Автор Тема: "Чумикан". Воспоминания механика.  (Прочитано 39164 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Усов Виктор Юрьевич

  • По местам стоять...
  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 3136
  • "Спасск" (1984-1987) Боц. ком.
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #98 : 27 декабря 2018, 08:35:59 »
 Странные они все-таки Ridero (Чего сразу по почте заказ не переслать). У меня вот так заказ движется по книге:
 Ridero       Дата   Статус
30.11.2018 17:00   задание получено
30.11.2018 17:07   исключено из доставки (Отправление не получено на терминале)
06.12.2018 10:20   получено на терминале (Москва)
07.12.2018 12:11   отправлено с терминала (Москва)
13.12.2018 00:00   передано во ФГУП Почта России (Отправление №14087430020351)
14.12.2018 19:54   передано во ФГУП Почта России (Отправление №14087430020351)

Почта России:
24 декабря 07:27 В пути - Покинула промежуточный пункт 663339 Норильск УООП
24 декабря 00:15 Посылка в пути 663339 Норильск УООП
24 декабря 00:15 В пути - Прибыла в промежуточный пункт 663339 Норильск УООП
21 декабря 18:07 В пути - Прибыла в промежуточный пункт 663339 Норильск УООП
19 декабря 12:41 В пути - Покинула промежуточный пункт 102300 Москва-Внуково АОПП
17 декабря 05:10 В пути - Прибыла в промежуточный пункт 102300 Москва-Внуково АОПП
17 декабря 01:01 В пути - Покинула промежуточный пункт 102320 Домодедово АОПП
16 декабря 08:56 В пути - Прибыла в промежуточный пункт 102320 Домодедово АОПП
16 декабря 07:09 В пути - Покинула промежуточный пункт 102975 МР ЛЦ Внуково
16 декабря 01:32 В пути - Прибыла в промежуточный пункт 102975 МР ЛЦ Внуково
15 декабря 23:45 Посылка в пути 102967 МР ЛЦ Внуково Уч. Отправлений 1 Кл.
14 декабря 07:40 Посылка принята 140961 Московский АСЦ
13 декабря 10:52 Информация о посылке получена 140874 Подольск-ДТИ
Свистать всех наверх!

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #97 : 25 декабря 2018, 19:28:48 »
Сергей Владимирович, ты через яндекс-кошелёк платил?
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2382
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #96 : 25 декабря 2018, 18:56:21 »
  Прошёл месяц, как заказал книгу.  Решил написать письмо в Ridero и уточнить, как дело движется.
  Оказалось - никак.  Заказ есть.  А платёж за книгу, отправленный через Яндекс, до них не дошёл.
  После этого начался футбол.  Ridero предложило обратиться в Яндекс и потребовать возврат денег.
  Яндекс готов вернуть деньги, но для этого нужно завести какой-то кошелёк, чтобы положить деньги.
  Я им пишу - отправьте деньги получателю.  Мне нужна книга, а не деньги.  А в ответ - мы не можем.
  В общем итоге я остался без книги и без денег.  Больше я ни в Ridero, ни в Яндекс ни ногой.  Хватит. 
   

Оффлайн Сергеев Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2382
  • "Спасск" 1976-1979 (весна), БЧ-4.
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #95 : 24 ноября 2018, 10:11:42 »
  Заказал.  В печатном виде.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #94 : 23 ноября 2018, 22:58:14 »
Книга так и лежит на Ridero0? кому хочется - покупайте: https://ridero.ru/books/zapiski_mekhanika_chumikana/
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #93 : 22 июня 2016, 17:52:34 »
Тоже хороши!
Проблема в том, что издательству нужно письменное согласие автора на публикацию его фотографий. Ну а кто автор? Второй фотографии - А.Сычёв, это да.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Лёвушкин Александр Алексеевич

  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 2482
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #92 : 22 июня 2016, 15:00:50 »
Михалыч, а это чем не вариант?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #91 : 22 июня 2016, 13:45:06 »
Благодаря примеру А.И.Сухих решил издать воспоминания С.Г.Александрова в виде книги. Механики очень мало пишут, а тут - кладезь! Любовь Сергеевна, вдова, не против. Ну вот запланировал так.

Единственная проблема - фотография, кторую А.П.Клестеру прислали американцы не находится в публичном доступе, нужно разрешение автора.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #90 : 13 февраля 2014, 14:47:22 »
Прочитал книгу И.Тимченко "Труженики моря-суда типа Джанкой". Судьба этой серии по своему трагична. Сейчас не осталось ни одного корпуса. Последние из них были проданы и использовались в иностранных флотах. А наши "Чумикан" и "Чажма" всё-таки героический след оставили.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #89 : 13 февраля 2014, 14:34:39 »
Поднимаю наверх старую, но очень увлекательную тему. Как переоборудовались наши корабли.

На проекте 1130, как и у проекта "Селена-2" мидель-надстройка была изготовлена совершенно самостоятельно от исходного проекта. Э.Э.Мантай рассказывал про модернизацию "Чукотки": вся надстройка была срезана, лежала на берегу и фактически была сварена новая. Точно так же из корпуса по имени Дангара и Дудинка были созданы совершенно другие корабли проекта 1130, очень не похожие на своего прародителя - судно типа "Джанкой". При наложении и Джанкой и проект 1130 абсолютно совпадают. ТТХ - один в один. Только на 1130 увеличили энергетику.

Очень чётко прослеживается эволюция судостроения для наших кораблей.
1 поколение: на существующие корпуса устанавливается дополнительная аппаратура. Сибирь, Сучан, Сахалин, к этому же поколению можно отнести "Моржовец", "Кегостров", "Невель", "Боровичи".
2 поколение: Чажма, Чумикан и практически все "Космонавты" у атлантов. Корпус от сухогрузов и танкеров, а внешне - ничего общего с прародителем.
3 поколение: "Маршалы" и "Пилюгин" - с нуля спроектированные корабли.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Спирин Геннадий Петрович

  • Первый галс
  • **
  • Сообщений: 4
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #88 : 26 марта 2010, 22:56:01 »
Сергей очень подробно описывает технические характеристики корабля. И о заправки станции пенотушения четыреххлористым углеродом пишет как-то вскользь. А ведь это был настоящий триллер, где Сергей был главным действующим лицом. Даже сейчас, по прошествии стольких лет, при воспоминании об этом у меня волосы(а они еще присутствуют) на голове становятся дыбом. Так что, давай Серега, колись. С подробностями.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #87 : 18 января 2010, 18:00:03 »
Обновил воспоминания С.Г.Александрова.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Пресняков Михаил Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1359
  • "Чумикан" 1976-1979
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #86 : 03 декабря 2009, 08:18:48 »
у нас только один раз кончалось.  Помню когда пришли в базу и с первым ПСК привезли фанерный ящик беломора, а в бухте было полное безветрие, так этот ящик мгновенно раздербанили и такое дымовое облако над полубаком повисло ... .111
А еще помню в лавке сигатеры "Друг" продавали. Красная пачка с красивой овчаркой выдавленой.  Я больше таких сигарет нигде не видел, только один раз в Москве у одной бабушки с лотка 5 последних пачек выкупил и долго хранил как реликвию..

Оффлайн Тюриков Сергей Владимирович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 500
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #85 : 02 декабря 2009, 16:40:39 »
Цитировать
Один раз помню только курево закончилось на корабле.
Между прочим, курево на кораблях, заканчивается в первую очередь!

Оффлайн Пресняков Михаил Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1359
  • "Чумикан" 1976-1979
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #84 : 02 декабря 2009, 12:26:16 »
я про запасы и спросил.  Холодильники и пр. кладовые вмещали продуктов для 240 человек на 120 дней. Мазута и солярки  тоже в цистерны вмещалось но 60 суток хода и 60 суток дрейфа.   Это я прочитал в записях Александрова С.Г.   Он ведь командир БЧ-5 был на Чумикане в 77-78 годах.   И кстати чуть не сварил меня в одной из кормовой мазутной цистерне. Это отдельная небольшая история :o

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #83 : 02 декабря 2009, 12:07:35 »
Автономность раситывается не по терпению личного состава, Миша, а по запасам. Хоть я и не специалист в этом деле, но полнимаю, что существуют некие нормы, где прописаны стандартные сроки автономности.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Пресняков Михаил Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1359
  • "Чумикан" 1976-1979
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #82 : 02 декабря 2009, 09:40:55 »
на одном дыхании прочитал. Заодно хоть устройство Чумикана осознал. В свою бытность нюансы были неизвестны, но многое из устройства корабля почему-то знакомо. Только вот автономность по формуляру смущает - 120 суток (топливо, питание...), а помнится мы в одном походе только возле о.Гуам стояли 5 месяцев, да еще плюс к этому переходы и передачи топлива и продуктов в океане Гисушкам.   Один раз помню только курево закончилось на корабле.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #81 : 16 июля 2009, 17:13:58 »
Серёга, точно было! Я ещё удивлялся: на "Неделине" писали не разбирая. А по честному: что ближе по коридору было. Может кто-то и вспомнит про меня на Неделине какую-нибудь фигню, но по серьёзному старались разбираться на месте, а не записывать.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Шарапов Сергей Аркадьевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 9
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #80 : 16 июля 2009, 14:53:34 »
Честно говоря не помню, но негласное соглашение было.

Оффлайн Драгош Анатолий Станиславович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 256
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #79 : 09 июля 2009, 15:44:24 »
"Чукотка" - с удовольствием вспоминаю на этот период. Будучи на "Чукотке" второй день и принимая дела инженера 1 гр. ДТИ был назначен проверяющим вахтенной службы, скорее всего для ознакомления с кораблем. В первую же ночь заблудился раза два или три где-то в машинном. На мои истошные крики выходили одкуда-то матросы несшие вахту и выводили меня на главную палубу. Естественно необходимы были замечания. Пару таких замечаний я и занес в журнал. В тот же день ко мне в каюту, где уже сидел Герман Шелкоуденко - командир ДТИ, пришел Серега Шарапов. Присел рядом и говорит Герману - "Объясни лейтенанту отношения между БЧ-4 и ИК. Мы не пишем замечания на вас а вы на нас." Как оказалось, все замечания были на заведованиях БЧ-4. С того дня все падало на голову Бусарнова, заведования БЧ-5. Бус всегда сидел на разборах полетов, смотрел в стол и говорил, что его заведование  - это 2/3 корабля и все пишут только на него.
Увидел на сайте Серегу Шарапова и вспомнил один из эпизодов. Серега - мое почтение.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #78 : 09 июля 2009, 11:25:03 »
     Году в каком не помню, но точно в 1 половине 70-х, будучи в Сельдевой на заводе, а мне приходилось там бывать довольно часто по вопросам мелкого ремонта, увидел у стенки завода эсминец 56 проекта. Встал он недавно, поскольку неделю назад его ещё не было. Время к обеду, а со мной 2 моряка проголодавшихся, да и сам бы не против. Спросил вахтенного у трапа кто у них командир БЧ-5. Говорит, что Комаринский. Повезло, поскольку А.П. Комаринского я знал ещё по училищу и хотя он по выпуску на 3 года старше меня, а по возрасту на все 5 лет (служил срочную). Несмотря на это в училище мы с ним общались и он меня тоже прекрасно знает. Толя мгновенно организовал обед для моих моряков, меня пригласил на обед в кают-компанию. После этого я посещал его ещё несколько раз и в ходе наших разговоров узнал, что эсминцем командует к2р Кулаков. Комаринский о нём очень хорошо отзывался.
 
    После этого прошло некоторое время, но не более года и тут мы узнаём, что НШ ТОГЭ-5 назначен к2р Кулаков, как выяснилось, тот самый.
    Новый НШ начал принимать дела, входить в курс дела. Тут выход в океан, всем трём кораблям. Штаб, естественно, с нами. НШ - калач, видно, тёртый, быстро понял что к чему и на одном из совещаний в штабных верхах заявил, что нам нужно боевую подготовку из дерьма на должный уровень поднимать, а мы тут хернёй страдаем, соцсоревнование развёртываем. (За дословность не ручаюсь, я на том совещании не был).
 
    Служители культа быстро усмотрели в этом покушение на устои, бедолагу сняли с корабля, пересадили на встречный танкер, идущий во Владивосток, оттуда на самолёт и в Москву. Насчёт сопровождения не в курсе, может быть и послали кого.
     На этом следы к2р Кулакова теряются.
     Опять же В. Высоцкий.             Там прямо без соли едят,   
                                                  Там штемпель ставят наугад,
                                                  Кладут в конверт и посылают за Можай.
                                                     
 
 
 
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Шарапов Сергей Аркадьевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 9
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #77 : 08 июля 2009, 14:53:37 »
Толя, а что насчет Высоцкого в каюте № 5?

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #76 : 06 июля 2009, 18:00:50 »
Серёга, привет! Рад твоей весточке! Ребята, это мой сосед по каюте на "Чукотке"!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Шарапов Сергей Аркадьевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 9
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #75 : 06 июля 2009, 15:23:49 »
Ребята, этот катер ловили Толя Средников и Серега Токарь, а я наблюдал за этим цирком.

Оффлайн Новиков Олег Владимирович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 289
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #74 : 25 июня 2009, 21:02:06 »
Тот катер выловили недалеко от Гаваев, год где то 1986 , привезла его Чукотка. Название его РЕМБЛИН РОУЗ. А ходили тогда тремя кораблями : Сибирь, Чукотка и Сахалин. Раздербанили тот катер на сувениры, потом по приказу Каплина собрали и поставили на ход. Живой свидетель операции осмотра доктор  Чукотки _Башлаков В.К. у него и сувениры были именные с этого катера.
добро на борт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #73 : 25 июня 2009, 19:43:24 »
Саша, этот катер повился позднее. Воспоминания пишет Александров С.Г, не я. А он служил до 79 года.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Иванов Александр Сергеевич

  • ЧАЖМА
  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1356
  • 1987-1990
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #72 : 25 июня 2009, 19:24:37 »
Здравия Желаю. Насколько помню на Чумикане был ещё и трофейный белый катер. Иномарка.
Кто не был, тот будет, кто был не забудет.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #71 : 25 июня 2009, 10:56:41 »
               Тюлькин флот.
 
   Чумикан нёс на борту 8 единиц маломерного флота, из них 4 моторных. Флагманом всей этой флотилии был большой разъездной катер проекта 371 бис (в обиходе - командирский).
   
    Длина    12 метров
    Ширина   3,21 метра
    Осадка   1,13 метра
    Водоизмещение полное  8,7 т
    Двигатель 3Д6 мощностью 150 лс
    Скорость хода 14 узлов.
 
  В то время этот катер смотрелся довольно эффектно, но при этом имел крайне неудачные обводы корпуса. Следствием таких обводов было то, что на ходу катер волок за собой здоровенную заспинную волну, на создание которой расходовал добрую треть мощности двигателя (если не половину). Этим объясняется более чем скромная скорость хода, при достаточно мощном моторе.
   Приведу один из ярких примеров влияния обводов корпуса на скорость хода. Крейсер проекта 26 (Киров) водоизмещением 10 000 т имел машины суммарной мощностью 110 000 лс. Крейсер проекта 68 (бис, к) водоизмещением 17 000 т при такой же мощности машин, развивал одинаковую и Кировым скорость хода. Вот, что такое обводы корпуса, почувствуйте разницу.
 
  Об истории создания и областях применения двигателей 3Д6 (3Д12) можно было бы написать целый трактат, но я постоянно помню, что читать эту механическую муру не всем одинаково интересно ( а некоторым и вовсе противопоказано), постараюсь изложить коротко, но ясно.
 
    История разработки и создания двигателя 3Д12 восходит к 30-м годам прошлого столетия. V-образный 12-ти цилиндровый дизель рабочим объёмом 39 литров изначально разрабатывался для дальнего бомбардировщика. Этим объясняется предельно лёгкая конструкция. Стальные детали только там, где без них не обойтись, а остальное - алюминий. Но по каким-то параметрам на самолёт он не попал, тогда попробовали установить его на танк БТ-7, с присвоением ему индекса БТ-7М. Двигателю присвоили индекс В2. Перед началом войны подоспели Т-34 и КВ-1. Установили этот двигатель и туда, прижился. В2, раскрученный до 2000 об/мин выдавал мощность 500 лс.
    Не всё сразу было гладко. При заявленном моторесурсе 150 моточасов двигателя хватало на 70 - 75, но двигатель постоянно совершенствовали, доводили и, в итоге, подтянули к приемлемым показателям.
 
    Уже после войны родилась идея разрезать V-образный двигатель пополам. В итоге появился рядный 6-цилиндровый двигатель 3Д6 мощностью 150 лс при 1500 об/мин. Этот двигатель в значительной мере унифицирован с 3Д12, имеет массу взаимозаменяемых деталей. Выпускаются оба двигателя и по сей день.
 
   Область их применения чрезвычайно широка. На флоте это дизельгенераторы, главные двигатели всевозможных катеров (ПСК-20, 21, 371 бис и т.д.), это танки, самоходки, тягачи, шнекороторные снегоочистители, это разного рода мотонасосы, стационарные и передвижные электростанции и т.д. Всего и не упомнишь.
   Спустившись в машинное отделение командирского катера, можно было руками потрогать живую историю. Только жаль, что это мало кого интересовало.
    Командирский катер не был оборудован шлюпбалкой. Спуск и подъём катера производился грузовой стрелой.
 
    Напротив командирского располагался рабочий катер. Корпус алюминиевый, делился переборкой на два отсека. Для непотопляемости катер был оборудован воздушными отсеками, расположенными по скулам. Сверху эти отсеки были оборудованы для сидения на них.
    Двигатель - дизель 4Ч8,5/11, мощностью 23 лс при 1500 об/мин. Передвигаться можно, хотя двигатель, безусловно, слабоват.
    Далее идут две моторные спасательные шлюпки или, если угодно, два катера. Открытые, простейшей конструкции с таким же двигателем.
    Пару слов об этом двигателе. Он имел форкамерно-факельное воспламенение. Запускался неохотно. Для облегчения запуска, кроме декомпрессора, на нём были установлены предпусковые свечи накаливания. Свечи, поработав какое-то время, сгорали, новых было не достать. Вот тогда и начиналось мучение. В тёплое время его запускали с помощью эфира, взятого у доктора, а когда он переставал давать (всё говорил про какую-то совесть), то собирались офицеры БЧ-5, пускалась шапка по кругу и эфир закупали в аптеке на берегу. Зимой же это чудо в перьях запускали, в основном, с помощью факела.
 
   И, наконец, 4 спасательных шлюпки с рукопашным приводом типа " Разлука". Предвижу вопрос: а почему разлука? Дело в том, что традиционных вёсел эти шлюпки не имели, а имели гребной винт. Привод винта происходил следующим образом: между рядами банок, по обоим бортам были установлены по 4 (или по 5 уже не помню) стоек с двумя парами рукояток. Гребцы садились лицом друг к другу, брались за эти рукоятки и начинали раскачивать стойки вперёд-назад. Эти раскачивания, с помощью несложной кинематики, приводили во вращательное движение линию вала и гребной винт. Чтобы придать гребному винту достаточные обороты, в кинематическую схему привода были включены мультипликаторы, а поэтому стойки раскачивались медленно, с приложением значительного усилия. Раскачивание стоек очень удачно укладывалось в неспешный ритм песни: " Разлука ты, разлука..."
 
   При Молодых на этих шлюпках устраивали гонки по бухте на первенство Чумикана, а Скупский к таким мероприятиям был равнодушен.
 
   В 1972 году был списан старый рабочий катер (и реализован через ОФИ за 339 рублей) и получен новый, несколько усовершенствованный, но в целом стереотипный.
    Двумя или тремя годами позже была списана старая моторная шлюпка, а взамен получена новая следующего поколения. Просто чудо, пластмассовая, с герметичной крышей. Сказка, по сравнению со старой.
 
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #70 : 23 июня 2009, 11:23:40 »
Вся наша жизнь - борьба (за живучесть) !
 
 Борьба за живучесть представляет из себя, в основном, двуединую задачу. Это борьба с пожаром и водой. Всевозможные режимы ПАЗ, ПХЗ рассматривать не будем. Неактуально, как показала практика. Всё это регламентировано Руководством по борьбе за живучесть надводных кораблей. В мою бытность РБЖ НК - 73.
   
    В соответствии с требованиями РБЖ, а до 73 года НБЖ, корабль был оборудован техническими средствами борьбы за живучесть. Все технические средства борьбы с пожаром и водой можно разделить на 2 группы:
    - стационарные
    - переносные.
  К стационарным средствам борьбы с аварийными затоплениями относится водоотливная система. Она включает в себя 5 водоотливных насосов НЦВ-315/10 (315 т/час, напор 10 м водяного столба) К насосам подключён трубопровод, проходящий по всему кораблю, снабжённый соответствующей пересечной и запорной арматурой. Система устроена так, что обеспечивает водоотлив из любого отсека корабля. Насосы имеют герметичный электродвигатель, расположены в трюме и затопления не боятся. Пуск насосов предусмотрен дистанционный, с главной палубы. Управление арматурой возможно как местное так и с главной палубы с помощью механического дистанционного привода.
 
   Сюда же можно отнести и перепускную систему, предназначенную для перепуска в трюм воды, скапливающейся на платформах и палубах по разным причинам, от разрыва трубопровода, от тушения пожаров и т.д. Перекрываемые шпигаты располагались по всей длине корабля, в каждом отсеке, по обоим бортам. На главной палубе клапана шпигатов имели местный привод, а на платформах механический дистанционный, выходящий на главную палубу.
 
   Переносные средства борьбы с водой условно делятся на 3 группы:
 
     Мотонасосы
     Электронасосы
     Струйные насосы.
 
     Мотонасосов на корабле имелось три:
     
    1)  Водоотливная мотопомпа НОБ 220/8, приводимая в действие бензиновым двигателем от Москвича - 407. Производительность 220 т/час, напор 18 м вод.ст.
    До сих пор помню алчные взгляды редких, в то время, владельцев автомобиля " Москвич" на практически новый двигатель этой мотопомпы, а там ещё и аккумулятор!
 
    2) Водоотливная мотопомпа ВСА - 100, приводимая в действие двигателем от Москвича - 400. Производительность 100 т/час, напор 20 мвс. Этот двигатель в 70-е годы уже никого не интересовал, разве что аккумулятор.
 
    3) Мотопомпа НПБ - 40/7  могла использоваться как пожарная так и водоотливная, т.е. имела вполне определённое раздвоение личности. Помпа приводилась в действие двухцилиндровым бензиновым двигателем УД-2, мощностью 8 л/с при 3000 об/мин. Этот двигатель автомобилистов не интересовал совсем, так как не имел даже аккумулятора, а запускался вручную. Производительность 30 т/час, напор 38 мвс.
 
      Водоотливные электронасосы были представлены одним погружным ВПЭН-100. Производительность 100 т/час, напор 20 мвс. Этот электронасос мог работать только в погружном режиме.
 
     Ещё были 3 электронасоса ЭСН-16, которые могли работать как в погружном режиме, так и с использованием всасывающего шланга. Производительность 40-30 т/час, напор 20-15 мвс (первые цифры в погружном режиме),  высота всасывания 6 метров.
 
    Струйные водоотливные насосы были представлены эжектором ВСН-50, производительность 50 т/час, напор до 8 мвс.
    Эти эжектора могли работать только в погружном режиме, поскольку в нём не предусмотрен всасывающий патрубок. И было этих эжекторов, по моему, три.
 
    Укомплектование корабля аварийным лесом, сумками трюмного, термостойкими костюмами, ИП-46 и т.д. мы опускаем.
 
     Взрывопожаробезопасность корабля, как и непотопляемость, обеспечивалась стационарными и переносными средствами. На корабле существовало две системы объёмного пожаротушения.
     
     Система паротушения включала в себя носовую и кормовую станции и систему трубопроводов, подающих пар во все топливные цистерны. Зона действия станций условно разделялась по миделю. Принцип действия паротушения описывать не буду, всё просто, как грабли.
     Паротушение использовалось также для пропаривания цистерн перед чисткой.
 
     Вторая система объёмного пожаротушения это система ЖС, которая включала в себя тоже две станции. Носовая станция предназначалась для тушения пожара в дизельгенераторном отделении, а кормовая обеспечивала машинное отделение. В каждой станции находились 2 резервуара с огнегасящей жидкостью и 2 баллона со сжатым воздухом, под давлением 150 кг/см кв. При включении системы в действие сжатый воздух выдавливал жидкость из резервуара в соответствующее помещение, предварительно загерметизированное, где она от высокой температуры испарялась и, имея пары тяжелее воздуха, вытесняла воздух наверх и тем самым препятствовала горению.
      Жидкость представляля из себя адскую смесь, состоящую из:
 
     - четырёххлористого углерода
     - дибромэтана
     - нафталина
 
 Все компоненты, естественно, токсичны, а особенно четырёххлористый углерод. 15 декабря 1977 года, при заправке кормовой станции, проверил эту смесь на себе, перепроверять не советую даже самым любопытным и недоверчивым.
 
     В те времена о переводе объёмных систем на фреон 114-Б2 только начинали поговаривать.
 
 Далее следует система пенотушения со своей станцией, которая предназначена для тушения пожара в котельном отделении, начиная с трюма и по мере поступления пена поднималась выше.
     В станции располагалась ёмкость с одной тонной пенообразователя ПО-1 и система эжекторов. Питалась станция водой от пожарной магистрали. В эжектора-смесители подсасывался воздух и пенообразователь и всё это по трубопроводу направлялось в трюм котельного отделения и через 2 десятка специальных насадок готовая пена распределялась по трюму.
     Вторая сторона медали. ПО-1 очень хорошее моющее средство, по сути жидкое мыло. Его конечно подворовывали на приборки, но на Чумикане это явление в эпидемию не переросло.
 
     Котельное отделение было оборудовано ещё и системой водораспыления (в простонародии "водораспыла") Эта система была смонтирована под подволоком КО и подавала воду в распыленном виде вниз. Кроме тушения пожара эта система могла охлаждать воздух в КО при разрыве паровой магистрали.
 
    Система орошения кладовой подрывных патронов имела свою пневмоцистерну, установленную в отдельном помещении и трубопровод, который в самом помещении подрывных патронов был оборудован автоматическими клапанами с плавкими чувствительными элементами, которые удерживают клапана в закрытом положении. При повышении температуры в помещении до 80 градусов эти элементы расплавляются и система включается в действие.
 
   Противопожарная система была достаточно подробно рассмотрена ранее. Разве что небольшое дополнение. При выборке якорь-цепи включали в действие систему обмыва цепи. Три сопла подавали сходящиеся струи пожарной воды на якорь-цепь, но их, конечно, не хватало и в помощь им дополнительно задействовали 2 пожарных шланга.
 
    И наконец рассмотрим переносные средства борьбы с пожаром.
 
    Корабль был укомплектован огнетушителями ОПМ, в количестве 76 штук, которые производили химическую пену,
                                                огнетушителями ОУ-5, заполненных сжиженной углекислотой в количестве 78 штук, кроме этого каждый моторный катер комплектовался одним огнетушителем ОУ-2. Случаев приготовления газированной воды с использованием ОУ-5 на Чумикане не отмечено, а приготовление бражки в новеньких (со склада) ОПМ имело место.
 
   Помимо этого имелись 5 воздушно-пенных стволов ВПС-2,5 в ранцевом исполнении. Они заправлялись пенообразователем ПО-1 в количестве 30 литров и приводились в действие с помощью пожарного шланга.
 
   Имелись также 5 возимых огнетушителей ВОМ-250, заправляемых водой и пенообразователем. Перевозились они за специальную рукоятку на собственных колёсиках.
 
   В завершение этой темы хочу сказать, что использовать вышеперечисленные средства по-крупному мне не довелось и никому этого не пожелаю.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Новиков Олег Владимирович

  • Заместитель председателя
  • *
  • Сообщений: 289
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #69 : 13 июня 2009, 09:25:43 »
Мне кажется что лучше всех кормили на Сахалине, в те времена когда снабжением заправлял Володя Лицов. Не каждый ресторан мог потягаться. А на Сибири был Вася Путылин- это было что-то. Пару раз пришлось проверять всю его службу- бардака хуже не видел. Так что мне кажется что очень много руководителей. ..303
добро на борт

Оффлайн Иванов Александр Сергеевич

  • ЧАЖМА
  • Ветеран ПИК. Совет ветеранов
  • *
  • Сообщений: 1356
  • 1987-1990
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #68 : 12 июня 2009, 22:31:50 »
Однажды в походе выловили акулу и распотрошив её в желудке обнаружили куриные шеи,да ужж на апсервейшене жируют. У нас если сам себя не прокормишь,никто не прокормит O0
Кто не был, тот будет, кто был не забудет.

Оффлайн Драгош Анатолий Станиславович

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 256
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #67 : 12 июня 2009, 16:28:45 »
Ну, не только в 85 на "Чукотке" хорошо кормили, но и в 90-ом. На "Неделине" в Дальзаводе то, что нам варили и едой особо назвать нельзя. Удивительно то, что и на "Чукотке" в 90-ом и на "Неделине" во Владивостоке был один и тот же ПКС - Вадим Фомин. Папа Ющенко (командир "Чукотки") драл Вадика как положено - вот и результат.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #66 : 12 июня 2009, 15:50:54 »
На "Неделине" на госиспытаниях кормили, мягко говоря, ужасно. Питались в 4 смены, куча народа. Суп - варёная вода, чай без сахара. мяса не видели.
Но потом вцелом кормили сносно. Самое удивительное, моряки подтвердят - на камбузе личного состава готовили лучше, сытнее что-ли. Покойный Толя Маженков, начальник РТС частенько, как истинный гурман обедал в столовой личного состава. В кают-компании коки, на мой взгляд, должны были выполнить невыполнимую задачу: потрафить всем - и молодым лейтенантам, и "старым перцам", а желудки-то с годами у всех разные становятся.

В 85 году на "Чукотке" кормили просто супер. "Неделин" отдыхает.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Воронов Александр Васильевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 80
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #65 : 12 июня 2009, 15:03:02 »
Обидно за "Чумиканцев". В столовой личного состава "Чажмы" кормили прилично, особеннно в походе. Голодновато было только когда камбуз был на ремонте и кормили нас тем что мог выделить "Варяг".( В Дальзаводе.)

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #64 : 12 июня 2009, 11:23:19 »
Надеюсь, что помните, что я пишу от имени С.Г.Александрова:
 Михалыч!
  Это тот самый Коршенко Игорь Феликсович, выпускник ДВГУ, который служил на Чумикане в одно время со мной в должности инженера ГМС. В яндексе есть его цветная фотография, на которой он для меня более узнаваем.
 
    С уважением С.А.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Лыков Станислав Викторович

  • Дежурный по низам. Совет ветеранов
  • ***
  • Сообщений: 904
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #63 : 11 июня 2009, 17:14:47 »
Цитировать
...Игорь Коршенко, открыв рот на ширину приклада, заявил, что ему неплохо-бы два мяса и одну котлету. Хорошо всё-таки учили в ДВГУ.
Не этот ли Игорь Коршенко?
http://www.bazar2000.ru/index.php?author=30005384
И повзрослели мы, и закурили мы совсем не где нибудь ещё, а за Курилами...

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #62 : 11 июня 2009, 12:14:59 »
                       Путь к сердцу - через желудок!
 
     Прошу к столу!   Нормы снабжения продовольствием нижних чинов, да и оф. состава оставляли желать лучшего. Базу рассматривать не будем, а сразу возьмём быка за рога: " Корабль к бою и походу приготовить!"     
     С выходом в океан, первое время, кормёжка была более или менее сносной. Я говорю не о нормах, а о качестве. О нормах поговорим позже.
     В наличии свежие (условно) овощи, ( картошка, морковь, свёкла, лук и т.д.), бывала засоленная в бочках черемша, это если выход летом, огурчики солёные, селёдочка в бочках, мясо и рыба, ещё не вымороженные до волокон. В первом приближении вполне удобоваримо.
     Но пролетают недели, пошёл второй месяц и вот уже команда по кораблю: " Личному составу, выделенному для переборки овощей, прибыть в продотсек!" Результат - третья свежесть летит за борт, а вторая пока остаётся для пропитания. Ещё недели через 2-3, все овощи, которые не успели слопать, достигнув третьей свежести, летят за борт и на этом проблемы с переборкой кончаются. Начинается вторая условная фаза питания. Огурчики из той самой бочки уже утратили свой бравый закусочный вид, селёдочку из соседней бочки уже можно намазывать ножичком на хлебушек, от косточек и шкурки она уже отделяется самопроизвольно. Тарань (она же вобла) вообще странная рыба. Раза 2 за выход покажется на столе, но это брызги, а львиная доля девается неизвестно куда, видать уплывает на историческую родину. А сколько её бывало в продотсеке я-то видел, поскольку имел доступ во все кладовые.
      Мясо в кладовой на морозе минус десять висит ничем не защищённое и верхний его слой, если попадётся в тарелке, разжевать затруднительно.
      Лук, свекла, морковь - всё сушёное и венец всему сухая картошка.  Единственно, что радовало, это хлеб и белый и чёрный. Пекли его великолепно, даже иногда мы таскали его домой. Что касается мучного жучка, так в чёрном хлебе его не видно, в белом, правда, видно, но лично я относился к нему филосовски: не тот страшен червь, которого мы едим, а тот, который нас ест. Зимой в базе мешки с мукой таскали в ангар и вымораживали жучка.
      Третья фаза пропитания наступала тогда, когда начинали бузить лётчики. Им в унисон начинали подпевать офицеры, не все конечно, а в основном те, кому терять и ловить особо нечего, в основном студенты и отдельные "несознательные" из кадровых.
      Всем, конечно, было понятно, что в магазин или на базар не сбегаешь, но всё же как-то пытались разнообразить питание. Придумали, например, готовить для желающих отдельно котлеты и мясо порционное и вестовой ходил со списком и опрашивал офицеров. Кто-то хотел мясо, кто-то котлету, а Игорь Коршенко, открыв рот на ширину приклада, заявил, что ему неплохо-бы два мяса и одну котлету. Хорошо, всё-таки учили в ДВГУ.
      О разного рода фруктах умолчу, я, всё-таки реалист, а не фантаст.
      С лётчиками-то всё понятно. Я, уже после корабля, будучи инспектором по энергонадзору, однажды инспектировал тот самый вертолётный полк в Елизово. После окончания проверки меня повели в столовую, посадили за стол лётно-подъёмного состава и накормили по полной программе, дали и традиционную шоколадку. День и ночь. Без комментариев. Раза два приглашали меня и на атомную лодку, на обед. Тот же день и та же ночь.
      Ещё до меня  на корабли приезжал Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков ( мой двойной тёзка). Он ознакомился с кораблями, прикинул интенсивность походов и предложил автономный паёк, но наши умники, видимо ошалев от такого доверия (имеется в виду командование экспедиции) заявили, что нам и того, что есть многовато. С.Г. Горшков рассудил, что было бы предложено и убыл в Москву с целью дальнейшего главнокомандования. Мы же остались с тем, что я попытался осветить.
 
     Хочу привести некоторое сравнение.  В царской армии нормы снабжения провизией рядовых и унтер-офицеров отличались от нынешних не в нашу пользу.
     Суточная норма мяса составляла 1 фунт (409,5 г), причём мясом считалась говядина без костей  или консервы мясные (говядина тушёная) 307 г. Хлеб 1024 г. Дальше утомлять не буду, всё это есть в интернете.
     Отсюда видно, что император любил своих солдат больше, чем наша родная КП своих, хотя её самоё нас заставляли любить до обморока, что мы для показухи и делали.
 
     Для справки. По императорским нормам до сих пор снабжаются мясом (400 г) только караульные собаки.  На базе горючего мне, отчасти, доводилось заниматься и подсобным хозяйством. Свиней, забракованных вет. службой, обычно возил сдавать я, как старожил, знающий в округе всё и вся. В одной псарне, в части Селюгина, я и узнал эти нормы.                                                     
     
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #61 : 07 июня 2009, 23:09:10 »
Трюмная команда. Тихий океан, ноябрь 1970 года. Рядом со мной участник ВОВ старшина трюмной команды мичман Кабурнеев З.Е.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #60 : 07 июня 2009, 11:33:57 »
Тему, которую ведёт Сергей Георгиевич, потом перенесу в раздел КИК "Чумикан". Воспоминания обалденные просто.

Интересное кино: у нас появились свои писатели, их рассказы мы все читаем в кают-компании, свои поэты. Сейчас появились свои мемуаристы. Про "Сибирь" отлично пишет А.Донец, про "Чумикан" - С.Александров.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #59 : 06 июня 2009, 20:46:25 »
В 1970 году, когда я пришёл на корабль, Чумикану было всего 7 лет. Многие офицеры и мичмана служили на корабле с самого начала. В те времена медаль " За победу над Германией" или "За победу над Японией" не являлась чем-то экзотическим. В БЧ-5 служили 2 участника войны: старшина трюмной команды мичман Кабурнеев Захар Еремеевич и старшина команды электриков сильного тока мичман Родионов Владимир Андреевич. Секретчиком был мичман Зяблов Виктор Ананьевич - участник войны с Японией.  Были участники войны и на других кораблях.
 
     Я, как человек по природе любознательный, задавал первопроходцам массу вопросов  и от них узнал много интересного.
     На Чумикане во время перехода сев. мор. путём был повреждён гребной винт и его потом меняли на новый.
     Порядки под флагом гидрографии были более демократичные, г-да офицеры, грянув по стакану в субботу после бани, могли запросто выйти на шкафут с гармошкой.
     Как, при работе с волноводами Ангары (кажется), облучился и умер ст. лейтенант Скублов. Кают-компания ежегодно отправляла деньги его семье.
     Какой был виртуозный кок-инструктор.
     Как, при его уходе на пенсию, кают-компания подарила ему золотые часы.
     Как было принято отмечать дни рождения в океане и т.д.
     
     Не было только одного: споров на тему названия прародителя Чумикана. Однозначно т/х Дудинка и все это знали. Об этом говорили и многочисленные и в ту пору ещё хранимые в каюте командира БЧ-5 документы.
     Но прошло 40 с лишним лет и эта, казалось бы, непреложная истина обросла массой версий и толкований, как многострадальные дети Николая Второго - разного рода дублёрами и самозванцами. А истина, в данном случае только одна  и очень хотелось бы её восстановить, хотя для себя я не считаю её утраченной.
 
    По поводу реконструкции корпуса, не вдаваясь в подробности, можно сказать следующее.
   
    Все немецкие главные водонепроницаемые переборки (12,48,75,100,125,150 и 175 шп.) оставлены на штатных местах. Нами дополнительно добавлены переборки на 57,89,112, 138 и 162 шпангоутах, таким образом получилось 13 отсеков.
    Ни о каком переносе истинно арийских переборок, учитывая ударные темпы переоборудования, не могло быть и речи. Кроме самих работ потребовался бы перерасчёт прочности всего корпуса. А установка дополнительных переборок перерасчёта не требует.


Георгич, у меня есть по крайней мере совершенно уважаемое и принимаемое доказательство. Я Любому истроику судостроения СССР могу сказать так: по убедительному свидетельству С.Г.Александрова, Б.Г.Мордвинова, Г.Н.Фессалийского перовородное имя "Чумикана" было "Дудинка".
Ты читал это: http://www.toge.ru/kk19.html  ?
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #58 : 05 июня 2009, 10:41:54 »
Разрез Джанкоя у меня вызывает большие сомнения.  Перенос кормовой надстройки на две шпации - полный абсурд. Носовая переборка кормовой надстройки плавно переходит в водонепроницаемую переборку 48 шпангоута, за которой начинается котельное отделение. Машинное отделение (12 - 48) не имеет бортовых цистерн и любое вмешательство в корпусные конструкции не могло не оставить следов, хотя бы на бортах машинного отделения. А от других переделок в МО видны явные следы (например от фундамента стояночного парового котла, и не только от него). Переборка 48 шпангоута имеет явно немецкую родословную и какие-либо следы на 46 шпангоуте я бы заметил. Перенос переборки влечёт за собой значительную реконструкцию днищевых цистерн и кроме этого к этой переборке приварено помещение электростанции №3, С.Н. Дьяконов знает это лучше меня.
      Затевать такой объём работ из-за каких-то полуторых метров просто нецелесообразно. Уж если так уж надо, то добыть эти полтора метра можно было гораздо проще и во сто крат дешевле.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #57 : 02 июня 2009, 17:41:58 »
С Десной всё понятно. Вопросы возникли следующие:
1. Разрез-силуэт "Джанкоя" не совпадает с привычным, надстройка явно в другом месте. Никто из первого экипажа, в том числе и те, кто был на новостройке, не подтверждают перенос надстройки.
2. Были отдельные версии, что проект 1130 родился из сухогрузов проекта В-34: один в один  с Чажмой.
3. Первородные имена кораблей - это очень интересно. Но сегодня появились новые варианты: Дангара-Чажма, Дашава-Чажма, Дудинка - Чумикан, Долгощелье-Чумикан, Доброполье-Чумикан.

Кроссворд.

Документы в ПКБ сохранились, вся проблема - нет желающих туда сходить и посидеть пару дней.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Дьяконов Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 18
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #56 : 02 июня 2009, 15:18:21 »
В продолжение темы. Могу предположить соответствие названий: Долгощелье - Dobropolye (Доброполье), Дангара - Dashava (Дашава)

Оффлайн Дьяконов Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 18
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #55 : 02 июня 2009, 15:13:31 »
Я не совсем понял с чем нужно разбираться. "Джейн" - не догма. Если уж рассматривать эту "вывешенную" на форуме страничку из справочника, то в степени достоверности можно очень серьезно усомниться. Хотя бы тем, что там "обозначены" 2 главных двигателя. Может ли кто-то поспорить, что дизель был только один? А супостат об этом не знает. Как ему не повезло. Что касается класса "Десна", то я думаю что любой моряк знает, что это "ихняя" классификация (вспомните к примеру наши лодки: у них класс "Тайфун", у нас - "Акула" и.т.п.) А вот в "Морфлотовском" справочнике  показаны реальные "пароходы", построенные в ГДР и учтенные в пароходствах СССР. Так что вот так. Было бы интересно уточнить такие детали, как построечные названия наших кораблей, но, думается, это можно сделать только в архивах Невского ПКБ - проектанта наших кораблей проектов 1128, 1129, 1130. Сохранились ли они через 50 лет? Большой вопрос.

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #54 : 02 июня 2009, 14:32:45 »
Мужики, давайте разбираться. Мне неловко спорить с такими мастодонтами, но истина дороже.

Итак. Справочник Jane's Fighting Ships 1980-81
Стр. 527

Класс Десна: Чажма, быв. Дангара, Чумикан, быв Долгощелье.
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #53 : 01 июня 2009, 23:04:04 »
Цитировать
Насколько это будет интересно читающим – большой вопрос.

Сергей Николаевич, это не вопрос. Писать надо!!!!!
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Дьяконов Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 18
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #52 : 01 июня 2009, 23:02:38 »
А вот это описание рудовозов "Джанкой" из того самого буклета. На английском, пардон, языке

Оффлайн Дьяконов Сергей Николаевич

  • Ветеран ПИК. Член Союза ветеранов
  • *
  • Сообщений: 18
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #51 : 01 июня 2009, 22:57:25 »
С огромным удовольствием прочитал эссе С.Александрова о механиках и о кораблях проекта 1130. Сам долго собирался это сделать, но теперь это просто бессмысленно, так как та информация, которую разместил на сайте С.Александров абсолютно достоверна и точна.  Даже во времена службы на кораблях некоторые офицеры БЧ-5(!)  наших кораблей этого не знали или не хотели знать. Даже офицеры БЧ-5! При первом удобном случае обязательно распечатаю для себя  и буду всем друзьям и родным показывать и рассказывать. Вот такие дела.
Можно, конечно,  рассказывать всякие интересные случаи из жизни БЧ-5 «Чажмы». На моей памяти это пожары в Дальзаводе в 1982 году, возгорание в аккумуляторной яме, обрыв поршня главного ДГ, авария главного дизеля в 1981 году в океане при возвращении с БС, поломки кормового шпиля и брашпиля… Насколько это будет интересно читающим – большой вопрос. Хотя такие стрессовые ситуации и остаются в памяти.
Именно эти случаи и отнимают то самое здоровье, которое не купишь и не украдешь. Вот и Александров пишет, что ушел из жизни А.Мартынов – командир моторной группы «Чажмы» с 1971 по 1979 год, а пытаясь разыскать командира трюмной группы «Чажмы» Анатолия Григорьевича Олещенко (1971-1979) и довести до него информацию о предстоящей встрече на Торбеевом озере, я узнал, что он тоже ушел из жизни в январе 2009 года. А было ему всего полных 60 лет.
Несколько слов о механиках экспедиции. Мне довелось встречаться с ними и во время учебы в Дзержинке  и после перевода в Ленинград. В Дзержинке во времена моей учебы огромным авторитетом у офицеров и курсантов пользовались первый командир ЭТГ «Чажмы» (1963 – 1970) Николай Петрович Мамзурин (впоследствии - капитан 1 ранга, начальник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела ВВМИОЛУ имени Ф.Э.Дзержинского) и бывший командир ЭМГ «Сучана» Юрий Иванович Гавриленко.  Службу на берегу в 1984 году я начал в войсковой части центрального подчинения, в отделе, которым командовал капитан 1 ранга Башлыков Владимир Георгиевич – командир трюмной группы «Чукотки» с 1962 года.
Теперь о тех механиках и группманах, о которых не пишет С. Александров.
Командиры ЭТГ «Чажмы»
1963 – 1970 -  Н.П.Мамзурин
1970 - 1977  - В.Дончак
1977 – 1984 – С.Дьяконов
1984 - …  – Н.Кулемин
Командиры МГ
1971 – 1979 – А.В.Мартынов (умер)
1979 – 1982 – С.П.Петрухин (умер)
1983 –… -  Олег Митрофанов (в настоящее время механик «Маршала Крылова»)
Командиры трюмной группы
1971 – 1979 –А.Г.Олещенко
1979 – 1985 – А.В.Саламатов (умер)
Командиры БЧ-5
… -  1978  – В.В.Семехин
1979 – 1985(?) – И.А.Шилин
1985 (?) - … – С.П.Петрухин


Стоит здесь вспомнить и других механиков, которые обеспечивали весьма ответственные работы по испытаниям оружия и космосу. Это командиры  ЭТГ «Чумикана» П.Валивач, Ю.Л.Сморчков, командир БЧ-5 «Спасска» Д.Атрашкевич, командир ТГ «Спасска» С.А.Тихонов, командир ЭМГ «Спасска» М.Шаповалов, командир ЭМГ «Сибири» и командир ЭТД «Маршала Неделина» Любенков, командир ЭМГ «Сахалина» и командир БЧ-5 «Маршала Неделина» Н.Новиков, командир МКГ «Сахалина» Н.Гапич.
К сожалению, память уже дает сбои… Слишком много прошло времени.

В рекламном буклете Морского флота СССР нашел построечные данные и разрезы рудовозов типа «Джанкой» , которые были в составе МФ СССР в количестве 14 единиц. Что интересно, «Дудинка» в списке есть, а вот «Дангары» - нет

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #50 : 01 июня 2009, 11:34:51 »
    А теперь пора подкрепиться, чем бог послал.
 
   А бог послал 90 тонн продовольствия, которое через погрузочную шахту загружалось в 9 отсек, именуемый в простонародии прод. отсеком. Далее продовольствие сортировалось по видам и загружалось в специальные кладовые, микроклимат в которых соответствовал условиям хранения продовольствия данного вида, а именно:
 
       мясо     -10 градусов
       рыба     -10
       жиры     -4
       овощи   от 0 до +4
       мокрая провизия    -1  -0  +1
       сухая провизия   до  + 10
 
       Отсюда видно, что кладовые условно разделялись на 2 группы:  минусовые и плюсовые. Эти температуры создавались и поддерживались с помощью фреоновой холодильной установки, которая состояла из компрессорно-конденсаторных агрегатов МАК ФВ-12, производительностью  по 20 000 килокалорий в час. В обычном режиме работали 2 компрессора: 1 минусовой и 1 плюсовой (на разные группы камер) и ещё по одному находились в резерве.
       В качестве хладагента по системе циркулировал фреон-12 в смеси с маслом ХФ 12-18. Маслом смазывались компрессора, а работе хладагента оно не препятствовало. Тепло, отобранное из кладовых отводилось за борт водой, которой прокачивались фреоновые конденсаторы (в них фреон сжижался после сжатия и нагрева в компрессоре), а по мере перехода к южным широтам, когда температура забортной воды начинала превышать расчётные 15 градусов, она отключалась и для охлаждения конденсаторов подавалась рабочая вода от рефмашин. Полная заправка фреоном составляла 430 кг
      Установка работала в автоматическом режиме, т.е. при достижении заданной температуры она отключалась, а при повышении снова включалась. Но всё гладко бывает только на бумаге. На практике всё выглядело не совсем так. Фреоновые трубопроводы длинные и разветвлённые с большим количеством штуцерных соединений, к тому же оснащённые десятками терморегулирующих вентилей ТРВ-2М. В одной кладовой мяса их стоял десяток. То один забарахлил, то у другого капиллярная трубочка отломилась, то термобаллон от испарителя отвалился и т.д. Кроме этого шла постоянная борьба с утечками фреона, которые периодически появлялись в многочисленных соединениях.
       Домашний холодильник это миниатюрная модель описываемой установки, но в нём все герметично, нет ни одного штуцерного соединения, герметичный компрессор, всё проварено и пропаяно и фреоном с маслом он заправляется, как правило, один раз на всю свою долгую жизнь.
       В одном из ремонтов, кажется в 1975 году, установка прошла модернизацию. Устаревшие МАК ФВ-12 были заменены на более современные компрессорно-конденсаторные агрегаты МАК-15, той же производительности, но кроме этого была реконструирована сама система и после этого на каждую кладовую установили всего по одному ТРВК-20, а десятки ТРВ-2М были ликвидированы. Стало лучше и не так хлопотно.
 
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 23310
  • "Неделин" 1982-92
.. "Чумикан". Воспоминания механика.
« Ответ #49 : 27 мая 2009, 11:29:15 »
Передача топлива на ходу.
 
     Передавать топливо на ходу мне приходилось неоднократно. Передавали мазут и дизельное топливо, передавали нашим кораблям и посторонним (СС-23 в октябре 1970 года). Американцам не передавали не разу, Хотя однажды такой вопрос был задан. Просили они, видимо для хохмы, по-моему тонн 15, но мы ответили, что у нас 15 тонн только по шлангам размажутся.
    Подготовка к передаче начиналась с подготовки шлангов. Их нужно было метров 400, поскольку передача шла кильватерным способом и только по кораблю до юта мы выкладывали метров 100. Шланги добывались из обоих помещений фильтров и шлангов, рассортировывались, отобранные для передачи 400 метров соединялись в единую нить и обматывались по шкафуту вокруг надстроек.
    Проверка на герметичность производилась водой из пожарной магистрали под давлением 8 кг/кв.см. Шланги заполнялись водой и выдерживались под давлением 1 час, после чего мы производили обход всего шланга и проверяли на герметичность как тело шланга так и соединения, а соединений было довольно много, шланги-то длиной по 20 метров.
     Если обнаруживали протечку, то стравливали давление, сливали воду, но не всю, а чтобы не мешала, меняли дефектный шланг или приводили в порядок соединение и всё начиналось с начала. И так до тех пор, пока не добивались полной герметичности. На это уходило дня два. После этого полностью сливали воду из шланга, отвинтив заглушку и перехватывая его над головой на вытянутых руках. После осушения шланг разматывали и укладывали змейкой на левом шкафуте. Топливо обычно выдавали через левый портик, через тот же патрубок, по которому принималось топливо, но перед выдачей удаляли из корпуса приёмный фильтр. Боцкоманда готовила специальный конец и "полотенца", с помощью которых шланг крепился к этому концу. На этом подготовку можно считать законченной.
     Начало передачи выглядело так. С помощью аварийного винтового упора и какой-то матери открывался портик (петли-то заржавели), с палубы юта подавался шланг и присоединялся к соответствующему патрубку. Корабль брался на буксир, с помощью проводника им подавался шланг, они его присоединяли и докладывали о готовности. После этого начиналась перекачка. Здесь уместно упомянуть о табели о рангах. Мы, как танкер, командовали парадом, а им оставалось добросовестно выполнять наши команды.
    Супостат крутился тут же, но не из технического любопытства, а в плане загрязнения мирового океана. Но при мне случаев не было.
    По окончании перекачки тот  корабль ставил на свой конец шланга заглушку, а к ней привязывал чековое требование. Шланг вытягивали на корабль, сливали остатки топлива и приводили в исходное.
    После всего бывала раздача слонов. Отличившихся поощряли, а с меня снимали очередной НСС, недостатка в которых я не испытывал. Как говаривают в Средней Азии: " Аллах дал - Аллах взял".
    Оно и правильно, поскольку лучшее поощрение на флоте - снятие ранее наложенного взыскания.
Никто пути пройденного у нас не отберёт