Рассказ вертолетчика
http://vertoletciki.ru/viewtopic.php?id=126&p=4Корабль измерительного комплекса ВМФ СССР (КИК) «Маршал Неделин» декабрь 1983г.
Прошло полтора года после моей аварии на ТАКР «Новороссийск», закончилась и полоса невезения (12и 13 рассказы). За это время мне удалось выполнить на Ка-25 4 полета днем и 3 ночью с ВППл корабля одиночного базирования и получить от наставника Демьяныча парочку контрольных полетов в условиях искусственной качки на Ка-27 днем. Не густо, но у испытателей, в отличие от строевых летчиков, нет норм по перерывам в полетах. Каждый пилот вместе с командиром эскадрильи определяет их самостоятельно.
В начале декабря 1983года наша бригада, в состав которой входят 5 летчиков и 2 штурмана, летит не Ан-12 через Москву в Ленинград, для участия в Госприемке КИК « Маршал Неделин». Наша задача: в сжатые сроки провести летную часть программы испытаний и выдать инструкцию по полетам вертолетов типа Ка-27 с кораблей этого проекта. Из состава той бригады уже нет в живых начальника 3-го Управления Э.М. Колкова, летчиков: Евгения Мухина (автопроисшествие), Саши Положенцева (погиб на авиаэтке г. Самара), штурманов: А.А. Данилина и В.И. Шкуревского (ныне умерших от профзаболеваний).
В Москве мы задерживаемся на пару дней, чтобы вместе с коллегами из 4-го управления поучаствовать в работе макетной комиссии по проекту вертолета Ка-50 (Черная акула). С большим интересом сидим в макете кабины, слушаем рассказы создателей этого аппарата, изучаем его характеристики, делаем свои замечания, предлагаем свои варианты компоновки кабины. Замечания испытателей ГНИКИ, требующие больших финансовых затрат, как правило, встречаются в штыки не только представителями КБ, но и высоко-поставленными членами авиационной комиссии, работающей тогда при Совете Министров СССР. Впоследствии жизнь не раз доказывала нашу правоту. Причина проста: военные Л-И думали в первую очередь о жизни и условиях работы летного состава строевых частей, а КБ (фирмы) и чиновники - о своих узковедомственных и, зачастую, корыстных интересах. Второе, из двух моих выступлений с места, вызвало бурную негодующую реакцию, кто-то из фирмачей» даже потребовал немедленно удалить смутьяна из конференц-зала.
Первое замечание было легко устранимым (боюсь, что так и не устранено): пиропатроны отстрела лопастей, срабатывавшие перед катапультированием летчика, не имели защиты от эл/магнитного излучения. То есть гавкнула где-то рядом атомная бомба, или попал вертолет в зону работы РЛС, с мощным СВЧ-излучением (на всех кораблях такое) и пилота автоматически катапультирует из абсолютно исправного вертолета. Второе замечание поддержали все представители ГНИКИ. Ка-50 создавался на конкурсной основе с Ми-28 КБ Миля. При одинаковых по мощности двигателях и вооружении, отказ от второго пилота-оператора, работающего над полем боя с оружием, позволил камовской фирме почти на тонну облегчить вес машины, а значить и получить более высокие летно-тактические характеристики. Представители КБ утверждали, что суперсовременный бортовой комплекс обеспечит полет в автоматическом режиме по огибающей рельефа и летчик может все свое внимание уделять только работе с вооружением. Да и там больше будет считать, и обрабатывать данные автоматика, а ты только верти головой, да кнопки нажимай! Нет слов и комплекс и идеи автоматизации – прекрасны, хотя и дорого стоят. А что будет, если препятствие не рельеф, а провода или дерево-столб? Их РЛС не возьмет! И, самое существенное: недопустимо большой интервал времени от момента обнаружения летчиком цели, до момента открытия огня. Танец начинается с самого несовершенного звена. Это - глаза летчика. Он может увидеть незамаскированные цели: человека - на дальности 0,5-1км, пушку-2-3км, танк-8-10км. Увидев и опознав цель, летчик с применением автоматики ее уничтожает, на что уходит от 8 до 12секунд. Цикл работы был примерно такой: повернул голову с нашлемным прицелом, опознал цель, довернул машину так, чтобы цель вошла в сектор захвата прицела, обрамил цель квадратиком на экране комплекса, подождал 2-3сек, пока комплекс обработает параметры движения вертолета и цели, дождался загорания табло разрешения работы, выбрал вид оружия и: - «Огонь!» Увы, даже расчеты на пальцах показывают, что при скорости полета 250-300км/ч, применение комплекса возможно только, если летчик заметил цель на дальности больше 6км, а все, что ближе бьет по нему безнаказанно. Оператор же, без всякой автоматики вручную может открыть огонь уже через 1-2сек.
Человек - не машина, у него…эмоции и он, единовременно, может обрабатывать только один параметр любой информации. Ну, какая разница пройти по доскам одинаковой ширины, если одна лежит на земле, а вторая хотя бы на10м высоты? Пройдись по обоим – поймешь сразу!...Нестись над полем боя, пилотируя и ведя огонь, полностью доверившись автомату-компьютеру – это как раз из серии: « Нажал кнопку и …и вся ж…в мыле!» Последующие годы опытной эксплуатации показали правоту испытателей Института. Был создан и принят на вооружение двухместный вариант вертолета огневой поддержки Ка-52(Аллигатор) После совещания мне доверили написать черновик летной оценки макета Ка-50. Коллеги выдали, кто устно, кто письменно свои замечания, за 4часа я набросал черновик, отдал его Чкаловским ребятам и помчался догонять своих.
На Ан-12 перелетаем на аэр. Донское и к вечеру следующего дня нас уже встречают на корабле, стоящем на якоре вблизи Крондштата. Корабль «Маршал Неделин», наряду с построенными до и после него «Академиком Крыловым» и ССВ-33 «Урал» относился к классу судов специального вооружения. Это были головные, самые красивые и большие корабли измерительного комплекса (КИК) ВМФ СССР. Кроме обеспечения космоса, главной их задачей была радиотехническая разведка у берегов Америки. Они были альтернативным ответом нашего правительства на Рейгановскую программу СОИ, которую называли еще программой «звездных войн» Этот ответ не требовал непосильных для СССР затрат на раскрытие над земным шаром своего зонтика из спутников в пику и для борьбы со спутниками американцев. Огромные шары антенн и другое спецоборудование могли заметить любой пуск ракет с территории США, отследить траекторию их полета и выдать необходимую телеметрическую информацию целеуказания для наших систем ПВО. Как шутили моряки на ССВ «Урал»: «Рейган сигару будет прикуривать, а мы огонек заметим!»
КИК ВМФ СССР обеспечивали достаточный для ответного удара выигрыш времени. В случае серьезного ядерного конфликта, эти корабли были бы уничтожены в первую очередь, но свое назначение: вовремя прокукарекать, выполнить успевали. «Белый пароход» (М.Неделин) нес просторную ВППл, с двухместным ангаром, за которым возвышались габаритные надстройки и шары антенн.
После размещения по каютам, старпом провел с нами небольшую экскурсию по кораблю, показав кают-компанию, кино и спортзалы, машинное отделение и гордость моряков – шикарную и просторную сауну, с бассейном внушительного размера и глубины Сауну, по приглашению гостеприимного старпома, мы повторно посетили еще раз поздно вечером.
Я немного опоздал, затовариваясь «шилом» (технический спирт). Захожу в парную, а там уже блаженствуют полдюжины наших во главе со старпомом. От комплиментов рот у старпома уже до ушей, но ему хочется сорвать их еще и от вновь прибывшего. На его вопрос: - Григорич! Ну, как парок? – я беру из каменки раскаленный булыжник и, скептически ухмыляясь, отвечаю:- Да разве это пар? У вас камни холодные!- после чего небрежно швыряю голыш обратно в каменку. Изумленный моряк пулей слетает с полка, хватает камень и с воплями, открывая дверь парной головой, прыгает в бассейн охлаждать обожженную ладонь. Он явно не читал в журнале «Вокруг света» о танцах босиком на углях костра. Все просто: сухая кожа, мимолетность прикосновений (камень я не держал, а подбрасывал на ладони) и немножечко самовнушения. Шутка жестокая, но старпому уважения к «Летунам» я привил на всю оставшуюся жизнь…
После этого захотелось пошутить и самому большому и толстому из нас, штурману Леше Данилину. В моем присутствии, после купания в бассейне, он подзывает матроса, ответственного за сауну и спрашивает: - Как быстро можно заменить морскую воду в бассейне на свежую? – Нет проблем, насосы очень мощные, 5 минут хватит! – Меняй! И …никакого подогрева!!! Пока мы вторично сидим в парной, матрос меняет воду и теперь ее температура не +12гр, а -2гр!...(морская вода может не замерзать до -4гр С). Красные как раки выходим из парилки, Леша первым прыгает в бассейн и блаженно вопит: - Мужики! Водичка класс!!! – Ему по фиг, у него подкожный слой, как на морже. Следом в воду прыгают еще двое, один из них, худой как щепка Саня Положенцев. Вы видели: как пингвины в Антарктиде прыгают в воду? Если эту запись прокрутить обратно, то картинка будет очень похожей. Не успев полностью нырнуть в воду, оба «пингвина», спиной вперед вылетают из воды и оказываются на краю бассейна, безмолвно открывая и закрывая рты…Узнав о проделке Алексеича, хохочут все. Закон всемирного тяготения посрамлен, человек способен прыгнуть с места выше своего роста. В особых обстоятельствах, конечно…В благодарность за гостеприимство моряков, наш заштатный художник, расписал стены в зале с бассейном юмористическими картинами на летно-морскую тематику. Наверное, эти рисунки сохранялись до момента продаже «Маршала Неделина» Индии на металлолом, или, как шутят моряки «на иголки» в 1989году.
На носу был Новый год. За одну неделю пятью летчиками, мы полностью выполнили летную программы Госиспытаний корабля и даже поймали пусть не предельную, но реальную качку (бортовую до 6гр и килевую до 2-хгр.) При полетах в условиях качки, впервые были опробованы и получили положительную оценку два важных новшества: 1. Швартовка вертолета на прослабленные цепи после посадки, до перевода РУД в положение «Малый Газ» Летчик, отслеживая в противофазе качку ручкой управления, опустив рычаг «Шаг-Газа» вниз до упора, убеждался, что вертолет стоит устойчиво, давал команду штурману. По жесту штурмана, четыре матроса в касках и спасательных жилетах как, чертенята из шкатулки, выбегали из-за надстроек и ангара, с цепями в руках. Если вертолет сел с точностью +- 0,5м относительно центра ВППл, они в считанные секунды набрасывали прослабленные швартовочные цепи и убегали обратно в укрытия. Все!.. Экипаж облегченно вздыхал, переводил двигатели на малый газ, при необходимости эмульсировал их и выключал. После остановки винтов, швартовка подтягивалась, как положено. Даже если и ударит в корабль 9-й вал, вертолет не опрокинется и не будет сброшен за борт, если крен превысит критическое значение.
2. При полетах ночью мы попробовали подсвечивать поверхность воды за кормой и по бокам от полетной палубы корабельными прожекторами. В этом случае летчик избавлялся от непроизвольного отслеживания угловых перемещений палубы, то есть не попадал в раскачку вертолета, при заходе на посадку. Боковым зрением он до самой посадки мог видеть плоскую поверхность воды и качающийся на ней корабль, т. е. видел и знал фазу качки.
Обе новинки в последующем успешно применялись нами при проведении специспытаний в условиях предельно-допустимой качки на других проектах кораблей. Полеты на «Неделине» выявили одну его очень неприятную особенность. Она заключалась в сильном затенении ВППл, когда корабль шел строго против ветра. Причина- большой высокий ангар и надстройки за ним. При предельных значениях результирующего воздушного потока, дующего +_ 15гр. относительно диаметральной плоскости корабля, при подходе к его кормовому срезу, вертолет попадал в мощнейший завихренный поток воздуха. Его немилосердно трепало и тянуло к надстройкам, а пилот, парируя эти броски, вынужден был резко работать ручкой управления, что несколько раз приводило к появлению «эффекта гидроупора» (см. рассказ 12 «Авария»). Поэтому в инструкцию экипажу по полетам с кораблей этого проекта были внесены предупреждение и соответствующие ограничения по углам направления результирующего потока. Взлеты рекомендовалось выполнять только в наветренную сторону. Если мне не изменяет память, пару лет назад, на одном из кораблей на Балтике, именно по этой причине произошла авиакатастрофа вертолета Ка-27, о чем было сообщение на форуме вертолетчиков.
После моей аварии на ТАКР «Новороссийск» прошло 1,5 года. Снова ночь и снова я захожу на посадку в условиях пусть не предельной, но вполне приличной качки корабля. С удаления 500м, когда летчик начинает пилотировать в основном визуально, смотря на корму корабля, я замечаю…Дрожь в коленках!...Точнее ступни ног у меня начали нервно подрагивать на педалях путевого управления. – Дурак! Убьешься и людей погубишь, прекратить заход! – Запрашиваю уход на 2-й круг и, пока вертолет двумя разворотами на 180гр. выполняет повторный заход на посадку, привожу в порядок свои расшалившиеся нервишки. Несколько глубоких вдохов и медленных выдохов, мысленный приказ на расслабление мышц рук и ног. Посадка выполнена мягко и элегантно, психологический барьер преодолен и я готов к дальнейшим полетам при предельной качке любого корабля.
При полетах с «Неделина» произошел неприятный инцидент, последствия которого расхлебывала вся система ПВО Ленинградского округа. Мы находимся в наших территориальных водах. Взлетев с корабля, на курсе обратном посадочному, на высоте 100м. я замечаю быстро идущий мне точно в лоб истребитель МиГ-23. Уважая серьезную технику, приветствую его покачиванием своего вертолета и сваливаю машину вправо вниз, уступая дорогу. Мгновенный шок!!! Я не заметил ведомого, идущего ниже в левом пеленге и сыплюсь прямо на него…Молодец, парень! Ведомый резко бросает свой истребитель в левый крен и уходит от столкновения, едва не касаясь крылом воды. В момент расхождения я понимаю, что это вовсе не наши МиГ-23, а Шведские «Вигены», силуэт которых спереди похож на МиГ-23, со сложенным крылом. Матчасть самолетов НАТО лучше изучать надо! На мой доклад РП о том, что меня атаковали чужие, поднимают пару наших перехватчиков, но эти борзые ребята успевают благополучно уйти в нейтральные воды. После этого случая в ПВО Ленинграда полетели большие звезды. Впрочем, авантюрная посадка Руста в районе Красной площади в Москве была еще впереди.
«8 декабря мы заканчиваем испытания, на переходе пишем летную оценку и дополнение к инструкции. Корабль берет курс на Кроншдштат, но пройти домой не может. Сильные морозы сковали Финский залив прочным льдом, и мы вынуждены стать на рейде г. Таллина. До прихода Ан-12 наша бригада перебирается в плавучую гостинцу в порту. Она не отапливается, холодрыга жуткая. Летный состав две ночи спит в костюмах МСК (в нем в ледяной воде можно сутки продержаться). Инженеры и техники клацают зубами и почти не спят, согреваясь спиртом. Днем бродим по старинным улочкам города, дегустируем в тавернах прекрасное, настоящее пиво с копченым угрем и шпикачками. Отношение к русским в то время было сдержанным, но не враждебным. До сих пор не могу понять: как они отличали нас от эстонцев? Одеты мы точно также, молчим, как рыбы, морды лица – вполне европейские, а вычисляют безошибочно!.. Эстонки мне не понравились: носатые, чопорные, не то, что наши ясноглазые и приветливые «пензячки «, или « волжанки». То-то их по всему миру привечать любят!
31 декабря приходит наш самолет, и мы с радостью встречаем дома Новый Год. Как правило, в командировку, наши бригады отправляли с комфортом только в одну сторону. Обратно же мы обычно добирались, как могли попутными рейсами, без рубля в кармане, на личном обаянии и авторитете своей профессии. Кроме своих немудреных пожитков тащили еще и тяжелые ящики с контрольно-записывающей аппаратурой (КЗА) и костюмы МСК. Такова жизнь: тебя любят, пока ты нужен.