Автор Тема: Остров Святой Елены  (Прочитано 379 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Руденко Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 5509
  • ЧУМИКАН 1979-1982 г БЧ-4 ПРЦ
.. Остров Святой Елены
« Ответ #5 : 07 Апрель 2020, 15:42:34 »
Мужики ,просто нет слов, как интересно ,все ,это читать ... Спасибо  всем ...  .118 0__16 0__12
Мы все пройдем , но  флот не опозорим !!!!

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1666
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Остров Святой Елены
« Ответ #4 : 07 Апрель 2020, 11:11:39 »
  Автор рассказа в должности второго электромеханика принимал участие в седьмом экспедиционном рейсе "Бежицы".

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 20739
  • "Неделин" 1982-92
.. Остров Святой Елены
« Ответ #3 : 07 Апрель 2020, 10:54:04 »
Мне очень понравилось!
Скопирую к нам.

Остров Святой Елены...
Юрий Субботницкий
               
                Остров затерянный в безбрежности Атлантики...



ПОСВЯЩАЮ
СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ
МОЕГО ДРУГА...
МОСЕЕВОЙ НИНЫ ТИМОФЕЕВНЫ
КАПИТАНА ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ
СТАРШЕГО ПОМОЩНИКА КАПИТАНА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СУДНА  (НИС)
ОТРЯДА МОРСКОГО КОСМИЧЕСКОГО ФЛОТА (МКФ)
АКАДЕМИИ НАУК  СССР
ТЕПЛОХОДА  "БЕЖИЦА"

С  ГЛУБОКИМ  УВАЖЕНИЕМ               
 И
С   ГЛУБОКОЙ  СКОРБЬЮ

                АВТОР

               
                ...Теплоход "Бежица", научно-исследовательское судно /НИС/ отряда морского космического флота /МКС/ Академии Наук СССР /АН СССР/, заблаговременно находясь в дрейфе на расчётной точке у побережья Южной Америки в районе Рио-де-Жанейро, успешно отработал запуск пилотируемого космического корабля "СОЮЗ-12" с тремя космонавтами на борту, сброс  /отстрел/  пустых  топливных  баков первой  ступени  и включение /запуск/ ракетных двигателей второй ступени.
                Из Центра управления полётами /ЦУП/, немедленно поступило распоряжение максимально быстро перейти на новую точку "работы".
                Этот рейс, в котором мы, команда "Бежицы" и представительная экспедиция учёных Академии наук, был седьмым по счёту.
                В районе, куда нам предстояло перейти, никогда ещё суда такого типа и такой специализации, как у нашего теплохода, не работали.               
                Обогнув знаменитый мыс Горн, южную точку южноамериканского континента и успешно миновав, не менее знаменитый пролив, названный в честь безжалостного и свирепого корсара Фрэнсиса Дрейка "Бежица", покинув воды Атлантического океана, вошла в акваторию уже Тихого океана.
                А далее  наш путь  лежал  непосредственно к берегам Антарктиды, к "точке", расположенной чуть южнее Южного Полярного /Антарктического - английская версия/ круга, в море Амундсена.   
                Плавание в этих водах достаточно сложное и опасное, из-за множества плавающих здесь "коварных" и невероятно опасных айсбергов.               
                Кстати, за проход проливом Френсиса Дрейка, моряки получали право носить толстую серебренную серьгу в мочке левого уха.
                Здесь следует признаться,что это право относилось к морякам парусного флота, за невероятно сложный и опасный проход под парусами, именно в этом проливе, так как здесь постоянно дуют сильнейшие встречные ветры из Тихого океана.
                Такому судну, чтобы получить возможность дальнейшего плавания и продвижения вперёд, приходилось идти сложными "галсами",то есть "зигзагами" и матросам необходимо было проявить и недюжинную смелость и сноровку к такому плаванию в условиях жесточайших порывов ветра.               
                И хотя мы плыли и не на парусном судне, а на современном теплоходе, судовые умельцы, по такому случаю и поводу, с разрешения капитана и начальника экспедиции, изготовили специальный штамп и отлили для всех находящихся на борту "Бежицы" нагрудный знак с изображением всё той же серьги, словами "Мыс Горн - 1973"...
               Согласно морским преданиям - символ серьги - спасал и от кораблекрушений и от смерти...               
             Как говорили древние греки:
           - Есть живые, есть мёртвые....
             А есть ещё и  те,  кто "ходит" в моря...               
            Моряки, повторяю, именно парусного флота, если они дополнительно к проходу проливом Дрейка, переходили экватор в точке пересечения нулевой параллели, то есть самого экватора, с нулевым меридианом, а именно в точке  с координатами - ноль градусов - ноль градусов /это место у моряков ласково называется - "ПУП ЗЕМЛИ",
получали вообще "королевские" права, так  например -  зайти в любую таверну или, проще говоря любой кабак Земного шара, сесть за стол и, небрежно, завалив ботфорты /сапоги/ на стол, потребовать бесплатную, заслуженную огромную кружку "огненного" эля!!!...               
                Оцените ж красоту этого правила-закона тех славных, давних времён!!!
                И представьте себе: я прихожу к вам в гости, усаживаюсь за праздничный стол, уставленный всем тем, что послал вам в данный момент сам Господь Бог и "небрежно" заваливаю свои сапоги или валенки в тарелку с шикарным холодцом...
                Вы... немного или слегка шокированы..., но  все радостно вскакиваете, бурно, восторженно и продолжительно хлопаете в ладошки и дружно, почти надрываясь, затягиваете песню Тамары Гвардцители -  "Виват Король! Виват!"...
                Великолепная картинка... не правда ли?!...               
                ...Успешно отработав и это очередное задание Родины - при участии нашего теплохода был запущен новый межпланетный космический зонд в сторону планеты Марс - "МАРС-5", руководством ЦУПа /Центр Управления Полётами космических объектов/ было дано разрешение зайти на несколько дней на плановый перестой, а так же получения продовольствия, питьевой воды и топлива для главного двигателя в чилийский порт - Вальпараисо.

                Кстати, именно порт Вальпараисо, по межправительственному договору СССР и Чили, являлся и базовым портом и, одновременно, и технической ремонтной базой для советских рыбопромысловых судов.         
               Вкуснейшая рыба в этом районе мирового океана ловится весьма успешно и в достаточно больших объёмах.     .                Рыбопромысловые сейнеры, подогнанные сюда единожды, в советские порты уже не возвращались, а команды рыбаков менялись самолётами.               
              Это было выгодно - не тратилось напрасно время на бесполезный перегон траулеров туда - сюда.
              Но...но... тут, неожиданно, произошло совершенно непредвиденное...             
              Именно в этот момент в Чили был произведён государственный военный переворот...
               К власти пришла антиправительственная хунта во главе с весьма известным генералом Пиночетом.
              Правительственный дворец Ла Монеда в столице страны - Сант Яго-де-Чили, был подвергнут бомбардировке.
              А законный президент страны, Сальвадор Альенде - был убит.               
              В последствии мне довелось плавать на сухогрузе, названном в память этого выдающегося и не ординарного Президента и Человека...
              На центральном стадионе столицы Чили - Сант-Яго-де-Чили, был создан концентрационный лагерь для сторонников Альенде.
              Советские моряки и рыбаки, находящиеся в это время на судах, стоящих в порту Вальпараисо, были арестованы и сброшены с огромной высоты в трюмы своих кораблей.
               Многие погибли...
            ...До прихода "Бежицы" в Вальпараисо оставалось всего... тридцать шесть часов...
               В связи с происшедшими событиями и непредвиденно возникшей опасности для жизни экипажа "Бежицы", на судно пришло срочное распоряжение -  радиограмма  из ЦУПа - немедленно разворачиваться, менять курс на 180 градусов и следовать обратно в Атлантический океан, несмотря на минимальный остаток  запасов, а вернее  полного отсутствия практически всего - топлива, воды, продуктов.               
              Возвращение "на родину" - в Атлантику, на этот раз происходило через Магелланов пролив.               
              Просто не могу удержаться, чтобы не сказать своеобразный "комплимент"  в адрес впечатляющей, необычайно суровой, но такой заманчиво-удивительной красоте, этого мира неприступных скал и ледников...
               Заход в свои порты: Буэнос-Айрес /Аргентина/, Рио-де-Жанейро /Бразилия/, Кейптаун /ЮАР/ и, даже наш базовый порт Монтевидео /Уругвай/ - нам не дала ни одна, из вышеназванных стран...               
               Ответы на запросы о заходе в порты были весьма лаконичны: -   
             - На вашем судне находится слишком много антенн неизвестного назначения!...               
               И вот в  таком сложном положении "Бежица" оказалась - посредине Атлантического океана...
               К несчастью беда, как правило, не приходит в одиночку, добавилась ещё одна, тоже совершенно непредвиденная проблема - у члена экипажа, дневальной Марины Трусь, выявился острый приступ гнойного аппендицита!
                Врач, обязательно находящийся в рейсе на борту судна, оказался совершенно не опытным,не подготовленным и "не пригодным" для такого длительного и сложного рейса, в котором могло в любой момент произойти всё, что угодно, хирургом.
                Направили его  на судно, очевидно, "по знакомству", и вот теперь, когда срочно потребовалось его срочная помощь, как специалиста - выяснилось, что  самостоятельно провести операцию он не в состоянии...
                Просто боится, что не справится!!!...             
                А ведь речь, в данном случае, уже шла о жизни человека!...
                В Москве, в Центре управления полётами лихорадочно пытались срочно положительно решить и эту возникшую ситуацию.
                Выход был найден - оказать медицинскую помощь и разрешить заход в свой порт Джеймстаун согласились власти острова Святой Елены!               
                Суда под флагом Советского Союза в территориальные воды этого острова ещё не заходили ни разу.
               А до него, до этого вожделенного клочка земли в просторах центральной Атлантики, оставалось... около четырёх суток самого полного хода.
               И это в тот момент, когда счёт о жизни и смерти - идёт на минуты...         
          ...Примерно за пятнадцать часов до подхода "Бежицы" к острову Святой Елены нас встретил быстроходный катер с врачами местного госпиталя, специально направленный губернатором к борту судна.
              Чтобы не терять такое, именно сейчас необычайно драгоценное, стремительно утекающее, как вода сквозь пальцы, время - наш теплоход не останавливается, а лишь слегка сбавляет ход.   
             Скорости движения, и судна, и катера уравниваются.
             Вот уже местные врачи, у нас на борту.
             Быстрый осмотр Марины, несколько уколов. Марину на носилках слаженно, аккуратно и без промедления переносят на катер.   
             Проходит ещё несколько минут и спасительное судёнышко стремительно скрывается за линией горизонта.       
         ... "Бежица", чуть подрагивая корпусом, медленно втягивается в бухту Джеймс.
             После утомительной однообразно-размеренной зыби и южной и центральной Атлантики, доброе благожелательное спокойствие бухты, надёжно прикрытой отвесными базальтовыми скалами, кажется удивительно неправдоподобным. за распахнутым иллюминатором - огненные потоки лучей тропического солнца.             
              Южное полушарие.
              "Задворки" планеты.
              Где-то, далеко в стороне отсюда лежат оживлённые океанские трассы.
              Едва заметная точка - клочок земли на карте мира, находящаяся на пересечении координат 16 градусов южной широты и 5 градусов западной долготы.
              До Воронцовского маяка Одессы отсюда 5604 морские мили -         /морская миля равняется 1852 метрам/.           
              Точка эта - остров Святой Елены.
              Стоянка здесь рейдовая.
              Едва судно бросило якорь и "вышло на канат", то есть  стабильно заняло точно обозначенное руководством порта место, на борт поднялись местные власти и многочисленная, причём, я подчёркиваю - очень многочисленная любопытствующая публика.
               Ещё бы - в их порт зашёл необычный корабль с необычным профилем и странными, многочисленными антеннами и красным, цвета крови, до этого никогда не виданным флагом на корме.               
               СССР, Советский Союз, странное название порта приписки судна - "Одесса" и очень, очень чем-то неуловимым отличающиеся от них бородатые, улыбающиеся приветливые моряки...
               Всё это, очевидно, вызывало неподдельный, я бы даже сказал - какой-то почти детский интерес...               
               И... ещё одна, совершенно диковинная новость, которая буквально взбудоражила местное население: на капитанском мостике находились одновременно два (!!!)  капитана дальнего плавания -  Баглай Владимир Георгиевич, а рядом стоял, вернее стояла в морской офицерской форме, ещё один капитан дальнего плавания, женщина - Мосеева Нина Тимофеевна!!!...
                Наш "второй" капитан, Нина Тимофеевна  - одна из всего лишь нескольких женщин - морских капитанов дальнего плавания Советского Союза /четырёх/, которая в этот рейс была направлена в должности старшего помощника капитана!
                И это было уже просто... совершенно невероятно...
                Женщина - капитан дальнего плавания!!!
                Ну и... ох уж эти русские, вечно что нибудь выдумают...               
                Самая первая и такая приятная для экипажа новость - нашей Марине уже успешно сделана операцию и её жизни уже ничего не угрожает!         
                Всё обошлось и всего  лишь многочисленными волнениями!               
                Пользуясь неожиданной, незапланированной стоянкой машинная команда под руководством второго механика Олега Котовича занялась выполнением назревших и срочных ремонтно -профилактических работ, а палубная команда во главе с боцманом Василием Маломаном, спустив подвески, приступила к аварийной покраске достаточно хорошо поржавевшего корпуса, чтобы "не ударить в грязь лицом" перед местными аборигенами и прогнозируемым нашествием любопытствующей публики, для которой каждый новый заход корабля в порт - это бесплатный праздник, тем более, что приход нашей "Бежицы" на Санталину /так скороговоркой звучит название острова/ был совершенно не ожидаем и никогда не планировался!...
                На следующее утро все свободные от вахт и судовых работ члены экипажа и экспедиции, тщательно выбритые и "отутюженные", спустившись на моторные боты-шлюпки отправились в город.
                Над пристанью у городских ворот развевается огромный флаг Великобритании.
                Остров, открытый в 1502 году португальцами - колония Англии.
                Столица Святой Елены - Джеймстаун, она же и его единственный город, расположилась в глубокой горной расщелине.   
                Население острова составляет всего около 5000 человек.   
                Так как остров очень небольшой - общая территория составляет всего 122 квадратных километра, все жители хорошо знают друг друга.               
                Неожиданный приход советского судна сразу же становится, всеми обсуждаемым событием, номер один.
                Новость о том, что "русскую леди" доставили в госпиталь "из океана", да ещё таким срочным и необычным образом, гораздо раньше самого прихода судна и уже успешно сделали операцию, мгновенно разнеслась по самым отдалённым уголкам.
                Из всех окон и подъездов обоих сторон центральной Майн-стрит нас "жадно" разглядывают.               
                Мы рассаживаемся в открытые машины, напоминающие знаменитую "Антилопу-Гну".
                Такую антикварную коллекцию старинной автомобильной техники я, пожалуй, видел только в Гаване, на Кубе.
                Оказывается, именно это является своеобразной "фишкой" туристической "витрины" Святой Елены.
                И именно в таком варианте, местные гиды показывают красоты острова заезжим немногочисленным путешественникам.               
                Одной из машин управляет шипшандлер 9специальный агент осуществляющий оформление и доставку продовольствия, пресной воды и кое-какого необходимого технического снабжения на судно) Соломон.
                Неожиданно выясняется, а может и придумал (сладко приврал), что его родственники-предки родом из Одессы!               
                Это же надо!!!...
                Даже сюда, в безбрежные дали Атлантического океана, пробрались предприимчивые одесситы!               
                По серпантину дороги, если эту узенькую тропинку можно с превеликой натяжкой назвать дорогой и которая, к тому же с завидной смелостью "цепляется" к почти отвесным иссиня чёрным базальтовым скалам и напоминает хитроумные морские узлы, отправляемся в глубь острова на осмотр местных достопримечательностей.
                Земляк Соломон, доверительно наклонившись ко мне и методично дёргая за рукав рубашки, великодушно предлагает приобрести у него сигареты "по сходной цене", которые, кстати, стоят здесь довольно дорого из-за большого расстояния доставки.
                - Русские - хороший народ!
                Русские - хорошие моряки!
                Да, да!
                Очень хорошие и... смелые...               
                Постепенно завязывается беседа, из которой я узнаю, что ему 28 лет, он женат, у него подрастает дочь.
                С работой на острове сложно, заработки незначительные.   
                Почти все продукты питания привозные и поэтому стоят дорого.
                Ещё на пристани мы видели штабеля мешков с кукурузой, на которых стояло клеймо " Произведено в ЮАР - Кейптаун".
                На Святой Елене местные фермеры выращивают по новозеландской технологии лён, разводят скот.               
               Главная достопримечательность и "бренд" острова Святой Елены - это то, что сюда в качестве пленника после разгромного поражения при Ватерлоо в 1815 году был привезён Наполеон Бонапарт.   
              Именно здесь он же и умер, будучи отравленным своим же верным и любимым поваром, который при приготовлении пищи заботливо и щедро добавлял в неё мышьяк и ртуть.
              Этот факт доподлинно был установлен учёными позднее, подвергнув тщательному исследованию волосы при эксгумации тела Наполеона.
              И именно это последнее исследование развеяло тайну его смерти.             
              Но, надо признаться, до сих пор, всё же существует несколько версий смерти Наполеона.
              И одна из них - рак желудка, который мог быть спровоцирован всё тем же мышьяком...             
              За шесть лет ссылки на острове Наполеон сменил несколько домов-резиденций.
              В одном из них, последнем именуемым -  Лонгвуд (Длинное дерево) в том, где прошли его последние годы и... дни создан музей.   
              Бывшая резиденция Императора с прилегающей территорией арендуется у Англии Францией и обнесена деревянной изгородью.
              Перед входом на флагштоке гордо развевается  трёхцветный французский флаг.
              В музее собраны немногочисленные личные вещи Наполеона.   
              Известно, что император отличался бытовым аскетизмом.   
              Здесь стоит его скромная, очень скромная-солдатская походная кровать, подчёркиваю - именно походная кровать!
              На стенах много картин и на одной из них, как это ни странно, изображён русский царь Александр - первый!
              В одной из комнат находится бильярдный стол.
              И именно здесь в бильярдной, возле этого "исторического стола" Наполеон почувствовал себя совсем плохо и вскоре, 5 мая 1821, в 17 часов 49 минут - скончался.               
              В резиденции хранится первая посмертная маска Бонапарта.   
              И, хочу обратить ваше внимание, одна из трёх первых посмертных масок Императора, почему-то хранится на Кавказе(!!!), в грузинском городке Зугдиди.               
              Смотритель музея показывает нам полукруглую выемку в ставне окна, вырезанную, по его словам, собственноручно самим Наполеоном.
              До самого своего последнего момента Император надеялся, что, для его спасения, за ним обязательно, обязательно приплывёт корабль и он, и на этот раз, окажется на такой желанной свободе!...               
             Провожая команду "Бежицы" после визита, смотритель попросил на память для музея что нибудь именно, исконно - "русское".               
            Его просьба была удовлетворена, так как уже заранее были, для такого случая, припасены и знаменитые, красочно-расписные деревянные матрёшки, и великолепные изделия Хохломы, и, даже, огромная балалайка!...
           ...После осмотра музея спускаемся в тенистый, густо заросший секвойями парк с названием "Долина герани".
              Именно здесь находится место первоначального захоронения, гробница  Императора Наполеона Бонапарта.             
              Вокруг могилы  - чугунная ограда.
              Внутри - большая потрескавшаяся от времени плита, занимающая почти всю внутреннюю площадь бывшей могилы и обсаженная редкими кустиками цветов.
             Некоторые навершия прутьев ограды отбиты и отпилены.
             Это результат и следы вандализма рьяных туристов - охотников за памятными сувенирами, которые готовы добыть их любой ценой!               
             Ограда совершенно "глухая" - в ней нет калитки и попасть во внутрь невозможно.
             Боковые углы ограды дополнительно, почему-то укреплены чугунными витиеватыми упорами...           
             Могила в настоящее время пуста и пуста давно, гроба с человеческими останками внутри нет!
             На могиле, нет совершенно никакого упоминания, что здесь находилось захоронение великого завоевателя, почему-то нет ни доски с эпитафией и вообще нет ни единого слова...
             И только лишь, через двадцать лет после кончины Наполеона, Англия дала, наконец-то после неоднократных просьб-требований Франции, разрешение на перезахоронение останков Императора на Родине.
             Таким образом, только в начале декабря 1840 года Бонапарт навсегда вернулся домой во Францию.
             Окончательная гробница Наполеона теперь и навсегда будет находиться в Париже, в величественном Соборе Дома Инвалидов.               
             Здесь хочу привести любопытную подробность - верхняя часть надгробия изготовлена из редкого по красоте и очень дорогого карельского красного порфира, как ни странно привезённого из России и  подаренного Франции русским царём Николаем 1 со словами:
          - Уж для Наполеона мне и России и куска глыбы не жалко!!!.               
            А весила эта глыба до обработки, немного-немало, а всего-то 200тонн...
            Просто теряюсь в догадках, как в то время могли, из Карелии перевезти в Париж такую тяжесть?!...           
            Да!
            Такие вот петли и виражи истории...
            Побывали мы и во дворе дома самого губернатора острова, который, кстати, управляет несколькими, довольно далеко расположенными друг от друга островами: Вознесения, Тристан-да-Кунья и Гоф.
             Здесь на подворье мы смогли увидеть, едва передвигающуюся от старости огромную, невероятно огромную черепаху по имени Джонатан, обитающую здесь со времён пребывания на острове Бонапарта.
             Эта черепаха является реликвией острова и очень заботливо оберегается жителями  Святой Елены.
             Её возраст подходит к двум столетиям и, по преданию, когда-то была подарена Императору для забавы и развлечения.
             А рядом с отцом - патриархом, резвятся несколько совсем молодых потомков.
             Подумать только - а ведь эта черепаха ещё "помнит" самого Наполеона Бонапарта!!!...             
             Справа от городских ворот, у выхода в город из порта, очень круто, наверх базальтовой скалы, на высоту более 300 метров поднимаются своеобразная лестница именуемая - лестница Иакова, из выдолбленные в ней ступеней.
              Их насчитывается 699 !!!
              Рядом с о ступеньками, предусмотрительно приделаны односторонние перила.
              Да!!!...
              Без перил так круто и так высоко можно было подняться с реальным риском для жизни.
              Местные жители подтвердили, что - да(!!!), такие случаи со смертельным исходом имели место быть.
              Поэтому для страховки и соорудили перила.
              Еле дыша и "рискуя своими жизнями", мы взбираемся наверх.   
              Лестница приводит нас к старинному форту, где грустно скособочившись и вспоминая лихие времена, торчат две древние пушки, когда-то грозно охранявших вход в бухту Джеймс.               
              Не можем отказать себе в удовольствии полюбоваться, просто поражающим воображение,захватывающим неописуемой красотой видом, распахнувшимися перед нами безбрежными далями Атлантического океана...
             В расположенной недалеко от Джеймстауна небольшой деревушке, к нам подошли несколько молоденьких девчушек-мулаток.   
             Преодолев робость первых минут разговора, у нас завязалась оживлённая беседа, во время которой, нехватка необходимого запаса слов с обоих сторон, с лихвой сопровождалась активной жестикуляцией и лицевой гримасами.
                Любопытству девчонок небыло предела, а интересовало их очень и очень многое:             
              - Долго ли простоит возле Святой Елены наш корабль?
              - Как чувствует себя русская леди?
              - Много ли женщин на нашем судне?
              - Как давно мы не были дома?
              - Живы ли наши родители?
              - Не проголодались ли мы?
                Поступили нам и весьма "заманчивые предложения"... одновременно с вопросом:
             - У всех ли нас-моряков есть жёны?!
               И, если что, то они, без проблем, могли бы скрасить наше холостяцкое одиночество и "помочь размагнититься!".
               Это - без проблем...
               Более того, они согласны составить наше семейное счастье и на долгосрочной, юридически оформленной основе...
               И, более того, согласны даже на переезд на постоянное место жительства - в СССР...               
               Много вопросов, порой по-детски наивных, было задано и о другой, по мнению местного населения, героине нашего захода на их остров, о нашем "втором" капитане - Нине Мосеевой.
               Местную публику этот факт просто потрясал!...               
               В ожидании очередного прихода нашего судового моторного катера, мы зашли в городской сад отдохнуть и, хотя это было строжайше запрещено, попробовать местного пива.
               Пивом мы остались довольны...
               Но мгновенно вокруг нас собралась развесёлая ватага местной любопытствующей детворы.
               И такой вариант исхода событий у нас был предусмотрен - мы запаслись сувенирами, какие вместо Бога нам послал первый помощник капитана и предусмотрительная Нина Тимофеевна!               
               Надо признаться - особой популярностью пользовался красивый, презентабельный значок с силуэтом флагмана Морского Космического Флота Академии Наук Советского Союза - теплоходом "Космонавт Юрий Гагарин".
               Восторгам и счастью местной голоштанной ребятни не было границ...
               Действительно, просто уникальное судно было построено в СССР для работы с "космосом".
              Такого класса корабля до этого на земном шаре -  просто не существовало!!!
              И когда этот красавец-теплоход приходил в любой порт мира, желающих посмотреть на него и, даже, подняться на его борт для экскурсии, приходили тысячи и тысячи зрителей.             
              Помню тот факт, что для того, чтобы "немного похвастаться" этим уникальным красавцем, потрясти воображение населения Земного шара своими технологиями и научными достижениями,  руководство Советского Союза даже организовало в этих целях рекламную акцию в виде, почти кругосветное плавание "Космонавта Юрия Гагарина", с заходами в крупнейшие порты мира.
              Первый космонавт Земного шара - гражданин Советского Союза -  Юрий Гагарин, посмертно воплотясь в этот корабль современнейшей  науки, и в этом качестве, продолжал работать, и поражать воображение землян!!!
               Пять суток простояла "Бежица" на рейде острова в бухте Джеймс.               
               И каждый день местные жители приходили в госпиталь проведать нашу Марину.
               Её палата была просто "завалена" цветами и тропическими фруктами!
           ... И, вот совершенно неожиданно, подкрался момент прощания с гостеприимной "во всех отношениях" Святой Еленой.
               "Виновница и причина" нашего, совершенно не планируемого захода на этот остров и непредвиденной, пяти суточной стоянки, уже самостоятельно лихо спрыгнула на катер с огромным букетом цветов.
               Думаю, что, наверно, всё местное  население в полном составе пришло проводить нас, а заодно, на причал было привезено просто неимоверное количество мешков с фруктово-тропическими дарами!
               Отплывающему на судно последнему катеру, долго махали вслед...               
                К вечеру, когда на тугой чёрный бархат тропического неба незримая рука высыпала алмазную россыпь бесчисленных звёзд, "Бежица" опять отправилась в безбрежные океанские дали к нашему "рабочему квадрату" в районе Рио-де-Жанейро.
            ...Попутно хочу пояснить, почему наша "Бежица" привязано-постоянно "крутилась"  именно здесь.
               При запуске космической ракеты-носителя с космическими объектами на борту, с далёкого от сюда Байконура, ракета выводится на первоначальную орбиту первой ступенью ракетных двигателей.   
               Ракета, набрав расчётную высоту и используя скорость вращения Земли, продолжает полёт над Средней Азией, Китаем, просторами Тихого океана и миновав Южную Америку выходит уже в Атлантическом океане на эпицентр, тщательно расчитанной точки, где заблаговременно находится наш корабль.               
               И именно в этой точке прекращают работу ракетные двигатели первой ступени.
               Пустые топливные баки обязательно должны быть здесь сброшены, так как они не дадут возможности запуститься двигателям второй ступени.
               И именно этот момент является очень ответственным и сложным!
               Специальные замки удерживающие до сих пор эти пустые баки с отработавшими свой цикл двигателями отстреливаются /подрываются/ специальными пиропатронами, либо автоматически, либо при возникновении дополнительной проблемы, эта операция выполняется в ручном режиме.
               Если и этот вариант даст "сбой", тогда с нашего судна будет подан специальный сигнал на дополнительный принудительный подрыв замков и сброс ненужного уже оборудования.             
              Тут же мгновенно запускаются двигатели второй ступени, которые выводят космический объект на расчётную необходимую для дальнейшей работы орбиту.
               Ну, а в случае необходимости отправки космического объекта в "дальний космос", существует и третья ступень с дополнительными запасами топлива и своими двигателями.   
            ...Иссиня-чёрные скалы с редкими точками огней постепенно исчезли за кормой.
               Прощаясь с островом, мы испытывали непередаваемо щемящее чувство грусти.
               Мы снова уходили в безбрежность Атлантики выполнять очередное "космическое" задание Родины зная, что здесь, на этом крохотном клочке суши, затерянном среди пустыни океанских волн, у нас остались добрые, чуткие друзья!...
               А экипаж "Бежицы" вновь ждала сложная, напряжённая и такая, невероятно ответственная и работа, по программе продолжения изучения секретов таинственного космоса...
               Каждый член экипажа получил в подарок и увозил с собой, в память о единственном в жизни посещении острова Святой Елены, преподнесённым нежданно-негаданно, Его Величеством Случаем - треугольный вымпел-флажок ярко красного цвета, изготовленный из сукна, специально выработанного по французской технологии времён Наполеона, из которого шилась форма солдат наполеоновской армии, с изображением спасительного парусника, которого Император так и не дождался...
               Этот вымпел на небольшом флагштоке, до сих пор стоит /и стоял всё это время/ на моём рабочем письменном столе рядом с бронзовой антикварной фигуркой печального Императора, приобретённой по случаю на "блошином" рынке Амстердама, который, наклонив в раздумье голову, в скрещённых руках держит свою знаменитую подзорную трубу...   
     
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Капранов Владимир Николаевич

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 500
  • НИС "Космонавт Юрий Гагарин" 1984г -1993г.
.. Остров Святой Елены
« Ответ #2 : 06 Апрель 2020, 21:54:21 »
  Рассказ Юрия Субботницкого о незапланированном посещении острова Святой Елены кораблём космической службы.

  https://www.proza.ru/2015/07/04/845

  Я с ним в "Одноклассниках" переписывался. Он из экипажа. Ох и любит потрепаться.

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1666
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
Остров Святой Елены
« Ответ #1 : 06 Апрель 2020, 20:37:07 »
  Рассказ Юрия Субботницкого о незапланированном посещении острова Святой Елены кораблём космической службы.

  https://www.proza.ru/2015/07/04/845