Автор Тема: Воспоминания В.Н.Цимбала  (Прочитано 4947 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
.. Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #22 : 18 октября 2017, 06:43:50 »
Пришел вот такой ответ. Михалыч, надо человечка туда отправить, узнать как можно получить электронные копии.

ЦИМБАЛ В.Н. Ф. 199, 100 ед. хр., 1944-1999.

Читальный зал расположен по адресу: Москва, ул. Профсоюзная, 82 (ст. метро «Калужская»).

Режим работы читального зала РГАНТД:

    понедельник, четверг – с 10.00 до 17.00
    вторник, среда – с 9.30 до 17.00
    пятница – с 10.00 до 16.00
    суббота, воскресенье – выходные дни

    Санитарный день – первый рабочий день каждого месяца.

Вход в читальный зал прекращается за 1 час до окончания работы.

Порядок использования архивных документов в читальном зале Российского государственного архива научно-технической документации http://rgantd.ru/chitalnyi-zal/poryadok-ispolzovaniya-arkhivnykh-dokumentov-2014.shtml

Свистать всех наверх!

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 5658
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4 ПРЦ
.. Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #21 : 03 октября 2017, 15:45:35 »
Продолжение. Эти материалы передал мне Б.Г.Мордвинов.
           Вот прочитал снова, и сразу навеяло воспоминание ,о походах ,жаре ,океане, сороковые , а все таки ,как мне и нашим ребятам, повезло служить в ТОГЭ, такие с виду простые ,но не легкие задачи выполняли ..
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
.. Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #20 : 03 октября 2017, 13:41:43 »
Фрагмент воспоминаний инженера, капитана I ранга В.Н. Цимбала о ракете, изменившей расстановку сил в мире.

В.Н. Цимбал.                                                                                                                       

Организация и проведение боевой работы по приводнению головной части в акватории тихого океана.

[…][0]  В то время у нас не было навигационных спутников и даже такой системы, как «Лоран»[6]. Место же работы находилось за тысячи километров от берега, поэтому единственным методом определения места судна в океане была обсервация[7] по звездам при помощи секстанта, секундомера, расчетной таблицы и логарифмической линейки. Причем, чтобы положить с помощью секстанта звезду на линию четкого горизонта, это надо было делать в течение 10–20 мин. Сразу после захода или перед восходом солнца.

Таким образом, пуски баллистических ракет в акватории привязывались к моменту обсервации и определения координат судов. В события вмешивалась и погода: так, иногда из-за активно бурлящей облачности и ливней даже отменяли пуски.

Каждое судно, определив с точностью до 300–400 м свои координаты, за час-полтора

до падения занимало свою точку и, выключив свои винтодвижетельные установки, начинало в зависимости от течения дрейфовать со скоростью 0,3–1,2 узла.

… Благодаря локационным станциям, у которых дистанция до точки падения и между судами определялась с точностью до ± 10 м, образовывалась жестко фиксированная схема: треугольник – точка падения.

 Альтернативным вариантом  привязки кораблей между собой и точкой падения были гидрофоны, которые по волновому каналу фиксировали акустические сигналы от взрыва изделия и пиропатронов на судах. Путем сложных графических манипуляций точка падения определялась до 100–200 м, что в то время при таких инструментальных замерах на открытых океанских просторах считалось значительным достижением. За п6ериод с 1959 г. по 1965 г. величина отклонения точки падения головной части от расчетной не превышала 200–700 м. Точность падения головной части зависела от типа ракеты, точности отсечки отработанных ступеней, дальности полета, характера траектории, плотности атмосферы, методов расчета и т. д.

Только раз было зафиксировано отклонение от расчетной точки до 5 км. Однако, об этом было сообщено на экспедицию по ЗАСу[8], еще когда ракета летела над территорией Союза, т. е. до подлета к нам.

В этот период в акватории запускали баллистические ракеты таких конструкторов, как С.П. Королев, М.К. Янгель[9], В.Н. Чаломей[10] с условными обозначениями изделий 8К64У, 8К71 (71, 74, 75), 8К68 и др. В зависимости от типа ракеты-носителя, дальности полета на 8–14 тыс. км, высота траектории достигала от 500 до 1000 и более км. Время полета головной части до приводнения – 30–42 минуты, поэтому заранее нам сообщали точное до сотой доли секунды время старта и характер полета изделия. Угол падения изделия на поверхность составлял порядка 55–65º.

У многоступенчатой ракеты головная часть на разгонном участке траектории отсекается на последней ступени на большой высоте, вне атмосферы, т. е. в космическом вакууме, поэтому последняя ступень и головная часть, преодолевая огромное расстояние, летят почти рядом, совершая медленные эволюционные кувыркания. У головной части и последней отработанной ступени – разные габариты, вес, центр тяжести, прочность и обтекаемость, поэтому их вхождения на высоте 60–70 км в плотные слои атмосферы отличаются своим характером и визуально проявляются по-разному. На фоне неба на высоте порядка 30–40 км и 30º над горизонтом за минуту до падения изделия, враз вспыхивает (величиной со звезду Венеру) ярким огнем (пламенем) последняя ступень баллистической ракеты. Вспыхнувшая «звезда», приближаясь к земле, в течение 6–12 сек. увеличивается в 4–6 раз и медленно поднимается над горизонтом до высоты порядка 40º (эффект сферичности планеты). Затем по ходу траектории от нее отваливаются и падают вниз в течение 4–5 сек., как горящая смола, огненные фрагменты. Через 2-3 секунды такой фрагмент, рассыпаясь яркими искрами, как бенгальский огонь, прекращает существование. После такого фейерверка через несколько секунд, на продолжении этой мыслимой траектории, вспыхивает новая звезда сразу раза в четыре больше Венеры и горящая уже медным огнем. Это уже горит головная часть с ядерным механизмом.

Головная часть имеет идеальные конструкторские аэродинамические качества и покрыта, особенно в носовой части, толстым слоем огнеупорной смазки разных композитов (смолы, керамики и т. д.), поэтому врезаясь в плотную у земли (водной поверхности) атмосферу, она горит уже как мощная комета с огненным хвостом. Температура горения в носовой части достигает 3–5 тыс. градусов, а за счет трения и уноса защитной смазки (по телеметрическим данным такой унос составлял не более 25–30% от толщины) вокруг изделия образовывался плотный слой ионного облака (пламя), что препятствовало за 8–10 сек. до падения прохождению – в течение 10–14 сек.  – радиотелеметрических сигналов в метровом диапазоне.

В плотных слоях головная часть за 25–30 сек. до падения сильно рыскает[11] по углам курса. Однако под воздействием сильного трения и большой перегрузки она полностью стабилизируется за 8–10 сек. до приводнения (падения).

Волнующие секунды, когда огненный шар проносится на небольшой высоте рядом и, приближаясь к горизонту, врезается в воду, образуя (от тротилового взрыва в том числе) столб воды высотою до 40 м.

В этот момент антенны средств наблюдения делают (совершают) почти на 180º резкие развороты, а вертолет «КА–15» должен находиться на полпути от судна до точки падения, чтобы принять и передать на СК-2 судна последний сигнал при взрыве головной части.

В течение всего периода падения изделия велась визуальная кинофотосъемка, а также фиксация ионного облака в инфракрасном и других диапазонах на специальных стеклянных фотопластинах в интересах разработки тепловых головок ракет ПРО[12].

РГАНТД. Ф. 199. Оп. 1. Д. 54. Машинопись.

Комментарии:


  • При подготовке публикации опущена часть текста, содержащая сугубо технические сведения.
  • [1] Р-7 – советская двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полета 8 тыс. км; оснащена четырёхкамерными жидкостными ракетными двигателями РД-107 (разработка В.П. Глушко) для первой ступени и РД-108 для второй ступени; была способна доставить полезный груз (более 5 тонн) на любой континент. На базе Р-7 создано целое семейство ракет-носителей среднего класса, внесших большой вклад в освоение космоса: с помощью Р-7 и модификаций были запущены в космос многие ИСЗ и все советские и российские пилотируемые космические корабли.

    [2] ОКБ-1 – опытно-конструкторское бюро № 1, образовано в 1946 г. Носило названия: Опытное конструк­торское бюро-l (ОКБ-l), с 1966 г. – Центральное конструкторское бюро эксперименталь­ного машиностроения (ЦКБЭМ), с 1974 г. – Научно-производственное объединение «Энергия» (НПО «Энергия»), с 1991 г. – НПО «Энергия» им. академика С.П. Королёва, с 1994 г. – Ракетно-­космическая корпорация им. С.П. Королёва (ОАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королёва»).

    [3] Королёв Сергей Павлович (1907–1966), учёный и конструктор в области ракетостроения и космонавтики. Главный конструктор первых ракет-носителей, ИСЗ, пилотируемых КК, основоположник практической космонавтики, академик АН СССР (1958, член-корр. с 1953), член Президиума АН СССР (1960-1966). Дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Лауреат Ленинской премии (1957). Награждён двумя орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.

    [4] Межконтинентальная баллистическая ракета.

    [5] Цимбал Василий Николаевич (1931–[1999]), инженер, капитан I ранга. Окончил Высшее военно-морское инженерное радиотехническое училище связи им. А.С. Попова (1957). В

     1959–1962 гг. командир группы дивизиона телеметрической службы на экспедиционных судах 4-й Тихоокеанской гидрографической экспедиции (ТОГЭ), в задачу которых входило наблюдение за полетами боеголовок МБР в районе их падения в Тихом океане.

    [6] ЛОРАН (англ. Long Range Navigation) – радионавигационная система наземного базирования; система широко использовалась кораблями ВМС США и Великобритании в годы Второй мировой войны.

    [7] В навигации – определение места (судна или др. объекта) по внешним ориентирам.

    [8] Засекречивающая аппаратура связи (ЗАС) – комплекс оборудования, предназначенный для секретного, защищенного от перехвата обмена информацией.

    [9] Янгель Михаил Кузьмич (1911–1971), советский ученый, конструктор в области ракетно-космической техники. С 1950 г. принимал участие в создании РКТ. В 1954 г. возглавлял одно из ведущих конструкторских бюро, на базе которого впоследствии создавались спутники «Интеркосмос», ракеты различного назначения. Д-р техн. наук (1960), академик АН СССР (1966). Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961). Награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, медалями. Именем Янгеля назван кратер на обратной стороне Луны.

    [10] Челомей Владимир Николаевич (1914–1984), советский учёный в области механики и процессов управления. Окончил Киевский авиационный институт (1937), чл.-корр. АН СССР (1958), академик АН СССР (1962). Основные труды по конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов. Под его руководством разработаны ракеты-носители  и спутники «Протон», «Полёт», «Космос-1267», орбитальные станции «Салют-3», «Салют-5». С 1952 г. проф. МВТУ им. Н.Э. Баумана. Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963). Награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции и медалями.

    [11] Рыскание – угловые движения летательного аппарата, судна, автомобиля относительно вертикальной оси, а также небольшие изменения курса вправо или влево.

    [12] Советская система противоракетной обороны.

http://newknowledge.ru/articles/fragment-vospominaniy-inzhenera-kapitana-i-ranga-v-n-cimbala-o-rakete-izmenivshey-rasstanovku-sil-v-mire/
Свистать всех наверх!

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
.. Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #19 : 07 июля 2015, 12:42:36 »
Вот что нарыл
http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=209&sid=723421 :
ЦИМБАД В.Н.

Ф. 199, 100 ед. хр., 1944—1999.

  Цимбал Василий Николаевич (р. 1931) — командир группы дивизиона телеметрической службы на экспедиционных судах 4-й Тихоокеанской океанографической экспедиции (ТОГЭ). Окончил Высшее военно-морское инженерное радиотехническое училище (1957). Инженер, капитан 1 ранга в отставке.

  Документы поступили в архив в 2001 году.

  Документы творческой деятельности: мемуары об участии в Великой Отечественной войне, о боевых действиях в составе 1372 зенитного артиллерийского полка в 1943—1944 и жизни в условиях фашистской оккупации (1984), рабочие материалы к книге «История создания и работы ТОГЭ-4 в центральной части Тихого океана» (1959 — 1965), воспоминания участника «боевых» работ по головным частям баллистических ракет и космическим аппаратам (1957 — 1999), статьи о работах ТОГЭ-4 по космосу (1957-1999).

  Переписка: письма Цимбала В.Н. по вопросам, связанным с работой ТОГЭ (1999).


http://rgantd.ru/putevoditeli/lichnye-fondy-i-kollektsii-rgantd/lichnye-fondy/ts.shtml :
ЦИМБАЛ В.Н.

Ф. 199, 100 ед. хр., 1944-1999.

Цимбал Василий Николаевич (р. 1931) - командир группы дивизиона телеметрической службы на экспедиционных судах 4-й Тихоокеанской океанографической экспедиции (ТОГЭ). Окончил Высшее военно-морское инженерное радиотехническое училище (1957). Инженер, капитан 1 ранга в отставке.
Документы поступили в архив в 2001 году.

Документы творческой деятельности: мемуары об участии в Великой Отечественной войне, о боевых действиях в составе 1372 зенитного артиллерийского полка в 1943-1944 и жизни в условиях фашистской оккупации (1984), рабочие материалы к книге «История создания и работы ТОГЭ-4 в центральной части Тихого океана» (1959-1965), воспоминания участника «боевых» работ по головным частям баллистических ракет и космическим аппаратам (1957-1999), статьи о работах ТОГЭ-4 по космосу (1957-1999).

Переписка: письма Цимбала В.Н. по вопросам, связанным с работой ТОГЭ (1999).

Документы к биографии: автобиография, диплом инженера радиотехнических средств флота; служебные характеристики, удостоверение о награждении орденом Отечественной войны II степени и медалями (1944-1996).


Похоже документы есть в архиве и их можно заполучить.
Свистать всех наверх!

Оффлайн Владимир Капранов

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 584
  • НИС "Космонавт Юрий Гагарин" 1984г -1993г.
.. Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #18 : 06 июня 2015, 22:33:53 »
Удостоверение Цимбала В.Н. о награждении медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». 1945 г .

Оффлайн Владимир Капранов

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 584
  • НИС "Космонавт Юрий Гагарин" 1984г -1993г.
.. Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #17 : 06 июня 2015, 22:29:43 »
 Цимбал В.Н. — воспитанник 1372-го зенитно-артиллерийского полка. 1944 г

Оффлайн Горлов Константин Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1878
  • первый экипаж
.. Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #16 : 30 октября 2014, 04:57:11 »
Не убавить, не прибавить. Так оно и было. Железные люди.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #15 : 29 октября 2014, 12:36:30 »
Царствие небесное Василию Николаевичу! Отличный офицер и специалист из первого экипажа ТОГЭ-4.
Маленькая неточность в воспоминаниях: первым командиром "Чукотки" был Пилипенко, а не Костылев.

Да, Пилипенко Иван Кузьмич. А его сменил Костылев Борис Александрович.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Зеленов Борис Андреевич

  • Почётный ветеран
  • **
  • Сообщений: 600
  • "Сибирь" 1958-1961
.. Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #14 : 29 октября 2014, 12:17:22 »
Царствие небесное Василию Николаевичу! Отличный офицер и специалист из первого экипажа ТОГЭ-4.
Маленькая неточность в воспоминаниях: первым командиром "Чукотки" был Пилипенко, а не Костылев.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #13 : 29 октября 2014, 10:18:34 »
Тужурка В.Н.Цимбала в настоящее время хранится в школе имени В.М.Комарова.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #12 : 30 октября 2009, 10:51:40 »
Женя, конечно можно скопировать! Это писалось для распространения, для людей. Василия Николаевича уже нет среди нас. Егоров тоже умер (я даже имени его не знаю).
Прав был классик -рукописи не горят! Я уже кое-что знаю по истории соединения, но чтение дневников или мемуаров производит совершенно другой эффект! Я на это давно обратил внимание. Причём дневники и воспоминания моряков срочной службы и офицеров удивительным образрм пересекаются и получается супер-эффект.
Саша Воронов вон простые записи из записной книжки старшины команды опубликовал здесь - тоже поразительно!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Степанов Евгений Иванович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 199
.. Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #11 : 30 октября 2009, 08:54:34 »
Удивительно и очень интересно!
Толя,  можно скопировать эти воспоминания?
Надо и тебе попросить Петра Ивановича Гулак, с первого экипажа Чукотки надиктовать на микрофон свои воспоминания. То, что он рассказывает мне по телефону, стоит того!  Память на события  у него прекрасная. Много фактов которые оставались "в тени", он вспоминает с  чудесным юмором. Мы с ним перезваниваемся, после разговоров я делаю пометки, но это совсем не то. Он обещал мне что попросит дочь помочь ему в этом деле. 

Оффлайн Мичман Громов О.С.

  • ЧЕСТЬ ИМЕЮ!
  • Третий галс
  • ***
  • Сообщений: 17
  • СИБИРЬ
.. Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #10 : 28 октября 2009, 20:02:50 »
Точно, читаешь и прям всё представляешь визуально как было, хотя в то время только первые звуки в своей жизни издавал.

Оффлайн Малькович Вячеслав Павлович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 38
.. Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #9 : 28 октября 2009, 19:25:01 »
Очень живые воспоминания, хорошо накладываются на личные. Здорово !

Оффлайн Горовой Андрей Анатольевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 730
  • "Сахалин"
.. Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #8 : 28 октября 2009, 17:42:23 »
Всё верно Миша! Именно замечательные,неповторимые,уникальные корабли!!! ..119
После нас на этой планете, кроме перегноя,
должно остаться что-то ещё...

Оффлайн Пресняков Михаил Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1359
  • "Чумикан" 1976-1979
.. Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #7 : 28 октября 2009, 14:38:49 »
на одном дыхании прочитал...аж не верится что я и в какой-то степени ко всему этому был причастен. Горжусь, что выпросился в военкомате из кремлевских войск (туда хотели отправить) служить на флоте, как чувствовал что попаду на такие замечательные корабли.... ;)

Оффлайн Горовой Андрей Анатольевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 730
  • "Сахалин"
.. Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #6 : 27 октября 2009, 17:33:13 »
С текстом всё в норме,читается нормально! :)
После нас на этой планете, кроме перегноя,
должно остаться что-то ещё...

Оффлайн Новиков Олег Владимирович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 289
.. Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #5 : 27 октября 2009, 17:14:38 »
В Пикассо читается прекрасно. Хочешь дальше , хочешь ближе.
добро на борт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #4 : 27 октября 2009, 16:51:33 »
А как у других? Я прекрасно с экрана читаю.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Мичман Громов О.С.

  • ЧЕСТЬ ИМЕЮ!
  • Третий галс
  • ***
  • Сообщений: 17
  • СИБИРЬ
.. Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #3 : 27 октября 2009, 15:11:40 »
Толь тяжеловато читать, резкости ни какой в скане, буквы расплываются.
А может у меня, что со зрением.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #2 : 27 октября 2009, 14:56:30 »
Продолжение. Эти материалы передал мне Б.Г.Мордвинов.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
Воспоминания В.Н.Цимбала
« Ответ #1 : 27 октября 2009, 14:55:05 »
Как-то совершенно упустил из виду, что у меня хранятся воспоминания совершенно исторических людей ТОГЭ: капитана 1 ранга Василия Николаевича Цимбала и капитана 1 ранга Валерия Егорова.
Ребята, прочитайте, это супер!
Никто пути пройденного у нас не отберёт