Автор Тема: 49 дней дрейфа в океане.  (Прочитано 1144 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 3031
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
    • Email
.. 49 дней дрейфа в океане.
« Ответ #14 : 28 Января 2016, 05:54:10 »
49 дней дрейфа в океане.
Смертельное течение
7 марта 1960 года американский авианосец спас советских моряков, 49 дней дрейфовавших в океане без еды и воды. В невыносимых условиях, с которыми не совладать и опытным морякам, молодым солдатам удалось сохранить лицо и стать героями
.
.
.

Популярнее «битлов»
Возращение команды, которую считали погибшей, было триумфальным. После удивительного кругосветного путешествия – Курилы, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Париж, в Москве их ждала торжественная встреча: толпы людей, поздравления, цветы. Еще до возвращения советские газеты успели в самых ярких красках рассказать о героическом дрейфе и человеческом благородстве. В СССР матросы стали популярнее «битлов». По радио шли передачи, про них снимали фильмы. Владимир Высоцкий посвятил им один из своих рок-н-рольных хитов: «Зиганшин-буги, Зиганшин-рок, Зиганшин съел свой сапог».
Они стали звездами. Их осаждали толпы поклонниц. Асхат вспоминал: по двести-триста писем в день приходило. Девушки жаждали более близкого знакомства с храбрым моряком. Предлагали даже жениться. Некоторые завлекали приданным: «квартирой, машиной», а у кого-то, напротив, был корыстный интерес. Вспоминали о ключе от Сан-Франциско, который преподнес героям мэр города, спрашивали из золота ли, сколько весит. «Они не знали, что ключ только так называют, на самом деле он из прессованного картона», - смеялся потом Зиганшин.
Читать полностью: http://oppps.ru/49-dnej-drejfa-v-okeane-smertelnoe-techenie.html
Душу - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16173
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 49 дней дрейфа в океане.
« Ответ #13 : 17 Ноября 2015, 18:06:12 »
Новое и интересное интервью Асхата Зиганшина "Рооссийской газете", http://www.rg.ru/2015/03/30/rodina-ziganshin.html:

17 ЯНВАРЯ. ШТОРМ В ЗАЛИВЕ КАСАТКА

- Похоже, Асхат Рахимзянович, те сорок девять дней - главное, что было в вашей жизни?

- Может, и хотел бы забыть о походе, так ведь напоминают постоянно! Хотя сейчас внимание далеко не то, что прежде. В 1960 году дня не проходило, чтобы мы где-нибудь не выступали - на заводах, в школах, институтах. Обошли почти все корабли Черноморского флота, Балтийского, Северного...

Со временем попривык говорить со сцены, везде рассказывал примерно одно и то же, даже не задумывался. Как стишок читал.

- И мне прочтете?

- Вам могу прозой. Раньше приходилось все же немного приукрашивать, округлять детали, подпускать пафос. Действительность не так романтична и красива, в жизни все скучнее и банальнее. Пока дрейфовали, ни страха не было, ни паники. Не сомневались, что обязательно спасемся. Хотя и не думали, что проведем в океане почти два месяца. Если бы дурная мысль забрела в голову, дня не прожили бы. Прекрасно понимал это, сам не раскисал и ребятам не давал, пресекал любые пораженческие настроения. В какой-то момент Федотов пал духом, стал срываться на крик, мол, хана, никто нас не ищет и не найдет, но я быстро менял пластинку, переводил разговор на другое, отвлекал.

В нашей команде было два украинца, русский и татарин. У каждого свой характер, манера поведения, но, поверите, до ссор ни разу не доходило. С мотористами Поплавским и Крючковским я служил второй год, Федотова знал хуже, он пришел из учебки и почти сразу попал к нам вместо загремевшего в лазарет матроса Володи Дужкина: тот наглотался угарного газа из печки-буржуйки. В начале дрейфа Федотов держал топор под подушкой. На всякий случай. Может, опасался за жизнь...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
 "Нам бы только за бережок Аляски зацепиться..."
"Нам бы только за бережок Аляски зацепиться..."
Оборудованных причалов на Итурупе отродясь не водилось. В заливе Касатка суда привязывали к рейдовым бочкам или мачте затопленного японского корабля. Жили мы не в поселке Буревестник, где базировался наш отряд, а прямо на барже. Так было удобнее, хотя на борту особо не развернешься: в кубрике помещались лишь четыре койки, печка да переносная радиостанция РБМ.

В декабре 59-го все баржи уже вытащили тракторами на берег: начинался период сильных штормов - в заливе от них не укрыться. Да и ремонт кое-какой предстоял. Но тут пришел приказ о срочной разгрузке рефрижератора с мясом. "Т-36" вместе с "Т-97" опять спустили на воду. Наша служба и состояла в том, чтобы перебрасывать на сушу грузы со стоявших на рейде больших кораблей. Обычно на барже был запас продуктов - галеты, сахар, чай, тушенка, сгущенка, мешок картошки, но мы готовились к зимовке и все перенесли в казарму. Хотя по правилам на борту полагалось держать НЗ на десять суток...

Около девяти утра шторм усилился, трос оборвался, нас понесло на скалы, но мы успели сообщить командованию, что вместе с экипажем "Т-97" попробуем укрыться на восточной стороне залива, где ветер тише. После этого рацию залило, и связь с берегом пропала. Старались держать вторую баржу в поле зрения, но в снегопад видимость упала почти до нуля. В семь вечера ветер резко переменился, и нас потащило в открытый океан. Еще часа через три мотористы доложили, что запасы топлива в дизелях на исходе. Я принял решение выброситься на берег. Шаг рискованный, но выбора не оставалось. Первая попытка оказалась неудачной: столкнулись со скалой под названием Чертова сопка. Чудом не разбились, смогли проскочить между камней, хотя пробоину получили, вода стала затапливать машинное отделение. За скалой начинался песчаный берег, на него я и направил баржу.

Мы почти дошли, уже касались днищем грунта, но тут закончилась солярка, двигатели заглохли, и нас понесло в океан.

- А если вплавь?

- Самоубийство! Вода ледяная, высокая волна, минусовая температура... И пару минут не продержались бы на поверхности.Да нам и мысль в голову не приходила о том, чтобы бросить баржу. Разве можно разбазаривать казенное имущество?!

Стать на якорь при таком ветре не получилось бы, да и глубина не позволяла. К тому же на барже все обледенело, цепи смерзлись. Словом, ничего не оставалось, как смотреть на исчезающий вдали берег. Снег продолжал идти, но в открытом океане волна чуть снизилась, не так трепала.

Страха мы не испытывали, нет. Все силы бросили на откачку воды из машинного отделения. С помощью домкрата залатали пробоину, устранили течь. Утром, когда рассвело, первым делом проверили, что у нас с едой. Буханка хлеба, немного гороха и пшена, ведро перемазанной мазутом картошки, банка с жиром. Плюс пара пачек "Беломора" и три коробка спичек. Вот и все богатство. Пятилитровый бачок с питьевой водой разбился в шторм, пили техническую, предназначенную для охлаждения дизелей. Она была ржавая, но главное - пресная!

Сперва рассчитывали, что нас быстро найдут. Или ветер переменится, пригонит баржу к берегу. Тем не менее я сразу ввел жесткие ограничения по еде и воде. На всякий случай. И оказался прав.

27 ЯНВАРЯ. ИМЕНИННЫЙ ТОРТ

В обычных условиях командир не должен стоять на камбузе, это обязанность рядовых, но на второй или третий день Федотов стал кричать, что мы умрем с голоду, вот ребята и попросили, чтобы я взял все в свои руки, контролировал ситуацию.

- Вам доверяли больше, чем себе?

- Наверное, им так было спокойнее... Ели раз в сутки. Каждому доставалось по кружке супа, который я варил из пары картофелин и ложки жира. Еще добавлял крупу, пока не закончилась. Воду пили трижды в день - по крохотному стаканчику из набора для бритья. Но вскоре и эту норму пришлось урезать вдвое.

На такие меры экономии я решился, случайно обнаружив в рубке обрывок газеты "Красная Звезда", где сообщалось, что в указанном районе Тихого океана Советский Союз будет проводить запуски ракет, поэтому из соображений безопасности до начала марта там запрещено появляться любым судам - гражданским и военным. К заметке прилагалась схематичная карта региона. Мы с парнями по звездам и направлению ветра прикинули и поняли, что... дрейфуем аккурат в эпицентр ракетных испытаний. А значит, была вероятность, что нас искать не станут.

- Так и получилось?

- Да, как потом оказалось. Но мы-то надеялись на лучшее, не знали, что на второй же день на берег Итурупа выбросило спасательный круг с нашей баржи и разбитый ящик из-под угля с бортовым номером "Т-36". Обломки нашли и решили, что мы погибли, налетев на скалы. Родным командование отправило телеграммы: так, мол, и так, ваши сыновья пропали без вести.

Хотя, может, никто и не думал напрягаться, организовывая масштабные поиски. Из-за несчастной баржи отменять пуск ракет? Успешные испытания для страны были гораздо важнее четверых исчезнувших солдат...
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16173
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 49 дней дрейфа в океане.
« Ответ #12 : 16 Ноября 2015, 21:23:34 »
Косвенно обвиняют пуски ракет, а скорее всего было так.
Ребята из стройбата. Все знают, какое отношение к стройбату. Отправили на разгрузку. Пишут, что там оторвало две баржи, одна вернулась. Интересно, чей был стройбат, спецстроя?

Случилась беда. Неужели кто-то из начальничков этих ребят осмелится попросить командование ТОФа, адмирала Фокина, о проведении ПСД? Сомневаюсь! Утром поискали, нашли бочки: "Умер Максим, так и чёрт с ним". Скорее всего прикомандированы с нарушениями. Поэтому проще родителям сообщить: пропали без вести.

И никакой политики тут не было, не было опасности для ракетных пусков. Если бы флот стал разворачивать ПСД, то уж Максюта точно получил бы телеграмму: усилить наблюдение...

Думаю, что не нужно объяснять умным замыслом то, что является обычным разгильдяйством.

Вот есть такое интервью А.Зиганшина. Кстати, лет 10 назад мы с ним были в переписке, но потом переписка прекратилась.

Снять бы фильм про них, новый, по хорошему сценарию: Королёв - ТОГЭ- Зиганшин.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Зеленов Борис Андреевич

  • Почётный ветеран
  • **
  • Сообщений: 488
  • "Сибирь" 1958-1961
    • Email
.. 49 дней дрейфа в океане.
« Ответ #11 : 16 Ноября 2015, 20:56:47 »
Вот довольно известное описание:
Никто не предупредил экипаж о надвигающемся тайфуне. В девять часов утра на баржу «Т-36» обрушился удар урагана. Ветер достигал 60 метров в секунду. Он оборвал стальной трос, которым суденышко швартовалось к мачте затонувшего в бухте японского корабля. Тайфун гнал на остров волны пятнадцатиметровой высоты. Удар одной из них пришелся в рубку и разбил радиостанцию. Сигнал SOS на берегу не получили. Так на Курилах началась одна из самых громких одиссей XX века.

Экипаж трижды пытался выбросить баржу на берег, но всякий раз ее несло прямо на скалы. Одна из таких безуспешных попыток окончилась пробоиной. У берега волна поднялась стеной, и с высоты пятиэтажного дома швырнула судно на камни. Экипажу чудом удалось избежать катастрофы. К 20:00 небольшое судно вынесло в открытый океан. Команда по два человека разместилась на дизелях, и грелась, не теряя надежды. Они верили, что их как и «челюскинцев» страна не оставит в беде.

Когда ветер чуть стих, взвод солдат прочесал берег. Были обнаружены обломки сметенного с палубы бочонка для питьевой воды и доски, на которых четко читалась надпись «Т-36». отПутая фамилии и имена, командование ТОФ поспешило разослать родственникам «пропавших» телеграммы, с уведомлением об их гибели. Ни один самолет и корабль не был направлен в район бедствия. До сих пор крыто не говорилось, что причиной тому были не погодные условия, а совсем иные обстоятельства: в судьбу четверки солдат вмешалась глобальная политика.


http://korabley.net/news/drejf_barzhi_t_36_podvig_synovej_sovetskogo_sojuza/2010-11-22-709
Скорее всего так и было.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16173
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 49 дней дрейфа в океане.
« Ответ #10 : 16 Ноября 2015, 20:42:59 »
Вот довольно известное описание:
Никто не предупредил экипаж о надвигающемся тайфуне. В девять часов утра на баржу «Т-36» обрушился удар урагана. Ветер достигал 60 метров в секунду. Он оборвал стальной трос, которым суденышко швартовалось к мачте затонувшего в бухте японского корабля. Тайфун гнал на остров волны пятнадцатиметровой высоты. Удар одной из них пришелся в рубку и разбил радиостанцию. Сигнал SOS на берегу не получили. Так на Курилах началась одна из самых громких одиссей XX века.

Экипаж трижды пытался выбросить баржу на берег, но всякий раз ее несло прямо на скалы. Одна из таких безуспешных попыток окончилась пробоиной. У берега волна поднялась стеной, и с высоты пятиэтажного дома швырнула судно на камни. Экипажу чудом удалось избежать катастрофы. К 20:00 небольшое судно вынесло в открытый океан. Команда по два человека разместилась на дизелях, и грелась, не теряя надежды. Они верили, что их как и «челюскинцев» страна не оставит в беде.

Когда ветер чуть стих, взвод солдат прочесал берег. Были обнаружены обломки сметенного с палубы бочонка для питьевой воды и доски, на которых четко читалась надпись «Т-36». Путая фамилии и имена, командование ТОФ поспешило разослать родственникам «пропавших» телеграммы, с уведомлением об их гибели. Ни один самолет и корабль не был направлен в район бедствия. До сих пор открыто не говорилось, что причиной тому были не погодные условия, а совсем иные обстоятельства: в судьбу четверки солдат вмешалась глобальная политика.


http://korabley.net/news/drejf_barzhi_t_36_podvig_synovej_sovetskogo_sojuza/2010-11-22-709
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Зеленов Борис Андреевич

  • Почётный ветеран
  • **
  • Сообщений: 488
  • "Сибирь" 1958-1961
    • Email
.. 49 дней дрейфа в океане.
« Ответ #9 : 16 Ноября 2015, 20:30:54 »
Анатолий Михайлович, полностью разделяю Ваши размышления об этой трагедии. Безусловно, если бы была объявлена поисковая операция по флоту и было бы оповещение, а мы круглосуточно держали связь с узлом связи ТОФа, то были бы приняты какие-то меры по их обнаружению, но ничего этого не было. Я склоняюсь к мысли, что мы бы о них и не узнали, не встреться им на пути авианосец "Кирсардж".

Оффлайн Гордиенко Сергей Александрович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 171
  • Какие наши годы?
.. 49 дней дрейфа в океане.
« Ответ #8 : 16 Ноября 2015, 17:24:04 »
оказывается есть такая песьня В.Высоцкого 
http://www.youtube.com/watch?v=7T3xWpqiREA

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16173
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 49 дней дрейфа в океане.
« Ответ #7 : 16 Ноября 2015, 14:57:21 »
Спасибо, Владимир Алексеевич, за анализ. Мы обратно уходили фактически сразу после пусков. Мы - это "Неделин", ходу со скоростью 12 узлов около недели.

Борис Андреевич, про "бред" это я написал, не обижайтесь, это я про фантазии киношников, а не про секретность.
Про секретность и у нас было серьёзно очень. Тем не менее, мы же подчинялись ПСС флота и они нас применяли в своих интересах. При мне это было спасение лодки в северной части Тихого океана. Та же К-219. Без сдачи задачи ПСК-1 корабли не допускались в линию. Вполне возможно, что в начале 60-х было чуток по-другому. Но если спасательная операция была объявлена по флоту, то было бы странно, что мы не участвовали.

Тут мне интересно другое. Нигде и никто не писал о расследовании этого инцидента:
- Кто отправил солдат на несамоходную баржу?
- почему их не сняли перед штормом.
- почему прекратили поиск после нахождения бочек на берегу
- почему не объявлена поисковая операция по флоту.
- кто руководил поиском.
- почему не было оповещения по флоту, ведь наши радисты тоже были бы хотя бы в курсе.

Вот из википедии:
"17 января 1960 года в 9 часов утра по местному времени в заливе острова Итуруп ураганным ветром, достигавшим скорости 60 м/с, была сорвана со швартовки советская самоходная танкодесантная баржа проекта 306 под номером T-36. На её борту находилось четверо военнослужащих инженерно-строительных войск Советской Армии, приписанных к барже: 21-летний младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые — 20-летний Филипп Поплавский, 21-летний Анатолий Крючковский и 20-летний Иван Федотов. Экипаж боролся со стихией десять часов; около 7 часов вечера мотористы доложили, что запасы топлива на барже заканчиваются. Зиганшин предложил выброситься на берег..."


60 м/с - страшная сила ветра, но они получается, что весь день были у пирса. Или в видимости берега.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Зеленов Борис Андреевич

  • Почётный ветеран
  • **
  • Сообщений: 488
  • "Сибирь" 1958-1961
    • Email
.. 49 дней дрейфа в океане.
« Ответ #6 : 16 Ноября 2015, 13:48:03 »
Существовавшая в то время секретность на ТОГЭ-4 это не бред. Корабли не вступали ни в какие контакты с кем бы то ни было, хотя такие попытки со стороны встречавшихся судов неоднократно были. Поэтому, даже в случае встречи с баржей мы, скорее всего прошли бы мимо.Увы..

Оффлайн Прощенко Владимир Алексеевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 1165
  • НИС "Космонавт Георгий Добровольский" 1978-81
    • Email
.. 49 дней дрейфа в океане.
« Ответ #5 : 16 Ноября 2015, 13:29:13 »
Кажется, тут эту тему - (не)причастность ТОГЭ - где-то затрагивали. На форуме КГД - точно была.

Цитата: Курочкин Анатолий
Есть один миф серьёзный, который касается солдат, унесённых в 1960 году в Тихий океан: Поплавский, Зиганшин, Крючковский и Федотов.
Якобы их не искали, потому что район был закрыт из-за пусков ракет.
У нас была конечно секретность, но не дать возможность из-за этого не спасти людей - думаю, что бред.

Вот отрывок из "документального" фильма:
<a href="https://www.youtube.com/v/aI47agnSuEg" target="_blank" class="new_win">https://www.youtube.com/v/aI47agnSuEg</a>

Есть некоторые данные, чтобы сопоставить положение баржы и кораблей ТОГЭ в январе 60-го:

1. Баржу унесло 17.01.1960. Американцы подобрали её через 49 дней (по некоторым данным - 51).

2. Гаранин пишет:
Цитировать
2-й поход на боевые работы. 27 декабря 1959 - 17 февраля 1960
15 января к 21 часу Камчатского времени корабли пришли в районы пусков. Их два. Первый в широте 8 градусов Северная, долготе 166 градусов Западная, второй на 160 миль западнее.
Её ("Чукотки") точка обеспечения в расстоянии наполовину меньшем.

Перенёс на карту, получилось вот что (см. рис. "Карта").

Т.е. в день, когда баржу унесло, корабли уже были в своих точках работы.

Когда корабли взяли курс на базу - не знаю.
Вернулись 17.02.1960.
В первых числах марта (5 или 7-го) моряков подобрали.

Получается, что на обратном пути корабли ТОГЭ и баржа могли оказаться в одном районе. Но по какой-то причине командиры могли не знать о происшествии.
В районе падения головной части баржа, конечно, не была.
Не зная прошлого, зачем ты в настоящем и что тебе до будущего?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16173
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 49 дней дрейфа в океане.
« Ответ #4 : 15 Ноября 2015, 20:48:26 »
Да, это они. Фантастическая история! По некоторым сведениям ТОГЭ-4 причастна к этим скитаниям.
После возвращения из США Зиганшин (в центре), Поплавский и Крючковский поступили в Ломоносовскую мореходку вспомогательного флота, а Иван Федотов уехал к себе на родину. Поэтому их только трое.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Зеленов Борис Андреевич

  • Почётный ветеран
  • **
  • Сообщений: 488
  • "Сибирь" 1958-1961
    • Email
.. 49 дней дрейфа в океане.
« Ответ #3 : 15 Ноября 2015, 20:21:49 »
Да, похоже это экипаж самоходки Т-36, Зиганшина, но где же четвертый?

Оффлайн Герасимов Александр Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 54
  • 1982-1986гг "МАРШАЛ НЕДЕЛИН"
    • Email
.. 49 дней дрейфа в океане.
« Ответ #2 : 15 Ноября 2015, 19:39:28 »
<a href="https://www.youtube.com/v/MYIMsIC8a1k" target="_blank" class="new_win">https://www.youtube.com/v/MYIMsIC8a1k</a>

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 16173
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
49 дней дрейфа в океане.
« Ответ #1 : 15 Ноября 2015, 18:57:49 »
Об этих ребятах сочиняли песни, писали стихи, про них говорили президенты.

Кто это?
Никто пути пройденного у нас не отберёт