Автор Тема: Служба. Воспоминания  (Прочитано 12502 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
.. Служба. Воспоминания
« Ответ #20 : 14 декабря 2012, 12:37:29 »
Эх, сколько воспоминаний от простой фотографии!
У меня одно воспоминание об этом шпиле, сам правда не присутствовал, но сослуживец Сергей Кузин рассказывал, с ним это дело произошло. Швартовались мы как-то так вот он натягивал канат на юте, да что-то канат не выдержал порвался, съездил ему по голове, хорошо был в зимней шапке, а то бы не сдобровал... на счастье все обошлось.
Я с ним на баке, куражимся
Свистать всех наверх!

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Служба. Воспоминания
« Ответ #19 : 14 декабря 2012, 08:14:24 »
Это фото Александра Хилевича со "Спасска". Пейзаж исключительно камчатский.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Клестер Александр Павлович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 4204
  • "Спасск" 75-78
.. Служба. Воспоминания
« Ответ #18 : 13 декабря 2012, 22:51:32 »
Анатолий Михайлович, шпиль до боли знакомый.На юте я пару раз тоже стоял. На  Чажме и  Чумикане я не знаю,но это по- моему "Спасск" или наш проект. Ошибаюсь да?

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Служба. Воспоминания
« Ответ #17 : 13 декабря 2012, 19:19:06 »
Эх, сколько воспоминаний от простой фотографии!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 4044
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
.. Служба. Воспоминания
« Ответ #16 : 05 мая 2012, 16:33:07 »
День рождения адмирала
Служить было бы скучно, если бы не было так смешно
2012-04-27 / Станислав Митрофанович Сахончик - отслужил срочную фельдшером. После Владивостокского мединститута стал младшим научным сотрудником. Осознав свою неуместность в науке, поступил во вспомогательный флот, где провел шесть лет в качестве судового врача на судах обеспечения ТОФ. Участник четырех боевых служб, разминирования Красного моря и многомесячного рейса БТМ "Владимир Колечицкий". Ныне - эксперт-эколог. Участник Содружества военных писателей "Покровский и братья".

Подробнее: http://nvo.ng.ru/notes/2012-04-27/16_birthday.html?mpril

Если б молодость знала, если б старость могла

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 5658
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4 ПРЦ
.. Служба. Воспоминания
« Ответ #15 : 09 мая 2011, 19:29:31 »
да а я ребята вспомнил дату я не знал конечно про судьбу Чумикана но вот теперь зная у меня умер отец в 1996 году и умер Чумикан в 1996 году судьба !!!
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Служба. Воспоминания
« Ответ #14 : 05 мая 2011, 22:01:07 »
Фото: Australian Department of Defence via Reuters via MSNBC.

Клод Стэнли Чоулз, последний ветеран Первой мировой войны, принимавший участие в боевых действиях, скончался в Австралии в возрасте 110 лет.

Вслед за своими старшими братьями, он попытался записаться добровольцем на фронт в самом начале мировой войны, но был слишком молод. Позже, оказавшись на флоте, он побывал в морских сражениях в Северном море. Чоулз был очевидцем капитуляции германского флота у Ферт-оф-Форт в ноябре 1918 года, и затопления немецкого Флота открытого моря в бухте Скапа-Флоу.

Во время Второй мировой войны он командовал проведением подрывных работ на западе Австралии.

Вероятно, последним известным российским ветераном Первой мировой был Дмитрий Малоземов, умерший в 1998 году в возрасте 111 лет. Последним участником военных действий на стороне Российской империи был украинец Михаил Кричевский, скончавшийся в 2008 году.

Последним оставшимся в живых человеком, который состоял на военной службе во время Первой мировой, остается британка Флоренс Грин, которой в феврале исполнилось 110 лет. Она не принимала участие в боевых действиях, но работала официанткой Королевских ВВС.

http://metkere.com/2011/05/lastveteran.html
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Пресняков Михаил Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1359
  • "Чумикан" 1976-1979
.. Служба. Воспоминания
« Ответ #13 : 26 августа 2009, 11:09:39 »
На "Советском Союзе" я впервые в жизни вышел в море и впервые почувствовал морскую болезнь. Осенью 1976 г. в Охотском море штормяга разыгрался, но такую громадину надо было раскачивать пару дней и вот по приходу в Петропавловск, "Сов.Союз" уже при полном штиле раскачивался как в 4-5 баллов. Инерция у него огромная.  Но помню что во Владике с "Советского Союза" сходили годки обросшие. Разговорились, а они оказывается из Cомали возвращались (в то время там наша база стояла). До 4 х лет их там тормознули, везли огромные кораллы с собой.  А в статье Лыкова С.В. говорится, что этот пароход ходил только вдоль Курилл, тогда как на него попали "Сомалийцы"?

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Служба. Воспоминания
« Ответ #12 : 09 мая 2009, 17:19:15 »
Сегодня Николай Николаевич Ковалев рассказал интересную информацию. С будущим командиром ТОГЭ-5 Гатчинским Витольдом Георгиевичем он служил на 175 бригаде эсминцев до 1959 года на эсминце "Вице-адмирал Дрозд". Затем Гатчинский был назначен командиром ТОГЭ-5. После объединения ТОГЭ Гатчинский был назначен председателем комиссии по мореплаванию при Совете Министров СССР, получил звание контр-адмирал.
У нас, стало быть, вышло с ТОГЭ 4 адмирала: Максюта, Сергеев, Гатчинский и Краснов.

Ещё один факт Николай Николаевич закончил Высшее военноморское училище связи имени Попова, то есть моё родное училище.

Такая вот судьба необычная.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Палий Владимир Иванович

  • Чумикан 84-87
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1266
  • Рождённый в СССР.
.. Служба. Воспоминания
« Ответ #11 : 06 мая 2009, 20:00:15 »
Был у меня такой случай. В 90-х года, работал в одной фирме и по роду деятельности меня послали в командировку в город Ровно, ж/дорожным транспортом. В те времена Интернет только входил в нашу жизнь. Естественно сайтов типа «Чумикан», «ТОГЕ.РУ» и т.п. и в помине не было. В общем, сведений о местах моей службы, кораблях – никакой. Но мне в купе попался попутчик. Разговорились, то-да се, где служил, ну как обычно. Ну, про меня вам то ясно. А попутчиком моим оказался конструктор с «Южмаша». Кто не знает, объясню, «Южмаш» - это завод в Днепропетровске, который в соввремя делал балестические ракеты под управлениям Янгеля. Звали моего попутчика, Вергейчик Валерий Александрович. Он много раз бывал на нашем соединении. Участвовал в испытании многих изделий. Ходил на кораблях, вместе со штабом. Со многими офицерами нашего соединения лично знаком. Нашли много знакомых. В частности Демидов Л.Е., Новиков В.П. и м.д. Рассказал о судьбе соединения после 87г (это мой ДМБ). Обменялись адресами. Живёт он в Днепропетровске, это где-то 50 км от меня. Оставил телефон. Ну жизнь нас закрутила, я так ни разу и не позвонил. Если кому-то заинтересовала информация об этом человеке, буду рад помочь.
Наши корабли помогли человеку выйти в космос. Помогли создать ядерный щит страны. Они ушли в свой дальний и последний поход. "Форум ТОГЭ" - наша бухта.

Оффлайн Палий Владимир Иванович

  • Чумикан 84-87
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1266
  • Рождённый в СССР.
.. Служба. Воспоминания
« Ответ #10 : 06 мая 2009, 12:32:42 »
Похожий случай был и у нас. Служил у нас в БЧ-5 мой годок (имя подзабыл) по национальности Таджик. Ходила за ним слава "хитро-ленивого". Отслуживши 2,5 года, он плохо разговаривал по-русски. Начались дембельские корпусные работы в тропиках. Красили борт корабля в тропиках. Пришла очередь лезть ему на беседку. Мы с Лёней Тихоновым, обеспечивающие. Не прошло и 10 минут как он крачит:
- Ой танитэ мэня скарей на вэрх!
- Рано еще!
- Ой мнэ плохо!
- А кому тут хорошо?
- Мне кусил!
- Всех кусал.
- Я нэмогу !
- Есть такое слово, надо!
Ну вообщем вытащили. Оказалось, когда он красил возле ватерлинии, то ноги отпустил в воду, а там и прилипла какая то малюска с ядовитым жалом. Он потом в медузле отлёживался.
Наши корабли помогли человеку выйти в космос. Помогли создать ядерный щит страны. Они ушли в свой дальний и последний поход. "Форум ТОГЭ" - наша бухта.

Оффлайн Желтов Михаил Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 651
  • Отслужил не хуже других!
.. Служба. Воспоминания
« Ответ #9 : 06 мая 2009, 08:01:34 »
Прочитал и вспомнилось...
Служил у нас на Чажме Шурка Киреев, мой годок, сигнальшик, высокий парень, малость неуклюж,но добрый и хороший. Пошли мы в первый поход, встали в дреф, ждем задачи, ну чтоб время зря не терять, Шурку заставили мостик сигнальный подкрасить, он конечно все сделал, а остатки краски куда - естественно за борт.Да и по глупости своей кинул банку с ветренной стороны, естественно на борту образовалось белое пятно. Не знаю от куда узнал старший боцман, но он был очень не доволен.Естественно краску в зубы, беседку на плечи и вперед. Меня отправили обеспечивающим, опустил я его за борт, стою на море смотрю.Тут по шкафуту ребята акулу потащили на бак.(мой первый поход, акулу даже в зоопарке не видал) Я естественно на бак чудо морских глубин смотреть, пока ее разделали, кому что досталось, слышу ор стоит. Тут я и вспомнил про Шурку моего, бегом метнулся до него.Он от воды на расстоянии метра был, а под ним уже акула ходит, бледный весь матерится по чем свет стоит. Я тоже перепугался, давай его тянуть наверх, да этой спешкой чуть его в воду не свалил, надо было то один конец поднимать, то другой, а я как начал тянуть за один.... Ну слава Богу все обошлось, цепко он в канат вцепился. Вот так... ..307

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Служба. Воспоминания
« Ответ #8 : 05 мая 2009, 18:00:32 »
Володя, говорю тебе совершенно серьёзно - рассказ просто супер! Ну ни одним уставом или инструкцией не опишешь нормальный быт нормального корабля!

Я всегда привожу пример нашего супергодка Эгона Эдуардовича Мантая, это 1960-63 годы. Он много мне написал писем, жаль, что сейчас мало пишет - занят очень. Он рассказывает о переоборудовании "Чукотки" - она с польских заводов в 1960 году была самая сохранившаяся, а в Дальзаводе вырезали польские прямоугольные иллюминаторы, вырезали хромированные краны и вварили всё наше отечественное: люмики круглые, кран типа "сосок" и т.д. Кто-то скажет - детали, а кроме старшины Мантая никто и не вспомнил бы никогда в жизни.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Палий Владимир Иванович

  • Чумикан 84-87
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1266
  • Рождённый в СССР.
.. Служба. Воспоминания
« Ответ #7 : 05 мая 2009, 16:31:24 »
Здравствуйте мои ТОГЕовцы!  Напишу немножко о себе и своих соображений по поводу публикаций в этом разделе. Я на форуме пробыл уже более 13 часов. Практически кроме одного сообщения, я признаюсь, ничего не написал. Постараюсь объяснить, почему. Ну время, работа, деньги, семья и т.п.- это отдельная статья, которую не будем брать во внимание. Мне интересно прочитать, услышать воспоминания наших офицеров, мичманов, для которых ТОГЕ – это не то что просто ихня жизнь, а нечто большее. Фотки которые у меня были, самые интересные (на мой счёт) я выложил в фотошхере. Какие то воспоминания, я уверен ,любой сверхсрочник расскажет лучше. Хотел написать пару случаев с нами, а потом подумал, а будит ли кому-то интересно… Да так рука и не поднялась. Ну так как Андрей Алексеев поднял шумиху на форуме, что я преодолел робость и решил, так сказать, пробу пера.
Служил у нас на «Чумикане», в ИКа, Шура Жигалкин (83г призова). Добрейший души человек. Его все любили и уважали за его покладистый характер. Ну была одна особенность у этого матроса – был чуть-чуть невезучим. То что некоторым сходило с рук, Шура отдувался по полной программе, и естественно доставалось вышестоящему начальству. Практически на каждой вечерней проверке, его фамилию зачитывали, то есть замечания на дивизион. После очередного ЧП, лично командир 2-го дивизиона, Ковалёв Виктор Анатольевич, собственноручно взялся за его воспитания. Корабль стоял во Владике. После утрешнего развода на корпусные работы, комдив лично выдал Шуре турбинку(кто не знает, типа пневматическая болгарка с зачисным кругом), респиратор, очки и строго приказал, чтоб палубу БРС – никуда не покидал, а комгрупы и старшине команды за ним приглядывать. Шура добросовестно отработал день. Все добросовестно, в средствах защиты, все проверяли, никуда не отлучался.
Вечерняя проверка. Дежурный по кораблю (по-моему это был ПКС Тимощук С.В) зачитывает: «Старший матрос Жигалкин 2-й дивизион, работал на корпусных работах с турбинкой в респираторе, в очках, но очки были без стёкол.»
Оказывается, очки часто потели, и что б не протирать их часто, Шура взял и вытащил их. Кто не проверял его, никто не заметил, а деж по кораблю – догляделся.
Второй случай произошел тоже когда наш «Чумикан» стоял во Владивостоке на ремонте. И каждый день, у нас были наряды на работы или дежурства за территорией корабля. Шура, уже отслужил 2,5 года. Он был единственным годком в нашем дивизионе, так как перед постановкой корабля на ремонт, его немножко разукомплектовали. И было такое дежурство, как дежурный по штабу – по должности мичман, вооружонный сопровождающий – желательно старшина и рассыльный – матрос. Дежурство было «козырное», туда переходили все кому не лень, кто отслужил по 2 даже по 1,5 года. Шуру не пускали по понятным причинам. Ну на совете со старшиной команды, тогда у нас был Гена Чемёркин, старослужищие решили записать Шуру, пусть немножко развеется, да и дань уважения к годам службы. Пошли просить комдива всем коллективом. Мол Шура, добрейший души человек(естественно он должен быть вооружонным сопровождающим, ну не рассыльным в 2.5 года службы), и что с ним станится. Мичман старший, а Шуре только автомат с рук не выпускать и всё. Долго мы убалтывали своими аргументами Ковалёва В.А., в конце он дал согласия. Долго он, не знаю, уговаривал или приказывал как должен вести себя вооружонный сопровождающий, которому выдадут оружия. А автомат в 85 году – это!!! Заступали с вечера. Мы, Шуре, тоже дали свой «инструктаж», типа чая, сладостей купите нам, раз в городе будете. Это делал все. Провели наряд на дежурство. Прошла ночь. Утром депеша на корабль, мол заберите своего вооружонного сопровождающего с комендатуры. Все мы военнослужащие понимаем, задержать патрулю в/сопровождающего практически не реально. Поехал за Шурой командир его группы Пагаев В.А.. Позднее Шура рассказывал, что не решился такое серьёзное дело как покупка сладостей и чаю, доверять рассыльному. Он просто попросил, что б он присмотрел за автоматом, пока он взбегает в магазин. Выглянул за угла, смотрит патруль стоит на трамвайной остановке, подождал пока уедут, зашел в магазин, а следом зашел и патруль…

Наши корабли помогли человеку выйти в космос. Помогли создать ядерный щит страны. Они ушли в свой дальний и последний поход. "Форум ТОГЭ" - наша бухта.

Оффлайн Горовой Андрей Анатольевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 730
  • "Сахалин"
.. Служба. Воспоминания
« Ответ #6 : 03 ноября 2008, 07:20:25 »
Огромное спасибо за такую информацию!!!
Вот уж правда, корабли-как люди, у каждого своя судьба, даже у близнецов!
После нас на этой планете, кроме перегноя,
должно остаться что-то ещё...

Оффлайн Лыков Станислав Викторович

  • Дежурный по низам. Совет ветеранов
  • ***
  • Сообщений: 904
.. Служба. Воспоминания
« Ответ #5 : 03 ноября 2008, 03:00:59 »
    О "Советском Союзе"
   
    После окончания Второй Мировой войны и до самой середины 70-х гг флагманами советского морского пассажирского флота были сначала дизель-электроход «Россия», а затем, один сменяя другого, по мере ввода в эксплуатацию, теплоходы типа «Иван Франко». Но практически всё это время существовал морской пассажирский лайнер, который превосходил вышеупомянутые суда и своей величиной и пассажировместимостью. Подробности судьбы этого судна для советской истории остались «за кадром». Оно не показано в многочисленных советских фильмах и его не слишком жаловали в воспоминаниях и мемуарах. Но лайнер обладал историей или, другими словами – своим лицом. Речь идёт о пассажирском турбоходе «Советский Союз» - крупнейшем судне торгового флота СССР того времени.
    Перед Первой Мировой войной немецкая компания "Hamburg Amerika Linie" (HAPAG) располагала крупнейшим торговым флотом в Германии, а сама Германия находилась на втором месте в мире по тоннажу торгового флота. В составе компании HAPAG были и крупнейшие пассажирские трансатлантики "Imperator" и "Vaterland". Президентом этой компании и фактическим создателем её процветания был Альберт Баллин (Albert Ballin 1857-1918). После поражения Германии, по условиям мирного договора весь немецкий флот почти без исключения был разделён между победившими союзниками, только лишь устаревший турбоход "Deutschland" – бывший обладатель Голубой ленты Атлантики оставался в компании, остальные суда были потеряны. Баллин не мог пережить развала своей «империи» и 9 ноября 1918 г. – в день капитуляции Германии, покончил жизнь самоубийством.
    Однако уже к концу 20-х гг тоннаж торгового флота Германии превысил показатели 1913 г. – каждое пятое торговое судно в мире было немецким. Быстрое возрождение немецкого флота стало также возможным и благодаря финансовой поддержке от ряда немецких и зарубежных частных лиц и финансовых институтов, пересмотра порядка взимания репараций с Германии.
    Ещё в 1918 году, новое руководство фирмы HAPAG для скорейшего восстановления решило придерживаться несколько иной политики, чем Баллин. Долгое время его кредо было: "Величина и комфорт превыше скорости". Новая ситуация заставила изменить прежнюю доктрину. Главный упор был сделан на строительство более скромных грузопассажирских судов доступных для тогдашнего среднего класса, на которых в разумных пределах сочетались удобство, надёжность и разумные цены.
    В соответствии с этой доктриной, в компании было принято решение реализации проекта строительства четырёх лайнеров – двух пар похожего дизайна, спроектированных инженерами крупного немецкого судостроительного завода "Blohm & Voss" в Гамбурге. Первое из этих судов под именем бывшего президента компании – "Albert Ballin" было спущено со стапеля этого завода 16 декабря 1922 года. Годом спустя был спущен однотипный лайнер "Deutschland", а в 1926 и 1927 гг соотв. следующие два судна этой серии – "Hamburg" и "New York". Суда были оснащены паровыми турбинами работавшими на два гребных винта и впервые в истории немецкого пассажирского судостроения имели крейсерскую форму кормы. Благодаря тому, что все суда были оснащены пассивными успокоителями качки (цистернами Фрама) они были очень устойчивыми на волнении, что естественно понравилось пассажирам и давало этим лайнерам неоспоримое преимущество. Турбоходы даже стали называть «судами без морской болезни». По этому поводу Ливерпульский «Коммерческий журнал» писал буквально следующее: «На рождественской неделе мы видели один из немецких лайнеров, оснащённых системой успокоения качки, плывший совершенно спокойно, в то время как наш пароход качало так сильно, что мы едва удерживались на ногах. Эти немецкие суда – настоящие новинки в судостроении». Собственно, это относилось ко всем четырём судам этой серии. Впоследствии, по этой причине суда приобрели большую популярность не только у немцев, но и у английских пассажиров.
    Конструкторские новшества коснулись как корпуса, и мореходных качеств, так и пассажирских помещений. Фактически «Альберт Баллин» стал первым судном, на котором был обустроен настоящий туристический класс кают, называвшийся третьим классом, обслуживание в котором было таким же, как и в первых двух. 5 июля 1923 года "Albert Ballin" вышел в первый рейс из Гамбурга в Нью-Йорк с заходом в Саутгемптон. Приход судна в Нью-Йорк как бы символизировал возрождение и начало новой Германии. После ввода всех судов этой серии в эксплуатацию компании удалось возобновить регулярные рейсы на американский континент.
    Стремление улучшить дизайн судна и усовершенствовать его конструкцию приводило к постоянным перестройкам и модернизациям. Зимой 1924-25 гг на судне удлинили дымовые трубы, в 1927 году – лобовую часть надстройки сделали полностью закрытой и остеклённой. В начале 1930 г во время крупного ремонта было модернизировано машинно-котельное оборудование – установлены новые котлы и турбины, благодаря чему была повышена мощность почти в два раза – до 28 000 лс и скорость судна до 19,5 узлов. Дымовые трубы вновь укоротили.
    Зимой 1933/34 гг судно претерпело серьёзную реконструкцию корпуса. Модельные эксперименты в Гамбургском опытовом бассейне показали, что если лайнер удлинить на 10 метров, то для сохранения существующей скорости потребуется мощность турбин всего в 20 000 лс, что давало существенную экономию топлива. Была разобрана носовая часть на длину 15 метров и заменена на новую, 25-метровую - с наклонным форштевнем обтекаемой конфигурации. С точки зрения гидродинамики в наклонном форштевне не было необходимости, но такая форма носа отражала более современные тенденции и, наверное, делала судно более привлекательным. В итоге, вследствие реконструкции, помимо удлинения на 13 метров, было увеличено количество «светлых» кают для пассажиров и существенно повысилась вместимость носовых трюмов. Новая длина судна стала равняться 205,2 м. После ремонта турбины были отъюстированы, при этом выяснилось, что при максимальной мощности судно развивает скорость в 21,5 уз. Процесс ремонта и удлинения был снят на кинопленку и смонтирован в документальный фильм, который показывался в немецких кинотеатрах. Позднее все остальные суда компании прошли аналогичное удлинение и реконструкцию носовой части.
    Как и у каждого судна, у «Альберта Баллина» были и свои трагические страницы. 12 мая 1934 года при швартовке в Бремерхафене лайнер наехал на сопровождающий буксир-кантовщик "Merkur" и подмял его под себя. В результате буксир утонул вместе со всем экипажем (7 человек).
    С приходом к власти национал-социалистов в 1933 г началась тёмная страница немецкой истории. С политикой агрессивного антисемитизма даже имя Альберта Баллина, который искренне любил свою страну и был патриотом до «кончиков пальцев», вызывало у власти резкое раздражение. Ведь Альберт Баллин, прославивший в свое время имя и имидж Германии был этническим евреем. После непродолжительного сопротивления, руководство HAPAG вынуждено было подчиниться давлению из Берлина и 1 октября 1935 года судно получило новое имя "Hansa". В 1936 году лайнер пережил очередной улучшительный ремонт.
    Начало второй мировой войны не было неожиданностью для немецких судоходных компаний. Они заблаговременно прекратили рейсы, отозвали суда из иностранных портов, дали капитанам секретные инструкции на случай «чрезвычайных обстоятельств». В свой последний мирный рейс в Нью-Йорк "Hansa" отправилась 27 июля 1939 года и, вернувшись обратно, лайнер закончил трансатлантические рейсы. Меньше, чем через месяц началась война.
    В годы войны "Hansa" использовался как плавучая казарма близ порта Готенхафен, где в такой же роли стоял и круизный лайнер «Вильгельм Густлов». В конце 1944 – начале 1945 гг, по мере наступления войск Красной Армии, ВМФ Германии приступил к беспримерной в истории эвакуации людей и ресурсов из Восточной Пруссии и Померании. Для этой цели использовались все возможные суда. Естественно и потери были высокими. 6 марта 1945 года при полной загрузке недалеко от Варнемюнде, на относительно тихих и мелких водах лайнер подорвался на мине и потерял ход. Попытка буксировки судна к берегу не увенчалась успехом и судно затонуло. Однако, всем пассажирам и команде судна удалось спастись, благодаря тому, что "Hansa" тонула довольно долго и села на грунт не до конца скрывшись под водой. Глубина моря в этом месте составляла 20 метров и судно постепенно легло на левый борт, так, что правый борт выступал над водой на высоту около 5 метров. В таком виде лайнер пролежал на грунте свыше четырёх лет.
    После раздела немецкого флота тройственной комиссией, однотипные турбоходы «Hansa» и «Hamburg» отошли к СССР. Подъём турбохода «Hansa» был достаточно сложным. Тем не менее, специалисты аварийно-спасательной службы Балтийского флота с большими трудностями в штормовых условиях подняли его, поставили на ровный киль и обеспечили плавучесть. 15 декабря 1949 года судно было отбуксировано в порт Варнемюнде. Последующее восстановление корпуса судна проводилось в Антверпене на верфи "John Cockerill" с 11.08 1950 г. по 08.06. 1951 г. Реконструкция машинного отделения, надстройки и восстановление помещений на верфи "Warnow Werft" в Варнемюнде продолжались еще четыре года. Поскольку судно сразу предназначали для работы на каботажной линии Владивосток – Петропавловск-Камчатский с традиционно большим пассажиропотоком проект восстановления предусматривал почти такую же пассажировместимость, которая изначально была при постройке. При этом были сохранены 4 грузовых трюма и багажные отделения. Очевидно, что из четырёх мачт на лайнере было оставлено лишь две мачты: по одной спереди и сзади надстройки. В ходе реконструкции две дымовые трубы были заменены на одну модной тогда «куполообразной» формы. Похожая конфигурация трубы была применена и на английских лайнерах типа "Saxonia" (впоследствии «Леонид Собинов»), строившихся в тоже время. Поскольку этот лайнер являлся самым крупным судном в СССР – сомнений в том, как назвать новое судно не было – «Советский Союз». Официальное присвоение нового названия состоялось в 1953 году. В общей сумме восстановление длилось пять лет. Но, незадолго перед запланированным сроком ввода в эксплуатацию, на судне по неизвестным причинам произошёл взрыв и пожар, сильно повредивший помещения лайнера (1954 г.). Последовало повторное восстановление. Однотипный лайнер "Hamburg" также начали восстанавливать как пассажирское судно, но затем изменили проект и переоборудовали под китобойную базу, назвав ее «Юрий Долгорукий».
    Наконец, в декабре 1955 года дальневосточным отделением «Совторгфлота» «Советский Союз» был принят в эксплуатацию. Но прежде чем направиться на Дальний Восток предстояло выполнить контрольное докование. В то время в СССР было единственное место, где могли продоковать такое крупное судно – сухой док Севморзавода в Севастополе. По пути лайнер посетил Одессу. Наконец 29 мая 1957 года «Советский Союз» прибыл во Владивосток и вошёл в состав действующего флота дальневосточного отделения «Совторгфлота» с портом приписки Владивосток, а позднее, после реорганизации – Дальневосточного морского пароходства.
    «Советский Союз» был поставлен на экспрессную каботажную линию: Владивосток – Петропавловск-Камчатский. После разгрома Японии к СССР вновь отошли южный Сахалин и Курильские острова. Необходимо было перевозить людей с их имуществом, продовольствие, производственное оборудование и другие грузы. Стала восстанавливаться нормальная жизнь и во всех остальных районах Дальнего Востока. Туда также направлялся большой поток грузов и пассажиров, главным образом едущих на рыбный промысел по оргнабору. На этой линии судно проработало практически до конца своего существования.
    С середины 60-х гг, когда каботажный пассажиропоток стал неуклонно снижаться, ДВМП стало практиковать круизные рейсы как с заходами в иностранные порты, так и без заходов, получившие название «Из зимы в лето». Судно выходило из Владивостока, за несколько дней спускалось к экватору, а затем вновь приходило во Владивосток – круиз длился около двух недель. Такие круизы были очень популярными в первую очередь у советских туристов, не имевших загранпаспортов и свободной возможности выезжать за границу. В период снижения сезонного каботажного пассажиропотока «Советский Союз» совершал такие круизы «в никуда».
    В 1971 году «Советский Союз» прошёл крупный ремонт в Гонконге, в ходе которого была произведена и переоснастка двигателей. После этого скорость судна повысилась до 19 узлов.
    В составе Совпасфлота лайнер прошёл около миллиона миль, перевез 660 тыс. пассажиров и 1,5 млн тонн грузов. Напоследок судно прослужило как учебное для более чем 3000 курсантов морских училищ. (Не был он никогда учебным. Практику на "Союзе" курсанты проходили, это было, и я в том числе. Станислав Лыков).
    Наконец, 5 декабря 1980 года «Советский Союз» был выведен из эксплуатации и годом позже разделан на металлолом.

Технические характеристики:

Верфь: Blоhm+Voss AG, Гамбург
Строительный номер: 403
Валовая вместимость:
- после постройки – 20815 рег.т.
- после ремонта 1930 г – 20931 рег.т
- после ремонта 1934 г. – 21131 рег.т
- после восстановления 1955 г. – 23009 рег.т.;
Длина максимальная:
- после постройки –191,2 м;
- после ремонта 1934 г. – 205,2 м;
Ширина максимальная: 24,04 м;
Главные двигатели: 2 паровые турбины четырёхкратного расширения;
Суммарная мощность турбин:
- после постройки – ок.10000 кВт;
- после ремонта 1930 г – 19100 кВт;
- после восстановления 1955 г – ок.20000 кВт
(при ограничении до 10300 кВт)
Количество винтов: 2
Скорость:
- после постройки – 16,5 уз;
- после ремонта 1930 г – 19,5 уз;
- после ремонта 1934 г. – 21,5 уз;
- после восстановления 1955 г. – 16,2 уз.
- после ремонта 1971 г – 19 уз;
Пассажировместимость:
- после постройки – 1551; 251/340/960 (1 класс/2 класс/3 класс)
- после ремонта 1934 г – 965; 204/361/400 (1 класс/тур.класс/3 класс)
- после восстановления 1955 г – 1424; 304/428/672/20 (1класс/ 2 класс/
тур.класс/Люкс);
Экипаж:
- после постройки – ок.415 чел;
- после восстановления 1955 г – ок. 380 чел.

Использованная литература:

1. Claus Rothe "Welt der Passagierschiffe unter Hammer und Sichel". 1994
2. www.free-webspace.biz/chrissi0703/Ballin.htm
3. Hans Georg Prager. Blohm+Voss. 1977.
4. К.Иванов. Конец лайнеров агрессора. "Морской флот", №5. 1983.
5. Arnold Kludas, Herbert Bischoff "Die Schiffe der Hamburg- Amerika- Linie" d 2: 1907-1926. 1980.

Ян Пичиневский
Алексей Сёмин

    Паротурбоход «Советский Союз» закончил работу на камчатской пассажирской линии 30 ноября 1980 года и в соответствии с распоряжением начальника Дальневосточного морского пароходства №1037 от 2.12.80 г. был поставлен на прикол для демонтажа оборудования, снятия материалов, технического снабжения и подготовки судна к сдаче на металлолом.
    Приказом Министра морского флота СССР № 256 от 5.12.80 г. лайнер «Советский Союз» списан с баланса транспортного флота, после чего приказом начальника ДВМП переименован в «Тобольск». Весь 1981 г. «Тобольск» простоял на приколе во Владивостокском морском торговом порту.
(Это было на моих глазах. Ох, и грабили же его тогда! Весь год в дома и на дачи пароходского начальства и приближенных к оному целыми грузовиками вывозили установленные при ремонте в Гонконге зеркала, панели красного дерева с китайскими резными драконами и пейзажами, люстры, светильники, мебель ручной работы, тоже из красного дерева и с резьбой... Короче, всё, что можно только было снять и увезти. Отделан он внутри был по высшему классу, пятизвёздочные отели отдыхают. Станислав Лыков).
    5 марта 1982 г. паротурбоход «Тобольск» самостоятельно вышел в последний рейс на разделку с экипажем 60 человек под командованием капитана Геннадия Александровича Кобцева, а 17 марта того же года судно было официально передано для разделки на металл одной из компаний в Гонконге.

Ещё ссылки:

http://www.infoflotforum.ru/index.php?showtopic=16935&st=15&start=15
http://www.sea.infoflot.ru/
http://www.bazar2000.ru/index.php?article=2454
И повзрослели мы, и закурили мы совсем не где нибудь ещё, а за Курилами...

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 4044
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
.. Служба. Воспоминания
« Ответ #4 : 02 ноября 2008, 22:46:07 »
Корытин Виктор Дмитриевич, к1р, был командиром соединения с 1968 по 1971гг. Высокого роста, худощавый, голос низкий с хрипотцой. С офицерами всегда был строг, с матросами панибратствовал, называл братцами.
Если б молодость знала, если б старость могла

Оффлайн Марчук Владимир Семёныч

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3207
  • 66-69 - КИК "Сахалин"
.. Служба. Воспоминания
« Ответ #3 : 02 ноября 2008, 19:33:45 »
Да первое крещение морем я получил в 1966 году, в конце лета на "Советском союзе" при переходе после учебки из Владика в Петропавловск.Занятное было приключение. Пкупателем был каплей  из ТМС "Сахалина" Токарский Валерий Валерьевич, а продавцами Школа Младших Авиаспециалистов (ШМАС). После ДМБ о судьбе Токарского ничего не слышал, хотелось бы узнать неплохой был начальник. Так же ничего не  известно о нач. штаба соединения при Новикове - Кап.1 ранга Корытине, матросы звали его "Магеланом", мы считали его настоящим моряком. Когда Новиков ушел он был командиром соединения может ВРИО не помню, но демобилизовывался в 1969 году при нём.

Оффлайн Горовой Андрей Анатольевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 730
  • "Сахалин"
.. Служба. Воспоминания
« Ответ #2 : 02 ноября 2008, 13:14:45 »
Да нмцы строить суда умели.Если не ошибаюсь и их "Тирпиц" был поднят с фьёрдов и потом ходил как лайнер-"Советский Союз".
После нас на этой планете, кроме перегноя,
должно остаться что-то ещё...

Оффлайн Степанов Евгений Иванович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 199
Служба. Воспоминания
« Ответ #1 : 01 ноября 2008, 22:30:29 »
 
Забавная истории произошла на о.Русский. Чукотка стояла в Дальзаводе. Получил приказание отобрать для ТОГЭ молодое пополнение, причем как сейчас говорят с хорошим резюме( с средне-техническим образованием и поменьше выходцев из Ср. Азии.) Прибыли с лейтенантом Писнячевским на остров в экипаж. Кап 3 ранга, который должен был передать пополнение, первым делом посочувствовал нам. Говорит «покупатели» уже все до вас выгребли. Остались только узбеки и таджики. Пришлось выбирать из того что осталось. Вызываем по списку. Фамилии, ясное дело, выговариваются с трудом. Дальше катастрофа. ЧД. Матросики заходят  в кабинет и с порога заявляют: «Я руськи не панимай». Узнали что попадут на Камчатку, на корабли и сговорились.
Писнячевский вышел в коридор, через некоторое время вернулся с какой-то хитрой улыбкой на физиономии. За ним по очереди начали врываться нацмены и с порога кричать что они руський учили в кишлаке и очень хорошо его понимают. Оказалось Костя, а он коренной одессит, собрал в коридоре вокруг себя молодежь, угостил их сигаретами, а потом сочувственно сказал.что всем им придется служить 4 года. Один год копать канавы и учить русский язык, а остальные три служить на корабле.
Потом это пополнение я сопровождал на т\х «Русь», бывший германский лайнер. Тогда даже через сорок лет после постройки он вызывал восхищение. Там же услышал историю о том что по репарации он не должен был принадлежать СССР, а был уведен из Германии тайно. Поэтому ,мол он отправлен на Дальний Восток. (Скорее всего это байка).
Большинство наших матросов первое знакомство с морем наверное получили на палубе этих т\х