Автор Тема: 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте  (Прочитано 1969 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #82 : 20 Июня 2017, 21:02:32 »
Запись в Международной гидрографической организации:

Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Серков Анатолий Васильевич

  • Служил СССР
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1235
  • Второй экипаж.
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #81 : 06 Июня 2017, 21:07:55 »
  Выложи фото на стол и мышкой, курсором, или тачпадом, увеличивай как тебе хоца есть и другие секреты но о них может поведать тебе Вахтенный он мне вомногом помогает.
Но 49 Кб хоть чем увеличивай - мелких деталей не увидишь . Для этого нужно хорошее, качественное фото и отсканированное в высоком разрешении . А с таким разрешением у нас на сайте полно фотографий.

   Дааа, брат, изучать надо технику а не обобщать красивое с обыденным. Надо мыслить, рассуждать, шевелить клеточками, учиться когда-то начать я так думаю! Извини, увлёкся.
   Чётко видно что стоят офицеры, в панамах и в светлых куртках и в таких же шортах человек двенадцать и что-то обсуждают а поодаль матросы потому как где офицеры там матросам не положено слушать их разговоры да и по этикету. Это, очевидно, вечер потому как днём все заняты.
   К тебе Вахтенный ближе, попроси он поможет если у меня не получилось.
   Матрос.
   
Дела давно минувших лет
Мне не забыть вовек,
Как нас водил Максюта
В Тихий океан!

Оффлайн Жуков Виктор Петрович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1352
  • СПАССК 84-(V)86, ЧУКОТКА 86(V-X), БРС-4
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #80 : 06 Июня 2017, 19:15:42 »
  Выложи фото на стол и мышкой, курсором, или тачпадом, увеличивай как тебе хоца есть и другие секреты но о них может поведать тебе Вахтенный он мне вомногом помогает.
Но 49 Кб хоть чем увеличивай - мелких деталей не увидишь . Для этого нужно хорошее, качественное фото и отсканированное в высоком разрешении . А с таким разрешением у нас на сайте полно фотографий.

Онлайн Серков Анатолий Васильевич

  • Служил СССР
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1235
  • Второй экипаж.
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #79 : 06 Июня 2017, 19:04:56 »
... Хорошее фото ... в большом размере ... и посмотреть все детали а детали, на фото, видны чётко и их много
...
   Оригинал.
Василич , я не понял , а где фото в большём размере (соответственно - в большём разрешении) , что бы видно было все детали ? 49Кб - это не большёй размер (разрешение) , здесь мелких деталей не рассмотришь !...

  Выложи фото на стол и мышкой, курсором, или тачпадом, увеличивай как тебе хоца есть и другие секреты но о них может поведать тебе Вахтенный он мне вомногом помогает.
Дела давно минувших лет
Мне не забыть вовек,
Как нас водил Максюта
В Тихий океан!

Оффлайн Жуков Виктор Петрович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1352
  • СПАССК 84-(V)86, ЧУКОТКА 86(V-X), БРС-4
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #78 : 06 Июня 2017, 18:01:27 »
... Хорошее фото ... в большом размере ... и посмотреть все детали а детали, на фото, видны чётко и их много
...
   Оригинал.
Василич , я не понял , а где фото в большём размере (соответственно - в большём разрешении) , что бы видно было все детали ? 49Кб - это не большёй размер (разрешение) , здесь мелких деталей не рассмотришь !...

Онлайн Серков Анатолий Васильевич

  • Служил СССР
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1235
  • Второй экипаж.
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #77 : 06 Июня 2017, 14:26:13 »
В 2018 году нашему адмиралу будет 100 лет.
Давайте здесь обсудим мероприятия по подготовке этого юбилея.
Надо бы поговорить со знакомыми музеями, газетами, сайтами, чтоб они опубликовали эту информацию.

Ну а начнём с этого слайд-шоу.

<a href="https://www.youtube.com/v/-Ebislgn3_4" target="_blank" class="new_win">https://www.youtube.com/v/-Ebislgn3_4</a>

   Просмотрев фотографии слайд шоу пришёл к мысли, а так оно и есть, что моя фотография, корабля Сахалин, лучшая по всем параметрам! В искусстве не бывает личное искюйство оно само за себя говорит. Бывают фото качественные и не всегда хорошие. Хорошую фотографию не хочется закрыть сразу и перейти к другой. Хорошее фото хочется открыть в большом размере и посмотреть все детали а детали, на фото, видны чётко и их много а ракурс очень удачен и видно как радуются, чему-то матросы на Юте заломив берет на затылок, может над кем-то подтрунивают или просто радуются потому что молоды и сам Чёрт им не брат!! Хорошее фото хочется прокомментировать, (не критиковать). Хорошее фото критерий, средство суждений! От хорошей фотографии настроение улучшается.
   Матрос.
   Оригинал.
Дела давно минувших лет
Мне не забыть вовек,
Как нас водил Максюта
В Тихий океан!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #76 : 10 Мая 2017, 18:56:02 »
Отправил документы, связанные с юбилеем Ю.И.Максюты, на премию Губернатора Подмосквы. Шансов нет, но пусть знают.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Серков Анатолий Васильевич

  • Служил СССР
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1235
  • Второй экипаж.
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #75 : 08 Мая 2017, 07:01:12 »
   Анатолий! Спасибо что показал ответ. Думаю, было бы логичным поместить рядом, оба письма, что бы не искать их по страницам.
  Действительно, этот НИИ-9, которым руководил Ю.И.Максюта, вёл работу за долго до того, как стал получать письма от сторонних организаций и частных лиц, об увековечивании памяти первого командира  ТОГЭ-4 в корабле а также его Столетнему юбилею со дня рождения. Об этом я узнал когда дважды бывал в этом учреждении, с рабочим визитом.
  Институт мне понравился своими просторными, светлыми кабинетами, с большими, старинными окнами. Что характерно по коридорам и этажам не было шатаний и "рысканий," как в гражданских учреждениях, а царила, по военному, тишина и спокойствие и в этой тиши рождались научные открытия по гидрографии а гидрография любит тишину! Коридоры широченные как и лестничные марши, с высокими ступенями, как строили в старые, добрые времена. Потолки высокие с просторными кабинетами и минимум простой мебели что бы не отвлекаться от дел и обязательно карта мира.
  За такими столами рождаются открытия!
Дела давно минувших лет
Мне не забыть вовек,
Как нас водил Максюта
В Тихий океан!

Оффлайн Горлов Константин Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1611
  • первый экипаж
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #74 : 05 Мая 2017, 06:50:08 »
Отличная работа! Спасибо, Анатолий Михайлович.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #73 : 04 Мая 2017, 20:39:19 »
Получил ответ от руководителя НИИ-9.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Плюхов Сергей Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1059
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #72 : 25 Апреля 2017, 05:21:03 »
На всякий случай...

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #71 : 24 Апреля 2017, 18:15:36 »
Ну вот, Сергей Иванович знает всё!
Добавлю - генерал-майор ВВС Румынии.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Плюхов Сергей Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1059
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #70 : 24 Апреля 2017, 17:27:53 »
   Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 мая 1981 года). Герой Социалистической Республики Румынии (Указ Президента Социалистической Республики Румыния от 22 мая 1981 года). Награжден орденом Ленина, румынскими орденами и медалями. Немецким обществом по исследованию космоса награжден золотой медалью Германа Оберта -  Думитру Прунариу

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #69 : 24 Апреля 2017, 16:43:17 »
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 395
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #68 : 23 Апреля 2017, 14:00:55 »
 
Нет.

  Эх, не мой день.  Сергея Ивановича на фотографии в спортивной форме не узнал.  Космонавта в штатском костюме - тоже.  ???

Онлайн Серков Анатолий Васильевич

  • Служил СССР
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1235
  • Второй экипаж.
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #67 : 23 Апреля 2017, 13:58:00 »
   Аксёнов?
   Дежуров?
Дела давно минувших лет
Мне не забыть вовек,
Как нас водил Максюта
В Тихий океан!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #66 : 23 Апреля 2017, 12:22:21 »
Есть такая фотография Ю.И.Максюты.

Вопрос: кто рядом с Максютой?

  Наверное, это Глазков Юрий Николаевич.

Нет.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 395
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #65 : 23 Апреля 2017, 08:28:14 »
Есть такая фотография Ю.И.Максюты.

Вопрос: кто рядом с Максютой?

  Наверное, это Глазков Юрий Николаевич.

Онлайн Серков Анатолий Васильевич

  • Служил СССР
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1235
  • Второй экипаж.
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #64 : 20 Апреля 2017, 12:58:25 »
Вот.

   Сразу, броско, бросается в глаза фото крупным планом, может поменьше а по бокам фото, как я вижу, флаги один Гидрографии а с другой стороны флаг ВМФ СССР или морской фон.
   
Дела давно минувших лет
Мне не забыть вовек,
Как нас водил Максюта
В Тихий океан!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #63 : 20 Апреля 2017, 12:00:01 »
Жду один очень важный материал, остальное готово на 90 процентов.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Кузин Виктор Юрьевич

  • Телеоператор
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 106
  • ОСНАЗ Чумикан 74-77г.
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #62 : 20 Апреля 2017, 11:01:50 »
Анатолий Мхайлович - это рабочий макет обложки? .118  А остальное готово к печати?
Вперед и вверх,а там посмотрим...

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #61 : 20 Апреля 2017, 10:46:36 »
Вот.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #60 : 18 Апреля 2017, 15:54:25 »
Газета "Красная Звезда" от 7 апреля 1990 г.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #59 : 13 Апреля 2017, 13:24:49 »
Позвонил Виталию Павловичу Заколодяжному - человеку, который имеет самое непосредственное отношение к разработке наших спутниковых навигационный систем, великий человек. Он работал вместе с Ю.И.Максютой в НИИ-9.

Сейчас попробую быстро описать его слова.

Юрий Иванович Максюта сыграл колоссальную роль в возрождении института благодаря своей силе воли и своим возможностям. Институт к его приходу умудрились развалить радиоэлектронщики [В.П. имеет в виду НИИ-14]. Он был близко знаком с С.Г.Горшковым и когда Главком приезжал в институт, то обычно спрашивал так: "Штурман, что у тебя новенького?". Юрий Иванович ясно осознавал роль спутников и оказывал самую непосредственную поддержку всему направлению. Он прекрасно и очень быстро уловил замысле задумки будущей системы. Был проводником и паровозом спутниковой системы: и толкал, и тащил, когда нужно. Поступательно развивал организационную структуру спутниковых систем: от группы, до управления. Его роль - колоссальна! Хороших идей возникает много, но если она не пробивается, то так и умирает. Юрий Иванович умел и понять идею, и принять её.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #58 : 11 Апреля 2017, 21:21:31 »
Наводка - это космонавт.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Серков Анатолий Васильевич

  • Служил СССР
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1235
  • Второй экипаж.
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте. Загадка.
« Ответ #57 : 11 Апреля 2017, 21:11:11 »
Есть такая фотография Ю.И.Максюты.

Вопрос: кто рядом с Максютой?

   Спроси у Президента гидрографического общества, МО РФ, может он тебе поможет.
   Удачи!
Дела давно минувших лет
Мне не забыть вовек,
Как нас водил Максюта
В Тихий океан!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
100 лет адмиралу Ю.И.Максюте. Загадка.
« Ответ #56 : 10 Апреля 2017, 19:47:45 »
Есть такая фотография Ю.И.Максюты.

Вопрос: кто рядом с Максютой?
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #55 : 27 Марта 2017, 11:41:14 »
Удивительные бывают истории.
Вот из описания испытаний на Бикини:
Операция Crossroads

Ядерный гриб и столб воды, поднятые при надводном ядерном испытании 26 июля 1946 года. Фотография сделана с башни на атолле Бикини в 3,5 милях (5,6 км) от взрыва.
Грибообразное облако, у которого вместо пылевой ножки водяной столб. Справа на столбе видна прореха: линкор «Арканзас» (англ. USS Arkansas [BB-33]) закрыл собой выброс брызг. Испытание «Бэйкер», 25 июля 1946 года
Операция «Перекрёстки» (англ. Crossroads) — серия тестов атомной бомбы, проведённая США на атолле Бикини летом 1946 года. Целью было испытать эффект атомного оружия на кораблях. Серия состояла из двух взрывов, каждый мощностью 23 килотонны:[1] объект «Эйбл» был взорван на высоте 520 футов (158 м) 1 июля 1946 года; «Бэйкер» был взорван на глубине 90 футов (27 м) под водой 25 июля 1946 года. Третий планируемый взрыв, «Чарли», запланированный на 1947 год, был отменён в связи с тем, что ВМС США не смогли дезактивировать корабли после испытания «Бэйкер»[2]. Во время взрывов на кораблях были размещены подопытные животные.

Испытания, проведённые в рамках операции «Перекрёстки», стали четвёртым и пятым атомными взрывами, проведёнными США (после испытания «Тринити» на полигоне Аламогордо и бомбардировки Хиросимы и Нагасаки). Это были первые атомные испытания, проведённые на Маршалловых островах, и первые объявленные публично. На испытаниях присутствовали приглашенные гости и пресса. От Советского Союза присутствовали руководитель циклотронной лаборатории Радиевого института АН СССР М. Г. Мещеряков, эксперт при представителе СССР в Комиссии ООН по контролю над атомной энергией С. П. Александров и начальник секции отдела проектирования ЦНИИ кораблестроения, капитан 2-го ранга А. М. Хохлов, который числился журналистом «Красной звезды»[3].


Вспоминал, что эту фамилию я уже встречал.
Ба, так вот же он: считался военпредом на переоборудовании наших кораблей в 1959 году.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Серков Анатолий Васильевич

  • Служил СССР
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1235
  • Второй экипаж.
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #54 : 27 Марта 2017, 08:37:40 »
    Очевидно, имеется ввиду, этот этап атмосферных испытаний, после окончании подводных,  в островном государстве  Маршаловы острова на о. Рождество и о. Джонстон.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%8F%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D0%A8%D0%90
Дела давно минувших лет
Мне не забыть вовек,
Как нас водил Максюта
В Тихий океан!

Онлайн Серков Анатолий Васильевич

  • Служил СССР
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1235
  • Второй экипаж.
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #53 : 27 Марта 2017, 07:36:35 »
     Золотые слова написал Вахтенный про первопроходцев что ...они не сломились, не озлобИлись, не отчаялись. Они просто работали.
  Это назидание молодому поколению, я так понял!
  Матрос из 60 х.
Дела давно минувших лет
Мне не забыть вовек,
Как нас водил Максюта
В Тихий океан!

Онлайн Серков Анатолий Васильевич

  • Служил СССР
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1235
  • Второй экипаж.
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #52 : 27 Марта 2017, 07:07:27 »
   Так и не понял о каких ядерных испытаниях в Тихом океане идёт речь но, как показывает история испытаний они закончились в 1958 г. на Атолле Бикини и Мидуэй а очевидцы, видевшие этот ядерный гриб, находясь за 170 км от этого взрыва получили серьёзные ранения.
  Фото ядерного, подводного взрыва на Атолле Бикини.
  При открывании второйссылки нажимать на ...страница Бикини (атолл.)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_Crossroads
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B8_(%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BB)
 
Дела давно минувших лет
Мне не забыть вовек,
Как нас водил Максюта
В Тихий океан!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #51 : 26 Марта 2017, 20:28:00 »
Можно уверенно сказать, что контр-адмирал Максюта практически воссоздал институт и поставил его в один ряд с другими именитыми научными организациями страны. Он, используя весь свой огромный жизненный опыт, смог создать творческую обстановку, доверительные отношения и чрезвычайно высокую самоотдачу каждого сотрудника.

В эти годы институт выполнил целый ряд важных научно-исследовательских работ. Испытаны и приняты на вооружение новые средства навигации и океанографии, внедрены новые методы навигационно-гидрографического обеспечения, в том числе плавания подводных лодок подо льдами и в районах Северного полюса, разработаны способы навигации по рельефу дна и геофизическим полям, созданы основы использования цифровой картографии в автоматизированных системах и дистанционного зондирования Земли.

В настоящее время Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт (ГНИНГИ – современное название) является единственным в стране и уникальным научно-исследовательским институтом в сфере навигационно-гидрографического обеспечения морской деятельности. Можно смело сказать, что Ю.И.Максюта приложил все силы для организации комплексного решения задач навигационно-гидрографического и океанографического обеспечения оборонной и экономической деятельности на море.


«Бог, храня корабли, да помилует нас»

На этом мы закончим рассказ об это неординарном человеке. В ноябре 1978 года Юрий Иванович был уволен в запас. Позади остались сотни тысяч по-настоящему боевых миль. Его ученики и друзья есть на всех флотах нашей страны. Юрий Иванович любил людей, доверял им. Был человеком широкой души, любил флот и море, любил флотские песни. Был настойчив и умел увлекать других. После увольнения он продолжал следить за строительством новых кораблей измерительного комплекса, присутствовал на всех мероприятиях, связанных с их передачей Военно-морскому флоту. 23 февраля 1990 года первый командир ТОГЭ-4 присутствовал на подъёме Военно-морского флага СССР на своём последнем детище – «Маршале Крылове». А через несколько дней Юрия Ивановича не стало. Он сделал всё, что мог.

Очень хочется, чтоб через эти записки об адмирале читатели отдали дань уважения всему поколению первопроходцев  Космоса. Их сила и вера творили чудеса. Судьба приготовила им величайшие испытания, но они не сломались, не озлобились, не отчаялись. Они просто работали. Работали в шахтах и колхозах, на заводах и в институтах, охраняли границы и писали книги, мечтали и творили. Они могли петь песни и ходить под парусом, но могли твёрдо держать в руках оружие.

Замечательные стихи о том поколении написал флотский поэт Н.Н.Гульнев.

Мы уходим от вас, оставляя стальные причалы
Дивный запах морей и наката последний прибой.
Лейтенанты в душе – по замашкам давно адмиралы.
Всю щемящую боль, как надежду уносим с собой.

Мы прошли высоко, не сгибая хребты и колени,
Выверяя судьбу, словно курсы вблизи берегов,
Счёт закончился наш – нынче время иных поколений.
И в Кремле говорят: «У России не стало врагов!»

Прорицатели все, нет пророка для русского флота.
Следовой полосой разделила трагедий черта –
Вновь сорвался штурвал у коварной петли поворота,
Складка страшных потерь залегла у закрытого рта.

Свет погонов погас, как двуглавых орлов эполеты,
Не доходит тепло от недавней счастливой звезды.
Нет надёжных примет, наши кортики – не амулеты.
Не спасают сердца от обиды и новой беды!

…Мы уходим от вас и «Славянка» уже отзвучала.
В неподкупных морях наши судьбы трудом пролегли!
Торопитесь дерзать, постарайтесь свершить для начала
Половину того, что свершить мы для флота смогли!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #50 : 25 Марта 2017, 12:19:16 »
1960.

Владимир Николаевич Капранов присылал вот такую заметку. Это от 16.10.1962 г.

А самый верный способ следующий. Задачу ставило 100 процентов разведупр ТОФа. Если это интересно, то сходил бы кто в архив ВМФ в Питере. Всего лишь проверить два месяца.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2138
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #49 : 25 Марта 2017, 10:33:09 »
Михалыч, а у Гаранина какой год?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #48 : 24 Марта 2017, 22:45:38 »
А вот что пишет В.К.Гаранин

В точке пересечения меридиана 180 градусов с параллелью 22 градуса Северная мы отвернули влево. До этого мы шли в район пусков, расположенный в 300 милях к северо-западу от принадлежащего США острова Пальмира. Теперь мы идём в сторону атолла Джонстон, также принадлежащего США. До атолла 660 миль. К северу от нас в 400 милях находятся Гавайские острова, штат США.
Здесь очень хорошие условия для астрономических обсерваций. Ровные пассатные ветры. Штормы редки. Горизонт чёткий. Выбор звёзд большой. Здесь место можно определить в любое время с достаточно высокой точностью по радионавигационной системе "Лоран-А". Для измерения параметров этой системы у нас есть приёмоиндикатор    КПИ-3М.

Идём в сторону атолла Джонстон, оставляя его слева. Американцы рвут над атоллом водородные бомбы. Опасной для плавания и полётов объявлена зона радиусом 400 км от атолла. Взрывы производятся на высоте 250 км. Время взрывов объявлено.
Идём смотреть. Патрульные "Нептуны" стали прилетать чаще..

10 января в полдень вошли в 400-километровую зону. Идём с расчётом пройти в кратчайшем расстоянии 120 миль в момент очередного взрыва.

11 января (по местному 10-го) в 19 часов 41 минуту находимся на кратчайшем расстоянии 120 миль (222 км) от атолла. Взрыва не было. Был предыдущий, на рассвете, когда мы находились в 170 милях (315 км) от Джонстона. Вспышку взрыва водородной бомбы на высоте 250 км мы наблюдали без предосторожностей, через средства стабилизированной оптики, просто в бинокли, визиры и невооружённым глазом. Кому что досталось.

Моя задача - в реальных условиях произведенного в космосе взрыва водородной бомбы просмотреть и зафиксировать поведение радионавигационной аппаратуры. Это приёмоиндикатор КПИ-3М и радиопеленгатор АРП-50. Оба принимают сигналы в диапазоне длинных и средних волн. Эти радиоволны идут от передатчика к приёмнику двумя путями: прямым по поверхности Земли, затухая по мере удаления, и отражённым от ионизированных слоёв атмосферы - слоёв Е и F ионосферы, или слоя Хивисайда.   Я настроил АРП-50 на аэрорадиомаяк атолла Мидуэй, а КПИ-3М на пары 2L5 и 2L6. Все эти объекты находятся на Гавайских островах. Сигналы всех систем исчезли в момент взрыва и восстановились через 12 минут. Связь между кораблями по УКВ не прерывалась.


А это из интернета. Из википедии, но это не важно, так как информация везде повторяется.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #47 : 24 Марта 2017, 21:52:31 »
Вот воспоминания С.Ф.Гамулина. Правда он пишет так, что можно понять не "о начале 60-го", а "о начале 60-х".

Цитировать
В начале 60-х во время очередного ожидания боевой работы нас оповестили, что в 21 час местного времени к Востоку от нас в нескольких сотнях, а может, и более миль, американцы произведут взрыв водородной бомбы. Тропики, темная ночь, звезды. Делается перерыв в просмотре кинофильма на верхней палубе. В указанное время на Востоке появляется гриб, он быстро растет. Гриб похож на гигантский клубок перемещающихся змей багрового, красного, черного и др. цветов. От него во все стороны быстро разбегаются лучи яркого света. Вскоре они были и над нами. Картина жутковатая. Настроение соответствующее.

Цитировать
Весной 1962 года группу военнослужащих ТОГЭ-4 переодели в гражданские костюмы, посадили на переоборудованный сейнер под названием "Воейков" и отправили в командировку на архипелаг Фиджи. Второй пароход "Шокальский" остался, вроде как, в резерве. Вот такие наши "господа" в костюмах, в галстуках и гуляли на Фиджи. Офицерам выдали по 20 фунтов, а матросам по 10.

Цель командировки: наблюдение за американским космическим ядерным взрывом.
Зрелище, которе лучше никому не видеть: чёрное море и "второе Солнце" на небе...

http://www.toge.ru/smf/index.php?topic=2492.0


Получается, всё-таки, что это был 62 год.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #46 : 24 Марта 2017, 21:40:50 »
Я не спорю с тобой. Я просто пробую разобраться.

Вот, например:
Лан, В. И. -  США в военные и послевоенные годы (М., 1978)
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #45 : 24 Марта 2017, 21:15:45 »
Я не читал мораторий, что там указано, сказать не могу. Но вот что есть:

В согласованном заключении комиссии утверждалось, что существующие методы обнаружения ядерных взрывов позволяют надежно контролировать запрет на проведение атмосферных испытаний мощностью свыше 1 кт и подземных взрывов мощностью свыше 5 кт.
...
Летом 1959 г. как США, так и СССР подтвердили свое намерение придерживаться фактически существовавшего моратория на проведение испытаний. В заявлении от 26 августа 1959 г. США объявили, что мораторий будет продлен до конца 1959 г. В ответ на это Советский Союз заявил, что будет воздерживаться от испытаний в случае, если их не будут проводить "западные державы".
...
Технические сложности, возникшие в ходе переговоров, предоставили США возможность объявить о прекращении добровольного моратория на проведение испытаний. В заявлении, сделанном президентом США 29 декабря 1959 г., было объявлено о формальном окончании моратория. В ответ на это заявление Н. С. Хрущев подтвердил прежнюю советскую позицию, которая заключалась в том, что СССР будет воздерживаться от испытаний в случае, если их не будут проводить ’’западные державы".


То есть мораторий, видимо, не касался внеатмосферных подрывов. Кстати, ни я, ни В.К. не пищшет про зарево на 1000 км, а на 200. За 200 км ночью спокойно увидишь взрыв обычной авиабомбы.

Разговаривая со многими ровесниками 60-х годов, я от них слышал примерно одно и тоже: всё было напичкано ядерными бомбами. Никакие испытания не прекращались.
О чём я хочу сказать? У меня логика другая. Я же не пишу историю ядерных испытаний. Если кто-то найдёт опровержение или подтверждение январских внеатмосферных испытаний, то буду только рад. Моя задача - написать о том, что наши корабли вели наблюдение. Могу убрать дату, изменить формулировку. Это в моих силах. И с моей точки зрения, в связи с недоказанностью, это оптимально.


Был бы только благодарен за помощь в поиске.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1089
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #44 : 24 Марта 2017, 20:52:37 »
Анатолий Михайлович, вот смотри. Американцы не соблюдают мораторий, причем демонстративно, неоднократные взрывы, в космосе, с заревом на тысячи километров. Наверно со стороны СССР должны быть ноты протеста или что там подается в таких случаях. Если такие ноты были, то они могли публиковаться в прессе, допустим газета "Правда". Такой повод показать советским людям и всему прогрессивному человечеству коварство американского империализма. Вот какое-никакое направление для поиска. Найдется такая нота тех лет, вопрос закрыт, если нет, вопрос остается открытым. Я правда не знаю насколько советская пресса  тех лет оцифрована.
К слову сказать, в году так 1989-м, в Ленинграде  был то ли в архиве, то ли в библиотеке (недалеко от м.Горьковская). Листал подшивки советских газет за август 1939. Занятное чтиво, даже выписки стал делать. Что ни номер, так статья типа "агрессивные польские военные летчики опять нарушили воздушное пространство миролюбивой Германии".

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #43 : 24 Марта 2017, 17:20:59 »
А просто логика? Т.е. американцы в нарушение моратория, взрывают бомбы (именно во множественном числе), в СССР об этом знают, но ограничиваются только тем, что посылают корабли ТОГЭ "на посмотреть". И только через полтора года в одностороннем порядке, разрывают мораторий и бросаются наверстывать упущенное. Этому ведь должно быть какое то объяснение?
С воспоминаниями очевидцев и ремонтом Чукотки сложнее. А ведь тут на форуме есть и воспоминания о том, как весь экипаж переодевали в гражданку и высаживали в столице какого то островного государства для наблюдения этих взрывов с набережной.
А вот если 1962 год, совсем другое дело.

Надо подумать над формулировкой этого факта.
Спасибо, Сергей Викторович, за внимательность. Меня это т вопрос тоже беспокоит. Но факт указать надо.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1089
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #42 : 24 Марта 2017, 15:14:31 »
А просто логика? Т.е. американцы в нарушение моратория, взрывают бомбы (именно во множественном числе), в СССР об этом знают, но ограничиваются только тем, что посылают корабли ТОГЭ "на посмотреть". И только через полтора года в одностороннем порядке, разрывают мораторий и бросаются наверстывать упущенное. Этому ведь должно быть какое то объяснение?
С воспоминаниями очевидцев и ремонтом Чукотки сложнее. А ведь тут на форуме есть и воспоминания о том, как весь экипаж переодевали в гражданку и высаживали в столице какого то островного государства для наблюдения этих взрывов с набережной.
А вот если 1962 год, совсем другое дело.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #41 : 24 Марта 2017, 14:39:11 »
Был бы чрезвычайно рад вашей помощи по этой теме.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #40 : 24 Марта 2017, 14:30:40 »
Да я тоже всё перерыл. Всё открытое. И даже сомневался в словах Гаранина. Но есть свидетельства Гамулина, свидетельства Мантая. Причём - это три разных корабля - Сучан, Сахалин и Чукотка. Понимаю, что далеко не всё есть в интернете.
Специально разговаривал с В.К. по этой теме. Он даже посмеивается надо мной и ссылается на журнал астрономических наблюдений.
Вот график испытаний США. Надо сказать, что по Аргусу (испытания в южной Атлантике)они только несколько лет назад информацию открыли. Почитал форумы американский историков - они жалуются, что гос.департамент архивов отделывается отписками. Мы правда до сих пор молчим и секретим.

Если учесть, что Чукотка была на модернизации 61 и до августа 63, то вариантов совсем мало.
Так что у меня сомнений в наблюдении нет.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1089
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #39 : 24 Марта 2017, 13:39:17 »
Я не нашел в сети других источников подтверждающих  какие либо ядерные испытания над атоллом Джонстон в 1960 году с нарушением американцами моратория.



Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #38 : 24 Марта 2017, 13:04:28 »
Очень интересная и важная тема. В документе Клестера описаны атмосферные испытания. А у в этих моих записках - внеатмосферные.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #37 : 24 Марта 2017, 13:00:45 »
Тема очень важная.
Информация из записей-воспоминаний В.К.Гаранина.
Доминик - это не то. То, что описывает Гаранин гораздо выше. Наверное стоит изменить "высотные" на орбитальные.
Про мораторий и я, и В.К знаем. Тем не менее, испытания были.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Холодилов Сергей Викторович

  • Ветеран ПИК
  • *
  • Сообщений: 1089
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #36 : 24 Марта 2017, 06:26:03 »
Навеяло документом, который выложил А.П. Клестер.
Анатолий Михайлович, откуда информация, что 10 января 1960 с кораблей ТОГЭ наблюдали за американским высотным ядерным взрывом?
В тот период вроде как вообще мораторий на ядерные испытания действовал.
Или я как то неправильно этот отрывок понял? Тут ведь речь о январском походе 1960 года?
 
"Флот ставит дополнительную задачу: наблюдение за высотным взрывом водородной бомбы США. 10 января вошли в 400 километровую зону и на следующий день на расстоянии 170 миль от атолла Джонстона через средства стабилизированной оптики, в бинокли, визиры и невооружённым глазом визировали вспышку на высоте 250 км. Сигналы всех систем исчезли в момент взрыва и восстановились через 12 минут. Связь по УКВ не прерывалась. Заметим, что к тому времени корабли имели свои позывные: "Блесна" - это "Сибирь", "Штиль" - "Сучан", "Этил" - "Сахалин" и "Селена" - "Чукотка".

Утром 16-го января пришли в зону пусков. В районе предполагаемого падения находилось большое количество кораблей и самолётов НАТО, что приводило к возникновения предпосылок к серьёзным происшествиям. Была своя интрига и драматургия этих событий: отложенный из-за погоды пуск 19-го числа, несомненно удачный пуск 20-го, авария 25, которой постарались сохранить в тайне и, наконец, совершенно удачный пуск с высокой точностью 31 января."

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #35 : 22 Марта 2017, 22:30:29 »
На базе этой СНС было создано большое количество навигационных комплексов. Внедрение на кораблях ВМФ – отдельная тема, но надо написать, что  первыми были штатно оснащены 18 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) проекта 667Б «Мурена», затем 4 ПЛАРБ проекта 667БД «Мурена-М», 14 ПЛАРБ проекта 667БДР «Кальмар», 7 ПЛАРБ проекта 667БДРМ «Дельфин» и, наконец, 7 ПЛАРБ   проекта 941 «Акула».

Эту же систему спутниковой навигации использовало большинство других атомных подводных лодок (проект 949 «Гранит», проект 671РТМ «Щука», проект 945 «Барракуда»).

Система «Цунами» была установлена на ракетных крейсерах проекта 1144 («Петр Великий»), на ракетных крейсерах проекта 1164 «Атлант» («Москва», «Варяг» и «Маршал Устинов»).

Оснащение судов торгового флота гражданским вариантом, без связной функции, спутниковой навигационной аппаратурой «Цикада» оказалось очень выгодным, поскольку благодаря повышению точности судовождения удавалось настолько сэкономить время плавания и топливо, что бортовая аппаратура потребителя окупала себя после первого же года эксплуатации.

Эта же система использовалась на корабле измерительного комплекса «Маршал Неделин».
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #34 : 22 Марта 2017, 21:27:16 »
«От имени всех навигаторов и связистов флота».

Ю.И.Максюта был назначен начальником управления в НИИ-14, но ненадолго – в декабре 1963 года он принял обязанности начальника научно-исследовательского гидрографическо-штурманского института ВМФ (НИГШИ ВМФ, НИИ-9).

Целью книги не является описание чрезвычайно важной и интересной истории института, это не под силу одному автору. Просто постараемся пройти по некоторым важным ступням и показать ту роль, которую исполнил Максюта не только в истории института, но и страны. Здесь не будет описана ни история спутниковой навигации, ни её техническая сторона.

В начале 60-х институт переживал не самые лёгкие времена, он был объединён с одним из институтов ВМФ, утратил самостоятельность. Как следствие, научные работы дробились, принижался их статус, они переносились на второй план. Многие связывают восстановление роли НИГШИ с именем начальника гидрографической службы ВМФ адмиралом А.И.Рассохой. Но были и абсолютно объективные причины возрождения – роль навигационных факторов многократно возрастала при строительстве ракетного подводного флота. Ведущая роль НИИ-9 заключалась в разработке тактико-технических заданий на создание приборов и комплексов для подводных лодок, обеспечивающих плавание вблизи полюса (лаги, гидролокационные отражатели, гидроакустические приборы, радиодальномеры, курсоуказатели). Институт создавал различные гидрометеорологических справочники, вёл исследования гидрологических характеристик северной части океанов, гидрографических условий базирования сил флота в Арктике. Разрабатывал методики проведения гидрографических и гидрометеорологических работ в Северном Ледовитом океане, изучения рельефа дна океана, составления прогнозов погоды, определения маневренных элементов кораблей. В НИГШИ работал большой коллектив замечательных учёных.

Приказом Министра Обороны №0247 от 12 сентября 1963 г. НИГШИ стал вновь самостоятельным НИИ-9 ВМФ.
Таким принял восстановленный институт Ю.И.Максюта.

Чтобы разобраться в работе Юрия Ивановича на перспективу, придётся немного отступить назад и опереться на мнение известных и признанных авторитетов.

Советский Союз сделал колоссальный рывок в ракетной области, многие разработки наших учёных отличала смелость и уникальность. Но было и очевидное отставание в поэтапном развитии и применении достигнутых технологий.  Давайте вспомним: в сентябре 1959 г. в США запущен навигационный спутник Transit-1A. Запуск неудачный – он не вышел на орбиту. Тем не менее, второй запуск 13 апреля 1960 спутника Transit-1B, был успешным и в этом же году были проведены испытания этой системы.

Не стоит думать, что наши разработчики не понимали серьёзности этого отставания. Вспоминая 1961 г., Н.П.Каманин пишет: «Нам необходимо признать, что американцы, отставая от нас в весе спутников и в мощности ракетных двигателей, в то же время опережают нас по средствам связи, телеметрии и электронике. Мы потеряли связь с АМС, летящей к Венере, на удалении в 2 миллиона километров, а американцы уже имеют опыт связи на расстоянии 37 миллионов километров». Это жёсткие слова. В этом разговоре «о серьезных организационных недостатках в освоении космоса» принимает участие С.П.Королёв, делается вывод: «Мы действуем растопыренными пальцами».

На каждый наш спутник США запускают 3–4 своих, в начале 1961 г. в космосе летало не менее 15 американских спутников, причем они в несколько раз легче наших. Серия разведывательных спутников « Discoverer» состояла из 22 аппаратов. Но особенный интерес вызывает многострадальная и интригующая история спутниковых навигационных систем. До сих пор в нашей стране идут споры о том, кто первым из наших учёных подал идею использования спутников в интересах навигации. Мы не будем участвовать в этом споре, задача автора – показать место в решении этой задачи Ю.И.Максюты.

В 1956 году молодой и яркий учёный НИИ-9 В.А.Фуфаев выбирает использование искусственных спутников Земли для целей навигации как тему своей диссертации. Идею поддержал начальник отдела института Л.И.Гордеев, утвердило управление гидрографии. Позднее американцы признавали, что появлению спутниковой навигационной системы они обязаны русским.

После запуска Первого спутника вокруг спутниковых навигационных систем (СНС) складывается парадоксальная ситуация. Легко откликнулись и поддержали идею НИИ-9 многие имеющие разносторонний опыт организации: НИИ-4, академия им. А.Ф.Можайского, Горьковский НИРФИ, Красноярское ОКБ. В начале марта 1958 г. в НИИ-4 состоялось совещание под руководством заместителя начальника НИИ-4 Ю.А.Мозжорина с участием представителей НИГШИ, ОКБ-1, гидрографического управления, НИИ-885, морского научно-технического комитета. Протокол совещания утвердил начальник НИИ-4 А.И.Соколов и С.П.Королёв, который написал там же, что в систему навигации нужно добавить аппаратуру связи – революционное, кстати, предложение. В первой половине 1960 г. был разработан предварительный проект первой отечественной низкоорбитной СНС. Однако, по ряду причин работы по созданию системы были отложены. Не было ярких противников, не было возражений главного штаба ВМФ, уже накоплена теоретическая база космической навигации, реально существовала американская спутниковая группировка, но никакого движения вперёд у нас не было. Такое положение – одна из загадок того времени.
Частичное объяснение – консерватизм. Моряки успешно пользовались системой радионавигации «Лоран». Ракетчики настаивали на развитии группировки  разведывательных спутников по наведению ракет, даже в среде академиков не было большого желания развивать сложнейшую систему («Фантастикой не занимаемся»). Всех «консерваторов» можно понять – даже в наше время далеко не каждый разбирается, например, в мобильных сотовых платформах. Частично виновна путаница реформ Н.С.Хрущёва. Не помогло даже постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР!

Автор позволит себе высказать одну довольно простую теорию. С упомянутым постановлением ЦК КПСС и Совета Министров были ознакомлены Главнокомандующий ВМФ С.Г.Горшков и начальник главного штаба ВМФ В.А.Фокин – адмиралы прекрасно знавшие Ю.И.Максюту. К чести Военно-морского флота они активно поддержали идею СНС. Но ещё одна проблема – система не могла быть создана только в интересах одного ВМФ, а, например, ВВС отказались поддержать идею. Система спутниковой навигации должна работать и в интересах геодезии, и в интересах гражданских судов, и в интересах РВСН. Если разобрать ситуацию с точки зрения современных теорий управления, то известная истина о роли личности в истории приобретает новый оттенок. Если бы не было единоначального руководителя космического проекта С.П.Королёва, то вряд ли бы мы имели те очевидные успехи. В реализации идею нужен был свой, говоря современными терминами, руководитель проекта – координатор всех ресурсов, «акторов» и соучастников.

Именно так автору видится ситуация с созданием отечественной СНС на начало 1964 года. Приоритет идеи – вопрос вторичный. Гораздо важнее то, что фактически планом разработки, координацией теоретических проработок, планированием заказов от лица Министерства Обороны, согласованием требований и ограничений, сбором и анализом тестовых данных, отработкой практического применения навигационных спутников, управлением техническими ресурсами стал заниматься институт под руководством Ю.И.Максюты. Ещё раз повторим: Юрий Иванович – один из опытнейших штурманов на флоте, имеющий опыт работы со множеством разнородных структур, знающий ракетную область с её практической стороны. Он смог организовать работу замечательных учёных из различных организаций: М.Ф.Решетнева, Л.И.Гордеева, Ю.С.Дубинко, В.П.Заколодяжного, В.А.Фуфаева,  Е.П.Чурова, Б.Г.Мордвинова и многих других. В 1964 г. в НИГШИ была создана лаборатория по спутниковой тематике, которую возглавил Е.Ф. Суворов.  Надо принести извинения, что в этих скромных записках нет возможности указать всех замечательных учёных. Только добавим, что председателем государственной комиссии по приёмке спутниковой навигационной системы был назначен начальник связи ВМФ Г.Г.Толстолуцкий, а его заместителем – Ю.И.Максюта.
В декабре 1966 г. в институте был сформирован отдел «Методов и средств использования искусственных спутников Земли в навигации», состоящий из трех лабораторий.

В 1967–1969 гг. были запущены первые три спутника 11Ф617 системы «Циклон» разработки М.Ф.Решетнева и до 1970 г. проведены летно-конструкторские испытания экспериментального комплекса. Председателем госкомиссии по запуску 23 ноября 1967 г. первого навигационного спутника «Космос-192» назначен контр-адмирал Максюта. Не смотря на колоссальное непонимание отдельных структур, спутниковая навигация становилась государственной задачей.

В адрес офицеров и солдат Плесецкого полигона запуска Ю.И.Максюта подписал памятную грамоту со словами:
«Дорогие друзья морской навигации и связи! Сегодня многолетний наш совместный труд нашёл своё завершение в ещё одной рукотворной звезде! Навигация с незапамятных времён дружит со звёздами, но эта – знаменует новый этап в этих отношениях и освобождает от оков капризной природы. Два тесно сплочённых морских друга – навигация и связь – в летописях своей истории увековечат этот день, место рождения новой звезды и её трудолюбивых создателей.
Всем нам новых успехов и ни разу не сливать!
От имени всех навигаторов и связистов флота».
Е.Ф. Суворов вспоминает, с каким воодушевлением солдаты получали грамоту от «чёрных полковников», как они называли членов комиссии.

Положительные результаты испытаний позволили в 1972 г. перейти к опытной эксплуатации СНС, в состав которой входили 4 спутника на круговых орбитах высотой около 1000 км. За время опытной эксплуатации системы было обеспечено более ста дальних походов кораблей и судов ВМФ. Для оценки показателей работы системы два похода по океанам со спецаппаратурой на борту совершило экспедиционно-океанографическое судно ВМФ «Николай Зубов», начальник экспедиции - Б.Г.Мордвинов, в прошлом - офицер ТОГЭ-5.

В институте служат и работают офицеры, пришедшие с Плавучего измерительного комплекса: П.Архипов,  Р.Н.Беркутов, В.К.Гаранин, В.Каменев, В.Н.Кефала, Е.Кониченков, Г.С.Кочнев,  Б.Г.Мордвинов, Э.Р.Попков, Т.Н.Суйтс, Ю.С.Тюрин, В.Н.Цимбал.
Между тем: 14 июля 1974 г. Соединёнными Штатами выведен на орбиту первый тестовый спутник навигационной системы 2-го поколения «Navstar-GPS».

Нельзя утверждать, что у американских разработчиков всё было гладко. У них тоже существовали проблемы технического и математического характера, функционал их «Транзита» был несколько ограниченным, хотя они и показывали очень хорошие результаты по точности определения места. Существовали проблемы с финансированием и второе поколение внедрялось с большими задержками.

Но на 1967 г. нужно обратить особое внимание. Многие отмечают, что Ю.И.Максюта установил в институте жёсткую рабочую и научную дисциплину. Одной из составляющих этого порядка стало требование расчёта военно-экономической эффективности – неожиданное для многих сотрудников. Результатом этого подхода, а также серьёзным анализом советской и американской тестовой статистики, глубокой проработки математической модели явилось предложение группы военных учёных о реализации нового направления спутниковых навигационных систем 2-го поколения с использованием средневысотных орбит. Это совершенно новое направление утвердил своим решением Ю.И.Максюта. Именно этот год стоит считать годом зарождения в нашей стране известной ныне системы ГЛОНАСС.

Но тогда в стране  ещё проходила опытная эксплуатация первой СНС. Но надо обязательно сказать, что ввод в строй такой сложной системы означает далеко не только получение и корректировку технических параметров. Кроме этого нужно подготовить органы управления, командные пункты на земле, разграничить роли различных заинтересованных ведомств, пересмотреть взаимодействие с командно-измерительным комплексом СССР, решить вопросы с заводами-изготовителями и согласовать их планы с планами ВМФ и РВСН. Часть организаций подчиняется другим министерствам, значит надо готовить и согласовывать правительственные решения.

Принятие системы на вооружение состоялось в сентябре 1976 г. По любым меркам это был колоссальный успех отечественной промышленности, который нужно поставить на самый высокий уровень достижений. Создание низкоорбитной спутниковой навигационно-связной системы стало настоящей революцией в навигации. Впервые корабли и суда нашей страны смогли оперативно и всепогодно определять с высокой точностью свое место в любой точке Мирового океана.

В 1976 году система была значительно доработана и много лет служила для своих целей под названием «Парус». За создание отечественной спутниковой навигационно-связной системы начальник Института Ю.И.Максюта стал лауреатом Ленинской, а В.П.Заколодяжный, Е.Ф.Суворов, В.А.Фуфаев –Государственной премии.

Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 15301
  • "Неделин" 1982-92
    • Email
.. 100 лет адмиралу Ю.И.Максюте
« Ответ #33 : 20 Марта 2017, 19:15:23 »
Итак, в 1959 году Ю.И.Максюта получил четыре польских сухогруза с целью применения их в достаточно узких задачах. Ко времени окончания службы на Камчатке уже имелось два соединения, способных выполнить целый ряд самостоятельных и уникальных для ВМФ задач. На флоте появились десятки офицеров и мичманов с ранее неизвестными специальностями, матросов, способных обслуживать нетипичную для флота аппаратуру. Сложилась чёткая организация ремонта и восстановления технической готовности кораблей ТОГЭ, снабжения ЗИПом. Впервые в Военно-морском флоте получила практическое применение вертолётная авиация, накоплен большой опыт её эксплуатации в различных климатических зонах. Корабли ТОГЭ-4 одними из первых реализовали идею океанского флота, отработали все режимы использования аппаратуры в условиях жёсткой и агрессивной среды.

Полностью отлажено взаимодействие кораблей измерительного комплекса с частями, службами, соединениями и управлениями  Тихоокеанского флота, со структурами Ракетных Войск Стратегического Назначения. Корабли соединения стали надёжными испытателями для управлений вооружениями Министерства Обороны, для будущих организаций Роскосмоса и ракетно-космической корпорации «Энергия». Юрий Иванович имел самое авторитетное влияние на строительство будущего города Вилючинска, матросы и офицеры между походами вместе с жителями улучшали посёлок,  принимали участие во всей общественной и культурной жизни удалённого гарнизона. Корабли на многие десятилетия стали визитной карточкой города.

В 70-х годах ТОГЭ-4 и ТОГЭ-5 были объединены. В 80-х годах пришли новые, совершенно уникальные не только для отечественного, но и мирового флота корабли проекта 1914 «Маршал Неделин» и «Маршал Крылов». Соединение участвовало во всех испытаниях межконтинентальных ракет, в формировании спутниковых группировок, в создании и эксплуатации обитаемых орбитальных станций, в обеспечении всех пилотируемых полётов, испытаниях возвращаемых аппаратов БОР и «Буран», в поисковых и аварийно-спасательных операциях флота.

Юрий Иванович не расстался со своими кораблями. До конца своей жизни он был верен навигацким наукам и продолжал не только следить, но и наполнять научными смыслами деятельность Плавучего измерительного комплекса. Кроме того, Максюта был членом государственной комиссии по приёмке научно-исследовательского судна «Академик Сергей Королёв». Он не забыл своих офицеров – многие из них были переведены в Ленинград для дальнейшего прохождения службы, а в 70-х годах Максюта стал организатором и руководителем Совета ветеранов соединения, причём в двух городах: Ленинграде и Севастополе.
Никто пути пройденного у нас не отберёт