Достаточно широко применялся УВК М6000 (шина 2к). На базе М6000 обрабатывались полеты самолетов на аэропортах, в т.ч. военных (система - Луч 74). На Луч 74 ввод программы обработки полета выполнялся с перфоленты + тарировочная характеристика датчиков ЛА. Ввод полетной информации производился с магнитной ленты типа 2 (не тянется, сразу рвется, на морозе очень хрупкая), т.к. был принцип время-импульсного кодирования информации (на ЛА - МСРП 12/96). Вывод результата обработки полета производился на электрохимический графопостроитель (300 иголок), средством общения с оператором был Консул, индикация и кнопки (клавиши) шин адреса, данных и управления. Начальный загрузчик вводился в ручную с кнопок-клавиш (в свое время вводил по памяти 28 16-ти разрядных ячеек памяти начального загрузчика). Оперативная память была 8К (два куба ферритовой памяти по 4К). Была возможность расширения памяти до 32К. Эту ВТ начал осваивать почти сразу после ДМБ, поработав 6 месяцев в связи. Было интересно и увлекательно. Было у нас игрушка на М6000 (Луч 74) - "посадка на луну"))), был пульт ППБ-302 для диагностики ТЭЗ, освоил его и применял по назначению. Ушел из эксплуатации вовремя - в централизованную организацию по наладке, ремонту и ТО ВТ, сразу, как позвали. Да, в те времена много было интересного, задачи, масштабы захватывали...
Первую программу отладил на минимальном Бейсике на СМ1800 - игра в карты - "в ОЧКО" (с матами на выходе))), освоил этот минимальный язык, кажись за день. В наладке, ремонте ВТ чаще приходилось применять программы в машинных кодах, писал целые "портянки" с последующим вводом с пульта процессора (PDP-11) при диагностике отдельных внешних устройств или общей шины при отказах, когда тесты не помогали.