Мне очень понравилось!
Скопирую к нам.
Остров Святой Елены...
Юрий Субботницкий
Остров затерянный в безбрежности Атлантики...
ПОСВЯЩАЮ
СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ
МОЕГО ДРУГА...
МОСЕЕВОЙ НИНЫ ТИМОФЕЕВНЫ
КАПИТАНА ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ
СТАРШЕГО ПОМОЩНИКА КАПИТАНА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СУДНА (НИС)
ОТРЯДА МОРСКОГО КОСМИЧЕСКОГО ФЛОТА (МКФ)
АКАДЕМИИ НАУК СССР
ТЕПЛОХОДА "БЕЖИЦА"
С ГЛУБОКИМ УВАЖЕНИЕМ
И
С ГЛУБОКОЙ СКОРБЬЮ
АВТОР
...Теплоход "Бежица", научно-исследовательское судно /НИС/ отряда морского космического флота /МКС/ Академии Наук СССР /АН СССР/, заблаговременно находясь в дрейфе на расчётной точке у побережья Южной Америки в районе Рио-де-Жанейро, успешно отработал запуск пилотируемого космического корабля "СОЮЗ-12" с тремя космонавтами на борту, сброс /отстрел/ пустых топливных баков первой ступени и включение /запуск/ ракетных двигателей второй ступени.
Из Центра управления полётами /ЦУП/, немедленно поступило распоряжение максимально быстро перейти на новую точку "работы".
Этот рейс, в котором мы, команда "Бежицы" и представительная экспедиция учёных Академии наук, был седьмым по счёту.
В районе, куда нам предстояло перейти, никогда ещё суда такого типа и такой специализации, как у нашего теплохода, не работали.
Обогнув знаменитый мыс Горн, южную точку южноамериканского континента и успешно миновав, не менее знаменитый пролив, названный в честь безжалостного и свирепого корсара Фрэнсиса Дрейка "Бежица", покинув воды Атлантического океана, вошла в акваторию уже Тихого океана.
А далее наш путь лежал непосредственно к берегам Антарктиды, к "точке", расположенной чуть южнее Южного Полярного /Антарктического - английская версия/ круга, в море Амундсена.
Плавание в этих водах достаточно сложное и опасное, из-за множества плавающих здесь "коварных" и невероятно опасных айсбергов.
Кстати, за проход проливом Френсиса Дрейка, моряки получали право носить толстую серебренную серьгу в мочке левого уха.
Здесь следует признаться,что это право относилось к морякам парусного флота, за невероятно сложный и опасный проход под парусами, именно в этом проливе, так как здесь постоянно дуют сильнейшие встречные ветры из Тихого океана.
Такому судну, чтобы получить возможность дальнейшего плавания и продвижения вперёд, приходилось идти сложными "галсами",то есть "зигзагами" и матросам необходимо было проявить и недюжинную смелость и сноровку к такому плаванию в условиях жесточайших порывов ветра.
И хотя мы плыли и не на парусном судне, а на современном теплоходе, судовые умельцы, по такому случаю и поводу, с разрешения капитана и начальника экспедиции, изготовили специальный штамп и отлили для всех находящихся на борту "Бежицы" нагрудный знак с изображением всё той же серьги, словами "Мыс Горн - 1973"...
Согласно морским преданиям - символ серьги - спасал и от кораблекрушений и от смерти...
Как говорили древние греки:
- Есть живые, есть мёртвые....
А есть ещё и те, кто "ходит" в моря...
Моряки, повторяю, именно парусного флота, если они дополнительно к проходу проливом Дрейка, переходили экватор в точке пересечения нулевой параллели, то есть самого экватора, с нулевым меридианом, а именно в точке с координатами - ноль градусов - ноль градусов /это место у моряков ласково называется - "ПУП ЗЕМЛИ",
получали вообще "королевские" права, так например - зайти в любую таверну или, проще говоря любой кабак Земного шара, сесть за стол и, небрежно, завалив ботфорты /сапоги/ на стол, потребовать бесплатную, заслуженную огромную кружку "огненного" эля!!!...
Оцените ж красоту этого правила-закона тех славных, давних времён!!!
И представьте себе: я прихожу к вам в гости, усаживаюсь за праздничный стол, уставленный всем тем, что послал вам в данный момент сам Господь Бог и "небрежно" заваливаю свои сапоги или валенки в тарелку с шикарным холодцом...
Вы... немного или слегка шокированы..., но все радостно вскакиваете, бурно, восторженно и продолжительно хлопаете в ладошки и дружно, почти надрываясь, затягиваете песню Тамары Гвардцители - "Виват Король! Виват!"...
Великолепная картинка... не правда ли?!...
...Успешно отработав и это очередное задание Родины - при участии нашего теплохода был запущен новый межпланетный космический зонд в сторону планеты Марс - "МАРС-5", руководством ЦУПа /Центр Управления Полётами космических объектов/ было дано разрешение зайти на несколько дней на плановый перестой, а так же получения продовольствия, питьевой воды и топлива для главного двигателя в чилийский порт - Вальпараисо.
Кстати, именно порт Вальпараисо, по межправительственному договору СССР и Чили, являлся и базовым портом и, одновременно, и технической ремонтной базой для советских рыбопромысловых судов.
Вкуснейшая рыба в этом районе мирового океана ловится весьма успешно и в достаточно больших объёмах. . Рыбопромысловые сейнеры, подогнанные сюда единожды, в советские порты уже не возвращались, а команды рыбаков менялись самолётами.
Это было выгодно - не тратилось напрасно время на бесполезный перегон траулеров туда - сюда.
Но...но... тут, неожиданно, произошло совершенно непредвиденное...
Именно в этот момент в Чили был произведён государственный военный переворот...
К власти пришла антиправительственная хунта во главе с весьма известным генералом Пиночетом.
Правительственный дворец Ла Монеда в столице страны - Сант Яго-де-Чили, был подвергнут бомбардировке.
А законный президент страны, Сальвадор Альенде - был убит.
В последствии мне довелось плавать на сухогрузе, названном в память этого выдающегося и не ординарного Президента и Человека...
На центральном стадионе столицы Чили - Сант-Яго-де-Чили, был создан концентрационный лагерь для сторонников Альенде.
Советские моряки и рыбаки, находящиеся в это время на судах, стоящих в порту Вальпараисо, были арестованы и сброшены с огромной высоты в трюмы своих кораблей.
Многие погибли...
...До прихода "Бежицы" в Вальпараисо оставалось всего... тридцать шесть часов...
В связи с происшедшими событиями и непредвиденно возникшей опасности для жизни экипажа "Бежицы", на судно пришло срочное распоряжение - радиограмма из ЦУПа - немедленно разворачиваться, менять курс на 180 градусов и следовать обратно в Атлантический океан, несмотря на минимальный остаток запасов, а вернее полного отсутствия практически всего - топлива, воды, продуктов.
Возвращение "на родину" - в Атлантику, на этот раз происходило через Магелланов пролив.
Просто не могу удержаться, чтобы не сказать своеобразный "комплимент" в адрес впечатляющей, необычайно суровой, но такой заманчиво-удивительной красоте, этого мира неприступных скал и ледников...
Заход в свои порты: Буэнос-Айрес /Аргентина/, Рио-де-Жанейро /Бразилия/, Кейптаун /ЮАР/ и, даже наш базовый порт Монтевидео /Уругвай/ - нам не дала ни одна, из вышеназванных стран...
Ответы на запросы о заходе в порты были весьма лаконичны: -
- На вашем судне находится слишком много антенн неизвестного назначения!...
И вот в таком сложном положении "Бежица" оказалась - посредине Атлантического океана...
К несчастью беда, как правило, не приходит в одиночку, добавилась ещё одна, тоже совершенно непредвиденная проблема - у члена экипажа, дневальной Марины Трусь, выявился острый приступ гнойного аппендицита!
Врач, обязательно находящийся в рейсе на борту судна, оказался совершенно не опытным,не подготовленным и "не пригодным" для такого длительного и сложного рейса, в котором могло в любой момент произойти всё, что угодно, хирургом.
Направили его на судно, очевидно, "по знакомству", и вот теперь, когда срочно потребовалось его срочная помощь, как специалиста - выяснилось, что самостоятельно провести операцию он не в состоянии...
Просто боится, что не справится!!!...
А ведь речь, в данном случае, уже шла о жизни человека!...
В Москве, в Центре управления полётами лихорадочно пытались срочно положительно решить и эту возникшую ситуацию.
Выход был найден - оказать медицинскую помощь и разрешить заход в свой порт Джеймстаун согласились власти острова Святой Елены!
Суда под флагом Советского Союза в территориальные воды этого острова ещё не заходили ни разу.
А до него, до этого вожделенного клочка земли в просторах центральной Атлантики, оставалось... около четырёх суток самого полного хода.
И это в тот момент, когда счёт о жизни и смерти - идёт на минуты...
...Примерно за пятнадцать часов до подхода "Бежицы" к острову Святой Елены нас встретил быстроходный катер с врачами местного госпиталя, специально направленный губернатором к борту судна.
Чтобы не терять такое, именно сейчас необычайно драгоценное, стремительно утекающее, как вода сквозь пальцы, время - наш теплоход не останавливается, а лишь слегка сбавляет ход.
Скорости движения, и судна, и катера уравниваются.
Вот уже местные врачи, у нас на борту.
Быстрый осмотр Марины, несколько уколов. Марину на носилках слаженно, аккуратно и без промедления переносят на катер.
Проходит ещё несколько минут и спасительное судёнышко стремительно скрывается за линией горизонта.
... "Бежица", чуть подрагивая корпусом, медленно втягивается в бухту Джеймс.
После утомительной однообразно-размеренной зыби и южной и центральной Атлантики, доброе благожелательное спокойствие бухты, надёжно прикрытой отвесными базальтовыми скалами, кажется удивительно неправдоподобным. за распахнутым иллюминатором - огненные потоки лучей тропического солнца.
Южное полушарие.
"Задворки" планеты.
Где-то, далеко в стороне отсюда лежат оживлённые океанские трассы.
Едва заметная точка - клочок земли на карте мира, находящаяся на пересечении координат 16 градусов южной широты и 5 градусов западной долготы.
До Воронцовского маяка Одессы отсюда 5604 морские мили - /морская миля равняется 1852 метрам/.
Точка эта - остров Святой Елены.
Стоянка здесь рейдовая.
Едва судно бросило якорь и "вышло на канат", то есть стабильно заняло точно обозначенное руководством порта место, на борт поднялись местные власти и многочисленная, причём, я подчёркиваю - очень многочисленная любопытствующая публика.
Ещё бы - в их порт зашёл необычный корабль с необычным профилем и странными, многочисленными антеннами и красным, цвета крови, до этого никогда не виданным флагом на корме.
СССР, Советский Союз, странное название порта приписки судна - "Одесса" и очень, очень чем-то неуловимым отличающиеся от них бородатые, улыбающиеся приветливые моряки...
Всё это, очевидно, вызывало неподдельный, я бы даже сказал - какой-то почти детский интерес...
И... ещё одна, совершенно диковинная новость, которая буквально взбудоражила местное население: на капитанском мостике находились одновременно два (!!!) капитана дальнего плавания - Баглай Владимир Георгиевич, а рядом стоял, вернее стояла в морской офицерской форме, ещё один капитан дальнего плавания, женщина - Мосеева Нина Тимофеевна!!!...
Наш "второй" капитан, Нина Тимофеевна - одна из всего лишь нескольких женщин - морских капитанов дальнего плавания Советского Союза /четырёх/, которая в этот рейс была направлена в должности старшего помощника капитана!
И это было уже просто... совершенно невероятно...
Женщина - капитан дальнего плавания!!!
Ну и... ох уж эти русские, вечно что нибудь выдумают...
Самая первая и такая приятная для экипажа новость - нашей Марине уже успешно сделана операцию и её жизни уже ничего не угрожает!
Всё обошлось и всего лишь многочисленными волнениями!
Пользуясь неожиданной, незапланированной стоянкой машинная команда под руководством второго механика Олега Котовича занялась выполнением назревших и срочных ремонтно -профилактических работ, а палубная команда во главе с боцманом Василием Маломаном, спустив подвески, приступила к аварийной покраске достаточно хорошо поржавевшего корпуса, чтобы "не ударить в грязь лицом" перед местными аборигенами и прогнозируемым нашествием любопытствующей публики, для которой каждый новый заход корабля в порт - это бесплатный праздник, тем более, что приход нашей "Бежицы" на Санталину /так скороговоркой звучит название острова/ был совершенно не ожидаем и никогда не планировался!...
На следующее утро все свободные от вахт и судовых работ члены экипажа и экспедиции, тщательно выбритые и "отутюженные", спустившись на моторные боты-шлюпки отправились в город.
Над пристанью у городских ворот развевается огромный флаг Великобритании.
Остров, открытый в 1502 году португальцами - колония Англии.
Столица Святой Елены - Джеймстаун, она же и его единственный город, расположилась в глубокой горной расщелине.
Население острова составляет всего около 5000 человек.
Так как остров очень небольшой - общая территория составляет всего 122 квадратных километра, все жители хорошо знают друг друга.
Неожиданный приход советского судна сразу же становится, всеми обсуждаемым событием, номер один.
Новость о том, что "русскую леди" доставили в госпиталь "из океана", да ещё таким срочным и необычным образом, гораздо раньше самого прихода судна и уже успешно сделали операцию, мгновенно разнеслась по самым отдалённым уголкам.
Из всех окон и подъездов обоих сторон центральной Майн-стрит нас "жадно" разглядывают.
Мы рассаживаемся в открытые машины, напоминающие знаменитую "Антилопу-Гну".
Такую антикварную коллекцию старинной автомобильной техники я, пожалуй, видел только в Гаване, на Кубе.
Оказывается, именно это является своеобразной "фишкой" туристической "витрины" Святой Елены.
И именно в таком варианте, местные гиды показывают красоты острова заезжим немногочисленным путешественникам.
Одной из машин управляет шипшандлер 9специальный агент осуществляющий оформление и доставку продовольствия, пресной воды и кое-какого необходимого технического снабжения на судно) Соломон.
Неожиданно выясняется, а может и придумал (сладко приврал), что его родственники-предки родом из Одессы!
Это же надо!!!...
Даже сюда, в безбрежные дали Атлантического океана, пробрались предприимчивые одесситы!
По серпантину дороги, если эту узенькую тропинку можно с превеликой натяжкой назвать дорогой и которая, к тому же с завидной смелостью "цепляется" к почти отвесным иссиня чёрным базальтовым скалам и напоминает хитроумные морские узлы, отправляемся в глубь острова на осмотр местных достопримечательностей.
Земляк Соломон, доверительно наклонившись ко мне и методично дёргая за рукав рубашки, великодушно предлагает приобрести у него сигареты "по сходной цене", которые, кстати, стоят здесь довольно дорого из-за большого расстояния доставки.
- Русские - хороший народ!
Русские - хорошие моряки!
Да, да!
Очень хорошие и... смелые...
Постепенно завязывается беседа, из которой я узнаю, что ему 28 лет, он женат, у него подрастает дочь.
С работой на острове сложно, заработки незначительные.
Почти все продукты питания привозные и поэтому стоят дорого.
Ещё на пристани мы видели штабеля мешков с кукурузой, на которых стояло клеймо " Произведено в ЮАР - Кейптаун".
На Святой Елене местные фермеры выращивают по новозеландской технологии лён, разводят скот.
Главная достопримечательность и "бренд" острова Святой Елены - это то, что сюда в качестве пленника после разгромного поражения при Ватерлоо в 1815 году был привезён Наполеон Бонапарт.
Именно здесь он же и умер, будучи отравленным своим же верным и любимым поваром, который при приготовлении пищи заботливо и щедро добавлял в неё мышьяк и ртуть.
Этот факт доподлинно был установлен учёными позднее, подвергнув тщательному исследованию волосы при эксгумации тела Наполеона.
И именно это последнее исследование развеяло тайну его смерти.
Но, надо признаться, до сих пор, всё же существует несколько версий смерти Наполеона.
И одна из них - рак желудка, который мог быть спровоцирован всё тем же мышьяком...
За шесть лет ссылки на острове Наполеон сменил несколько домов-резиденций.
В одном из них, последнем именуемым - Лонгвуд (Длинное дерево) в том, где прошли его последние годы и... дни создан музей.
Бывшая резиденция Императора с прилегающей территорией арендуется у Англии Францией и обнесена деревянной изгородью.
Перед входом на флагштоке гордо развевается трёхцветный французский флаг.
В музее собраны немногочисленные личные вещи Наполеона.
Известно, что император отличался бытовым аскетизмом.
Здесь стоит его скромная, очень скромная-солдатская походная кровать, подчёркиваю - именно походная кровать!
На стенах много картин и на одной из них, как это ни странно, изображён русский царь Александр - первый!
В одной из комнат находится бильярдный стол.
И именно здесь в бильярдной, возле этого "исторического стола" Наполеон почувствовал себя совсем плохо и вскоре, 5 мая 1821, в 17 часов 49 минут - скончался.
В резиденции хранится первая посмертная маска Бонапарта.
И, хочу обратить ваше внимание, одна из трёх первых посмертных масок Императора, почему-то хранится на Кавказе(!!!), в грузинском городке Зугдиди.
Смотритель музея показывает нам полукруглую выемку в ставне окна, вырезанную, по его словам, собственноручно самим Наполеоном.
До самого своего последнего момента Император надеялся, что, для его спасения, за ним обязательно, обязательно приплывёт корабль и он, и на этот раз, окажется на такой желанной свободе!...
Провожая команду "Бежицы" после визита, смотритель попросил на память для музея что нибудь именно, исконно - "русское".
Его просьба была удовлетворена, так как уже заранее были, для такого случая, припасены и знаменитые, красочно-расписные деревянные матрёшки, и великолепные изделия Хохломы, и, даже, огромная балалайка!...
...После осмотра музея спускаемся в тенистый, густо заросший секвойями парк с названием "Долина герани".
Именно здесь находится место первоначального захоронения, гробница Императора Наполеона Бонапарта.
Вокруг могилы - чугунная ограда.
Внутри - большая потрескавшаяся от времени плита, занимающая почти всю внутреннюю площадь бывшей могилы и обсаженная редкими кустиками цветов.
Некоторые навершия прутьев ограды отбиты и отпилены.
Это результат и следы вандализма рьяных туристов - охотников за памятными сувенирами, которые готовы добыть их любой ценой!
Ограда совершенно "глухая" - в ней нет калитки и попасть во внутрь невозможно.
Боковые углы ограды дополнительно, почему-то укреплены чугунными витиеватыми упорами...
Могила в настоящее время пуста и пуста давно, гроба с человеческими останками внутри нет!
На могиле, нет совершенно никакого упоминания, что здесь находилось захоронение великого завоевателя, почему-то нет ни доски с эпитафией и вообще нет ни единого слова...
И только лишь, через двадцать лет после кончины Наполеона, Англия дала, наконец-то после неоднократных просьб-требований Франции, разрешение на перезахоронение останков Императора на Родине.
Таким образом, только в начале декабря 1840 года Бонапарт навсегда вернулся домой во Францию.
Окончательная гробница Наполеона теперь и навсегда будет находиться в Париже, в величественном Соборе Дома Инвалидов.
Здесь хочу привести любопытную подробность - верхняя часть надгробия изготовлена из редкого по красоте и очень дорогого карельского красного порфира, как ни странно привезённого из России и подаренного Франции русским царём Николаем 1 со словами:
- Уж для Наполеона мне и России и куска глыбы не жалко!!!.
А весила эта глыба до обработки, немного-немало, а всего-то 200тонн...
Просто теряюсь в догадках, как в то время могли, из Карелии перевезти в Париж такую тяжесть?!...
Да!
Такие вот петли и виражи истории...
Побывали мы и во дворе дома самого губернатора острова, который, кстати, управляет несколькими, довольно далеко расположенными друг от друга островами: Вознесения, Тристан-да-Кунья и Гоф.
Здесь на подворье мы смогли увидеть, едва передвигающуюся от старости огромную, невероятно огромную черепаху по имени Джонатан, обитающую здесь со времён пребывания на острове Бонапарта.
Эта черепаха является реликвией острова и очень заботливо оберегается жителями Святой Елены.
Её возраст подходит к двум столетиям и, по преданию, когда-то была подарена Императору для забавы и развлечения.
А рядом с отцом - патриархом, резвятся несколько совсем молодых потомков.
Подумать только - а ведь эта черепаха ещё "помнит" самого Наполеона Бонапарта!!!...
Справа от городских ворот, у выхода в город из порта, очень круто, наверх базальтовой скалы, на высоту более 300 метров поднимаются своеобразная лестница именуемая - лестница Иакова, из выдолбленные в ней ступеней.
Их насчитывается 699 !!!
Рядом с о ступеньками, предусмотрительно приделаны односторонние перила.
Да!!!...
Без перил так круто и так высоко можно было подняться с реальным риском для жизни.
Местные жители подтвердили, что - да(!!!), такие случаи со смертельным исходом имели место быть.
Поэтому для страховки и соорудили перила.
Еле дыша и "рискуя своими жизнями", мы взбираемся наверх.
Лестница приводит нас к старинному форту, где грустно скособочившись и вспоминая лихие времена, торчат две древние пушки, когда-то грозно охранявших вход в бухту Джеймс.
Не можем отказать себе в удовольствии полюбоваться, просто поражающим воображение,захватывающим неописуемой красотой видом, распахнувшимися перед нами безбрежными далями Атлантического океана...
В расположенной недалеко от Джеймстауна небольшой деревушке, к нам подошли несколько молоденьких девчушек-мулаток.
Преодолев робость первых минут разговора, у нас завязалась оживлённая беседа, во время которой, нехватка необходимого запаса слов с обоих сторон, с лихвой сопровождалась активной жестикуляцией и лицевой гримасами.
Любопытству девчонок небыло предела, а интересовало их очень и очень многое:
- Долго ли простоит возле Святой Елены наш корабль?
- Как чувствует себя русская леди?
- Много ли женщин на нашем судне?
- Как давно мы не были дома?
- Живы ли наши родители?
- Не проголодались ли мы?
Поступили нам и весьма "заманчивые предложения"... одновременно с вопросом:
- У всех ли нас-моряков есть жёны?!
И, если что, то они, без проблем, могли бы скрасить наше холостяцкое одиночество и "помочь размагнититься!".
Это - без проблем...
Более того, они согласны составить наше семейное счастье и на долгосрочной, юридически оформленной основе...
И, более того, согласны даже на переезд на постоянное место жительства - в СССР...
Много вопросов, порой по-детски наивных, было задано и о другой, по мнению местного населения, героине нашего захода на их остров, о нашем "втором" капитане - Нине Мосеевой.
Местную публику этот факт просто потрясал!...
В ожидании очередного прихода нашего судового моторного катера, мы зашли в городской сад отдохнуть и, хотя это было строжайше запрещено, попробовать местного пива.
Пивом мы остались довольны...
Но мгновенно вокруг нас собралась развесёлая ватага местной любопытствующей детворы.
И такой вариант исхода событий у нас был предусмотрен - мы запаслись сувенирами, какие вместо Бога нам послал первый помощник капитана и предусмотрительная Нина Тимофеевна!
Надо признаться - особой популярностью пользовался красивый, презентабельный значок с силуэтом флагмана Морского Космического Флота Академии Наук Советского Союза - теплоходом "Космонавт Юрий Гагарин".
Восторгам и счастью местной голоштанной ребятни не было границ...
Действительно, просто уникальное судно было построено в СССР для работы с "космосом".
Такого класса корабля до этого на земном шаре - просто не существовало!!!
И когда этот красавец-теплоход приходил в любой порт мира, желающих посмотреть на него и, даже, подняться на его борт для экскурсии, приходили тысячи и тысячи зрителей.
Помню тот факт, что для того, чтобы "немного похвастаться" этим уникальным красавцем, потрясти воображение населения Земного шара своими технологиями и научными достижениями, руководство Советского Союза даже организовало в этих целях рекламную акцию в виде, почти кругосветное плавание "Космонавта Юрия Гагарина", с заходами в крупнейшие порты мира.
Первый космонавт Земного шара - гражданин Советского Союза - Юрий Гагарин, посмертно воплотясь в этот корабль современнейшей науки, и в этом качестве, продолжал работать, и поражать воображение землян!!!
Пять суток простояла "Бежица" на рейде острова в бухте Джеймс.
И каждый день местные жители приходили в госпиталь проведать нашу Марину.
Её палата была просто "завалена" цветами и тропическими фруктами!
... И, вот совершенно неожиданно, подкрался момент прощания с гостеприимной "во всех отношениях" Святой Еленой.
"Виновница и причина" нашего, совершенно не планируемого захода на этот остров и непредвиденной, пяти суточной стоянки, уже самостоятельно лихо спрыгнула на катер с огромным букетом цветов.
Думаю, что, наверно, всё местное население в полном составе пришло проводить нас, а заодно, на причал было привезено просто неимоверное количество мешков с фруктово-тропическими дарами!
Отплывающему на судно последнему катеру, долго махали вслед...
К вечеру, когда на тугой чёрный бархат тропического неба незримая рука высыпала алмазную россыпь бесчисленных звёзд, "Бежица" опять отправилась в безбрежные океанские дали к нашему "рабочему квадрату" в районе Рио-де-Жанейро.
...Попутно хочу пояснить, почему наша "Бежица" привязано-постоянно "крутилась" именно здесь.
При запуске космической ракеты-носителя с космическими объектами на борту, с далёкого от сюда Байконура, ракета выводится на первоначальную орбиту первой ступенью ракетных двигателей.
Ракета, набрав расчётную высоту и используя скорость вращения Земли, продолжает полёт над Средней Азией, Китаем, просторами Тихого океана и миновав Южную Америку выходит уже в Атлантическом океане на эпицентр, тщательно расчитанной точки, где заблаговременно находится наш корабль.
И именно в этой точке прекращают работу ракетные двигатели первой ступени.
Пустые топливные баки обязательно должны быть здесь сброшены, так как они не дадут возможности запуститься двигателям второй ступени.
И именно этот момент является очень ответственным и сложным!
Специальные замки удерживающие до сих пор эти пустые баки с отработавшими свой цикл двигателями отстреливаются /подрываются/ специальными пиропатронами, либо автоматически, либо при возникновении дополнительной проблемы, эта операция выполняется в ручном режиме.
Если и этот вариант даст "сбой", тогда с нашего судна будет подан специальный сигнал на дополнительный принудительный подрыв замков и сброс ненужного уже оборудования.
Тут же мгновенно запускаются двигатели второй ступени, которые выводят космический объект на расчётную необходимую для дальнейшей работы орбиту.
Ну, а в случае необходимости отправки космического объекта в "дальний космос", существует и третья ступень с дополнительными запасами топлива и своими двигателями.
...Иссиня-чёрные скалы с редкими точками огней постепенно исчезли за кормой.
Прощаясь с островом, мы испытывали непередаваемо щемящее чувство грусти.
Мы снова уходили в безбрежность Атлантики выполнять очередное "космическое" задание Родины зная, что здесь, на этом крохотном клочке суши, затерянном среди пустыни океанских волн, у нас остались добрые, чуткие друзья!...
А экипаж "Бежицы" вновь ждала сложная, напряжённая и такая, невероятно ответственная и работа, по программе продолжения изучения секретов таинственного космоса...
Каждый член экипажа получил в подарок и увозил с собой, в память о единственном в жизни посещении острова Святой Елены, преподнесённым нежданно-негаданно, Его Величеством Случаем - треугольный вымпел-флажок ярко красного цвета, изготовленный из сукна, специально выработанного по французской технологии времён Наполеона, из которого шилась форма солдат наполеоновской армии, с изображением спасительного парусника, которого Император так и не дождался...
Этот вымпел на небольшом флагштоке, до сих пор стоит /и стоял всё это время/ на моём рабочем письменном столе рядом с бронзовой антикварной фигуркой печального Императора, приобретённой по случаю на "блошином" рынке Амстердама, который, наклонив в раздумье голову, в скрещённых руках держит свою знаменитую подзорную трубу...