Автор Тема: Сабирьян Ахметжанов. Рассказы.  (Прочитано 357 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 21357
  • "Неделин" 1982-92
.. Сабирьян Ахметжанов. Рассказы.
« Ответ #2 : 05 Апрель 2020, 16:50:21 »
Ну талант! Замечательно!
Интересно!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3109
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
Сабирьян Ахметжанов. Рассказы.
« Ответ #1 : 05 Апрель 2020, 16:26:59 »
К ДНЮ ВМФ РОССИИ
КОРАБЛЯМ ТОГЭ (КИК) ПОСВЯЩАЕТСЯ 
 
Бухта Авача, поселок Советский
Родная стенка ,корабль Сучан!
Корабли ТОГЭ отряда великих
Сибирь, Сахалин, Чажма, Чукотка,
Маршал Неделин и  Чумикан!

Корабли под секретом, красавцы вы наши
В походах прошли сотни тысяч миль
А горе штабисты в широких лампасах
Умудрились продать, разрезать в утиль

Десятками лет бороздили Вы Тихий
Испытывая «дружбу"  7-ого флота США
Славные  корабли  отряда  великих
Нет  вас  сегодня  – значит СУДЬБА....

Сегодня в живых, один лишь корабль
За всех в ответе и всегда он готов!
Не  дай бог   уйдешь тоже на дембель
 Славный   наш   «Маршал Крылов»!

Остались экипажи, значит Вы в душах
 Верных  и  достойных  Вам  моряков
 Вы сделали  все,  что  было в   силах
Корабли 60-х 70 –х,80 –х 90 –х  годов!

Под флагом Союза, ходили в походы
Честь адмирала Моксюты мы берегли
Переносили все, и шторма, и невзгоды
Достойно  и  гордо    службу  несли!


Помню   вас   всех,  КЭПА Шадрова
A  каким   был   старпом  Пастухов!
Ахнафа Рязанова, Бреля, Филинкова…
 Поднимаю тост   за  вас -  моряков!   

С Днем Флота всех вас поздравляю
Храните  память  о  службе   своем!
От чистого сердца всем вам желаю
Счастья ,здоровья, удачи во всем!

Стихи С. Ахметжанова. Гл. старшина, ст. команды, кавалер медали "За воинскую доблесть", жетона "За дальний поход" 68-71 г. г. "Сучан"

К дню ВМФ ПОСВЯЩАЕТСЯ
НОВЫЙ ГОД В ТРОПИКАХ
    Камчатка.
   Середина декабря 1969 года.
   Температура воздуха - 26 градусов. С родной стенки готовятся к отходу корабли ТОГЭ для выполнения очередной, сложной и ответственной «РАБОТЫ» на нейтральных водах Тихого океана. Все восемь кораблей данной экспедиции работали под грифом «секретно». Работы для выполнения доводились на уровне правительства СССР, Министерства обороны.
   К вечеру по корабельной трансляции начали поступать стандартные
команды: «Приготовить корабль по-походному!», «Швартовой команде наверх» «С якорей и швартовов сниматься!».
   Это было начало очередного дальнего автономного похода…
    27 декабря пересекли экватор. Температура +45 градусов. Каждый переход экватора сопровождался с проведением праздника «Нептуна»,
где Нептун со своей свитой проводит свои обряды. Командиру корабля он вручает символический ключ, демонстрируя разрешение и открытие границы своего царства «Экватор».
    Переходим экватор, уходим ниже  10- ого южного градуса.
Ежедневная форма одежды «Роба» меняется на тропическую форму одежды. Так экипаж  оказывается в особых условиях несения службы. Особенно, БЧ-5 (машинисты, турбинисты, труюмные, электрики). В машинном отсеке температура достигает до +50 градусов и выше.
Четыре дня остается до встречи Нового года. Все выглядит необычно. До самого горизонта одни океанские просторы, изнурительная,
постоянная жара тропиков. Так день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем славный экипаж, в нескольких тысяч миль от Родины несет ответственную, напряженную службу под флагом ВМФ СССР.
    Каждая служба, БЧ, готовится к встрече и проведению Нового
года. Оформляются кубрики.  Сколько при этом выдумок и фантазии! Без единой еловой веточки, когда под руками только бумага и ватман так красиво, со вкусом удается оформить кубрики. На такое, наверное, способны только моряки. Идет настоящее соперничество, каждый кубрик хочет быть первым. Ведь, в итоге, кубрик-победитель, получит от замечательных коков свежеиспеченный торт и поздравления от командира корабля.
    Страсти накаляет старший помощник командира корабля, капитан
3 ранга Пастухов В.Л. Он объявляет по корабельной трансляции, что за лучшее  оформление кубрика он лично дарит десять пачек болгарских сигарет «Варна». Ценность такого объявления в том, что в буфете, почему-то в тот период закончились сигареты. Подготовка набирает новый оборот, новый уровень. В другие кубрики посылаются «разведчики», с целью узнать их уровень оформления и готовности к
празднования Нового года.
   Все эти мероприятия  проходит  параллельно с несением вахт, когда на высоком уровне обеспечена «живучесть» корабля, когда   дальний поход  проходит  в  обычном штатном режиме.
   Если не считать почти ежедневную «дружескую» встречу с кораблями и самолетами «Орион», «Фантом» 7 –ого Американского флота США. Вопреки международным правилам они старались пролетать по курсу корабля, на прочность испытывая нервы экипажа. Надо сказать это был период пика холодной войны между США и СССР.
    Наступает долгожданный час, минута! Объявляются итоги конкурса.
Каждый кубрик счастлив по-своему. Поздравления, улыбки, смех! На миг забываются  определенные сложности морской службы, Кажется, что встреча Нового Года проходит на родной ЗЕМЛЕ, где нет утомительной качки, когда на столе «не бегают», а спокойно стоят фужеры, стаканы.
   Так, с интервалом всего в 3 дня экипаж отметил два  праздника – Праздник «Нептуна» и Новый 1970 год.
    На базу вернулись 12 марта 1970 года.
 Особу  радость доставляли многочисленные письма, от родных и близких. В первую очередь вскрывался конверт со свежей датой от родителей. Остальные, в течение недели, от друзей и близких, где были поздравления с Новым годом, с 23 Февраля, так необходимые для сердца моряка -   новости на гражданке, добрые, трогательные  слова любимых.       Некоторые письма перечитывались по несколько раз.
   Прошло более 46 лет!
 Кажется, все это было только вчера. Где ты, наша юность?! Где вы теперь, мои сослуживцы? Как сложилась ваша судьба? Надеюсь и верю, что морская служба, морская дружба оставили должный, положительный след в наших сердцах. Все мы достойно прошли три года морской службы, которые были начертаны судьбой.
Всем здоровья, счастливого долголетия, душевного тепла!
Семь футов под килем!

                                                                                           

К Дню ВМФ посвящается
ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД
    Шел к концу 4-месячный автономный дальний поход.
Он был для нас, 1968 года призыва последним, так как после возвращения на базу, на основании приказа министра  обороны СССР, должны были демобилизовать в запас. Были получены обходные листы. Мы, «годки» (старослужащие), в свободное от вахты время, готовились к ДМБ (демобилизации).
Кто-то ушивал флотские брюки, кто-то заново мастерил беску
(бескозырку), кто-то срезал ранты от флотских ботинок, подбивал каблук. Из купроникеля и черного эбонита делали пистолет-зажигалку, из позвоночника акулы – тросточку, из челюсти акулы – пепельницу и многое другое, на что хватало фантазии,  изобретательности и мастерства.
К полудню, по корабельной трансляции было объявлено, что корабль берет курс на базу, к родным берегам. Это всегда был самый счастливый, радостный момент для всего экипажа. Что ни говори, многомесячный автономный поход изматывал экипаж, организм требовал элементарного  Земного отдыха.
К вечеру погода стала резко меняться. По корабельной трансляции объявили о срочной подготовке корабля по штормовому. На ответственные посты, старшинами вахт, вахтенными были назначены опытные старослужащие. В машинном отсеке с нами был рядом командир группы капитан – лейтенант Олег Дмитриевич Шалапин, настоящий морской офицер, высочайшей души человек.
Ближе к 12 ночи началось что-то неестественное и невообразимое. Мы, за три года службы, испытавшие различной силы шторма, не  могли понять. Что это? Корабль просто нырял в пучину волн, вторая волна, ударяясь об настройки, ГКП (главный командный пункт) накрывала корабль с такой силой, что вокруг все скрежетало и трясло. Эта была настоящая стихия, которая решила испытать экипаж на прочность с особой жестокостью. От нас, всех служб БЧ-5, в этих критических условиях, требовалась четкая, слаженная работа. Лайола, (стальные листы размерами 1,2 х 2,0) в машинном отсеке, от предельного крена, стали выходить из посадочных мест. Трудно было контролировать показания приборов и принимать соответствующие правильные действия, решения. Ошибки были недопустимы. Так как организация надежного хода кораблю, которую мы обеспечивали, была главным условием живучести корабля, значит и безопасности всего экипажа.  . Главное – было устоять против волн, не допустить предельного крена, оверкиля (опрокидывания корабля).
Экипаж данный шторм выдержал, вышел победителем.
Только благодаря мужеству, мастерству, профессионализму, должной подготовке всех служб и боевых частей, можно обуздать, победить такую опасную природную стихию.
В те критические минуты, часы  все были равны, были забыты регалии, должности, звания. Смотря друг другу в глаза, мы ясно представляли и чувствовали, что может случиться. Если  честно, нам всем, в тот момент просто хотелось жить.
Через двое суток все стало на свои места.
Экипаж вернулся  к обычному походному режиму. Забылись дружеские объятия с командиром боевой части,командиром группы,
сослуживцами, каждый занял свое штатное место службы.
После возвращения корабля на свой родной пирс, на  родную стенку, до нас дошли слухи, что до опрокидывания корабля в тот  последний, прощальный шторм, оставались каких-то 8,5 градусов крена, который был зафиксирован приборами.
Эти 8,5 градуса спасли нам жизнь.
Родной Тихий океан решил  проводить нас так громко и шумно на гражданку, давая понять, запомнить и дать напутствие, что только в единстве преодолеваются трудности, где  должен быть ясный ум и  надежное плечо товарища.

СЛУЧАЙ В САМОЛЕТЕ

    Самолет ТУ-114 взлетев с аэропорта города Владивосток, стал набирать высоту. В середине салона около иллюминатора расположился военный моряк Тихоокеанского флота. После двух лет службы он летит в краткосрочный отпуск на родину. За образцовое несение службы ему должны были предоставить отпуск чуть позже. Ускорил его поездку домой один непредвиденный случай. В кубрике шли итоговые политзанятия, его вел командир группы капитан-лейтенант Олег Дмитриевич Шалапин.  Герою рассказа достался билет, где надо было рассказать про блок НАТО и 7-ой Американский флот, который базировался на Тихом океане. Во время его ответа в кубрик спустился командир соединения капитан первого ранга Корытин. Внимательно дослушав ответ, он тут же объявил 10 суток отпуска с выездом на родину.
     …Стюардесса в красивой строгой форме одежде вышла к пассажирам и объявила: «Самолет набрал высоту. Можно расстегнуть ремни безопасности. Командир экипажа летчик первого класса, штурман первого класса, бортмеханик, желают вам приятного полета». Ознакомила с правилами поведения в самолете.
     Через некоторое время подали прохладительные напитки. Ощущалась легкая вибрация. Сильный туман практически закрывал земную поверхность. Это был первый в жизни героя рассказа полет на самолете. Все было интересно: оформление салона самолета, и удобные кресла, и откидные столики. Чего стоило на высоте более 10000 метров посидеть на очке в туалете, с облегчением вернуться на свое место в салоне.  Качка практически не ощущалась, в копилке военного моряка, было много испытаний, в том числе и сильные шторма, и различные внештатные ситуации, которые случались во время дальних походов.
    Стюардессы начали на специальных передвижных столиках разносить еду. Чего только там не было! Герой рассказа впервые увидел так красиво упакованные под эмблемой аэрофлота соль, перец, сахар-рафинад, салфетки. Когда подали в специальных тарелках так называемое вторые блюда, вкусный аромат «цыпленка-табака» разошелся по всему салону.
    Его мучил единственный вопрос, как он рассчитается, ведь каждый рубль был распределен по назначению.  Дурманящей аромат и пустой желудок заставили его вопреки воле и разуму, взять столовые приборы и начать есть, есть с аппетитом, с особым наслаждением.
       От создавшегося определенного комфорта в желудке и прекрасного настроения в целом, наш герой, установив спинку кресла в удобное для него положение, приготовился на отдых, если получится и на сон. Сомнения, волнения о стоимости съеденного невольно возвращались.
        К счастью никто к нему не подходил, в салоне было спокойно и тихо, кто-то читал книгу, журналы, кто-то бодрствовал. Самолет ТУ-114 красиво и уверенно летел по курсу, каждая минута и час приближали его к родным местам, просторам родного Зауралья. Были посадки в аэропортах городов Хабаровска, Новосибирска.  К назначенному времени самолет приземлился в аэропорту города Челябинска.
     Герой рассказа до самого спуска с трапа не мог понять, почему не взяли денег за питание?
     Спустя годы, он иногда вспоминал об этом случае, рассказывал родным, друзьям. Ему было неловко за незнание такого простенького, обыденного, чисто бытового вопроса. Военному моряку, прошедшему несколько тысяч миль вдали от Родины, испытавшему все «прелести» морской службы, такой «пролет» конечно был недопустим.
    Обычному деревенскому парню, откуда было знать, что питание входит в стоимость билета. Наверное, так постепенно, познается мир, приходит опыт, мудрость, складывается жизнь каждого человека.
     В виду ограниченного времени, отпущенного человеку на познание окружающего мира, так и не успев познать ее до конца, он уходит в мир иной, в другое измерение.
    … Родная земля, свежий мартовский вечерний воздух быстро переключили героя рассказа на положительные эмоции. Договорившись с таксистом, заранее расплатившись за проезд настоящей морской утепленной тельняшкой, поехал к железнодорожному вокзалу города Челябинска, медленно, но уверенно уменьшая километры, метры встречи с родными и близкими, которых он не видел целых два года.
М. Ахметжанов


Свистать всех наверх!