http://ski-omer.ru/news/?c=623&fbclid=IwAR1qXJYFdSYrXvzCj_uo_gwt0e0j7E9FU9qZo4Jb1u2wHTvjIWsGBb4emnE60 лет Плавучему измерительному комплексу Министерства обороны СССР
Космос начинается с Камчатки. До Камчатки – суборбитальные полёты. В 1959 году, 60 лет назад, с непосредственным участием С.П.Королёва было организовано уникальное и многие годы совершенно секретное соединение кораблей Военно-морского флота.
5 января 1959 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 18-6 «О создании плавучего измерительного комплекса для проведения испытаний изделий типа Р-7. В нём говорилось:
«Москва, Кремль Совершенно секретно
5 января 1959 г. Особой важности
Хранить наравне с шифром
В целях обеспечения испытаний изделий Р-7, Р-7А и Р-16 на полную дальность Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Принять предложение … о создании плавучего измерительного комплекса для проведения испытаний изделий Р-7, Р-7А и Р-16 на полную дальность.
…
3. Возложить руководство работами:
а) по созданию плавучего измерительного комплекса на Министерство обороны СССР (тт. Малиновского, Горшкова, Неделина);
…
9. Обязать Министерство обороны СССР:
а) укомплектовать плавучие измерительные пункты необходимым личным составом, включая и расчеты для обслуживания измерительной аппаратуры, средств связи и аппаратуры единого времени;
б) сформировать отдельный отряд вертолетов в составе четырех машин Ка-15, с размещением на плавучих пунктах, обеспечив его необходимым материально-техническим оборудованием;
в) определить место дислокации плавучих измерительных пунктов и обеспечить плавучий измерительный комплекс береговой базой».
В марте 1959 г. командиром войсковой части 10573 – Плавучего измерительного комплекса Министерства Обороны СССР – назначается капитан 1-го ранга Юрий Иванович Максюта. Министерство Морского флота выделило для ВМФ четыре новых сухогруза.
Ю.И.Максюта встретил войну в 1941 г., участвовал в обороне Одессы, Керчи, Севастополя. Он первым привёл в Севастополь линкор, названный именем этого города после его освобождения, лично сопровождал делегацию США на Ялтинской конференции и даже командовал их кораблём! Принимал полученные по репарации корабли побеждённых Германии, Италии и Румынии, вводил их в строй. После войны стоял у истоков разработки ракетных систем ПВО Военно-морского флота. Позже в звании контр-адмирала возглавил Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт, вырастил целую плеяду учёных, наконец, встанет у истоков отечественной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. За запуск первого навигационного спутника получит Ленинскую премию. А корабли на протяжении 35 лет будут не только работать по межконтинентальным ракетам, но и сопровождать над Тихим океаном все без исключения космические аппараты и космонавтов, начиная с Ю.А.Гагарина.
По решению Совета Министров СССР № 1020рс от 22 апреля 1959 г. была проработана легенда прикрытия плавучего измерительного комплекса, в соответствии с которой соединение обозначалось как «4-я Тихоокеанская океанографическая экспедиция». В ускоренном режиме были уточнены варианты скрытного перехода кораблей из Ленинграда в Петропавловск-Камчатский, режимы работы радиоэлектронных средств и способы маскировки специальных средств измерений. Легенда кораблей –экспедиционно-океанографические суда – ЭОС. После серьёзных дискуссий Президиум ЦК КПСС вынес решение о переходе Северным Морским Путём. Устанавливаются жёсткие сроки: «Обязать Министерство морского флота обеспечить первоочередную проводку указанных четырёх4-х судов Северным морским путем с прибытием к месту назначения (Петропавловск-на-Камчатке) не позднее 10-15 октября 1959 г».
В мае 1959 г. экипажи перевели из казарм в кубрики и каюты кораблей «Сибирь», «Сахалин», «Сучан» и «Чукотка» – так стали называться бывшие «Павлоград», «Пермь», «Первоуральск» и «Прокопьевск». В соответствии с режимом маскировки на кораблях были подняты флаги Гидрографической службы ВМФ СССР. Экипажи возглавили опытные моряки, имевшие за плечами большой опыт военно-морской службы и управления кораблями различных классов: «Сибирь» – капитан 2-го ранга В.А. Седов, «Сахалин» – капитан 2-го ранга В.В. Зонов, «Сучан» – капитан 2-го ранга П.Е. Васильков, «Чукотка» – капитан 3-го ранга И.К. Пилипенко. Большой опыт эксплуатации и судовождения имели штурманы, связисты и механики: флагманский штурман капитан 3-го ранга А.И. Сахаров, флагманский связист капитан 3-го ранга И.Т. Шевченко, флагманский механик капитан 2-го ранга А.А. Тихонов, начальники служб специальных измерений: радиотехнической – капитан 3-го ранга Р.Х. Юлдашев, телеметрической – капитан 3-го ранга В.М. Сирож, оптических средств и средств стабилизации – капитан 3-го ранга В.Н. Сорокин, службы СЕВ – капитан-лейтенант В.Н. Сироткин.
В апреле 1959 г. в Ленинград для службы на ТОГЭ-4 прибыли шесть офицеров из НИИ-4 Министерства Обороны. Они были назначены на должности заместителей командиров по специальным измерениям: инженер-майор А.П. Бачурин («Сибирь), инженер-майор Г.М. Карпухин («Сахалин»), инженер-майор А.В. Лимановский («Сучан»). Инженер-подполковник В.А. Авраменко был назначен на должность заместителя командира ТОГЭ-4, инженер-капитан С.И. Крошко – на должность флагманского специалиста по обработке материалов специальных измерений, инженер-капитан Ю.В. Гичкин – на должность командира группы средств радиотехнических измерений ЭОС «Сибирь».
В июле 1959 г. в полк на аэродром п. Шонгуй с ТОФа прибыли четыре вертолётных экипажа в составе: старший лейтенант Б.Ф. Федоровский – командир звена, старший лейтенант С.С. Черкасов, старший лейтенант В.Е. Поздеев, старший лейтенант Цыбасов; штурманы: старший лейтенант А. Земляков, старший лейтенант В. Чолак, старший лейтенант С. Дворянинов, старший лейтенант В. Гаврищук. От авиации Северного флота были назначены командиры экипажей: старший лейтенант В.П. Морковин, старший лейтенант Б.И. Зубков, старший лейтенант А.К. Яковенко, старший лейтенант В. Дринясов. Военно-морской флот готовился к первому боевому применению вертолётов.
Приказом ГК ВМФ №00138 от 23.07.1959 г. корабли были введены в состав Военно-морского флота.
Так формировалось уникальное соединение Военно-морского флота.
В 1959 г. перед соединением стояла задача создать первый, самый первый рубеж обороны в холодной войне, показать реальную угрозу вероятному противнику в полном цвете и красках, ничего не скрывая. Предстояло первое испытание межконтинентальной баллистической ракеты на предельную дальность полёта. Надо сделать это, иначе народ потратит впустую и годы, и миллионы рублей. Надо показать нашу предельную силу и возможности!
В качестве полигона был выбран участок в центральной части Тихого океана, удаленный от путей интенсивного судоходства, воздушных трасс и мест рыбного промысла. Позднее он получил название, соответствующее названию научно-исследовательской работы – полигон «Акватория».
Начинать приходилось с нуля. Не было ни времени, ни опробованных методик, ни знающих людей – наиболее опытный имел звание инженер-подполковника. Но через четыре месяца корабли должны были выйти в море, имея на борту всё необходимое. К этому времени из рудовоза нужно было сделать боевой корабль, из сухопутных офицеров и солдат, которые массово пришли на эти корабли, подготовить настоящих моряков (отметим, что флотские офицеры охотно делились своими знаниями). Безусловно, все офицеры и матросы знали или догадывались, что их готовят для испытаний «мощной ракеты». Ну а то, что район будет закрыт для плавания и пролёта иностранных судов и самолётов, сообщили центральные газеты. Всё прочее оставалось тайной до конца жизни Экспедиции, до распада СССР и даже дольше.
Первый стратегический бой холодной войны соединение Ю.И. Максюты дало в конце января 1960 г. Об этом несколько дней писали газеты не только Советского Союза и стран Варшавского договора, но и газеты большинства стран НАТО: «Для исследования космоса Советский Союз запустил мощную ракету!». А как же, улыбнёмся мы, конечно для космоса! Даже американская сторона вынуждена была подтвердить дальность полета и точность попадания в «цель» советской Р-7А. Стало ясно: отныне территория Соединённых Штатов досягаема для СССР. Это была победа С.П. Королёва на стратегическом фронте, и там, в полигоне «Акватория», был «забит колышек»: здесь будет первый рубеж противостояния.
Может быть, и сейчас наших «партнёров» нужно убеждать демонстративными пусками «Авангарда»?
Конечно, холодная война распадается на тысячу своих составляющих. Многие сотни тысяч случаев и эпизодов. Все соединения Военно-морского флота и других видов Вооружённых сил находились в состоянии постоянной боевой готовности. Очень важно было показать вероятному противнику, что наша ракетная триада готова в любую секунду дать залп. Каждый солдат, матрос и офицер с 1960-х по 1980-е гг. ощущал присутствие противника в холодной войне. Тем не менее, большая часть Вооружённых Сил просто находилась в ожидании, охраняла, несла боевое дежурство. Корабли же адмирала Максюты непосредственно участвовали в противостоянии и показывали – да, мы готовы! Да, мы демонстрировали предельную силу Советского Союза, возможности его экономики, науки и производства! Сомневающийся, заходи в океанский район, закрытый для плавания. В этом районе всё предельно просто, и никто не будет жаловаться, если что-то случится с противником. Мы не были ангелами, но и не ждали благородных поступков от экипажей кораблей и самолётов США. Всякое бывало. И пикировали на нас американские «Нептуны» и «Орионы», и грозили орудиями их эсминцы и корветы, но мы делали свое дело, будучи уверенными, что за нами мощь всей страны. А иногда «сомневающиеся» получали осколками боевой части по своим надстройкам. Именно так было с американским кораблём слежения «Генерал Ванденберг», с другими корветами и эсминцами.
Режим открытого моря не подразумевает какого-то приоритета для того или другого государства. Американская сторона всегда выдвигала в район падения головных частей советских ракет корабли военно-морских сил, авиацию. Часто мастерство наших и американских лётчиков предотвращало инциденты и аварии на море. Очень ярким был подвиг экипажа вертолёта кораблей измерительного комплекса при приводнении в 1983 г. советского БОРа (беспилотного орбитального ракетоплана) в Индийском океане. Вертолёт завис над аппаратом и не дал самолётам НАТО ликвидировать его.
С годами менялось «открытое» название соединения: ТОГЭ-4, ТОГЭ-5, ОГЭ-5, 35-я бригада кораблей измерительного комплекса. Все без исключения баллистические ракеты – от Р-7, до «Сатаны», «Скальпеля» и «Булавы» – были испытаны силами ТОГЭ-4, ТОГЭ-5. Сменилось несколько поколений моряков этого уникального соединения. В 1963 г. были получены новые корабли «Чажма» и «Чумикан» – ТОГЭ-5. А в 1980-х гг. построили элегантные красавцы «Маршал Неделин» и «Маршал Крылов». Так развивалась 35-я бригада кораблей измерительного комплекса под совершенно секретным названием – Плавучий измерительный комплекс Министерства обороны.
Плавучий измерительный комплекс принимал самое непосредственное участие в обеспечении запусков советских аппаратов к Луне, Венере и Марсу, испытаний советской многоразовой системы «Буран», создании нашей орбитальной группировки, первых обитаемых станций, обеспечивали запуск индийских и европейских аппаратов. Корабли были загружены боевыми работами практически без перерыва, если не считать периоды ремонтов и модернизаций. «В море – дома, на берегу – в гостях». Эта нагрузка дополнялась поисково-спасательными операциями, включая спасение «Салюта-7» и оказание помощи астронавтам США с «Аполлона-13».
А потом, в новые времена, о них забыли. То ли предельную мощь страны стало стыдно показывать, то ли враги исчезли. Рубеж-то остался, лишь нужно нарисовать на морской карте границы района, закрытого для плавания. А вот тех кораблей, кроме «Маршала Крылова» уже давно нет. Продали. И всё чаще случаются катастрофы космических аппаратов над огромным Тихим океаном. И не придумали ещё потомки Королёва и Гагарина других способов обуздания и контроля ракетной энергии.