Автор Тема: Всемирный День Космонавтики  (Прочитано 4735 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 4044
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #25 : 14 апреля 2012, 10:11:55 »
День космонавтики мы провели в зоопарке.
Ребёнок увлекается космосом, полётами, планетами. Читает книжки, делает презентации.
По "Детскому радио" 7 апреля прослушали передачу с участием администратора московского планетария. Она говорила: "Дети, приходите, у нас всё очень интересно".
По настоятельной просьбе ребёнка решили сводить его в планетарий. Сейчас у него каникулы в школе (по триместрам). Собрались 10-го, зашли на сайт планетария, оказалось по вторникам он не работает. Поехали 12-го. Доехали до Баррикадной, вышли в 11 часов.
Поразило присутствие на улице огромного числа парней в униформе с оружием, все как на подбор под два метра ростом. Пошли к планетарию. Вдоль всего пути к нему припаркованные к бордюру плотно друг за другом стояли туристические автобусы. Планетарий за высокой металлической оградой. У входа охранник и две тётки с рекламными буклетами. Пытаемся пройти за ограду. Нас останавливает охранник, а тётки говорят, что билетов нет и уходите. Спрашиваю: "А где билеты? Народу нет никого. Почему билетов нет?" Отвечают: "Все билеты скупили перекупщики".
Я тогда говорю: "Я обещала сводить ребёнка в планетарий, проехала пол-Москвы, готова купить билеты у перекупщиков, где они?"
Отвечают, что те разбежались.
Приходите - говорят - часов в пять и сможете купить билеты хоть на неделю вперёд.
- Почему в пять? Пустите меня в кассу сейчас и я куплю билеты!
- Нет, сейчас нельзя.
Развернулись, зашли в зоопарк и поехали домой.
Вечером узнали из новостей:
МОСКВА, 12 апр - РИА Новости. Премьер-министр РФ Владимир Путин в День космонавтики посетил Московский планетарий, его сопровождали мэр Москвы Сергей Собянин, вице-премьер Дмитрий Рогозин, глава Роскосмоса Владимир Поповкин.
Планетарий на время визита премьера не закрывался для обычных посетителей.
Вице-премьер: — Нужно создать культ, тогда потом дети будут интересоваться космосом, и будет выбор при наборе в космонавты".
Ну, вот вам человек ребёнок интересующийся космосом, ему 10 лет, будущее России, может быть и космонавт. Почему же его не пустили в планетарий?
Как всегда, говорим одно - делаем другое.
Стыд, позор.
Как мне объяснить ребёнку почему нас не пустили?
Мы в своей стране живём?
В своём городе?
Кто мы?


До боли стыдно перед детьми и внуками.
Если б молодость знала, если б старость могла

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #24 : 14 апреля 2012, 09:18:48 »
Удивительная фотография! Спасибо тебе, Костя, ну и Пекарскому, конечно!
Посмотрите внимательно: все последующие фотографии были уже под контролем чувств и в собранном состоянии, а здесь одно: "Я живой! Мама родная, я живой!". Ведь совсем же молодой мужик!

Жаль, что не оставил Юрий Алексеевич каких-то серьёзных воспоминаний. Мне всегда кажется, что он очень многое не успел нам рассказать.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Горлов Константин Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 1878
  • первый экипаж
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #23 : 14 апреля 2012, 03:34:32 »
Мировое сообщество отмечает Международный день космонавтики. Приморье имеет к этому празднику непосредственное отношение. Именно здесь живет человек, которому удалось первым запечатлеть Юрия Гагарина после приземления.

Вот он - единственный в своем роде чёрно-белый снимок с первым человеком, побывавшем в космосе. Юрий Гагарин только покинул спускаемый аппарат. Фотографию сделал Анатолий Пекарский. 51 год назад он оказался единственным человеком с фотоаппаратом на месте приземления Гагарина. Фактически Анатолий Пекарский тогда рядовой войсковой части под Саратовом стал первым фотографом первого космонавта Земли. На следующих тоже в своём роде уникальных фотографиях сослуживцы и те, кто оказался 12 апреля 1961 года рядом с Гагариным. А ведь хранить фотоаппарат на месте службы строго запрещалось.

http://www.otvprim.ru/news29478.html

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 5658
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4 ПРЦ
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #22 : 13 апреля 2012, 18:27:35 »
Анатолий  Михайлович , везет, кто  футбол любит ,а я люблю хоккей ... И наших братишек с ТОГЭ ... 00_10 00_12 0__355
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Плюхов Сергей Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 2218
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #21 : 13 апреля 2012, 18:15:48 »
"АВАНГАРД" победил в первом матче!!! М О Л О Д Ц Ы!!

Оффлайн Плюхов Сергей Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 2218
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #20 : 13 апреля 2012, 16:46:32 »
Началась финальная серия за кубок Гагарина! "Авангард" в первом периоде ведет 1 - 0 !!!! Молодцы!!! Надеюсь сегодня победа за "АВАНГАРДОМ" !!!!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #19 : 13 апреля 2012, 08:58:25 »
Мужики! Я горжусь вами! Владивосток, Башкирия, Санкт-Петербург! Москва бледнеет перед вами!

Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Плюхов Сергей Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 2218
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #18 : 13 апреля 2012, 05:05:35 »
Фото сделаны на выставке "Авиакомические технологии" которая проходила в Уфе с 10 по 12 апреля - мы в ней участвовали! Почетными гостями выставки были Дважды Герой Советского Союза  летчик-космонавт СССР В.А. Ляхов и Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР Баландин А.Н.

Оффлайн Плюхов Сергей Иванович

  • Ветеран ПИК. Председатель отделения
  • *
  • Сообщений: 2218
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #17 : 13 апреля 2012, 05:01:02 »
Башкирия присоединяется к поздавлениям с днем  Космонавтики! У нас прошли некоторые мероприятия !!!!

Оффлайн Лыков Станислав Викторович

  • Дежурный по низам. Совет ветеранов
  • ***
  • Сообщений: 904
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #16 : 13 апреля 2012, 04:06:06 »
С сайта Владивостокского Морского Собрания:





Сегодня наша страна и все мировое сообщество отмечает Всемирный день авиации и космонавтики. 51 год назад, 12 апреля 1961 года, вся наша планета ликовала - в космос полетел первый в мире человек. На земле началась новая космическая эра.

Тихоокеанский флот и Владивостокское морское собрание имеет к этому событию самое непосредственное отношение. Именно на нашем флоте родилось и существовало легендарное соединение 5 ТОГЭ (Плавучий измерительный комплекс МО СССР), принимавшее участие в обеспечении космических полетов человека. Здесь проходил службу и похоронен космонавт № 3 Нелюбов Г.Г.

На приморской земле находится уникальный измерительный наземный комплекс в селе Галенки, обеспечивающий работу Международной космической станции, а ныне действующий космонавт Герой России Трещёв Сергей Евгеньевич является членом Владивостокского морского собрания.

Несмотря на переживаемые сегодня экономические трудности, моряки и служащие судна измерительного комплекса ТОФ «Маршал Крылов» продолжают вносить весомый вклад в развитие отечественного ракетостроения, добиваясь того, чтобы и в наступившем веке Россия сохранила свои космические приоритеты.

В этот день мы от души желаем специалистам в области космонавтики новых успехов в их трудовой и научной деятельности. А всех владивостокцев поздравляем с Днем космонавтики.

Б.Ф. Приходько
Председатель Владивостокского Морского Собрания,

К.А. Горлов
Председатель ДВ отделения «Союза ветеранов КИК ТОФ имени адмирала Ю. Максюты»




http://www.vlms.ru/12_04_2012.html
И повзрослели мы, и закурили мы совсем не где нибудь ещё, а за Курилами...

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #15 : 12 апреля 2012, 20:38:37 »
Публикую интервью Игоря Петровича Волка, которому сегодня исполнилось 75 лет! Я позвонил Игорю Петровичу и поздравил от вашего имени. Он сказал буквально следующее: "Передавай привет всем нашим ребятам!" Передаю!

Он сказал: «Приехали!»
Нашей космонавтике и авиации отрубили голову

 11 апреля 2012, 17:31 [«Аргументы Недели», Владимир ЛЕОНОВ ]
 

Городок космонавтов около метро «ВДНХ» в Москве. У подъезда чёрная «Волга». На стуле одинокий тёмный пиджак с единственной наградой – Золотой Звездой Героя Советского Союза. 12 апреля лётчику-испытателю, пилотировавшему все типы советских самолётов, космонавту, полковнику запаса Игорю Волку – 75 лет. «АН» не смогли пройти мимо такой даты. Только вот праздничное интервью получилось очень грустным.

Босоногий космонавт

– Игорь Петрович, о вашем единственном полёте в космос в Звёздном городке до сих пор ходят легенды и травят анекдоты. В чём была главная задача?

– Я провёл в космосе 12 суток, чтобы разрешить спор между двумя научными школами. Иван Силаев и академик Валентин Глушко считали, что после космического полёта лётчик не сможет посадить «Буран» в ручном режиме, и надо его сажать на «автомате». Мы пытались доказать – ещё как сможет!

Для этого я два раза ходил на недельную «водную инверсию». Это когда испытателя на семь дней кладут в воду. Это лучшая модель невесомости. Поначалу я замечательно заснул. Но ночью проснулся от того, что болят почки. Пытаюсь размяться – ещё хуже становится. Пришлось петь песни, чтобы отвлечься от боли. Потом прекращают работать мышцы-разгибатели. Ощущения очень неприятные. Через двое суток боль прошла.

После инверсии сразу на вертолёт – и в летающую лабораторию МиГ-25. Взлёт, пилотирование, посадка. Убедились, что пилотирование возможно. Но инверсия и невесомость всё-таки разные вещи. Поэтому было принято решение о реальном полёте и немедленном пилотировании.

Но сразу после приземления сесть в самолёт не вышло – меня 40 минут не могли вытащить из спускаемого аппарата. А потом мне искали штаны. Я сказал, что без штанов в самолёт не сяду.

– То есть как без штанов?

– Когда сняли скафандр, я остался в одном шёлковом нижнем белье. Начали искать мне шаровары. А обувь так и не нашли – в степи ботинки почему-то не растут. Пришлось пилотировать вертолёт босиком, на месте второго пилота. Прилетаем на аэродром Джезказгана. Для встречи космонавтов там собралось множество людей. Пришлось надеть чужой лётный комбинезон и короткими перебежками, чтобы никто не увидел, что на космонавте нет ботинок, добираться до Ту-154. Может быть, даже обидел собравшихся казахов, они подарки готовили, а я мимо пробежал. Так босиком и долетел до Ахтубинска.

И только уже там, на военном аэродроме, переодевшись в высотно-компенсирующий костюм, вылетел обратно на Байконур на МиГ-25. Из-за этих задержек пришлось совершать ночную посадку с отключёнными двигателями в режиме планирования. Таких тренировок раньше не было. Но всё прошло успешно. Меня обнял маршал Александр Ефимов и поцеловал: «Спасибо, сынок».

Диагноз

– В России за последние дни сразу несколько авиакатастроф. Налёт пилотов гражданской авиации вроде бы приличный, но самолёты падают. Что нужно изменить в системе их подготовки?

– Нужно менять всю систему управления государством. Подготовка пилотов – это частности на общем фоне уничтожения всей отечественной промышленности, и в первую очередь авиационной. Авиастроение – это хребет государства. Каждое рабочее место на самолётостроительном предприятии создаёт 4–6 рабочих мест у поставщиков комплектующих. Такое же число рабочих мест в металлургии или химии. А ещё транспорт, здравоохранение и так далее. Убей авиастроительную отрасль, и ты убьёшь почти всё остальное.

Поэтому действия нынешних властей по уничтожению отечественного авиастроения можно называть только предательством своей страны.

– Сейчас колоссальная нехватка гражданских пилотов. Но военных лётчиков, которых Сердюков выкинул из ВВС, на работу практически не берут. Почему?

– Это глупость тех, кто проводит такую политику. По уровню подготовки военный лётчик на порядок выше любого гражданского пилота. Особенно при решении сложных, внезапно возникающих проблем. Убеждён, что после взлёта ATR‑72 в Тюмени произошло элементарное сваливание. И из него есть выход – прекратить подъём и набрать скорость на той высоте, на которой находился самолёт. И ручку штурвала не на себя надо брать, как обычно делают гражданские пилоты. Без скорости самолёт на подъём не пойдёт, свалится! Надо, наоборот, штурвал «отдавать», чтобы набрать скорость. И только потом продолжать взлёт. У военных лётчиков это на уровне рефлексов. А гражданских таким вещам сейчас не учат.

Суперджет – афера

– Авиастроители пытаются биться за Ту-334. Пишут письма Путину. Есть компании, которые готовы заказать эти самолёты. Но ОАК и структуры, которые должны отвечать за производство авиационной техники, от этого самолёта всячески отбиваются. Почему?

– Все региональные самолёты либо устарели и сняты с линий, либо Медведевым запрещены к полётам. Стало невозможно добраться до многих населённых пунктов, особенно в районах Сибири и Крайнего Севера.

В 2000-е годы поднимался вопрос – нет регионального самолёта. Затем был объявлен конкурс на его создание. А выиграл его почему-то Михаил Погосян, который заявил, что сделает региональный самолёт. Причём за внебюджетные средства. Но так как «Сухой» никогда не делал гражданских самолётов, то у него не получилось создать самолёт ни на 50 мест, ни на 75 или 90. В результате вместо небольшого самолёта получился Суперджет на 100 мест. Причём за счёт госбюджета. Но это не региональный самолёт, а среднемагистральный. А смысла в нём не было никакого – среднемагистральный Ту‑334 был уже сделан, сертифицирован, было выпущено постановление о начале его серийного производства. Но фирма Сухого уже подмяла под себя всё. И конкурент ей был не нужен. В результате до сих пор постановление правительства о Ту-334 не выполнено. Кому это было выгодно? Ответ на поверхности.

При этом ни один высокопоставленный чиновник за 20 лет не пострадал. Тот же Христенко, который фактически похоронил нашу авиационную промышленность и даже посмел заявить, что нашей стране дальнемагистральные самолёты не нужны, просто перекочевал в другое кресло.

– То есть для внутренних перевозок у нас родных самолётов нет…

– Главное для региональной авиации – возможность сесть на любой аэродром. Суперджет такого не позволит. Других уже нет. Зато некие личности активно лоббируют западные образцы, совершенно не приспособленные к нашим климатическим условиям и аэродромам. Это катастрофа. А высшие чиновники делают вид, что всё хорошо. В СССР такими «управленцами» напрямую занимался Комитет госбезопасности. Кто сейчас ими занимается – не знаю.

И снится нам не рокот космодрома…

– Глава Роскосмоса Владимир Поповкин заявил, что пилотируемая космонавтика отменяется. Мол, слишком много денег ест.

– От развития пилотируемой космонавтики начал отказываться не Поповкин. Всё произошло раньше. Когда уничтожали Центр подготовки космонавтов им. Гагарина (ЦПК) под прикрытием его передачи от Минобороны в Роскосмос. Когда топили полностью модернизированную орбитальную станцию «Мир». И решения принимал не Поповкин или Сердюков, а президенты России Путин и Медведев.

Американцы хотели построить свою обитаемую станцию «Фридом». Не получилось. МКС строили по нашим заделам, но на американские деньги. «Миру» места не было. Пока мы ещё возим американцев и других на станцию. Но я гарантирую: как только они сделают свой корабль – а такие работы активно ведут и НАСА, и частные компании, Россию оттуда просто выгонят. Кто платит – тот и живёт.

– ЦПК «распогонили», сделав гражданской конторой. Более 200 офицеров должны покинуть ЦПК и перевестись, к примеру, на Дальний Восток либо уволиться из Минобороны и остаться без квартир.

– Сердюков и те, кто его поддерживает, сознательно выталкивают профессионалов из отрасли. На Центре подготовки космонавтов в обозримом будущем можно ставить крест.

И не думаю, что на Сергея Крикалёва после этого прольётся денежный дождь, для того чтобы он искал и готовил новые кадры. Не для того ломали.

– А где искать новые кадры?

– Только среди нынешних студентов МАИ, МАТИ, физтехов. Платить им стипендии, вести их, помогать приобретать навыки, необходимые для космической науки.

– Возможно ли при нынешнем положении придумать и построить новый проект многоразовой космической системы типа «Бурана»?

– Если ничего в политике государства не изменится – однозначно нет.

Гильотина для российского космоса

– Может, имеет смысл возродить авторитет генеральных конструкторов?

– В России отраслями руководят не конструкторы, а снабженцы. Раньше генеральный конструктор к министру дверь ногой открывал. А сейчас вынужден кланяться даже не министрам, а каким-то мелким жуликам. Власть очень умно уничтожала промышленность. Вначале создала ФГУПы, потом не давала им денег в виде госзаказов. И они стали банкротами. Балансовая стоимость нулевая. Рыночная – миллиарды. Как только обанкротили – продали своим людям по балансу. А тут ещё и новая обвальная приватизация по Медведеву. И тысячи пока оставшихся оборонных предприятий уйдут с молотка. Создали госкорпорации, им выделили огромные деньги, которые большей частью бесконтрольно тратятся на зарплаты. И лишь мизер доходит до конструкторов. Будут ли в такой ситуации уничтожены космическая и авиационная отрасли? Да, без вариантов.

– В Минпромторге 6 человек отвечают за всю авиацию. Изменится ли ситуация от смены министра или главы Роскосмоса?

– Менять надо промышленную политику, а не кукол на ниточках. Космосу, авиации фактически уже отрубили голову.

От редакции. 12 апреля страна отметит очередной День космонавтики. Будут бравурные речи о мнимых успехах, награждения непричастных, поощрения виновных. Игорь Волк посмотрит торжественную церемонию по телевизору. Как и десятки тысяч других настоящих, а не мнимых патриотов космоса. Которые не благодаря нашей власти, а вопреки её решениям пока ещё создают уникальные космические аппараты. Запускают людей на орбиту. Помогают им из Центра управления полётами. Делают свою работу. Без фанфар и громких слов.

С праздником вас!



http://www.argumenti.ru/print/society/n335/170140
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Зеленов Борис Андреевич

  • Почётный ветеран
  • **
  • Сообщений: 600
  • "Сибирь" 1958-1961
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #14 : 12 апреля 2012, 20:34:29 »

     Дорогие друзья-ветераны! От всей души поздравляю с Праздником - Днём Космонавтики! Отменного здоровья Вам и Вашим родным на долгие годы! Рассказывайте молодёжи о нашем скромном участии в освоении Космоса! К большому сожалению сегодняшнее Центральное телевидение, похоже уже не считает этот день Праздником, никогда не было такого забвения, как в этом году. Да и где уж тут до космонавтики, если надо в подробностях показать обряд крещения Аллы - Виктории, а ещё устроить диспут на тему: "Нужен ли закон о запрете пропаганды гомосексуализма?" с участием гусманов, сванидзе, панасенковых и иже с ними.
Обидно!!!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #13 : 12 апреля 2012, 11:46:20 »
Поздравление от В.А. Граждана:
С Днём Космонавтики вас, дорогие мои коллеги и сослуживцы! Шлю фото моего приёма в Союз писателей-маринистов и Союз журналистов РФ. Пишу рассказы о Камчатке, ТОГЭ и приключениях. Попробую скинуть в лавку. Обнимаю-Валера.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #12 : 12 апреля 2012, 10:54:15 »
Юля, вы нашли сослуживцев Вашего отца?
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Юлия

  • Первый галс
  • **
  • Сообщений: 3
  • Какой корабль и годы службы?
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #11 : 12 апреля 2012, 10:34:08 »
Всех с Днём космонавтики!  __0_09

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 4044
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #10 : 12 апреля 2012, 10:21:30 »
Джон Гридунов, простой сверхчеловек
В 2011 году российский День космонавтики пополнил календарь международных дат ООН: Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, официально провозгласившую 12 апреля Международным днем полета человека в космос.
В канун уже всемирного праздника корреспонденты Strana.ru встретились с человеком, который в космосе ни разу не был. В его жизни не было ни восторженных толп, ни красных ковровых дорожек. Он не стал всенародным героем, его имени — страшно сказать! — нет в русской Википедии (зато есть в английской). Впрочем, бывший завклубом при НИИ медико-биологических проблем Джон Гридунов свою долю признания получил: срывал аплодисменты и получал грамоты за выдающийся артистизм и чувство юмора.
В квартире Джона Ивановича Гридунова на видном месте стоит награда с гравировкой «За активное участие в художественной самодеятельности» ВВС. Ее Гридунов получил, будучи еще зеленым сержантом. Со временем количество грамот и благодарностей за выдающиеся успехи в самодеятельности выросло в пухлую стопку. К развитию разнообразных талантов в СССР подходили со всей ответственностью.
К награде иного масштаба — званию Героя России — Гридунова представили только в 2006-м. Обращение подписали известные и уважаемые люди: космонавты Леонов и Попович, несколько академиков. Но получили отказ. Космические таланты Гридунова так и не получили должного признания и признательности от государства.
Однако в космическом сообществе Джон Иванович Гридунов — личность легендарная в мировом масштабе. С его артистическим опытом он бы отлично смотрелся на церемонии вручения первого космического «Оскара», если бы таковая существовала, — на сцене, в смокинге, с золотой наградой, произнося слова благодарности друзьям и коллегам под бурные аплодисменты ученой публики…
Ибо ученая публика знает, что Джон Гридунов, а также Владимир Пономаренко, Алик Мнацаканян и другие — были первыми «наземными космонавтами». Они выдержали испытания, которые уже никто никогда не повторит, испытания, которые ни разу не выпадали космонавтам настоящим. Именно они определили предел того, что способен вынести человек и остаться в живых.
Когда летом 1960 года из первого отряда космонавтов отобрали шестерых летчиков — Быковского, Гагарина, Нелюбова, Николаева, Поповича и Титова, — не было известно, кто первым из них полетит в космос. И уж тем более никто не знал, какие максимальные нагрузки навалятся на первого космонавта. Рисковать будущими героями — категорически запрещено. Чтобы узнать предел возможностей человеческого организма, требовалось провести смертельно опасные эксперименты на людях «попроще».
И такие люди нашлись — внештатные испытатели, нигде не учтенные «мертвые души» экспериментальной космической медицины. Их набирали из ученых, политработников, работников культуры… На них испытывали все виды гипотетических опасностей, поджидающих человека в неизвестной среде: запредельные перегрузки и жесткую посадку, кислородное голодание и высокие температуры, бесконечные часы тишины и одиночества.
По мере накопления знаний космическая медицина стала более «гуманной», подготовка космонавтов редко выходит за рамки уже известного и необходимого. Так что первые советские испытатели космической техники были, по сути, первыми и последними сверхлюдьми. Сегодня американских истребителей готовят к перегрузкам не выше 9G, и «комические» ролики с этих тренировок — пилоты с вылезающими из орбит глазами, как у героя Шварценеггера в фильме «Вспомнить всё», или за доли секунды теряющие сознание, — собирают многотысячные просмотры на Youtube. О пилоте, способном выдержать 12G, Стен Ли снял особую программу для цикла «Сверхлюди». Простой советский завклубом Джон Гридунов выдержал 19G и невообразимую «ударную перегрузку» в 50G.
Рассказ Джона Гридунова возвращает к первым дням космонавтики, заставляя вспомнить не только триумф Гагарина, но и незаметных «наземных космонавтов», которые, рискуя жизнью, проложили другим дорогу к звездам.
Главный по культуре
В 1960-м я работал заведующим клуба в Институте медико-биологических проблем. Заведовал, значит, всей местной самодеятельностью. В то время у нас тренировались летчики из первого космического отряда, готовились к первому полету в космос. Хорошие, простые ребята. Титова я учил, как Маяковского читать, Быковский прославился тем, что в классе заснул и грохнулся на пол, с Гагариным я в парке Горького пиво пил…
Они у нас в институте жили, врачи им давление мерили, проверяли всеми возможными способами. Ученые хотели выяснить, как человек будет вести себя в космосе, что будет испытывать. Ведь в то время вообще ничего не было известно. Собачки-то погибали в космосе после первых пусков, а мы человека запустить хотели!
По условиям одного из опытов, нужно было просидеть десять дней в барокамере, заполненной кислородом, в полном одиночестве, в полной тишине. Космическую обстановку имитировали. Был в отряде Валя Бондаревский, совсем молодой парень. У него в барокамере стояла электроплитка, еду подогревать. На десятый день, когда пора было выходить, Валя снял с себя датчики, протер кожу ваткой — и бросил. Ватка попала прямо на эту плитку. Пламя, кислород взорвался... Валя весь обгорел. Несколько часов пожил, и всё... Когда мы его хоронили, Леонов прочитал стихотворение. Сейчас не вспомню дословно, но суть была такая: «мы полетим, и ты будешь с нами». Генералы со слезами на глазах стояли.
Я и раньше хотел участвовать в испытательной работе, но после этого случая окончательно решился. В испытатели брали авиационных техников и механиков, а я во время войны как раз был механиком на штурмовике Ил-2 и бомбардировщике Пе-2. Надо было только медкомиссию пройти, чтобы стать испытателем космической техники. Меня, правда, еще из-за имени мытарили: почему, спрашивают, Джон? Да все просто: отец, пулеметчик Красной армии, в день моего рождения — 6 октября 1926 года — полез в календарь и выяснил, что в тот же день родился Джон Рид. Тот, который написал «Десять дней, которые потрясли мир». Вот отец меня Джоном и назвал.
Я, можно сказать, с рождения привык преодолевать трудности, быть в гуще проблем. Я даже родился в тачанке. Отец отстреливался из пулемета от басмачей, а мать в той же тачанке меня рожала. Так что, когда я начал заниматься испытаниями космической техники, для меня было совершенно естественным выполнить не столько, сколько нужно, а в несколько раз больше.
Прослышали про летчика, который потерпел крушение где-то в северном море и бултыхался в ледяной воде, пока его не нашли. А если космонавт вот так попадет? Значит, нужно испытать, как поведет себя скафандр в ледяной воде. «Джон Иванович, давай».
В Томилино оборудовали ангар без окон, без дверей, поставили туда бассейн — у стенок лед, посередине полынья. В эту полынью меня и сбросили. На каждом сантиметре тела — датчики, поверх — шелковое белье, снизу — надувной матрас. Сорок пять минут гребу, согреваюсь, потом пятнадцать минут отдыхаю. Сначала за этим действом наблюдала правительственная комиссия: все в валенках, в шубах, с ноги на ногу переминаются. Постояли, да через час развернулись и ушли: холодно же. Наутро вернулись и аж руками всплеснули: «Живой!». Удивились, значит, они. Меня вытащили, первым делом дали кружку спирта. Я выпил — вода водой. Еще одну — эффекта ноль. Пошел домой, съел горячего борща — не согреваюсь. Тогда набрал полную ванну кипятка и залез туда, только так и согрелся. Потом все удивлялись, как у меня от перепада температур сердце не разорвалось.
В другой раз меня и еще одного испытателя, Сашу Селезнева, посадили в «шарик» Терешковой и дали такую дыхалочку, чтобы мы дышали тем же, что выдыхаем. Был специальный компрессор для восстановления воздуха и поддержания температуры. Но он постоянно отказывал, поэтому дышал я не пойми чем. И так мы с Сашей Селезневым должны были просидеть пятнадцать суток. Но пятнадцатый день пришелся на воскресенье и, естественно, никто не поперся нас с Сашей из шарика вытаскивать. Так что мы еще сутки сверх нормы просидели. Когда люк открыли, Селезнев позеленел и упал в обморок от свежего воздуха. Его сразу же в госпиталь повезли, а я на работу пошел, в клуб. Шарман, как говорится.
Семь дней до Луны
Самым сложным был полет на Луну. Королев сказал, что на человеке, который туда полетит, нужно испытать всё, что может произойти практически и теоретически.
В 1971-м Волков, Добровольский и Пацаев погибли из-за разгерметизации спускаемого аппарата. Эта трагедия — пример того, что может произойти с человеком в случае разгерметизации космического корабля или скафандра в космосе. Такого «прямого соприкосновения» с космосом боятся все космонавты. Нам, испытателям, предстояло сымитировать семь суток полета до Луны в полном облачении, то есть в скафандрах. А также испытать резкое раздувание скафандра в ситуации разгерметизации корабля на высоте 30-40 тысяч метров.
Скафандр раздулся, как положено, но меня швырнуло и нога зацепилась за провод, я двинуться не мог. «Джон Иванович, прекращаем эксперимент?» А я думаю — такая ситуация может быть? Может. Значит, надо испытать, продолжаем эксперимент.
Кормили нас через трубочку творогом. Оператор, должно быть, замешкался, и дал мне столько этого творога, что он разлетелся по всему скафандру и начал вонять. Пришлось в вонючем скафандре «на Луну лететь»... Потом панели отопительные включили — с меня пот градом. Кислород начали перекрывать. Я спрашиваю дежурного: «Что, и такое может быть?». «Может», говорит. Я не выдержал и завопил «Да я ж тебя убью, сволочь, фашист ты проклятый!..». И, как назло, седьмой день эксперимента опять выпал на воскресенье. Снова пришлось до понедельника терпеть...
Чего еще боится космонавт? Подъема. А это центрифуга. Ее боятся абсолютно все космонавты. Комаров после нее ходил зигзагами. Что такое центрифуга? Такой вопрос задали студентки на встрече в МИИТе космонавту Береговому. «Как бы вам сказать... Это словно попасть в объятья настоящего мужчины». Так Береговой перед студентками шутил, а на самой центрифуге не до шуток. На все тело наваливается страшенная тяжесть. Кажется, сейчас раздавит. А потом тело начинает течь, как вода. У меня было полное ощущение, что нос ниже подбородка съехал.
На спуске тоже могут быть проблемы. Один человек возвращался на Землю в кресле. Но на Луну собирались отправить экипаж из трех человек, а значит — спускать их надо в корабле. А если посадочный парашют не раскроется? Какой удар человек сможет выдержать? Давай, говорят, на Джоне Ивановиче проверим. Будто знали, что я всё выдержу... Сделали четырнадцатиметровую вышку и сбрасывали оттуда капсулу с испытателями. Правда, ученые, прежде чем на живых людях это дело испытывать, пробовали сбрасывать трупы. Для этого эксперимента десяток трупов из Склифосовского специально привезли. И у всех покойников позвоночники повылетали. Во время «моего» эксперимента со мной в капсуле были еще три штатных испытателя. На 38G все они вдруг отказались продолжать. Позвоночник боялись повредить, ясное дело...
А я в таких случаях всегда спрашивал: сколько американцы дали? Значит, будет больше. А потом — еще больше. Споткнулся я на 43G. Когда тебя сбрасывают, человек инстинктивно старается сжаться в кулачок, а этого делать нельзя ни в коем случае — сразу удар вдвое сильнее. Надо, наоборот, вжаться в кресло, нас даже ремнями специально притягивали. И обязательно надо на выдохе — для этого команду готовности мне в капсулу передавали. На 43G генерал, который вел эксперимент, отдал команду «Внимание! Приготовиться!» Я выдохнул, а команды «Вниз!» нет, я и вдохнул. И в тот самый момент, как я вдохнул и отошел от кресла, они меня и сбросили... Три дня потом голова гудела. Как голова прошла, я до 50G дошел. Дальше установка сломалась.
Полный шарман
Не знаю, как я всё это пережил. Наверное, везло сильно. Это геройская профессия — инвалидами люди становятся, часто бывают смертельные исходы. Сами испытатели вам скажут, что всё нормально, всё в порядке. Да как же нормально, если два испытателя из трех уходили с работы по инвалидности? Ни у кого из этих людей нет ни медалей, ни наград. На меня в 2006 году написали представление к званию героя России, перечислили все мои заслуги. Анатолий Перминов(руководитель Федерального космического агентства в 2004-2011 годах — прим. Strana.ru) посмотрел и говорит: «Это не герой, это дважды герой!» И что? И ничего...
Хочу вот книгу написать, пока всё помню. Столько впечатлений за восемьдесят шесть лет жизни накопилось. Большая должна получиться книга. Шарман, мягко выражаясь.
Антон Агарков
10 апреля 2012
Если б молодость знала, если б старость могла

Оффлайн Иванов Александр Сергеевич

  • ЧАЖМА
  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1336
  • 1987-1990
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #9 : 12 апреля 2012, 10:19:22 »
 С Днём КОСМОНАВТИКИ!С ПРАЗДНИКОМ ТОВАРИЩИ!С ПРАЗДНИКОМ ЗЕМЛЯНЕ! 1___1_1 0__355
Кто не был, тот будет, кто был не забудет.

Оффлайн Герасимов Геннадий Иванович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 34
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #8 : 12 апреля 2012, 09:46:44 »
Дорогие друзья! Поздравляю всех с Днем Космонавтики! В этом празднике есть и малая доля нашего труда! С праздником и новых успехов! 1___1_1  0__355

Оффлайн Помошников Александр Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 377
  • Честь Военно-Морскому Флагу!
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #7 : 12 апреля 2012, 08:53:20 »
С Праздником! С Днем Космонавтики!

Оффлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2482
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #6 : 12 апреля 2012, 08:12:11 »
С Праздником, ребята!!!  А всех владивостокцев, Стас - с двойным!  Это действительно событие! ТВ уже отметило это в утренних новостях, чему мы от души порадовались!

Оффлайн Лыков Станислав Викторович

  • Дежурный по низам. Совет ветеранов
  • ***
  • Сообщений: 904
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #5 : 12 апреля 2012, 05:20:42 »
Дорогие друзья-ветераны!
Примите наши самые сердечные поздравления с Днём космонавтики!
Самые добрые вам пожелания!
Пусть нас по-прежнему связывает чувство единого братства и причастности к Великому Делу!
Совет ветеранов Дальневосточного отделения.

А у нас во Владивостоке сегодня двойной праздник - сомкнулся мост на остров Русский!


http://www.toge.ru/smf/index.php?topic=3324.msg30819#msg30819
И повзрослели мы, и закурили мы совсем не где нибудь ещё, а за Курилами...

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 5658
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4 ПРЦ
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #4 : 12 апреля 2012, 04:07:04 »
С днем Космонавтики ребята !!!!!  У-ра -а -а ..... 00_2 00_10 0__18 00_12 __0_09 0__355
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Valentina

  • Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 923
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #3 : 12 апреля 2012, 01:05:09 »
С Днем Космонавтики!

Оффлайн Мугенов Джалиль Газизович

  • Третий галс
  • ***
  • Сообщений: 43
  • ЧАЖМА 1977-1984 служил брат
.. Всемирный День Космонавтики
« Ответ #2 : 11 апреля 2012, 21:47:50 »
Моя глубокая признательность всем, кто своим трудом способствовал развитию космонавтики.
А ваша  заслуга в этом  - несравнимо высока.
Поэтому День Космонавтики как свой праздник отмечают как люди  с голубыми погонами, так и те, кто носит морскую форму, белые халаты, стоят за кульманами, сидят за расчетами...
Освоение космоса - это огромный технологический прыжок. Мы живем в великое время, а вы еще его и творили!
НИЗКИЙ ПОКЛОН, ГЛУБОКОЕ УВАЖЕНИЕ И ВОСХИЩЕНИЕ ОФИЦЕРАМИ И МОРЯКАМИ КОСМИЧЕСКОГО ФЛОТА!
СПАСИБО ВАМ!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
Всемирный День Космонавтики
« Ответ #1 : 11 апреля 2012, 20:11:47 »
Уважаемые ветераны!

Мы не летали ни на низких, ни на высоких орбитах. Не выходили в открытый космос. Не замирали от гулкого грохота стартового двигателя. Мы многое что не делали.

Но мы вложили столько сил и собственных нервов, что нас до сих пор, спустя два десятка лет вспоминают все космонавты. Может быть, благодаря нам, они возвращались на Землю, как мы возвращались на свою землю.

Мы сделали всё, что смогли!

С праздником вас, уважаемые ветераны!

Как подарок всем нам принимаю поздравление от ветеранов "Космонавта Георгия Добровольского". Спасибо, друзья-моряки!

А завтра - юбилей Игоря Петровича Волка! Нашего друга!
Никто пути пройденного у нас не отберёт