Автор Тема: Вспомним неделинские дни  (Прочитано 2297 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22954
  • "Неделин" 1982-92
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #24 : 29 ноября 2023, 09:23:41 »
Видимо он. Капитан 2 ранга в запасе

Полазил по форуму, да это он, и здесь присутствует. Просто я значительно позже появился

Ну да, это Борис Иваныч Выборов.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Панченко Евгений Петрович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 50
  • 1978-1980 Сибирь, Сахалин, Спасск, ГМС
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #23 : 28 ноября 2023, 16:25:28 »
Видимо он. Капитан 2 ранга в запасе

Полазил по форуму, да это он, и здесь присутствует. Просто я значительно позже появился
Я, капитан. И мой корабль знал туманы, штили и жестокие тайфуны. Но, слава Богу, нежелательный финал отодвигал кивок моей Фортуны

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22954
  • "Неделин" 1982-92
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #22 : 28 ноября 2023, 16:05:09 »
BDUhjpysq И почему остановились?
С мыслями собираюсь. )))
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Панченко Евгений Петрович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 50
  • 1978-1980 Сибирь, Сахалин, Спасск, ГМС
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #21 : 28 ноября 2023, 15:38:03 »
Видимо он. Капитан 2 ранга в запасе
Я, капитан. И мой корабль знал туманы, штили и жестокие тайфуны. Но, слава Богу, нежелательный финал отодвигал кивок моей Фортуны

Оффлайн Панченко Евгений Петрович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 50
  • 1978-1980 Сибирь, Сахалин, Спасск, ГМС
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #20 : 28 ноября 2023, 15:32:54 »
Среди названных фамилий пытался найти знакомых. Возможно это Выборов Борис Иванович. Был депутатом Законодательного Собрания Камчатского края, избирался от Вилючинска. Затем был Министром имущественных отношений края, но я с ним близко не общался 
Я, капитан. И мой корабль знал туманы, штили и жестокие тайфуны. Но, слава Богу, нежелательный финал отодвигал кивок моей Фортуны

Оффлайн Панченко Евгений Петрович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 50
  • 1978-1980 Сибирь, Сахалин, Спасск, ГМС
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #19 : 28 ноября 2023, 15:07:03 »
 BDUhjpysq И почему остановились?
Я, капитан. И мой корабль знал туманы, штили и жестокие тайфуны. Но, слава Богу, нежелательный финал отодвигал кивок моей Фортуны

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22954
  • "Неделин" 1982-92
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #18 : 15 июня 2023, 08:57:06 »
А откуда на последнем фото затесались к вам артисты Стеблов и Садальский!?

Это не Стеблов, это НИК Г.А.Богородский.

Короткая была жизнь у "Маршала Неделина", но корабль так и остался моим любимым кораблём. Переход на Камчатку был связан с некоторыми трагическими событиями в моей жизни. В мае месяце я был на учёбе в Северодонецке - какой был красивый и современный город! Половина группы состояла из специалистов военки, все тих шептались, что работают по теме "Бурана". Вслух не говорил никто. Друзья сбились в хорошую компанию, со многим дружил потом много лет. С теплотой вспоминаю специалистов Северодонецкого приборостроительного завода, где делали ЭВМ - такое ощущение, что они рассказывают не про импульсы, сигналы, тактовые частоты, напряжения и токи, а про свой организм.

А ещё там были чудесные бары, отличное пиво, замечательный Дворец спорта, где я посмотрел многих известных артистов, а с Валерием Леонтьевым просто столкнулись нос к носу, когда его встречали на борту самолёта, а меня всем аэрофлотом отправляли - Аэрофлот был виноват в моём опоздании, и, советское чудо, отнеслись к своей ошибке с огромным вниманием и отправляли меня, как драгоценного гостя.

Но к сожалению, перед самым выходом наложились похороны близкого человека, эта командировка и сам выход. Так или иначе, корабль я догонял на рейде. Перед этим довольно долго искал, ожидал оказии, несколько попыток добраться до рейда - а это около часа хода - оказались бесполезными. Но так или иначе добрался до корабля. А там новый командир, новый замполит. Так что подёргался, попереживал. Жена после похорон осталась одна.

Уже на переходе ко мне подошёл Саша Карпов и сказал, что есть сведения, что мою должность сократили. Я, честно говоря, как-то особо не обратил внимания на эту новость - ну сократили и сократили, офицеров не отправляют в запас в 23 года. Как-то почти забыл. Сократили должности начальников машин (Герасимов, Сергеев и я), сократили инженера БЧ-1 (ушёл с корабля Володя Хижняк,сейчас он доктор наук в Питере). По-моему, сократили инженера РТС (Витя Новиков). Проблемы начались на Камчатке. Всё очень просто - мне не платили зарплату, бюрократия - я не мог понять, как можно было отправить меня  на переход, не обеспечив штатной должностью? Волков был очень исполнительным командиром (это хорошая черта), не особо разбираясь, впрочем, как всегда, он отправил меня в течении суток на "Чукотку" в распоряжение командира вч 60111. Так и встретила меня Камчатка - квартиры нет, корабля нет, денег нет, должности нет, что сказать жене - неизвестно.

Не скажу, что уж очень сильно переживал за всё это, нет. Привык верить своим, ждал, что помогут. Нас стали менять должностями с Володей Степановым - то я, то он становились командиром группы "Камы". Ну это довольно распространённая практика тех лет, не особо заморачивались этим. Потом правда на меня наехали партийные органы из-за того, что кто-то забыл в парторганизации "Неделина" перенести из списка одного в список другой - это ернуда, конечно, но до партконтроля дошла информация, чо я полгода не платил взносы, а это был большой, очень большой грех. Но я же платил! Меня спас Геннадий Никитович Жилкин - парторг "Чукотки". Спасибо ему. Как он красиво кричал на всех их: "Не верить моему коммунисту! Да я всех вас...да я до генерального секретаря дойду!". Где-то к февралю месяцу мне нашли постоянную должность в штабе 60111 - помощник начальника отдела ПДиТР в подчинении у Бронислава Сергеевича Шилова, хорошего человека. Опять же кто-то из офицеров "Чукотки" посоветовал поговорить с нашим бывшим офицером Михаилом Ховановым, который служил в части ракетчиков на берегу. Я очень быстро нашёл и Мишу, и всех командиров той базы Селюгина, нашёл должность аж категории 3-го ранга. Очень быстро они оформили представление на меня, даже удивлялись, как это так легко отпускают молодого офицера на берег. Я был очень доволен - интересная работа, давали квартиру, появилось постоянное место службы. Но оказалось, что не всё так легко и просто. Миша, которому я очень благодарен, утром в автобусе взял и проговорился одному из наших начальников. И после этого началась вторая часть марлезонского балета. Моё представление отозвали и обозвали "очень хитрым офицером". Так и закончилась моя береговая камчатская служба.

Почему я вспоминаю всё это? Да интересно вспомнить и сравнить те отношения к службе офицера и современные. Так или иначе, к лету 1985 года все мои пертурбации закончились. Уже вернулся из долгого отпуска В.С.Литвинов. Он в течение одних двух дней решил все мои вопросы. За что я благодарен Владимиру Сергеевичу всю свою жизнь, хоть и ссорились мы с ним, и даже ругались! Царствие небесное хорошему человеку!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22954
  • "Неделин" 1982-92
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #17 : 14 июня 2023, 16:00:23 »
А откуда на последнем фото затесались к вам артисты Стеблов и Садальский!?

Это не Стеблов, это НИК Г.А.Богородский.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Марчук Владимир Семёныч

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3216
  • 66-69 - КИК "Сахалин"
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #16 : 14 июня 2023, 14:09:20 »
А откуда на последнем фото затесались к вам артисты Стеблов и Садальский!?

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22954
  • "Неделин" 1982-92
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #15 : 14 июня 2023, 08:50:00 »
Строительство корабля.

На судостроительных заводах, на мой взгляд, присутствует особый дух, особая атмосфера. Годы идут и вспоминается вся заводская суета с большой ностальгией. Наступает день, когда корпус корабль отрезают от стенки. Экипаж заселяется в свои помещения. До этого вместо переборок были какие-то железки, пучки проводов, запах сварки, дыры в металле вместо иллюминаторов. Некрашеный металл со следами сварки. иначе встречать бы мне новый года в кандейке. С ходовых испытаний мы привезли в морге два трупа, погибли рабочие, но не из-за производственных травм, а по самой простой российской беде и причине. Косте Чистину было поручено доставить тела в городской морг. Кстати, нештатным расследователем у нас на корабле был, если не ошибаюсь, Саша Герасимов. Офицеров в дивизионе было много и командование корабля любило именно нам поручать всякие дополнительные обязанности. Специальность у нас была мало кому понятная и даже я бы сказал презираемая за свою непонятность. Любому командиру проще дать команду матросу, чем довериться какой-то ЭВМ. Виталий Петрович, кстати, всеми возможностями боролся за нас и за нашу репутацию, которая часто и подмачивалась нами самими -ну поймите, мы были молоды, веселы и всеми силами старались укрепить лозунг "Народ и армия едины". Один мастер спорта по боксу Серёжа Лынов чего стоил. Тем не менее, Виталий Петрович пробил дежурство по вычислительному центру, дежурство по АСУ, но все эти вахтенные функции как-то неудержались. Он сам нас отлавливал в каютах с повязками, гнал в помещения 13-2 и 20 пост, где располагались центральные устройства ЭВМ, но помогало мало - в постах  мы проводили и так очень много времени, с повязкой или без.

Ещё два помещения ЗИПа на 5-й палубе - там очень неуютно и холодно. ЗИПа было много. Вычислительные машины того времени были очень капризны, неисправности возникали практически каждый день, мы изучали всё новые и новые способы поиска неисправностей. Надо отметить, что наш комдив Виталий петрович Степанов относился к нашим вечным копаниям в машине с большим пониманием. Он, удивительно, был из механиков и, видимо, это у него было в крови. Правда не давал нам покоя рисованием всякого рода схем - принципиальных, функциональных. Схемы мы рисовали на огромных листах ватмана, натягивали на рамки метра по да длиной и крепили на переборках. А ещё ему очень не нравились некрасивые крепления шкафов к подволоку и он как-то придумал зашить всё это листами металла и покрасить. На заводе это делается быстро - бутылка шила и всё зашито. Но прослужило это недолго - маина стала греться (по нашим докладам) и мы всё это сняли и положили в ЗИПовку. Спустя годы, мы с Олегом Розовым и Мишей Родкевичем привезли уже в 1991 году аж две ЭВМ на запчасти, тащили всё это обычным рейсом в военных ящиках. Сложили всё это в те помещения. Но, увы, они больше не пригодились кораблю.

В заводах на корабли обычно приезжают известные люди и большое начальство. Был у нас Кирилл Лавров, Станислав Садальский. Мы уже привыкли к постоянным визитам генералов и адмиралов. Да и чего их бояться? Мне кажется, что они гораздо больше нашего боялись незнакомой техники корабля. А в наши молодые головы всё влетало быстро и держалось крепко. С удовольствием ездили в командировки - в Москву, Северодонецк, Минск, Казань. Вот на крабле уже появляются офицеры нашего соединения, вот познакомились с Литвиновым, с Труниным. Был у нас в гостях и Максюта Юрий Иванович, и Краснов Энгельс Яковлевич (он уже был заместителем командира ЛенВМБ).

Так или иначе, экипаж готовился к переходу на Дальний Восток.
Надо бы ещё написать следующее. В Вилючинске для нас построили дом 17 на Центральной улице. Отдельным семейным офицерам с детьми в нём дали квартиры. Не квартиры, а чаще всего комнаты, то есть квартира на две семьи. Мне сложно сейчас сказать по какой причине командование бригады распорядилось, чтоб жёны офицеров заранее въехали в эти квартиры. Я комнату получил через год жизни на Камчатке, моя жена не поехала, а многие жёны лейтенантов приехали раньше нас. К чему я это пишу? На по 22, жёнам тоже примерно по столько же. Как их мамы отпустили их к чёрту на кулички? Как они совсем молоденькие решились ехать без мужей? Когда мы пришли на Камчатку и сходили в гости к некоторым счастливым мужьям, которых ждали уже жёны, то оказалось, что некоторые квартиры настолько холодные, что непонятно вообще, как там можно жить. Наш девочки всё это выдержали. Боролись с вечными строителями и поломками канализаций, водопровода, электричества. А ведь ещё надо было и овощи на зиму как-то добыть. Как оказалось, в Приморском в магазинах не всегда были нужные овощи. Героини, просто героини! Эх, мы часто пишем про героизм мужиков и совершенно не замечаем героизм наших жён.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22954
  • "Неделин" 1982-92
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #14 : 12 июня 2023, 12:29:34 »
  Анатолий Михайлович, помощники командира корабля Куликов А.Н. и Ильяшенко В.И. - это те офицеры, которые в 70-е годы служили на "Спасске"?
  На общей фотографии экипажа они есть?

Нет, на фото их нет. Это фото 1982 года, с Ильяшенко я познакомился на "Чукотке". Говорят что он на "Спасске" начинал службу.
Вот он.

А вот Пирняк, Шарабыров и Богородский (НИК).
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2242
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #13 : 12 июня 2023, 12:08:21 »
  Анатолий Михайлович, помощники командира корабля Куликов А.Н. и Ильяшенко В.И. - это те офицеры, которые в 70-е годы служили на "Спасске"?
  На общей фотографии экипажа они есть?

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22954
  • "Неделин" 1982-92
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #12 : 12 июня 2023, 08:56:49 »
Формирование экипажа 2

Олег Николаевич Моисеенко был непривычным командиром. Ни до него, ни после я не встречал таких командиров. Удивительно, но встретившись с ним спустя лет 10 в аэропорту, он узнал меня. То, что он очень старался сформировать хороший экипаж безусловно для меня. Он вместе со всеми смотрел телевизор, фильмы. Очень старался стереть грань между командирским постом и своим экипажем. У него бы всё это получилось, уверен в этом, но период строительства корабля слишком динамичен. И Олега Николаевича сменил Владимир Фёдорович Волков, командовавший эсминцами "Блестящий" и "Упорный", а затем БПК "Октябрьский". Вместе в командиром был заменён и большой зам - Леонида Константиновича Мелентьева сменил Геннадий Иванович Шарабыров. Собственно Г.И. и был замом на всю историю корабля. Других я не знаю.

Штурманская боевая часть. Первым штурманом был капитан 3-го ранга Евгений Владимирович Бегунов. Спокойный и уравновешенный офицер, мы уважали его. Несомненный интеллигент и вдумчивый человек. Командиры групп все наши ровесники Николай Викторович Маюров, Володя Хижняк, инженер БЧ Михаил Владимирович Федотов. На два года старше Николай Ильич  Евстифеев - он пришёл кстати, с подводников. Со штурманами всегда были тесные отношения. Во-первых, висело немыслимое количество зачётов, в том числе штурманских. Это вынуждало общаться. С моряками срочниками стояли на вахтах, поэтому я помню многих матросов БЧ-1, переписываемся до сих пор. Упомяну и мичмана Алёшина Виктора Николаевича - очень сдержанный и несомненно воспитанный человек с широким кругозором. После ходовых испытаний Женю Бегунова перевели на другой корабль. Володю Хижняка, как меня сократили, командиром БЧ-1 назначен Владимир Николаевич Кудымов с "Чумикана".

Боцкоманда всегда навиду, всегда рядом. Помощник командира отвечает за расписание вахт и дежурств, за всякие там швартовки, за верхнюю палубу. Да и как-то считалось, что это первая ступень к командирской должности. Первый помощник Анатолий Николаевич Куликов, капитан 3-го ранга.  Старпом Пирняк был в каплейском звании и Куликов казался нам уже старым. Тем более что он и сам не очень стремился общаться с лейтенантами. Но дело своё знал. Уверен, что и корабль он очень любил, многие бытовые вещи сделаны по его инициативе. Но это самая сменяемая должность. Куликова сменил уже старший лейтенант Вадим Евгеньевич Шардин, Шардина сменил Вячеслав Иванович Ильяшенко с "Чукотки", Ильяшенко сменил Владимир Викторович Шилов, тоже мой однокашник. И Шардин и Ильяшенко очень хорошее влияние оказали на экипаж, на его офицерскую часть. Лейтенанты и старшие лейтенанты от должности "старший, куда пошлют", стали больше заниматься и корабельной службой, и своими обязанностями. Понятно, что на это повлияла и смена заводской жизни. Главный боцман - Сергёй Фёдорович Кондачков, затем его сменил Сергей Петрович Сергиянский, а потом Слава Александров.

БЧ-5. Ясно дело, что рассказывать морякам про важность БЧ-5 - время терять. Всё от них, родимых и любимых. Воздух, вода, энергия, свет и тепло. Так и живёшь на корабле под шум главной машины, под веру в никогда не спящих командиров дивизионов. Командир БЧ-5 Новиков Николай Николаевич, сначала третьего, а потом второго ранга, кавалер ордена Красной Звезды.

Он редко улыбался, я не помню такого. Мы побаивались его, когда сдавали зачёты.
Уже писал - комдивы Петрухин Сергей Павлович и Любенков Владимир Александрович. Володя потом преподавал в университете имени Беринга в Петропавловске-Камчатском, Серёжа, к сожалению, скончался.
Затем снова мои ровесники - Шульвуг Андрей Львович серьёзен и строг. Куткович Сергей - умница и трудяга, Ляндин Игорь - компанейский и весёлый, Андрей Комаров - на год старше, сосредоточенный и спокойный, пришёл к нам из студентов. Около года служил Саша Артемьев, его сменил Гена Спиридонов.

БЧ-4. Командир БЧ-4 Фадеев Виктор Николаевич. Я до сих пор не знаю, почему ВН не стал преподавателем в каком-нибудь институте. Его лекции по связи были интересны и многие, многие рассказы я помню до сих пор его голосом. Его сменил капитан-лейтенант Пластинин Юрий Александрович. Александр Николаевич Цыцарец, стралей, комгруппы. Чуть отступлюсь и напишу, что нет уже Саши с нами, нет и Артура Сулейманов - умница, талантливый художник, мы с ним дружил, хотя он пришёл через пару лет на корабль. Артур сменил Сергея Михайловича Гаврилова. Кем-то служил не помню кем Фанис Мигранов.
Вечная проблема с группой космической связи, я окончательно запутался, кому онм принадлежала - БЧ-4 или ИКу? Сначала командовал Сергей Аркадьевич Тужик, инженером - Сергей Ткаченко. Потом Сергея сменил Валя Богомаз. Кажется всё-таки это измерительный комплекс.

РТС. Первый командир Михаил Зиновьевич Трахтенберг, командир группы гидроакустики Сергей Околотов, группы РТС - Здоровец Виктор, инженер РТС - Новиков Витя.
Служба РЭР. начальник капитан 3-го ранга Логинов Виталий, его сменил Александр Альбертович  Бухарин. Инженер группы - Рева Сергей Петрович, техник - Божанов Игорь.
Служба снабжения, сначала она называлась службой МТО. Первый начальник - каплей Забиров Фарит Файзуллович. Потом начальники службы менялись очень часто, многих уже и не помню по фамилии.
Гидромет служба. В ней был даже инженер, а первым начальником был старлей Алексей Туров. Потом чем-то он не понравился председателю госкомиссии, Лёху сменил Юра Новожилов с крейсера "Минск", тоже старлей. Как-то так получилось, что наша группа АСУ дала многих хороших офицеров. Сначала инженером группы был Сергей Мягков, потом он стал инженером ГМС. Потом Сергей Белов из нашей группы пришёл в ГМС инженером.

Добавлю, что в нашей группе в разное время служили Миша Шалагинов, Володя Сластихин, Володя Марченко, Олег Розов, Миша Родкевич.

Медслужба. Начальник МС капитан Коробков Николай Алексеевич, корабельный доктор-терапевт Никитин Александр Васильевич, стоматолог Стугарев  Сергей Алексеевич - прекрасные врачи, очень обязательные парни!

Вот что мне нынешнему думается. Обратите внимание - лейтенанты, старлеи, еу капитан-лейтенанты. Все молодые. И мы управляли своей частью корабля, молодые матросы и молодые офицеры и всё у нас получалось. И командиру-то ведь было всего 40.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22954
  • "Неделин" 1982-92
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #11 : 11 июня 2023, 13:51:30 »
Наши.
Володя Прохоров и Гена Кузнецов, первый экипаж "Маршала Неделина". Июнь 2023. Классные мужики!
У Гены медаль "Шахтёрская слава".
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22954
  • "Неделин" 1982-92
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #10 : 11 июня 2023, 09:28:10 »
Формирование экипажа.

Олег Николаевич Моисеенко был непривычным командиром. Ни до него, ни после я не встречал таких командиров. Удивительно, но встретившись с ним спустя лет 10 в аэропорту, он узнал меня. То, что он очень старался сформировать хороший экипаж безусловно для меня. Он вместе со всеми смотрел телевизор, фильмы. Очень старался стереть грань между командирским постом и своим экипажем. У него бы всё это получилось, уверен в этом, но период строительства корабля слишком динамичен. И Олега Николаевича сменил Владимир Фёдорович Волков, командовавший эсминцами "Блестящий" и "Упорный", а затем БПК "Октябрьский". Вместе в командиром был заменён и большой зам - Леонида Константиновича Мелентьева сменил Геннадий Иванович Шарабыров. Собственно Г.И. и был замом на всю историю корабля. Других я не знаю.

Штурманская боевая часть. Первым штурманом был капитан 3-го ранга Евгений Владимирович Бегунов. Спокойный и уравновешенный офицер, мы уважали его. Несомненный интеллигент и вдумчивый человек. Командиры групп все наши ровесники Коля Маюров, Володя Хижняк, инженер БЧ Миша Федотов. На два года старше Коля Евстифеев - он пришёл кстати, с подводников. Со штурманами всегда были тесные отношения. Во-первых, висело немыслимое количество зачётов, в том числе штурманских. Это вынуждало общаться. С моряками срочниками стояли на вахтах, поэтому я помню многих матросов БЧ-1, переписываемся до сих пор. Упомяну и мичмана Алёшина Виктора Николаевича - очень сдержанный и несомненно воспитанный человек с широким кругозором. После ходовых испытаний Женю Бегунова перевели на другой корабль. Володю Хижняка, как меня сократили, командиром БЧ-1 назначен Владимир Николаевич Кудымов с "Чумикана".

Боцкоманда всегда навиду, всегда рядом. Помощник командира отвечает за расписание вахт и дежурств, за всякие там швартовки, за верхнюю палубу. Да и как-то считалось, что это первая ступень к командирской должности. Первый помощник Анатолий Николаевич Куликов, капитан 3-го ранга.  Старпом Пирняк был в каплейском звании и Куликов казался нам уже старым. Тем более что он и сам не очень стремился общаться с лейтенантами. Но дело своё знал. Уверен, что и корабль он очень любил, многие бытовые вещи сделаны по его инициативе. Но это самая сменяемая должность. Куликова сменил уже старший лейтенант Вадим Евгеньевич Шардин, Шардина сменил Вячеслав Иванович Ильяшенко с "Чукотки". И Шардин и Ильяшенко очень хорошее влияние оказали на экипаж, на его офицерскую часть. Лейтенанты и старшие лейтенанты от должности "старший, куда пошлют", стали больше заниматься и корабельной службой, и своими обязанностями. Понятно, что на это повлияла и смена заводской жизни. Главный боцман - Сергёй Фёдорович Кондачков, затем его сменил Сергей Петрович Сергиянский, а потом Слава Александров.

БЧ-5. Ясно дело, что рассказывать морякам про важность БЧ-5 - время терять. Всё от них, родимых и любимых. Воздух, вода, энергия, свет и тепло. Так и живёшь на корабле под шум главной машины, под веру в никогда не спящих командиров дивизионов. Командир БЧ-5 Новиков Николай Николаевич, сначала третьего, а потом второго ранга, кавалер ордена Красной Звезды.


Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22954
  • "Неделин" 1982-92
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #9 : 09 июня 2023, 09:05:46 »
Зачёты.

Чем занимается личный состав на корабле пока корабля ещё и нету вовсе? Любому это известно. Несёт дежурства, ходит по городу в патруле, выделяется на самые разные работы в городе. Красота - я старший, со мной десятка три матросов. Летом, Ленинград девушки... Просто счастье!

Занятия по специальности - у офицеров они самостоятельные, для матросов готовили лекции. Самый популярный вопрос: "Как вычислительная машина считает?". 
Но основное - это зачёты на всякого рода допуски. На корабле мы побываем значительно позже, где-то весной 1983 года, а пока только теоретически. Когда стали ходить на корабль, то стало гораздо интереснее. Там заводские рабочие, там техника, там загадочные многочисленные помещения. Как-то залез в помещения, точнее - в пространства второго дна. Был открыт люк, я полез. Высотка этих "нор" сантиметров 70, масса закоулков. Ничего интересного не нашёл, естественно, но минут через 20 понял, что если я заблужусь, или кто-то закроет люк, то найдут меня недели через две по запаху. Кое-как выполз обратно.

Очень нравилось общаться с представителями промышленности - так сухо назывались мои друзья на всю последующую жизнь. Я уже писал, что начинал на СУА. СУА базировалась на усечённой системе команд ЭВМ ЕС-1033. Красивая! Просто восхитительный ЗИП! "Альтаир" - предприятие старое, с традициями. Всё очень аккуратно, всё высшего качества. Для СУА - агрегатная - тоже моё заведование. Несколько раз ездил туда в командировку. Поразили цеха предприятия, уровень секретности, техника. Сдружились с Женей Карповым (Евгений Михайлович), потом уже в 90-е он ушёл в бизнес, мы потерялись. Саша Холопов, надеюсь, что я не путаю фамилию - замечательный мужик, он был чуть старше нас, но мы как-то любили вместе проводить время. Мартынов Вячеслав Иванович, просто Слава - он был старшим из их группы на корабле, мы его очень уважали. На предприятии нами пытался руководить Константин Калистратович Нацвлишвили - прекрасный человек, а запомнил я его по его звучному ФИО. Горжусь, что был близко знаком с главным конструктором Мотенко Вадимом Михайловичем. Удивительный и увлечённый человек. Я был у него дома, он жил один и всегда встречал очень радушно. У него был очень харизматичный вид, хоть в кино снимай про какого-нибудь учёного. Очень интересное у него было хобби - он собирал чаи. И сейчас помню его примерный расклад: "Грузинский - для цвета, азербайджанский - для вкуса, индийский - для крепости, китайский - для аромата". Он всё это смешивал со своими травками и получался и правда поразительный напиток. Вся его каюта была завалена травами.

Когда нас соединили с 3-м дивизионом и я стал фактически начальником машины в группе АСУ, то появились новые друзья, с которыми дружим и сейчас и даже вы их знаете. В первую очередь, это Валя Чеснокова, Слава Терёхин, Наташа Степанова. Они  работали не с нами, с "эсэмщикаи", а с "йесовцами", то есть на ЭВМ ЕС-1033. Но всё равно мы дружили. СМ-2, две штуки - это система 101 на комплексе "Зефир-А", а ЕС-1033, три штуки - это система 102. Всё тесно, всё связано и плюс аппаратура передачи данных через БЧ-4. И Валя и Слава, да и все следующие друзья работали в Г-4149, "Четыре четвертинки" - так их называли. Надо ли пояснять, почему такое название? Теперь это предприятие Российские космические системы, РКС. Мой Иван очень близко работает с ними.

На 101 системе обязательно напишу про Леонида Викторовича Сизова - главного конструктора системы. Прекрасный, замечательный человек! Он рано умер, 50 лет - неожиданно и скоропостижно, кажется в 1989 году. Леонид Викторович не только ставил свою аппаратуру, он старался и нас организовать, обучить. Он помогал и в личной жизни, что-то советовал, где-то помогал нашим близким из Москвы. Мы всегда ждали его приезда. Как и вся техническая интеллигенция тех лет, он был начитан, просвещён, рассказывал нам все расклады по политике в Москве и Советском Союзе. Он лично добивался и добился, чтоб меня вернули с "Чукотки" на "Маршал Неделин", когда мы попали под сокращение штатов. Считай всю мою жизнь повернул.
Девушки из Ворошиловградского института, которые писали для системы программное обеспечение. Прекрасные барышни. Правда из-за подобных барышен к нам с недоверием относился следующий командир корабля Волков Владимир Фёдорович.

Человек, к которому я всегда относился и отношусь с большим уважением и даже любовью - Таня Кочаненкова. Жаль, что как-то редко звоним в последние годы - ну дела, семья, внуки. Я всегда привожу её в пример, как самого лучшего программиста на моём пути. Сейчас-то в программисты идут чаще всего мужчины, а тогда это была чаще женская профессия. Мужики, как только поняли, что там много платят и можно ничего не делать руками, тут же стали выталкивать женщин. Но это моя личная точка зрения.

Евгений Францевич Покуляк. Дружим до сих пор. Начальник, который никого не боится. Это он. Если не ошибаюсь, он был начальником экспедиции, на нём висело всё обеспечение работы группы промышленности. ОН выбивал нам командировки, обучение, находил немыслимые способы выкачивания денег. С ним в институте никто не спорил. У него было немыслимое количество знакомых и друзей, крупных адмиралов и генералов. Но главное - его все знали! Приезжаешь в Северодонецк на завод: "Покуляку привет!".

Рассказывают байку про него. Его всё-таки уволили, ну так бывает, что-то там нашли рьяные проверяющие. И он ушёл. Терпели это недолго.
- Женя, выходи на работу, нам трудно.
- Ни-за что!
Проходит неделя:
- Евгений Францевич, имей совесть, всё рушится, мы извиняемся, выходи на работу, ты восстановлен
- Я сказал нет! И не надейтесь!
Ещё пара недель:
- Женя, что ты хочешь?
- Квартиру и орден.
Я был в этой квартире.

Юрий Александрович Тимофеев, главный конструктор 102 системы. Он до сих пор в институте. Ничего не буду писать про него, кроме выражения глубокого уважения.
Жизнь сводила и с директором института Гусевым. Вот что хочу сказать. Мне кажется, что нас, молодых офицеров все промышленники любили. Мы очень честно работали, они видели, что нам это интересно, что мы такие же увлечённые. Мы дружили и дружим считай всю жизнь. Нигде и никогда я не встречал на этих предприятиях какого-то пренебрежительного или невнимательного отношения. Многие фамилии подзабылись, уж не обижайтесь на меня. Николай Михайлович Анцибор, Хуснутдинов Равиль, Наташа Моисеева (Г-4149), Галя Юнина (Луганск), многие другие. Вспомню - допишу других.

За год общения с этими удивительными людьми я узнал больше, чем за пять лет училища!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22954
  • "Неделин" 1982-92
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #8 : 08 июня 2023, 22:18:26 »
Думаю Гаранин вёл дневник или у него остались какие-то документы, которые стали подспорьем памяти.
Он по характеру, по природе прекрасный штурман, а у них профессиональное - вести запись наблюдений. Думаю, что он так себя реализовывал. Может и через дневники.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Марчук Владимир Семёныч

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3216
  • 66-69 - КИК "Сахалин"
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #7 : 08 июня 2023, 21:41:23 »
Думаю Гаранин вёл дневник или у него остались какие-то документы, которые стали подспорьем памяти.

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22954
  • "Неделин" 1982-92
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #6 : 08 июня 2023, 19:50:58 »
Ну хорошо командир "Ну а скажи мне командир что такое солютоционная стрельба..." помнишь у Максима Перепелицы...
Это я к чему ну вот стал ты блогером, так понимаю ты блогер только на нашем сайте ... Насколько понимаю все блогеры, ну может почти  все миллионеры, а как ты ... ты тоже хочешь стать  им же? В чём очень сомневаюсь, мы же платить тебе не будем
Получается у тебя хорошо, хотя можно сказать отлично... интересно. Правда тут подумал, что такие моменты из жизни молодого литёхи, они как бы стандартны, их не могло не не быть. Занимает память, здорово, помнишь всех товарищей, даже срочников...
Ну вот блогер, вообще что это, по русски это как? Вот ты пишешь о своей жизни... что то вроде мемуаров... а вот есть блогеры, которые выкладывают своего кота, который стоит на задних лапах... получает массу просмотров, да ещё за это "бобло" откуда то капает... это как? Это так...рассуждаю.

Блог подразумевает, что в нём может не быть ответов. Но мне, конечно, очень интересна ваша реакция. Память путает времена и даты, фамилии, вот и решил вспомнить. Конечно, лавры В.К.Гаранина мне не светят.
 пират333
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Марчук Владимир Семёныч

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3216
  • 66-69 - КИК "Сахалин"
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #5 : 08 июня 2023, 13:27:17 »
Ну хорошо командир " Ну а скажи мне командир что такое солютоционная стрельба..." помнишь у Максима Перепелицы...
Это я к чему ну вот стал ты блогером, так понимаю ты блогер только на нашем сайте ... Насколько понимаю все блогеры, ну может почти  все миллионеры, а как ты ... ты тоже хочешь стать  им же? В чём очень сомневаюсь, мы же платить тебе не будем пират333...
Получается у тебя хорошо, хотя можно сказать отлично... интересно 1_875_r. Правда тут подумал, что такие моменты из жизни молодого литёхи, они как бы стандартны, их не могло не не быть. Занимает память, здорово, помнишь всех товарищей, даже срочников...
Ну вот блогер, вообще что это, по русски это как? Вот ты пишешь о своей жизни... что то вроде мемуаров... а вот есть блогеры, которые выкладывают своего кота, который стоит на задних лапах... получает массу просмотров, да ещё за это "бобло" откуда то капает... это как? Это так...рассуждаю.

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 5664
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4 ПРЦ
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #4 : 08 июня 2023, 11:33:44 »
Анатолий Михайлович, очень понравилось,ничего лишнего ... 00_10 1_875_r 22XX22CC 0__16
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22954
  • "Неделин" 1982-92
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #3 : 08 июня 2023, 09:18:55 »
Представление командиру.

Отпуска закончился, еду в Питер. Застрели меня, ноя не помню, как я нашёл войсковую часть 20252, "Маршал Неделин". Корабль стоял в заводе, экипаж жил на Кожевенной линии. Но так или иначе я прибыл в экипаж. На плацу строевые занятия. Хороший летний день начала августа 1982 года. Меня встретил дежурный офицер старший лейтенант Серёга Кулюкин. Я ему строго представился. Всё как-то очень быстро происходило. Он проводил меня в помещение, где о чём-то бойко спорили старлей и каплей. Старлей: "Я Саша. Герасименко. Пока командую дивизионом". Проводил в кубрик, где жили лейтенанты. Удительно, но среди моих товарищей было несколько человек в армейской, красивой, хрустящей портупеями форме. Там  же были мои однокашники Витя Горбатов, Костя Чистин, Вадим Шардин, Миша Федотов, Руслан Богданов, Володя Шилов. Как-то стало гораздо легче и веселее. Они приехали раньше - помните, я работал с личными делами. Рассказали быстренько о житье-бытье. Что рядом строится крейсер "Фрунзе", там тоже много наших.

Я пошёл снова к врио комдива Саше Герасименко. Он пояснил, что он назначен временно до фактического назначения нового командира дивизиона. Им будет, скорее всего, каплей Выборов. Кто знает Сашу - всю обстановку он рассказал за пять минут, мгновенно ввёл в курсе дела. Добавил, что он сам родом с Приморского, посёлок такой, где мы будем служить. Командир корабля капитан 3-го ранга Моисеенко Олег Николаевич. пришёл с гидрографов, с ТОФа, мужик демократичный и компанейский. Замполит капдва Мелентьев Леонид Константинович, нормальный мужик. Старпом Пирняк Юрий Михайлович - на глаза не лезь. Твой начальник Колпащиков Александр Анатольевич. Ко мне обращайся Саня, ну в строю - Александр Михайлович.
Тут же каплей (Фадеев Виктор Николаевич): "Александр Михайлович, разрешите задействовать лейтенанта?". "Разрешаю". "Ты не занят? Устроился?". Ну да! Тогда вот тебе канистра и беги за пивом, это за КПП сто метров". Старинная флотская традиция.

Таким было первое задание, которое я с удовольствием выполнил. Пива мне, кстати, не досталось, потому что я должен был представится командиру корабля по всей форме и ждал этого момента. Так собственно и началась моя десятилетняя служба на корабле измерительного комплекса "Маршал Неделин" - лучший современнейший корабль мирового флота, запах которого я помню до сих пор. Помню до зубовного скрежета. Запах новой аппаратуры, запах заводской сварки. Боевые посты мы собирали своими собственными руками, заделывали каждую дырочку.
Командир корабля капитан 3-го ранга Моисеенко Олег Николаевич. Старпом - капитан-лейтенант Пирняк Юрий Михайлович, помощник командира капитан 3-го ранга Куликов Анатолий Николаевич. Секретарь комитета комсомола  лейтенант Юрченко Володя (с ним через 10 лет встретились в штабе флотилии, он уже кап два), секретарь парткома - кап три Снежко Александр Иванович, пропагандист корабля каптри Яковлев Василий Васильевич.

Нас, лейтенантов, пришло очень много. Сначала хотел перечислить всех, но сорок человек - это много. Пусть будет сначала измерительный комплекс. Я, кстати, всегда путаю, какой дивизион был номер 1, а какой номер 2, только потому что у нас сначала была другая нумерация, а уж потом штатное расписание поменяли так, как на всём соединении. Штатное расписание менялось. Я попал в группу математического обеспечения дивизиона траекторных измерений. Я - начальник машины, командир группы - Руслан Равильевич Богданов, мой училищный товарищ. В группе офицеры Владимир Викторович Шилов, Владимир Иванович Чистяков, мичман Сергей Петрович Сергиянский, мичман Слава Александров, мичман Александр Павлович Ночовный, мичман Игорь Пудов, старшина 2-й статьи Римашевский Витя, матросы Гена и Саша Кузнецов. Срочники все с Камчатки, все уже повидали службу. Мы до сих пор дружим и часто переписываемся. Мы с Володей Шиловым формально значились в этой группе, но вначале я отвечал, как начальник машины, за Систему управления антеннами, замечательная автоматизированная СУА производства "Альтаира". И за систему гиростабилизации "Альфа" с замечательными тремя постами на верхних палубах и ярусах надстройки. А Володя был инженером СУА. Чтоб не запутывать всех сразу напишу, что потом группу перевели в третий дивизион вычислительной техники, Володя остался в траекторных измерениях. А я полностью стал работать на ЭВМ СМ-2.

Командиры дивизионов - Выборов Борис Иванович, Неграш Владимир Борисович. Степанов Виталий Петрович. Зампотех Коля Медведев - все капитан-лейтенанты.  Замполит Рагимов Мусамит Алимурадович, стралей.
Начальник комплекса капитан 3-го ранга Александр Анатольевич Колпащиков - безусловно разносторонний и эрудированный человек.

С Камчатки в измерительный комплекс прибыли Сергей Анатольевич Кулюкин, Александр Михайлович Герасименко, Александр Владимирович Герасимов, Александр Георгиевич Карпов, Николай Евгеньевич Сергеев.
Ну и мы, лейтенанты. Сергей Викторович Дышкант, Сергей Алексеевич Добряков, Валерий Иванович Черных, Владимир Дмитриевич Морщагин, Владимир Петрович Марчук, Валерий Владимирович Балашов, Евгений Иванович Тявкин - это из Харьковского училища. Александр Леонидович Кравченко, Алексей Евгеньевич Кудряшов - телеметрия из Ростовского училища. Не помню, какое училище заканчивал Олег Щёткин, кажется Харьковское. Там странный тип Пирогов, "настоящий коммунист", который всегда говорил только цитатами Ленина. Пашкевич Иван - это Киевское училище. Александр Ананьевич Завалко, Николай Николаевич Кухарук, Андрей Иванович Зайцев - можайцы. Сергей Петрович Шабуров - он, кажется, можаец, но я не помню, где он служил. Телеметрия? Сергей Васильевич Шмидт. Серёга, я не помню, какую систему ты закончил! Фидоринов Сергей Витальевич - "пьяный молчит, трезвый ворчит".

Называю фамилии с большой теплотой. Мы были молоды, иногда наглы. Служили и ругались, мирились, гуляли, учились.
Мичманов пришло тоже очень много. В дивизионе вычислительной техники с теплотой вспоминаю Олега Орлова, Валеру Бабия, Юру Соколова. Володя Павловский пришёл к нам перед переходом.

Я вот сейчас думаю, что экипаж со стороны соединения формировался очень хорошо. Первые офицеры и матросы с кораблей сумели передать нам дух соединения, его традиции, его масштабность.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22954
  • "Неделин" 1982-92
.. Вспомним неделинские дни
« Ответ #2 : 07 июня 2023, 11:38:26 »
Выпуск.

Это событие описать непросто. Куча нюансов, масса деталей, полный восторг и отчаянная тревога. Вчера ты был самым старшим в училище, 5-й курс, тебя все уважают, даже офицеры относятся к тебе с какой-то надеждой - а вдруг из того салаги, с того балбеса что-нибудь путное получилось. И вдруг - выпуск.
У меня на выпуск приехал отец и мама. А у нас в голове сплошной звон парадных сабель, нам не до родителей. Я, правда, быстро снял им комнату и они, очень надеюсь, что не расстроились, отдохнули. Вспомнишь - отцу-то ведь было всего 52 года. Совсем молодой, а маме и вовсе 45. Но жаловалась - ноги устают. Так она придумала - по Ленинграду в домашних тапочках ходила.
А у нас выпуск. Надо свои девушкам рассказать, надо друзей предупредить, надо личные вещи куда-то отправить. Думаю, что так невеста себя чувствует. И вот выпуск. Он мгновенен, после вручения погон ты быстро переодеваешься и вот - готовый лейтенант. И рядом с тобой такие же. Хлопнули шампанского - всем уже плевать на командиров, никто с тобой ничего сделать не сможет. Ты ещё не привык к свободе офицера, ты ещё боишься наказания командира роты. Но уже чуть нагло пробуешь поступать "по-офицерски", как ты считаешь - пить и гулять. Свобода. А в голове беспокойство. Да, была куча практик и стажировок. Но кому-то на ТОФ, кому-то на Север.
 Вот и разошлись пути-дороги вдруг
 Ему на север,
 А мне на запад.
Как там встретят нас корабли? И сколько торчать на этом корабле? А как командовать матросами? А как командир корабля встретит? А что делать при появлении на корабле такому красивому? Невесомость и тяжесть неимоверная.

Выпускной банкет. Как мыльные пузыри разлетимся. Кого-то, кстати, не видел с самого выпуска, то есть 40 лет.
Несколько человек, 2 или 3 после всеобщего отъезда на неделю оставили в училище оформлять личные дела, я в этой группе. Удивительно чувствовать свободу передвижения! На КПП никто не спросит увольнительную, игнорируешь патруль. Работники училища разговаривают с тобой с уважением, хотя я был баталером и меня знали очень многие. Дали два лейтенантских оклада, 240 рублей, бешеные деньги в сравнении с курсантским довольствием.
Потом у поехал 1-м классом на теплоходе в Саратов к моему другу по училищу. Затем 4-м классом обратно, деньги имеют свойство заканчиваться.
Домой в деревню, косить сено, готовить дрова. Я знал, что у меня распределение в Питер, в завод на строящийся очень таинственный и секретный корабль. Командир роты Владимир Сергеевич Белов переспрашивал: "Ты точно хочешь на него? Имей в виду, они из морей не вылезают. Только холостых рекомендую". А я и был холостой. И всё ж таки волновался - как встретят, как начать служить, за что буду отвечать, за что будут ругать и отчитывать. Вспоминал примеры старших товарищей, которые помогали на практиках и стажировках. Как они разговаривали, как выходили перед строем, как отвечали командиру.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22954
  • "Неделин" 1982-92
Вспомним неделинские дни
« Ответ #1 : 07 июня 2023, 09:27:59 »
Все сейчас хотят быть блогерами. Я тоже вот решил им стать.
Буду писать всякую херню, вдруг кому-то это покажется важным и интересным.
И, кстати, любой из вас может создать свою тему здесь на форуме в этом разделе "Творчество". Блог чем хорош? В нём необязательно ждать ответов или комментариев - написал, вякнул что-то, а там хоть не рассветай.
Никто пути пройденного у нас не отберёт