Автор Тема: "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.  (Прочитано 25989 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #28 : 10 ноября 2010, 21:36:04 »
Откуда схема, Володя? Хорошая! Только не понятно слово "репортаж" у Неделина. Мы не вели никаких репортажей.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Палий Владимир Иванович

  • Чумикан 84-87
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1266
  • Рождённый в СССР.
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #27 : 10 ноября 2010, 12:49:04 »
Работа по «Бурану» - «М. Неделина».
Наши корабли помогли человеку выйти в космос. Помогли создать ядерный щит страны. Они ушли в свой дальний и последний поход. "Форум ТОГЭ" - наша бухта.

Оффлайн Плюхов Сергей Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 2218
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #26 : 21 августа 2010, 21:00:06 »
Султанов Урал Назибович - член Башкортостанского отделения Федерации Космонавтики России !

Оффлайн Valentina

  • Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 923
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #25 : 15 августа 2010, 21:04:07 »
Буран" – самая странная и мистическая страница в летописи Российской космонавтики. Команду бурановских испытателей преследовало настоящее проклятие. Летчики, которые должны были лететь на этом корабле, загадочным образом погибали...

Игорю Волку поручили сформировать отряд из летчиков-испытателей. (Позже их назовут "Волчьей стаей"). Требовалось идеальное здоровье и отличная подготовка. Точно такая же, как у космонавтов. Тогда Игорь Волк и предположить не мог, что его выбор станет для летчиков роковым. Первая легендарная восьмерка пилотов русского "шаттла": Игорь Волк, Олег Кононенко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко.Двое из них погибли сразу.
Виктор Букреев. Он совершал обычный тренировочный полет. Во время взлета у самолета сломалось переднее шасси. Машина загорелась, Букреев получил сильнейшие ожоги.
Следующим был Александр Лысенко. Вместе с напарником он испытывал на истребителе новый пилотажный прибор. Прибор отказал, самолет рухнул на Землю. Пилот, не имевший к "Бурану" никакого отношения, выжил, вылечился и продолжал летать. А вот Александр Лысенко погиб. Потом отряд теряет еще одного летчика. Олега Кононенко. Пилот "Бурана" погибает на испытаниях.
Вчетвером не поднять "Буран" на орбиту. Поэтому "Волчьей стае" нужны новые пилоты. Но после смерти Олега Кононенко среди испытателей пошли слухи о проклятье "Бурана". Многие летчики отказывались поступать в отряд. И всe-таки Волку удалось уговорить новых испытателей: Виктора Заболотского, Урала Султанова, Магомеда Толбоева, Сергея Тресвятского, Юрия Шеффера и Владимира ТуровцаСледующим в трагическом списке стал Владимир Туровец. Он успел только пройти медкомиссию. Туровец погиб при испытаниях вертолета Ми-8. Это была уже четвертая смерть в отряде..



Оффлайн Valentina

  • Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 923
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #24 : 15 августа 2010, 00:27:41 »
Буран - Созвездие Волка
http://files.mail.ru/CC4AOM 102мб

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #23 : 02 февраля 2010, 09:47:47 »
Цитировать
"Мрiя" как и "Руслан" в единственном экземпляре.

Андрей, Ан-225 было построено лишь два экземпляра ", а вот Ан-124 серийное производство самолета было развернуто на Киевском авиационно-производственном объединении (КиАПО, 19 ед.) и авиационно-производственном комплексе акционерного общества "Авиастар" (АПК АО "Авиастар", г. Ульяновск, 36 ед. к 2001 г.).


10 декабря 2009 года Президент РФ Дмитрий Медведев отдал распоряжение Правительству РФ внести в государственную программу вооружения закупку 20 Ан-124 для ВВС России на период до 2020 года[4].

На 1 января 2006 года в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации числятся 25 самолётов этого типа, из них 21 используется ВВС России.

Кроме того, по состоянию на 2007 год, Ан-124 эксплуатируют пять коммерческих компаний:

    *  Россия Авиакомпания «Волга-Днепр» — 10 самолётов;
    *  Россия Авиакомпания «Полёт» — 4 самолёта;
    *  Украина «Авиалинии Антонова» — 7 самолётов;
    *  Ливия Авиакомпания «Libian Air Cargo» — 2 самолёта
    *  ОАЭ Авиакомпания «Maximus Air Cargo» — 1 самолёт
 




Дата           Бортовой номер         Место катастрофы            Жертвы             Краткое описание

13.10.92       Украина 82002         Украина Киев                       8/9             Разбился при испытательном полете.

15.11.93       Россия 82071           Ирана около Кермана           17/17           Врезался в гору при заходе на посадку

08.10.96       Россия 82069             Италия около Турина          2+2/23          Разбился при уходе на второй круг. Налет
                                                                                                            КВС на Ан-124 составлял всего 431 час.

06.12.97       Россия 82005             Россия Иркутск                45+23/23        Отказ трех двигателей вскоре после
                                                                                                             взлета, упал на жилые дома.

Трагедию в Иркутске до сих пор помню! Самолет должен был перевезти во Вьетнам два истребителя Су-27, собранные Иркутским авиационным производственным объединением. В течение менее чем полуминуты после отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы произошло выключение первого и третьего двигателей, после чего то же самое произошло и со вторым двигателем. Попытка по удержанию воздушного судна на одном оставшемся двигателе, предпринятая экипажем под командованием подполковника В.А.Федорова, не увенчалась успехом, и машина, войдя в правый крен, рухнула на дом №45 по улице Гражданской. Хвост самолета существенно задел дом №120 по улице Мира, а остальные обломки - находившееся рядом здание детского дома. К тяжелым последствиям катастрофы в немалой степени привели и мгновенно воспламенившиеся десятки тонн авиационного топлива.

Трагедия унесла жизни 72 человек, в том числе 14 детей, без крова оставила более 70 семей.  



Характеристики представлены для модификации Ан-124-100.

Технические характеристики

    * Экипаж: 4-6 человек
    * Инженерно-технический персонал: 7-9 человек
    * Длина: 69,1 м
    * Размах крыла: 73,3 м
    * Высота: 21,1 м
    * Площадь крыла: 628 м?
    * Масса пустого: 173 000 кг
    * Нормальная взлётная масса: 392 000 кг
    * Масса полезной нагрузки: 120 000 кг
    * Массовая отдача: 58 %
    * Максимальная взлётная масса: 402 000 кг
    * Масса топлива во внутренних баках: 212 000 кг
    * Силовая установка: 4 ? ТРДД Д-18Т
          o + 2 ВСУ ТА-12, установленные в обтекателях шасси
    * Тяга: 4 ? 4860 кгс
    * Назначенный ресурс: 6 000 часов
    * Расход топлива: 12 600 кг/час (при максимальной коммерческой загрузке)




Ан-225 «Мрия» (укр. мрія «мечта»)

Тактико-технические характеристики :

       Год принятия на вооружение - 1988
       Размах крыла - 88,4 м  
       Длина самолета - 84,0 м  
       Высота самолета - 18,2 м
       Площадь крыла - 905 кв.м
       Масса, кг
       пустого самолета - 250000
       максимальная взлетная - 600000
       Внутреннее топливо - 300000 кг
       Тип двигателя - 6 ТВД Прогресс (Лотарев) Д-18Т Тяга - 6 х 23405 кгс
       Крейсерская скорость - 850 км/ч
       Практическая дальность - 15600 км
       Дальность действия - 4500 км  
       Практический потолок - 11000 м  
       Экипаж - 6-7 чел
       Полезная нагрузка: 250000-450000 кг груза.

 Многоцелевой транспортный самолет Ан-225 проектировался в рамках программы СССР по созданию космического корабля многоразового использования. Было построено лишь два экземпляра "Мрии", которая впервые поднялась в воздух в 1988 году. По замыслу конструкторов, "Мрия" должна была служить стартовой площадкой для воздушного запуска космического челнока "Буран". Программа "Буран" была заморожена сразу после распада СССР.


Оффлайн Пресняков Михаил Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1359
  • "Чумикан" 1976-1979
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #22 : 02 февраля 2010, 09:24:52 »
А у нас на Урале под Нижним Тагилом есть военный аэродром (там МИГи базируются) и вот туда тоже Руслан садился, да и Горбачев с Ельциным не раз туда прилетали.

Оффлайн Плюхов Сергей Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 2218
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #21 : 02 февраля 2010, 04:15:25 »
В 1997 году на Руслане перевозил авто до Москвы ! Грузы стояли в грузовом отсеке , а пассажиры в специальной колбе под потолком, по приземлению в Жуковском авто несмогли завести сразу -замерзло!!!

Оффлайн Горовой Андрей Анатольевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 730
  • "Сахалин"
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #20 : 01 февраля 2010, 20:53:39 »
"Руслана" специально переделали в "Мрию"! Удлинили фюзеляж на семь метров, поменяли хвостовое оперение на два киля, вместо одного. Иначе "Буран" блокировал бы воздушный поток и не давал бы работать рулю поворота! "Мрiя" как и "Руслан" в единственном экземпляре. Сейчас на ремонте. Совместно с "Русланом" выполняют заказы (международные) по перевозкам больших грузов.
На "Руслане", в частности, перевозили целиком поезда метро из Германии в Индию. Состав из 4-5 ти вагонов!!!!
После нас на этой планете, кроме перегноя,
должно остаться что-то ещё...

Оффлайн Плюхов Сергей Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 2218
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #19 : 01 февраля 2010, 09:22:36 »
Обратите внимание на качество снимка,!!! Я думаю сделан он в году так 1988 !!!!!!!!!!!!!!!!

Оффлайн Пресняков Михаил Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1359
  • "Чумикан" 1976-1979
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #18 : 01 февраля 2010, 07:19:05 »
А я всегда считал что Буран перевозили на "Руслане", а не на Мрii  ???

Оффлайн Палий Владимир Иванович

  • Чумикан 84-87
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1266
  • Рождённый в СССР.
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #17 : 30 января 2010, 16:52:59 »
Сергей, фотография действительно красива. Одно грустно. Она сделанная лет тридцать назад. Это пик, а потом только падения. ..308
Наши корабли помогли человеку выйти в космос. Помогли создать ядерный щит страны. Они ушли в свой дальний и последний поход. "Форум ТОГЭ" - наша бухта.

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #16 : 30 января 2010, 16:43:42 »
 Красивая фотография- "Буран" на борту "Мрiя"

Оффлайн Пресняков Михаил Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1359
  • "Чумикан" 1976-1979
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #15 : 03 декабря 2009, 12:27:57 »
Извини Михалыч за мою серость. Я же ведь не знал что архивы доступны всем желающим. Тогда наших москвичей надо за хобот хватать и тащить в эти архивы.  0__20 В Е-бурге наверняка таких архивов нет и моя личная помощь не прокатывает.
Может я некорректно выразился, но думаю понятно и по свойски ..307 0__12

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #14 : 03 декабря 2009, 12:03:55 »
Миша, причём здесь они? Надо просто сесть в электричку, ехать в архив и искать, лазить и выяснять.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Пресняков Михаил Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1359
  • "Чумикан" 1976-1979
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #13 : 03 декабря 2009, 11:56:49 »
ну а наши гости на встрече Коваленок В.В. с командой?   Они ведь более вхожи в эти структуры, может смогут чем-нибудь помочь. Старенькие ведь уже стали и наверное понимают политику партии и если у них есть возможность помочь настоящим мужикам хочется надеяться что помогут.

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #12 : 03 декабря 2009, 11:10:09 »
Мы с Олегом очень много думали и обсуждали тему поиска в архивах. Архив ВМФ, архив РВСН, архив МО, института Можайского. Для этогго нужны добровольцы из числа наших. Мы и вдвоём-то разорвались бы, а теперь остались только мечты.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Пресняков Михаил Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1359
  • "Чумикан" 1976-1979
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #11 : 03 декабря 2009, 11:04:38 »
конечно же видео наших кораблей наверное очень мало. В целом я имел ввиду работы связанные с нашей флотилией. Полеты тех видов ракет, которые мы обеспечивали или разведовательные походы ...ну и т.д.

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #10 : 03 декабря 2009, 10:43:07 »
Миша, в этих двух фильмах про нас нет ни слова. В одном месте показывают барказ, вроде бы чумиканский, но ничего я не разглядел.
Идея о размножении совершенно правильная.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Пресняков Михаил Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1359
  • "Чумикан" 1976-1979
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #9 : 03 декабря 2009, 08:41:25 »
Михалыч, думаю каждому хотелось бы иметь такие фильмы у себя. Может нужно уже подумать о "размножении" всех фильмов касающихся нашей службы. Сколько их уже сделано?
Останется хоть нашим детям и внукам память о нас, о стране с бездарными амбициозными руководителями, в которой судьбой было определено нам родиться и жить. Наверняка ведь учебники истории переделают и правду засекретят и в архивы спрячут, или уничтожат.   Поэтому историю нужно вести нам, простым людям. Фиксировать ежедневно на видео и фото и сохранять, чтобы в будущем не было исторических искажений  0__13

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #8 : 02 декабря 2009, 18:24:59 »
Володя Пагаев прислал два фильма о Буране.
"Битва за космос" и "Наш шатл Буран".

Обидно, ребята. Старт "Энергии" с "Полюсом", полёт Бурана - всё впечатляет.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Мичман Громов О.С.

  • ЧЕСТЬ ИМЕЮ!
  • Третий галс
  • ***
  • Сообщений: 17
  • СИБИРЬ
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #7 : 20 июня 2009, 19:55:22 »
Ребята смотрите историю нашего шатла. Там есть съёмки подъёма "Бор" в океане.
История русского шатла в 6 частях:
1.   http://www.youtube.com/watch?v=O_pVvkjErSg&feature=related
2.   http://www.youtube.com/watch?v=lFNIYMZjAts&NR=1
3.   http://www.youtube.com/watch?v=rhm9FVST8R8&feature=related
4.   http://www.youtube.com/watch?v=dBudfpeEgTc&NR=1
5.   http://www.youtube.com/watch?v=h-fMn2IUqG8&feature=related
6.   http://www.youtube.com/watch?v=KndffQrCTy4&NR=1


А это съёмки  тоже Бора, подъём на борт в океане:
http://www.youtube.com/watch?v=NfWKRW89XwA&feature=related

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #6 : 19 мая 2009, 11:50:37 »
Куда летишь ты, "Русь"?
// Роскосмос утвердил проект космического корабля нового поколения
   
Журнал «Огонёк»   № 1(5079) от 18.05.2009

Президент Роскосмоса Анатолий Перминов: «Первый старт нового корабля назначен на 2015 год»

В Федеральном космическом агентстве России подведены итоги очередного конкурса на разработку проекта пилотируемого космического корабля многоразового использования. Новый русский шаттл с рабочим названием "Русь" будет строить Ракетно-космическая корпорация "Энергия". По сути, речь идет о новом этапе в отечественной космонавтике, который предусматривает полное обновление всей инфраструктуры — от носителей до космодромов.

От "Союза" до "Руси"
Русскому шаттлу хронически не везет. О создании своих собственных космических "челноков" российские ученые задумались еще в ту пору, когда они были советскими. В конце 1970-х в знаменитом ОКБ-155 Микояна шли работы над созданием орбитального самолета "Спираль", который должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолетом-разгонщиком. Со временем эта идея зачахла, хотя часть разработок впоследствии нашла применение при создании знаменитого "Бурана", совершившего свой первый и последний космический полет в ноябре 1988 года. С тех пор в Роскосмосе о "челноках" постарались забыть, предпочитая эксплуатировать пусть и старые, но зато надежные и многократно проверенные в деле корабли серии "Союз ТМА", разработанные еще в 1962 году (модернизированы в 1986-м).

Забыть, впрочем, не удалось: уже на этапе строительства Международной космической станции стало очевидно, что на одном "Союзе" российская космонавтика долго не протянет — слишком уж невелики возможности этого корабля по сравнению с американскими "челноками".

— Без шаттлов строительство МКС было бы невозможным, — говорят специалисты Роскосмоса. — Их грузоподъемность составляет 30 тонн, а поэтому только эти космические системы способны выводить на орбиту тяжелые модули, которые, кстати, и были спроектированы именно под шаттлы.

И вот в 2005 году Роскосмос официально объявил о реанимации программы создания эскизного проекта нового космического корабля многоразового использования. Был проведен конкурс, на котором рассматривалось три проекта. Конструкторы из научно-производственного объединения "Молния" представили многоразовый космический корабль МАКС, которому не нужны космодромы: в космос МАКС предполагается запускать с самолета. Правда, новый аппарат не может подниматься выше тысячи километров, но этого вполне хватает для доставки людей и грузов на МКС. Специалисты РКК "Энергия" (бывшее ОКБ Королева) предложили "Клипер" — проект космического "челнока", запускаемого с помощью ракеты, над которым ОКБ к тому времени работало уже шесть лет. Наконец, инженеры ГКНПЦ им. М.В. Хруничева (здесь создавались тяжелые ракеты "Протон" и модули МКС) вышли на конкурс с концепцией пилотируемого корабля, созданного на базе ТКС (транспортного корабля снабжения), который уже прошел летные испытания.

В итоге победителем конкурса был объявлен "Клипер". Как утверждают эксперты, это произошло не по техническим, а по политическим мотивам: Роскосмос лоббировал масштабную программу сотрудничества с Европейским космическим агентством (ESA), а европейцы хотели строить аналог американского шаттла, способный приземляться на аэродромы. "Клипер", впрочем, далеко не улетел — сначала выяснилось, что Европейское агентство отнюдь не горит желанием создавать что-то совместное с Роскосмосом, потом в РКК "Энергия" сменилось руководство, и в итоге в 2007 году проект был признан... бесперспективным. Конструкторы сетовали при этом: на разработку "Клипера" выделили 50 млн рублей, а этого могло хватить разве что на корабль из папье-маше.

Догнать Америку
Победителю нынешнего конкурса отпущено уже 800 млн рублей, то есть, по идее, этих средств должно хватить не только на чертежи с эскизами, но и на воплощение космического корабля "в металле". Поставлены и жесткие сроки — как сообщил руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов, вся проектная работа должна быть выполнена до июля 2010 года. Первый рабочий старт корабля назначен на 2015 год.

Дата выбрана не случайно. Чтобы убедиться в этом, достаточно свериться с перспективными планами американского агентства NASA. Так, в следующем году американцы должны окончательно списать последние три "челнока" и одновременно принять решение о начале строительства нового космического корабля "Орион", испытания которого уже идут полным ходом. Как заявил руководитель испытаний Эмбер Филман, "капсула" весом 8,1 тонны уже успешно прошла первую серию тестов, а дебютный старт "Ориона" назначен как раз на 2015 год.

Желание не отстать от американцев понятно. Но у них в разгаре уже этап тестирования компонентов нового "челнока", тогда как у нас проект существует пока только на бумаге. Даже название, как выясняется, утверждено не окончательно.

— Рабочее название корабля — "Русь", но оно будет уточняться,— заявил на презентации проекта президент РКК "Энергия" Виталий Лопота.— В рабочей документации он проходит как "пилотируемый транспортный корабль нового поколения". В какую сторону название будет трансформироваться, пока трудно сказать, но надо сделать так, чтобы название корабля было достойным.

Какой же она будет, наша новая "Русь"? Известно пока, что корабль задуман без "крылышек" по бокам, что у него будет шаттлоподобный нос и вместительная конструкция возвращаемой капсулы. "Русь" должна доставлять на орбиту до шести человек (на борту нынешних "Союзов" три кресла). Планируется, что новый корабль сможет возвращать на Землю до 500 кг груза (сейчас космонавты могут взять с орбиты только 50). Увеличение грузоподъемности — принципиальный вопрос, поскольку запланировано, что вскоре экипаж МКС может вырасти в два раза — как раз до шести космонавтов. (Для сравнения: экипаж проектируемого американского корабля "Орион" составит четыре человека.)

— Также рассматривается возможность расширения функций корабля по доставке и возвращению грузов, обеспечению высокоточной посадки на территории Российской Федерации, выполнению не только околоземных полетов, но и дальних космических,— говорит Виталий Лопота.— К кораблю выставлены и экономические требования: он должен быть более экономичным и эффективным, чем корабли "Союз ТМА".

Предполагаются и другие новшества. Например, предусматривается создание нескольких модификаций корабля, предназначенных для полетов на земную и окололунную орбиту, ремонта космических аппаратов, а также для выведения с орбиты вышедших из строя спутников и крупных фрагментов космического мусора. "Русь" рассчитана на многоразовое — до 10 полетов в космос — использование, причем проект лунного модуля должен быть рассчитан на автономный полет четырех космонавтов в течение 14 суток.

Еще мы сделаем ракету
Создание корабля нового поколения, впрочем, хотя и чрезвычайно важная, но отнюдь не единственная конструкторская задачка. "Русь" — это всего лишь часть колоссального перспективного ракетно-космического комплекса, который включает в себя множество элементов наземной космической инфраструктуры.

Нужен, во-первых, новый носитель — ведь сама по себе "Русь" никуда не полетит. Нынешние 7-тонные "Союзы" выводятся на орбиту при помощи ракеты-носителя "Союз-ФГ". Чем выводить 12-тонную "Русь" — большой вопрос. В свое время для так и не рожденного "Клипера" предлагалось использовать новые ракеты "Онега" (модификация "Протона") и российско-украинский "Зенит-2". Но сейчас все работы по этим проектам свернуты. Специалисты РКК "Энергия" предлагают взамен новую российскую ракету "Ангара", которая сейчас как раз разрабатывается в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Правда, когда состоится пробный запуск "Ангары", еще толком неизвестно.

Во-вторых, нужен новый космодром со стартовым комплексом для "Ангары". Сегодня предполагается, что "Русь" будет стартовать с космодрома "Восточный", что планируется развернуть в Амурской области. Но этого космодрома пока тоже нет — его строительство должно только начаться в 2010 году.

Наконец, совершенно непонятно, как на российские космические планы повлияет финансовый кризис. Американцы, например, на этот риф уже налетели — конгресс США отказался утвердить годовой бюджет NASA в размере 18,2 млрд долларов, а это значит, что вся программа по созданию "Ориона" и ракеты-носителя "Арес" стоимостью 230 млрд долларов оказалась в финансовой невесомости.

Но все же главная проблема на пути "Руси" кроется не в деньгах и не в сжатых сроках. Основная функциональная задача нового русского шаттла — полеты на МКС. Загвоздка в том, что рассчитанный срок эксплуатации Международной космической станции заканчивается как раз в 2015 году, то есть в тот самый момент, когда "Русь" должна совершить свой первый полет. Между тем, американцы уже заявили о готовности продать свой сегмент орбитальной станции Китаю — дескать, участие в экспериментах на МКС в качестве "клиентов" обойдется вполовину дешевле, чем полноценное участие в проекте. Сумма сделки не разглашается, но в NASA рассчитывают, что полученные средства позволят на два года раньше осуществить подготовку полета на Луну. Следом от участия в проекте могут отказаться и европейцы, уже давно выступающие за развитие беспилотной космонавтики. И, если эта точка зрения возьмет верх, то "Русь" может остаться без работы.

Владимир Тихомиров
Борьба в иллюминаторе
Патриарх отечественной космонавтики — академик Борис ЧЕРТОК считает, что России следовало бы отказаться от "космической гонки" с Америкой.

— Соединенные Штаты Америки, несмотря ни на что, останутся в ближайшие 30 лет самой мощной экономической, военной и наиболее передовой в научном отношении державой мира. Уже сегодня сама по себе международная космическая станция для США большого интереса не представляет, а без них МКС обречена: Европе, России и Японии ее содержание не по карману. Положение усугубляется тем, что золотые руки рабочих и светлые умы инженеров стали в России дефицитом, закрыть эту дыру в ближайшем будущем нечем. В США такой проблемы нет. Они идут вперед, их новые автоматические аппараты обогащают науку. Так, космонавты, работавшие на МКС, говорят, что основное время уходит на обслуживание самой станции. Но эти комплексы при огромных расходах были созданы для крупных исследований, до которых дело не доходит. Для науки же несравненно важнее американский беспилотный телескоп "Хаббл", который дал астрономии больше данных, чем она накопила за все предыдущие столетия. Но в нашей стране такие аппараты не создаются и такие задачи забыты. Нынешняя российская элита — это класс богачей и коррупционеров-чиновников. Им не до космонавтики. Даже для руководства РАН космонавтика стала второстепенной, а ведь прежде и очень долго за отрасль держал ответ лично президент академии. Я убежден: в самое ближайшее время Россия должна уделять внимание программам космической безопасности, развитию спутниковой группировки всех видов связи, разведки, совершенствованию ГЛОНАСС и других систем, о которых сейчас так много говорят. Нужно дать новый импульс для возрождения космической отрасли, нужно создать мощный холдинг для решения крупных государственных задач в космонавтике. Пока же все выживают поодиночке. Но свободный рынок в наших делах не работает — во всем мире космонавтика является государственным делом. Самой большой бедой остается отсутствие национальной стратегии развития российской космонавтики. Если такая доктрина не будет выработана и если ее не поддержит высшее политическое руководство, о возрождении и говорить не стоит.


Индустрия полета
Как обустроить старт
Создание корабля нового поколения "Русь" — это всего лишь первый шаг к формированию колоссального ракетно-космического комплекса, который должен объединить множество элементов наземной космической инфраструктуры.

Ракета-носитель "Ангара"
Специально для космического корабля нового поколения в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева разрабатывается новейшая ракета "Ангара".

Космодром
Для новой ракеты-носителя должен быть оборудован космодром с новой пусковой установкой со всеми наземными службами. Строительство космодрома "Восточный" в Амурской области начнется в следующем году.

Монтажно-испытательный комплекс
Ракету на космодром привозят по частям, а собирают в цехах монтажно-испытательного комплекса.

Центр подготовки космонавтов
Для космического корабля нового поколения придется строить и новые тренажеры для космонавтов.



Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Степанов Евгений Иванович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 199
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #5 : 31 марта 2009, 17:56:54 »
Каждая такая информация - нож в спину нашей молодости. Увы, приходится со всем этим мириться, и рассказывать о том что мы могли и что делали. Дай, Бог , внуки оценили  бы

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #4 : 31 марта 2009, 14:34:02 »
Статья из "Российской газеты". Точка зрения академика Семёнова очень важная и интересная.

http://www.rg.ru/2008/11/14/a283495.html

Сбитый с орбиты
20 лет назад первый полет совершил советский шаттл "Буран". Как развалили уникальную космическую программу?
Наталия Ячменникова
"Российская газета" - Федеральный выпуск №4792 от 14 ноября 2008 г.

Завтра исполнится 20 лет, как многоразовый космический корабль "Буран" совершил свой первый полет. Это стало сенсацией. Впервые в мире советский шаттл приземлился на посадочной полосе в автоматическом режиме. Американские челноки до сих пор садятся только в ручном.

Почему триумфальный старт оказался единственным? Почему была закрыта уникальная программа? Что потеряла страна? Об этом корреспондент "РГ" беседует с академиком РАН Юрием Семеновым, который был генеральным конструктором РКК "Энергия", главным конструктором корабля "Буран".

Наш ответ американцам

Российская газета: Юрий Павлович, правда ли, что "Буран" появился только по политическим соображениям, а конкретных задач под него не было?

Юрий Семенов: Работа началась в середине 1970-х годов. Это был период, когда США заявляли о своем стремлении к широкой милитаризации космоса. На международных симпозиумах по сотрудничеству в космосе, где мы встречались с американскими астронавтами, нам просто било по ушам, когда они заявляли: "Имейте в виду, мы готовим совершенно неожиданное для Советского Союза оружие". Мы знали, что они делают шаттл. Они гордились этим проектом, тем более после программы "Аполлон".

РГ: Говорят, что генеральный конструктор Глушко поначалу, как и многие другие, не поддерживал многоразовую тематику?

Семенов: Не совсем так. Я тогда был у него заместителем и главным конструктором по орбитальным станциям и пилотируемым кораблям. И был, естественно, сторонником именно станций и пилотируемых кораблей. А мой заместитель Константин Петрович Феоктистов прямо говорил: многоразовость - это очередной блеф, которым нас пытаются запугать.

РГ: Кстати, академик Мишин даже называл "Буран" не иначе как "Бурьяном". Почему?

Семенов: Все понимали: многоразовые системы связаны с громадными затратами. Тем более что американцы с шаттлами уже были на финише. Уже тогда запуск одного челнока с учетом полезной загрузки оценивался почти в 800 млн долларов. А выводить на орбиту, как было объявлено, он мог до 30 тонн. Мы же 20 тонн выводили ракетой "Протон", пуск которой и сегодня по коммерческим ценам стоит около 60 млн долларов.

РГ: И все-таки вам пришлось заняться "Бураном"?

Семенов: Все изменилось после Совета обороны, на который нас пригласил Дмитрий Федорович Устинов. Там четко прозвучало: США, запустив "Спейс Шаттл", смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения упреждающего ракетно-ядерного удара. После этого совещания меня вызвал министр общего машиностроения Афанасьев: "Знаем твое мнение, но ты будешь главным конструктором по кораблю, а Губанов - по ракете-носителю".

РГ: То есть это был "наш ответ Чемберлену"?

Семенов: С одной стороны, Советский Союз стремился удержать лидирующее положение в космосе, а с другой - обеспечить страховку от всяких неожиданных сюрпризов. Так что создавалась система "Буран" по заданию министерства обороны и Академии наук.

РГ: Многие упрекали конструкторов в том, что корабль "Буран" очень похож на американский шаттл?

Семенов: Внешне похож, как похожи между собой все самолеты. Но в основе отличался принципиально. И схемой, и техническими решениями. Скажем, американский комплекс "Спейс Шаттл" без челнока не может быть использован: маршевые ракетные двигатели, работающие на участке выведения, у него установлены на челноке. Мы же разделили эту схему. Орбитальный корабль "Буран" - лишь часть системы "Энергия-Буран". НПО "Энергия" с кооперацией предприятий под руководством Валентина Петровича Глушко создало мощную универсальную ракету-носитель "Энергия", которая может выводить как корабль, так и любую полезную нагрузку до 100 тонн.

РГ: Ракета "Энергия" получилась одной из самых мощных в мире?

Семенов: Да, это выдающееся творение. Если бы не Валентин Петрович, такой ракеты не было бы. Его решение - создать мощный двигатель РД-170 тягой 740 тонн. На Глушко тогда обрушились: "Это невозможно! Надо разделить четырехкамерный двигатель на четыре отдельных, то есть четвертовать". "А я создам такой двигатель", - был ответ. Эти двигатели и сегодня не имеют равных в мире. После закрытия программы с "Байконура" их было вывезено четырнадцать, уже готовых к использованию. Тринадцать были затем установлены на ракету "Зенит" для "Морского старта".

Один доллар на миллион

РГ: Насколько я знаю, при создании "Бурана" было разработано свыше 600 новейших технологий. Какие из них используются сегодня? Какие остались за бортом?

Семенов: Примерно половина из них была конкурентоспособна на мировом рынке: материалы, станки и устройства, экспериментальные установки, вычислительная и измерительная техника... Но беда в том, что промышленность наша оказалась не готова внедрить все в производство. Начинали использоваться лишь некоторые технологии, по которым были созданы только единичные экспериментальные образцы.

Ведь как тогда рассуждали многие чиновники: зачем заниматься большими технологиями? Проще качать нефть. Мне Виктор Степанович Черномырдин говорил: "Да я тебе скважину сделаю - и даже показал на карте какую - и обеспечу сколько надо денег. Делай!" Он прекрасно понимал значение новых технологий, был нашим сторонником. Но обстоятельства в стране ограничивали его возможности. Именно премьер Черномырдин и вице-президент США Гор подписали первое соглашение о широчайшем сотрудничестве России и Америки в космосе. Откуда и пошли программы "Мир-Шаттл", "Мир-НАСА", а затем и МКС.

РГ: А кто конкретно принял решение о закрытии программы "Буран"?

Семенов: 1992 год. Собирает нас, генеральных конструкторов, в Кремле Ельцин. Заходит, садится: "Первое, что мы делаем: закрываем "Энергию-Буран". Дают мне слово. Выхожу на трибуну: "Это громадный удар по научно-техническому прогрессу России". Меня поддержал академик Владимир Федорович Уткин. Говорю: "Никак не мог понять, кто закрыл лунную программу, никакого документа не было. А вот то, что сейчас услышал, - четко". Борис Николаевич говорит: "Юрий Павлович, вы что здесь кричите?" Отвечаю: "Да не кричу, просто обидно".

Кстати, вскоре нас пригласили выступить в конгрессе США о перспективах развития космической техники. Потом в НПО "Энергия" приехала громадная американская делегация во главе с директором НАСА Трулли и его замом Келлером. Посмотрели, что мы делаем. И предложили контракт на создание корабля-спасателя для орбитальной станции "Фридом", над которой тогда работали американцы. Келлер сходу заявил: "Давайте заключим договор на один миллион долларов". Правда, чуть позже уточнил: "У нас на миллион нет полномочий. Давайте на 999 тысяч и 999 долларов. А один доллар от себя лично я даю".

РГ: И где этот доллар?

Семенов: Он сейчас в нашем музее хранится.

"Буран" против бурана

РГ: А что вы испытали, когда стало ясно: у "Бурана" нет будущего?

Семенов: Эмоции трудно передать. Мы же сделали совершенно уникальный полет. За несколько месяцев до полета Глушко слег с инсультом. Он назначил меня и.о. генконструктора. Еще 2 сентября 1988 года, находясь в больнице, Валентин Петрович говорил: "На пуск "Бурана" обязательно приеду". Увы.

РГ: Очевидцы рассказывают о поразительной точности, с какой сел корабль при сильнейшем ветре.

Семенов: Да, это так. Посадка совпала с ураганом, идущим со стороны Аральского моря: порывы ветра до 20 метров в секунду. Видим: заходящий на посадку корабль "Буран" вдруг сделал разворот. Оказывается, автоматика выбрала оптимальную траекторию! Корабль вышел точно на посадочную полосу и приземлился. Боковое отклонение от осевой линии полосы - всего 3 метра, а продольное - 10! Это была высочайшая точность.

РГ: Но, как ни странно, кто-то даже упрекал, что "Буран" слишком автоматизирован. Дескать, приоритет отдается автомату, а не космонавтам?

Семенов: Были разные мнения. Например, космонавты Игорь Волк и Алексей Леонов хотели управлять кораблем вручную. И они даже написали в ЦК партии, что Глушко и Семенов - технические "аферисты": то, что они придумали, никогда не может быть. И меня вызывали в ЦК: ты что там делаешь?! Но мы отстояли свою позицию. А после приземления корабля видели бы наших оппонентов! Удивленные глаза и совершенно растерянные лица.

Почему мы делали упор на автомат? Ручное управление на космических кораблях у нас было всегда резервным. И весь последующий опыт подтверждает, что мы выбрали правильный путь. Вмешательство человека нужно только в том случае, если автоматика не справляется.

РГ: Сколько всего кораблей должно было быть?

Семенов: На космодроме готовились два корабля. Один слетал, второй с ракетой находился на подготовке и должен был стыковаться со станцией "Мир". Велось строительство еще трех летных экземпляров.

Корабль, который слетал, потом находился в монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке космодрома. В мае 2002 года в корпусе обрушилась крыша, и он вместе с ракетой был раздавлен. Второй теперь переоборудован и стоит в музее космодрома "Байконур". Третий, пилотируемый и значительно усовершенствованный, был готов процентов на 30-50. Он так и остался на заводе в Тушине. Кроме того, было семь полноразмерных макетов для различных испытаний.

РГ: Они пошли на металлолом?

Семенов: Все это долго находилось в НПО "Энергия" (а затем в РКК "Энергия") на балансе. А потом решили списать. Но списать-то тоже было не просто. Что-то надо было утилизировать, что-то поддерживать, и на все нужны были деньги.

РГ: А что недавно приобрел музей в Германии?

Семенов: Макет для горизонтально-летных испытаний.

РГ: Действительно на "Буране" не было импортных составляющих?

Семенов: Это правда. Все было отечественное.

Задел на завтра

РГ: Что все-таки погубило программу? Игорь Волк говорит, что межведомственные раздоры?

Семенов: Прежде всего - развал Советского Союза. Мы ощущали серьезнейшее недофинансирование. Это отражалось и на станции "Мир" - средства мы получали из госбюджета процентов на 10-30. Никакого межведомственного раздора не было.

РГ: А сколько средств ушло на программу?

Семенов: Около 15 млрд рублей. Но это с учетом строительства наземной инфраструктуры - стенда для динамических испытаний, ВПП, систем дальнего и ближнего автоматического приведения корабля на посадочную полосу и т.д.

РГ: Говорят, что это была самая дорогостоящая космическая программа?

Семенов: Нет, конечно. Самая выдающаяся - бесспорно. Это вершина достижений отечественной ракетно-космической техники за всю ее историю.

РГ: Сейчас разрабатывается пилотируемая перспективная транспортная система. От "Клипера" уже отказались. Целесообразно ли использовать задел "Бурана"?

Семенов: Что показывает история? Когда в проекте объединяются отрасли разного направления, тогда появляются очень хорошие идеи. Мы объединились с минавиапромом и создали "Буран". Когда объединились с судостроением, появился "Морской старт", совершенно неповторимый проект с большим будущим. То есть новые идеи толкают технику вперед. Думаю, что в корабле нового поколения будет использован задел по "Бурану".

РГ: Но ведь американцы в проекте нового пилотируемого космического корабля отказались от крылатой схемы?

Семенов: Отказались. Они не смогли до конца решить вопросы безопасности полета экипажа шаттла. Мы должны думать о новых шагах вперед, а это новые решения в ракетно-космической технике и пилотируемой космонавтике. Очень важный момент - Россия должна иметь независимый доступ в космос. Мы должны быть полностью самостоятельными. А ведь космодром "Байконур" принадлежит не нам.

РГ: Вы имеете в виду строительство космодрома "Восточный"?

Семенов: Нет. Я против космодрома "Восточный". Убежден: надо использовать на полную катушку "Плесецк", и такая возможность есть.

РГ: Но ведь космодром "Плесецк" нельзя использовать для пилотируемых запусков?

Семенов: Это если идти на старых технологиях и не дооснащать его. Мы же говорим о новом рывке. Именно мы вырастили настоящую космонавтику. Американцы, хоть первыми и высадились на Луну, но опыт длительных космических полетов получили, потому что мы отдали им многие отработанные решения по "Миру".

Нам нужны не облет Луны и не добыча там гелия-3 и даже не полет на Марс. Нам нужно надежно осваивать ближний космос. Но при этом мы должны думать и о создании таких средств, которые позволяли бы безопасно двигаться по так называемым отлетным траекториям к другим планетам и Луне.

РГ: Так вы противник разработки лунной и марсианской программ?

Семенов: Запишите дословно. Считаю, что человек когда-нибудь обязательно будет серьезно осваивать Луну и Марс. Будет создана межпланетная инфраструктура. Сергей Павлович Королев в свое время поставил задачу - построить околоземную орбитальную инфраструктуру. Она сегодня есть. Необходимо создать такие технические средства, которые обеспечат безопасность полета и возвращение экипажа на Землю.

РГ: Одно время пошли разговоры о возрождении "Бурана" для коммерческих полетов. Как вы к этому относитесь?

Семенов: Это ерунда.

РГ: А к проектам различных систем для туристических суборбитальных полетов, которые плодятся и в России, и за рубежом?

Семенов: Это коммерческое шоу. Ничего общего с будущим космонавтики они не имеют. Если говорить о "Буране", то это не просто подвиг разработчиков, рабочих, военных специалистов. Это еще и символ огромных возможностей нашей страны, которая может сделать все, но порой не знает потом, как распорядиться тем, что она сделала.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Горовой Андрей Анатольевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 730
  • "Сахалин"
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #3 : 12 января 2009, 22:31:12 »
А если ко всему добавить, что и океан почти не изучен, то работы - непочатый край, причём всем!!!!
Но нет же, всё никак не успокоятся, всё чего то делят, сколько денег на войну гробят!
Где-то прозвучало, что старушка Земля способна прокормить всемеро больше, чем есть сейчас!
Только нужно думать, пока засранцы не успокоятся, толку не будет!
Коммунизм-утопия! Капитализм-дерьмо! А где же то что нужно?
После нас на этой планете, кроме перегноя,
должно остаться что-то ещё...

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. "Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #2 : 12 января 2009, 21:15:10 »
На Дискавери смотрел как-то фильм под приблизительным названием "Самые большие проекты". Там говорилось, например, о строительстве корейского аэропорта и о других. Мне кажется, что есть проекты гораздо серьёзнее. Я восхищаюсь ими:
1. Полёт человека в космос.
2. Полёт человека на Луну.
3. Союз-Аполлон.
4. Буран.
Они сложнее и элегантнее только потому, что включали в себя совершенно новые направления, огромное число людей самых разных специальностей, огромное число удалённых друг от друга согласований.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Горлов Константин Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1878
  • первый экипаж
"Маршал Неделин" и "Буран", 1988 г.
« Ответ #1 : 11 января 2009, 05:00:25 »
Все материалы, связанные с этим проектом. Для начала юбилейная статья из "Российской газеты".
URL: http://www.rg.ru/2008/11/14/a283495.html

http://www.rg.ru/2008/11/14/a283495.html

Сбитый с орбиты

20 лет назад первый полет совершил советский шаттл "Буран". Как развалили уникальную космическую программу?
от первого лица

Наталия Ячменникова

Завтра исполнится 20 лет, как многоразовый космический корабль "Буран" совершил свой первый полет. Это стало сенсацией. Впервые в мире советский шаттл приземлился на посадочной полосе в автоматическом режиме. Американские челноки до сих пор садятся только в ручном.

Почему триумфальный старт оказался единственным? Почему была закрыта уникальная программа? Что потеряла страна? Об этом корреспондент "РГ" беседует с академиком РАН Юрием Семеновым, который был генеральным конструктором РКК "Энергия", главным конструктором корабля "Буран".

Наш ответ американцам

Российская газета: Юрий Павлович, правда ли, что "Буран" появился только по политическим соображениям, а конкретных задач под него не было?

Юрий Семенов: Работа началась в середине 1970-х годов. Это был период, когда США заявляли о своем стремлении к широкой милитаризации космоса. На международных симпозиумах по сотрудничеству в космосе, где мы встречались с американскими астронавтами, нам просто било по ушам, когда они заявляли: "Имейте в виду, мы готовим совершенно неожиданное для Советского Союза оружие". Мы знали, что они делают шаттл. Они гордились этим проектом, тем более после программы "Аполлон".

РГ: Говорят, что генеральный конструктор Глушко поначалу, как и многие другие, не поддерживал многоразовую тематику?

Семенов: Не совсем так. Я тогда был у него заместителем и главным конструктором по орбитальным станциям и пилотируемым кораблям. И был, естественно, сторонником именно станций и пилотируемых кораблей. А мой заместитель Константин Петрович Феоктистов прямо говорил: многоразовость - это очередной блеф, которым нас пытаются запугать.

РГ: Кстати, академик Мишин даже называл "Буран" не иначе как "Бурьяном". Почему?

Семенов: Все понимали: многоразовые системы связаны с громадными затратами. Тем более что американцы с шаттлами уже были на финише. Уже тогда запуск одного челнока с учетом полезной загрузки оценивался почти в 800 млн долларов. А выводить на орбиту, как было объявлено, он мог до 30 тонн. Мы же 20 тонн выводили ракетой "Протон", пуск которой и сегодня по коммерческим ценам стоит около 60 млн долларов.

РГ: И все-таки вам пришлось заняться "Бураном"?

Семенов: Все изменилось после Совета обороны, на который нас пригласил Дмитрий Федорович Устинов. Там четко прозвучало: США, запустив "Спейс Шаттл", смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения упреждающего ракетно-ядерного удара. После этого совещания меня вызвал министр общего машиностроения Афанасьев: "Знаем твое мнение, но ты будешь главным конструктором по кораблю, а Губанов - по ракете-носителю".

РГ: То есть это был "наш ответ Чемберлену"?

Семенов: С одной стороны, Советский Союз стремился удержать лидирующее положение в космосе, а с другой - обеспечить страховку от всяких неожиданных сюрпризов. Так что создавалась система "Буран" по заданию министерства обороны и Академии наук.

РГ: Многие упрекали конструкторов в том, что корабль "Буран" очень похож на американский шаттл?

Семенов: Внешне похож, как похожи между собой все самолеты. Но в основе отличался принципиально. И схемой, и техническими решениями. Скажем, американский комплекс "Спейс Шаттл" без челнока не может быть использован: маршевые ракетные двигатели, работающие на участке выведения, у него установлены на челноке. Мы же разделили эту схему. Орбитальный корабль "Буран" - лишь часть системы "Энергия-Буран". НПО "Энергия" с кооперацией предприятий под руководством Валентина Петровича Глушко создало мощную универсальную ракету-носитель "Энергия", которая может выводить как корабль, так и любую полезную нагрузку до 100 тонн.

РГ: Ракета "Энергия" получилась одной из самых мощных в мире?

Семенов: Да, это выдающееся творение. Если бы не Валентин Петрович, такой ракеты не было бы. Его решение - создать мощный двигатель РД-170 тягой 740 тонн. На Глушко тогда обрушились: "Это невозможно! Надо разделить четырехкамерный двигатель на четыре отдельных, то есть четвертовать". "А я создам такой двигатель", - был ответ. Эти двигатели и сегодня не имеют равных в мире. После закрытия программы с "Байконура" их было вывезено четырнадцать, уже готовых к использованию. Тринадцать были затем установлены на ракету "Зенит" для "Морского старта".

Один доллар на миллион

РГ: Насколько я знаю, при создании "Бурана" было разработано свыше 600 новейших технологий. Какие из них используются сегодня? Какие остались за бортом?

Семенов: Примерно половина из них была конкурентоспособна на мировом рынке: материалы, станки и устройства, экспериментальные установки, вычислительная и измерительная техника... Но беда в том, что промышленность наша оказалась не готова внедрить все в производство. Начинали использоваться лишь некоторые технологии, по которым были созданы только единичные экспериментальные образцы.

Ведь как тогда рассуждали многие чиновники: зачем заниматься большими технологиями? Проще качать нефть. Мне Виктор Степанович Черномырдин говорил: "Да я тебе скважину сделаю - и даже показал на карте какую - и обеспечу сколько надо денег. Делай!" Он прекрасно понимал значение новых технологий, был нашим сторонником. Но обстоятельства в стране ограничивали его возможности. Именно премьер Черномырдин и вице-президент США Гор подписали первое соглашение о широчайшем сотрудничестве России и Америки в космосе. Откуда и пошли программы "Мир-Шаттл", "Мир-НАСА", а затем и МКС.

РГ: А кто конкретно принял решение о закрытии программы "Буран"?

Семенов: 1992 год. Собирает нас, генеральных конструкторов, в Кремле Ельцин. Заходит, садится: "Первое, что мы делаем: закрываем "Энергию-Буран". Дают мне слово. Выхожу на трибуну: "Это громадный удар по научно-техническому прогрессу России". Меня поддержал академик Владимир Федорович Уткин. Говорю: "Никак не мог понять, кто закрыл лунную программу, никакого документа не было. А вот то, что сейчас услышал, - четко". Борис Николаевич говорит: "Юрий Павлович, вы что здесь кричите?" Отвечаю: "Да не кричу, просто обидно".

Кстати, вскоре нас пригласили выступить в конгрессе США о перспективах развития космической техники. Потом в НПО "Энергия" приехала громадная американская делегация во главе с директором НАСА Трулли и его замом Келлером. Посмотрели, что мы делаем. И предложили контракт на создание корабля-спасателя для орбитальной станции "Фридом", над которой тогда работали американцы. Келлер сходу заявил: "Давайте заключим договор на один миллион долларов". Правда, чуть позже уточнил: "У нас на миллион нет полномочий. Давайте на 999 тысяч и 999 долларов. А один доллар от себя лично я даю".

РГ: И где этот доллар?

Семенов: Он сейчас в нашем музее хранится.

"Буран" против бурана

РГ: А что вы испытали, когда стало ясно: у "Бурана" нет будущего?

Семенов: Эмоции трудно передать. Мы же сделали совершенно уникальный полет. За несколько месяцев до полета Глушко слег с инсультом. Он назначил меня и.о. генконструктора. Еще 2 сентября 1988 года, находясь в больнице, Валентин Петрович говорил: "На пуск "Бурана" обязательно приеду". Увы.

РГ: Очевидцы рассказывают о поразительной точности, с какой сел корабль при сильнейшем ветре.

Семенов: Да, это так. Посадка совпала с ураганом, идущим со стороны Аральского моря: порывы ветра до 20 метров в секунду. Видим: заходящий на посадку корабль "Буран" вдруг сделал разворот. Оказывается, автоматика выбрала оптимальную траекторию! Корабль вышел точно на посадочную полосу и приземлился. Боковое отклонение от осевой линии полосы - всего 3 метра, а продольное - 10! Это была высочайшая точность.

РГ: Но, как ни странно, кто-то даже упрекал, что "Буран" слишком автоматизирован. Дескать, приоритет отдается автомату, а не космонавтам?

Семенов: Были разные мнения. Например, космонавты Игорь Волк и Алексей Леонов хотели управлять кораблем вручную. И они даже написали в ЦК партии, что Глушко и Семенов - технические "аферисты": то, что они придумали, никогда не может быть. И меня вызывали в ЦК: ты что там делаешь?! Но мы отстояли свою позицию. А после приземления корабля видели бы наших оппонентов! Удивленные глаза и совершенно растерянные лица.

Почему мы делали упор на автомат? Ручное управление на космических кораблях у нас было всегда резервным. И весь последующий опыт подтверждает, что мы выбрали правильный путь. Вмешательство человека нужно только в том случае, если автоматика не справляется.

РГ: Сколько всего кораблей должно было быть?

Семенов: На космодроме готовились два корабля. Один слетал, второй с ракетой находился на подготовке и должен был стыковаться со станцией "Мир". Велось строительство еще трех летных экземпляров.

Корабль, который слетал, потом находился в монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке космодрома. В мае 2002 года в корпусе обрушилась крыша, и он вместе с ракетой был раздавлен. Второй теперь переоборудован и стоит в музее космодрома "Байконур". Третий, пилотируемый и значительно усовершенствованный, был готов процентов на 30-50. Он так и остался на заводе в Тушине. Кроме того, было семь полноразмерных макетов для различных испытаний.

РГ: Они пошли на металлолом?

Семенов: Все это долго находилось в НПО "Энергия" (а затем в РКК "Энергия") на балансе. А потом решили списать. Но списать-то тоже было не просто. Что-то надо было утилизировать, что-то поддерживать, и на все нужны были деньги.

РГ: А что недавно приобрел музей в Германии?

Семенов: Макет для горизонтально-летных испытаний.

РГ: Действительно на "Буране" не было импортных составляющих?

Семенов: Это правда. Все было отечественное.

Задел на завтра

РГ: Что все-таки погубило программу? Игорь Волк говорит, что межведомственные раздоры?

Семенов: Прежде всего - развал Советского Союза. Мы ощущали серьезнейшее недофинансирование. Это отражалось и на станции "Мир" - средства мы получали из госбюджета процентов на 10-30. Никакого межведомственного раздора не было.

РГ: А сколько средств ушло на программу?

Семенов: Около 15 млрд рублей. Но это с учетом строительства наземной инфраструктуры - стенда для динамических испытаний, ВПП, систем дальнего и ближнего автоматического приведения корабля на посадочную полосу и т.д.

РГ: Говорят, что это была самая дорогостоящая космическая программа?

Семенов: Нет, конечно. Самая выдающаяся - бесспорно. Это вершина достижений отечественной ракетно-космической техники за всю ее историю.

РГ: Сейчас разрабатывается пилотируемая перспективная транспортная система. От "Клипера" уже отказались. Целесообразно ли использовать задел "Бурана"?

Семенов: Что показывает история? Когда в проекте объединяются отрасли разного направления, тогда появляются очень хорошие идеи. Мы объединились с минавиапромом и создали "Буран". Когда объединились с судостроением, появился "Морской старт", совершенно неповторимый проект с большим будущим. То есть новые идеи толкают технику вперед. Думаю, что в корабле нового поколения будет использован задел по "Бурану".

РГ: Но ведь американцы в проекте нового пилотируемого космического корабля отказались от крылатой схемы?

Семенов: Отказались. Они не смогли до конца решить вопросы безопасности полета экипажа шаттла. Мы должны думать о новых шагах вперед, а это новые решения в ракетно-космической технике и пилотируемой космонавтике. Очень важный момент - Россия должна иметь независимый доступ в космос. Мы должны быть полностью самостоятельными. А ведь космодром "Байконур" принадлежит не нам.

РГ: Вы имеете в виду строительство космодрома "Восточный"?

Семенов: Нет. Я против космодрома "Восточный". Убежден: надо использовать на полную катушку "Плесецк", и такая возможность есть.

РГ: Но ведь космодром "Плесецк" нельзя использовать для пилотируемых запусков?

Семенов: Это если идти на старых технологиях и не дооснащать его. Мы же говорим о новом рывке. Именно мы вырастили настоящую космонавтику. Американцы, хоть первыми и высадились на Луну, но опыт длительных космических полетов получили, потому что мы отдали им многие отработанные решения по "Миру".

Нам нужны не облет Луны и не добыча там гелия-3 и даже не полет на Марс. Нам нужно надежно осваивать ближний космос. Но при этом мы должны думать и о создании таких средств, которые позволяли бы безопасно двигаться по так называемым отлетным траекториям к другим планетам и Луне.

РГ: Так вы противник разработки лунной и марсианской программ?

Семенов: Запишите дословно. Считаю, что человек когда-нибудь обязательно будет серьезно осваивать Луну и Марс. Будет создана межпланетная инфраструктура. Сергей Павлович Королев в свое время поставил задачу - построить околоземную орбитальную инфраструктуру. Она сегодня есть. Необходимо создать такие технические средства, которые обеспечат безопасность полета и возвращение экипажа на Землю.

РГ: Одно время пошли разговоры о возрождении "Бурана" для коммерческих полетов. Как вы к этому относитесь?

Семенов: Это ерунда.

РГ: А к проектам различных систем для туристических суборбитальных полетов, которые плодятся и в России, и за рубежом?

Семенов: Это коммерческое шоу. Ничего общего с будущим космонавтики они не имеют. Если говорить о "Буране", то это не просто подвиг разработчиков, рабочих, военных специалистов. Это еще и символ огромных возможностей нашей страны, которая может сделать все, но порой не знает потом, как распорядиться тем, что она сделала.


Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4792 от 14 ноября 2008 г.

© 1998-2009 "Российская газета"

Электронные адреса отделов газеты можно посмотреть на странице "Контакты".

Обо всем остальном пишите по адресу www@rg.ru