Читая одну из последних книг Николая Гульнева «Всегда есть выбор господа», дошел до стихотворения «Белой акации гроздья душистые». Книга вышла в середине этого года. Я и в предыдущих его книгах сталкивался с этим стихотворением. Оно было в разделе стихов о «белой гвардии». В общей подборке стихов на эту тему я не очень обратил на него внимание. Потом вспомнил о прозе автора, где в своих «Раздумьях» он излагает свои мысли о «тяжелом кресте Отечества» и вспоминает о «Русском исходе» я нашел письмо Гульнева президенту Д.Медведеву. Для ясности, о чем речь привожу полный текст письма:
Москва, Кремль, Президенту Российской Федерации
Дмитрию Анатольевичу Медведеву
----------------------------------------------------------
194355, г.Санкт-Петербург,
Гульнев Николай Николаевич, тел.515-54-81
Копи: Франция, Париж, Совету Старейшин
Всезарубежного Объединения Морских Организаций.
Потомкам выпускников Морского Корпуса Петра
Великого;
Копия: Севастополь, Проспект генерала Острякова,17
Председателю Севастопольского Морского Собрания
Стефановскому Владимиру Владимировичу
Уважаемый господин Президент!
Реализуя своё конституционное право, обращаюсь к Вам по важному делу, так
Как зачастую в России без указаний свыше ничего не решается.
Суть обращения. В Ноябре этого года исполняется 90 лет со дня ухода в Бизерту Русской Черноморской Эскадры. Напомню, что тогда на кораблях Эскадры ушли в никуда свыше 150 тысяч русских офицеров кадет, гардемарин, казаков и членов их семей. В Бизерту прибыли 33 корабля. На этих кораблях сначала и проживали изгнанники Родины. Тем не менее, в лагере «Сфаят» близ Безерты, старанием русских морских офицеров, открыли Морской Кадетский Корпус, оформленный французской стороной как Сиротский дом. Образование, которое получали гардемарины, приравнивалось к аттестату зрелости, дававшему право на поступление во французские высшие учебные заведения. О нищенском прозябании офицеров и их семей вам, видимо, известно.
После 1924 года, когда советская сторона отказалась оплатить французский заём, корабли Эскадры пошли в оплату царских долгов. С этого времени началось скитание русских морских офицеров и их семей по всему миру. Часть офицеров возвратились на Родину, многие осели во Франции, часть семей остались в Бизерте. Колония русских в Бизерте в 1939 году, на собранные деньги, построила Храм в честь Святого Благоверного Князя Александра Невского. На Царских Вратах Храма водружен Андреевский Флаг одного из кораблей Эскадры. Там же, в Бизерте, находится русское кладбище.
Где-то с 1996 года Севастопольское Морское Собрание установило связь с потомками русских офицеров, проживающих в Бизерте, а также со свидетельницей ухода Русской Эскадры, дочерью командира эсминца «Жаркий» Анастасией Александровной Ширинской – Манштейн. С этого времени с ней постоянно поддерживалась связь, как с единственной хранительницей тех трагических времён. Корабли нашего Военно-морского флота в 2007 году дважды посещали Бизерту, сохраняя связь времен и память о выпускниках Морского корпуса . В конце прошлого года А.А Ширинская-Манштейн скончалась. Теперь и на нашей стране лежит ответственность за сохранение памяти и могил русских людей, оказавшихся в стихии трагических обстоятельств.
Считал бы правильным в ноябре этого года, в дни «Примирения и Согласия», отдать долг памяти русским офицерам и их потомкам, тем более, что украинская сторона упорно доказывает, что в Бизерту ушла Украинская Эскадра! Недаром же украинские националисты пытаются всякий раз порушить памятную доску , которая установлена в Севастополе в память трагического исхода. На Ваше усмотрение предлагается следующее:
1. В Севастополе, на базе Черноморского Флота, провести конференцию, с приглашением общественности и потомков русских офицеров. Этот день считать днём окончания Гражданской войны;
2. Выделить корабль Черноморского Флота для прохода по местам памяти, с заходом в Бизерту для возложения венков на русском кладбище;
3. На центральных каналах телевидения подготовить новые программы или показать старые программы, связанные с «Русским исходом»;
4. В Морском Корпусе Петра Великого провести научную конференцию, посвящённую трагической дате, с осмыслением причин происшедшего;
5. Изготовить памятный знак – «90 лет без России», который должен вручаться в посольствах России за рубежом потомкам русских офицеров, а также в России;
6. Взять шефство над русским кладбищем в Бизерте, с ежегодным посещением его кораблями ВМФ для восстановления могил и возложения венков;
7. Ответственность за проведение данных мероприятий возложить на министерство иностранных дел, культуры, Главкома ВМФ и Министра обороны;
8. Выделить необходимые средства по запросу ответственных лиц.
Господин Президент! Вы в одной из передач сказали, что иногда читаете Василия Ключевского. Я наследием Ключевского занимаюсь уже около 9 лет. Основное, что можно уяснить из трагической истории России, это то, что Империя начала свой трагический путь к 1917 году после того, когда гвардии или дворянской касте, за незаконное возведение на трон монархов, отдали землю, крепостных и право не служить. В этом трагедия и вина русского офицерства. Нечто такое произошло и во времена Бориса Ельцина, когда за соответствующие услуги узкому кругу лиц была отдана народная собственность. Как дворянской касте, так и нынешним олигархам, реформы не нужны, а монархи не самостоятельны. Вот почему нужно осмысление тех трагических событий, чтобы новая Россия не повторила 1917 год.
С уважением и надеждой – выпускник Морского Корпуса,
Капитан 1 ранга, в отставке, член Союза писателей России
Николай Гульнев,
Г. Санкт-Петербург, 31.01.2010
Здесь же в «Русском исходе» автор возвращается к стихотворению «Белой акации гроздья душистые» и что послужило причиной его написания. Об этой причине я пока говорить не буду в данном случае это не так важно. Когда я прочитал это стихотворение здесь, я задумался о другом. Чтобы пояснить свои мысли, сначала приведу текст стихотворения так как он опубликован в книге:
БЕЛАЯ РАТЬ
Романс «Белой акации гроздья душистые»
Стал своеобразным Гимном для Белой Гвардии
В период Гражданской войны. Наиболее боеспо-
собными частями Добровольческой армии
Как ни странно, были части, укомплектованные
юными кадетами, юнкерами и гардемаринами.
Архив русской революции.
Где же вы, юноши, светлые, чистые?
Как получилось? Зачем? Почему?
«Белой акации гроздья душистые»
Вдруг растворились в горячем дыму!
Тень пролегла над седыми бульварами,
Время вершит необузданный суд –
Там где недавно гуляли вы парами
Кровью размечен последний редут!
Страшный исход и пророчит картечина
Да беззакония правит закон –
Господом Богом эпоха не венчана
И потемнели оклады икон!
Сбились подковы, сломались прицелики,
Русь Православная скрылась в аду –
В серых шинелях, почти офицерики,
С посвистом пуль распластались на льду!
Жди! Не дождешься ни сына ни милого –
Им суждено под огнём умирать –
Это последняя Слава Корнилова,
Но не последняя Белая Рать!
Нет ни Крестов, ни от Бога прощения,
Скрылся за взрывами попранный путь –
Рыцари Чести, моё поколение,
Вас не способно ни в чём упрекнуть!
Боль проросла ковылями да ивами,
Выбор укрыло бизертское дно –
Стать у безумной России счастливыми,
Как оказалось и Вам не дано!
…Наши дороги такие же мглистые,
Наша суровость давно без прикрас –
«Белой акации гроздья душистые»
Нет, и напомнят Отчизне о вас,
Нет, и вернется романса мелодия,
Нет, и эпоха допишет свой том!
…В Храме старинном всплакнет «благородие»
И осенит себя дряхлым перстом!
Признаюсь, как мне показалось, и я так понял, что со времени «горбачевской перестройки» Россия как бы постепенно с большим скрипом, но пошла на примирение в конфликте между сторонами в гражданской войне. По крайней мере, я так это воспринял.
Примирение и всё, но после этого стихотворения сознание требует идти дальше и этого требуют события, которые случились в России, а точнее в Москве в период 91-93 годов. Эти события отличаются 1917 года только тем, что не «зацепили» Россию как тогда, а если и «зацепили», то только экономически, но не об этом, я о другом.
Чтобы «примириться», надо понять тот, такой масштабный конфликт, произошедший в той России. Также понять состояние каждой из сторон. Мне кажется, чтобы понять это, надо поставить себя на место каждой из сторон. Были стороны, конфликтующие, и были стороны чисто нейтральные, последние это те которые могли, и может даже хотели жить при любом государственном и политическом режиме. Не знаю, куда приведут меня мои рассуждения, но это большая работа. Стихотворение Гульнева пока поставило меня на место, например «белой гвардии», со стороны которой в данном моменте оказались «в серых шинелях почти офицерики». Возникает вопрос кто они? Они шли учиться защищать своё Отечество, «Русь православную». Среди них были, если сегодняшними словами «пацаны», эти «юноши, светлые чистые», они не знали идей ни Маркса, ни Ленина, попав на этот «необузданный суд времени», может даже не успели понять, что их заставило «с посвистом пуль распластаться на льду». Это одна невинная сторона конфликта.
Не хочется углубляться в разборку тех событий и большую философию, а просто примитивно, может даже на уровне обывателя сообразить, что же случилось, и для этого возьмём, другую такую же невинную сторону конфликта втянутую в это братоубийство.
Думаю, это был простой, Российский хлебопашец. Он также был далек от идей революции, которые ему навязала горстка людей, заварившая всю эту «кашу». Призвав в основу своей идеи «призрак» якобы бродивший по Европе, именно «призрак». Кому-то очень хотелось в угоду своим личностным амбициям этот призрак материализовать. Вместо сохи крестьянину дали в руки не плуг, а винтовку и бредовую идею, в которой, например, «равенство» было в таком виде, если твой сосед без рубахи, то и ты должен снять свою, что бы быть ему равным или он с тебя её снимет сам.
Кто прав в этом конфликте? Те, кто хотел построить светлое будущее для народа с тёмной повязкой на его глазах, не обещая её снять или те, кто хотел отстоять своё настоящее, кого поставили живым щитом защищать его, этих безвинных «рыцарей чести». Я подумал и согласился с Гульневым в том, что наше поколение действительно «ни в чем не способно их упрекнуть» Несмотря на то, что мы всё детство играли в «войнушку» где были «белые» «красные» и где мы, конечно, хотели быть всегда «красными». Пора бы всё это переосмыслить и если и в будущем учить играть своих детей в подобные игры, то выбирать для противных сторон другие цвета, потому что «красное» на «белом» и наоборот, вызывает в памяти парализующие ассоциации. Чтобы и наши дороги и дороги будущих поколений «не были мглистыми», чтобы остались только «белой акации гроздья душистые и «романса мелодия» иногда бы звучала для всех.