попал в 1977 году.
Когда же я прилетел в Днепропетровск уже по индивидуальному приглашению, то мне её вручили в порядке приложения к медали «За любовь к телеметрии».
Предполагаю, что юмор, которым пронизана вся «Программа», будет с интересом прочитан «форумчанами». Ну, а Совет «Союза», возможно, найдет в ней что-нибудь полезное при подготовке нашей юбилейной встречи в 2014 году.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #24 : 17 июня 2013, 20:15:13 »
Книга 2011 года.

Великий о великом Не так давно в Днепропетровске состоялась презентация уникальной книги «Янгель. Создатель оружия выживания» известного журналиста Владимира Платонова. При том что торжества, посвященные столетию со дня рождения Михаила Кузьмича прошли более месяца назад, презентация монографии вызвала неподдельный интерес как у журналистов, так и у работников КБ «Южное» — бывших и настоящих. Ведь она представляет конструктора не просто как часть системы по созданию «щита Родины», а как Человека. Также презентация запомнилась участием в ней легендарного Наума Исааковича Урьева.

Кто такой Наум Исаакович? Вот лишь краткие, почти энциклопедические данные о нем.

Родился в 1926 году в городе Мстиславле (Могилевская область, Беларусь). Окончил с отличием факультет приборостроения МВТУ им. Н. Баумана по специальности «электромеханические приборы» (1949). Доктор технических наук, профессор. Начальник группы, отдела, лаборатории КБ «Южное» (1955-1991 гг.). Директор Днепропетровского филиала Киевской межрегиональной академии управления персоналом (1994-2004 гг.). Разработал быстродействующий электронный осцилло¬граф для наблюдения кратко¬временных процессов (1955 год). Курировал создание системы управления и радиоуправления ракет СС-1, СС-2, СС-3,
СС-7 (1949-1963 гг.). Разработал бортовые анализаторы спектра для измерения высокочастотных вибраций при летных испытаниях ракет СС-4, СС-5, СС-7 (1957-1959 гг.). Организовал самый мощный в Украине по своей технической оснащенности вычислительный центр в КБ «Южное» (1959-1962 гг.). Осуществил научно-техниче¬ское руководство разработкой семи комплексов радиотехнической защиты боевых блоков ракет от системы противоракетной обороны, включая элементы космического базирования (1963-1991 гг.). Старший преподаватель, доцент, профессор физико-технического факультета Днепропетров¬ского государственного университета (1957-1999 гг.). Автор 370 трудов по ракетной технике, в том числе 56 изобретений, из них 32 внедрено в производство ракет. Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1982) и Знаком Почета (1961), медалями «За трудовую доблесть» (1959), «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970), «Ветеран труда» (1984).

И еще маленький штрих — Наум Исаакович руководил разработкой системы ракет, направленных на уничтожение ПВО США. По подсчетам специалистов, он нанес ущерб Соединенным Штатам на
400 миллиардов долларов. И, кроме того, это единственный оставшийся в живых человек, который проработал с Михаилом Янгелем «от» и «до». Но все же, по признанию Наума Исааковича, книга Владимира Платонова стала для него приятной не¬ожиданностью.

— Такой книги, какую написал Владимир Петрович Платонов, не было никогда, — говорит Урьев. — Для меня, человека, который хорошо знал Михаила Кузьмича, это открытие. В книге много нового и не¬ожиданного. Первым делом хочу отдать дань большому труженику Володе Платонову, сумевшему собрать ценный уникальный материал. Когда читал, то как ученый и исследователь понимал, что это результат титаниче¬ского труда. Впервые последовательно изложено, как проходили детство, юность и как в дальнейшем складывалась жизнь Янгеля. Например, я был поражен, узнав, что в годы своего становления Михаил Кузьмич жил не в родной семье, где было двенадцать детей, а довольно далеко от родительского дома.

Также Урьев признался, что ничего не знал о работе Михаила Кузьмича на фабрике под Москвой, о коммуне, членом которой был Янгель, об учебе и работе в КБ Поликарпова.

О том, насколько засекреченной была личность Янгеля, Урьев говорит следующее:

— Мы виделись и разговаривали в разных местах. Он только однажды как бы бросил фразу невзначай (помнится, летели в самолете): «Когда я был в Америке…». Я даже несколько опешил — представить себе не мог, что Янгель летал в США. Знал, что он за¬крытый человек и вся система за¬крытая. А тут из книги Владимира Платонова узнаю, что Михаил Кузьмич в 1938 году восемь месяцев находился в Америке. Работал на заводах, изучал американскую авиационную промышленность. Но никогда на эту тему не распространялся в КБ.

Что же стало толчком для написания книги о Михаиле Янгеле? Ответ Владимира Петровича оказался несколько не¬ожиданным.

— Это странно, конечно, но книга родилась от злости. Сразу после смерти Михаила Кузьмича учреждена премия в области науки и техники имени Янгеля. Также его именем названа медаль Федерации космонавтики. А книги не было. И, естественно, поступил соответствующий заказ из Академии наук. Ведь многим ничего не было известно — впервые услышали фамилию Янгель, когда он умер. Мы написали такую книгу, и она вышла в издательстве «Наукова думка».

Для автора было первоочередным заданием показать Михаила Кузьмича с неожиданного ракурса:

— Главное — рассказать о жизни этого человека. И я потихоньку, собирая материалы по крупицам, много поездив — и в Москву, и в Подмосковье, и в Сибирь, написал книгу.

В мгновение ока монография стала библиографической редкостью — ее не найти на полках магазинов — весь небольшой тираж раскуплен. Поэтому готовится второе издание


http://dneprovka.dp.ua/t15150/
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #23 : 17 июня 2013, 13:05:06 »
Посмотрю вечером.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #22 : 17 июня 2013, 12:28:54 »
Анатолий Михайлович, эта книга какого года издания?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #21 : 17 июня 2013, 10:25:52 »
Как я уже писал, Виталий Владимирович Шепель прислал мне книгу "Янгель" - великолепное издание!

И с большим удовольствием я публикую фотографии В.В.Шепеля. Меня гордость распирает за создание и испытание такого чуда!

Знаете, мне отец делал в детстве автомат из доски, потом я и сам научился вырезать. Пластиковый автомат - это ерунда, сосновый был самый лучший! Вот и эта ракета - гордость всей нашей бывшей страны! Не зря же враги назвали её "Сатаной".

Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #20 : 04 апреля 2013, 14:57:52 »
Анатолий Михайлович, обращаюсь в Совет "Союза" с рекомендацией присвоить Виталию Владимировичу Шепель статус "Почетного ветерана ПИК"

Я только за! Такими людьми надо гордиться!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4204
  • "Спасск" 75-78
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #19 : 04 апреля 2013, 13:07:04 »
Что касается предложения  В.С.Литвинова,я обеими руками-За!

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4204
  • "Спасск" 75-78
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #18 : 04 апреля 2013, 13:01:12 »
Вот сообщение Фреда Соол по поводу падения головной части  возле  Ванденберга:"Alexander - Yes, I was on the Vandenberg when that happened. The date was June 3, 1975. The March 1975 mission south of the equator was performed by the Arnold. I've attached a photo I took of the Vandenberg at Midway Island just 4 days before that incident. .......Александр - Да, я был на Ванденберг, когда это случилось.Дата была 3 июня 1975 года.Март 1975 миссию к югу от экватора была выполнена Арнольд. Я приложил фотографию я сделал Vandenberg на остров Мидуэй всего за 4 дня до этого инцидента.

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4204
  • "Спасск" 75-78
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #17 : 04 апреля 2013, 12:56:24 »
А.М. совершенно правильно. Помехи они нам создавали огромадные. Поэтому нам связистам приходилось "сакакать" с частоты на частоту ,что бы принять или передать крипторгамму.

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4204
  • "Спасск" 75-78
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #16 : 04 апреля 2013, 12:52:55 »
Точно  Сабирзянович. При мне тоже самое  было в 77 году. Примерно часа за два до падения,нас свободных от вахты,заставили делать большую приборку на верхней палубе(отвлекающий манёвр). Ванденберг  самым малым ходом, прошел рядом по правому борту. Мы, не обращая на них внимания ,продолжаем драить медяшки(Ой не могу!) Они с недоумением на нас посмотрели и прошли чуть дальше в сторону зоны. Я заметил ,что вся их телеметрия была уже развернута в сторону траектории полета головной части. Вот надо отдать должное Л.В. Пастухову и штурманским. Разворачивают Спасск кормой к зоне.Ванденберг заметил это и тоже разворачивается . Спасск крутит на месте легонечко. Машины стоп,выключили все ,что может мешать.Режим тишины.  Когда разделяющиеся части падали,антены дивизионов стояли точно под 45 градусов по левому борту корабля.Работу тогда выполнили на отлично.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #15 : 04 апреля 2013, 12:38:49 »
Исхак Сабирзянович, американцы по другому и не могли себя вести. Принять телеметрию они не смогут, точнее - не смогут дешифровать. Фактическая траектория их не интересует, конечный участок  (это они только на форумах говорят, что русские их поражают своей дикостью, смотрите в ветке А.П.Клестера) они "взять" не смогут. Они смотрели на наши корабли, на которых никогда не было ничего лишнего и считали, что внутри кроме биноклей ничего нет.
Поэтому мы и пишем, что о пусках они знали всё, а вот снять параметры ГЧ - увы, не в их технических способностях. Их скорее всего интересовал сам факт падения ГЧ, его статистические параметры. Ну и задача №2 - создать помехи нам.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Абдулов Исхак Сабирзянович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2136
  • Спасск, БЧ-4, передающий, 1979 -1982, Казахстан
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #14 : 04 апреля 2013, 11:23:17 »
Американцы всегда знали о пусках, это совершенно определённо!
О пуске они получали информацию из МИДа. А вот об отмене пусков (это мои домыслы) - получали "по своим каналам". Мне это не ведомо.

Анатолий Михайлович! Уже начал сомневаться в правильности тогдашних выводов от своих наблюдений, а выводы делал по факту наблюдений (не придумал):
Корабль американцев (не знаю названия - было на нем несколько параболических антенн), был совсем рядом с нами - можно было что нибудь добросить при сильном желании. На верхней палубе у них никого не видно. Падение, взрыв, пришел удар по воде, забегали американцы по верхней палубе, тишина, через минуту-две начали бестолково вращатьcя антенны. Изначально антенны не были направлены в сторону головки не до падения, ни после.
Как объяснить их действия? Имитация (как и мы изображали отдых) - вряд ли, зачем бы им это было нужно, тогда что это было?

Оффлайн Литвинов Владимир Сергеевич

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 177
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #13 : 04 апреля 2013, 10:14:57 »
Анатолий Михайлович, обращаюсь в Совет "Союза" с рекомендацией присвоить Виталию Владимировичу Шепель статус "Почетного ветерана ПИК", закрыв тем самым список лиц, удостоенных присвоения этого отмененного статуса. Сохранив за ним право указывать этот статус в своих форумских аватарах.

   В ходе прошедшей дискуссии по статусной политике и практике "Союза" я уже отмечал, что представители двух "ящиков" "Арзамаса" и ОКБ "Южное" внесли неоценимый вклад в успешность выполнения ПИК боевых работ по пускам МБР в районы "Акватория".

Ее величество История сохранила для нашего "Союза" двух самых активных представителей этих уважаемых (!) фирм: Алексея Ивановича Сухих и Виталия Владимировича Шепель.
Офицеры, мичманы и срочники 1-х дивизионов тех лет не могут не вспомнить Виталия Владимировича, днем и ночью сидевшего с ними в лабораториях обработки при расшифровке "траловских" фотопленок. Я впервые встретился с В.В.Ш. в должности ЗКСИ "Сахалина", в которую вступил с августа 1964 года. Это был для меня первый поход на БР "по полной программе" в новой должности. Телеметрия для меня тогда еще была "черным ящиком" и, естественно, в своих решениях по организации телеметрических измерений и дешифровке их результатов я прислушивался к предложениям опытных офицеров 1-го дивизиона. Самым опытным и самым дотошным по дешифровке "траловских" фотопленок был командир группы "Тралов" В.Сироткин. Он и убедил меня в том, что "оцифровку" пленок проще и быстрее производить с привязкой их только к московскому времени, автоматически поступающему от СЕВ, а не в полетном времени, отсчитываемым от времени "точного Старта-1", получаемого от полигона после пуска ракеты, как об этом просил В.В.Шепель.

Такое предложение Сироткина было поддержано комдивом-1 И.Мокрушиным, так же опытным "траловцем". Из их аргументации следовало, что полигон не возражает получать информацию в московском времени, а привязка ее к полетному времени есть не что иное как якобы "прихоть" (!?) промышленников, т.к. им так удобнее разрешать "свои" проблемы. Сказано-сделано (!?) Я распорядился выдавать информацию только в мск времени.

   В.В.Шепель, узнав об этом, пришел ко мне и пытался переубедить меня, что такое мое решение значительно затруднит и замедлит обработку результатов пуска на полигоне и что лучше всего это сделать на корабле, как первоисточнике информации. Я, как "волевой" начальник, опирающийся на предложения своих опытных подчиненных, отказал ему в его просьбе.

   Пуск был удачным и мы действительно быстро отправили весь объем "траловской" информации на полигон в мск и я отпустил все три расчета дешифровки отдыхать.
Претензий к "Сахалину" ни от ФКП с "Сибири", ни от полигона не последовало. Каково же было мое удивление, когда я зайдя на следующее утро в лабораторию обработки застал В.В.Шепеля за повторной оцифровкой и дешифровкой всех фотопленок, т.е. всего того объема информации, который был выдан тремя расчетами дешифровки о 1-го дивизиона (Мокрушин, Сироткин, Татарский). Он эту работу в одиночку завершил только к концу следующих суток, выдавая информацию прямо в адрес фирмы. Поняв суть своей ошибки, я извинился перед В.В.Шепелем и обязал своих телеметристов при всех последующих  пусках выдавать информацию только в полетном времени, несмотря на их недовольство.

   Прошло уже немало десятков лет, но мне до сих пор стыдно вспоминать об этом своем "командирском" прохлопе. И каждый раз, когда В.В.Шепель звонит мне из Днепропетровска, я повиняюсь перед ним за эту свою досадную промашку, которую он стоически перенес со свойственной ему природной интеллигентностью.

   Есть у меня еще одно воспоминание, связанное с ОКБ "Южное". В 1977 году руководство ОКБ с большим размахом отметило 20 летие своего отдела телеметрии. О размахе мероприятия можно судить по следующему факту. На торжество были приглашены главные инженеры - заместители всех испытательных полигонов РВСН по специзмерениям, включая "Куру", в том числе и ЗКСИ объединенной 5 ОГЭ, с оплатой проезда в оба (!) конца и щедрых командировочных за счет фирмы.

   К сожалению, на момент торжества мы находились  в океане, обеспечивая пуски МБР другой фирмы, кажется из Челябинска. Руководство ОКБ оказалось настолько доброжелательным к нашему соединению и, как следствие, ко мне лично, что в ответ на нашу тлг о невозможности моего приезда на торжество подтвердило условия оплачиваемой командировки после возвращения наших кораблей в базу. Грех было не воспользоваться такой любезностью. Несмотря на то, что я оказался вне рамок основного юбилейного торжества, прием был организован по высшему разряду.

   Достаточно сказать, что автомобиль с встречающим представителем от ОКБ Авдюшко (И.О. к сожалению забыл) был подан прямо к трапу самолета ГВФ. Разместили меня на все дни визита в коттедже бывшего ГУ "Южмаша" Михаила Кузьмича Янгеля с гостевой обслугой. После его смерти этот коттедж использовался в качестве VIPовской гостиницы.

   Не буду описывать щедрое гостеприимство и профессиональную познавательность поездки, аккордом которой было вручение мне юбилейной медали "За любовь к телеметрии", которую я и иллюстрирую:
 
   К сожалению отломилось колечко с ее ленточкой.
Будем ждать от Виталия Владимировича продолжения воспоминаний о его совместной работе с офицерами и л/с наших кораблей, как в районе "Акватория" так и при товарищеских контактах.
Надеюсь, что появление на форуме Виталия Владимировича Шепель не пройдет мимо внимания и отклика Виталия Николаевича Пуленца.




Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #12 : 04 апреля 2013, 09:09:17 »
Американцы всегда знали о пусках, это совершенно определённо!
О пуске они получали информацию из МИДа. А вот об отмене пусков (это мои домыслы) - получали "по своим каналам". Мне это не ведомо.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4204
  • "Спасск" 75-78
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #11 : 04 апреля 2013, 02:19:52 »
Борис  Андреевич совершенно с Вами согласен. Знали они,да еще и как знали.Видно были у них источники. Мне повезло. Я два раза  видел падение наших головных частей. Один раз днем ,я был на сигнальном и все это видел в бинокуляр(это когда  Ванденберг был в опасной  зоне и две части упали рядом с ним). Свечения я никакого не видел,просто  всплеск ну и столб воды. Второй раз ночью ,говорили по "свечению". Стоял на крыше "СКП". Вот ночью красиво! Действительно ,летит звезда и начинает разделяться на 3 части. А потом зарево от взрывов. Геркулесы( 2 или 3) так низко летали,что кабину пилотов было очень хорошо видно.Что еще хочу заметить. Судя по рассказам американцев ,которые служили на  Ванденберге .я понял ,что возле него как минимум  3 раза (случая)взрывались наши боеголовки. Это тоже можно понять по рассказам наших сослуживцев,которые утверждают,что такой случай был именно в их годы службы. Янки  между собой называют  его  Ванди и как" Невезучий ".

Оффлайн Абдулов Исхак Сабирзянович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2136
  • Спасск, БЧ-4, передающий, 1979 -1982, Казахстан
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #10 : 03 апреля 2013, 21:23:41 »
Видимо, все таки, мне удалось заметить их отдельные ляпы.
Насчет "никогда" - явно дал маху, иначе их сопровождение было бы всегда бессмысленным, а так не должно было быть по определению.

Оффлайн Зеленов Борис Андреевич

  • Почётный ветеран
  • **
  • Сообщений: 600
  • "Сибирь" 1958-1961
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #9 : 03 апреля 2013, 20:04:10 »
Совершенно не согласен с мнением Абдулова о неосведомленности американцев о моментах пуска и падения ракет. В годы моей службы в 1959-1961 г.г. в районе испытаний не было упоминаемых американских кораблей специзмерений, были только СКРы, но зато к моменту падения макета ГЧ в небе всегда барражировали несколько летающих лабораторий с соответствующей аппаратурой, чего не бывало во время периодически проводимых тренировок с объявляемой 8-часовой готовностью.

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #8 : 03 апреля 2013, 19:25:34 »
Не знаю годы вашей службы, но подозреваю что с "Обсервейшен Айленд" вы не встречались. Иначе о возможностях американцев у вас было бы другое мнение.

Оффлайн Абдулов Исхак Сабирзянович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2136
  • Спасск, БЧ-4, передающий, 1979 -1982, Казахстан
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #7 : 03 апреля 2013, 17:32:08 »
Мне всегда будут интересны воспоминания тех сослуживцев, кто во время БР находился на наружных точках корабля. Потому что я сидел в это время в спецтрюме на своей станции "Трал" и ничего не видел, что происходило на верху.
С  Большим интересом прочитал воспоминания Виталия Владимировича, большое ему спасибо.

Старался быть во время падения на верхней палубе.
Днем появилась звезда.
Вроде сначала висит (видимо летит примерно на нас - в глаз).
За несколько секунд эта звезда падает и вертикальный столб воды.
Потом приходил звук.
Визуально вроде просто, а дух захватывало.

Интересно, что американцы ни когда не знали момента падения, естественно и пуска.
Уже после взрыва начинали суетиться и вращать своими антеннами.
Тем более, что за несколько суток до работы все передающие средства включали,
команда изображала полную безмятежность - загарали, купались (намеренно),
а в это время шел обратный отчет по кораблю до падения - минут 30.
А то были басни по средства стратегического предупреждения о пуске.
Видя запоздалую реакцию американцев сделал вывод сам - туфта все эти средства тогда были - узнают по падающим звездам, как и мы. Замерил тогда по политической карте мира, без учета траектории, получилось примерно 6 км/c - средняя скорость.
Один раз наблюдал разделяющуюся - одна звезда быстро превратилась в три звезды.
Так банально звучат - такие страшные вещи.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #6 : 03 апреля 2013, 12:23:26 »
А вот фотография.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 4044
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #5 : 03 апреля 2013, 09:24:32 »
Об этом случае я слышал во время своей службы. Воспоминания Виталия Владимировича в очередной раз всколыхнули память, за что большое спасибо. 
Если б молодость знала, если б старость могла

Онлайн Марчук Владимир Семёныч

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3207
  • 66-69 - КИК "Сахалин"
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #4 : 03 апреля 2013, 07:40:36 »
Мне всегда будут интересны воспоминания тех сослуживцев, кто во время БР находился на наружных точках корабля. Потому что я сидел в это время в спецтрюме на своей станции "Трал" и ничего не видел, что происходило на верху.
С  Большим интересом прочитал воспоминания Виталия Владимировича, большое ему спасибо.

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1621
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #3 : 03 апреля 2013, 07:13:42 »
Кстати, воспоминания о поиске упавшего  за борт американца совпадают с воспоминаниями  Александра Шевелева, служившего в начале 60-х на Сибири. Правда он пишет, что ананасы, в знак благодарности им предложили с этого СКР-а в другом походе, через пол года. И это был подарок от жителей штата откуда был родом пропавший. Наши за внимание поблагодарили, но вежливо отказались.
 Матрос Оськин не будущий ли старший мичман.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #2 : 02 апреля 2013, 20:19:58 »
Ниже приведены воспоминания постоянного представителя промышленности
Шепеля Виталия Владимировича, принимавшего участие в обработке измерений при пусках ракет, созданных Конструкторским бюро «Южное» при заводе «ЮЖМАШ» по району Акватория Тихого океана
(8К64, 15А16, 15А18, 15А18М,  15Ж60, 15Ж61).


   Завершающим этапом создания и принятия на вооружение любого боевого ракетного комплекса является этап летно-конструкторских испытаний ракет (ЛКИ). Целью этих испытаний является оценка и подтверждение работоспособности всех ступеней, узлов и систем ракеты, включая ступень разведения боевых блоков,  маршевые и рулевые двигательные установки, твердотопливные двигатели всех типов. При ЛКИ подтверждается работоспособность системы управления (СУ) и конструкции, определяются моменты исполнения команд СУ (моменты разделения, отделения), определяются фактические температурные и вибрационные режимы, поведение боевых блоков (ББ) на нисходящем атмосферном участке траектории, уносы их теплозащитного покрытия, работоспособность спецаппаратуры и, наконец, точность попадания ББ в цель и кучность (рассеивание). Район падения ББ при ЛКИ межконтинентальных ракет находился в центре Камчатки, в 180 км севернее поселка Ключи, это так называемый район «Кура». Однако для более полного подтверждения работоспособности перечисленных узлов и систем необходимо  производить серию дополнительных пусков на максимальную прицельную дальность, т.е. подтвердить работоспособность двигателей, систем и конструкции в целом, работающих более длительное время; работоспособность боевых блоков и системы подрыва заряда, а также определить точность попадания и кучность при пусках на максимальную прицельную дальность. Полигон «Кура» этим требованиям не соответствовал. Оставалась одна возможность: производить пуски с точкой прицеливания в удаленном районе Тихого Океана.

   Для принятия телеметрической информации, поступающей с боевых блоков на конечном нисходящем участке траектории, а также для получения  траекторной информации и определения координат точек падения этих блоков в район падения снаряжалась экспедиция кораблей ТОГЭ – Тихоокеанская Океанографическая Экспедиция, являющаяся фактически морской войсковой частью Советского Союза.
В задачи кораблей ТОГЭ также входило спасение космонавтов в случае их приводнения в океане.
Вот гражданские названия этих кораблей: Чажма, Чумикан, Чукотка, Сибирь, Сучан (после скандала с Китаем – Спасск ), Сахалин и впоследствии вновь построенные Маршал Неделин и Маршал Крылов.
Корабли базировались в бухте Крашенинникова, являющимся частью Авачинского залива. Для сведения: здесь же оснащались боевыми ракетами разработки КБ  Макеева атомные подводные лодки.
Естественно, этот район был режимным, строго охранялся,  вход и въезд – только по специальным пропускам.
Местное население – офицеры с семьями и гражданские служащие – жили в расположенном рядом поселке, ранее называвшемся пос. «Советский», затем – «Приморский», затем ПГТ «Петропавловск-Камчатский-50». Сейчас это город Вилючинск по названию Вилючинской сопки, которая в хорошую погоду видна во всей своей красе!
 
  Трудно описать природную красоту мест, окружающих этот город. Залив, сопки, покрытые лесами, озера, реки, ручьи. Из диких животных – лисы, медведи, зайцы. Красоты Крыма не идут ни в какое сравнение с красотами Камчатки, в особенности та часть залива, где на рейде стоят корабли!
   
   Мне выпало большое счастье ходить в походы на этих кораблях для участия в обработке информации, поступающей с боевых блоков с последующей их передачей по специальным каналам связи на «Большую Землю» и познакомиться с замечательными людьми, офицерами соединения!!! С некоторыми из них я продолжаю поддерживать связь до настоящего времени.

Ниже приведена попытка изложить фрагменты моих отрывочных воспоминаний. 
   
Мы знаем, вас не раз качало …
                     Вы в жизни приняли немало, 
                                               Бывали в штормах вы и в шквалах…

                     За труд ваш выпьем мы с охотой
                     В ваш праздник – в день морского флота!

                        В.Шепель. Поздравление
                                                                                    друзьям-морякам по случаю очередного
                                                                                    праздника – дня ВМФ, 198…г.



Первыми, с кем я встретился во время моей первой командировки на корабли специального назначения были командиры соединений: Владимир Михайлович Новиков (в/ч 10573 – ТОГЭ-4) и Евгений Яковлевич Онищенко (в/ч 60111 – ТОГЭ-5). Заместителем командира ТОГЭ-4 по измерениям в то время (1965 год) был Анатолий Евгеньевич Петров; к большому сожалению, связь с ним потеряна. Если Вы, Анатолий Евгеньевич, прочтете эти строки, дайте мне знать по эл. адресу vis705@yahoo.com . Его сменил Владимир Сергеевич Литвинов, с которым я работал в тесном контакте во время дальних походов при пусках наших ракет в акваторию Тихого Океана, вплоть до ухода на пенсию (я считаю, что воинские звания здесь можно не приводить, т.к. все знают своих сослуживцев, начальников, в т.ч. и ушедших). Николай Федорович Савельев, Виталий Пулинец, Колбасин. Мухачев, Владислав Шаманаев, Виталий Опилат, Иванов, Натальченко – это все из телеметрической службы. БЧ-4 – Геннадий Степанович Кочнев,, (хорошр помню его каюту №23. После отбоя –  гитара, песни, веселье). Степан Васильевич Баца; Айнгорн, … Том Суйтс, Купреев; незабываемый Виктор Дмитриевич Корытин – командир соединения; Энгельс Яковлевич Краснов, Трунин. Помню доктора Александра Кириченко (Сибирь), доктора Олега Дранишникова (Чажма). Он дал мне комплекс физических упражнений – до сего времени выполняю. Спасибо ему большое! Сергей Гаранин, Эдик Рязин, Гарри Волынский (!!!), помню его рассказ «Пять  минут», напечатанный в газете «Боевая вахта».
 

Если кого-нибудь из вас я забыл упомянуть, забыл имя-отчество или упомянул не в хронологическом порядке и часто без привязки к БЧ корабля –  очень прошу меня строго не осуждать и не обижаться! Приношу свои искренние извинения!

Вот несколько фрагментов из моих воспоминаний, имевших место при дальних походах этих кораблей.
Некоторые из них я воспроизвожу по рассказам моих корабельных друзей, офицеров соединения.

Для обеспечения безопасности плавания судов и полета самолетов в районе падения ББ все государства уведомлялись о предстоящих пусках сообщением ТАСС. Вот одно из них:

                Сообщение ТАСС

В период с 17 по31 марта 1975 г. в Советском Союзе будут проведены пуски ракет-носителей с падением последних ступеней в район Тихого Океана, ограниченный окружностью с радиусом 40 морских миль с центром, имеющим координаты 6 градусов 30 минут южной широты и 153 градуса 15 минут западной долготы.
ТАСС уполномочен заявить, что для обеспечения безопасности правительство Советского Союза просит правительства других стран, пользующихся морскими и воздушными путями в Тихом Океане, дать указания соответствующим органам, чтобы суда и самолеты не заходили в этот район и воздушное пространство над ним с 6 до 18 часов по местному времени.


Вполне естественно, что после такого уведомления военное ведомство США снаряжало экспедицию в указанный район падения «последних ступеней» ракет.

Путь из места базирования ТОГЭ до района падения занимал 7 – 10 суток в зависимости от выбранного района. И уже на четвертый день хода наших кораблей к нам пристраивался СКР США, это небольшое вооруженное сторожевое судно. По приходу в заданный район через день – два появлялся хорошо оснащенный измерительными средствами (значительно лучше наших) корабль США – General Arnold, или General Hoyt Vandenberg, или же суперсовременный для того времени оснащенный всеми средствами контроля корабль Observation Island. Они нас всегда приветствовали большими транспарантами на борту, что можно видеть на фотографиях:
(«ЗДРАВСТВУЙТЕ, КАК ТАМ ВСЕ В МОСКВА», «ЗДРАВСТВУЙТЕ, БУДЬТЕ, КАК  ДОМА» и подобными. Начиная с 4-го дня похода и затем каждый день производил облет наших кораблей американский разведывательный самолет “Orion”. Нередко  в район падения заходили и другие суда.

Вот один из примеров. Перед одним из пусков, примерно, за два часа до падения боевых блоков, пока наши корабли были еще все вместе (не разошлись в боевой порядок по точкам падения боевых блоков), на горизонте появился незнакомый корабль, медленно приблизился и стал метрах в ста от нашего флагмана. Затем к нему подошел корабль США, они обменялись информацией, после чего новый корабль удалился, а американский вызвал нас на связь и сообщил: “Do not worry, it was a British merchant ship, go on with the tests” («Не волнуйтесь, это было английское торговое судно, продолжайте испытания»). И это все при абсолютно секретных работах! Конечно, никаких инициатив в части переговоров с нашей стороны никогда не было, и быть не могло. На каждом нашем корабле был представитель Особого отдела, который за всем тщательно следил.     

   После испытаний, когда наши корабли уже шли «домой» (на базу в Петропавловск Камчатский), нас вызвал на связь по 16-му каналу американский корабль General Hoyt Vandenberg (меня позвали как переводчика), пожелал нам счастливого пути домой, поблагодарил за «сотрудничество» (какое там сотрудничество?!!!) (“Thank you for cooperation”). Они обладали хорошим, здоровым чувством юмора. Однажды произошел такой случай: при очередном пуске одной из ракет с разделяющимися головными частями (боевыми блоками индивидуального наведения) один блок был «потерян». Это был блок «пассивный», т.е. не оснащен ни телеметрическими датчиками, ни средствами траекторных измерений, т.е. никаких сигналов с борта не было и не должно было быть. Визуальные средства ничего не дали. Это ЧП! Решили получить разрешение у Москвы связаться с кораблем США и спросить, не видели ли они «последнюю ступень», которая должна была упасть в таком-то районе. Разрешение получили. Ответ был такой: “Your warhead, which serves the cause of peace amongst the peoples ….” («Ваша головная часть, служащая делу укрепления мира между народами, упала в точке с координатами …....»). Когда наши корабельные вертолеты К-25 совершали облеты американских кораблей, те всегда жестами приглашали их садиться на их корабельную вертолетную площадку. Ситуацию «наоборот» невозможно даже себе представить.

Однажды с американского корабля исчез капрал, исчез неизвестно как, то ли свалился за борт в каком-то состоянии, то ли что-то другое. Они попросили нас принять посильное участие в поисках – внешним наблюдением, обзором с вертолетов. Два дня мы иcкали, на третий сообщили, что безуспешно: «Поиски прекращаем». Через несколько дней их сменил другой СКР. Они вызвали нас на связь и предложили «… в знак признательности за принятие участия в поисках их погибшего товарища…» принять партию ананасов и что-то еще из штата Алабама. Спустили плотики с этими подарками и они проплыли мимо нашего корабля. Но командир категорически запретил даже смотреть в их сторону. А эти подарки не помешали бы!!! (наши корабли были уже 2 месяца в походе и продукты, естественно, были на исходе, запас питьевой воды кончился, пили опресненную, …).
   
 Помню случай при одном из пусков. При подлете боевых блоков к району падения, уже после появления сигнала (блок еще не вошел в плотные слои атмосферы) я услышал громкий возмущенный голос Владислава Шаманаева: «Кто выключил питание!!!???» Оказывается, пропала связь, исчез сигнал! Но Шаманаев не растерялся! Он быстро обнаружил, что перегорел плавкий предохранитель, кинулся искать запасный, быстро нашел (за считанные секунды!!!), успел заменить и связь с ББ была восстановлена до входа блока в плотные слои атмосферы. С того момента запасный предохранитель всегда был «под рукой».   

Помню, как при проведении очередных работ по уточнению боевого порядка кораблей, расстояний между ними, матрос Оськин («Сибирь») случайно подорвал на юте один из зарядов, которые должны опускаться на тросах и подрываться на определенной глубине. К счастью, никто серьезно не пострадал, только офицер Николай Иванов был ранен в лицо мелким осколком, а вот на кнехте осталась большая вмятина от осколка побольше.
На этом кончаю, все события сразу трудно вспомнить и доходчиво описать.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
Шепель Виталий Владимирович.
« Ответ #1 : 02 апреля 2013, 20:08:52 »
Бывают совершенно поразительные случайности и встречи!
Открою некоторый секрет. Владимир Сергеевич отыскал в Днепропетровске Виталия Владимировича Шепеля. "Отыскал" мне кажется подходящим словом, хотя и Владимир Сергеевич давно имеет телефонную связь с Виталием Владимировичем, и я ещё с 80-х слышал и встречался с ним, а на 50-летие отправлял на "Южмаш" приглашение.

Мы уже разговаривали, Виталий Владимирович совершенно свободно владеет интернетом. И английским. Мы договорились с ним о его воспоминаниях.

Виталий Владимирович Шепель - человек-легенда. С 1964 года он занимался разработкой военных технологий и с 1964 года участвовал практически во всех испытаниях ракетных комплексов, не вылезая на наших кораблях из морей .

В чём случайность? Мне Рамиль и Сергей подарили журнал "Вестник Федерации космонавтики" за этот год. Я уже опубликовал статью, написанную сыном флагшиурмана С.И.Вагентова. Я сегодня снова открыл журнал, читаю последнюю страницу: статья под названием "Здравствуйте, будьте как дома!", а внизу подпись - Виталий Шепель, ветеран ОКБ-586 М.К.Янгеля. А вечером мне позвонил по скайпу сам автор и прислал свои новые воспоминания.

Никто пути пройденного у нас не отберёт