Автор Тема: Воспоминания тех, кто ходил на судах ЧМП  (Прочитано 534 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22932
  • "Неделин" 1982-92
.. Воспоминания тех, кто ходил на судах ЧМП
« Ответ #3 : 08 декабря 2023, 15:47:00 »
<a href="https://www.youtube.com/v/I10hap63jPM" target="_blank" class="new_win">https://www.youtube.com/v/I10hap63jPM</a>
Никто пути пройденного у нас не отберёт

Оффлайн Владимир Капранов

  • Товарищ
  • *
  • Сообщений: 584
  • НИС "Космонавт Юрий Гагарин" 1984г -1993г.
.. Воспоминания тех, кто ходил на судах ЧМП
« Ответ #2 : 08 декабря 2023, 14:56:56 »

     На одном из дисков, взятых мной у сестры Анатолия Капитанова, нашёл эти воспоминания. Публикую как есть.

                                                                                                                                        Гордеев Борис Иванович

Записки воспоминаний члена экспедиции
НИС «Космонавт Владимир Комаров».

  Научно - Исследовательское Судно «Космонавт Владимир Комаров» - КВК в дальнейшем, это плавучий научно - измерительный комплекс, предназначенный для управления космическими аппаратами типа ДОС - долговременные орбитальные станции (Салют, Мир), ИСЗ - искусственные спутники земли (Молния – 1), а также обитаемые космонавтами космические аппараты ВОСТОК, СОЮЗ. Работая с 1973 года по 1981 год, по своей насыщенности событий, хватило бы и целой жизни некоторых людей (по выделенному адреналину- так это точно).
   Все было необыкновенно-особенным, впервые и первый раз.
   Экспедиция 1973 года не была связана с полетами космонавтов, или обслуживанием ДОСа «Салют». Но начнем с того, что нужно было разобраться по существу, чем и с кем предстоит заниматься в будущем. На тот период развития техники, вычислительной комплекс был оснащен ЭВМ «Минск-22».
   Работать и изучать техническую часть ЭВМ мне пришлось на Вычислительном центре НПО «Кислородмаш» на заводе «Автогенмаш» в г. Одессе. К моменту перехода в Службу космических исследований отдела морских экспедиционных работ (СКИ ОМЭР), у меня уже сложился достаточный опыт и знания этой чудной на то время ЭВМ –второго поколения.
  Программное обеспечение вел Тагильцев Боря, который квалифицированно и доходчиво по всем программам дал ключевые объяснения и особенности. Если быть кратким, исходя из назначения «КВК» - это управление космическими аппаратами, связь и ретрансляция информации в ЦУП (через спутники связи «Молния-1»), с ДОС- (Салют Мир) - долговременные орбитальные станции.
  По начальным условиям движения объектов, получаемых из ЦУПа (Центра управления полетами), мы на ЭВМ просчитывали прогнозы движения «М-1», ДОСа и запускаемых «СОЮЗ» ов с космонавтами на борту. С капитанского мостика от дежурного штурмана получали географическое место КВК - долготу и широту, заносили в ЭВМ и выдавали Целеуказания(ЦУ) на видимую траекторию витка объекта для командного радиокомплекса, для комплекса приема телеметрии, радиосвязи УКВ с космонавтами, а также для ретрансляционного комплекса через спутник «Молния-1». Приближалось время очередного 10-го экспедиционного рейса КВК
  В конце декабря планировался визит Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева на Кубу.
Для обеспечения связью через спутник «Молния-1», КВК вышел 5 декабря 1973 года в Северную Атлантику, в точку где-то между Исландией и Гренландией.
        Задание конечно ответственное. На исходе второй недели, подходя к предполагаемой точке начались шторма со снежными зарядами. А далее началось что-то просто невероятное. Все что плохо закреплено, было сорвано и выброшено за борт. Крен до 40 градусов, парусность повышалась наличием защитных шаров. Нас сопровождало радиотехническое военное судно Черноморского Флота «Челюскинец». Огромные волны накрывали его полностью вместе с антеннами, которых было до десятка, если не более. Сьемка, проводимая мною любительской кинокамерой Кварц 8-мм зафиксиксировала верхушечки антенн, а затем медленно и уверенно само судно. Волнение более девяти, а временами шквал, переходящий в ураган! Как умудрялись на камбузе готовить питание, это только коки знают, но в каюты компании кушать было просто проблемно, и тем не менее - умудрялись.
  Можно себе представить картину, - со стола падает кастрюля с борщем, кто-то крадется с тарелкой второго блюда с трудом удерживая равновесие – скользит по полу залитый секундами ранее борщем и летит вместе с этим под столы противоположного борта. Не знаешь, толи смеяться, или что - то другое (плакать, например), но ни того, ни другого не было. Надо было приспосабливаться и приспосабливались.
  Атмосфера на рабочих местах была рабочая и интересная. Все было повторяюсь впервые и первый раз.
  Довольно быстро разобрался в математическом программном обеспечении.
  Работали в две смены. На одном из сеансов, поднимают по телефону - отказ ЭВМ. Разбираюсь в чем суть. В деталях - не работает команда счетчика цикла ЦУ (Центральное управление ЭВМ). Аварийный останов на передаче «+ 1 в Счетчик цикла», на управляющем триггере нет разрешающего уровня. Собрались все начальники электронщики. Попросил не мешать. Надо отдать должное, корректно и без помех. Внимательно осматриваю монтаж этого триггера, растрепываю жгут, и.… вот она причина! Трудно поверить, но - факт! Шина «+2.5 v», которая проходит через отверстия в ламелях всех ячеек, просто не пропаяна. Вся шина в ряду других ячеек пропаяна, а эта как раз пропущена, и сразу не видно, пучки монтажа как-бы закрывают эту точку. Раздвинул конечно монтаж, включил паяльник, после этого показал причину отказа. Пока приходили в себя, не верилось как-то, что с 1967 по 1973 годы - 6 лет ЭВМ работала на приложенном касательном контакте. Но шторма в конкретном рейсе создали ситуацию отказа контакта и сбоя ЭВМ.
  Волнения конечно были и в других рейсах, но таких штормов КВК еще не испытывал на все ушло кругом - бегом около часа. Тестирование нормальное. Успели выдать целеуказания ко времени связи через спутник М-1.
  Далее, что запомнилось в этой экспедиции 1973 года, это то, что мне было предложено поработать ключем в качестве радиотелеграфиста для передачи сигнала радиомаяка (срочная служба на ВМФ не прошли даром). Самолет с Генсеком использовал сигнал маяка для ориентирования и пролетая над нами, летчики сообщали нам - видят и слышат нас отлично - спасибо.
  Работа успешно завершена. Идем на Рейкьявмк и домой. 25-27 декабря зашли в Рейкьявик. Полярная ночь, к 12.00 полдень - просветлело, а к 14.00 стало уже темно. Что было отличительно между нами и местным населением, мы застегнуты по всем петлям и пуговицам в шапках, а местная молодежь (молодежи было очень много) ходили просто грудь нараспашку, и без головного убора. Одно было хорошо, земля под ногами у нас уже не качалась.
  Чем ближе мы подходили к Гибралтарскому проливу, океан становился все спокойнее и теплее. Быстро забылось, что совсем недавно нас бросало как щепок по волнам. Таким запомнилась мне эта экспедиция на КВК.
  К следующей экспедиции мне удалось обработать и смонтировать фильм. Участникам этого рейса было очень интересно еще раз вернуться к тем штормовым условиям, когда КВК вместе с нами работал в Северной Атлантике. Я предупредил о любительском уровне фильма и что смонтированы все материалы какого бы качества они не были. Насколько я помню, результат оказался положительным. Неужели это было с нами? Да - это было с нами.

Межрейсовый период.

   КВК стоял у причала Морского вокзала в п. Одесса. Экспедиция готовилась к следующему рейсу.
 Предстояла контрольная работа по всему техническому комплексу
 Из команды ЭВМ-щиков оказался один. Тестирую ЭВМ. Тестирование «АУ»-
 (Арифметическое устройство) дает отказ по команде «+43», команда деления не хочет делить
   Небольшая экскурсия в прошлое. ЭВМ научили только складывать «А» +» В», в том числе и современные персональные компьютеры. Начало вычислительной математики, а далее уже техники. В чем суть? Английский математик Джеймс Буль в 50 - х годах 19 -го столетия (1850г.) предложил алгебру логики чисел в двоичой системе счисления, которая стала называться в дальнейшем алгеброй Буля. Он ввел типы кодов - прямой, обратный (инверсный), дополнительный и модифицированный коды. Операция сложения двух чисел «А» +» В» производится в прямых кодах.
   Операция вычитания «А»-«В» производится так, число «А» в прямом коде, а число «В» преобразуется в обратный (инверсный) код и «+1» в младший разряд - получаем дополнительный код, далее операция обычного сложения, а получаем результат вычитания.
   Операции умножения или деления производятся так - число «А»-прямой код, число «В» - обратный (инверсный) и сдвиги в зависимости от значащих чисел. Иными словами, каждой операции свой алгоритм.
   Итак, отказ по команде «Деление». Работаю спокойно, над головой никто не стоит. Число «В» передается в регистр с инверсией, стоп - один из разрядов не реагирует, триггер не выполняет режим - инверсия. Нахожу триггер регистра, разбираю аккуратно жгут проводов связи и, есть - обрыв провода триггера управления инверсией. Как был оборван провод - трудно судить.
   Устраняю обрыв, команда «+43» стала оперировать операцию «Деление».
 Расчеты целеуказаний выданы в обычном режиме.
 
11- й рейс НИС «КВК»
   Постепенно экспедиционные работы становились будничной работой, но ответственность и напряженность было постоянным. Создана была рабочая аура, каждый знал свое место. КВК вышел на работы 14.03.74 г. и возвратился 08.12.74г. За этот период выполнялись работы по обслуживанию и управлению космическими аппаратами «Салют-3» пилотируемый «Союз-14», стыковка и обслуживание. «Союз-15» пилотируемый космонавтами Сарафановым и Деминым. Работы по обслуживанию проводились в районе о.Сейбл - траверс г.Галифакс

12 – й рейс НИС» КВК»

   КВК вышел на очередные работы 27.05.1975г. и возвратился 24.08.1975 г. Выполнялись работы по «Венере-9» и «Венера-10». Запоминающим моментом на фоне привычных уже работ, имело место - явление непохожее на обыденное. К такому случаю можно отнести - явление мираж в Средиземном море при переходе в точку залива Сидра по работам «Венера-9» и «Венера-10».
   КВК идет курсом на восток, справа по борту виден Тунис – северное побережье Африки. Очень жарко – влажность высокая, просматривается текучесть воздуха. Между КВК и побережьем Туниса встречно проходят торговые суда, слева по борту КВК - бескрайняя лазурная синева Средиземного моря. В 14.20 –14.30 по громкой связи с капитанского мостика сообщили о наблюдаемом явлении Мираж!
   Слева по борту, там, где была бескрайняя лазурная синева - появилось уникальное природное изображение с частотой хорошего телевизионного сигнала - красивый берег моря, желтый песок пляжа, не могу утверждать, что были видны купающиеся или отдыхающие люди, но деревья на побережье хорошо просматривались и яхты с белыми парусами в прибрежной зоне и видимо припаркованных стоящих близко друг от друга в небольшой излучине бухты. Справа по борту, идущие встречным курсом суда приобрели зеркальное изображение, т.е. судно начиная от воды – перевернута вниз головой строго зеркально. Как это явление объяснить? Это явление было снято мною на кинопленку цветного изображения формата Супер-8 мм кинокамерой Аврора. Каково же было мое разочарование, когда после проявления, монтажа и далее просмотра - …увы, обычная лазурная синева и суда в реальном представлении.
   Никакого миража извините нет. Сказки и байки на этом закончились.
   Явление мираж имеющее место - оазис в раскаленной пустыне, нечто иное как передача информации через оптико - микроскопические частицы молекул воздуха, и как результат - возникает отражение световых лучей в атмосфере при необычной распределенной плотности воздуха по вертикали.
   Мнимые изображения, кинопленка и фотопленка не фиксирует. Это только уникальность человеческого глаза просканировать информацию на определенной видимой нам частоте.
   Это не великая новость и не открытие, но сказочку увидеть наяву – явление согласитесь - запоминающееся.
 Курс о.Сейбл - широта траверс г. Галифакс (Канада), а если быть точнее, то В=+44 градуса 50 минут северной и L= –59 градусов 45 минут западной долготы. Выполняем работы по обслуживанию пилотируемого «Союз-18» с космонавтами П. Климуком и В. Севастьяновым, стыковкой с орбитальной станцией «Салют-4». Встреча с НИС «Космонавт Юрий Гагарин», которому поручено обслуживание исторической стыковке космических кораблей СССР и США «Союз – Аполлон».
 НИС «КВК» поручено было находиться в той же точке в дежурном горячем резерве.
 Закончены работы по «Союзу-18» и «Салюту-4». Прощание с НИС «КЮГ». Курс на Лас-Пальмас и домой.

 
О том , как кандидата в депутаты -- « в двигали ?1 » 1978 г.
   В одном из рейсов, предстояло принимать участие в голосовании по выборам в Верховный Совет СССР. Работа по управлению и обслуживанию полетов космических аппаратов это главное, но выборы, как важная политическая компания - обязательная тоже.
 По поручению П.И. Осолинского , нужно было написать программу печати бюллетеней по приложенному образцу. Кандидатом в депутаты был начальник Черноморского Морского пароходства (Лукьяненко), и в графе «Кем выдвинут» - ниже строкой собранием рабочих Одесского порта. Программа была написана, проверена, бюллетени отпечатаны. Настал день выборов, в 4.30 утра, телефонный звонок, П.И. тревожным голосом – ко мне? Тревожный голос, воздействовал как ракетное топливо двигательным движениям, приближенное к скорости «звука». П.И. кладет передо мною бюллетень, и я ничего не обнаруживаю. Острый карандаш остановился на верхней строке «Кем выдвинут» --и …нет буквы «ы», читается
 «Кем в двинут » !
 Холодный пот на лбу, а что внутри творится никто не знает, выброс желчи и вредных примесей --просто кошмар!
  П.И. спокойно, бегом на ЭВМ и разберись в чем дело. Время показывало 04.45. Во всяком случае, мне показалось, что голос у П.И. - тревожный. Это придало мне дополнительное ускорение, в подвале очутился в момент, если так, можно сказать.
   Если не быстрее момента! Включаю ЭВМ. Важный момент, к достоинству этой ЭВМ следует отнести то, что оперативная память (МОЗУ), собрана на ферромагнитных сердечниках (торах), т.е. при включении и выключении ЭВМ, в МОЗУ сохраняется информация последней работающей программы. Это достоинство оказалось для меня спасением в полном смысле этого слова. Находим место «Кем выдвинут», буква «ы» на месте, код «+47» есть!! Так в чем же дело?
   Тестируем АЦПУ—алфавитно –цифровое печатающее устройство.
 Разряды этой позиции не печатаются? по всем строкам (сверху –вниз) . Надо же так попасть, никто не заметил, т.к. по этому разряду другой информационной нагрузки - не было.
  Находим адрес ячейки с этим разрядом, «Нулевка»- предохранитель сдохла, не выдержала выделенной энергии разряда конденсатора по этой позиции.
   Запаиваем новую «нулевку», и выдаем бюллетени, их надо было порядка 280 экземпляров. ЭВМ печатала, а мы в несколько рук успевали только по формату образца рвать исправленные бюллетени.
 05.45 - сдали П.И.
   Очень долго приходил в себя. «Кем в двинут « - нарочно не придумаешь .
 Вроде ничего особенного, пропущен разряд, -а нет, - смысл настолько изменился, что если-бы за иллюминатором судна был 1937 год, «лагерь лесоповала», наверное, лет так на 10 - был бы обеспечен. Искаженный смысл - как злая шутка, интерпретируй в любую сторону.
 Разговор с П.И. наедине – «хорошо, что в памяти все сохранилось», хороший и человеческий итог.
 Если бы в памяти был «+17» т.е. пробел, а не «+47», не знаю, чем бы все это закончилось? Однако зарубка на сердце и в памяти отложилась, с одной стороны история забавная, а с другой - не очень.
 
                                                                                                                 На этом пока, пока ?

Онлайн Вахтенный у трапа

  • Служил советскому народу
  • Ветеран ПИК. Администратор
  • ***
  • Сообщений: 22932
  • "Неделин" 1982-92
Воспоминания тех, кто ходил на судах ЧМП
« Ответ #1 : 04 декабря 2023, 11:08:10 »
Эту ветку создал по просьбе В.Н.Капранова.
Никто пути пройденного у нас не отберёт