Автор Тема: Блогеры о нас  (Прочитано 954 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2219
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Блогеры о нас
« Ответ #11 : 07 мая 2021, 08:56:02 »
  **
  Командовал нашим соединением контр-адмирал Юрий Иванович Максюта. Именно он во время боевых работ и находился в  нашем посту. В 1963 году его перевели в Ленинград, где на Васильевском был создан НИИ ВМФ по разработке систем
определения места корабля в океане, что чрезвычайно важно для точного поражения ракетами объектов противника с
кораблей и ПЛ. Он туда же перевёл многих офицеров нашего соединения, в частности моего "бычка" Кочнева Геннадия
Степановича. Это уже было после моей демобилизации в 1965 году.

  В 1979-м году в Ленинграде усилиями Максюты была проведена встреча ветеранов соединения. Затем были ещё встречи,
но после смерти Максюты они прекратились и были возобновлены уже новым поколением офицеров КИК, в частности кап. 2
ранга Курочкиным. Кроме того, были изданы 2 книги, первая из которых называлась "Район, закрытый для плаванья".


  https://zen.yandex.ru/media/wild_graf/baika-o-tom-kak-zampolit-otuchil-matrosov-pit-603e52ba5f6b8d26fe232b75

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2219
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Блогеры о нас
« Ответ #10 : 26 марта 2021, 20:19:28 »
  История о том, как моряки решили проблему с трусами.

  **
  Я бы хотел передать воспоминания радиста с "Чукотки" ст. 2 ст. Эгона Мантая, ныне живущего в ФРГ, но не порывающего связь с ветеранами нашего соединения, которого, увы, уже нет. Осталось много историй в разные годы и на разных кораблях соединения (в него к 1985 году входило уже 8 кораблей, но под единым командованием и с одними целями).

  Вообще на флоте очень популярны различные розыгрыши, всякие курьёзные случаи и можно было бы организовать рубрику вроде нашей "кают-компании", в которой бывшие матросы и офицеры вспоминали разного рода смешные случаи из своей службы. А теперь слово Эгону:

  «Лето 1962 года во Владивостоке было необычно тёплым. «Чукотка» стояла у стенки «Дальзавода» на модернизации. Проявляя заботу о здоровье личного состава, командование корабля решило ежедневно, пока позволяет погода, отправлять нас на водную станцию Владивостока. Ходили мы туда пешком, строем, под руководством одного из офицеров. Всё было бы хорошо, если бы не трусы. Купаться в военно-морских трусах была одна морока.

  В случае попадания за борт, человек долго не мучился: трусы верно тянули его на дно. И вдруг в корабельную лавку загрузили целую партию атласных пионерских галстуков. Для чего?! Для матросов? В тропиках? Пионерские галстуки? Попахивало провокацией. Главное, они не залёживались, а раскупались по поступлении. Однажды один из самых находчивых явился на водную станцию в прекрасных красных плавках. Никто лишних вопросов не задавал - многим стала понятна судьба атласных пионерских галстуков. Из двух галстуков получались замечательные плавки, на зависть всему Владивостоку. Через неделю уже треть купающихся была в красивых красных плавках. А потом половина...»
 

  https://zen.yandex.ru/media/wild_graf/istoriia-o-tom-kak-moriaki-reshili-problemu-s-trusami-5ff9b523bb14d54ffbc6e19a

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2219
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Блогеры о нас
« Ответ #9 : 12 февраля 2021, 18:33:06 »
  Как отмечали новогодние праздники на советских военных кораблях?

  **
  1964 и 1965 годы (3-й и 4-й год на службе) встречал в тропиках с той лишь разницей, что 1965 год уже в Южном полушарии, в новогоднюю ночь разглядывая Южный Крест. Оба раза при выходе в поход с Камчатки брали с собой ёлку, которая хранилась в кормовой рефрижераторной машине. Одевали Деда Матроса, обычно самого загорелого из команды, в синие тропические шорты и рубашку, на голове тропическая панама (наша тропическая ежедневная форма, в торжественные дни шорты были белыми и с белой форменкой от формы 2), борода из ваты, в валенках и с большой деревянной ложкой за голенищем.

  Столы из кубриков вытаскивали на бак, где и проходил концерт нашей самодеятельности и вечерний чай с разными вкусностями, включая испечённые коками торты. Участвовали офицеры и матросы. В 24 часа по камчатскому времени сигнальщики запустили ракеты. Официального отбоя не было: спать уходили в разное время. Само собой, вахтенные менялись в полном соответствии со временем. Интересно было наблюдать, как на следующий день на постоянно сопровождавшем нас американском СКР так же отмечали Новый Год, но по времени Гонолулу. Линия перемены дат, 180 градус долготы.

  **
  У нас на корабле им был кап. 3 ранга Осипов Евгений Александрович. В редкие нахождения в базе он организовывал культпоходы, встречи с шефами, совместные концерты. В длительных походах организовывал шахматные турниры, игру в волейбол с привязанным мячом, диспуты на разные темы, обсуждение литературных новинок. Тем более, что очень многие выписывали толстые журналы, в которых как раз в те годы вышли "Щит и меч" (Звезда), "Берегись автомобиля" (Молодая Гвардия), "Один день Ивана Денисовича" и "Смерть зовётся Энгельхен" (Роман-газета), "Капитальный ремонт" Леонида Соболева, который обсуждали наиболее темпераментно и до сих пор у меня на полке стоит два издания этого замечательного произведения, которые иногда перечитываю.

  Его усилиями на корабле была приличная библиотека. Именно там прочитал трилогию Луи Арагона ("Богатые кварталы", "Пассажиры империала" и "Орельен"), Ремарка, многое из Тургенева, Лескова и т. д.


  https://zen.yandex.ru/media/wild_graf/kak-otmechali-novogodnie-prazdniki-na-sovetskih-voennyh-korabliah-601587de5930a614f2276f94

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2219
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Блогеры о нас
« Ответ #8 : 12 февраля 2021, 17:58:36 »
  История о том, как советские моряки деликатесами питались.

  **
  Сказала своё слово специфика нашего соединения: по инициативе Королёва в 1959 году были созданы наши корабли для проведения испытаний ракет на дальность и точность, для чего в центральной части Тихого океана выделили квадрат, в который эти пуски и производились. Наши 3 корабля выходили в Камчатке и находились в районе экватора южнее Гавайских остров, в том числе и за ними (новый 1965 год встречали под Южным Крестом), в течении цикла пусков, а они занимали от 1,5 до 3 месяцев. Фактически корабли дрейфовали в этом районе и вот тогда мы ловили акул, из позвоночников которых делали трости на память, голубых марлинов, реже тунцов, летучих рыб, кальмаров, иногда альбатросов, которые не могли взлететь с твердой поверхности и ходили по палубе, распустив свои крылья огромного размаха, пока их не бросали за борт. Проводили соревнования по гребле между кораблями, по волейболу, уже между боевыми частями и службами корабля. Так что обеспечивались мы продовольствием по высшему разряду.


  https://zen.yandex.ru/media/wild_graf/istoriia-o-tom-kak-sovetskie-moriaki-delikatesami-pitalis-5fd76e8682e75655d1ee0d56

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2219
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Блогеры о нас
« Ответ #7 : 12 февраля 2021, 17:50:29 »
  Почему на военных кораблях хорошо кормили?

  **
  У нас на корабле (1961-1965 годы) кормили отменно. Каждые два дня выпекали свой хлеб, продуктами запасались на весь период похода до 3 месяцев. Как-то были в океане 3,5 месяца, так приходил танкер "Абагур" и в океане в районе Мидуэя заправлял нас мазутом, бензином для вертолётов, пресной водой и продуктами, в том числе живыми свиньями (на танкере не было рефрижераторов), которых забивали прямо на юте.

  По тропическому пайку часто была окрошка и фруктовый суп. Обычно борщ, грибной суп из сушёных грибов, жареный окунь в кляре, утка в собственном соку, колбасный фарш в банках, как и сыр, соки, консервы "Севрюга", которых я больше нигде не видел, жаркое, котлеты, плов, обязательно флотский компот в обед и ужин, в обед какая-нибудь закуска (салат, винегрет, тихоокеанская сельдь), масло, кофе со сгущённым молоком, каши по утрам (рисовая или гречневая, перловка раз в месяц примерно), жареный картофель на гарнир. По праздникам делали из сгущёнки мороженое и раздавали по бачкам, а кроме того пекли торты для команд-победителей по гребле (когда дрейфовали у экватора в ожидании пусков), вязанию узлов, эстафеты на знание устройство корабля, по волейболу.


  https://zen.yandex.ru/media/wild_graf/pochemu-na-voennyh-korabliah-horosho-kormili-5fd4bec333ed420c3fdfdd1f

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2219
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Блогеры о нас
« Ответ #6 : 12 февраля 2021, 17:20:38 »
  Какая форма одежды была на военных кораблях?

  **
  В моё время морские пограничники служили 3 года в отличии от корабельного состава ВМФ, служба которых длилась 4 года. Помню как-то на заводе "Горняк" в бухте Крашенинникова стоял пограничный СКР и видно было, что это был корабль ледового класса. Но мы редко бывали в базе и это был единственный случай, когда я видел корабль пограничников. Наши корабли "бороздили" океан южнее Гавайев и вместе с нами ходили американские СКР, менявшиеся через 12-14 дней, но, тем не менее, им каждую неделю сбрасывали почту, которую мы не видели по 3-3,5 месяца и мешки которой сразу же доставлялись на корабль по возвращению в Советский (ныне это Вилючинск). Два Новых Года из 4-х я встретил в тропиках в той форме, которая на фотографии "годков" нашей БЧ-4 с командиром корабля.

  **
  Не только офицеры, но и матросы перешивали свои бескозырки: убирали вату на тулье, делали её ниже и удлиняли ткань сзади. В выпушку вставляли обмотанную нитками сточенную (чтобы не была широкой и не покрывалась коррозией) пружину и вид был отменным. На память о службе у нас делали парусники из купроникеля, а кое-кто использовал плавники акулы или из позвоночника акулы трость. Так же делали как бы чучела из летучих рыб, но их надо было сразу же разложить на фанере, развернуть плавники-крылья и пришпилить их в таком состоянии. Иначе после того, как рыба "уснёт", перепонки крыльев склеятся и будут рваться при попытке их разъединить.

  Форма одежды на корабле в тропиках была "трусы - берет", хотя была ещё и тропическая из синей рубашки, шорт и белой панамы. В праздники надевали белую форменку от формы 2, белые шорты и ту же панаму.

  **
  За 4 года флотской службы ни разу не видел флотского офицера с семечками, а вот "зеленых" видел много. Живу в приграничном районе и не раз видел, как офицер-пограничник едет в автобусе, сидя на сиденье, рядом стоит знакомая женщина, с которой он разговаривает, а он при этом умудряется грызть семечки, складывая лузгу в карман. Зрелище отвратное. Я сравниваю уровень интеллекта флотских офицеров времён моей службы (1961-1965 годы) и армейских тех же годов и вижу большую разницу, хотя попадались и очень толковые и воспитанные пехотинцы.

  Наши походы длились по 2,5-3 месяца, а иногда и дольше и офицеры жили с нами в совершенно одинаковых условиях. Но у нас не было семей, а у них были, в том числе и дети, подолгу не видевшие отцов. Три недели или месяц в базе и очередной поход. В те годы активно проводились испытания ракет на дальность и точность, а мы южнее Гавайев замеряли эти параметры, ожидая этих пусков неделями. Интенсивность снизилась в середине 1965 года с приходом еще 2-х кораблей и стали ходить по очереди. У нас часто проводились различные соревнования, викторины, диспуты с участием офицеров и я ныне поражаюсь, как много они уделяли нам времени и как многое дали своим подчинённым, в том числе в вопросах морали. Как писали сценарии перехода экватора, встречи Нового Года уже в Южном полушарии, сколько было выдумки и фантазии и прежде всего со стороны офицеров. Бывали розыгрыши, над которыми затем смеялись все вместе. С удовольствием и благодарностью вспоминаю те годы.

  **
  Должен сказать, что и со стороны матросов было понимание поддержки дисциплины и недопущения панибратства. Как-то с нашего корабля ст. лейтенант, командир группы в БЧ-5, с двумя матросами был командирован в Петропавловск-Камчатский за получением каких-то там запчастей. Была зима и они основательно подмёрзли.

  Офицер купил бутылку водки, которую они и распили в гражданской столовой за обедом. И вот один из матросов (кстати говоря, москвич) решил, что теперь он может обращаться к офицеру по имени и чуть ли не похлопывать его по плечу. Матросы сказали раз, сказали два, но этот "фендрик" лишь отмахивался. Тогда ему сделали "тёмную" в кубрике.

  https://zen.yandex.ru/media/wild_graf/kakaia-forma-odejdy-byla-na-voennyh-korabliah-5ff30e89af142f0b177689a5

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 4044
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
.. Блогеры о нас
« Ответ #5 : 12 февраля 2021, 15:36:54 »
Почему на военных кораблях офицеры уважают матросов?
Служил я в период 1961-1965 на ТОГЭ-4 (Тихоокеанская Гидрографическая Экспедиция) под гидрографическим флагом. Соединение из 4-х кораблей (по 6130 тонн каждый) было создано по инициативе Королёва для проведения испытаний ракет на их дальность и точность в район около экватора. Если вы в то время уже были достаточно взрослыми, то должны помнить, что были сообщения ТАСС: "В период (время) район, ограниченный координатами (далее широта и долгота) закрыт для плаванья в связи с проводимыми испытаниями".
Мы выходили с Камчатки и при приходе в нужный район (обычно около 3-5 градусов северной широты и около 170 градусов западной долготы) три корабля ставили в своих точках глубоководные буи с постоянным определением их места, а один находился между нами и Владивостоком в качестве ретранслятора, так как у нас были маломощные передатчики (Р-641 Тантал). Но в процессе подбора частот мы смогли выходить с Владивостоком на прямую связь и необходимость в "Чукотке" отпала.
В 1964 году пришли два корабля "Чукотка" и "Чумикан" по 12 тыс. тонн и 5-ти киловаттными передатчиками, которые вместе с "Чукоткой" составили ТОГЭ-5 и корабли стали выходить по очереди, так как до этого мы фактически постоянно находились в океане. Ещё позднее пришли два маршала "Неделин" и Крылов" уже по 22 тыс. тонн и все корабли были объединены в КИК (Корабельный Измерительный Комплекс). Флаг уже был нормальный военно-морской, так как необходимость в секретности отпала: американцы были постоянно рядом с нами, встречая СКРом уже на траверзе Мидуэя и облетая ежедневно корабли сначала с базы в Датч-Харборе (Алеуты), а затем с Гавайев.
Ближе к пускам подходили корабли "Генерал Арнольд" и "Генерал Вандерберг", которые так же следили за приводнением последних ступеней наших ракет. Я служил на флагмане "Сибирь" и в нашем посту находился флагманский командный пункт, куда приходили команды с полигона и точное время пуска ракеты и данные её слежения над территорией СССР. Мы же потом передавали массу информации с телеметрических станций и с привязкой их к точному времени. Буквально двое суток не выходили из поста. У нас в посту во время пуска и до приводнения сидел командир соединения, флагманский связист, зам. по спец. измерениям, флагманский штурман, начальник штаба, наш "бычок". Служба была очень интересной, за что я благодарен судьбе.

https://zen.yandex.ru/media/wild_graf/pochemu-na-voennyh-korabliah-oficery-uvajaiut-matrosov-60253540b1a0bb52b4fac24e

Если б молодость знала, если б старость могла

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22889
  • "Неделин" 1982-92
.. Блогеры о нас
« Ответ #4 : 05 января 2021, 17:11:54 »
Первые корабли ТОГЭ-4 появились на Камчатке в 1959 году. По-моему, вначале был Советский, а потом Приморский...

Да, это так. и ТОГЭ-4 не называли "шарами". Это началось с приходом 1130, то есть с ТОГЭ-5.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Зеленов Борис Андреевич

  • Почётный ветеран
  • **
  • Сообщений: 600
  • "Сибирь" 1958-1961
.. Блогеры о нас
« Ответ #3 : 05 января 2021, 15:26:03 »
Первые корабли ТОГЭ-4 появились на Камчатке в 1959 году. По-моему, вначале был Советский, а потом Приморский...

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2219
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. Блогеры о нас
« Ответ #2 : 05 января 2021, 10:58:46 »
P.S. Интересно, кто из наших отправил посбание о ТОГЭ?

Наверное, кто-то из наших ветеранов-срочников, служивших в начале 60-х годов.

Оффлайн Казанов Владимир Леонидович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 4044
  • КИК Сучан, 1967-70 гг., БЧ-4, ПДРЦ
Блогеры о нас
« Ответ #1 : 05 января 2021, 09:00:18 »
История о том, чем флотские офицеры отличаются от пехотных
Наши подписчики прислали много историй про армию, публикую некоторые из них:
**
Служил на кораблях ТОГЭ-4, их еще называли "шары", а нас "максютовцами" по фамилии командира соединения контр-адмирала Юрия Ивановича Максюты. Корабли (4 единицы по 6180 тонн) появились в Приморском (затем он стал Советским, а ныне Вилючинск) как раз в 1960 году и сразу же стали ходить в дальние походы, в том числе и при работе по космосу, хотя это и не было основной задачей.
Кормили отменно и такие вещи, как сушёный картофель, лук и морковь были забыты напрочь. Поскольку редко бывали в базе, то обычно иногда собирали черемшу для похода и ещё ловили красную рыбу во время нереста, а так же крабов. Иногда прямо с палубы "дёргали" камбалу и навагу. Новый Год раз встречали в рембазе "Горняк", а затем последующие два на экваторе, причём последний в Южном полушарии. Кстати, хотел бы отметить отношение офицеров между собой и с матросами. Вне службы друг к другу по имени-отчеству, во время исполнения по званию, к матросам на Вы и по фамилии.
После ДМБ некоторое время работал по военной специальности (ЗАС) в армейской части, так это небо и земля. На работу и с неё возили на автобусе, так офицеры и "сундуки" сидели сзади и играли в карты, грызя семечки (!). Я даже представить не мог флотского офицера с семечками в кармане! Хотя может быть что-то поменялось, но в те годы отличие было разительным
.
**
Ничего привлекательного в службе в Монголии не было. И врагу не пожелал бы. Вторая зарплата сохранялась в СССР, но это просто был отложенный спрос - когда приезжал в отпуск, она испарялась практически мгновенно. Да и до дома ещё надо было доехать. От Монголии до Иркутска поездом, а потом самолётом до Симферополя на жену и двоих детей уходила весьма приличная сумма денег.
Проездных (ВПД) на жену и детей тогда не давали. Всё за свой счёт! В Иркутске обнаглевшие таксисты требовали по пятьдесят рублей (!)с человека. Потом уже удалось узнать, что там есть автобус и можно доехать не так быстро, но за копейки. Многие вынуждены были из-за малой зарплаты в тугриках часть зарплаты в рублях переводить назад к месту службы, чтобы элементарно выжить.
Не стану спорить, возможно, у старших офицеров было в чём-то лучше, но семьи с малыми детьми, т. е. младший офицерский состав и прапорщики (а их было абсолютное большинство) постоянно находились в состоянии выживания. Зарплаты хватало примерно на неделю, а потом выживали только за счёт пайка. Для абсолютного большинства жён в/служащих работы в дивизии не было.
**
В ВАИУ был преподаватель З. по инженерной подготовке. Заступает дежурным по училищу и командует: "Наряд, слушай пароль". Хорошо, что помощник дежурного успел одернуть его. А ещё на первых занятиях представлял книгу и, характерно окая, говорил: "Книга по инженерной подготовке, автор З., книгу написал я, книга моя". Классный мужик. Правда, это уже в 2000-х было.
**
В ноябре 1967 года мы, пятеро дембелей из ГСВГ, у Белорусского вокзала г. Москвы выпивали прощальную. Постовой милиционер (старший сержант), узнав откуда мы, попросил долго не задерживаться и убрать за собой. Сам, отойдя метров на сто, «оберегал» нас от военного патруля и местной шпаны. Управившись, мы дружно крикнули ему спасибо.
**
Служил механиком-водителем тягача в ВТА. Помню, как действовали по тревоге. Никакой сутолоки, толчеи и командных криков. Всё, что нужно, быстро получали и в парк. А машины наши были всегда ухожены. Считанные минуты и мы тарахтим, каждый в своей колонне. Если вдруг у "молодого" что-то вдруг не заладится, то "деды" всегда рядом. Подскажут и помогут. После тревоги могут и затрещину отвесить, если плохо с техникой обращался.
https://zen.yandex.ru/media/wild_graf/istoriia-o-tom-chem-flotskie-oficery-otlichaiutsia-ot-pehotnyh-5fda2f19602c783027872fbd

P.S. Интересно, кто из наших отправил посбание о ТОГЭ?
Если б молодость знала, если б старость могла